Научная статья на тему 'Методологическая культура личности: структурный анализ, компонентный состав и основные направления развития в системе среднего общего образования'

Методологическая культура личности: структурный анализ, компонентный состав и основные направления развития в системе среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
55
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ / INDIVIDUAL'S METHODOLOGICAL CULTURE / COMPONENTS / CLASSIFICATION / STRUCTURING / TEACHING METHODOLOGY IN SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красин Михаил Станиславович

Излагаются и обосновываются предложения по решению проблемы классификации, систематизации и структурирования основных компонентов методологической культуры личности в контексте решения образовательной задачи развития методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учреждениях. Предлагаются авторские варианты структуризации феномена «методологическая культура личности» с позиций функционального, процессного и компетентностного подходов. Анализ компонентов методологической культуры личности и их взаимосвязи позволяет сделать вывод о необходимости постановки и решения образовательной задачи «развитие методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учреждениях». Указанные компоненты методологической культуры личности и их структурные образования предназначены для использования в качестве ориентиров при разработке тактики и стратегии образовательного процесса, предусматривающего целенаправленное развитие у учащихся методологической культуры. На основании выделенных структур формулируются рекомендации по корректировке содержания школьного образования с целью повышения уровня методологической культуры выпускников средних общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL: STRUCTURAL ANALYSIS, COMPONENTS AND MAIN DEVELOPMENT DIRECTIONS IN THE SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION

The author gives a brief summary and substantiates his proposals regarding the solution of the problems of classification, systematization and structuring of the main components of the individual’s methodological culture in the context of solving the educational problem of developing the students’ methodological culture in secondary schools and colleges. The author suggests his own variants for the structuring of the phenomenon «individual's methodological culture» from the point of view of functional, process-based and competence-based approaches.Based on the structures that have been identified, recommendations are formulated on how to adjust the content of school education in order to improve the level of methodological culture of secondary and high school graduates.

Текст научной работы на тему «Методологическая культура личности: структурный анализ, компонентный состав и основные направления развития в системе среднего общего образования»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальн ые науки, 2017, № 4 (48), с. 189-198

УДК 37.03+371.3+372.8

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ, КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017 г. М.С. Красин

Красин Михаил Станиславович, к.пед.н., доц.; доцент кафедры общей физики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского krasin-ms@yandex.ru

Статья поступила врадаецию 29.08.2017 Статья принята е публиеации 24.10.2017

Излагаются и обосновываются предложения по решению проблемы классификации, систематизации и структурирования основных компонентов методологической культуры личности в контексте решения образовательной задачи развития методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учреждениях. Предлагаются авторские варианты структуризации феномена «методологическая культура личности» с позиций функционального, процессного и компетентностного подходов. Анализ компонентов методологической культуры личности и их взаимосвязи позволяет сделать вывод о необходимости постановки и решения образовательной задачи «развитие методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учреждениях». Указанные компоненты методологической культуры личности и их структурные образования предназначены для использования в качестве ориентиров при разработке тактики и стратегии образовательного процесса, предусматривающего целенаправленное развитие у учащихся методологической культуры. На основании выделенных структур формулируются рекомендации по корректировке содержания школьного образования с целью повышения уровня методологической культуры выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Ключавыа слова: методологическая культура личности, классификация, структурирование, методика обучения в школе.

Введение

В современном обществе становятся всё более востребованными личности, обладающие методологической культурой; личности, стремящиеся к совершенствованию своей деятельности и деятельности руководимых ими коллективов, готовые успешно осваивать новые технологии, новые виды деятельности и новые профессии, способные в нестандартных ситуациях принимать верные решения значительно чаще, чем ошибочные, благодаря умению и стремлению опираться на нормы и идеи научной методологии.

Потребность общества в личностях, обладающих методологической культурой, предопределяет актуальность постановки и решения образовательной задачи - развития методологической культуры личности учащихся.

Проблемы в решении задачи развития методологической культуры личности

Следует признать, что сама попытка постановки и решения данной образовательной задачи сопряжена с рядом проблем. Обозначим наиболее существенные.

