Научная статья на тему 'Методологическая пропедевтика: новый взгляд на обучение математике'

Методологическая пропедевтика: новый взгляд на обучение математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / METHODOLOGICAL COMPETENCE / METHODOLOGICAL PROPEDEUTICS / KLIPOVOY THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Г.М.

Предложены дидактические способы формирования у студентов вуза основ методологических компетенций на примере курса «Математика в изобразительном искусстве», в котором учтены особенности клипового восприятия и мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological propedeutics: a new perspective on teaching mathematics

Offered didactic methods of forming the students of the university foundations methodological competences in example of «Mathematics in the visual arts», which takes into account features klipovoy perception and thought.

Текст научной работы на тему «Методологическая пропедевтика: новый взгляд на обучение математике»

УДК 378

Г.М. Беспалова

Русско-Британский институт управления

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

В современном обществе увеличиваются потоки

информации: слуховой, визуальной, вербальной, не требующей запоминания из-за легкодоступ-ности к ней (Интернет, Wi-Fi, сервисы и приложения различных гаджетов). В связи с этим многие ученые говорят о клиповом мышлении, вытесняющем понятийное. Нынешние дети имеют быстрое восприятие в виде эмоциональных образов, но при этом их восприятие поверхностное, клиповое, шаблонное.

В условиях неопределенности и динамичного темпа жизни умение быстро принимать решение — важное качество, но чаще всего такое решение оказывается непродуманным. Поэтому образование в наше время призвано научить вычленять нужную информацию и отсекать лишнюю в короткий промежуток времени, дав базовые знания, на основе которых появится возможность развития нестереотипного, нестандартного мышления.

В свете сказанного актуальным становится высказывание Б.К. Коломийца: «...одна из основных функций современной системы образования состоит в помощи учащемуся, студенту в формировании и развитии у него высоконравственного интеллекта, способного к эффективной индивидуальной и коллективной профессиональной и общественной многофункциональной деятельности в структурах коллективных интеллектов фирм, профессиональных и других сообществ с помощью интеллектуально-информационной и коммуникационных технологий» [1, с. 8]. А роль преподавателя, по мнению А. Ле Шателя, «не в том, чтобы преподать студентам результаты, достигнутые наукой, но в том, чтобы привить доверие к значению научных методов и таким образом развить их интеллектуальные способности вместо того, чтобы засорять их память» [2, с. 33].

Следует задаться вопросом, как это сделать, если все труднее и труднее стимулировать познавательный интерес учеников и студентов к изучению общеобразовательных дисциплин, в частности к математике, которая содержит большой объем абстрактных понятий и символов. Трудно привлечь к изучению общеобразовательных дисциплин еще и потому, что подростки в наше время, оказавшись в положении, когда первоначальной целью деятельности является понимание факта (события, явления), но оно оказывается настолько сложным,

что сразу его понять невозможно, бросают все, так и ничего не начав, хотя этот процесс должен перерастать в самостоятельную мыслительную работу по разрешению проблемы. С другой стороны, по мнению ученых, в содержании образования помимо знаний о предмете науки, методах ее изучения должны активно вводиться «знания о правилах, приемах построения умственных действий (операций), обеспечивающих овладение научными знаниями, т. е. метазнания» [3, с. 29].

Выделяются два типа знаний социокультурных образцов. В знаниях первого рода фиксируются научные сведения о предметах, фактах, явлениях в их связях и отношениях. В знаниях второго рода (метазнаниях) представлен путь, метод получения этих знаний; раскрывается организация интеллектуальной (познавательной) деятельности субъекта, где метазнания, по И.С. Якиманской, есть не что иное, как методологические знания [там же].

