/' N
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Интеграция образования, науки, производства. Опыт практического решения
В. ИЩЕНКО, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана З. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильно -дорожный институт (ГТУ)
Мы живем в эпоху, когда время, как ни, когда ранее, сжато. Жизненный цикл любой инновации короток, неожиданная дерзкая идея и быстрая ее реализация в сфере виртуальной реальности могут обеспечить «суперпрорыв» в мире новых промышленных технологий. Для выполнения технологических задач «опережающего» уровня требуется соответствующая подготовка специалистов, основанная на интеграции образования, науки и производства. Современным инженерам приходится решать многокритериальные задачи, аргументированно выделять наиболее значимые факторы, моделировать принципиально возможные варианты и отбирать из них приоритетные на основе научно обоснованных и морально допустимых критериев. На качество результатов интеллектуальной деятельности студентов, направленной на формирование готовности к инновационному профессиональному творчеству, существенно влияет уровень использования в учебном процессе междисциплинарных общетехнологических знаний. К сожалению, большой массив важной, но трудноформализуемой общетехнологической информации не систематизирован. Такого рода междисциплинарная информация хаотически рассредоточена по разным учебным курсам. Она не подготовлена к продуктивному использованию в рамках ограниченного по времени учебного процесса. Это обстоятельство является препятствием при решении многофакторных профессиональных задач и тормозит процесс повышения качества системной подготовки специалистов к инновационной научно-производственной деятельности.
Вопрос систематизации трудноформа-лизуемой информации имеет общее значение. Он актуален не только для сферы технического образования, но и для многочисленных областей научной и производственной деятельности, где концентрация общих интересов ведет к повышению уровня интеграции системы «образование - наука -производство».
Решение проблемы систематизации разнородной информации прежде всего требует разработки соответствующей методологии. Современные компьютеры способны выполнить электронную систематизацию больших массивов информации. Однако основания, по которым требуется осуществить систематизацию трудноформализуемой информации, должен определить сам разработчик.
В процессе решения проблем, связанных с осуществлением междисциплинарной подготовки инженеров, прошла успешную апробацию методология систематизации междисциплинарной информации на основе формирования информационных баз принятия решений (БПР) [1]. Пользователями сетевых разработок, созданных на основе данной методологии, могут быть различные специалисты, заинтересованные в проведении электронной систематизации трудноформализуемой информации. К их числу относятся преподаватели машиностроительных втузов, специалисты технологической подготовки действующего производства, студенты и аспиранты, методисты и эксперты, аудиторы и менеджеры системы качества - любые субъекты творческой деятельности, ориентированные на:
• непрерывное самообучение и саморазвитие с мониторингом повышения уровня компетентности и качества самоподготовки;
• создание, апробацию и сопровождение конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности.
Полученные в данной области результаты могут быть эффективно использованы для решения как производственных задач, так и проблем непрерывного образования.
Гармонизация возможностей разработчиков (студентов) и требований «объединенного» заказчика («образование - наука - производство»). От Инженерного технологического центра машиностроения «Металлург» (ИТЦМ) в адрес разработчиков методологии систематизации труднофор-мализуемой информации поступил заказ на выполнение проекта по разработке методов электронной систематизации множества производственно-технологических данных, которые публикуются в бюллетенях ИТЦМ «Металлург » на основе информации, поступающей в Центр от различных заводов России, Белоруссии и Украины. Более трехсот заводов регулярно присылают в ИТЦМ большой объем важных, но несистематизированных данных. От исполнителей проекта требовалось представить производственно-технологическую информацию в электронном виде, удобном для практического применения любым заинтересованным пользователем. В качестве исполнителей проекта предполагался коллектив студентов второго года обучения, изучающих под руководством преподавателей методологию систематизации труднофор-мализуемой информации.
Заказчики были осведомлены о том, что студенты:
■ уже имеют полученные в течение первого года обучения необходимые для выполнения предстоящего проекта базовые знания, ориентированные на ускоренную технологическую подготовку действующе-
го производства машиностроительных заготовок (отливок, штамповок, сварных конструкций) и деталей;
■ знакомы с практическими основами получения отливок, поковок, сварных конструкций, так как на первом курсе у них был «учебно-технологический практикум по литейному, кузнечно-прессовому, сварочному и механообрабатывающему производству»;
■ будут заниматься по системно-ориентированной технологии и в момент начала проекта приступают к изучению и апробации методов систематизации труднофор-мализуемой информации.
