Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.МОИСЕЕВА В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.МОИСЕЕВА В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
330
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / UNIVERSAL EVOLUTIONISM / КАРТИНА МИРА / PICTURE OF THE WORLD / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА / THE CO-RELATION OF NATURE AND SOCIETY / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВЫ / ECOLOGICAL AND MORAL IMPERATIVES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов Станислав Александрович

В концепции универсального эволюционизма Н.Н. Моисеев предложил целостную интерпретацию эволюции биосферы Земли, обосновал необходимость коэволюции взаимоотношения природы - человека - общества как неизбежность стихийности процессов самоорганизации материи, проанализировал с позиций этой концепции суть современных глобальных проблем и представил свое видение путей их решения. В своих фундаментальных философских работах и научной публицистике ученый призывает своих учеников и последователей совершенствовать и развивать концепцию универсального эволюционизма и на ее основе помогать людям понимать современную научную картину мира. Цель настоящей статьи показать предысторию формирования моисеевской методологии, обосновать ее актуальность и необходимость использования в науке и образовании. В связи с качественными изменениями в современных технологиях, глобальными экономическими и политическими трансформациями, сегодня именуемыми геополитическими процессами важно приобщить молодых исследователей к научному наследию академика Н.Н. Моисеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Степанов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL CONCEPT OF N. MOISEEV IN UNDERSTANDING OF MODERN PICTURE OF THE WORLD

In the concept of universal evolutionism the NN Moiseev is offered a coherent interpretation of the evolution of the biosphere of Earth, substantiated the need for evolution of the co-relation of nature - human - society as the inevitable of spontaneous of processes of self-organization of matter, analyzed from point of view of this concept the essence of modern global problems and presented its vision of ways for its decision. In itself fundamental philosophical works and scientific publicism the scientist urges his disciples and followers to improve and develop the concept of universal evolutionism and on its basis to help people understand the modern scientific picture of the world. The purpose of this article is to show: the relevance of the concept and the need for its use in science and education in connection with large and qualitative changes in modern technology, global economic and political changes, which are called geopolitical processes today and to involve young researchers to scientific heritage of Academic N. N. Moiseev.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.МОИСЕЕВА В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА»

21. Ильиных И.А. Экология человека. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. 136 с.

22. Баркова Э.В. Феникс как образ экофилософии возрождения-XXI: к развитию концепции циклизма в континууме природы и культуры// География: развитие науки и образования Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции LXIX Герценовские чтения. 2016. С. 12-17.

23. БарковаЭ.В. Солнце в культуре: к исследованию континуальных оснований связи природного и культурного наследия// Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие Коллективная монография по материалам IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 1420.

24. Баркова Э.В. Образы природных стихий в кодах и содержании культурного наследия: ветер как дыхание жизни// Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие Коллективная монография по материалам IV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 2836.

25. Баркова Э.В. К истокам экофилософии как логики синтеза антропоцентизма и гуманизма: Ф.Бэкон о человеческом измерении познания природы // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 72 (92). С. 140-143.

26. Баркова Э.В. К истории концепции органицизма в экофилософии: «Человек-растение» Ж.О. де Ламетри// Право и практика. 2016. № 3. С. 82-86.

27. Баркова Э.В. К истории экофилософии: голос одухотворенного мира в гармонии взаимодействия человечества и природы в концепции В.С. Соловьева // Человеческий капитал. 2016. № 8 (92). С. 8-11.

28. Баркова Э.В. «Понимать мир как нераздельно-целое»: А.Л.Чижевский о связи человека и мироздания// Humanities, Social Sciences and Environment Conference materials of the I international research and practice conference. Scientific public organization "Professional science". 2016. С. 5-10.

29. Баркова Э.В. Концепция автотрофности человечества В.И.. Вернадского в экофилософской перспективе развития «зеленой» экономики // Научные исследования в сфере общественных наук: инновации и опыт сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: «Профессиональная наука». 2016. С. 4-10.

30. Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 12-79.\

31. Моисеев Н.Н. Экологический императив - запретная черта и эпоха ноосферы // Философия и методология науки. Минск: Беларуская навука, 2014. С. 34-39.

32. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня. Свободные размышления. М.: МНЭПУ, 1997. 309 с.

33. Ivlev V.Yu., Barkova E.V., Ivleva M.I., Buzskaya O.M. Environmental approach to the study of the modern stage of information society development: research prospects // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 16. С. 9113-9124

34. Баркова Э.В. Категория творчества в зеркале экофилософии: от миметики к мимезису // Философия: современные фундаментальные научные исследования сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 41-45.

