Научная статья на тему 'Методологические аспекты исследования профессиональной этики'

Методологические аспекты исследования профессиональной этики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная мораль / профессиональный этос / профессиональные добродетели / моральные права / деонтологическая этика / деонтическая этика / конвенциональная этика / принцип профессионально-этической конвенциональности / профессиональные субэтосы / информированное согласие / professional morality / professional etos / professional virtues / moral rights / deontological etics / deon-tical etics / conventional etics / the principle of professional-etical conventionalism / professional subetoses / informed approval. Об авторе

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовая Л.В.

В статье рассматриваются три способа этической регуляции, которые используются в современных профессиональных коммуникациях. Наиболее адекватной является конвенциональная этика. Она обосновывает роль профессионального взаимодействия в индивидуальном развитии специалиста, способного совмещать цели деятельности и личностные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers three ways of ethical regulation which are used in modern professional communication. The most adequate is conventional etics. It lays grounds to the role of professional interaction in a specialist individual development who capable of combining the aims of his activity and personal values.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты исследования профессиональной этики»

УДК 174: 378

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Л.В. Садовая

В статье рассматриваются три способа этической регуляции, которые используются в современных профессиональных коммуникациях. Наиболее адекватной является конвенциональная этика. Она обосновывает роль профессионального взаимодействия в индивидуальном развитии специалиста, способного совмещать цели деятельности и личностные ценности.

Ключевые слова: профессиональная мораль, профессиональный этос, профессиональные добродетели, моральные права, деонтологическая этика, деонтическая этика, конвенциональная этика, принцип профессионально-этической конвенциональности, профессиональные субэтосы, информированное согласие.

Анализ профессиональной морали позволяет установить, какие личностные качества специалистов в наибольшей мере способствуют успешности его деятельности и оказывают влияние на эффективность самой сферы.

В методологическом плане при исследовании профессиональной морали используются два основных принципа: гносеологический и онтологический. Первый рассматривает мораль как сферу личностной автономии специалиста вне исполняемой профессиональной роли. Профессиональная мораль характеризуется, как производная от универсальной и определяется в виде совокупности духовно-нравственных свойств личности, способствующих реализации общечеловеческих смыслов в профессии. Роль этической регуляции направлена исключительно на индивидуальную мотивацию профессиональной деятельности, в которой абсолютизируется роль общественной морали. Задача этики видится в том, чтобы выявить механизмы формирования убежденности, что моральная активность «гражданина мира» способствует исполнению им профессиональной роли. В данном подходе функция этики нацелена на обоснование индивидуально-должного поведения профессионала, стимулирующее развитие у него универсальных личностных моральных качеств. Прилагая общие этические требования к своей профессиональной роли, он добьётся успеха в профессиональной деятельности

Вторая точка зрения позволяет исследовать мораль как сферу профессионально-ролевой автономии. Профессиональная мораль определяется как внутренний компонент, который выражает уровень самоорганизации профессии как социального института. Роль морали в таком случае заключается в направленности на реализацию социальной миссии профессии. Поэтому акцент делается на нормативность профессиональной морали, которая обеспечивает рост консолидации внутри организационных структур. Моральные права специалистов обусловленные рамками профессиональной роли, приобретают социальное измерение. Задача этики в данном случае состоит в том, чтобы обосновать поведение специалиста, активизирующее соблюдение им моральных прав, которые, по мнению корпоративного сообщества, способствуют формированию доверия общества к его деятельности.

Первый подход мы определяем как деонтологический, а второй - деонтический. Деонтологическая этика трактует сущность профессиональной морали как идеальную форму долженствования общественных принципов и правил, которые человек прикладывает, «примеряет» к своей профессиональной роли, определяя, что способствует, а что нет в решении практических задач. Этической мотивацией психолого-профессиональной деятельности выступают эмоционально-волевые механизмы внушения, принуждения, подавления, что минимизирует автономию специалиста. Апелляция в большей мере к психологическим механизмам волевой сферы ограничивает проявление профессиональной автономии за счет преувеличения личностной свободы. Дистанцированность практических и идейных целей профессиональной деятельности создаёт почву для двойных стандартов оценки работы специалиста и сводит моральную регуляцию к назидательности и морализаторству.

Обращение исследователей к внутреннему содержанию позволяет выявить структурные основания морали, которые отражают системные, устойчивые связи. Наличие норматив-

ности определяет границы автономии работников, характеризует уровень их интеграции и самоорганизации. Этическая институализация профессиональной сферы актуализирует когнитивно-коммуникативные механизмы профессионально-личностной деятельноси. Деонтическая этика исходит из корпоративной природы профессиональной морали, которая через нормы организации мотивирует деятельность специалиста, гарантируя его профессиональную автономию в рамках институциональных интересов. Однако абсолютизация такого подхода может привести к моральному релятивизму и формированию корпоративного эгоизма.

