Научная статья на тему 'Методологические аспекты обоснования стратегий управления устойчивым развитием учреждений высшего образования'

Методологические аспекты обоснования стратегий управления устойчивым развитием учреждений высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ / GOVERNANCE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алабугин Анатолий Алексеевич, Морозова Лариса Федоровна

Рассматривается генезис понятия «устойчивое развитие системы», представлены результаты анализа внешних и внутренних факторов устойчивого развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алабугин Анатолий Алексеевич, Морозова Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Aspects of Management Strategies for Sustainable Development of Institutions of Higher Education

Genesis concepts «sustainable development system» is discussed. The results of the analysis of external and internal factors of sustainable development are presented

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты обоснования стратегий управления устойчивым развитием учреждений высшего образования»

«Самообразование - это, во-первых, самообучение, т. е. обучение самого себя - самостоятельное познание. Оно основано на умении учиться без посторонней помощи... Во-вторых, самообразование - это также самовоспитание», -отмечает В.В. Краевский [7, с. 31].

Проведенный краткий анализ аспектов социокультурного развития личности свидетельствует, что социокультурная деятельность выступает как фактор, движущая сила, отражает особенности формирования ее социокультурного образования. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. - Казань, КГУ, 1996. - 567 с.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 4. - М., 1882. - 685 с.

4. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.

5. Кармин С.А. Культурология. - СПб.: Лань, 2001. - 832 с.

6. Социология: проблемы духовной жизни / Сб. под ред. Л.Н. Когана. -Челябинск: УрО АН РФ, 2002. - 263 с.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

8. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - Психоаналитическая Ассоциация, 1998. - 496 с.

9. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Веклер, 1997. - 300 с.

10. Новый философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Кн. Дом, 2003. - 1280 с.

11. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуре: пример России // Вопросы философии . 1994. № 4. С. 14-34.

12. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

13. Узнадзе Д.Н. Теория установки. - М.: Воронеж, МОДЭК, 1997. - 448 с.

14. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с.

го ш

о со О

о

е

ю го

< <

УДК 378.1 ББК 74.480.4

А.А. Алабугин, Л.Ф. Морозова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается генезис понятия «устойчивое развитие системы», представлены результаты анализа внешних и внутренних факторов устойчивого развития организации.

Ключевые слова: развитие, устойчивое развитие, управление устойчивым развитием организации.

Любая образовательная организа- конкурентоспособности, обеспечения ция в системе высшего профессиональ- международной интеграции. В связи с ного образования остро заинтересована этим вузы предпринимают усилия по в решении проблем повышения своей разработке долгосрочных стратегий для

обеспечения своего устойчивого развития. Очевидно, что подобные стратегии должны опираться, с одной стороны, на серьезные психолого-педагогические концепции развития высшего образования, с другой стороны, - на специальные теоретические и методические подходы к выбору стратегии из имеющихся альтернатив. Целью данной статьи является теоретико-методический анализ второго из названных аспектов, а именно - методов управления устойчивым развитием социально-экономических систем применительно к образовательной организации на ступени высшего профессионального образования.

Предметом нашего исследования стала оценка организационно-экономических отношений, возникающих в проектах управления процессами формирования и реализации стратегий устойчивого развития учреждений высшего образования. Проведенный нами анализ понятия «устойчивое развитие» показал многообразие существующих теоретико-методологических подходов [1]. В нашем понимании устойчивое раз-

витие означает сохранение содержания и направленности стратегий развития организаций в области сбалансированности состояния в условиях, нередко, противоположных целевых характеристик. Отдельной образовательной организации непросто сохранить способность эффективного выполнения даже традиционных функций в определенном диапазоне изменений образовательной среды. Поэтому анализ генезиса идей и методов обеспечения устойчивого развития выявил необходимость особых признаков их классификации: во-первых, по возможностям количественной оценки способности возврата целевых характеристик и функций к равновесному состоянию при воздействиях среды; во-вторых, по регулируемости целевых характеристик и функций развития в процессах повышения качества управления развитием; в-третьих, по возможностям количественной оценки и регулируемости дисбаланса характеристик учреждений в кратко- и долгосрочном периодах (табл. 1).

го

Таблица 1. Генезис понятия «устойчивое развитие системы»

Этапы исследования понятия Содержание понятия

Развитие — закономерное, целенаправленное и необратимое изменение с возникновением нового качества состояния объекта В случае эволюционного развития речь идет о медленных, постепенных изменениях, когда в течение времени происходит (или не происходит) функциональная адаптация системы к новым характеристикам окружающей среды (Л.А. Баев [4], 1992 г.)