35. Сартаева Р.С., Нысанбаев А.Н., Сагикызы А. Экология человека в структуре современного научного познания // Вопросы философии. 2015. №4.

36. Чжоу Хун Экологическая культура и экологическая цивилизация// Вестник РФО. 2016. № 2 (78). С. 53-57.

37. Ивлева М.И. О влиянии межкультурных коммуникаций на формирование российской университетской философии XIX в. // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2016. С. 64-66.

38. Бузская О.М. Ценности и гуманитарные технологии в структурах глобального проектирования будущего // Научные достижения. Шорник статей международной научной конференции. М., 2016. С. 134-138.

БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected])

BARKOVA, ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of of history and philosophy, Plekhanov Russian University ([email protected])

УДК 167.7:14(Моисеев)

СТЕПАНОВ С.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.МОИСЕЕВА В ПОНИМАНИИ

СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Ключевые слова: концепция, универсальный эволюционизм, картина мира, самоорганизация, взаимоотношение природы и общества, экологический и нравственный императивы.

В концепции универсального эволюционизма Н.Н. Моисеев предложил целостную интерпретацию эволюции биосферы Земли, обосновал необходимость коэволюции взаимоотношения природы - человека - общества как

неизбежность стихийности процессов самоорганизации материи, проанализировал с позиций этой концепции суть современных глобальных проблем и представил свое видение путей их решения. В своих фундаментальных философских работах и научной публицистике ученый призывает своих учеников и последователей совершенствовать и развивать концепцию универсального эволюционизма и на ее основе помогать людям понимать современную научную картину мира. Цель настоящей статьи показать предысторию формирования моисеевской методологии, обосновать ее актуальность и необходимость использования в науке и образовании. В связи с качественными изменениями в современных технологиях, глобальными экономическими и политическими трансформациями, сегодня именуемыми геополитическими процессами важно приобщить молодых исследователей к научному наследию академика Н.Н. Моисеева.

STEPANOV, S.A.

THE METHODOLOGICAL CONCEPT OF N. MOISEEV IN UNDERSTANDING OF MODERN PICTURE OF THE WORLD

Keywords: concept; universal evolutionism; picture of the world; self-organization; the co-relation of nature and society, ecological and moral imperatives.

In the concept of universal evolutionism the NN Moiseev is offered a coherent interpretation of the evolution of the biosphere of Earth, substantiated the need for evolution of the co-relation of nature - human - society as the inevitable of spontaneous of processes of self-organization of matter, analyzed from point of view of this concept the essence of modern global problems and presented its vision of ways for its decision. In itself fundamental philosophical works and scientific publicism the scientist urges his disciples and followers to improve and develop the concept of universal evolutionism and on its basis to help people understand the modern scientific picture of the world. The purpose of this article is to show: the relevance of the concept and the need for its use in science and education in connection with large and qualitative changes in modern technology, global economic and political changes, which are called geopolitical processes today and to involve young researchers to scientific heritage of Academic N. N. Moiseev.

Формирование мировоззренческих универсалий, выработка миропонимания, помогающего людям выжить в критических ситуациях, и утверждение их в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века. (Н.Моисеев)

Академик Никита Николаевич Моисеев (1917-2000г.), чей столетний юбилей совпал с Годом экологии в России и предстоящим юбилеем Октябрьской революции, известен в мире и отечественной науке, прежде всего, как исследователь фундаментальных работ в области гидродинамики и механики космических систем, оптимизации исследований операций и теории управления. Кроме того он был замечательным популяризатором наук о земле, о взаимодействии человека-природы-общества. Привлекая внимание общества к глобальным проблемам человечества, к трудным социально-экономическим и политическим проблемам России, к роли интеллигенции в ее судьбе, в научной публицистике последней четверти прошлого века, Н.Н Моисеев опирался на положения разработанной им концепции универсального эволюционизма. Как и в истории появления эффекта «ядерная зима» («ядерная ночь»), на основе математического моделирования численных расчетов, проведенных под руководством Н.Н. Моисеева в 80-е годы прошлого века в ИВЦ АН СССР в ответ на предположение американского ученого К. Сагана о пагубной необратимости природных процессов в случае крупномасштабного ядерного конфликта, универсальный эволюционизм зародился как ответ на очередную научную идею. Как концепция, система взглядов на картину мира, он появился в творчестве Н.Н. Моисеева, в немалой степени, после его знакомства со статьей В.А. Кутырева [1].