Оказалось, что в выполнении проекта заинтересованы все потенциальные участники предстоящей работы. Представителям заказчика требовался конечный результат - систематизация имеющегося массива данных и методология систематизации непрерывно поступающей к ним новой производственной информации. Студенты руководствовались потребностью «ощутить себя в деле », совмещая учебный процесс и профессионально-ориентированную деятельность. Для разработчиков методологии принципиально важной стала возможность исследования процессов рождения научного знания, его использования для формирования у обучающихся профессиональных компетенций и их актуализации при выполнении конкретного проекта, имеющего научно-производственную значимость.
В процессе углубления исследования, направленного на установление дополнительных факторов, способствующих повышению качества подготовки обучающихся по системно-ориентированной технологии, были поставлены следующие задачи:
■ выяснить возможность выполнения студентами научно-производственного проекта, требующего знания таких дисциплин, как «Материаловедение, «Технология конструкционных материалов», «Детали машин», «Основы автоматизированного проектирования» и т.п.
■ проанализировать влияние участия
студентов в профессионально значимом проекте на развитие их внутренней мотивации к изучению учебного материала, способностей к саморефлексии и самоорганизации;
■ проследить динамику развития компетенций участников проекта в коммуникативной среде;
■ оценить влияние проектной работы студентов на качество результатов их учебно-познавательной деятельности.
Экспериментальное исследование было выполнено в ходе работы со студентами 2-го курса группы МТ13-41 кафедры «Технология обработки материалов » МГТУ им. Н.Э. Баумана в феврале-мае 2006 г. В соответствии с учебной программой основная цель изучения дисциплины «Основы автоматизированного проектирования» (ОАП) состоит в том, чтобы сформировать у студентов представления и соответствующие знания об основах создания объектов автоматизированного проектирования, выделить ориентиры основных действий будущих инженеров по систематизации трудно-формализуемой информации, которая используется при автоматизированном проектировании технологических процессов литейного, сварочного, кузнечно-прессово-го и механообрабатывающего производства. Объем дисциплины ОАП соответствует 51 академическому часу, из которых две трети времени отводится на лекционные занятия (17 лекций) и одна треть - на 8 лабораторных работ.
Предполагалось, что ранее полученные технологические знания и приобретенные умения позволят студентам с помощью преподавателя использовать основы учебной дисциплины ОАП для электронной систематизации технологической информации.
Все студенты группы МТ 13-41 изъявили желание выполнить заказ ИТЦМ в течение семестра в ходе изучения дисциплины ОАП по системно-ориентированной технологии. Основой системно-ориентированной подготовки по техническим дисциплинам является формирование базы при-
нятия решений (БПР) и использование набора инвариантных алгоритмов для обработки ее содержания в процессе моделирования технических решений. Методика организации лекций предполагала использование учебной, научной и производственной информации, представленной в электронном виде. Учебные занятия проводились с использованием переносного компьютера и проектора. Студенты на каждом занятии получали раздаточный иллюстративный материал, соответствующий содержанию создаваемой ими электронной разработки-презентации, а также исходные таблицы для формирования БПР. При проведении лабораторных работ использовались ПЭВМ вычислительного центра факультета машиностроительных технологий (МТ). Поэтому каждый студент в соответствии с учебными целями формировал в электронном виде БПР и моделировал с помощью набора инвариантных алгоритмов расчетные результаты, которые визуализировались в виде трех гистограмм: результатов решения прямой задачи, поэтапного решения и обратной задачи. Результаты решений представлялись преподавателю и дифференцированно оценивались. Мониторинг качества подготовки студентов обеспечивал возможность каждому студенту после доработки ответов и повышения их качества получить «отлично» по каждому занятию. Только в этом случае при условии эффективной демонстрации своих достижений студент группы приобретал право на участие в выполнении заказа ИТЦМ «Металлург» и получение льгот учебного, морального и социального характера.
Двадцать два студента в соответствии с ихличностными и индивидуальными характеристиками были распределены по четырем бригадам. В каждой самоорганизующейся бригаде «выделился» бригадир, в обязанности которого входило:
■ согласование с заказчиком объема предстоящих работ;
■ организация общей работы и распределение отдельных ее направлений между
участниками с учетом их пожеланий и возможностей;
■ подготовка демонстрации результатов коллективной работы, выполненной студентами бригады, на студенческой научно-технической конференции;
■ представление заказчику результатов выполненного проекта в форме презентаций на международной выставке.