Методы резких перемен (С. Слеттер [19], 1984 г.)

Процесс естественного отбора социальных институтов (Т. Веблен [7], 1984 г.)

Устойчивость — множество состояний системы, описываемое траекториями поведения, находящимися в пределах некоторой области допустимых параметров развития В данной категории остаются неизменными некоторые свойства системы (например, целостность структуры предприятия) при сложных изменениях ее поведения. Так определяется характеристика инвариантности в сохранении соотношений между элементами системы, ее целостности при изменениях (В.Д. Андерсон [3], 1989 г.)

Устойчивость процесса развития — свойство сохранения Глобальное общее будущее, как особая форма качества развития мирового сообщества (Г. Брунгдтланд, 1987 г.)

Способ, обеспечивающий удовлетворение потребностей ныне

.а ш

т о

о

ф ц

ш го

с

го

ь

к

I

го ш

0

1

о о

I

го Ю ш

° 2 _ СП

_о го I- О.

^ ю

ф

ф э

о О -О ф со

ф т

Окончание табл. 1

постоянства в принадлежно сти траекторий развития объекта множеству (области) устойчивых состояний его характеристик поведения при возмущающих воздействиях живущих людей без ущемления возможностей к существованию будущих поколений (конференция ООН по устойчивому развитию, 1992 г.)

Системный подход к процессам эволюционных изменений при управлении переходом от неудовлетворительного уровня устойчивости развития систем человеческой деятельности и природы к всё более приемлемым равновесным состояниям (Указ президента страны [17], 1996 г.)

Устойчивое развитие предприятия как функционирование в виде целостной системы, которая сохраняет самодостаточность независимо от изменений внешних факторов (А.М. Набиев [16], 2002 г.)

Адаптационный потенциал, или способность системы целенаправленно изменять свое поведение в сложной среде и как процесс такого приспособления (определяется способностями преподавателей к переподготовке для использования новых образовательных технологий) Процесс приспособления системы и её составляющих к условиям существования. Его результатом является изменение организации в процессе перехода от критического состояния через «социальный шок» (период резкого обострения всех противоречий) и реагирование на изменённое состояние. Иногда адаптивность заменяется понятием «устойчивое равновесие», рассматривая его как синоним стабильности системы, или состояния, отличающегося устойчивым противодействием изменениям внешней среды. В таком состоянии она как бы игнорирует время, когда система становится по сути статичной, циклически не развивающейся (А.М. Макаров [15], 1997 г.)

Управление развитием на основе механизмов адаптации и специальных функций (определяется наличием ресурсов образовательного учреждения для переподготовки персонала) Адаптационный механизм должен рассматриваться как часть экономической системы предприятия. Поэтому необходим организационный инструментарий реализации процессов повышения качества управления развитием. Он должен основываться на количественных моделях оценок эффективности применения адаптационного механизма и качества управления развитием предприятия (А.А. Алабугин [2], 2005 г.)

Проведенный нами анализ показывает, что в настоящее время в науке отсутствует единая и специализированная трактовка понятия «устойчивое развитие образовательной организации», недостаточно соответствие имеющихся теорий потребностям практики по предложенному набору признаков качества управления развитием образовательной организации как сложной социально-экономической системы. Это вызывает необходимость дополнительного анализа проблем и факторов повышения качества устойчивого развития.

В анализе проблем устойчивого развития организации выделяются две группы факторов, оказывающих существенное влияние на решение задач повышения эффективности устойчивого развития. Внешние факторы менее разнообразны. Описывается гораздо больше внутренних факторов и методов (таблица 2, с. 29).

Итак, существующие теоретико-методологические подходы и предложения практики в недостаточной мере решают проблемы устойчивого развития организаций образовательной

Таблица 2. Описание факторов и методов теории устойчивого развития образовательной организации

Вид факторов Краткая суть теории Отличительные особенности

Внешние: инновационные цели Министерства образования и науки РФ: 1) появление новых образовательных технологий; 2) факторы конкуренции; 3) спрос на новые образовательные программы Позиция невмешательства или нулевого роста экономики для сохранения экологического равновесия методами системной динамики (Дж. Форрестер, Д. Медоуз [19]) Во внимание принимаются исключительно экологические характеристики среды

Стандартная группировка факторов макросреды (А.В. Завгородняя [10]) Предлагает два критерия классификации факторов внешней среды как возмущений, или воздействий на поведение организации: по степени подконтрольности (факторы предвидения будущего и содействия наступлению будущего; по уровню динамизма факторов (стабилизации, развития, трансформации)

