Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕХАНИЗМА РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕХАНИЗМА РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Г.Л., Шатунов Ю.А.

В исследовании рассмотрены методологических подходы к выбору модели реализации оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов в Чувашской Республике. Выявлены особенности организационно-методического обеспечения реализации регуляторной политики в регионах Российской Федерации. Проведена оценка факторов, определяющих рейтинг регионов по качеству организации процедуры оценки регулирующего воздействия. Основой исследования стал анализ статистических данных социально-экономического развития по Чувашской Республике в сравнении с данными по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации. Анализ направлен на оценку влияния показателей уровня оценки регулирующего воздействия на динамику социально-экономического развития Чувашской Республики. Рассмотрены методологические сложности применения регуляторной политики с позиции обеспечения социально-экономического развития региона и направления совершенствования реализации регуляторной политики на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF THE MECHANISM OF REGULATORY POLICY IN THE CHUVASH REPUBLIC AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT

The study considers methodological approaches to the selection of a model for the implementation of the assessment of the regulatory impact of regulatory legal acts in the Chuvash Republic. The peculiarities of organizational and methodological support for the implementation of regulatory policy in the regions of the Russian Federation were revealed. An assessment of the factors determining the rating of regions by the quality of the organization of the regulatory impact assessment procedure was carried out. The basis of the study was the analysis of statistical data on socio-economic development in the Chuvash Republic in comparison with data on the Volga Federal District and the Russian Federation. The analysis is aimed at assessing the impact of indicators of the level of assessment of the regulatory impact on the dynamics of socio-economic development of the Chuvash Republic. Methodological complexities of application of regulatory policy from the point of view of ensuring socio-economic development of the region and directions of improvement of implementation of regulatory policy at the level of the region are considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕХАНИЗМА РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Методологическая основа механизма регуляторной политики в Чувашской Республике и пути ее совершенствования

Белов Георгий Леонидович,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, bgl21@mail.ru

Шатунов Юрий Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, ushatunov@yandex.ru

В исследовании рассмотрены методологических подходы к выбору модели реализации оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов в Чувашской Республике. Выявлены особенности организационно-методического обеспечения реализации регуляторной политики в регионах Российской Федерации. Проведена оценка факторов, определяющих рейтинг регионов по качеству организации процедуры оценки регулирующего воздействия. Основой исследования стал анализ статистических данных социально-экономического развития по Чувашской Республике в сравнении с данными по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации. Анализ направлен на оценку влияния показателей уровня оценки регулирующего воздействия на динамику социально-экономического развития Чувашской Республики. Рассмотрены методологические сложности применения регуляторной политики с позиции обеспечения социально-экономического развития региона и направления совершенствования реализации регулятор-ной политики на уровне региона.

Ключевые слова: регуляторная политика, оценка регулирующего воздействия, региональная экономика, инвестиции, промышленное производство.

Исследование выполнено за счет средств целевого финансирования по внутривузовскому гранту ЧГПУ им. И.Я. Яковлева за 2020 г. на тему «Совершенствование механизма регуляторной политики региона в новых условиях», договор от 30.09.2020 № 75/2020

Вопрос повышения эффективности экономической системы нашей страны весьма актуален. Одним из направлений научно-методологической и административно-управленческой деятельности является относительно новый механизм содействия экономическому развитию - регуляторная политика, а в частности оценка регулирующего воздействия и «регуляторная гильотина» нормативно-правовых актов. С одной стороны -это методологический подход обеспечения свободы предпринимательства, а с другой повышения общей экономической эффективности.

На уровне региональной экономики эффективная реализация регуляторной политики является одним из приоритетных направлений государственного регулирования экономики на современном этапе. В работе проведено исследование выбора механизма регуляторной политики в регионе и пути ее совершенствования на основе анализа показателей экономического развития региона на примере Чувашской Республики.

Методологическая сложность вопроса выбора эффективной модели реализации регуляторной политики связана с многогранной разрешительной системой государственно-правового механизма управления общественным развитием, развитием политических процессов, экономической теории государства [2, с. 65].