Во-первых, требуется уточнить соотношение понятий «методологическая культура учащегося», «методологическая культура субъекта профес-

сиональной деятельности» и «методологическая культура личности» в контексте поиска ответа на вопросы о возможности постановки задачи развития методологической культуры учащихся и возможности достижения учащимися средних общеобразовательных учреждений такого уровня методологической подготовки, который позволит говорить о них как о личностях со сформированной методологической культурой.

Во-вторых, в случае положительного ответа на вопрос о целесообразности постановки задачи развития методологической культуры школьников, возникает проблема выбора приоритетного метода развития методологической культуры личности учащихся в рамках традиционного предметного обучения в школе.

В-третьих, необходимо выделить основные компоненты методологической культуры личности, на развитие которых надо будет делать акцент в методике обучения и воспитания в средних общеобразовательных учреждениях.

Литературный обзор

Решению первой из обозначенных проблем посвящены работы [1-4]. Коротко изложим их основные идеи:

1) при обучении в общеобразовательной школе не следует ограничиваться развитием

только тех составляющих методологической культуры личности, которые связаны с исполнением конкретной профессиональной или образовательной (учебной) деятельности, - необходимо развивать методологическую культуру личности в целом;

2) период обучения в школе представляет собой один из важнейших этапов развития личности человека, поскольку на этом этапе начинается изучение системных предметных знаний и формируются убеждения; если на этапе школьного образования не ставить и не решать задачу развития методологической культуры личности учащихся, то на более поздних этапах решение данной задачи существенно осложняется, вследствие чего для большинства прилежно обучающихся в системе высшего образования оказывается возможным достижение лишь уровня методологической компетентности в определённой сфере деятельности.

Концептуальный подход к решению проблемы развития, обучения и воспитания учащихся в школе, а следовательно, и к решению проблемы развития методологической культуры школьников, на общедидактическом уровне обоснован в работах Г.А. Балла, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Д. Пойа, М.И. Скаткина, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др., на уровне общих и частных вопросов методики обучения, воспитания и развития учащихся на учебных занятиях по физике - в работах А.С. Кондратьева, В.В. Лаптева, В.А. Орлова, Н.С. Пурышевой, В.Г. Разумовского, Ю.А. Саурова, Н.Н. Тулькибаевой и др. Этот подход получил название «задачный метод обучения». Некоторые концептуальные предложения, отдельные аспекты и конкретные способы развития методологической культуры учащихся в процессе обучения решению задач рассматривались в работах [3; 5-7] и др., однако комплексная система развития методологической культуры личности учащихся посредством их вовлечения в разнообразную и многоцелевую деятельность по решению задач в настоящее время ещё не получила достаточного методического обеспечения. Разрешение этой задачи невозможно без решения третьей проблемы -выделения компонентного состава и структуры феномена «методологическая культура личности», с целью определения ориентиров для разработки методических рекомендаций и дидактических материалов.

Настоящая статья представляет собой краткое изложение и обоснование предложений автора по решению проблемы классификации, систематизации и структурирования основных компонентов методологической культуры лично-

сти в контексте решения образовательной задачи развития методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учреждениях.

Анализ компонентов феномена

«методологическая культура личности», выделяемых различными исследователями

Е.В. Бондаревская связывает методологическую культуру субъекта деятельности с готовностью личности к осуществлению методологической деятельности, с овладением практико-ориентированной методологией, предоставляющей субъекту деятельности средства и методы рефлексии, анализа, оценки и самооценки явлений и событий, поиска и выбора культурных смыслов, моделей и вариантов организации деятельности [8, с. 105]. А.Н. Ходусов рассматривает методологическую культуру личности как «целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя <...> (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание) как внутренний план сознания (самосознания) и детерминированное свойствами интегральной индивидуальности» [9, с. 118]. Е.В. Титова отмечает, что методологическая культура представляет собой совокупность установленных и принятых сообществом норм осуществления соответствующих видов деятельности, а методологическая культура личности - есть следование установленным и принятым нормам осуществления деятельности и предъявления её результатов [10]. По мнению В.В. Краевского, методологическая культура личности представляет собой основанную на методологических знаниях культуру мышления, необходимой частью которой является рефлексия [11, с. 10]. Разделение методологической культуры личности на методологическую культуру деятельности и методологическую культуру мышления проводится в исследованиях [12-14]. Методологическая культура деятельности как основной показатель методологической культуры личности рассматривается в работах [5; 15]. В «Педагогическом словаре» [16] методологическая культура личности определяется как «система ценностей, знаний, умений, личностных качеств исследователя, обеспечивающих компетентное, научно обоснованное проектирование, проведение исследования и использование его результатов» в теоретической и практической деятельности [16, с. 42]. В исследованиях [17-19] в качестве важнейшего компонента методологической культуры личности указывается креативность мышления и высокий уровень освоения субъектом общих методологических уни-