Будучи инженером, естествоиспытателем с математическим складом ума, Н.Н. Моисеев в конце прошлого века внимательно относился к инновациям в гуманитарных науках, в образовании. Так, в 1994 г. вышла его работа «Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политологический анализ)» как результат, размышлений о современном образовании и, не в последнюю очередь, дискуссий о концепции развития создаваемого в начале 90-х годов под его научным руководством

Международного независимого эколого-политологического университета. В 1999 году выходят его размышления о современной политологии [2].

Универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева - это его «картина мира», точнее схема «раскрытия мирового эволюционного процесса, которая постепенно сложилась» в теоретических размышлениях ученого.

К убеждению о том, что «Схема универсального эволюционизма дает новый взгляд и на историю антропогенеза, как на ряд катастрофических перестроек, ряд последовательных бифуркаций, разделяющих периоды относительной эволюции «дарвиновского типа», Н.Н. Моисеев пришел постепенно. В связи с этим важно проследить и понять последовательность осмысления им предварительных идей методологии и концепции универсального эволюционизма - Коэволюция общества и биосферы: проблема целей (1982 год); Всеобщий Рынок в природе и обществе (1978-1985 гг.); Как возникают глобальные проблемы? (1984 год); Система «Учитель» и информатика (1988 год); Стратегия Разума - нравственный императив (1988 год); Эволюция и становление интеллекта (1990 год); Позиция универсального эволюционизма (1992 год) [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Первым и основным трудом ученого, в котором он изложил систему взглядов на универсальный эволюционизм как инструмент видения единой картины мира, является его небольшая, но глубокая по смыслу работа «Восхождение к Разуму». Некоторые положения этого труда были дополнены и развиты в последней книге его жизни - «Универсум. Информация. Общество» (2001), в частности, изложены постулаты и представления о «первопонятиях», простейшая «Картина мира», универсум и жизнь, система «геосфера+жизнь» и др.

В основу универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева легли дарвиновская эволюция жизни, развития ее форм, механизмы, порождающие это развитие (изменчивость, наследственность, отбор) и концепция биосферы В.И. Вернадского, включающая представления и закономерности глубокой взаимосвязи всех процессов, протекающих на Земле, - геологических, химических, биологических, а также учение о ноосфере, то есть о сфере разума [10]. Концептуально универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева зиждется на следующих исходных положениях:

1. Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему.

2. Во всех процессах, имеющих место во Вселенной, неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие, и все эти процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределенности.

3. Во Вселенной властвует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого.

4. В мире властвуют законы, являющиеся принципами отбора. Они выделяют из возможных виртуальных, мысленных состояний некоторое множество допустимых.

5. Принципы отбора допускают существование бифуркационных (в смысле Пуанкаре) состояний, т.е. состояний, из которых, даже в отсутствие стохастических (случайных) факторов, возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний.

Главное в теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева заключается в том, что «все, что вокруг нас, и мы сами суть частицы одного целого, имя которому ВСЕЛЕННАЯ, или УНИВЕРСУМ, - оно развивается как целое и им управляют общие законы самоорганизации. Постараться понять это общее и есть, может быть главная задача науки, любой ее ветви, растущей из единого корня ... И все знания, которые дают естественные науки, и знания гуманитарных дисциплин, и искусство, и духовный внутренний мир человека - все это служит познанию Человека. Это ступени познания его включенности в Природу» [11].

Главными постулатами универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева являются:

- Среди непрерывно происходящих бифуркаций в эволюции планетарного вещества две имеют особое значение - возникновение феномена жизни (т.е. живого вещества) и разума.

- Происхождение разума человека на основе накопления памяти (информации) посредством системы «Учитель» предполагает два основных феномена: 1. Разум человека -системное свойство совокупности нейронов его мозга. 2. Коллективный Разум - системное свойство совокупности индивидов, обладающих разумами и возможностью обмена информацией. Разум отдельного человека в системе Коллективного разума подобен нейронам в мозге человека.

- Логика природы возникновения человеческого Разума и Коллективного Разума предполагает логику истории, истории антропогенеза, как ряда катастрофических перестроек, последовательных бифуркаций, разделяющих периоды относительно спокойной эволюции «дарвиновского типа». Новые знания - развитие и усложнение техники обработки камня и кости, овладение огнем и т.д. - все это постепенно сделалось для первобытных орд основой поддерживаемого равновесия с окружающей средой (8ш1атаЫШу).