Реализация регуляторной политики в регионах методологически обеспечиваются из федерального центра, где выработаны комплексные предложения субъектам регионального управления, в том числе по стратегическому развитию на среднесрочную перспективу [7].

Главная предпосылка разработки методологического обеспечения нового регулирования - это максимально полный учет мнения широкого круга лиц и сбор органом-разработчиком достоверных сведений регуля-торном воздействии на адресатов [8, с. 54].

В междисциплинарном экономико-правовом подходе методологическую основу реализации регуляторной политики в регионе составляет положительная взаимосвязь эффективной организации оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов с показателями социально-экономического развития региона. Основой общественной потребности в реализации регуляторной политики является положительный социально-экономический эффект для страны и регионов, обоснованный в исследованиях представителей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что должно составлять примерно 4 % ВРП [7].

В регионах Российской Федерации реализации регуляторной политики начинается с 2012 г. и при прошествии 8 лет думается, что можно говорить о предварительных результатах и их влиянии на показатели социально-экономического развития территории. Выявлению определенных показателей влияния реализации регуляторной политики на развитие региона на примере

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т О X X

Чувашской Республики направленно данное исследование.

В практике организации оценки регуляторного воздействия в регионах Российской Федерации можно выделить 3 подхода: централизованный, децентрализованный и смешанный.

В основе централизованной модели лежит подход подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов в определенных сферах одним органом исполнительной власти на основе представленного проекта с сопроводительными документами инициативным разработчиком.

При выборе субъектом Российской Федерации смешанной модели оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов выделяют три разновидности подхода. В первом случае инициативный разработчик самостоятельно проводит предварительную оценку регулирующего воздействия, осуществляет подготовку нормативного правового акта и только после этого представляет специальному уполномоченному органу для итоговой оценки регулирующего воздействия на основе стандартного подхода. Другой подход смешанной модели основан на подготовке оценки регулирующего воздействия полностью инициативным разработчиком, а при необходимости углубленной оценки дополнительные публичные консультации проводит уполномоченный орган в сфере контроля качества регуляторной деятельности. При выборе третьего подхода встает вопрос о создании дополнительно специального координационного органа в сфере оценки регулирующего воздействия.

Самой распространенной моделью является децентрализованный способ оценки регулирующего воздействия, используемый многими зарубежными странами, в большинстве регионов Российской Федерации. Подготовку нормативно-правового акта и заключения об оценке регулирующего воздействия осуществляет непосредственный разработчик. При этом в структуре исполнительной власти определяется орган, отвечающий за контроль качества за процедурой проведения оценки регулирующего воздействия.

В Чувашской Республике реализуется децентрализованная модель оценки регулирующего воздействия, а министерство экономического развития и торговля в лице отдела содействия развитию конкуренции проводит экспертизу заключений по оценке регулирующего воздействия.

В Чувашской Республике ОРВ проектов нормативно-правовых актов предусматривает разделение оценки НПА на предварительную и углубленную. Такой расширительный подход значительно увеличивает объем работ, выполняемых уполномоченными органами, и требует дополнительных ресурсных затрат.

По формализованным признакам и реализованным процедурам выбранная модель оценки регулирующего воздействия оказалась достаточно эффективной. В рейтинге качества осуществления ОРВ за 2015-2019 гг. в субъектах РФ Чувашская Республика традиционно имеет высший уровень [4] [5].

Методологической основой реализации регулятор-ной политики в регионе должно стать, по мнению авторов, реальный воздействие данного механизма на общественное и социально-экономическое развитие. Показатели рейтинга оценки регулирующего воздействия в регионах Российской Федерации не всегда сопровождаются соответствующим уровнем экономического роста.

Таблица 1

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019

ОРВ

Проведено ОРВ 58 74 35 49

Привлечено

участников к публичным 906 1022 708

консульта-

циям по проектам НПА

Поступило 302 417 250

отзывов

ЧР в рей- Высший Высший Высший Высший Высший

тинге регионов по ОРВ уровень 16 место уровень 24 место уровень уровень уровень

Экономиче-

ская эффек- 4,7-4,9 32,5 75,3 269,6 * 29,2

тивность от

внедрения

процедуры ОРВ, млн.

