Научная статья на тему 'Методологическая подготовка в технологическом университете'

Методологическая подготовка в технологическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическая подготовка в технологическом университете»

7. Пуанкаре А. О науке. - М., 1983.

8. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, ис-

кусство. - М., 1980.

9. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. - М., 1993; Щедровицкий Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995.

10. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать. - М., 1987.

11. Попов С.В. Идут по России реформы // Кентавр. - 1993. - № 2,3.

12. Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Запад-

ноевропейская наука в средние века (Общие принципы и учение о движении). - М., 1989.

13. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до 17 века. - М., 1976.

14. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. - Красноярск, 1989.

15. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах химии. - М., 1968.

16. Попов С.В. Организационно-деятельно-стные игры: мышление в зоне риска // Кентавр. - 1994. - №3.

Л. ГУРЬЕ, профессор Казанский государственный технологический университет

Современное техническое образование, составляющее основу профессиональной подготовки инженера, сфокусировано на передаче естественнонаучных и математических знаний. Что же касается закономерностей самой инженерной деятельности, то они изучаются фрагментарно. Между тем профессиональная подготовка, не формирующая знаний и умений выстраивать многофункциональный алгоритм достижения цели, приводит к неоптимальным решениям и неорганичности видения их последствий.

Инновационная инженерная деятельность - это разработка и создание новой техники и технологий, обеспечивающих социальный и экономический эффект. В ее основе лежат не только решения все более сложных научно-технических задач, но и нововведения в самой организации и деятельности по решению задач, внедрению результатов в практику.

Подготовка специалиста, способно-

Методологическая подготовка в технологическом университете

го к рефлексии оснований своей деятельности, представляет собой поэтому актуальнейшую педагогическую проблему, требующую специальных междисциплинарных усилий.

Реализация комплекса функций инженерной деятельности (гностической, проектировочной, конструктивной, организационной, коммуникативной, управленческой) предполагает использование ресурсов естественных, технических, социальных, гуманитарных, в том числе психолого-педагогических, наук. Социальные и гуманитарные аспекты связаны в первую очередь с целями и критериями оценки результатов инженерной деятельности, которая во все большей степени рассматривается как социально детерминированная. В основе инновационной инженерной деятельности лежат методологические ориентации, выходящие как на общенаучные, так и на гуманитарные методы познания и освоения действительности. На смену широкому спект-

ру частных методов, алгоритмов, процедур, дифференцированных по отраслям промышленности, мало связанных между собой, приходят технологии инженерной деятельности, в основе которых лежит общая методология, универсальные принципы и закономерности, общенаучные понятия и методы деятельности.

К сожалению, эти принципиально важные изменения, происходящие в структуре, содержании, характере инженерной деятельности, не учитываются в подготовке специалистов. Это проявляется в следующих недостатках образовательной парадигмы:

1) в доминировании предметно-дискретного характера построения содержания инженерной подготовки, что, в частности, проявляется в существовании межкафедральных барьеров в преподавании учебных дисциплин, обусловливающих формирование предметных стереотипов мышления и возникновение познавательных затруднений студентов при последовательном переходе от одних родственных дисциплин к другим;

2) в недостаточном внимании к формированию творческого инженерного мышления, точнее, мыследеятельности, особенно ее рефлексивного уровня;

3) в отсутствии целенаправленного изучения методологии и технологии инженерии, и, как результат, - неумение формировать целостное представление о профессиональной деятельности, проектировать ее.

Снять остроту противоречия между «идеалом» и «действительностью» позволяет введение в содержание подготовки бакалавров, инженеров, магистров и преподавателей инженерных вузов методологической составляющей, учитывающей многоуровневую структуру подготовки. Такая подготовка является наиболее органичной именно для технологического университета,

призванного сочетать универсальность образования с его направленностью на преобразующую, конструктивную деятельность.

Значение методологической подготовки инженера все более широко признается в вузах развитых стран. Так, в Массачусетском технологическом институте программы изменяются таким образом, чтобы давать студентам большее представление об интегральных аспектах инженерной деятельности, об анализе и управлении сложными системами, вводя специальные и гуманитарные науки при рассмотрении профессиональных проблем. Во Франции инженер призван играть роль генератора идей и новых концепций, а не только непосредственного организатора производства, что отражается в содержании учебного процесса в инженерных школах и университетах.