версалий творческого характера. Способность к проведению методологически корректных научных исследований как основное качество личности, обладающей методологической культурой обосновывается в работах [12; 20; 21]. Методологическая культура личности как термин для обозначения качества личности, обладающей высоким уровнем владения методологией решения задач в любой сфере деятельности, используется в работах [7; 22; 23]. Неразрывная связь методологической культуры с профессиональной компетентностью обосновывается в работах [18; 23; 24]. Мотивационно-ценностная, аксиологическая функция методологической культуры личности выделяется в качестве одной из важнейших в работах [9; 23; 25; 26].

Обобщая результаты исследований феномена «методологическая культура личности», приведём наиболее часто указываемые его компоненты:

- когнитивный компонент, когнитивная функция мышления, методологические знания, методологическая грамотность;

- мировоззренческий компонент, мировоззренческая функция мышления;

- ценностно-мотивационный, эмоционально-ценностный компонент, методологические убеждения, внутренняя и внешняя методологическая направленность при выборе способов организации деятельности, аксиологическая функция мышления;

- рефлексивный компонент, способность и стремление осуществлять методологическую рефлексию;

- творческий компонент, креативность мышления;

- эвристический компонент, эвристическая функция мышления,

- деятельностный компонент, операционно-деятельностные умения, содержательно-процессуальный элемент;

- исследовательские умения, владение инструментарием поиска теоретических знаний и изменений практической действительности;

- комуникативный компонент, умение поддерживать коммуникативное взаимодействие и регулировать свое эмоциональное состояние в конкретной ситуации;

- способность к целеполаганию, умение определять цели и ценностное содержание деятельности на основе методологического знания;

- критичность мышления, оценочно-критичная, контрольно-проверочная функции мышления, способность сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно её обосновывать, профессионально отстаивать;

- личный опыт успешного применения методологических знаний;

- способность прогнозировать результаты своих действий, аналитико-конструктивная, прогностическая функции мышления;

- методологическая компетентность;

- профессиональные знания, профессиональная компетентность;

- вариативность действий, способность выбирать необходимые средства и способы деятельности;

- способность к выявлению и решению проблемных ситуаций вне зависимости от их конкретно-предметной и конкретно-деятельностной специфики, умение выявлять и использовать межпредметные связи.

Можно заметить, что некоторые из выделенных компонентов методологической культуры личности ответственны за её функционирование как культуры мышления субъекта деятельности, другие отвечают за её внешние проявления, т.е. за методологическую культуру деятельности. Одни компоненты имеют ярко выраженный личностный, субъективный характер, другие отражают усвоенные на личностном уровне объективные составляющие методологической культуры человеческого сообщества. Имеет место разделение и структурирование компонентов в соответствии с видами деятельности, осуществление которых обеспечивает проявление методологической культуры, а также с особенностями сферы профессиональной деятельности, в которой она проявляется, с количеством и степенью сформированности у субъекта деятельности тех или иных качеств, характерных для личности, обладающей методологической культурой.

Множественность компонентов методологической культуры, указываемых в качестве основных показателей наличия методологической культуры, их разнозначимость, разнонаправ-ленность и разноплановость создают существенную проблему для выстраивания методической системы развития этих качеств в процессе обучения.

Возможное решение проблемы систематизации множественности,

разнозначимости, разнонаправленности и разноплановости компонентов методологической культуры

Значительное многообразие выделенных компонентов, их функциональная разноплановость и разнозначимость для различных сфер деятельности обусловлены многообразием видов деятельности, а также особенностей функционирования и проявления методологической культуры личности. При оценке этого многообразия и многоплановости в контексте решения

задачи разработки стратегии развития методологической культуры личности становится понятна необходимость проведения такой классификации, систематизации и структуризации составляющих методологической культуры личности, которая стала бы удобна для использования в качестве ориентира педагогической деятельности по созданию условий для её развития у учащихся школьного возраста.

Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным:

1) провести классификацию, систематизацию и структуризацию компонентов по нескольким основаниям, чтобы обеспечить логическую взаимосвязь и равенство содержательной значимости между качествами, объединёнными в одну систему.

2) в каждом варианте классификации, независимо от выбранного основания, выделять компоненты методологической культуры безотносительно к конкретной профессиональной сфере деятельности (такой подход обусловлен общеобразовательным характером средней школы и неопределённостью в выборе направления последующего профессионального образования, характерной для большинства школьников на протяжении почти всех лет их обучения).

Компоненты и структура методологической культуры личности с позиций функционального подхода

Если основанием для классификации составляющих методологической культуры личности принять качества, которые проявляются в реальной практической деятельности и служат индикаторами наличия у субъекта деятельности методологической культуры, то можно выделить семь компонентов методологической культуры деятельности:

- оценочно-прогностический (способность делать прогнозы относительно результатов развития исследуемых процессов, уже начавшихся или предполагаемых);

- оценочно-критический (способность оценивать научную правдоподобность и методологическую корректность собственных выводов или выводов, сделанных другими субъектами деятельности);

- рационально-алгоритмический (способность эффективно действовать в соответствии с имеющимися инструкциями алгоритмических предписаний, а также разрабатывать и использовать собственные алгоритмические предписания для стандартизации последующей деятельности в схожих условиях);

- поисково-эвристический (способность рационально организовывать поисковую деятельность по решению нестандартных ситуаций, опираясь на систему эвристических приёмов и эвристические идеи методологических принципов);

- интуитивно-творческий (способность к творческим открытиям, к нахождению нестандартных решений стандартных и нестандартных проблем без осознанного использования эвристических регулятивов);

- коммуникативный (способность к эффективному взаимодействию с другими субъектами деятельности);

- терминологическая грамотность (способность корректно понимать и применять в размышлениях, рассуждениях и объяснениях общенаучные, профессиональные и методологические термины).

Если в качестве основания для классификации принять роль компонентов методологической культуры в обеспечении функционирования мышления личности, то представляется целесообразным выделение триады основных компонентов методологической культуры мышления:

- методологические знания (когнитивный, знаниевый компонент, который выполняет функцию накопления, хранения и воспроизведения (при необходимости) информации, полезной для организации методологически корректной деятельности);

- методологические умения (операционный, умениевый компонент, который обеспечивает способность субъекта организовывать свою мыслительную деятельность, с привлечением имеющихся методологических и предметно-профессиональных знаний для решения конкретных проблем);

- методологические убеждения (аксиологический, ценностный компонент, который отвечает за приоритет методологических регуляти-вов над иными влияниями при выборе стратегии и тактики организации поисковой деятельности по решению разнообразных проблем).

При выстраивании структуры методологической культуры личности с позиций функционального подхода нельзя не учесть, что на формирование и функционирование внешних и внутренних компонентов методологической культуры личности оказывают опосредованное влияние иные качества личности. Поэтому структуру методологической культуры личности, с позиций функционального подхода, можно представить в виде многослойной сферы (см. рис. 1).

Ядро сферы заполняют составляющие методологической культуры мышления: методологические знания, методологические умения и методологические убеждения (когнитивный, операционный и аксиологический компоненты). Внешнюю оболочку сферы заполняют компоненты методологической культуры деятельности: ориентировочно-прогностический, оценочно-критический, рационально-алгоритмический, поисково-эвристический, интуитивно-творческий, коммуникативный и компонент терминологической грамотности. Пространство между ядром и оболочкой занимают компоненты общей культуры личности, которые нельзя отнести исключительно к разряду методологических ориентиров или вообще нельзя отнести к этому разряду, но которые оказывают косвенное влияние на функционирование всех внешних и внутренних компонентов методологической культуры личности. В числе таких компонентов выделяются научная картина мира (научное мировоззрение) и здравый смысл, разнообразные ценностные ориентиры, которые нельзя отнести исключительно к методологическим, научные, профессиональные и житейские знания и умения, личный опыт организации деятельности.

Возможные меры по корректировке методики обучения учащихся средней школы с целью улучшения условий для развития у них составляющих методологической культуры личности, выделенных с позиций функционального подхода

Выделенная с позиций функционального подхода структура методологической культуры

личности позволяет наметить комплекс методических задач, решение которых позволит повысить уровень методологической культуры выпускников средней школы.