руб-

* в соответствии с требованием о покраске легковых автомобилей такси (3800 ед.) в желтый цвет, что обошлось бы в 247 млн. рублей.

Основными показателями, которые должны отражать реальный вклад совершенствования регуляторной среды, по мнению авторов, могут быть объем инвестиций в основной капитал, объем промышленного производства, валовый региональный продукт, которые отражают состояние инвестиционного климата и предпринимательской активности. Оценка регулирующего воздействия НПА как механизм нацелен больше на недопущения новых барьеров для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности, а «регуляторная гильотина» на переоценку действующих НПА.

Рассмотрим основные показатели инвестиционной и предпринимательской деятельности в Чувашской Республике за период реализации регуляторный политики в форме оценки нормативно-правовых актов. Для сравнения будут использованы сопоставимые статистические показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу на душу населения.

Таблица 2

Валовый региональный продукт на душу населения в Российской Федерации, Приволжского Федерального округа и Чу-

2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г.

в текущих ценах в текущих ценах в про-центах к 2010 г. в текущих ценах в про-центах к 2012 г. в текущих ценах в про-центах к 2014 г. в текущих ценах в про-центах к 2016 г.

Российская Федерация 26382 8,6 34864 1,5 132,1 405147, 7 116,2 47204 9,9 116,5 57874 0,0 122,6

Приволжский федеральный округ 19071 9,5 26397 6,2 138,4 308995, 4 117,1 34822 6,8 112,7 42305 7,1 121,5

Чувашская Республика 12584 3,0 17492 5,5 139,0 191639, 9 109,6 21077 1,7 110,0 24263 4,0 115,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. /Росстат. - Москва, 2020. - С. 492-493.

В сравнении с динамикой развития уровня ВВП на душу населения в Чувашской Республике за последние 5 лет наблюдается более низкий уровень роста в текущих ценах чем в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации в целом. При высшем уровне ОРВ наблюдается незначительное отставание в уровне социально-экономического развития.

Далее рассмотрим уровень инвестиционной активности и ее корреляция с ОРФ за последние 5 лет.

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации, Приволжского Федерального округа и Чувашской Республике (миллионов рублей)

2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2019 г.

в текущих ценах в текущих ценах в про-центах к 2011 г. в текущих ценах в про-центах к 2013 г. в текущих ценах в про-центах к 2015 г. в текущих ценах в про-центах к 2017 г.

Российская Федерация 110356 52 134502 38 121,9 138971 88 103,3 160273 02 115,3 193188 12 120,5

Приволжский федеральный округ 170252 1 230129 8 135,2 246334 6 107,0 242883 6 98,6 269031 3 110,8

Чувашская Республика 55925 60122 107,5 55725 92,7 52365 94,0 63622 121,5

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. /Росстат. - Москва, 2020. - С. 515-516.

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал на душу населения в Российской Федерации, Приволжского Федерального округа и

2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2019 г.

в в фак- в в фак- в в фак- в в фак- в про-

фак- тиче- про- тически про- тиче- про- тиче- цен-

тиче- ски цен- дей- цен- ски цен- ски тах к

ски дей- тах к ство- тах к дей- тах к дей- 2017

дей- ство- 2011 вавших 2013 ство- 2015 ство- г.

ство- вав- г. ценах г. вав- г вав-

вав- ших ших ших

ших ценах ценах ценах

ценах

Россий- 77194 93725 121,4 94922 101,3 10914 115,0 13163 120,6

ская Фе- 6 1

дерация

При- 57044 77340 135,6 82956 107,3 82084 98,9 91687 111,7

волжский

феде-

ральный

округ

Чуваш- 44784 48418 108,1 45036 93,0 42453 94,3 52123 122,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ская Рес-

публика

В целом схожая ситуация с объемом инвестиций в основной капитал на душу населения (табл. 4). Наблюдается отставание объема инвестиций в основной капитал на душу населения в Чувашской Республике по сравнению с уровнем Российской Федерации: если в 2011 г. в Чувашской Республике объем инвестиций в основной капитал в фактически действовавших ценах составлял от уровня Российской Федерации - 58,0 % и от уровня Приволжского федерального округа - 78,5 %, то уже в 2019 г. от уровня Российской Федерации составляет - 39,6 %, а от уровня Приволжского федерального округа - 56,8 %.