Изменения в обществе ведут к изменениям в образовательных стандартах, что приводит к изменению методики, которое, по А.В. Хуторскому, на примере урока сводится к следующим инновациям [4]:

♦ смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация»;

♦ смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающий, что при подготовке урока преподаватель должен определить, какой образовательный продукт создадут учащиеся в ходе урока;

♦ переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося (индивидуальное целеполагание учащихся, индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная диагностика и т. д.);

♦ переход от ЗУНовских ориентиров в подготовке и проведении урока к компетентностному, обоснование личностной и социальной значимости темы при подготовке плана урока, организация реального практического опыта учащихся;

♦ переход от логической структуры урока к ситуационной; внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуа-

ции, в ходе чего реализуется внутренняя логика развития учащихся по отношению к изучаемым вопросам, развивается внутренняя логика по отношению к изучаемым вопросам;

♦ использование эвристических открытых заданий (задания не имеют однозначно правильного решения);

• преодоление ограниченности содержания урока рамками классных стен с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет (участие в дистанционных курсах, конференциях и т. д.);

• внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии для обобщения материала и заранее готовых выводов;

♦ универсализация, смена контроля результатов обучения на персонализированную, учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого учащегося;

♦ выявление учащимися собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой;

• введение ученического портфолио как альтернативы формализованному контролю образовательных результатов учащихся. Руководствуясь всем вышесказанным, автор

предлагает для формирования основ методологической компетентности студентов следующее:

1) создать прочную базу для интуиции. Часто в практике встречаются с тем, что учащийся дает правильный ответ, но при более детальном рассмотрении решения наблюдают серьезные ошибки, свидетельствующие о пробелах в знаниях. Автор использует принцип «раздвоения информации», когда теоретический материал записан в тетради по ходу изложения материала, а затем основные теоретические положения выносятся, например, на обложку тетради, используются разноцветные стикеры, приклеенные на листы тетради, опорно-методические листы, из которых формируется методическая папка учебного материала по всему курсу. Этот прием позволяет, как надоедливая реклама, быть информации «на слуху», развивать зрительную и долговременную память. Также применим принцип «вынужденного возвращения к пройденному», который может заключаться в систематическом повторении, в первую очередь самостоятельном. Если обучающиеся забыли какие-то теоретические положения, то следует их переадресовать к пройденному материалу, указав, какая тема и когда изучалась;

2) проводить занятия-коллоквиумы. В условиях, когда в классе и группе около 30 или более человек, тяжело проследить за процессом усвоения учебного материала каждым обучающимся. Такие занятия позволят поработать индивидуально и выявить пробелы, наладить личный контакт и настроить студентов на познавательный процесс;

3) приводить примеры из жизни современников. Нашу молодежь сложно увлечь примерами жизни людей из прошлого, потому что всецело оценить их заслуги и достижения для нашего времени они не в силах, так как пока не обладают полной системой осмысления и переоценки ценностей. Но это не означает, что говорить о великих предшественниках не нужно. Например, Г.Я. Перельман своей многолетней упорной работой заслужил уважение в научных кругах и по праву может считаться выдающимся ученым нашего времени. Эти труды были оценены по заслугам и не остались незамеченными — ему присудили премии, от которых он по своим личным убеждениям отказался;

4) показывать нестандартное применение теории на практике. Знания сами по себе статичны и инертны, и только от человека зависит, как он найдет им применение и к чему приложит. Например, физическое понятие «броуновское движение» описывает модель прогнозирования финансовых активов или сетевой процесс задержки RTT для веб-соединений в сетях и системах связи on-line и т. д.; векторная алгебра применима к решению алгебраических задач (системы уравнений с тремя неизвестными и т. п.);

5) развивать устойчивую внутреннюю рефлексию. Бывает, что преподаватель задает студенту уточняющий или наводящий вопрос, а он начинает нервно «бегать глазами» по аудитории, ожидая подсказку, что свидетельствует о его неуверенности в своих знаниях. В этом случае, на взгляд автора, оптимальным решением для развития внутренней рефлексии является усиление роли самостоятельной индивидуальной работы студентов.

Перечень указанных мероприятий этим не ограничивается, у каждого преподавателя найдутся свои приемы адаптации учебного материала к реалиям современности. Главное, чтобы эта работа осуществлялась системно, в специально организованной образовательной среде, имеющей инновационный характер [5].

