Научная статья на тему 'Методики составления бизнес-плана как инструмента эффективного планирования инвестиционной деятельности предприятия'

Методики составления бизнес-плана как инструмента эффективного планирования инвестиционной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1539
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ / МЕТОДИКА "UNIDO" / МЕТОДИКА "TACIS" / МЕТОДИКА "КРМG"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Д.Д., Акулинин Ф.В.

В статье описаны особенности методик составления бизнес-планов инвестиционных проектов, рассмотрены структуры бизнес-планов согласно требованиям трех методик. Методика «UNIDO» United Nations Industrial Development Organization, предложенная Организацией Объединенных наций по промышленному развитию, рассматривает бизнес-план как возможность получения инвестиций, в том числе и международных. Производится оценка как деятельности самого предприятия, так и отрасли в целом. Методика «TACIS» Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States техническая помощь Содружеству Независимых Государств (СНГ) особое внимание уделяет поддержанию инициативы партнёрских стран, связанное с развитием общества в условиях политической свободы и экономического процветания. Составление бизнес-плана по методике международной консалтинговой компании KPMG ориентировано не на потенциальных инвесторов, а на менеджмент компании, а структура бизнес-плана нацелена на отражение информации и аналитики, разработанной в разрезе интересов руководства предприятия и его сотрудников. Проведён сравнительный анализ укрупненных блоков содержания стандартов содержания бизнес-планов, а также предложена авторская развернутая рекомендательная структура и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики составления бизнес-плана как инструмента эффективного планирования инвестиционной деятельности предприятия»

Методики составления бизнес-плана как инструмента эффективного планирования инвестиционной деятельности предприятия

со £

Б

а

2 ©

Борисова Дарья Дмитриевна,

студентка факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», borisovader@gmail.com

Акулинин Фёдор Владимирович,

к.э.н., доцент кафедры организационно-управленческих инноваций

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», akulininf@yandex.ru

В статье описаны особенности методик составления бизнес-планов инвестиционных проектов, рассмотрены структуры бизнес-планов согласно требованиям трех методик. Методика «UNIDO» - United Nations Industrial Development Organization, предложенная Организацией Объединенных наций по промышленному развитию, рассматривает бизнес-план как возможность получения инвестиций, в том числе и международных. Производится оценка как деятельности самого предприятия, так и отрасли в целом. Методика «TACIS» - Technical ASsistance for the Commonwealth of Independent States - техническая помощь Содружеству Независимых Государств (СНГ) особое внимание уделяет поддержанию инициативы партнёрских стран, связанное с развитием общества в условиях политической свободы и экономического процветания. Составление бизнес-плана по методике международной консалтинговой компании KPMG ориентировано не на потенциальных инвесторов, а на менеджмент компании, а структура бизнес-плана нацелена на отражение информации и аналитики, разработанной в разрезе интересов руководства предприятия и его сотрудников. Проведён сравнительный анализ укрупненных блоков содержания стандартов содержания бизнес-планов, а также предложена авторская развернутая рекомендательная структура и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта. Ключевые слова: бизнес-план инвестиционного проекта, методики составления бизнес-планов, методика «UNIDo», методика «TACIS», методика «KPMG».

Бизнес-план инвестиционного проекта - это основной документ, который разрабатывается и предоставляется инвестору по реальному инвестиционному проекту. В таком документе в сжатой форме, установленной различными методиками, описывается бизнес-модель проекта, а также финансовые показатели, связанные с его дальнейшей реализацией. Объектом данного бизнес-плана является инвестиционный проект. Предметом могут стать: оценка идеи, обоснование возможности получения внешнего финансирования, анализ прибыльности и выявление рисков, поиск партнёров и т. д.

Разработка модели бизнес-плана является важным этапом бизнес-планирования. На протяжении последних лет существует множество различных мнений относительно последовательности, а также содержания этапов формирования инвестиционного бизнес-плана. Важно знать, что структура бизнес-плана законодательно не закреплена, а также не имеет ГОСТов, именно поэтому, каждое предприятие разрабатывает наиболее подходящую для своей компании структуру бизнес-плана, которая отвечает их целям и задачам. [1, С.37-42]

Исследуя уже существующие методики по разработке инвестиционных бизнес-планов, следует отметить особую важность зарубежных методик. Наиболее известными методиками в теоретических и практических аспектах инвестиционного менеджмента являются [4, С.72-75]:

1. Методика «UNIDO» - United Nations Industrial Development Organization. Предложена Организацией Объединенных наций по промышленному развитию.