Инвестиции в основной капитал на душу населения, при прочих равных условиях, должны иметь наибольшую взаимосвязь с уровнем оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов в регионе. Но как показывает анализ, высший уровень ОРВ нормативно-правовых актов в Чувашской Республике не способствует привлечению инвестиций в основной капитал отраслей экономики региона. Другие факторы социально-экономического развития региона в данном случает имеют более значимое влияние на экономику Чувашской Республики: внешнеэкономические, налогово-бюджетные, денежно-кредитные факторы, эффективность регионального администрирования и др.

Далее рассмотрим объемы промышленного производства в Российской Федерации, Приволжского Федерального округа и Чувашской Республике (табл. 5).

Таблица 5

Промышленное производство в Российской Федерации, Приволжского Федерального округа и Чувашской Республике

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. /Росстат. - Москва, 2020. - С. 517-518.

Инвестиции в основной капитал в текущих ценах в Приволжском федеральном округе в целом и в Чувашской Республике в частности за последние 5 лет по сравнению с общим уровнем в Российской Федерации характеризуются более низким уровнем восстановления, а также большей волатильностью в условиях кризисных явлений. При прочих равных условиях высший уровень ОРФ не обеспечивает достаточной стабильности социально-экономического развития Чувашской Республики.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

индекс объем ин- объем ин- объем ин- объем ин-

про- отгру- декс отгру- декс отгру- декс отгру- декс

мыш- женных про- женных про- женных про- женных про-

лен- това- мыш това- мыш това- мыш това- мыш

ного ров, лен- ров, лен- ров, лен- ров, лен-

произ- выпол- ного выпол- ного выпол- ного выпол- ного

вод- ненных про- ненных про- ненных про- ненных про-

ства в работ и из- работ и из- работ и из- работ и из-

про- услуг в вод- услуг в вод- услуг в вод- услуг в вод-

центах факти- ства факти- ства факти- ства факти- ства

к чески в чески в чески в чески в

преды дей- про- дей- про- дей- про- дей- про-

ду- ство- цен- ство- цен- ство- цен- ство- цен-

щему вавших тах к вавших тах к вавших тах к вавших тах к

году ценах пред ценах пред ценах пред ценах пред

ыду- ыду- ыду- ыду-

щем щем щем щем

у у у у

году году году году

Россий- 100,2 526390 101, 590308 103, 696208 103, 729069 103,

ская Фе- 69 8 08 7 89 5 87 3

дерация

Приволж- 100,3 100283 101, 110353 102, 129873 101, 135224 102,

ский фе- 92 0 38 5 70 6 65 2

дераль-

ный округ

Чуваш- 94,0 186229 104, 204097 103, 232043 103, 261443 104,

ская Рес- 4 7 3 7

публика

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. /Росстат. - Москва, 2020. - С. 681-689.

Динамика изменения объема промышленного производства в Чувашской Республике не сильно отличается от уровней Приволжского федерального округа и Российской Федерации, что в целом ниже чем уровень инфляции в эти периоды. Эффективного положительного влияния на объемы отгруженных товаров, выполненных

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

работ и услуг, индекс промышленного производства показателя высшего уровня ОРВ нормативно-правовых актов в Чувашской Республике не наблюдается.

Таблица 6

Промышленное производство в Российской Федерации, Приволжского Федерального округа и Чувашской Республике

по ликвидации загрязнений

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

объем дол объем дол объем дол объем дол

отгру- я в отгру- я в отгру- я в отгру- я в

женных об- женных об- женных об- женных об-

товаров, ще това- ще това- ще това- ще

выполненных м объ ров, выполнен- м объ ров, выполнен- м объ ров, выполнен- м объ

работ и еме ных ра- еме ных ра- еме ных ра- еме

услуг в в бот и в бот и в бот и в

фактически дей- про цен услуг в факти- про цен услуг в факти- про цен услуг в факти- про цен

