skiing / Barbara Pellegrini, Lorenzo Bortolan, Hans-Christer Holmberg, Paola Zamparo, Chiara Zoppirolli, Federico Schena // Human movement science. - 2013. - № 32 (6). - P. 1415-1429.
4. Contribution of the legs to double-poling performance in elite cross-country skiers / Holmberg H.C., Lindinger S., Stöggl T., Björklund G., Müller E. // Med Sci Sports Exerc. - 2006. - Oct. -№ 38 (10). - P. 1853-1860.
5. The international ski competition rules (icr). Book II Cross-country [Электронный ресурс] // URL: http://ussa.org/sites/default/files/documents/athletics/nordic/2013-14/documents/icr-cross-country-2013_clean.pdf. - Дата обращения 30.06.2014.
REFERENCES
1. Novikova, N.B. (2011). Features of Skiing Techniques in Sprint Events. Methodical Edition, Nestor History, St. Petersburg.
2. Kondrashov, A. (2014), Sprint is the Grave-Digger of Classical Ski Style, available at: http://www. skisport.ru/news/index.php?news=5719
3. Barbara Pellegrini; Lorenzo Bortolan; Hans-Christer Holmberg; Paola Zamparo; Chiara Zoppirolli; Federico Schena. Biomechanical and energetic determinants of technique selection in classical cross-country skiing. Human movement science 2013;32(6):1415-29.
4. Holmberg H.C., Lindinger S, Stöggl T, Björklund G, Müller E. Contribution of the legs to double-poling performance in elite cross-country skiers. Med Sci Sports Exerc. 2006 0ct;38(10):1853-60.
5. The international ski competition rules (icr). Book II Cross-country. International Ski Federation FIS, Oberhofen, Switzerland, 2013.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2014.
УДК 303.01
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ольга Анатольевна Петренко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ)
Аннотация
В статье рассматриваются методологические аспекты обучения студентов высших учебных заведений мерам безопасности в процессе физического воспитания. На основе анализа научных работ и практических разработок в исследуемой области делается вывод о необходимости выработки единого методологического подхода к формированию у студентов знаний и навыков безопасного поведения во время занятий по физической культуре. В работе поставлены задачи и определены цели педагогического процесса по обучению студентов мерам безопасности на занятиях физической культурой. Данная статья представляет научный интерес для преподавателей кафедр физического воспитания и студенческой аудитории.
Ключевые слова: обучение студентов мерам безопасности, физическое воспитание, безопасность жизнедеятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p142-146
METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDENTS TEACHING TO SAFETY MEASURES IN THE PROCESS OF THE PHYSICAL CULTURE TRAINING
Olga Anatolievna Petrenko, the senior teacher, The Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications
Annotation
Methodological aspects of the higher educational institutions students teaching to the safety measures in the process of the physical culture training have been considered in the article. Based on the
evaluation of the scientific and practical works the author has drawn a conclusion that it is necessary to work out the single methodological approach to providing the students with knowledge and skills of safe behavior during the physical culture training. In the article the tasks are put and the goals are defined for the pedagogical process on teaching the students to safety measures during the physical culture training. This article represents the scientific interest either for the teachers of the departments of the physical culture or students.
Keywords: teaching of students to the safety measures, physical culture training, safety of vital
activity.
Проведение занятий по физической культуре должно отвечать определенным задачам: образовательной, воспитательной, оздоровительной, которые реализуются в учебном процессе - только в этом случае физические занятия и упражнения приобретают свою содержательную форму и способствуют формированию гармонично развитой личности.
Традиционный подход к физическому воспитанию на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сфер учащихся, тем самым существенно обедняя ее возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и реалиям сегодняшнего времени. Многие педагоги до сих пор понимают физическое воспитание как процесс, направленный исключительно на развитие физических способностей студентов, но данный подход ведет к принижению социокультурной составляющей развития личности студента.
К одному из существенных пробелов современного педагогического процесса по физическому воспитанию в вузе следует отнести недостаточное внимание к мерам безопасного проведения учебных занятий по физической культуре.