1. Выделить систему методологических знаний и умений для учащихся, сформулировав их таким образом, чтобы заложенные в них идеи и регулятивы деятельности были понятны для большинства учащихся 7-8 классов, т.е. обучающихся, достигших возраста, с которого начинается системное изучение ими основ научных знаний, распределённых в рамках учебных предметов. Содержание методологических знаний должно на теоретическом уровне обеспечивать формирование у учащихся всех компонентов методологической культуры деятельности (вариант системы методологических знаний и её обоснование представлены в работах [2-4]).

2. Разработать общую методику сообщения учащимся методологических знаний и формирования у них методологических умений и убеждений. Данная методика должна обеспечивать системное и систематическое вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые будут способствовать формированию у них всех основных компонентов методологической культуры мышления и методологической культуры деятельности (отдельные компоненты такой методики изложены в статьях [5-7; 25; 27-29]).

3. Разработать совокупность типичных педагогических ситуаций, позволяющих в рамках изучения учебных предметов формировать каждый компонент методологической культуры мышления и методологической культуры деятельности (некоторые типы таких ситуаций описаны в работах [25; 27; 30-33]).

4. При выстраивании конкретной педагогической деятельности по развитию методологической культуры учащихся опираться на

Рис. 2. Структура методологической культуры личности с позиций процессного подхода

имеющиеся у конкретных учащихся научные, предметно-профессиональные и житейские знания, сформировавшиеся умения, ценностные ориентации, личный опыт и здравый смысл.

5. Разработать систему контрольно-измерительных материалов, позволяющих проверить уровень сформированности каждого из выделенных компонентов методологической культуры деятельности с использованием различных учебных проблемных ситуаций (некоторые типы материалов такого характера успешно используются в заданиях ГИА, ТИМСС и ПИЗА).

Компоненты и структура методологической культуры личности с позиций процессного подхода

Если осуществить классификацию компонентов методологической культуры личности с учётом их роли в реализации таких мыслительных и волевых процессов, которые в совокупности и во взаимодействии обеспечивают реализацию методологически корректной деятельности от момента осознания конкретной проблемной ситуации до момента получения её решения, то в качестве основных компонентов методологической культуры личности можно выделить следующие пять качеств:

- способность осуществлять методологический анализ внешних объектов и явлений на предмет их влияния на состояние и развитие проблемной ситуации;

- способность осуществлять методологический анализ собственных знаний и умений с целью их возможного использования для решения проблемной ситуации, потребовавшей разрешения;

- способность осуществлять методологическую рефлексию, т.е. анализ собственных действий и возможных мыслительных действий дру-

гих с целью корректировки исполняемой деятельности и рациональной организации последующей деятельности в схожих условиях;

- способность принимать решения, т.е. совершать волевой акт принятия обоснованного решения;

- способность исполнять принятые решения, т.е. доводить начатое до логического завершения.

Отмеченные компоненты можно назвать процессными компонентами методологической культуры личности, а сам подход к такой классификации и структурированию - процессным, позаимствовав этот термин из теории управления качеством [34]. Анализ внешних факторов, наличие необходимых предметных и методологических знаний и умений, методологическая рефлексия, принятие решения о выборе целей способов и средств деятельности, а также управление деятельностью для достижения поставленных целей - это четыре взаимосвязанных, дополняющих друг друга, иногда чередующихся, иногда протекающих одновременно мыслительных процесса, которые в совокупности обеспечивают реализацию методологически корректной деятельности от момента осознания необходимости решения проблемы до момента получения этого решения. В основе такой деятельности лежит процесс (акт) принятия решений. Правильность такого выбора определяется эффективностью мыслительных процессов анализа внешних условий и собственных возможностей, а также рефлексии собственной деятельности. Продуктивность деятельности, т.е. способность субъекта деятельности к достижению конкретных результатов, обеспечивается успешным осуществлением процесса исполнения принятого решения. Отсутствие способности субъекта деятельности к реализации хотя бы одного из этих процессов не позволяет осуществлять целостную методологически корректную деятельность по решению проблемной ситуации.

Структуру методологической культуры личности, выделенную с позиций процессного подхода, можно отразить схематически (см. рис. 2).

