Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко Александр Николаевич

Статья посвящена осмыслению методологических подходов к формированию стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности страны. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что сегодня процесс обеспечения экономической безопасности страны трактуется разнопланово. Автор выделил недостатки существующей методологии в стратегическом планировании и трудности в реализации государственной системы планирования экономической безопасности. В статье предложена комбинация подходов для построения стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литвиненко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF STRATEGIC PLANNING IN THE FIELD OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

The article is devoted to the understanding of methodological approaches to the formation of strategic planning in the field of ensuring the economic security of the country. The relevance of the problem under study is due to the fact that today the process of ensuring the economic security of the country is interpreted in different ways. The author highlighted the shortcomings of the existing methodology in strategic planning and difficulties in implementing the state system of economic security planning. The article offers a combination of approaches for building strategic planning in the field of ensuring Russia’s economic security.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

Научная статья УДК 351.82

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-299-305 NIION: 2015-0066-6/22-579 MOSURED: 77/27-011-2022-06-778

Методологические аспекты стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности страны

Александр Николаевич Литвиненко

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, lanfk@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена осмыслению методологических подходов к формированию стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности страны. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что сегодня процесс обеспечения экономической безопасности страны трактуется разнопланово. Автор выделил недостатки существующей методологии в стратегическом планировании и трудности в реализации государственной системы планирования экономической безопасности. В статье предложена комбинация подходов для построения стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности России.

Ключевые слова: стратегическое планирование, экономическая безопасность, система управления, методология

Для цитирования: Литвиненко А. Н. Методологические аспекты стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности страны // Вестник экономической безопасности. 2022. N° 6. С. 299-305. https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-299-305.

Original article

Methodological aspects of strategic planning in the field of ensuring the economic security of the country

Alexander N. Litvinenko

Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia, lanfk@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the understanding of methodological approaches to the formation of strategic planning in the field of ensuring the economic security of the country. The relevance of the problem under study is due to the fact that today the process of ensuring the economic security of the country is interpreted in different ways. The author highlighted the shortcomings of the existing methodology in strategic planning and difficulties in implementing the state system of economic security planning. The article offers a combination of approaches for building strategic planning in the field of ensuring Russia's economic security.

Keywords: strategic planning, economic security, management system, methodology

For citation: Litvinenko A. N. Methodological aspects of strategic planning in the field of ensuring the economic security of the country. Bulletin of economic security. 2022;(6):299-305. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-299-305.

Введение

Совершенствование системы стратегического планирования и последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются элементами, определяющими развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики.

Стратегическое планирование лежит в основе поддержания устойчивого социально-экономического развития России, и как результат - в обеспечении национальной экономической безопасности. На протяжении десятилетий остаются предметами дискуссий базовые элементы системы планирования: плановые и отчетные

© Литвиненко А. Н., 2022

показатели, охват планами субъектов планирования, алгоритмы составления, согласования и корректировки планов, методики планирования, методы анализа и обеспечения сбалансированности, инструменты стимулирования субъектов планирования.

В настоящее время встала проблема создания системы стратегического планирования, учитывающей специфику современных задач управления экономикой. В ходе стратегического управления экономической системой заглавным, - наряду с организационной стороной стратегии, процедур согласования решений, корректировкой стратегии, - стал поиск путей преодоление последствий от кризисов и осцилляционного развития

экономики страны. Ведь стратегия является не константой, а выступает лишь как достаточно стабильная компонента экономической системы [1].

Собственно последовательность проведения государственной политики во многом предопределяется наличием и качеством государственного планирования. Представляется не только полезным, но и крайне актуальным, проанализировать построение политики обеспечения экономической безопасности российского государства с точки зрения государственного стратегического планирования.

