formation of the intellectual experience of the student, as well as develops the ability to process and analyze information flows.
Since the effectiveness of teaching geography directly depends on the quality of the student's cognitive activity, innovative technologies are used in the educational system for its activation and comprehensive development. Modern, active geography classes stimulate the cognitive interest of students, give them the opportunity to develop skills in cognitive search, improve their creative potential and initiate the development of creative activity.
In order to effectively implement innovative approaches to learning, the teacher must have the skills of organizing and using innovative technologies, not the methodology. At the same time, due to the possibility of innovative resistance, the task of revealing the importance and subsequent popularization of innovation in the teaching staff falls on the shoulders of the head of the educational institution.
References
1) Potashnik M. M. Lesson of the XXI century/ M. M. Potashnik. - Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2010. -143 p.
2) Khutorskoy A.V. Pedagogy. Textbook for universities. Standard of the third generation/A.V. Khutorskoy-St. Petersburg: Peter, 2019 - - 608 p.
3) Pugacheva N. B., Suddenkova N. V., Tatarinova I. P. Essential characteristics of the innovative educational environment//Economic and humanitarian studies of the regions. 2012. - No. 1. -pp. 64-71.
4) Pugacheva N. B., Mukhametzyanova F. Sh., Terenina Yu. Yu. Pedagogical assessment of the quality of educational and methodological support for educational programs of secondary vocational education on the basis of a modular competence approach //Professional education in Russia and abroad. 2011. - No. 3. - pp. 72-76.
5) Zagvyazinsky V. I. Pedagogical innovation: problems of strategy and tactics: monograph/V. I. Zagvyazinsky, T. A. Strokova. - Tyumen: Publishing house of TSU, 2011. - 215 p.
6) Lazarev V. S., Martirosyan B. P. Pedagogical innovation//Pedagogy. 2004. - No. 4. - pp. 58-60.
МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОКАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГОВ РОССИИ
Павлова Наталия Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент МГИМимени А.Г. Шнитке г. Москва
METHODOLOGICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS FOR TRAINING VOCAL
TEACHERS OF RUSSIA
Pavlova Natalia Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, ssociate Professor MGIM named after A.G. Schnittke, Moscow
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.1.68.446
АННОТАЦИЯ
В настоящее время вокальная педагогика претерпевает кризис, поскольку не обладает объективными критериями и показателями для сохранения традиций русского вокального исполнительства. В статье представлены необходимые методико-теоретические сведения для подготовки вокальных педагогов на современном этапе развития российского образования.
ABSTRACT
Currently, vocal pedagogy is undergoing a crisis, since it does not have objective criteria and indicators for preserving the traditions of Russian vocal performance. The article presents the necessary methodological and theoretical information for the training of vocal teachers at the modern stage of the development of Russian education.
Ключевые слова: вокальная методика, педагог, пение, педагогическая наука, вокально-исполнительская деятельность
Keywords: vocal technique, teacher, singing, pedagogical science, vocal and performing activities
Методико-теоретические основы являются составной частью педагогической науки на современном этапе развития образования России.
Подготовка вокальных педагогов является первоочередной задачей образования для сохранения национальных традиций русской вокальной школы. Сегодня назрела необходимость
в развитии научного потенциала и расширении кругозора молодых специалистов, на основе которых могли бы объективно оцениваться явления, связанные с голосообразованием и формированием специалиста вокально-исполнительской деятельности (певца или педагога).
Усвоение научных знаний о голосе и работе голосового аппарата, о закономерностях работы организма человека в целом, является совершенно необходимыми для методико-теоретической основы подготовки вокальных педагогов. Эти знания дают стартовые позиции, которые позволяют объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.
Методико-теоретические знания кажутся довольно сложными и далекими от вокально-исполнительской деятельности. Однако лишь приобщение к теоретическим знаниям и знаниям вокально-методической науки позволят дать обоснованные ответы на вопросы практики, осветить то, что непонятно или спорно.