Мотивированно осваиваемые методы систематизации трудноформализуемой информации, в частности на основе формирования БПР, позволили участникам проекта осуществить целенаправленный выбор современных технологических достижений отечественных и зарубежных фирм. Результаты расчетов, полученные с помощью БПР и набора инвариантных алгоритмов обработки информации, позволили выделить приоритетный ряд фирм, имеющих инновационные достижения по каждому конкретному заданию комплексного проекта.
Активная самостоятельная работа студентов, сопровождающаяся развитием их мотивации к выполнению важной для реального производства задачи, а также способностей к самоподготовке и самообучению, обеспечила каждой из бригад достижение поставленной цели в соответствии с требованиями заказчика.
По результатам научно-технической конференции, которая проводилась в конце учебного семестра на кафедре МТ-13, за выполненную функционально завершенную работу по проекту 3 чел. получили «отлично» (первая бригада), 14 - «хорошо» (две бригады), 5 чел. - «удовлетворительно »(четвертая бригада). Критерии оценки работы были известны всем участникам проекта и приняты ими как объективные. Каждый из студентов должен был наряду с представлением завершенных результатов личной деятельности в виде презентации продемонстрировать (в процессе ее обсуждения) владение фундаментальными основами учебной дисциплины и умение обосновать постановку задачи, предложить
свое видение целей, результатов и направлений дальнейшего развития проекта. Анкетирование участников проекта показало, что все они удовлетворены процессом выполнения проекта, сопровождавшегося формированием и повышением уровня компетенций в таких областях, как профессиональная коммуникация, а также поиск, структуризация и систематизация информации, необходимой для решения многокритериальных проблем. Студенты отметили, что за период выполнения проекта они стали увереннее в себе, им стало по-настоящему интересно учиться и применять полученные знания для выполнения конкретного дела, востребованного производством. Участники проекта обратили внимание на то, что для них оказалась открытием такая организация самостоятельной работы, при которой каждый пройденный этап всесторонне анализируется - сначала вместе с преподавателем, а затем, в процессе приобретения опыта и рефлексии как необходимого элемента работы, уже практически самостоятельно.
Все презентации, выполненные студентами, были «приняты» заказчиком и после профессиональной доработки демонстрировались на международной выставке 2325 мая 2006 г. в павильоне № 3 Экспоцентра на Красной Пресне. Проведенная студентами второго курса работа по проекту, направленному на достижение учебных, научных и производственных целей, была высоко оценена заказчиком и участниками международной выставки.
Преподаватели, студенты, представители ИТЦМ «Металлург» и заинтересованные посетители выставки приняли активное участие в обсуждении проблем высшего технического образования и перспектив совершенствования его качества. В ходе анализа имеющихся трудностей было высказано следующее единодушное мнение: выявление противоречий при подготовке специалистов - первый шаг к их разрешению.
Актуальной задачей современного технического образования является разработка и внедрение таких инновационных педагогических технологий, которые гарантируют выпускникам втузов сформирован-ность системы личностных и профессиональных компетенций, обеспечивающих им конкурентоспособность на современном рынке интеллектуального труда и возможность ее развития за счет готовности к саморазвитию в системе непрерывного образования и самообразования [1].
Существующие проблемы подготовки бакалавров, магистров и специалистов к инновационной инженерно-технической деятельности в большой степени связаны с низким уровнем интеграции образования, науки и производства, а также с проблемами текущего состояния и динамики методологического и теоретико-методического обеспечения проектирования и реализации подготовки к современной широкопрофильной профессиональной деятельности. В настоящее время подготовку инженеров необходимо осуществлять в соответствии с требованиями процессного подхода системы менеджмента качества. Последовательное применение этого подхода ориентирует на устранение имеющихся противоречий между:
• ожидаемыми и реальными результатами подготовки выпускников втузов к профессиональной деятельности в современных научно-технических и социально-экономических условиях;
• объективной потребностью в реализации процессов профессиональной подготовки и самоподготовки специалистов в интегрированной среде «образование - наука - производство » и недостаточной степенью ее удовлетворения;
• принципиальной ориентацией современного ВТО на процессы самоподготовки, самообразования, самообучения, самовоспитания и саморазвития субъектов ВПО и неразработанностью методологии этих процессов;
• необходимостью гармонизации тео-
ретической, методологической и практической составляющих профессионально-ориентированной самоподготовки бакалавров, магистров и специалистов и низким уровнем решения этой проблемы;
• широкомасштабным использованием мониторинга учебного процесса и недостаточным уровнем разработанности методологии развития его эффективности;
• необходимостью согласованного развития уровней системно-ориентированных образовательныхтехнологий и их учебно-методического инструментария и отсутствием обобщающей методологии решения этой проблемы;
• внутренней потребностью всех субъектов образования к самодвижению личных творческих способностей в процессе педагогического взаимодействия и низкой степенью удовлетворенности получаемыми результатами (противоречие «с самим собой»);
• необходимостью в интеграции образования, науки и производства, направленной на повышение качества подготовки субъектов ВТО к профессиональной деятельности и неразработанностью методологии проектирования и сопровождения процесса самоподготовки, соответствующей динамике научно-технических и социально-экономических условий, а также развитию потребностей общества, государства, наукоемкого производства и самих специалистов.