Возможные меры по корректировке методики обучения учащихся средней школы с целью улучшения условий для развития у них составляющих

методологической культуры личности, выделенных с позиций процессного подхода

Структура методологической культуры личности, выделенная с позиций процессного подхода, позволяет наметить содержание учебных заданий, направленных на стимулирование развития её соответствующих компонентов.

В систему учебных заданий полезно включать задачи/задания следующих типов.

1. Задачи, сформулированные таким образом, чтобы вынуждать обучающихся прилагать усилия для внимательного анализа приводимых в них условий и требований (в том числе задачи с лишними данными в условиях; задачи с недостающими данными, требующими обращения к справочным материалам; задачи, точное решение которых возможно только при введении дополнительных условий; задачи с требованиями, записанными в неявном виде).

2. Задания, за выполнение которых положительная оценка ставится только в случае получения правильного итогового результата. Подобные задания развивают умение доводить начатое дело до намеченного результата.

3. Задачи, которые ставят учащегося перед необходимостью выбора одного из возможных (предложенных в формулировке задачи или придуманных самим учащимся) методов решения для достижения оптимального результата.

4. Задачи, составленные таким образом, что первоначально подталкивают к разработке ошибочной модели, вследствие чего получается результат, противоречащий физическим законам и здравому смыслу, и учащийся, стремящийся найти правильное решение, ставится перед необходимостью принимать решение о смене модели.

5. Задачи, направленные на совместные рассуждения и анализ мыслительных процессов, которые позволили прийти к правильным решениям.

6. «Цепочки задач», т.е. подборки постепенно усложняющихся задач, приводимые в такой последовательности, что каждая последующая задача опирается на умения, полученные при решении предшествующей. Подобные задачи развивают способность методологически анализировать новые методы с целью их последующего применения в новых проблемных ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Задачи, для решения которых требуется привлечение предметных знаний и умений, которые были сформированы достаточно давно и могли быть частично забыты, а также знаний и умений, которые учащиеся получали на других учебных предметах или с большой вероятностью должны были получить в обыденной жизни, т.е. задачи метапредметного содержания. Такие задания направлены в том числе и на формирование способности мобилизовать усилия по поиску в «собственной кладовой знаний» и в «собственном арсенале умений» именно таких знаний и умений, которые необходимы в конкретной ситуации.

Компоненты и структура методологической культуры личности с позиций компетентностного подхода

Если за основу для классификации и структуризации методологической культуры личности принять уровень сформированности различных компонентов методологической культуры личности, то её структуру можно представить как систему вложенных личностных образований: методологическая грамотность, методологическая компетентность и, собственно, методологическая культура [1].

Методологическая грамотность представляет собой качество личности, обладающей методологическими знаниями и умением их применять (умением организовывать деятельность) при решении стандартных, характерных для данной области деятельности проблемных ситуаций, подкреплённое личным опытом.

Методологическая компетентность - это качество личности, предполагающее такой уровень усвоения методологических и предметных (профессиональных) знаний и умений, который позволяет рационально организовывать деятельность в определённой предметной (профессиональной) области.

Методологическая культура - это качество личности, для которой характерны высокий уровень усвоения методологических знаний и умений, наличие успешного личного опыта эффективного решения различных проблемных ситуаций в различных сферах деятельности, а также принятие методологических норм и идей на личном уровне, т.е. методологическая убеждённость. Основным показателем методологической культуры субъекта деятельности служит его умение и стремление использовать нормы и идеи научной методологии при организации различных видов деятельности, подкреплённое необходимыми знаниями, успешным личным опытом, а также его убеждённость в эффективности методологических регулятивов.

Методологическая грамотность выступает базовым компонентом методологической компетентности, которая в свою очередь является важнейшим, но не единственным компонентом методологической культуры личности. Методологическая компетентность помимо методологической грамотности предполагает наличие высокого уровня усвоения предметных знаний в той сфере деятельности, по отношению к которой определяется методологическая компетен-тость, а также умение применять методологические и предметные знания в нестандартных ситуациях. Уровень методологической культуры предполагает способность личности проявлять

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

МЕ Т О ДОЛОГИЧЕСКАЯ _

1Г Г* \ Г ГТ Т Т Т И Т "Л Г* Г Т Т.