2. Методика «TACIS» - Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - техническая помощь Содружеству Независимых Государств (СНГ).

3. Методика международной консалтинговой компании KPMG.

Рассмотрим более подробно методики бизнес-планирования и проведем сравнительные характеристики в таблице 1.

Методика UNIDO представляет собой один из самых сбалансированных стандартов бизнес-планирования. Бизнес-план от UNIDO включает в себя описание отрасли, предприятия и продукта, стратегию продвижения и план производства данного продукта, предполагаемую организационную структуру компании и прогноз основных финансовых показателей, а также описание главных рисков проекта. При этом основной упор делается на разработку анализа рынка, разработку маркетинговой стратегии компании и производственный план, в том числе проработку прогнозных показателей структуры затрат. Структура инвестиционного проекта методикой «UNIDO» представлена в таблице 2 [3, С.27]. Методика «UNIDO» приравнивается к международному стандарту формирования бизнес-планов, именно поэтому она так важна и востребована среди российских инвесторов и разработчиков инвестиционных бизнес-планов.

Следующим стандартом бизнес-планирования является методическое пособие, разработанное в рамках проекта TACIS Европейским Союзом для стран СНГ. Целью данной методики является поддержание инициативы партнёрских стран, связанное с развитием общества в условиях политической свободы и экономического процветания [5, С.2]. Как правило, бизнес-план TACIS запрашивают в основном институциональные инвесторы. Структура инвестиционного проекта методикой «TASIC» представлена в таблице 2.

Особое внимание в аспекте изучения методик бизнес-планирования следует уделить методике компании KPMG. Компания KPMG - это международная сеть фирм, предоставляющих профессиональные услуги по аудиту, консультированию и налогам. Написание и составление бизнес-плана по этой методологии ориентировано не на потенциальных инвесторов, а на менеджмент компании, а структура бизнес-плана нацелена на отражении информации и аналитики и разработанной в разрезе интере-

сов руководства предприятия и его сотрудников. Особое внимание уделяется организационным вопросам, макроэкономическим и микроэкономическим анализам, а также маркетинговому плану. Методика бизнес-планирования от KPMG носит рекомендательный характер ввиду того, что KPMG не является инвестиционной компанией и не инвестирует в бизнес-проекты. Компания помогает в разработке бизнес-планов, призванных привлечь инвестиции на выгодных условиях, и, таким образом, находится на стороне продажи. Следует отметить, что ключевую роль в бизнес-плане по стандартам KPMG занимает выручка, которая зависит от продаж. На анализ отрасли и тар-гетирование целевой аудитории, описание продуктов и предполагаемой стратегии продвижения приходится практически половина рекомендуемой структуры документа. Структура инвестиционного проекта по этой методике представлена в таблице 2.

Изначально кажется, что между данными стандартами отсутствуют существенные различия в структурах бизнес-плана, однако довольно часто один и тот же раздел бизнес-плана в различных методиках имеет различное значение и содержание. Для наиболее конкретного обнаружения различий между методиками составления бизнес-плана необходимо провести анализ и сравнить их содержания по уже укрупненным блокам (табл.3):

Сравнив разделы трех методик составления бизнес-плана можно сделать вывод о том, схожие на первый взгляд стандарты обладают значимыми различиями. Так, в методике KPMG отсутствует раздел «Стратегия маркетинга» как таковой, хотя его элементы содержатся в разделе «Обзор рынка» (блоки «анализ покупателей», «жизненный цикл отрасли»). Составляющие маркетинг-микса, как часть тактического плана компании содержатся в разделе «Резюме» - блоки «характеристика будущей продукции», «формирование цены на продукцию», «реализация продукции», что, на наш взгляд, представляется некорректным и несоответвующим. Кроме того, нет пояснения данных блоков в части распределения и продвижения продукции. Отметим и то, что внимание показателям эффективности проекта уделяется крайне мало, а экологическая информация, производственный план, план снабжения, описание предприятия практически отсутствует.

В стандарте UNIDO не указаны такие блоки, как: «Гарантии и обеспечения» и

Таблица 1

Методики формирования инвестиционного бизнес-плана: «UNIDO», «TACIS», «KPMG» и их сравнительная характеристика Составлено автором.