В российских вузах также апробируются различные варианты методо-логизации инженерной подготовки. Интересный опыт наработан в МГТУ, МЭИ, МАДИ, МАТИ, ЛЭТИ, Томском, Тамбовском, Дальневосточном, Новочеркасском, Краснодарском технологических университетах.

В конце ХХ века была разработана концепция инновационного образования [2], в рамках которой методологии деятельности рассматриваются как системы процедурных правил, принципов и приемов, составляющих содержание деятельности, ее стратегию и тактику. Опираясь на этот концептуальный базис, можно определить инновационное инженерное образование как процесс и результат целенаправленного формирования профессионально направленных знаний, умений, навыков, способностей и методологической культуры в рамках комплексной подготовки специалистов в области техники и технологий.

В основу проектирования методо-

логического параметра многоуровневой подготовки в технологическом университете положен ряд стержневых идей и исходных позиций.

Главной целью методологической составляющей профессиональной подготовки специалистов, магистров и преподавателей выступает методологическая культура как совокупность умений осознавать, формулировать и творчески решать инженерные (профессионально-педагогические) задачи, проектировать и конструировать собственную профессиональную деятельность, совершенствовать способности к профессиональной рефлексии.

Среди основных методологических подходов ключевую роль играют следующие: системный, предполагающий выделение структуры и содержания методологических знаний и умений, необходимых для решения творческих инженерных задач, ориентации в современной инженерной деятельности; личностно-деятельностный, направленный на формирование личности будущего специалиста, магистра, преподавателя, его творческих способностей к актуализации смысла, понимания сущности инновационной инженерной деятельности, ее реализации и преобразования в зависимости от современных и перспективных требований общества; интегративный подход, позволяющий синтезировать междисциплинарные знания, умения и навыки, необходимые будущему специалисту, магистру, преподавателю в его учебной и будущей профессиональной и профессионально-педагогической деятельности.

Отбор и способы структурирования учебного материала, сочетание форм и методов обучения на каждом этапе методологической подготовки направлены на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня формирования методологической компе-

тенции. Структурирование и изложение учебного материала осуществляются на основе междисциплинарного подхода, носят проблемный характер и предполагают использование различных способов изложения, учитывающих психолого-педагогические особенности контингента обучаемых и стимулирующих процесс творческой самореализации будущих инженеров.

Методологическая подготовка рассматривается нами как педагогическая структура, интегрирующая естественнонаучные, математические, технические и социально-гуманитарные знания в единый комплекс, ориентированный на формирование творческого инженерного мышления.

Важным организационным решением, создавшим возможности для усиления методологической подготовки специалистов инженерного профиля в техническом вузе, явилось создание в Казанском государственном технологическом университете в апреле 2002 года первой в России кафедры методологии инженерной деятельности. На кафедре была спроектирована и апробируется дидактическая система методологической подготовки, соответствующая многоуровневой подготовке «бакалавр - специалист - магистр - преподаватель» и включающая шесть этапов.

1 этап - инструментально-аналитический

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счет осознанного освоения методов, инструментов, аппарата естественнонаучных, социальных, гуманитарных дисциплин, включения в учебный план дисциплин «Введение в инженерную деятельность», «Психология и культура умственного труда», «Библиотековедение и информатика», использования процедур самооценки и диагностики

развития творческого инженерного мышления. Происходит формирование общих представлений об инженерной деятельности, логике ее развития, структуре; образ профессии сопоставляется с собственным образом «Я». На этом этапе показывается связь предлагаемого учебного материала с будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества. Это позволяет выработать у студентов необходимую мотивацию.

2 этап - структурно-синтетиче-

ский

Происходит детализация образа профессии, формирование способностей обобщать научные принципы в структурную модель изучаемой предметной области, осознание возможностей использования предметных знаний и частных методов отдельных дисциплин при решении различных инженерных задач. Включение в учебный план дисциплин «Методы научно-технического творчества», «Современные методы проектирования» нацелено на развитие творческого инженерного мышления, формирование основ проектной деятельности, которая изначально предполагает развитую творческую составляющую. Для решения задач используются широкий диапазон освоенных ранее инструментов интеллектуальной деятельности и методы ТРИЗ.