Сегодняшняя политэкономическая ситуация заставляет возвратиться к идее В. В. Леонтьева, высказанной им при анализе техники экономического планирования: «... конкурентная экономика может давать сбои в стрессовой ситуации, а такая ситуация возникает всегда, когда общество сталкивается с проблемами, значительно отличающимися от тех, которые оно решало прежде. Неудивительно поэтому, что при переходе от мира к войне или от войны к миру, при переходе от длительной стагнации к быстрому росту или при необходимости осуществления быстрых и резких технологических изменений решение проблем достижения общего равновесия может быть облегчено благодаря использованию внешнего воздействия, то есть планирования» [2, с. 237].

Институциональное оформление стратегического планирования

Документы государственного стратегического планирования - для оперативного реагирования на внешние вызовы и угрозы посредством построения системы обеспечения национальной экономической безопасности -регулярно готовятся с 2008 г.

В 2014 году в нашей стране принят специальный закон о стратегическом планировании [3]. Хотя документ носит номинальный и рамочный характер, он выстраивает систему планирования в России на стратегическом уровне. Законодатель определил стратегическое планирование как деятельность участников по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [3]. Отметим, что в данном понимании стратегического планирования задачи экономического характера носят подчиненный характер для достижения цели обеспечение национальной безопасности.

Типология соответствующих документов выстраивается законом в единую систему. При этом Законом выделяются среднесрочные и долгосрочные стратегические документы, а также определяются базовые понятия стратегического планирования (прогнозирование, пла-

нирование, программирование). Критика действующего закона сводится к отсутствию единой структуры власти, координирующей деятельность субъектов стратегического планирования и определяющей роли стратегического планирования на формирование бюджетов.

Работа в этой сфере не останавливается. Отдельным Указом Президента определены направления государственной политики по стратегическому планированию, исходя из взаимосвязи социально-экономического развития и национальной безопасности [4]. Собственно документ призван совершенствовать работу по ряду направлений: организация взаимодействия участников стратегического планирования; согласование разноуровневых документов стратегического планирования; координация и контроль; организация ресурсного обеспечения стратегического планирования.

В Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года фактически впервые говорится о суверенизации российской экономики как о стратегической цели [5]. Поэтому «статус» данной Стратегии определяется как стратегический. Принципиально важно, что без реализации данной Стратегии бессистемное определение рисков становится неэффективным, тем более что рискам свойственно видоизменяться [6].

В нашей стране создана система стратегического планирования - федеральная информационная система «Управление» [7]. Она формирует и обрабатывает данные, содержащиеся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования. Этот ресурс хранит информацию о ходе разработки, общественного обсуждения, согласования и реализации проектов документов стратегического планирования. Вместе с тем, нет единого практического механизма управления экономической системой страны на основе этих данных [8].

В 2020 г. состоялось аналитическое обсуждение проблемы стратегического планирования в Федеральном Собрании РФ. О необходимости его развития говорили все эксперты форума, отмечая, что без этого невозможно ускорение экономического роста и обеспечение экономической безопасности страны. При этом докладчики выделили причины низкой эффективности комплексной государственной политики, среди которых [9]:

множество разрозненных (более 500) ведомственных и отраслевых стратегий и программ не до конца согласованных между собой;

противоречие между набором стратегических документов прогнозного характера как содержательной базой государственной экономической политики, и федеральным бюджетом как главным стержнем управления отечественной экономикой;

искаженность системы управления социально-экономического развития, в которой приоритет Минфина, -в принятии экономических решений, - а не органа госу-

дарственной власти, осуществляющего стратегическое управление экономикой;

противоречие между прогнозами как научно обоснованными представлениями о рисках развития систем и планированием как организационной базой для разработки стратегий развития России.

И последнее - отсутствие специальных органов по стратегическому планированию и стратегическому аудиту документов стратегического планирования. Организационно Министерство экономического развития РФ не стало общегосударственным органом, который бы держал в руках картину развития экономики страны в целом. Оно не выработало механизм реализации Закона о стратегическом планировании. Процедуры согласования с различными заинтересованными ведомствами и последующие доработки серьезно размывали первоначальный замысел. Эти организационные нестыковки сильно ослабляют работу по стратегическому планированию.