Аб брони ату pa методики Автор методики Сфера деятельности организации, предложившей методику: Сущность

«UNIDO» Организация Объедииенны X наций ПО развитию промышленно ста Инвестиционное сотрудничество как в рамках одной страны, так и е привлечением иностранн ых инвесторов Бизнес-план направлен на получение инвестиций, в том числе и между н а роди Ы X. Производится Оценка как деятельности самого предприятия, так и отрасли в целом (для этого выделен отдельный раздел)

«TACIS» Европейский Союзом для стран СНГ Основное напра плен нерабоча непосредственно с предприятиями СНГ но их развитию Особое ш [имание уделяется сельскохозяйственным предприятиям. Методика адаптирована под российские условия.

«KPMG» Между на роди а я сетью консалтингов ых компаний КРМО Консультационные, аудиторские и другие видь) услуг но нсему миру Ьизнес-план ориентирован на менеджмент фирмы. Бизнес- план нацелен на предоставление информации в разрезе интересов руководства предприятия и еш сотрудников.

Таблица 2

Сравнение структур бизнес-планов согласно требованиям «UNIDO», «TACIS», «KPMG» Составлено по: [3, С.27].

№ UNIDO TACIS KPMG

1 Титульный лист Титульный лист Титульный лист

2 Резюме Ресламентнрование прав автора на данный материал Меморандум о eco н фиде нциальносги

3 Предыстория и основная идея проекта Бизнес и его общая стратегия Резюме

4 Анализ целевого рынка и стратегия маркетинга Мар кети и твы й анализ и маркетинговая стратегия Общая информация о проекте

5 Сырье и материалы Производство и эксплуатация Обзор рынка

6 Место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка Управление и процесс принятии решений Организационная структу ра проекта

7 Инженерное проектирование и технология Финансы Финансовые прогнозы

8 Организация производства и накладные расходы Факторы риска Анализ рисков и пути снижения

9 Человеческие ресурсы Приложения Анализ преимуществ, недостатков, возможностей и угроз (SWOT)

10 Финансовая оценка Приложения

11 Анализ экономической рентабельное™

Таблица 3

Сравнительный анализ укрупненных блоков содержания стандартов составления бизнес-плана Источник: [2,С.432]

п/п Укрупненный блок содержания Стандарт

1ЖГОО ТАС15 КРМО

I 2 3 4 5

I Резюме + 1 1

2 Описание предприятия + + -

3 Описание отрасли 1 \ 1

4 Описание продукции + + +

5 Маркетинговая стратегия и комплекс маркетинга + + +/-

6 План снабжения + - -

7 План сбыта 1 - 1

Производственный план 1 \ -

9 Организационный план 1 \ 1

10 1 ¡рогнозная финансовая отчетность 1 \ 1

11 Показатели эффективности проекта + + +/-

12 Лначиз чувствительности 1 \ 1

13 Гарантии и обеспечения - - +

14 вУ/ОТ-анализ - + +

15 Экологическая информация + - -

сч со £

Б

а

2 о

<^0Т-анализ». Указанные недостатки, впрочем, существенно не сказываются на полноте данных раздела и могут быть обусловлены неточностью перевода.

В методике ТАС1Э отсутствует план снабжения, план сбыта, гарантии и обеспечения, а также экологическая информация.

Следует заметить, что вышеописанные методики бизнес-планирования являются базовыми схемами, состоящие из определенных разделов, которые нужно предусмотреть при написании бизнес-плана инвестиционного проекта. Кроме того, в них лишь задается логика и структура представления информации по инвестиционному проекту.

Таким образом, в соответствии с постановкой задач к бизнес-плану могут предъявляться весьма различные требования по структуре, наполнению и даже речи. Отметим и то, что, ввиду необходимости наличия в бизнес-плане всех перечисленных в табл. 3 укрупненных блоков содержания, каждая из указанных методик имеет потенциал для усовершенствования.

Анализ данных стандартов позволяет предложить следующую разработанную структуру и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта, которая может выглядеть следующим образом:

1. Титульный лист

2. Резюме проекта

3. Продукция проекта

4. Отраслевой анализ

5. Анализ рынка

6. План маркетинга

7. Производственный план

8. Организационный план

9. Финансовый план

10. Анализ рисков проекта

11. Приложения

Рассмотрим более подробно содержание, разделы, а также характеристики для составления и написания текста бизнес-плана инвестиционного предприятия.