Рассматривая проблему безопасности при проведении занятий по физической культуре, нужно отметить, что в настоящее время отсутствует единая методология обучения студентов по безопасному выполнению физических упражнений, преодолению негативных последствий полученных в процессе занятий травм, действий при возникновении аварийных ситуаций во время нахождения в спортивном зале или на спортивной площадке (стадионе). Между тем, существующие научные исследования и практические разработки позволяют выработать единый методологический подход к формированию у студентов знаний и навыков безопасного поведения во время занятий по физической культуре. Прежде всего, нужно понимать, что педагогический процесс в области безопасности жизнедеятельности направлен на обучение студентов мерам безопасного поведения, предотвращающего наступление вреда их жизни и здоровью и устранению негативных последствий, если такой вред был причинен. Применительно к учебным занятиям по физической культуре, вред заключается в причинении спортивной травмы, последствиями которой может быть нарушение здоровья студента и, как крайний случай, наступление смерти. Проведение занятий по физической культуре, в отличие от других учебных занятий, почти всегда связано с повышенной опасностью для студентов, и как следствие - травматизмом, в силу чего физическое воспитание студентов должно учитывать данную ситуацию.
В теории безопасности жизнедеятельности под опасностью понимается наступление или появление заметной вероятности наступления нежелательных событий для людей [1, 2]. Существование источника опасности свидетельствует о возможности возникновения конкретной опасной ситуации, способной нанести вред здоровью человека, привести к материальным убыткам или летальному исходу. С понятием опасности тесно связано понятие риска - сочетание вероятности опасности и неблагоприятных последствий реализации этой опасности. Опасность травматизма в процессе учебных занятий по физической культуре заключается в различных неблагоприятных последствиях для здоровья и психологического состояния студентов, снижении их материального уровня жизни и качества жизни. Применительно к исследуемым вопросам обучения студентов мерам безопасности в процессе физического воспитания в качестве источника опасности следу-
ет рассматривать травматизм как явление, распространяющее свое действие на определенную группу лиц - учащихся вузов. При этом травматизм, используя дифференциацию источников опасности, относится к опасным факторам жизненной среды, и, следовательно, к наиболее распространенным, в отличие от факторов социального, природного или техногенного характера.
Проведенное исследование позволило выделить следующие основные причины травматизма на занятиях по физической культуре:
1) технические причины: нарушение строительных норм и требований к спортивным сооружениям и площадкам, нарушение требований к оборудованию спортивных залов и площадок; изношенность и ветхость используемых спортивных сооружений и площадок, спортивного инвентаря;
2) организационные причины: недостатки в обучении студентов безопасному выполнению физических упражнений, оказанию первой неотложной помощи при получении травмы и преодолению негативных последствий травмы, недостаточный контроль преподавателей за студентами во время учебных занятий, несвоевременное и неквалифицированное расследование случаев травматизма на занятиях, отсутствие мониторинга государственных органов случаев травматизма студентов во время учебных занятий, неудовлетворительные организация и содержание спортивных залов и площадок, недостаточное финансирование вузов на мероприятия по обеспечению безопасности студентов, недостатки в составлении расписания учебных занятий;
3) субъективные причины: невнимательность и ослабление самоконтроля со стороны учащихся, заболевания и переутомление студентов, употребление студентами запрещенных препаратов, нежелание студентов выполнять требования инструкций по безопасному поведению при занятиях по физической культуре, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения.
Изучение причин травматизма на занятиях по физической культуре позволило структурировать опасную ситуацию получения травмы и меры по ее преодолению (рис. 1).
Рис. 1. Развитие опасной ситуации и меры по ее преодолению
В основе возникновения опасной ситуации причинения травмы лежат указанные выше причины технического, организационного и субъективного характера. Наступление или реализация опасной ситуации выражается в причинение пострадавшим различных травм - легких, средних или тяжелых, могущих повлечь наступление смерти человека. Оказание пострадавшим студентам первой неотложной помощи заключается в проведении мер медицинской помощи: искусственное дыхание, придание пострадавшему позы выживания, наложение лангеты, остановка крови и обработка ран медицинскими препаратами и т.п., которые направлены на предотвращение более тяжелых последствий. Преодоление негативных последствий полученной травмы заключается в оказании пострадавшему студенту полной и своевременной медицинской и социальной помощи, включающих проведение не только медицинских процедур, но и использование реабилитаци-
онных мероприятий и компенсационных денежных выплат в целях восстановления здоровья пострадавшего.
Решая задачу разработки единого методологического подхода к обучению студентов мерам безопасности в процессе физического воспитания, необходимо остановиться на принципах такого обучения. Большинство ученых выделяют следующие принципы обучения в области безопасности жизнедеятельности: принцип научности, системности, преемственности, непрерывности, гуманизации, междисциплинарности, многоуровнево-сти, дифференциации [1, 3], определяющие содержательную сторону образовательного процесса. Данные принципы лежат и в основе обучения студентов мерам безопасности в процессе физического воспитания, определяя задачи образовательного процесса.