Автор разрабатывает курс «Математика в изобразительном искусстве», целью которого является изучение математических понятий, явлений, разделов через призму культурного наследия. С одной стороны, решается проблема развития у студентов познавательного интереса к математике через нетрадиционные подходы с применением ярких и интересных репродукций, но, с другой — выполняется важная воспитательная функция: прививается чувство эстетики и развивается ретроспективный взгляд. Например, одна из лекций называется «Эдвард Мунк, "Крик". Гомотетия». Понятие «гомотетия» в математике схоже с явлением перспективы в изобразительном искусстве, которым занимался и Леонардо да Винчи для создания гармонич-

ной композиции и наилучшего визуального восприятия картины.

Если обучающийся будет обладать методологическими компетенциями, под которыми автор понимает свободное владение всевозможными методами, средствами, общими положениями и принципами для успешной реализации потенциала в учебно-профессиональной, профессиональной деятельности, а также ответственная рационализация этой деятельности с помощью собственного новаторства или с применением предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность выполнения действий, то он, скорее всего, сможет принимать быстро правильное решение и делать правильный выбор в условиях неопределенности, поскольку:

1) способен работать в междисциплинарной команде (специальные навыки коммуникации);

2) имеет базовые знания и владеет методологией в различных областях (специальные предметные знания, умения);

3) способен проводить эксперименты, а также описывать, анализировать, систематизировать, обобщать, обрабатывать и критически оценивать экспериментальные данные (экспериментальные и лабораторные навыки);

4) способен находить и использовать техническую литературу, а также другие источники информации, необходимые для рационализации профессиональной деятельности (навыки поиска и использования литературы);

5) берет на себя ответственность за планирование проекта, управление структурами, контроль качества (навыки менеджмента);

6) пользуется возможностью получать информацию о новых методах, приемах, способах профессиональной деятельности (специальные навыки самосовершенствования);

7) способен проявлять инициативу и работать с большой степенью самостоятельности (навыки саморазвития).

Формирование и развитие методологических компетенций продолжается на протяжении всего курса обучения в школе, вузе и тем важнее подготовить школьников, студентов к процессу формирования на основе пропедевтической работы. Методологическую пропедевтику, например, студентов младших курсов можно осуществлять в цикле математических и естественно-научных дисциплин, поскольку данный цикл составляет основу технических специальностей и богат многообразием способов решения.

Современное постиндустриальное общество задает свои требования к специалисту, главным социальным ресурсом и средством адаптации к жизни в условиях постоянных изменений которого являются знания и информация и умения их использо-

вать. Происходящая глобализация системы, охватывающая все сферы жизни людей, предъявляет условия и к знаниям специалиста, которые должны быть не только фундаментальными, но и действенными, мобильными, живыми. В этом плане ориентирование студентов на овладение навыками методологии позволит унифицировать их деятельность.

Поскольку, по А.Ф. Зотову, методология имеет «своей задачей исследование познавательной деятельности, осуществляемой в различных областях науки, выявление общих закономерностей функционирования и развития научной мысли. Это значит, что целью методологии не является разработка конкретных методов тех или иных наук. Эти методы лишь эмпирический материал методологии, которая призвана выявить в конкретных путях научного мышления существенное, искать закономерности их формирования и совершенствования. Она имеет целью выработать своего рода «путеводитель», помогающий ориентироваться в различных сферах научного исследования и даже более того — построить теорию методов. Разрабатывая такую теорию, необходимо отвлечься от особенностей конкретных исследовательских задач, попытаться представить схему познавательной задачи в общем виде. Тем более необходимо отвлечься от конкретного исследователя, решающего задачу. Иначе говоря, приходится строить обобщенную модель» [6, с. 39-40].

На сегодняшний день реалии таковы, что выпускник школы, вуза должен обладать собственной исключительностью, выгодно смотреться на фоне своих конкурентов, чтобы быть вначале востребованным студентом (возможность поступить в лучший вуз) и затем — востребованным специалистом (возможность устроиться на высокооплачиваемую работу). Правильная организация методологической пропедевтики в школе и далее — в вузе поможет сформировать и развить у выпускников необходимые качества для будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Коломиец Б.К. Интеллектуализация содержания высшего образования как составляющая компетентност-ного подхода: материалы ко второму заседанию методологического семинара. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 24 с.

2. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 120 с.

3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориен-тированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.

4. Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0705-4.htm

5. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Общие вопросы создания инновационной образовательной среды в инженерном вузе на основе синергетического подхода // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2009. — Вып. 5(36). — С. 48-50.

6. Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Методология науки и историко-научное исследование // Проблемы методологии науки; отв. ред. А.Н. Кочергин, В.П. Фофанов. — Новосибирск: Наука, 1985. — С. 37-49.

УДК 37.04 О.А. Дорохова

Академия социального управления

ПЕРВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИКЕ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГОВАРДА ГАРДНЕРА

Среди признанных специалистов в области когнитивного обучения имя Говарда Гарднера является сегодня наиболее известным не только в США, но и за их пределами. Занимаясь в течение длительного времени изучением познавательных характеристик мозга у вундеркиндов, одаренных людей, пациентов с травмами мозга, ученых, идиотов (индивидов, страдающих нарушениями интеллектуального развития, но демонстрирующих при этом поразительное развитие каких-либо отдельных способностей), нормальных детей, нормальных взрослых, специалистов в определенных областях и представителей различных культур, Гарднер пришел к созданию теории множественного интеллекта, которая изменила представление об интеллекте как о едином раз и навсегда определяющим врожденные способности и навыки решения проблем.

В основу своей теории Гарднер положил два основных постулата: 1) все люди обладают всеми видами интеллекта (всего он выделяет 8 видов интеллекта); 2) так как все люди обладают разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, также они обладают и различными интеллектуальными профилями [1—8].

Если академические психологи настороженно отнеслись к появлению этой теории, их обеспокоил отход Гарднера от широко распространенных в США тестов интеллекта, измерявших IQ и принятие набора критериев, менее доступных численному выражению, то в образовании теорию множественного интеллекта восприняли с энтузиазмом. Это во многом подтолкнуло самого Гарднера к активному участию в образовательных исследованиях и практике. Это участие, по словам самого Гарднера, было простимулированно, во-первых, выходом его книги «Структура разума» (1983 г.), а, во-вторых, публикацией известного федерального образовательного отчета «Нация в опасности» (Nation at Risk), подготовленного в 1983 г. по поручению Рональда Рейгана [7].

По утверждению авторов доклада, школьное образование в США находилось в кризисе и необ-

ходимы были сильные перемены, чтобы улучшить его качество. Основная цель состояла в том, чтобы определить проблемы, стоящие перед американским образованием и предоставить пути их решения [4, с. 5].

Свою задачу Гарднер видел в том, чтобы не только описать применение теории множественного интеллекта в школе, но использовать в учебной практике и другие результаты, полученные им при изучении психологии развития и когнитивной психологии. В попытках улучшить возможности образования он объединился с учителями и администрацией нескольких школ разных возрастных уровней на северо-востоке США. Увлеченность изучением образовательного процесса способствовала тому, что Гарднер принял участие сразу в двух педагогических проектах: проект Спектрум и проект ATLAS.

Проект Спектрум начался в 1984 г. как проект для разработки методов, с помощью которых можно оценить интеллектуальный профиль младших школьников. В нем Гарднер сотрудничал с Дэвидом Фельдманом, Марой Кречевски, Джанет Сторк и др.

В ходе исследования они установили, что даже 4-летние дети обладают определенным видом интеллекта. Так, одни воспринимают мир через символьную систему языка, другие больше проявляют пространственный или визуальный способ восприятия, третьи воспринимают мир через взаимоотношения с другими людьми.

Вывод, к которому пришел Гарднер, состоял в том, что период развития ребенка от 2 до 6—7 лет является одним из наиболее важных в развитии человека, ибо в нем содержится больше секретов и возможностей человеческого развития, чем в любой другой период. Именно в это время ребенок пытается создать всеобъемлющее представление о мире, интегрируя, по мнению Гарднера, волны, потоки и каналы своих видов интеллекта в понятную версию человеческой жизни, которая включает в себя поведение объектов, взаимоотношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.