Создание же механизма объективно тормозится трудностями реализации государственного стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности страны: появление новых социально-экономических условий по сравнению с прежним экономико-политическим и социальным укладом; слабая адаптивность системы стратегического планирования к новым угрозам и опасностям; в научных кругах нет его однозначного восприятия, не достигнута этимологическая определенность по данной проблематике, а также чистота и ясность в категориальном аппарате; дефицит кадров - нужны ответственные профессионалы, обладающие не только нужными компетенциями, но и намерениями - нет осознания необходимости строить долгосрочную стратегию у лиц, принимающих решения в государственном аппарате [11].

При этом нельзя забывать и о наличии потенциальных рисков в системе стратегического развитии России: возможность внедрения в систему стратегического планирования ложных теорий и исходных посылов, бесперспективных технологий, приводящих к тупиковым моделям развития (выделяется восемь разновидностей системного подхода к стратегическому планированию и 23 принципа его осуществления); зависимость результата от достоверности предопределяемой информации [10].

Сложившаяся ситуация уже подтолкнула к применению инструментов мобилизационной экономики. Хотя применение таких инструментов чревато рисками: неправильный выбор направления развития, расходование средств на тупиковые решения; коррупция и лоббирование расходов государственных средств не на решение насущных общегосударственных задач, а на удовлетворение интересов отдельных групп предпринимателей.

Элементы методологии стратегического планирования экономической безопасности страны

Отдельной проблемой стоит несовершенство существующей методологии в стратегическом планировании, основанной на целостном понимании сущности происходящих процессов, системе сложившихся мировоззренческих основ.

Под методологией стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности - исходя из традиционных подходов - сегодня понимается: единая научная основа разработки стратегических прогнозов, проектов и программ, стратегий, направленная на обеспечение устойчивого социально-экономического развития России; гармонизация мировоззренческих, общенаучных принципов и способов познания; механизм согласованных по целям и задачам системных мероприятий, реализуемых согласно единому стратегическому замыслу; логическая взаимосвязь разрабатываемых документов; урегулирование целей, задач, форм и методов ее осуществления; обоснованность системы показателей, используемых в процессе планирования.

Оценка сложившегося несовершенства методологического знания должна проводиться исходя из того посыла, что методология служит для разрешения противоречия между процессами познания и преобразования практики. В этой связи, консолидируясь с рядом мнений участников дискуссии о проблемах стратегического планирования, выскажем несколько предложений.

Первое - необходимость изменения подхода к методологии стратегического планирования, состоящее в том, чтобы не наращивать количество принятых документов, а строить управление системой в соответствие с заданными параметрами [12].

Второе - ограничение (экспертным путем) набора используемых подходов и методов. Специфика стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности предопределяет особенности в выборе и типов, и методов планирования.

В процессе выбора применяемых методов необходимость подходить к стратегическому планированию с позиций системного подхода не отвергается ни кем из исследователей. Однако на практике этот посыл труднореализуем. Проблема состоит в масштабности и многогранности данного вида планирования. Считаем важным дополнение системного анализа и синтеза независимыми экспертными мнениями, а при создании базовых документов долгосрочного горизонта планирования социально-экономического развития страны - обязательность использования экономико-математических методов и моделей.

Идея создания аналога Госплана в виде комиссии экспертов уже высказывалась [11]. Задачей такой структуры стало бы отражение баланса производственных мощностей в экономике России для принятия стратегических решений с ориентацией идей планирования на тип интерактивного планирования (от желаемого будущего).

Третье - реализация идеи Мольтке о том, что стратегия - это система подпорок. Его соображение о стратегии как искусстве действия под гнетом труднейших условий уместно для внедрения в сегодняшней России. Ситуация требует отношения к стратегии больше, чем к науке; это - перенос знания в практическую жизнь, дальнейшее развитие первоначальной мысли в соответствии с изменившимися обстоятельствами [13].

Такой «подпоркой» - для обеспечения экономической (собственно национальной) безопасности должна стать технологическая политика, структурно представленная А. Белоусовым [14] на форуме по стратегическому развитию.