- На этапе антропогенеза начала возникать система различных табу, как некоторых запретов на деятельность, способную нарушить гомеостазис первобытных сообществ и обеспечить сохранение знаний и интеллектуальность начала популяции. Среди этих табу особое место занял принцип «не убий»! Он означал, что общество (первобытное стадо, род, семья) начало брать под свою защиту всех своих членов. Такой запрет, хотя и в разных формах, вошел в жизненные нормы всех племен и народов. Вперед выдвигались те первобытные сообщества (роды, племена, орды), в которых вырабатывались более рациональные нормы поведения, если угодно, - зачатки нравственности. Особая роль механизмов памяти, передачи знаний, навыков и норм поведения посредством системы «Учитель». Они обеспечивали лучшую племенную организацию, более высокое качество оружия, лучшую дисциплину и т.д. Отсталые племена, не сумевшие перестроиться, просто стирались с лица земли. - «Рынок» во все времена был беспощаден.

Таким образом, в центральной проблеме понимания «Картины мира» - описании механизмов самоорганизации, в том числе в проблемах изменчивости, наследственности и «отбора» решающую роль играет РЫНОК. В связи с этим, Н.Н. Моисеев подчеркивал, что «никакой другой схемы, кроме РЫНКА, природа не придумала! И люди, создавая систему рыночных отношений, пошли по проторенной тропе - другой просто не было. Иное дело -форма рынка, способы создания продукта, точнее, хаоса создающихся структур (продуктов), возможности кооперации и критерии отбора. Здесь уже необъятное поле для анализа. Но логика самоорганизации общая!» [12].

Универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева позволяет интерпретировать процесс «развития планетарного вещества, который нас подводит непосредственно к возникновению общественной организации Человека - к появлению феноменов цивилизации и культуры», т.е. к началу истории. «Этот взгляд на развитие биосферы можно было бы назвать информационным». В этой связи: «Информациионное общество - планетарное общество, Коллективный разум которого способен играть такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум». Экологический императив - граница допустимой активности человека, которую он в настоящее время, в данных конкретных природных условиях, не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах. Экологический императив неизбежно приводит к нравственному императиву, к выработке шкалы новых нравственных ценностей, которые бы соответствовали задачам согласованного развития природы, человека и общества, т.е., коэволюции. Возникновение экологических ограничений общепланетарного масштаба (общие экологические законы, средства контроля их исполнения, ограничение национальных суверенитетов, стандартизация международных обменов информацией и т.д.) требует направленного воздействия Коллективного Интеллекта на процессы самоорганизации общества и цивилизации в целом [13].

Таким образом, универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева как концепция самоорганизации Универсума и представляет собой целостную интерпретацию эволюции биосферы Земли. Современное состояние природы и общества здесь показано как результат единого эволюционного процесса, а современные глобальные проблемы - как неизбежный

результат стихийности процессов самоорганизации. «Принятый метод, - подчеркивал академик А.А. Петров, - дал возможность заглянуть Моисееву в будущее и очертить некоторые возможные альтернативы. С позиций своей концепции он рассмотрел современные глобальные проблемы и представил свое видение путей решения проблем. В этом эвристическое значение концепции универсального эволюционизма» [14].

Концепция универсального эволюционизма не ограничилась философскими умозаключениями ученого. На ее основе Н.Н. Моисеевым была выработана система взглядов на принципы и требования к разработке стратегии устойчивого развития в условиях глобализации, предусматривающей такие аспекты как:

- методологические посылки для разработки цивилизационной парадигмы наступающего века;

- этническое сознание, национальные и общечеловеческие ценности;

- современный антропогенез и цивилизационные разломы;

- необходимые черты цивилизации будущего;

- мегаполисы, как естественный фактор развития человечества;

- мир ХХ1 века и христианская традиция;

- цивилизация XXI века - роль университетов;

- экологическое образование и экологизация образования и др.[15].

Вместе с тем, Н.Н. Моисеев сформулировал и выдвинул задачи, требующие решения представителями естественных и гуманитарных наук:

1. Провести сопоставление философских позиций Вернадского и Тейярд де Шардена и их представлений о будущем, как единства развития мысли ХХ века в преддверии глобального экологического кризиса.

2. Разработать теории, способные описать совместное развитие природы и общества (коэволюцию), то есть построить интерпретации этого процесса.

3. Продолжить изучение человека в целостности его физиологической, духовной и социальной личности в контексте взаимоотношений человека и природы - как главной проблемы фундаментальной науки на современном этапе эволюции.