1. Титульный лист

Составные части:

1) Полное название предприятия;

2) Адрес;

3) Назначение бизнес-плана (для учреждения предприятия, для перепрофилирования предприятия, для получения кредита и т.д.);

4) Фамилию, Имя и Отчество разработчика (разработчиков);

5) Его (их) координаты.

2. Резюме проекта

В резюме бизнес-плана необходимо дать краткое описание деятельности и перспективных целей предприятия.

Составные части:

1) Основная цель данного проекта;

2) Продукция (услуги) проекта;

3) Временные рамки и ограничения проекта;

4) Краткая финансовая характеристика проекта.

3. Продукция проекта (Существо проекта, Описание проекта)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В разделе «Продукция проекта» следует дать описание идеи и предметной области проекта.

Составные части:

1) Главная цель и существо проекта;

2) Описание проектных продуктов;

3) Наличие или необходимость получения разрешений и лицензий;

4) Социальный эффект проекта (улучшение условий жизни, новые рабочие места и т.д.);

5) Экологический аспект проекта (если такой имеется).

4. Анализ отрасли (анализ деловой практики)

Анализ отрасли позволяет выявить возможные альтернативы (технологические, технические, организационные и др.), провести их анализ, оценить реалистичность последующих расчётов.

Составные части:

1) Определение отрасли, в которой будет функционировать проект;

2) Стадия жизненного цикла отрасли

3) Новшества, изменения, а также тенденции в отрасли;

4) Традиционные и новые типы организации (форматы) бизнеса в отрасли, их преимущества и недостатки. Факторы, влияющие на выбор формата бизнеса;

5) Ключевые вопросы, которые необходимо решать при создании бизнеса;

6) Отраслевые технико-экономические пропорции и показатели.

5. Анализ рынка

В данном разделе даётся описание внешней среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность, а также формируется прогноз наиболее вероятных изменений ключевых параметров этой среды.

Составные части:

1) Определение и описание целевых аудиторий;

2) Анализ целевого сегмента;

3) Конкурентный анализ, выявление их сильных и слабых сторон, наиболее успешные маркетинговые решения;

4) Прогноз и обоснование объёма продаж в натуральном выражении.

6. План маркетинга

План маркетинга определяет цели предприятия в отношении развития сбыта продукции/услуг, а также формирует перечень необходимых мероприятий по их достижению.

Составные части:

1) Э\ЮТ-анализ;

2) Стратегия проекта;

3) Ценообразование для каждого продукта;

4) Продвижение продукции и реклама;

5) Распространение продукции.

7. Производственный план

В данной части описываются все производственные и другие рабочие процес-

сы фирмы, осуществляя которые, компании непосредственно создают продукт или предоставляет услугу.

1) Обоснование местоположения;

2) Технические и строительные решения;

3) Необходимость проведения научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок;

4) Необходимость в производственных площадях, рассмотрение возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;

5) Производственный процесс. Список основных производственных операций, их складированию, хранению и доставке;

6) Структура и спецификация необходимого оборудования, рассмотрение возможности лизинга;

7) Производственное сотрудничество, работа с подрядчиками;

8) Предоставить перечень всех ресурсов и материалов, указать названия фирм-поставщиков, их местоположение и ориентировочные цены;

9) План поставок (описание предмета поставок, график поставок, оценка стоимости поставок);

10) Производственный план в абсолютном выражении. Возможности наращивания (сокращения) объёмов выпуска;

11) Методы контроля качества на предприятии;

12) Список должностей с указанием числа сотрудников по каждой должности и их заработной платы;

13) Накладные расходы;

14) Оценка себестоимости продукции.

8. Организационный план

Организационный план помогает определить организационные и юридические подходы к созданию и функционированию бизнеса и взаимодействию участников.

Составные части:

1) Участники проекта;

2) Система мотивации участников;

3) Возможная схема взаимодействия участников. Информация о ключевых управляющих фигурах в проекте;

4) Организационная структура и система управления проектом;

5) Календарный план реализации проекта;

6) План по персоналу;

9. Финансовый план

Финансовый план основан на построении денежных потоков проекта, оценки его эффективности, расчёте схем финансирования.

Составные части:

1) Описание допущений и предположений (пошлины, налоги, темп инфляции, льготы, размер рабочего капитала, финансирование, оплата материалов, и готовой продукции, метод амортизации ОС и т.д.)