Формирование системы критериев качества подготовки студентов по техническим дисциплинам. В процессе базовой информационно-технологической подготовки студенты первого и второго курсов технических вузов знакомятся с множеством учебных дисциплин, содержание которых имеет главным образом описательный характер и относится к трудноформализуе-мой информации. В соответствии с требованиями базового уровня усвоения учебного материала студенты должны, изучив эти дисциплины, «иметь представление», «по-
нимать основы», «познакомитьсяс...» и т.д. Фрагментарные контрольные мероприятия, направленные на диагностику качества усвоения изучаемого материала (рубежные контроли, зачеты, экзамены), позволяют установить, насколько реальное количество правильных ответов студентов удовлетворяет требованиям базового уровня усвоения. Вопросы, предназначенные для контроля знаний, составляются в соответствии с абстрактно сформулированными требованиями, поэтому «каков вопрос - таков ответ». Полученные студентами знания, осмысленные новые понятия и сформированные в процессе общетехнологической подготовки умения и навыки используются неэффективно, с малой степенью заинтересованности со стороны студентов и быстро забываются. Описательное представление учебного материала, не «включенного» в процесс созидательной профессионально-ориентированной учебной деятельности, не удовлетворяет современным требованиям к развитию качества подготовки студентов как по отдельным дисциплинам, так и по комплексной образовательной программе.
Складывается парадоксальная ситуация. Преподаватели общетехнических дисциплин в соответствии с требованиями ГОС «представляют» весь необходимый для дальнейшего использования материал. Результаты проводимого ими тестирования демонстрируют соответствие уровня усвоения учебных дисциплин «базовым» требованиям. Тем не менее эффективность последующего включения полученных знаний в единую систему оказывается низкой. Принимающие «эстафету» преподаватели специальных технических дисциплин «грешат» на своих предшественников и нерадивых студентов. Их можно понять. Для решения системных технических задач необходимо использовать знания из разных учебных дисциплин, а они, эти знания, если и есть, то находятся «в пассиве» и не могут быть мобильно актуализированы. В этой ситуации решение комплексных задач в те-
чение учебного времени невозможно даже при наличии всех необходимых справочников. Ощущая неудовлетворенность, преподаватели специальных технических и технологических дисциплин вынуждены так формулировать критерии качества их изучения, чтобы процент усвоения нового учебного материала (как и увсех!) соответствовал общепринятым нормам. Как правило, «успокаивающее средство» звучит так: «Те ребята, чья жизнь будет связана с активной инженерной деятельностью, сами в процессе работы вспомнят или вновь изучат все то, что необходимо. Мастерство приходит вместе с опытом. Кто ищет - тот всегда найдет!»
Действительно, законы человеческого мышления управляют сборкой целостных образов. Для человека характерно интегральное восприятие мира. Вспомним потрясающие византийские золотые мозаики! Миллионы отдельных деталей, будучи соединены в единую композицию, создают настоящее чудо, воздействуя мощной энергетикой совершенства на душу, воображение и эмоции человека. Вот где в самом концентрированном виде проявляются те эмер-джентные свойства сложных систем, на которые обращают внимание все преподаватели, разъясняя студентам методы и возможности системного подхода в технике. Опыт преподавания учебного курса «Основы инженерного творчества» студентам МАДИ (ГТУ) показал, что такого рода примеры, «включающие» в процесс восприятия нового материала не только логику, но и эмоции, не «уводят» в сторону от главного, а, напротив, дают возможность постигнуть самую суть. Этот путь ведет к интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического компонентов образовательного процесса и создает новые возможности для развития качества образования.
