Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИТЕРИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ДОКТРИНА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Ю.М.

В статье систематизированы методические подходы к оценке энергетической безопасности государства. Также проанализированы методики прогнозирования и оценки показателей национальной энергетической безопасности в Российской Федерации. Обосновано предложение по совершенствованию существующих методик оценки за счет включения более широкого перечня финансово-экономических показателей, характеризующих энергетическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

организации по управлению проектами, отдела корпоративного учета и ИТ-отдела. По мере того как процесс учета ИТ становится более «зрелым», он объединяет информацию о расходах из различных источников внутри организации, чтобы отразить фактические затраты и выгоды от данной услуги или реализованного товара.

Эффективное бюджетирование с помощью информационных технологий определяет все будущие расходы, связанные с конкретной услугой, операцией или клиентом за определенный период времени. Бюджетирование ИТ расходов сочетает в себе предыдущие обязательства, такие как регулярное обслуживание оборудования или программного обеспечения, и новые расходы, такие как дополнительный персонал для определения ресурсов для данной услуги или вида деятельности.

Бухгалтерский учет, составление бюджета и начисление платежей являются основными видами деятельности по управлению финансами с использованием ИТ. Используя результаты этих мероприятий, бюджетная или коммерческая организация может предпринять ряд мероприятий с добавленной стоимостью для улучшения обслуживания и снижения затрат.

По мере совершенствования методов учета и улучшения, используемых ИТ технологий, организация может использовать их для прогнозирования спроса на услуги и товары. Затем эта информация может быть использована для создания соответствующего потенциала в рамках процесса управления организацией. ГГ^ называет эту практику моделированием спроса, которое помогает гарантировать, что клиентам может быть предоставлен надлежащий уровень обслуживания.

Любой организации, которая использует бюджетирование на основе информационных технологий необходимо разработать стандартный процесс, который связывает данные в своей организации.

Чтобы связать эти электронные данные рекомендуется использовать финансовые знания в рамках своей собственной организации или обратиться к бухгалтерскому персоналу организации в целом для разработки списка ИТ-ресурсов для всей организации. Вместе они должны:

1. Установить общий формат сбора информации об ИТ-ресурсах. Формализовать организационную структуру обмена информацией между бизнес-подразделениями, бухгалтерией и ИТ-отделом.

2. Уточнить роли и обязанности по сбору и ведению информации о клиентах и услугах.

3. Автоматизировать сбор ИТ-ресурсов везде, где это возможно.

Дополнительной передовой практикой является интеграция информации с помощью приложения, которое объединяет информацию об активах, их использовании и учете в каждой отдельно взятой организации.

Список использованной литературы: 1. Райан Роберт, Радуха-Грейс Тим. Бизнес ИТ: Как улучшить обслуживание и снизить затраты [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.informit.com/store/business-of-it-how-to-improve-service-and-lower-costs-9780137000616?w_ptgrevartcl=IT+Financial+Management%3a+The+Business+ of+IT_1397671 (дата доступа: 25.10.2021 г.).

© Князев И.В., 2021

УДК 336.61

Козлова Ю. М.

магистрант 3 курса РТА, г. Люберцы, РФ

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье систематизированы методические подходы к оценке энергетической безопасности государства. Также проанализированы методики прогнозирования и оценки показателей национальной

энергетической безопасности в Российской Федерации.

Обосновано предложение по совершенствованию существующих методик оценки за счет включения более широкого перечня финансово-экономических показателей, характеризующих энергетическую безопасность.

Ключевые слова:

энергетическая безопасность государства, показатели энергетической безопасности, критерии энергетической безопасности, энергетическая стратегия, доктрина энергетической безопасности.

Энергетическая безопасность государства в современных условиях выходит на роль основополагающей компоненты национальной безопасности. Это обусловлено местом, которое занимают энергоресурсы в жизни современного общества. Именно поэтому обеспечение доступных энергоресурсов и бесперебойного доступа к ним для населения и субъектов хозяйствования включено в перечень Целей устойчивого развития ООН. Именно от уровня развития энергетической сферы зависит экономическое развитие страны, развитие социума, развитие науки и техники. Становление общества в новой социально-экономической парадигме Индустрия 4.0 представляется невозможным без обеспечения полной энергетической безопасности.

Именно обеспечение энергетической безопасности является ключевым условием поддержания как экономической безопасности страны, так и национальной безопасности в целом, чем и обусловлена актуальность проблематики данного исследования.

Вопросы энергетической безопасности как важнейшей компоненты национальной безопасности страны изучали такие российские ученые, как Алибаев Т.Л., Свидерская Н.Ю., Сергеев Н.Н., Шестопалов П.В. и другие [3 - 6]. Тем не менее, научных работ, в которых бы систематизировались методические подходы к оценке уровня энергетической безопасности на национальном уровне все еще не достаточно.

В Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации под энергетической безопасностью подразумевается состояние защищенности экономики и населения страны от рисков и угроз национальной безопасности, возникающих в энергетической сфере, которое обеспечивает соблюдение требований к энерго- и топливоснабжению потребителей в рамках, определенных нормативно-законодательной базой РФ, а также обеспечивает выполнение международных обязательств и экспортных контрактов РФ [1].