2) Прогнозный отчёт о движении денежных средств;

3) Прогнозный отчет о финансовых результатах;

4) Прогнозный бухгалтерский баланс;

5) Оценка финансового состояния предприятия;

6) Обоснование выбора метода дисконтирования будущих денежных потоков и расчет ставки дисконтирования;

7) Расчет показателей эффективности проекта;

8) Разработка методов финансирования (объемы, виды, источники и условия получения) и обслуживания проектных обязательств (выплата дивидендов, процентов, лизинговые платежи и т.д.).

10. Анализ рисков проекта

Анализ рисков проекта помогает понять, что может пойти вразрез с планами, какой ущерб - это может причинить и что нужно делать для предотвращения и минимизации рисков.

Составные части:

1) Причинно-следственный анализ рисков (возможные неблагоприятные события, факторы и источники влияния, возможные антирисковые мероприятия);

2) Анализ чувствительности проекта (графики, таблицы, выводы и рекомендации);

3) Сценарный анализ проекта;

4) Обеспечение и гарантии кредиторам и инвесторам.

11. Приложения

Приложения могут включать в себя технические, регистрационные документы, отчеты, свидетельства, патенты, расчетные таблицы, схемы, чертежи, калькуляцию, экологическую информацию, гарантии и обеспечения и другие материалы.

Особенность традиционных методик составления бизнес-планов в том, что они были разработаны для промышленных компаний в эпоху интенсивной индустриализации общества. Сегодня необходимо помнить о том, что специфику компании нужно учитывать при составлении бизнес-плана, а так же в финансовых расчетах при прогнозировании формируемых денежных потоков. В современных высокотехнологичных компаниях всё более высокой становится доля нематериальных активов, которые играют важную роль в рыночной капитализа-

ции компании. Этот фактор должен быть учтен при составлении бизнес-плана инвестиционного проекта, где обязательно должна отражаться составляющая НИОКР, включая особенности формирования денежных потоков по этому этапу бизнес-плана, оценки рисков и итоговой эффективности проекта в целом. Особенно актуально это в период стратегических изменений и перехода к цифровой экономике.

В настоящее время нематериальные активы (строка 1110 бухгалтерского баланса) компаний в сфере телекоммуникаций и информационных технологий по общему объему перегоняют многие компании сырьевого сектора, несмотря на схожий уровень рыночной капитализации. Так, нематериальные активы компании МТС за 9 месяцев 2017 года составили 12132 млн. руб., у компании Яндекс - 5023 млн. руб. за 2017 год.

Что касается оборотных активов, то у промышленных компаний сравнительно более высокий уровень запасов (строка 1210 бухгалтерского баланса) и налога на добавленную стоимость по приобретённым ценностям (строка 1220 бухгалтерского баланса). Это связано, в первую очередь, со сферой деятельности. Данная строка формируется за счет строительства либо покупки основных средств и приобретения товарно-материальных ценностей, в том числе сырья, материалов, полуфабрикатов и прочих производственных запасов, предназначенных для изготовления готовой продукции и её дальнейшей реализации. В сфере услуг, как правило, этот показатель ниже. По разделу Пассивы можно отметить высокий объем уставного капитала (строка 1310 бухгалтерского баланса) у компаний, работающих в сфере промышленного производства.

В качестве примера приведем отчетность компаний из различных сфер деятельности.

Приведенные данные бухгалтерской отчетности подтверждают наше предположение о специфике структуры баланса в зависимости от вида деятельности предприятия. Это говорит о том, что при формировании бизнес-плана необходимо делать акцент на той или иной его составляющей.

Характерный для методик UNIDO и TACIS производственный план может быть представлен в усеченном виде, если проект не предполагает производства, например, интернет-сервисы по продаже товаров и услуг или банковская деятельность. То же самое может касаться и

О

ю i

*

со 2

Таблица 4

Данные бухгалтерского баланса по РСБУ (тыс. руб.)

11110 - нематериальные активы; 1210 - запасы; 1220 - НДС по приобретённым ценностям; 1310 ■ уставной капитал.