4. Приступить к осмыслению и формированию мировоззренческих универсалий, выработке миропонимания, помогающего людям выжить в критических ситуациях, и утверждению их в сознании людей, как важнейшей задачи цивилизации XXI века.

5. Осмыслить и развивать концепцию универсального эволюционизма с учетом современных реалий.

В заключение необходимо подчеркнуть, что наступило время представить в энциклопедических словарях универсальный эволюционизм Н.Н. Моисеева как современный метод анализа глобальных проблем современности, определения тенденций дальнейшего развития человеческой цивилизации, а также методологию понимания современной научной картины мира. Это будет актуальным отражением научного вклада академика Н.Н. Моисеева в отечественную и мировую науку о человеке, его взаимоотношениях с Природой, которое станет неким ориентиром для новых поколений ученых в дальнейших исследованиях текущих и неизбежно обостряющихся глобальных проблем современности.

Литература и источники

1. Кутырев В.А. «Универсальный эволюционизм или коэволюция» эволюционизм или коэволюция// Природа. 1988. №8.

2. Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. Политические науки. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 230с.

3. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. Проблемы формализованного описания. М.: Издательство «Наука», 1982

4. Моисеев Н.Н. Слово о научно-технической революции. М.: Молодая гвардия», 1978. (2е изд. 1985).

5. Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. М.: Мол. гвардия, 1984.

6. Моисеев Н.Н. Социализм и информатика. М.: Политиздат, 1988.

7. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Мол. гвардия, 1988.

8. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.

9. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992.

10. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / сост. В.С. Неаполитанская, А.А.Косоруков, И.Н.Нестерова. М.: Наука, 1989. 261с.

11. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: ИздАТ, 1993. 192 с.

12. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200с.

13. См.: Степанов С.А. Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н.Н. Моисеева (Попытка систематизации и структуризации). М.: Изд-во МНЭПУ, 2011. С.123.

14. Петров А.А. Никита Николаевич Моисеев - судьба страны в судьбе ученого. М.: АНО «Журнал «Экология и жизнь, 2011. 152 с.

15. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 272с.

СТЕПАНОВ СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных наук Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ), руководитель Научной экологической школы имени академика Н.Н. Моисеева, заместитель руководителя отделения экологии Научно-консультативного Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России ([email protected])

STEPANOV, STANISLAV A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Humanities, International Independent Ecological and Political Science University (MNEPU Academy), Head of the Environmental Science School named after Academician N.N. Moiseyev, Deputy Head of the department of ecology of the Scientific Advisory Board of the Parliamentary Assembly of the Belarus-Russia Union State

УДК 7.01:176.7

БУЗСКИЙ М.П.

ЭКОФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Ключевые слова: художественно-культурная коммуникация, антропоцентризм, искусство, субъективное, объективное, природа, опосредования, технологизм, реализм, конструктивизм, модернизм, экофилософия.

Раскрывая ведущую тенденцию европейского искусства ХХ века, которая выражает его переход от реализма к конструктивизму, получившему свое высшее выражение в искусстве модерна, автор выявляет проблему сохранения художественно-культурной коммуникации между произведением и зрителем, вызванную возросшей субъективностью, отходом от воспроизведения в искусстве внешней среды. Развитие художественной культуры на основе экофилософской картины мира позволяет восстановить коммуникационную функцию искусства, раскрыть смысл принципа гармонизации взаимодействия человека, общества и природы.

BUZSKY, M.P.

ECOPHYLOSOPHICAL BASIS OF ART-CULTURAL COMMUNICATION

Keywords: art-cultural communication, anthropocentrism, art, subjective, objective, nature, mediation, technologism, realism, constructivism, modernism, ecophilosophy.

Revealing the leading trend of European art of the XX century, which expresses its transition from realism to constructivism in the modern art, the author considers the problem of preservation of art-cultural communication between the artwork and the viewer. This problem was caused by the increased subjectivity and by the environment rejecting in art space. The development of artistic culture based on ecophilosophical worldview allows a viewer to recover the communication function of art and to reveal the meaning of the harmonization principle in the interaction between a human, society and nature.

Одним из важных достижений философии нового времени, включая ее современный этап, стало выявление тех опосредований, которые в содержании общественно-исторического процесса позволяют людям взаимодействовать со средой, постигать и изменять условия своего существования. Освоение таких опосредований - норм поведения, традиций, культурной символики, профессиональных знаний - основное условие вхождения индивидов в процессы коммуникации, как и обеспечение процесса социализации личности, формирования отношений партнерства, включение в диалог и т.д. Но если в пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.