ствовав- тах чески тах чески тах чески тах

ших це- дей- дей- дей-

нах ство-вавших ценах ство-вавших ценах ство-вавших ценах

Российская Феде- 5263906 100 590308 100 696208 100 729069 100

рация, всего 9 ,0 08 ,0 89 ,0 87 ,0

в том числе:

добыча полезных 1173965 22, 139161 23, 181938 26, 183241 25,

ископаемых 2 3 65 6 70 1 27 1

обрабатывающие 3494538 66, 387124 65, 445995 64, 474360 65,

производства 1 4 63 6 12 1 25 1

обеспечение элек- 5051520 9,6 537968 9,1 564192 8,1 582252 8,0

трической энергией, 2 0 2

газом и паром; кон-

диционирование

воздуха

водоснабжение;во- 902516 1,7 102249 1,7 118558 1,7 132431 1,8

доотведение, органи- 8 7 3

зация сбора и утили-

зация отходов,дея-

тельность по ликви-

дации загрязнений

Приволжский фе- 1002839 100 110353 100 129873 100 135224 100

деральный округ, 2 ,0 38 ,0 70 ,0 65 ,0

всего

в том числе:

добыча полезных 1696449 16, 197204 17, 261115 20, 266549 19,

ископаемых 9 2 9 5 1 7 7

обрабатывающие 7304944 72, 794229 72, 915476 70, 958505 70,

производства 8 2 0 5 5 8 9

обеспечение элек- 852887 8,5 911282 8,3 980674 7,6 100428 7,4

трической энергией, 3

газом и паром; кон-

диционирование

воздуха

водоснабжение; во- 174112 1,7 209722 1,9 240776 1,9 267627 2,0

доотведение, орга-

низация сбора и ути-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лизация отходов, де-

ятельность по лик-

видации загрязне-

ний

Чувашская Респуб- 186229 100 204097 100 232043 100 261443 100

лика, ,0 ,0 ,0 ,0

всего

в том числе:

добыча полезных 518 0,3 706 0,3 997 0,4 728 0,3

ископаемых

обрабатывающие 160646 86, 172565 84, 197853 85, 226882 86,

производства 3 6 3 8

обеспечение элек- 20814 11, 24578 12, 27133 11, 26792 10,

трической энергией, 2 0 7 2

газом и паром; кон-

диционирование

воздуха

водоснабжение; во- 4251 2,3 6248 3,1 6060 2,6 7041 2,7

доотведение, орга-

низация сбора и

утилизация отхо-

дов, деятельность

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. /Росстат. - Москва, 2020. - С. 681-688.

Далее рассмотрим динамику промышленного производства по видам экономической деятельности в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Чувашской Республике (табл. 6).

В структуре промышленного производства Чувашской Республики выше доля обрабатывающего производства по сравнению с Приволжским федеральным округом и Российской Федерации, и этот уровень не уменьшается в динамике за 2016-2019 гг.

По мнению авторов, регуляторная политика, направленная на развитие отраслей с высокой конкурентной средой и ориентацией на рыночный механизм, должна дать существенный эффект именно в обрабатывающих производствах.

Выделим некоторые методологически сложности применения регуляторной политики с позиции обеспечения социально-экономического развития региона:

- нет четкой связи между сокращением контрольно-надзорной деятельности с ростом объемов реальной экономической деятельностью;

- реализация регуляторной политики на уровне регионов все еще ограничивается оценкой регулирующего воздействия при принятии новых нормативно-правовых актов, а ревизия действующих требований в большинстве случаев системно не проведена;

- на современном этапе реализация регуляторной политики на уровне регионов не учитывает приоритетные направления социально-экономического развития, а также отраслевую специализацию региона;

- в долгосрочных планах (стратегиях) социально-экономического развития большинства регионов, в том числе Чувашской Республики, на системной основе не оценены возможности регуляторной политики и ее влияние на региональную экономику;

- не оценен мультипликативный эффект региональной экономики от снижения регуляторных требований контрольно-надзорных органов.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1. Оценка регулирующего воздействия как практический инструмент реализации регуляторной политики в Чувашской Республике основан децентрализованном подходе.

2. Регуляторная политика в регионе, реализуемая на основе только оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов, не оказывает существенного влияния на социально-экономическое развитие Чувашской Республики.

