Научная статья на тему 'Методологическая ценность коучинга в развитии профессионального потенциала педагогов'

Методологическая ценность коучинга в развитии профессионального потенциала педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / COACHING / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / МЕТАСОЗНАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / FUNCTIONALITY / БіЛіКТіЛіК / өЗіН-өЗі ЖАңАРТУ / іШКі САНА / әЛЕУЕТ / өЗАРА іС-ЦИМЫЛ / ФУНКЦИО-НСіЛДЪЩ / METCICOGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Ш.К.

В статье представлена актуальность коучингового подхода в развитии личности и решении жизненно важных задач в различных ситуациях. Описывается новая технология обучения коучингу: его задачи, принципы, методы, стадии и шаги, отличия от всех видов консультирования. В заключение указаны преимущества, недостатки метода и ожидаемый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическая ценность коучинга в развитии профессионального потенциала педагогов»

W

Ш.К.Каримова,

сертифицировании!i учител ъ русского языка и литературы, ГУ «СШ№115 отдела образования акимата г. Костаная»

He?i)?i свздер: коучинг, бтк-ттк, oiui-on жацарту, iumi сана, элеует, взара ic-цимыл, функцио-налдыц.

Ключевые слова: коучинг, компетентность, самоактуализация, метасознсшие, потенциал, взаимодействие, функциональность.

Keywords: coaching, competence, self-actualization, metcicognition, interaction, potential, functionality.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОУЧННГА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ

Ацдатпа

Макал ад а жеке тулганыц дамуы жэне эр турл1 жагдайларда OMipre манызды мшдеттерд1 шешудеп актуалды коучингпк тэсшдер керсетшген. Коучингп окытуда жаца технологиялар сипатталган: оньщ мшдет-Tepi, кагидалары, тэсшдер1, кезендер1 мен кадамдары, кенестщ барльщ турлершен айырмашылыгы. Макала-ны корытындылай келгенде эдютщ артьщшыльщтары, кемшшктер1, кутшетш нэтижелер1 белгшещц.

Аннотация

В статье представлена актуальность коучингового подхода в развитии личности и решении жизненно важных задач в различных ситуациях. Описывается новая технология обучения коучингу: его задачи, принципы, методы, стадии и шаги, отличия от всех видов консультирования. В заключение указаны преимущества, недостатки метода и ожидаемый результат.

Annotation

The article presents the relevance of the coaching approach to the development of a person and to the solution of vital problems. Describes a new technology how teach coaching: its tasks, principles, methods, stages and steps, differences from all types of counseling. The conclusion of the article indicates the advantages, disadvantages of the method and the expected results.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Майлз Дауни

Концепции современного образования максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия. Коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

В школьной педагогике усиливается внимание к развитию деятельности учителя, организующего учебный процесс в условиях многофункционального модернизированного образования. В этом аспекте от учителя требуется актуализация своей деятельности. Они должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в личностном становлении, принимая во

ö? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасозна-ния - навыков обучения тому, как учиться. Обучение будет успешным только тогда, когда содержание обучения будет соответствовать потребностям и интересам учащегося.

Демократические преобразования в обществе ведут к переоценке ценностей и повышению требований к качеству образования. Современный учитель должен научиться ценить в школьнике не столько умение читать, считать, решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, самооценку, открытость внешнему миру, самостоятельность, любознательность, инициативность, развитые воображение, коммуникативные способности, произвольность. Все это в полной мере вбирает в себя методика коучинга.

Педагогический коучинг - это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели. Приобретенное умение организовать взаимодействие, основанное на принципах коучинга, позволяет педагогам создать по-настоящему свободное, полное возможностей и ресурсов творческое пространство, как для учащихся, так и для самих педагогов, и даже, как показывает практика, для родителей.

Педагогический коучинг призван:

1. Повысить эффективность педагогической деятельности.

2. Психологически грамотно сопровождать учеников по жизненному и образовательному пути.

3. Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные цели.

4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

5. Развивать навыки управления личным временем.

6. Улучшить отношения в семье и с другими людьми.

7. Преодолеть стресс.