Сегодняшние вызовы для России являются стратегическими, поэтому и поставленные Правительством четыре цели имеют стратегическое содержание.

Первая - обладание ключевыми технологиями, определяющими возможность решения стратегических задач. Это обеспечение технологического суверенитета за счет: государственного технологического заказа на разработку критических технологий; развития сквозных технологий; создания образцов новых рынков; формирование национальной технологической инициативы с поддержкой конкретных проектов, развития сквозных технологий и работы с сообществами технологических предпринимателей.

Вторая цель - экономизация технологий, превращение их в фактор капитализации. Здесь задействовано ряд механизмов: регуляторные изменения по стимулированию оборота результатов интеллектуальной деятельности; лифты для технологических компаний.

Третья цель - восстановление системы производственных и технологических связей как результата санкционных ограничений. Сегодня для ее достижения разработаны отраслевые планы импортозамещения; запущены два производственно-технологических мега-проекта в области авиастроения и радиоэлектронной промышленности.

Четвертая цель - распространение цифровых платформ с выполнением операций в бездокументарной форме без участия человека, не привязанных к одному центру принятия решений.

Достижению этих целей препятствуют ряд проблем: отсутствие единого, связующего между собой существующие разрозненные проекты и программы, стратегического документа - концепции технологического развития, детализирующей организационные решения и ресурсное обеспечение, этапы работы и ответственных за достижение целей; «пробуксовка» технологических соглашений с компаниями-лидерами, требующих открытости формата этих соглашений, развития конкуренции, стандартизации формирования «дорожных карт», независимости экспертизы результатов соглашений; отсутствие нормативного закрепления понятия «малая технологическая компания» для адресности мер поддержки развития технологических стартапов, а также признания интеллектуальной собственности как качественного залогового актива; использование преимуществ государственно-частного партнерства в проектах локализации по отдельным линейкам высокотехнологичной продукции.

Четвертое - обеспечение временной согласованности. О значении этого явления применительно к экономической жизни задумывались ведущие ученые. «Несмотря, на все ограничения, явления синхронизации заслуживает дальнейшего практического изуче-

ния, применительно к различным сферам деятельности человеческого общества. Мы удивительно мало знаем о роли синхронизации, а что еще хуже — десинхронизации в возникновении богатства и нищеты» [15]. Учет этого обстоятельства поможет устойчивому развитию экономических систем. Можно использовать синхронизацию как инструмент государственной политики, как принцип согласованности экономических интересов при построении системы обеспечения национальной экономической безопасности. Безусловно, важен учет статических показателей (индикаторы, пороговые значения, дисбалансы и диспропорции), но нужно анализировать и динамические свойства системы с учетом временного согласования экономических интересов ключевых субъектов системы.

Пятое - обеспечение взаимосвязи уровней стратегического планирования.

В российском государстве экономическую безопасность страны можно рассматривать как трехзвенную систему, в которой федеральный уровень выступает гарантом положения национальной экономики в мировом хозяйстве, а регион является промежуточным уровнем, и, с одной стороны, результатом макроэкономической стабильности страны, а с другой - успешности деятельности хозяйствующих субъектов микроуровня.

В силу этого обстоятельства при реализации стратегического планирования нужно исходить из следующих фактов: ключевым субъектом стратегического планирования должно оставаться государство - это его прерогатива; миссия бизнеса - формировать экономические решения, а общество отвечает за запросы на решения в социальном пространстве; необходимо обеспечить взаимосвязь решения экономических проблем государства и общества с задачами бизнеса (как трех субординированных субъектов планирования), исключая при этом их разнонаправленность, противостояние и конфликтность. В конечном итоге эти процессы должны быть направлены на единый вектор экономического развития.