Основное отличие деонтического подхода в том, что профессиональная мораль рассматривается инструментально в зависимости от исполняемых профессиональных ролей, в то время как деонтологическая этика делает акцент на общечеловеческих ценностях, как цели, подчиняя специфику профессиональной деятельности универсальным идеалам.

Цели деятельности специалиста и стратегия профессиональной сферы могут иметь различные векторы. Но для того, чтобы они совпали, требуется поиск таких этических механизмов, которые бы позволили преодолеть их разнонаправленность. На наш взгляд, социокультурный подход этического анализа профессиональной деятельности способствует выявлению взаимозависимости содержания ценностей человека, интересов организации и целей общества. Эффективность профессионально-этической регуляции зависит от того, какое место ей отводится в системе ценностей профессиональной сферы, а также в профессиональном самосознании специалиста. Понимание роли и значения профессиональной морали обусловливает масштаб целей, выбор средств и ответственность всех участников профессионального взаимодействия. Профессиональная мораль регулирует уровень независимости специалиста в рамках своей деятельности, а также меру автономии самого профессионального института. Задача профессиональной этики заключается в том, чтобы определить, как свобода выбора специалиста как личности соотносится с его свободой как исполнителя специальных ролей. Решению данной проблемы способствует конвенциональная этика.

Третий подход, по нашему мнению, позволяет сочетать общественные требования к профессии и индивидуальные ценности его участников. Социокультурный контекст меняет ход научного исследования. Пространство профессиональной деятельности сегодня включает множество субъектов: социальных, индивидуальных, корпоративных, внутрикорпоративных, каждый из которых имеет собственное представление о целях и ценностях деятельно -сти. Умение вести диалог, понимать запросы людей, согласовывать цели и задачи профессии с потребностями общества - становится важнейшим принципом профессиональной стратегии. Суть третьей позиции, которую мы определяем как этико-конвенциональную, состоит в том, что согласование целей профессиональных ролей и ценностей специалиста как личности, наиболее продуктивно в рамках этоса. Профессиональный этос - это общепризнанная система ценностей профессионального сообщества, выражающая нормативную значимость соблюдения моральных прав всех действительных и потенциальных участников взаимодействия. Роль морали в таком случае видится в осознании того, что собственный успех зависит от совокупной деятельности всех субъектов, вовлеченных в профессиональное пространство. Этос есть непосредственный медиатор этической регуляции внутри организации и фактор защиты личного достоинства специалиста в обществе. Профессиональная деятельность, рассматриваемая через симметрию морально-правовой регламентации интересов организации и специалиста, детерминирована единством общественных, личностных и корпоративных интересов, а не только чьими-то одними, в этом и заключается суть этико-конвенциального измерения профессиональной деятельности.

Задача профессиональной этики, таким образом, заключается в том, чтобы выявлять реальные, конкретные нормы, которые отвечают интересам организации в выполнении своей миссии, и одновременно учитывают личностные стратегии специалистов. Необходимо определять какие правила поведения способствуют утверждению гуманистических ценностей, а не закреплять корпоративно-профессиональную ограниченность. Этот путь ведет к росту профессиональной заинтересованности и превращает специалиста в субъекта профессио-нальной деятельности. С точки зрения такого подхода, этическая институализация упорядо-

чивает профессиональную коммуникацию и реализует социальную ответственность, утверждая справедливость в организации и обществе. Этосные нормы характеризует степень независимости участников производства и одновременно демонстрируют меру контролируемости (прозрачности) их деятельности для человека и общества. Этическая конвенциональ-ность выступает критерием и показателем личностной и ролевой согласованности в деятельности специалистов. Утверждение этической конвенциональности как основы нормативно-ценностной системы профессионального этоса ведет установлению соответствия между со-циоморальными установками специалистов с перспективой профессионального развития организации (корпорации) и идеалов общества.

Востребованность и действенность профессионально-этической конвенциональности зави-сит от того, насколько в организации и обществе признаётся право специалиста на собственную позицию. Поэтому осознание специалистом своих интересов и готовность считаться с другими участниками производственного процесса определяет его способность решать гражданские, социальные и личностные проблемы. Профессионально-этическую конвенциональность можно определить как интегративный принцип и личностное качество, характеризующие нормативную значимость достижения профессиональных целей и индивидуальных ценностей в процессе производства. Она становится критерием и показателем эффективности профессиональной сферы и ус -пешносги профессионально-личностного развития специалиста, который способен соотносить в конкретных условиях цели деятельности с моральными установками общества.

Профессионально-этическая конвенциональность с одной стороны выражает общепризнанную стратегию решения корпоративных проблем в рамках социальных требований к профессии, а с другой стороны характеризует индивидуальную тактику на неконфликтность, умение совмещать собственные желания с целями профессии. Содержание и структура профессионально-этической конвенциональности имеет институциональное и индивидуальное измерение, она выражает ценность доверия, ненасилия, ответственности, справедливости, рассудительности, благоразумия и др. в профессиональной деятельности.