Группировка внешних факторов среды с точек зрения сфер влияния и субъектов воздействия на внутреннюю сферу организации (А.Е. Карлик и Р.Т. Тюхтенева [13]) Анализ причинно-следственных связей, проведенный ими, носит сугубо качественный характер. Это затрудняет принятие обоснованных управленческих решений и прогнозирование

Определил четыре основных типа среды бизнеса конкурирующего типа: комплексная (сложная)— простая, статичная — динамичная. Сочетание сложных и динамичных перемен образует неопределенную внешнюю среду, а статичных и простых — определенную (Дж. Эткинсон, Й. Уилсон [20]) Сочетание сложных и статичных перемен ведет, как правило, к низким темпам изменений среды в пределах существующего опыта, а простых и динамичных — к высоким темпам предсказуемых изменений

Внутренние: 1) потенциал изменения компетенции преподавателей; 2) уровень технической оснащенности образовательного учреждения; 3) уровень мотивации преподавателей в Системы представляют собой самоорганизующиеся диссипативные структуры, развитие которых подчиняется законам термодинамики и сохранения энергий. Из-за постоянной смены целей, условий их достижения, дефицита ресурсов равновесие на этапах устойчивого развития не достигается либо возникает случайно. Поэтому Тренд закономерных изменений выявляется лишь в долговременном периоде

Ф

^

н

^

со

СО

го

_0

со

^

т

о

н

о

к

I

Ф

ц

со

го

с

^

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

го

н

о

о:

^

I

го

ш

о к

I

о I

о го

ю ш

о о

СО

2 го

н а.

Ь£ ю

ф о

с

о о

го Ф

ф 3

^ о

о .0

ф со

т

^

о I

с; ф

о

ч ^

о ф

н а.

ф т

2

Продолжение табл. 2

го со о

СО

о а. о

е

ю го

< <

Вид факторов Краткая суть теории Отличительные особенности

измене6нии качества образования; 4) методологическая и методическая обеспеченность управления развитием Существует внутренний фактор насыщения в развитии, когда система стагнирует перед началом фазы «спад», проявляя низкую активность и тратя все ресурсы на копирование самое себя. При этом расходы растут экспоненциально, а эффективность деятельности снижается (Н. Кучин [14]) Поддержка и инициирование самопроизвольных изменений поведения системы (самоорганизации) обеспечивается созданием благоприятной среды и условий

Выявлены два типа моделей и внутренних факторов образцов порядка: классическая равновесная модель с атрибутами устойчивости, гомеостаза, предсказуемости; неравновесная модель (неустойчивая, непредсказуемая) (В.В. Василькова [6]) Констатируются противоречивые, на первый взгляд, взаимоисключающие представления о сути порядка и роли хаоса

Конкретизируется основа выбора базовых внутренних факторов стратегического развития организации в структуре мегасистемы «природа - человек -экономическая система». Выделяются природный, человеческий, технический, институциональный, организационный и информационный факторы развития (О.В. Иншаков [11]) Транзакционные факторы (при оформлении соглашений) противостоят трансформационным факторам (преобразующим поведение системы). Механизм стратегического развития рассматривается как система неупорядоченных взаимодействий факторов

цель является блуждающим в пространстве и времени аттрактором (А.В. Поздняков [18]) Необходимость использования комплекса методов для решения проблем повышения качества управления развитием

Наличие системных противоречий между частями целого в форме «технологической разности». Противоречия устраняются на основе законов композиции и пропорциональности состояния подсистем в зависимости от изменений внешней среды (А.А. Богданов [5]) Разнообразие форм поведения и структур делает организацию более устойчивой

Руководители должны иметь эффективные критерии оценки вклада уровней иерархии в эволюцию всей системы, процедуры учета эволюционной Следует указать на то, что предложенные подходы носят сугубо математический характер, проверены лишь на компьютерных экспериментах

Окончание табл. 2

Вид факторов Краткая суть теории Отличительные особенности

сложности системы (В.М. и К.В. Казиевы [12])

Выделены в организации три типа элементов: «продвигающиеся вверх» (например, персонал или подразделения разделяют общие ценности), «индифферентные (отвергающие ценности), «амбивалентные» (хотели бы быть в организации, но не соответствуют её требованиям) (Р. Престас [17]) Не были решены проблемы практической оценки «силы» действия и взаимосвязи элементов, необходимые для формирования адаптационного механизма, обеспечивающего баланс поведенческих характеристик