9 мес, 2017 12 мсс. 2016

\Квд 1М|>->КИ Компания 1110 1210 1220 1310 1110 1210 1220 1310

МТС 12132243 373433 4435444 19983S 49978049 504529 3710771 199838

Мегафон 1609000 2507000 1468000 62000 1007000 2019000 631000 62000

ILTMK 1119154 46989951 1776932 5993227 807061 53201748 6486168 5993227

ммк 427000 36757000 3868000 11174000 409000 37216000 3416000 111740т

сч со £

плана по экологии, что актуально для промышленных предприятий, для сельскохозяйственных организаций. С другой стороны, компаниям, работающим в сфере услуг, массовых коммуникаций, информационных технологий важно идти в ногу со временем, а порой и опережая его. Здесь наибольшее внимание должно быть уделено таким разделам бизнес-плана, как отраслевой анализ, анализ рынка и план маркетинга.

Таким образом, классификация бизнес-планов может осуществляться по множеству признаков: по объектам бизнеса, по преследуемым целям, по типу, классу и масштабам и т.д. Основное различие между методиками обусловлено, в первую очередь, спецификой деятельности организации объекта бизнес-плана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что все стандарты построения и написания бизнес-планов различных методологий носят рекомендательный характер ввиду того, что каждый проект имеет свои индивидуальные цели и характеристики, а их полная стандартизация практически невозможна.

Независимо от вида проектируемого бизнес-плана, можно применить любую из существующих технологий его составления. Стоит отметить, что бизнес-планирование даёт возможность обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, а также возможность его реализации в действующих

рыночных условиях. Разработанный в соответствии с требованиями методики бизнес-планирования, включая специальные расчеты по всем разделам структуры, бизнес-план помогает определить будущие проблемы, понять насколько они преодолимы, и принять окончательное решение о реализации проекта.

Литература

1. Алешина И.Ф. Финансово-экономическое планирование: учебное пособие. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2012. С. 37-42.

2. Загорулько К.Л. Совершенствование отечественных и зарубежных стандартов бизнес-плана с учётом рыночного спроса. Тамбов: Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2010.№12(92).С. 429-435

3. Меерсон А.Ю., Смирнова Е.И. Прогнозирование предпринимательской деятельности: практикум. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», 2012. С.27

4. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие. М.: ПИТЕР, 2013. С. 72-75.

5. Яковлева Т.М. Сравнительный анализ методик составления бизнес-плана. М:Вестник науки и образования, 2017, Т. 1. № 6 (30). С. 52-55.

6. http://riarating.ru

7. http://stocks.investfunds.ru/

Methods of drawing up the business plan as the tool of effective planning of investment activity of the enterprise

Borisova D.D., Akulinin F.V.

REU of G.V. Plekhanov

The article describes the features of the methods of preparation of business plans of investment projects, considered the structure of business plans according to the requirements of the three methods. Methodology «UNIDO» -United Nations Industrial Development Organization, proposed by the United Nations industrial development organization, considers the business plan as an opportunity to receive investments, including international ones. The evaluation of the activities of the company and the industry as a whole. Technique «TACIS» -Technical Assistance for the Com - mon-wealth of Independent States-technical assistance to the Commonwealth of independent States (CIS) pays special attention to the maintenance of the initiative of partner countries associated with the development of society in conditions of political freedom and economic prosperity. Drawing up a business plan according to the methodology of KPMG international consulting company is focused not on potential investors, but on the management of the company, and the structure of the business plan is aimed at reflecting the information and policy developed in the context of the interests of the enterprise management and its employees. The comparative analysis of enlarged blocks of keeping standards of business plans maintenance is carried out, and also the AV-Torsky developed recommendatory structure and the maintenance of the business plan of the investment project is offered.

Keywords: business plan investment project the methodology for the business plans, methods «UNIDO», the technique of «TACIS», the method «KPMG».

References

1. Alyoshina I.F. Financial and economic planning:

manual. M.: FGBOU VPO of «REU of G.V. Plekhanov», 2012. Page 37-42.

2. Zagorulko K.L. Improvement of domestic and

foreign standards of the business plan taking into account market demand. Tambov: Bulletin of the Tambov university. Series: humanities. 2010.№12(92).C. 429-435

3. Meerson A.Yu., Smirnova E.I. Business activity

forecasting: practical work. M.: FGBOU VPO of «REU of G.V. Plekhanov», 2012. Page 27

4. Strekalova N.D. Business planning: manual. M.:

ST. PETERSBURG, 2013. Page 72-75.

5. Yakovleva T. M. The comparative analysis of

techniques of drawing up business - the plan. M:vestnik of science and education, 2017, T. 1. No. 6 (30). Page 52-55.

6. http://riarating.ru

7. http://stocks.investfunds.ru/

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.