3. Высший уровень в рейтинге регионов по ОРВ демонстрирует только техническую сторону реализации регуляторной политики, которая реального влияния на социально-экономическое развитие региона не оказывает.

4. Совершенствование реализации регуляторной политики на уровне региона связано с комплексным подходом и включением данной деятельности как одного и ключевых элементов стратегии социально-экономического развития.

5. Регуляторная политика в каждом регионе, в том числе Чувашской Республике, должна учитывать особенности регионального развития, отраслевую специ-

фику и возможности сокращения требований контрольно-надзорных органов к приоритетным направлениям социально-экономического развития.

Литература

1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.03.2014 г. № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Система Гарант

2. Белов Г. Л. Регуляторы устойчивого социально-экономического развития региона в системе государственного управления. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 188 с.

3. Ильина Е.А. Региональные аспекты функционирования объектов инвестиционной инфраструктуры // Государственное управление. Электронный вестник -Выпуск № 63. - 2017 г. - С. 249-263.

4. О развитии института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orv.gov.ru/Doklad_2018.pdf

5. О развитии института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orv.gov.ru/Doklad_2019.pdf

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. / Росстат. - Москва, 2020. - 1242 с.

7. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/REGULYATORNAYA-POLITIKA-V-ROSSII_INTERNET.pdf

8. Тургель И.Д. Разработка методического обеспечения оценки регулирующего воздействия государства в сфере экономики // Современные управленческие технологии: от теории и методологии к практическим решениям: монография. - Екатеринбург: 2016. - С. 45-59.

Methodological basis of the mechanism of regulatory policy in the

Chuvash Republic and ways of its improvement Belov G.L., Shatunov Yu.A.

Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34 The study considers methodological approaches to the selection of a model for the implementation of the assessment of the regulatory impact of regulatory legal acts in the Chuvash Republic. The peculiarities of organizational and methodological support for the implementation of regulatory policy in the regions of the Russian Federation were revealed. An assessment of the factors determining the rating of regions by the quality of the organization of the regulatory impact assessment procedure was carried out. The basis of the study was the analysis of statistical data on socio-economic development in the Chuvash Republic in comparison with data on the Volga Federal District and the Russian Federation. The analysis is aimed at assessing the impact of indicators of the level of assessment of the regulatory impact on the dynamics of socio-economic development of the Chuvash Republic. Methodological complexities of application of regulatory policy from the point of view of ensuring socio-economic development of the region and directions of improvement of implementation of regulatory policy at the level of the region are considered. Keywords: regulatory policy, regulatory impact assessment, regional

economy, investment, industrial production. References

1. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation

of 26.03.2014 No. 159 "About the Approval of Methodical Recommendations about the Organization and Carrying Out Assessment Procedure of the Regulating Influence of Drafts of Regulations of Territorial Subjects of the Russian Federation and Examinations of Regulations of Territorial Subjects of the Russian Federation"//Guarantor System

2. Belov G. L. Regulators of sustainable socio-economic development of the

region in the system of public administration. - Cheboksary: Chuvash. State Ped. un-t, 2018. - 188 p.

3. Ilyina E.A. Regional aspects of investment infrastructure//Public administration. Electronic Bulletin - No. 63. - 2017 - P. 249-263.

4. On the development of the institute for regulatory impact assessment in the

constituent entities of the Russian Federation and local governments in

2018 [Electronic resource]. Access Mode: http://orv.gov.ru/Doklad_2018.pdf

5. On the development of the institute for regulatory impact assessment in the

constituent entities of the Russian Federation and local governments in

2019 [Electronic resource]. Access Mode: http://orv.gov.ru/Doklad_2019.pdf

6. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2020: Stat. reset/Rosstat. -

Moscow, 2020. - 1242 p.

7. Regulatory policy in Russia: the main trends and architecture of the future

[Electronic resource]. Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-

content/uploads/2018/05/REGULYATORNAYA-P0UTIKA-V-

ROSSII_INTERNET.pdf

8. Turgel I. D. Development of methodological support for assessing the

regulatory impact of the state in the field of economics//Modern management technologies: from theory and methodology to practical solutions: monograph. - Yekaterinburg: 2016. - P.45-59

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.