3 этап - теоретико-интегратив-

ный

На данном этапе осуществляется переход от решения экспериментально-теоретических задач методами системного анализа к выбору и определению концептуальных технологических решений. Введение дисциплин «Квали-метрия и управление качеством» и «Па-

тентоведение и защита интеллектуальной собственности» позволяет заложить основы квалиметрического прогнозирования и патентно-лицензионной деятельности как важных элементов инновационной инженерной деятельности. Активизация учебно-познавательной деятельности происходит за счет индивидуализации обучения, расширения класса решаемых задач, систематизации и междисциплинарной интеграции знаний, формирования единых методологических подходов к освоению профилирующих и специальных дисциплин.

4 этап - практико-интегратив-

ный

Здесь формируется способность решать прикладные задачи профессиональной направленности. Активизация учебно-познавательной деятельности происходит за счет многоаспектного рассмотрения сложных теоретических вопросов специальных дисциплин и выполнения комплексных междисциплинарных профессионально-ориентированных заданий (курсовое и дипломное проектирование).

Формирование методологической культуры происходит в ходе углубленного изучения общих закономерностей инженерной деятельности, выработки у студентов системы знаний, умений и навыков поэтапной постановки целей и выбора методов их достижения как основы системного проектирования конкретных объектов и деятельности по их созданию.

5 уровень - научно-исследова-

тельский (магистратура)

Освоение методологии научной, педагогической и инженерной деятельности достигается с помощью введения дисциплины «Методология научной деятельности и творчества» и элективных курсов по ТРИЗу, индивидуальных

консультаций при подготовке магистерской диссертации в тесном контакте с выпускающими кафедрами.

6 уровень - научно-педагогический

На этом уровне осуществляется подготовка преподавателей технических вузов с получением квалификации «Преподаватель высшей школы» в центрах инженерной педагогики при ведущих технических университетах.

Активизация учебно-познавательной деятельности происходит за счет использования андрагогического подхода, актуализирующего и обогащающего опыт обучающихся (опыт базового инженерного образования, профессионально-педагогической, научной, производственной и иной деятельности), дифференциации обучения, введения проблемных методов. Курсы «Инженерная культурология», «Методология научного познания и творчества», «Проектирование педагогических систем», «Методы решения творческих инженерных и педагогических задач», «Высшее профессиональное образование: организация, структура и управление», «Основы педагогической квалиметрии» позволяют формировать объемное информационное пространство методо-

логической культуры преподавателя высшей технической школы.

Исследования сформированности различных сторон методологической культуры педагогов показывают, что, к сожалению, ее уровень явно невысок. Причем несформированность умений проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс, осуществлять методическую рефлексию обнаруживается как у выпускников пединститута, так и у работающих учителей и преподавателей технических вузов [3].

А это значит, что перед преподавателями технического университета встают все новые задачи.

Литература

1. Багдасарьян Н. Профессиональная куль-

тура инженера: механизмы освоения. -М., 1998.

2. Шукшунов В.Е, Взятышев В.Ф, Саве-

льев А.Я, Романкова Л.И. Инновационное образование(парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С.13-28.

3. ГурьеЛ.И, ИвановВ.Г. Проектная куль-

тура преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. - 1998. - №3. - С.23-27.

ПЕРЕЧЕНЬ

периодических научных изданий, рекомендованных ВАК Минобразования РФ для публикации результатов диссертационных исследований (на соискание ученой степени доктора наук)*

...18. Альма Матер (Вест- ... 344. Народное образование

ник высшей школы) ... 368. Общественные науки ... 96. Вопросы истории и современность

... 103. Вопросы психологии ... 385. Педагогика

... 105. Вопросы философии ... 441. Психологическая на... 112. Высшее образование ука и образование

в России ...510. Социологические исследования

г Из бюллетеня ВАК Минобразования РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.