Многие педагоги по вокалу настаивают на том, что вокально-педагогическая деятельность является делом только практиков-исполнителей, называя себя педагогами-практиками, которые много лет пропели на сцене и способны передать свой творческий опыт молодым певцам, но на самом деле они не хотят усвоить то, что к настоящему время освоила и систематизировала наука о голосе. Многие вокальные педагоги позволяют себе оставаться теоретически безграмотными и не хотят идти дальше того узкого личного опыта, которым они обладают. Для таких специалистов всё, что находится за пределами их личного опыта, всегда будет не понятным и сложным, а, следовательно, не правильным и ложным [1].
На современном этапе развития науки вокальный педагог должен не только владеть необходимым минимумом методико-
теоретических знаний и знаний о физиологических явлениях голосообразовании, которые объяснены современной вокальной методикой, но и мыслить на стыке нескольких наук (педагогика, психология, физиология, физика, химия, акустика и пр.).
Только комплексные методико-теоретические знания позволят разобраться в том, что в вокальной педагогике рационально, а что не целесообразно; что есть главное, а что становится второстепенным; что является причиной, а что будет следствием. Только методико-теоретические знания дадут ответ на вопрос: почему применяя различные подходы и методы в воспитании молодых певцов можно прийти к единой цели? Каждому вокальному педагог необходимо учитывать индивидуальность своего ученика для понимания явлений, с которыми придётся имеет дело, и в каком направлении продуктивнее искать ответы на возникающие вопросы.
Научно-технический прогресс не стоит на месте. Педагоги-практики редко успевают следить за прогрессом науки, являющейся компонентом вокально-педагогической деятельности,
объединяющей ряд смежных дисциплин. На современном этапе развития образования представляется важным по возможности уменьшить разрыв между тем, что знает вокальная
педагогика о голосообразовании, и тем, что знают и умеют применять педагоги-практики.
Таким образом на сегодня является важным моментом подготовка вокальных педагогов, владеющих умениями и навыками исполнительской деятельности, и методико-теоретическими знаниями, которые станут базой в освоении научной литературы.
Основу подготовки вокальных педагогов России новой формации должны составлять:
- музыкальные знания (сольфеджио, музыкальная литература, история вокального исполнительства, гармония, история музыкального театра и пр.);
- музыкальные знания, умения и навыки, способствующие освоению музыкальных законов и традиций вокального исполнительства, усвоению вокально-эстетических норм и расширению кругозора и пр. [2];
- знания о работе голосового аппарата в пении (дыхание, гортань, артикуляционный аппарат и т.д.);
- адаптированные научные знания по акустике, физиологии, психологии и пр., представляющие собой систематическое изложение основных данных применяемых в вокально-исполнительской деятельности [4];
- взаимосвязь адаптированных научных знаний и практических умений по фонетике и фонации на русском и иностранном языке [3];
- знания, умения и навыки необходимые для совершенствования собственной научной деятельности (написание статей, учебно-методических пособий, монографий и пр.);
- знания, умения и навыки необходимые для работы над исправлением различного рода голосовых недостатков и для работы над развитием различных видов вокальной техники;
- умения и навыки вокально-исполнительской деятельности и вокально-сценического процесса в целом.
Список литературы:
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики: учеб. пособие для муз. вузов / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 368 с.
Емельянова И.Н. Идея самореализации личности в условиях профилизации обучения / И.Н. Емельянова // Проблемы педагогической инноватики. Профильное образование: материалы VIII региональной науч.-практ. конф. - Ч. 1. -Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2004. - С. 44-46.
Жинкин, Н.И. Язык, речь, творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
Павлова Н.В. Influence of the thought Process on the Emotional Component of the Performing Activity of a Music Institution Student. - International Journal of Psychosocial Rehabilitation, март, 2020. - V. 24- L. 5. - pp. 880-891. doi:
10.37200/ISPR/V2415/PR201759. URL:
https://www.psychosocial.com/article/PR201759/1651 8/