К задачам процесса обучения студентов безопасному поведению на занятиях по физической культуре относятся:
1) организация учебного процесса по обучению студентов мерам безопасности на основе интеграции и развития межпредметных связей различных дисциплин: безопасности жизнедеятельности и физической культуры;
2) выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
3) формирование готовности студентов к возникающим опасностям, изучение видов опасностей и способов их преодоления;
4) формирование знаний и навыков безопасного поведения при опасностях;
5) повышение культуры безопасного мышления и поведения студентов;
6) ориентация студентов на применение в повседневной жизни полученных знаний и навыков безопасного поведения, проектирование самообучения и саморазвития.
Реализация задач обучения студентов мерам безопасного поведения на занятиях по физической культуре направлена на достижение определенных целей образовательного процесса, которые заключаются:
1) в преодолении и устранении существующих опасностей на занятиях по физической культуре;
2) в сохранении и восстановлении здоровья студентов после получения спортивной травмы, в защите их законных прав и интересов;
3) в улучшении качества жизни и материального благосостояния студентов за счет снижения уровня травматизма и повышения сохранности здоровья;
4) в обеспечении нормального функционирования и развития вуза за счет снижения случаев травматизма во время учебных занятий.
Следуя логике рассматриваемого методологического подхода к обучению студентов мерам безопасности на занятиях по физической культуре, нужно подчеркнуть, что дисциплина «Физическая культура» присутствует в образовательных программах всех вузов (как государственных, так и негосударственных), независимо от профиля предоставляемого ими образования, вследствие чего она выступает своеобразным «объединяющим» фактором всех учебных программ образовательных учреждений. Таким образом, при подготовке бакалавров, независимо от специализации вуза и профиля подготовки студентов, они должны овладеть совокупностью знаний и профессиональными компетенциями в физкультурной области, в том числе приобрести навыки безопасного поведения на учебных занятиях по физической культуре.
Вместе с тем, на практике преподаватели сталкиваются с ситуацией отсутствия внятных и полных учебных программ по подготовке бакалавров, освещающих все аспекты безопасности на занятиях по физической культуре. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо создать педагогическую систему формирования у студентов знаний о мерах безопасности жизнедеятельности на основе использования здоровьесберега-ющих технологий. В данном контексте, обучение студентов мерам безопасности в процессе учебных занятий по физической культуре может рассматриваться как одна из форм
здоровьесберегающих технологий, позволяющая сохранить и восстановить здоровье учащихся при получении ими травм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. - Южно-Сахалинск : Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2012. - 244 с.
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник / отв. ред. А.А. Бирюков, В.К. Кузнецов. -Москва : Проспект, 2014. - 400 с.
3. Станкевич, П.В. Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Станкевич П.В. - СПб., 2010. - 50 с.
REFERENCES
1. Abramova, S.V., (2012), "The theory and methods of teaching and training the safety of vital activity: teaching and methodic manual", publishing house "Sakhalinsk University", South-Sakhalinsk.
2. Ed. Biryukov, A.A. and Kuznetsov V.K. (2014), Safety of vital activity, publishing house "Prospekt", Moscow.
3. Stankevich, P.V. (2010), "Models of maintenance of the natural and scientific teaching of bachelors and masters", dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.07.2014.
УДК 796.862
АДЕКВАТНОСТЬ ТАКТИЧЕСКИХ НАМЕРЕНИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПОЕДИНКАХ У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Лариса Геннадьевна Рыжкова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В данной работе выполнен анализ операционного состава соревновательной деятельности в боях у сильнейших фехтовальщиков мира и установлены соотношения адекватных и неадекватных разновидностей боевых действий на основе оценок эффективности их применения. Представленные в работе положения, полученные на основе педагогических наблюдений, объективизируют оценки соревновательной деятельности квалифицированных фехтовальщиков на рапирах, что позволяет научно обосновать методику технико-тактического совершенствования спортсменов на этапе высшего мастерства. Впервые определены количественные соотношения между используемыми в поединках типовыми действиями, установлены критерии адекватности выбранных тактических намерений.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, адекватные действия, тактические намерения, фехтовальщики высшей квалификации.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p146-150
ADEQUACY OF THE TACTICAL INTENTIONS AND APPLICATION OF THE ACTIONS IN COMPETITIVE DUELS AMONG THE TOP RANK FENCERS
Larisa Gennadyevna Ryzhkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian state university of physical culture, sports, youth and tourism, Moscow
Annotation
In this work, the analysis of the operational structure of the competitive activity in the fights among the strongest fencers of the world has been made and the ratios of adequate and inadequate types of