Преподаватели технических дисциплин последовательно знакомят студентов с законами и закономерностями соответствующих технических наук и дарят им великое множество различных научно-техноло-
гических «фрагментов», необходимых для будущего создания целостных технических объектов. Однако важных фрагментов очень много, и они поступают в формирующиеся творческие мастерские будущих профессионалов непрерывным информационным потоком, перемешиваясь и накла-дываясь друг на друга. Каждый из этих многочисленных информационных элементов нужен для решения одной из будущих технических задач, но как же научиться находить те из них, которые оптимальны для формирования комбинаций, позволяющих получить требующиеся заказчику «синергийные» свойства? При современных темпах жизни мы не имеем права уповать на то, что соответствующие умения придут вместе с опытом спустя годы. Нам уже сегодня необходимо создать в хаосе многочисленных разнородных фактов мощную флуктуацию, тот самый нарушитель беспорядка, который выделит «точку бифуркации», из которой может возникнуть множество новых упорядоченных структур - инновационных технических решений. Выбор наиболее приемлемого из них - это уже новая системная задача, которая тоже может быть решена с помощью обобщенного методологического подхода к структуризации и систематизации разнородной трудноформализуемой информации, необходимой для её последующей обработки.
Максимальная эффективность инвариантного методологического подхода может быть получена при его «сквозном» применении, основанном на ведущем педагогическом принципе -работе в команде [2]. Любая техническая дисциплина является междисциплинарной. Её собственный вклад в решение реальных технических проблем оказывается существенным лишь при наличии продуктивного взаимодействия с теми возможностями, которые предоставляют другие технические дисциплины, изучаемые в соответствии с образовательной программой. Критерии качества изучения каждой дисциплины должны устанавливаться
и развиваться в процессе непрерывного творческого взаимодействия всей команды преподавателей, активно работающих в интегрированной среде «образование - наука
- производство».
Взаимодействие обучающих и обучающихся при интеграции образования, науки и производства. Повышение качества подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности и формирование системы личностных и профессиональных компетенций субъектов образования возможны при целенаправленном, активном и систематическом применении знаний для решения задач, значимых для развития интегрированного пространства «образование
- наука - производство ». В соответствии с требованиями процессного подхода системы менеджмента качества по ГОСТР ИСО 9001-2001 на каждом этапе подготовки специалистов должно достигаться сбалансированное соответствие требований заказчика (преподавателя) и возможностей разработчиков (студентов). Требования преподавателя каждой конкретной технической дисциплины должны разрабатываться с учетом корпоративной цели - подготовки конкурентоспособного инженера(бакалавра, магистра), компетентного в области решения системных междисциплинарных научных и производственных задач и готового к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Повышение качества подготовки по учебным дисциплинам и по образовательной программе подготовки в целом должно осуществляться в процессе сопровождения во времени личностных результатов интеллектуальной деятельности студентов, их знаний и умений, приобретаемых на каждом учебном занятии [3, 4]. При этом обучение трансформируется в самообучение, подготовка - в самоподготовку, воспитание - в самовоспитание. Личность обучающегося переходит из состояния развития в фазу творческого саморазвития.
Мониторинг качества подготовки позволяет каждому студенту в режиме реально-
го учебного времени с учетом индивидуальных возможностей повышать качество индивидуального результата в ходе диалога с преподавателем. Взаимно обогащающее сотрудничество обучающих и обучающихся, движимых общей целью, является обязательным условием эффективного управления качеством учебного процесса.
Мониторинг - это инструмент управления, в котором заинтересованно участвуют все субъекты учебного процесса [5]. Подготовка и осуществление эффективного мониторинга требуют интеграции достижений образовательных, научныхи производственных технологий, а также мотивации всех участников совместной работы к саморазвитию в процессе целенаправленного совместного решения тех задач, которые соответствуют четко сформулированным и «принятым» всеми субъектами целям. К настоящему времени разработана системная методология такого мониторинга (для системно-ориентированной технологии подготовки), в которую в качестве одной из подсистем входит методология систематизации междисциплинарной информации (метод БПР) [3].