5

- к

V у. - 5

>■ г

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

^ЕТОЛОЛОГИЧЕСКАяЧГ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

к

х.

У Ч_у 4

1 ^

X ■—

2 ■-> Е 2

2

X =1

=1 з — 5

о

^ 2 т К г

— 4 —

Д >: ° Г -= 5>5

— 3 ^

1 м

хн 5

Рис. 3. Структура методологической культуры личности с позиций компетентностного подхода

методологическую компетнтность в различных сферах деятельности и наличие личной убеждённости в пользе методологических регулятивов.

Структуру методологической культуры личности, выделенную с позиций компетентност-ного подхода, можно изобразить схематически (см. рис. 3).

Возможные меры по корректировке методики обучения учащихся средней школы с целью улучшения условий для развития у них составляющих методологической культуры личности, выделенных с позиций компетентностного подхода

Компонентный состав и структура методологической культуры личности, выделенные с позиций компетентностного подхода, позволяют сделать следующие выводы.

Если в качестве одной из целей образования ставить развитие методологической культуры учащихся, то учебно-воспитательный процесс должен предусматривать создание условий:

- для совместного обучения учащихся методологическим и предметным знаниям и умениям;

- для получения учащимися личного опыта успешного решения нестандартных для них проблемных ситуаций;

- для привлечения учащихся к решению проблемных ситуаций в различных предметных областях, ситуаций межпредметного и мета-предметного характера;

- для формирования у учащихся убеждённости в пользе и эффективности методологических регулятивов для рационального решения разнообразных проблемных ситуаций с целью достижения поставленных целей.

При организации образовательного процесса развития методологической культуры не следует разделять его на этапы развития сначала методологической грамотности, затем методологической компетентности, затем методологической культуры, поскольку формирование всех компонентов сложного личностного образования, называемого методологической культурой, начинается с момента рождения и продолжается ещё долгое время после окончания школы. Школьный период развития методологической культуры важен тем, что именно в это время закладываются основы системных знаний и мировоззренческих убеждений. Именно поэтому, не ожидая достижения большинством учащихся к моменту окончания школы уровня развития, который позволит говорить о наличии у них методологической культуры, следует ставить и решать задачу развития методологической культуры всех учащихся.

Выводы

Итак, представленное исследование демонстрирует целесообразность применения трёх подходов к классификации и структурированию компонентов методологической культуры личности: функционального, процессного и компе-тентностного. Выделенные в ходе исследования компоненты методологической культуры личности и их взаимосвязь показывают возможность и необходимость постановки и решения образовательной задачи «развитие методологической культуры учащихся в средних общеобразовательных учреждениях». Решение этой образовательной задачи не требует коренной перестройки всей системы среднего общего образования и методики предметного обучения, -достаточно провести их некоторую корректировку. Основные направления такой корректировки изложены в конце разделов, посвященных исследованию структуры методологической культуры с позиций каждого из использованных подходов. Выделенные компоненты методологической культуры личности и их структурные образования предназначены для использования в качестве ориентиров при разработке тактики и стратегии образовательного процесса, предусматривающего целенаправленное развитие у учащихся методологической культуры.

Список литературы

1. Красин М.С. О методологической культуре личности и стратегии её развития у обучающихся в школе // Вестник Калужского ун-та. 2011. № 2. С. 74-80.

2. Красин М.С. Обучение школьников способам деятельности в контексте развития их методологической культуры // Школа Будущего. 2013. № 1. С. 18-25.

3. Красин М.С. Комплексный подход к обучению решению физических задач как фактор развития методологической культуры учащихся // Наука и Школа. 2013. № 6. С.103-109.

4. Красин М.С. Какой методологии обучать на уроках физики и как избежать перегрузки учащихся от потока методологической информации // Физика в школе. 2015. № 8. С. 19-27.

5. Бубликов С.В., Кондратьев А.С., Молеваник С.П., Филиппов М.Э. Ориентиры развития методологической культуры учащихся при обучении физике // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях». Екатеринбург. 13-14 апреля 2002 г. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2002. С. 29-31.

6. Бубликов С.В., Быков Н.А., Михайленко М.А. Графические методы в развитии методологической культуры учащихся // Материалы X Междунар. науч. конф. «Физика в системе современного образования (ФСС0-09)». Т. 2. Санкт-Петербург, 31 мая - 4 июня 2009. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.С. 32-34.

7. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Проблема использования современной методологии познания для развития физического образования // Физика в школе. 2011. № 7. С. 23-31.

8. Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения формирования педагогической культуры // В сб.: Формирование педагогической культуры будущего учителя. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. С. 105.

9. Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. М.; МПГУ, 1997. 423 с.

10. Титова Е.В. Методологическая_культура учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpinfo.org/activities/research/methseminar/122-methseminar251011 (дата обращения: 20.02.2015).

11. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.

12. Валеев Г.Х. Формирование методологической культуры учителя-исследователя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа: Башкирский гос. пед. ун-т, 2001. 43 с.

13. Кабанов П.Г. Методологическая культура педагога как предмет философского анализа: Дис. . канд. философ. наук. Томск: Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО, 1997. 172 с.

14. Клепиков В.Н. Методологическая культура учителя математики // Школьные технологии. 2016. № 2. С 33-42.

15. Тамошев Р.М. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: Автореф. дис.

. д-ра философ. наук. М.: Военный ун-т, 1997. 49 с.

16. Педагогический словарь / Под ред. В.И. За-гвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.

17. Дармограй В.М. Методологическая культура творчества: Автореф. дис. д-ра философ. наук. Саратов: СГУ, 2006. 38 с.

18. Кочергин А.Н. Методологическая культура специалиста в условиях научно-технической революции // В сб.: Проблемы методологической культуры ученого. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. унта, 1986. С. 5-11.

19. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. 272 с.

20. Бережнова Е.В. Методологическая культура педагога // Гуманизация образования. 1998. № 1. С. 63-68.

21. Боликова Л.Ю., Васякина Е.Н. Методологическая культура как объект и предмет исследований в педагогике // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.

2012. № 28. С. 698-704.

22. Зинченко В.П. О методологической культуре психологов (от монизма к плюрализму) // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 59-68.

23. Загвоздина С.А. Методологическая культура учителя: систематизация понятий // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 342. С. 177-179.

24. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород: НГПУ, 1996. 184 с.

25. Красин М.С. Формирование методических убеждений школьников при обучении решению экспериментальных задач // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5 (2). С. 90-96.

26. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 82-88.

27. Красин М.С. Система эвристических приёмов решения физических задач // Физическое образование в вузах. 2006. Т. 12. № 3. С. 58-69.

28. Красин М.С. Простота, логика, системность. О методике обучения оценке погрешностей измерения в школе (проблемы обучения школьников оценке погрешностей измерений в контексте развития их методологической культуры) // Физика в школе.

2013. № 8. С. 55-60.

29. Красин М.С. Простота, логика, системность. О методике обучения оценке погрешностей измерения в школе (проблемы обучения школьников оценке погрешностей измерений в контексте развития их методологической культуры) // Физика в школе.

2014. № 1. С. 51-56.

30. Красин М.С. Тематические уроки решения качественных задач // Физика в школе. 2003. № 1. С. 18-25.

31. Красин М.С. Обучение школьников системе принципов научной методологии // Школьные технологии. 2014. № 1. С. 31-42.

32. Красин М.С. Обучение школьников системе принципов научной методологии // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 80-97.

33. Красин М.С. Развивающий урок, знакомящий с методом познания и элементами методологической культуры // Физика в школе. 2010. № 1. С. 27-34

34. Процессный подход [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpms.ru/Process_appoach (дата обращения: 20.01.2017).

METHODOLOGICAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL: STRUCTURAL ANALYSIS, COMPONENTS AND MAIN DEVELOPMENT DIRECTIONS IN THE SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION

M.S. Krasin

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

The author gives a brief summary and substantiates his proposals regarding the solution of the problems of classification, systematization and structuring of the main components of the individual's methodological culture in the context of solving the educational problem of developing the students' methodological culture in secondary schools and colleges. The author suggests his own variants for the structuring of the phenomenon «individual's methodological culture» from the point of view of functional, process-based and competence-based approaches.

Based on the structures that have been identified, recommendations are formulated on how to adjust the content of school education in order to improve the level of methodological culture of secondary and high school graduates.

Keywords: individual's methodological culture, components, classification, structuring, teaching methodology in schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.