8. Повысить уверенность в себе.

9. Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства.

Важно отметить, что в коучинге детально изучены 4 стадии, которыми начинаются и заканчиваются все приносящие удовлетворение

проекты, в том числе и образовательные:

1) вдохновение;

2) осуществление плана;

3) интеграция ценностей;

4) завершение.

Задача учителя - помочь ученику пройти все вышеуказанные стадии любого эффективного проекта.

Один из основных принципов коучинга гласит, что каждый человек изначально обладает всеми необходимыми ресурсами. Учитель должен владеть технологиями, активизирующими и направляющими эти ресурсы в необходимое русло. В коучинге есть инструменты, позволяющие осознать свою ценность и значимость в профессии. Главное - научиться пользоваться собственными ресурсами, найти точку приложения полученных ранее знаний.

Внедрение некоторых технологий коучинга в педагогическую практику позволит изначально растить поколение инновационного формата: начиная со школы, люди будут приучаться жить в состоянии фокуса внимания, создания новых проектов, улучшения качества своей жизни и жизни окружающих.

Процесс совершенствования профессиональной компетентности учителя, внедрения непрерывного образования происходит более интенсивно на основе учета и использования международного опыта. Многие исследователи поддерживают идею личностного развития учителя в ходе его трудовой деятельности с привлечением к этому процессу самих педагогов. Один из выводов, сформулированных на основе сравнительного анализа инновационной среды обучения, подготовленного ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), звучит так: «Учителя должны уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим предметам;... в рамках ... различных партнерских соглашений, предполагающих активное использование процессов коучинга...

Учителя должны совершенствовать свои потенциальные профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами и участию в разработке, управлении и планировании учебной среды» [5, с. 145].

С целью воздействия на коллег, оказания разносторонней поддержки в исследовании и развитии их практики преподавания и обуче-

ния, более успешные учителя реализуют процесс коучинга, в котором, в отличие от наставничества, подопечный всегда сам определяет, формулирует и визуализирует цель, самостоятельно определяет шаги к ее достижению. Данный процесс более кратковременный, чем наставничество. Если психоаналитик обращается к прошлому и ищет в нем причины проблем и новые возможности, то коучинг направлен в будущее, определяет ресурсы для достижения успеха и продвижения. Консультант дает советы, основываясь на собственном опыте и знаниях в конкретных областях, коуч же выводит подопечного на самостоятельный поиск решений. Тренерские действия направлены на развитие набора определенных навыков, а действия коуча - на развитие личности.

Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на максимальную реализацию потенциала самого клиента [1, с. 160].

Еще в V в. до н.э. Сократ провозглашал идеи коучинга: «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать». Древнегреческий философ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Но его философия не нашла должного понимания в обществе.

Существует множество определений коучинга. Вот одно из них: «Коучинг - конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, переходя на качественно иной, более глубокий уровень их понимания и принятия решений о практической их реализации» [2, с. 164].

Коучинг направлен на помощь конкретному человеку в усилении и улучшении его действия через размышления над тем, как он использует конкретное умение и знание. Эффективность коучинга оценивается самим подопечным по своим критериям через сопоставление достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем. Сотрудничество коуча и подопечного, должно изменить деятельность

работника в лучшую сторону и стать более функциональным. Коуч не обязательно эксперт в области проблемы, однако, должен быть экспертом в оказании помощи другим в раскрытии их собственных возможностей. Коуч, задавая вопросы, побуждает думать и искать решения, обучает строить логическую цепочку, формирует в подопечных навык самостоятельного мышления по решению любых ситуаций. Основным и главным методом работы в коучинге является ведение диалога с ведомым. Коуч и его «правильные» вопросы способны разбудить сознание и подсознание клиента и вывести его на правильный путь решения той или иной проблемы. Развивающие вопросы - это главный инструмент коуча, помогающий человеку разобраться и в себе, и в ситуации, разложить все по полочкам и осмыслить происходящее. Коучинг работает с областью «надо», а не с областью «хочу»; зависит от гармоничного слияния эмоционального (как мы ощущаем себя в роли обучающихся), социального (обучение с помощью социального взаимодействия) и когнитивного (что мы знаем и можем сделать) аспектов [5, с. 178].