В МГТУ им. Н.Э. Баумана и МАДИ (ГТУ) успешно применяется компетентно-стный подход к подготовке будущих инженеров, изучающих технические дисциплины на основе разработанной технологии, системно ориентированной на получение конкретных диагностируемых результатов по каждому виду учебных занятий [6]. Применение этой технологии позволяет устранить многие отмеченные выше противоречия и формирует условия для повышения качества подготовки студентов по техническим дисциплинам. Системно-ориентированная технология является процессуальной частью такого обучения, которое направлено на организацию самоподготовки, самообучения и саморазвития студентов в ходе выполнения самостоятельной работы с использованием современных информационных технологий.
Разработанная технология подготовки
и самоподготовки субъектов образования по техническим дисциплинам внедрена в учебный процесс и многократно успешно апробирована при работе со студентами, обучающимися на разных курсах по различным дисциплинам, входящим в комплекс технологической подготовки инженера. Отмеченный в настоящей работе опыт актуализации студентами «опережающей» подготовки при выполнении ими производственных заданий является не единственным. Повышение качества профессиональной подготовки студентов, обучающихся по системно-ориентированной технологии, было с удовлетворением отмечено представителями реального производства [4]. Во время прохождения учебно-производственной практики студенты на деле доказали свою готовность к решению практически важных задач в условиях действующего производства.
Заключение. Результаты выполненного эксперимента еще раз продемонстрировали эффективность разработанной системно-ориентированной технологии обучения, основанной на методологии функционально-сетевого проектирования и сопровождения подготовки студентов втузов по техническим дисциплинам. Опыт совместной, в единой «команде», творческой работы преподавателей, студентов и представителей научно-технического сообщества доказал, что развитие качества подготовки инженеров происходит в процессе продуктивной коммуникации и целенаправленного, активного и систематического применения приобретаемых междисциплинарных знаний и умений при решении профессионально значимых задач. Подготовка студентов, организованная в интегрированной среде «образование - наука - производство», обеспечивает дополнительные стимулы к освоению этоса профессиональной деятельности, мобилизует внутренние психолого-физиологические резервы, необходимые для повышения качества личностных интеллектуальных результатов в процессе
управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Результаты эксперимента по выполнению студентами младшихкурсов проектов, имеющих научную и производственную актуальность, показали, что при наличии общей заинтересованности в результатах совместной деятельности всех участников «команды» - преподавателей, студентов и «внешних» заказчиков - может быть получено конкурентоспособное качество функционально-завершенного «продукта» совместной работы по проекту. Однако ценность выполнения подобных проектов не ограничивается качеством «материальных продуктов». Современное общество и сами выпускники высших учебных заведений предъявляют высокие требования к результатам образования. Они могут быть реализованы лишь в системе непрерывного творческого сотрудничества. Сущностью отечественной высшей школы всегда являлось то, что она формирует особую творческую среду, социокультурное значение которой заключается в воспроизводстве знаний и духовных ценностей, создании концепций, теорий, методологий и технологий. В процессе творческого взаимодействия в интегрированной среде «образование - наука -производство» реализуются не столько формальные отношения «производитель -потребитель», сколько личностные отношения сотрудничества, результатом которых являются «производство» и «воспроизводство» профессиональной компетентности всех участников общения, а также целого комплекса значимых «обществен-
ных благ» - когнитивных продуктов совместной деятельности развивающихся личностей всех членов «команды» - «абсолютных ценностей», выражаясь языком классической философии.
Литература
1. Зимняя И.А. Компетентностный подход в
образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. - М., 2004.
2. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в ко-
манде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. - 2005. -№ 8.
3. Ищенко В., Сазонова З. Системно-ориен-
тированная технология (компетентност-ный подход) // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 40-44.
4. Ищенко В., Сазонова З. Применение сис-
темно-ориентированного подхода при проведении первой технологической практики // Высшее образование в России. - 2005. - № 9. - С. 67-72.
5. Ищенко В.В. Управление качеством техни-
ческого образования с применением мониторинга технологии подготовки компетентных специалистов // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика / Б.К. Коломиец, В.В. Ищенко, В.Б. Закорюкин и др. / Под ред. А.И. Субетто: В 3 т. - СПб.; Кострома, 2005.- Т. 3. - С. 32-48.
6. Ищенко В.В, Сазонова З.С. Функциональ-
но-сетевые модели компетентностного подхода для описания интеграции образования, науки, производства. - М., 2004.