Таким образом, государство занимается не только администрированием проблемы обеспечения экономической безопасности страны, но и достигает желаемого состояния за счет гармонизации экономических отношений между сторонами этих отношений - бизнесом, банками и населением. Исходя из сказанного, целью стратегического планирования на федеральном уровне является оптимизация путей обеспечения противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. При этом к основным задачам стратегического планирования по обеспечению экономической безопасности страны - в контексте достижения целей государственной политики [12] - можно отнести:

закрепление системы смыслов и принципов принятия решений, предопределяющих выбор критериев и ограничений для обеспечения экономической безопасности на всех уровнях власти и отраслевой иерархии России;

учет и ранжирование внешних и внутренних угроз экономике нашей страны для стратегического планирования;

реализацию выбранных государственных приоритетов посредством согласования документов стратегического планирования и бюджетного процесса по обеспечению экономической безопасности;

организацию стратегического планирования по обеспечению экономической безопасности, которая становится базой формирования единого управленческого цикла.

Особенностью в планировании экономической безопасности страны на федеральном уровне может стать идея о выделении двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы обеспечения экономического роста и правоохранительной подсистемы обеспечения экономической безопасности [16]. Однако это тема отдельного анализа.

В рамках стратегического планирования экономически безопасного функционирования субъектов Российской Федерации необходимо: учитывать региональные инвестиционные факторы; выделять в качестве направления стратегического планирования развитие инновационной производственной инфраструктуры; обеспечивать согласованность федеральных и региональных приоритетов, ориентироваться на запросы бизнеса и населения; исходить из того факта, что стратегические цели федерального уровня служат инструментом привлечения средств федерального бюджета в интересах развития регионов; формировать социальную политику в стратегиях регионального развития на основе субсидиарного подхода, а также с учетом мнений бизнес-сообщества и общественных организаций [17]; во времена с высокой неопределенностью не отказываться от стратегического планирования, ведь именно в эпоху перемен нужно придерживаться намеченных целей, что позволит не только не сбиться с пути, но и работать на опережение ситуации [18].

Практика стратегического управления в экономически развитых странах подтверждает возможность использования ряда их наработок в региональном управлении, в частности, одновременное достижение целей создания комфортной бизнес-среды и построение дид-житализированного общества [19].

Стратегическое планирование в сфере обеспечения экономической безопасности компаний осознают и принимают руководители только крупных фирм. При этом именно организационными факторами предопределяется эффективность результатов использования стратегического планирования. Сложность внедрения в жизнь разноплановых организационных решений порождает набор проблем, среди которых: позиция собственников бизнеса, которая не мотивирует топ-менеджмент компании на формирование долгосрочных задач; недостаточный уровень квалификации управленческого персонала; минимизация затрат как причина низкой эффективности управленческих бизнес-процессов [20].

Шестое. Определение конечной цели планирования для национальной экономики (интересы, устойчивость, защищенность, независимость, конкурентоспо-

собность). Считаем целесообразным исходить из принципа «экономическая безопасность - это национальная безопасность» [21] и оценивать экономическую безопасность государства как неотъемлемую и не выделяемую часть его национальной безопасности [22]. А поэтому в стратегическом анализе позиционировать задачу экономического обеспечения национальной безопасности.

Заключение

Формирование системы стратегического планирования в сфере экономической безопасности в стране требует дополнительной координации всего институционального пространства. Запущенные процессы осознания, формулирования и создания стратегии экономической безопасности России для ее реализации требуют делегирования и разграничения полномочий целого ряда существующих институтов. Роль стратегического планирования будет и далее возрастать по нескольким причинам, среди которых рост неопределенности в мировых хозяйственных отношениях, разочарование в возможностях свободного рынка по обеспечению устойчивости национальной экономики, появление новых направлений взаимодействия хозяйствующих субъектов в экономических интеграционных процессах, учащенное возникновение непредвиденных обстоятельств.

Таким образом, события последних лет подталкивают к изменению методологии стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности России. Этот процесс объективно становится неотъемлемой и невыделяемой частью обеспечения ее национальной безопасности.

Направление дальнейших исследований

Продолжением работы может стать анализ стратегического планирования для всей системы управления как эффективной антикоррупционной меры, поскольку коррупционные действия ориентированы на краткосрочные и локализованные в пространстве и во времени эффекты.