Коучинг имеет смысл и дает результат тогда, когда происходит формирование новой системы мировоззренческих убеждений. Процесс подразумевает следующий уровень формирования мировоззрения: если человек верит в то, что будет действовать успешно, то и действенность его будет соответствовать этому. Необходимо «раскрыть свою идентичность, свое реальное «Я» для того, чтобы затем на этом основании приблизиться к самоактуализации, построить самого себя, совершить жизненный выбор». Только психологически компетентные педагоги направляют устремления своих учеников к высшим ценностям, содействуют становлению «креативной», «гуманистической» и «целостной» личности [4, с. 16].

Как пишет в своей книге Britta. Werde «So finder wir den richtigen Coach»: «...наш потенциал может быть заблокирован по разным причинам. Коучинг имеет дело с блокировками, установленными нашим привычным ходом мыслей».

Алгоритм технологии извлечения в коучинге:

1. В чем трудности?

2. Что важнее всего?

ö? S

к с m О

го £

« О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Ö? s к с m О го

£ «

О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

3. В чем главная трудность?

4. Как это можно решить? Варианты...

5. Какой вариант точнее?

6. Что и когда нужно сделать?

7. Как проверить результат?

В коучинге необходимо учитывать нижеследующие принципы:

1. Принцип равенства и партнерства.

2. Опора на личный потенциал.

3. Отсутствие экспертной оценки и готовых ответов.

4. Принцип единства и взаимосвязи.

5. Принцип мониторинга и результативности [4, с.33].

Если говорить о цикле обучения взрослых, то его можно представить в виде следующих шагов:

Шаг 1. Опыт. Обучающийся получает новую информацию, требующую ответа.

Шаг2.Анализ опыта. Обучающийся классифицирует полученную информацию. Обмен идеями и впечатлениями.

Шаг 3. Обобщение опыта. Обучающийся вырабатывает принципы и извлекает уроки из опыта и его обсуждения.

Шаг 4.Применение. Обучающийся связывает занятие с реальным миром - они редко совпадают. Эту связь можно усилить через практику и через планирование применения позже. Ключевой вопрос, который должен задать себе каждый: «Что должен я изменить в следующий раз?» [4, с.54-57].

Данное обучение приносит наилучшие результаты, если оно:

• основано на личных, побудительных мотивах;

• отвечает первоочередным потребностям;

• обеспечивает вовлеченность обучающихся;

• основано на обмене опытом;

• рефлективно, т.е. обучающийся делится опытом, делает заключения и вырабатывает принципы для использования в похожих ситуациях в будущем;

• обеспечивает обратную связь, которая должна быть корректирующей и поддерживающей;

• демонстрирует уважение к обучающимся;

• создает дружелюбную атмосферу;

• происходит в комфортной обстановке [4,

Вестник «öp.fiey»-kst

с.54].

Коучинг - это искусство создания с помощью беседы и поведения среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение [3, с.312].

Достоинства метода:

способствует четкой постановке целей и их успешной реализации;

применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода:

психологическое сопротивление личности, т.к. реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

Ожидаемый результат:

Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития [4, с.23].

Таким образом, коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессер-Зигмунд К., Зигмунд X. [Текст] EMDR в коучинге - как взмах крыла бабочки / К.Бессер-Зигмунд, Х.Зигмунд / - СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. - 160с.

2. Глоссарий к уровневым Программам курсов повышения квалификации педагогических работников PK [Текст] - Астана: ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. - 164с.

3. Джон Уитмор. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом [Текст] / Уитмор Джон / - М.: Альпина Паблишер, 2012. -312с.

4.0ракова А.Ш., Корнилова Т.Б. и др. Настольная книга учителя-коуча [Текст] / А.Ш.О-ракова, Т.Б.Корнилова и др./ Учебное пособие для системы повышения квалификации учителей. - Алматы, 2014. -150с .

5. Руководство для учителя [Текст] / Второй (основной) уровень - 3-е издание. - Астана: Изд-во ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. - С. 145, 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.