Профессиональная практика включает идентификацию с разными типами нормативно-ценностной коммуникации: нормы авторитета, свои интересы, нормы группы, нормы этоса, ценности общества, универсальные принципы. Для установления влияния той или иной нормативности морали были использованы идеи коммуникативной этики Ю. Хабермаса. Термины «действенность норм» и «нормативная значимость» характеризуют наличную дис-тантность норм и возможность выбора тех, которые в полной мере отвечают целям и задачам, стоящим перед данным коллективом в данном проекте.

Институциональные показатели профессионально-этической конвенциональности отражают меру ролевой автономии специалиста. А индивидуальная характеристика этической конвенциональности выражается в умении специалиста согласовывать свои обязанности с теми правами, которые гарантированы наличным типом нормативности. Наличие профессионально-этических кодексов разных уровней (от общепрофессионального до внутрикорпоративного) актуализирует личностный выбор специалиста, опосредуя сопричастность к нор-мативно-ценностой системе этоса и субэтосов. Формы их многообразны: договоры, кодексы, стандарты, императивы, нормативы, правила, памятки и др. Этическая кодификация профессиональных обязанностей и индивидуальных прав делает конвенциональность эффективным регулятором профессиональной деятельности и способствует развитию его личности.

Этика согласия приобретает сегодня статус и социального регулятива, и культурной ценности. Более детальный анализ позволил установить, что процесс институализации охватил и локальные структурно-функциональные сферы профессиональной деятельности - субэтосы.

Субъектом этической конвенциональности является профессиональный коллектив, организация, которая непосредственно формирует новый тип сознания и поведения специалиста - конвенциональный. Этос конвенциональности позволяет рассматривать развитие профессиональной и моральной сторон в деятельности специалиста не как подчиненные, а как равнодействующие стороны. Ориентируясь на исследование внутренних потребностей профессиональной деятельности, можно установить истинные мотивы его участников. Соот-

неся их, с ценностными установками специалистов, выявить взаимозависимость, а, следовательно, научиться координировать и управлять.

Индивидуально-личностный аспект исследования профессионально-этической кон-венциональности характеризует проблему актуализации саморазвития в процессе профессиональной деятельности. Существенным условием персональной мотивации морали для специалиста является выбор, наличие или отсутствие которого определяет содержание личностного отношения к задачам. Этический выбор специалиста актуализируется в совместной конструктивной деятельности, нацеленной на такое решение задач, где у каждого своя функция, но общая стратегия, перед которой все равны. Снятие функционального неравенства прав и обязанностей, стратегии и тактики, оценки и самооценки, мотивирует сбалансированность составляющих его деятельность. Этическая конвенциональность как общепризнанная этосная ценность выступает критерием профессионально-личностной деятельности. Это позволит избежать крайностей морализаторства и утилитаризма, и создаёт условия для снятия внутриличностного конфликта ценностей. Принцип конвенциональное™ находится на вершине пирамиды, в основании которой лежат принципы авторитаризма и индивидуализма. Конвенциональность становится парадигмой профессионального взаимодействия, выстраивая такую систему, где вертикаль «человек-общество» соотносится с горизонталью - партнерством как полноценная сфера утверждения профессионально-личностного достоинства. А применительно к внутрикорпоративным параметрам направленность профессиональной деятельности предполагает переориентацию ответственности с вертикали: перед начальством, на горизонталь: перед коллегами. Она меняет структуру ролевых отношений с воздействия -на взаимодействие и активизирует потребность личностного проявления, переводя участников профессиональной коммуникации из ранга исполнителей в субъекты профессиональной деятельности.

Сформированное общими усилиями этико-конвенциональное пространство создает систему измерения роста индивидуальной нравственности каждого и эффективности профессиональной сферы. Ее показателем становится сопряжение степени автономности субъектов, которые способны соотносить пределы индивидуальной, корпоративной топологической и темпоральной ограниченности с социальными или универсальными ценностями. Этико-конвенциональное измерение профессиональной деятельности выражает форму общественного контроля за сохранением приверженности социальным, а не корпоративным идеалам. Оно характеризует внутреннюю согласованность субъектов между собой и внутри себя. Координация этих сторон осуществляется с помощью этических кодексов, которые регулируют соотношение прав и обязанностей не только в пределах профессиональной компетенции, но и гражданской ответственности за результаты личной и коллективной работы. Признание общественной значимости этоса конвенциональное™ как нормативно-ценностного основания деятельности усиливает самостоятельность профессионального субъекта и осознание им своего общественного предназначения.

The article considers three ways of ethical regulation which are used in modern professional communication. The most adequate is conventional etics. It lays grounds to the role of professional interaction in a specialist individual development who capable of combining the aims of his activity and personal values.

The key words: professional morality, professional etos, professional virtues, moral rights, deontological etics, deon-tical etics, conventional etics, the principle of professional-etical conventionalism, professional subetoses, informed approval.

Об авторе

Садовая Л.В.- ст. препод. Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, sad_lud@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.