Список источников

1. Клейнер Г. Б. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России / Стратегическое планирование и управление. Материалы круглого стола. М. : Научный эксперт, 2011.

2. Леонтьев В. Современная техника экономического планирования и прогнозирования / Экономические эссе. Изд-во: «Политиздат». 1990. С. 230-241.

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// fzrf.su/zakon/o-strategicheskom-planirovanii-172-fz/st-3. php. (дата обращения: 17.07.2022).

4. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/ (дата обращения: 17.07.2022).

5. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

6. Павлов В. И. Проблемы и противоречия реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Экономическая безопасность. 2019. Т. 2. № 1. С. 39-45.

7. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление», с изм. на 17 мая 2022 г. (дата обращения: 17.07.2022).

8. Попова Е. В. Предложения по созданию эффективного механизма реализации долгосрочной социально-экономической стратегии России / Государственное стратегическое планирование: состояние, перспективы и пути развития. Сб. аналитических материалов фракции Политической партии Справедливая Россия в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, 2020. С. 19-35.

9. Андрианов К. Н. Развитие стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации: анализ состояния и направления развития / Государственное стратегическое планирование: состояние, перспективы и пути развития. Сб. аналитических материалов фракции Политической партии Справедливая Россия в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, 2020. С. 5-19.

10. Шаров В. Ф. Государственное стратегическое планирование в Российской Федерации: проблемы и возможные решения / Государственное стратегическое планирование: состояние, перспективы и пути развития. Сб. аналитических материалов фракции Политической партии Справедливая Россия в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, 2020. С. 19-35.

11. Колганов А. Нам не помешало бы что-то вроде Госплана 22.07.2022 https://me-forum.ru/media/ news/15523/ (дата обращения: 22.07.2022).

12. Мунтиян В. И. Методологические аспекты государственного стратегического планирования: состояние и пути развития / Государственное стратегическое планирование: состояние, перспективы и пути развития. Сб. аналитических материалов фракции Политической партии Справедливая Россия в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, 2020. С. 60-66.

13. Гельмут фон Мольтке О стратегии / в Сб. Стратегия в трудах военных классиков. Том II. / Под редакцией А. Свечина. М. : Государственное военное издательство, 1926. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://militera.lib.rU/science/classic2/15.html# (дата обращения: 26.08.2022).

14. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Московская область, Ново-Огарево. 18.07.2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69019 (дата обращения: 18.08.2022).

15. Тоффлер Элвин Революционное богатство. М. : ACT : ACT Москва, 2008. С. 27.

16. Основные подходы к организации стратегического планирования в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 57-61.

17. Мирошников С. Н. Государственное управление территориальным развитием: подходы, инструменты, перспективы : монография / С. Н. Мирошинков. М. : Изд-во «Проспект». 2018. 312 с.

18. Мирошников С. Н. Влияние системы стратегического планирования на темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2020. № 12. С. 68-82.

19. Веретехин А. В. Комфортизация информационно-экономический среды предприятия в рамках парадигмы стратегического управления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 1. С. 68-79.

20. Проблемы и трудности внедрения стратегического планирования в российских компаниях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.iteam. ru/problemy-i-trudnosti-vnedreniya-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossijskih-kompaniyah/ (дата обращения: 18.07.2022).

21. Афонцев С. А. Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности // На страже экономики. 2 (13). 2020. С. 27-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Литвиненко А. Н. Экономическая безопасность государства как неотъемлемая и не выделяемая часть его национальной безопасности / В сборнике: Экономическая безопасность: концепция, стандарты. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией Л. Н. Родионовой. 2017. С. 64-67.

References

1. Kleiner G. B. Problems of strategic state planning and management in modern Russia / Strategic planning and management. Materials of the round table. M.: Scientific Expert, 2011.

2. Leontiev V. Modern technique of economic planning and forecasting / Economic essays. Publishing house: «Politizdat». 1990. Р. 230-241.

3. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 «On Strategic Planning in the Russian Federation» [Electronic resource]. Access mode: https://fzrf.su/zakon/o-strategicheskom-planirovanii-172-fz/st-3.php. (accessed: 17.07.2022).

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 633 dated November 8, 2021 «On approval of the Fundamentals of State Policy in the field of strategic planning in the Russian Federation». [electronic resource]. Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/402519978 / (accessed: 17.07.2022).

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 № 208 «On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030» // SZ RF. 2017. No. 20. Art. 2902.

6. Pavlov V. I. Problems and contradictions of the implementation of the economic security strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 // Economic security. 2019. Vol. 2. No. 1. P. 39-45.

7. Decree of the government of the Russian Federation of December 25, 2009 № 1088 «On state automated information system «Control», Rev. on may 17, 2022 (accessed: 17.07.2022).

8. Popova E. V. Proposals for the creation of an effective mechanism for the implementation of the long-term socio-economic strategy of Russia / State strategic planning: state, prospects and ways of development. Collection of analytical materials of the faction of the Just Russia Political Party in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2020. P. 19-35.

9. Andrianov K. N. Development of strategic planning of socio-economic development in the Russian Federation: analysis of the state and directions of development / State strategic planning: state, prospects and ways of development. Collection of analytical materials of the faction of the Just Russia Political Party in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2020. P. 5-19.

10. Sharov V. F. State strategic planning in the Russian Federation: problems and possible solutions / State strategic planning: state, prospects and ways of development. Collection of analytical materials of the faction of the Just Russia Political Party in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2020. P. 19-35.

11. Kolganov A. It would not hurt that-something like Gosplan 22.07.2022 https://me-forum.ru/media/news/ 15523 / (accessed: 22.07.2022).

12. Muntiyan V. I. Methodological aspects of state strategic planning: state and ways of development / State strategic planning: state, prospects and ways of development. Collection of analytical materials of the faction of the Just Russia Political Party in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2020. P. 60-66.

13. Helmut von Moltke On strategy / in the Collection of Strategy in the works of military classics. Vol. II / Edited

by A. Svechin. M. : State Military Publishing House, 1926. [electronic resource]. Access mode: http://militera.lib.ru/ science/classic2/15.html # (accessed: 26.08.2022).

14. Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects. Moscow region, Novo-Ogarevo. 18.07.2022. [electronic resource]. Access mode: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/69019 (accessed: 18.08.2022).

15. Toffler Alvin Revolutionary Wealth. M. : ACT : ACT Moscow, 2008. Р. 27.

16. Basic approaches to the organization of strategic planning in the system of ensuring economic security of the Russian Federation / Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 1 (29). Р. 57-61.

17. Miroshnikov S. N. State management of territorial development: approaches, tools, prospects: monograph / S. N. Miroshinkov. M. : Publishing house «Prospect». 2018. 312 p.

18. Miroshnikov S. N. The influence of the strategic planning system on the pace of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation // Managerial consulting. 2020. No. 12. Р. 68-82.

19. Veretekhin A. V. Comfortification ofthe information and economic environment of the enterprise within the framework of the strategic management paradigm // Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022. Vol. 12, No. 1. Р. 68-79.

20. Problems and difficulties of implementing strategic planning in Russian companies [Electronic resource]. Access mode: https://blog.iteam.ru/problemy-i-trudnosti-vnedreniya-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossijskih-kompaniyah / (accessed: 18.07.2022).

21. Afontsev S. A. Conceptual foundations of the analysis of national and international economic security // On Guard of the Economy. 2 (13). 2020. Р. 27-47.

22. Litvinenko A. N. Economic security of the state as an integral and not singled out part of its national security / In the collection: Economic security: concept, standards. Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of L. N. Rodionova. 2017. Р. 64-67.

Информация об авторе

А. Н. Литвиненко - профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ.

Information about the author

A. N. Litvinenko - Professor of the Department of Economic Security and Management of Socio-Economic Processes of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor Economic Sciences, Professor, Honored Economist of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 19.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.