Рассмотрены 13 подсистем потенциала организации (Е.Д. Гаврилова [8]) Особую роль в разработке и реализации стратегии организации имеет потенциал человеческих ресурсов. Не раскрывается инструментарий учета синергетического эффекта взаимодействия элементов

Предложена методология уменьшения дисбаланса интересов для устойчивости развития организаций (А.А. Алабугин [1]) Повышение уровня устойчивого развития организаций с включением методов управления проектами в состав подсистем механизма управления адаптацией и развитием

го

_0 ш

т >s о

о

ф ц

CG ГО

с

го

Ь

к s

I

го ш

0

1

о о

сферы. Недостаток количественных методов оценки экономической эффективности и качества управления развитием организации, а также механизмов адаптации накопленных в теории управления представлений в сферу управления образованием затрудняет принятие обоснованных управленческих решений. Это вызывает необходимость обоснования состава и актуальности задач формирования такого механизма, специализированного по отрасли образования.

Для обеспечения устойчивого развития образовательной организации нами концептуально-методологически обоснована необходимость решения следующих научных задач: 1) исследование генезиса идей и методов устойчивого развития, разработ-

ка их обоснованной классификации, эффективной для управления проектами стратегического развития;

2) разработка методических рекомендаций по управлению проектом устойчивого развития образовательной организации, обеспечивающих формирование и реализацию эффективных стратегий развития;

3) разработка механизма регулирования целевых характеристик и качества функций управления стратегическим развитием и соответствующих методов оценки.

Библиографический список:

1. Алабугин А.А. Управление сбалансированным развитием предприятия в динамичной среде. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 360 с.

ю m

° 2 _ СП

_0 ГО

I- а

ю

ф

ф э

о о -О ф ш

ф т

2. Алабугин А.А. Управление сбалансированным развитием предприятия в динамичной среде. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 360 с.

3. Устойчивость адаптивных систем / сост. В.Д. Андерсен, Р.Р. Битлиго, С.Р. Джонсон и др. - М.: Мир, 1989. -261 с.

4. Баев Л.А. Интенсивная самоорганизация экономических систем. Концепция, теория, модели. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1992. - 268 с.

5. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: Изд-во Московского университета, 1989. - 190 с.

6. Василькова В.В. Характеристики (атрибуты) порядка и хаоса: от древней космогонии к современной синергетике // Материалы второго Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе». - Томск: ИОМ СО РАН, 1998. - С. 25-26.

7. Веблен Т. Теория праздного класса. -М.: Прогресс, 1984. - 156 с.

8. Гаврилова Е.Д. Необходимость стратегического подхода к управлению потенциалом человеческих ресурсов организации // Материалы третьего Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». - М.: ЦЭМИ РАН, 2002. - С. 29-30.

9. Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 96 с.

10. Завгородняя А.В. Стратегический анализ институциональных функций и макросреды фирмы //Материалы третьего Всероссийского симпозиу-

т ма «Стратегическое планирование и

о развитие предприятий». - М.: ЦЭМИ

| РАН, 2002. - С. 64-66. е 11. Иншаков О.В. Базовые факторы стратегического развития предприятия // ^ Материалы третьего Всероссийского <5 симпозиума «Стратегическое планиро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вание и развитие предприятий». - М.: 5 ЦЭМИ РАН. - 2002. - Т. 3. - С. 76-79.

12. Казиев В.М., Казиев К.В. Эволюционное моделирование иерархических социально-экономических систем // Материалы третьего Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». - М.: ЦЭМИ РАН. - 2002. - Т. 3. - С. 53-54.

13. Карлик А.Е., Тюхтенева Р.Т. Стратегия предприятия и элементы внешней среды // Материалы третьего Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». - М.: ЦЭМИ РАН. -2002. - Т. 3. - С. 84-86.

14. Кучин И.А. Неравновесные процессы в открытом обществе: проблема управления // Материалы второго Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых це-лостностей в природе и обществе». -Томск: ИОМ СО РАН, 1998. - 362 с.

15. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / авт. кол. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. - М.: Наука, 2001. - 636 с.

16. Набиев А.М. Диагностика устойчивости предприятий // Материалы третьего Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». - М.: ЦЭМИ РАН. - 2002. - Т. 2. - С. 79, 80.

17. Престас Р. Организационное общество. - М.: Прогресс, 1980.

18. Поздняков А.В. Закономерности функционирования самоорганизующихся систем // Материалы второго Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе». - Томск: ИОМ СО РАН, 1998. - С. 40-45.

19. Форрестер Дж.В. Мировая динамика. - М.: Наука, 1978. - 165 с.

20. Эткинсон Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры: учебн. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 471 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.