Для того чтобы обеспечить своевременное реагирование на угрозы, риски и вызовы энергетической безопасности, необходимым условием является функционирование системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния энергетической безопасности, что не представляется возможным без наличия системы показателей энергетической безопасности государства, а также оценочных критериев, сигнализирующих о повышении риска нарушения энергетической безопасности. Согласно Доктрине энергетической безопасности РФ, показатели энергетической безопасности и критерии оценки ее состояния определяются российским правительством [1].

Целевые значения показателей энергетической безопасности определены в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г. [2].

Показатели структурированы по стратегическим задачам, в частности, показателями достижения стратегических задач в области электроэнергетики выступают индекс средней продолжительности отключений электроэнергии, рассчитываемый по системе SAIDI, а также индекс средней частоты отключений электроснабжения, рассчитываемый по системе SAIFI.

В качестве показателей решения задачи роста эффективности атомной энергетики определен процент АЭС поколения «3+» и модернизированных действующих энергоблоков с продленным сроком эксплуатации от установленной мощности атомной генерации, а также установленная мощность реакторов на быстрых нейронах.

В области энергосбережения и энергоэффективности такими показателями выступают: коэффициент полезного использования попутного нефтяного газа, снижение удельного расхода ТЭР на собственные технологические потребности магистрального газотранспорта, удельный расход топливных ресурсов на отпуск электроэнергии, снижение удельного расхода электроэнергии на транспортировку

нефти и нефтепродуктов [2].

Кроме того, критериями оценки состояния энергетической безопасности могут выступать прогнозные показатели топливно-энергетического баланса страны. В Энергетической стратегии РФ до 2035 г. значения показателей топливно-энергетического баланса определены для двух сценариев: верхнего и нижнего.

Критерии для оценки энергетической безопасности государства определяются тем, какой из сценариев актуализируется. Метод сценарного анализа обеспечивает необходимую гибкость энергетической стратегии в условиях сложнопрогнозируемой динамики мирового энергорынка.

Необходимо отметить, что научно-обоснованная оценка энергетической безопасности страны требует обязательного учета финансово-экономической компоненты энергетической безопасности.

В качестве финансово-экономических показателей, характеризующих национальную энергетическую безопасность, можно указать показатели экономической эффективности топливно-энергетического комплекса, уровень задолженности населения и хозяйствующих субъектов за потребленные энергоресурсы, процент затрат на энергоресурсы в общей структуре потребления населения (а также процент таковых затрат в доходе граждан) - в среднем по стране и в региональном разрезе, экономию от внедрения мероприятий в сфере энергоэффективности и энергосбережения и т.д.

Без учета финансово-экономической компоненты энергетической безопасности существует риск роста задолженности за энергоресурсы, особенно в условиях, когда таковые поставляются на условиях оплаты постфактум (в частности, данный механизм широко используется в сфере оплаты коммунальных платежей в РФ). Это приводит к повышению риска роста дебиторской задолженности коммунальных предприятий, а, следовательно, приводит к росту кредиторской задолженности последних перед предприятиями-поставщиками энергоресурсов, что, в конечном итоге, снижает экономическую эффективность топливно-энергетического комплекса в целом.

Как отмечает Алибаев Т.Л., для адекватной оценки уровня энергетической безопасности необходимо исходить не только из уровня ресурсной обеспеченности (то есть обеспеченности сырьевыми, энергетическими, финансовыми и др. ресурсами), но и из уровня технологического развития. Именно использование инноваций в энергетической сфере определяет конкурентоспособность энергетической отрасли, ее соответствие целям сохранения окружающей среды, ее техногенную безопасность и т.д.

Важным моментом для оценки энергетической безопасности является энергетическая независимость страны. С этой точки зрения Россия обладает максимальным уровнем энергетической независимости, поскольку не зависит от поставок энергоресурсов со стороны других стран.

Таким образом, существующие методические подходы к оценке энергетической безопасности государства в Российской Федерации являются достаточно научно-обоснованными и всесторонними. Тем не менее, не все аспекты стратегического планирования уровня энергетической безопасности нашли отражение в текущей Энергетической стратегии РФ. В частности, большей детализации требуют финансово-экономические показатели энергетической безопасности государства.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2019 г. №216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72140884/ (дата обращения: 04.10.2021).

2. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/1026/119047 (дата обращения: 04.10.2021).

3. Алибаев Т.Л. Критерии и показатели уровня энергетической безопасности государства. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-urovnya-energeticheskoy-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 04.10.2021).

4. Свидерская Н.Ю. Энергетическая безопасность России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-bezopasnost-rossii (дата обращения: 04.10.2021).

5. Сергеев Н.Н. Формирование системы энергетической безопасности Российской Федерации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-energeticheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата

обращения: 04.10.2021).

6. Шестопалов П.В. Энергетическая безопасность как составляющая национальной безопасности государства. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/energeticheskaya-bezopasnost-kak-sostavlyayuschaya-natsionalnoy-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 04.10.2021).

© Козлова Ю.М., 2021

УДК 336.61

Козлова Ю.М.

магистрант 3 курса РТА, г. Люберцы, РФ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье предложен подход к повышению финансово-экономической безопасности страны на основе совершенствования ресурсного обеспечения финансово-экономической безопасности компаний, действующих в приоритетных секторах экономики. Уточнена дефиниция финансово-экономической безопасности. Систематизированы ключевые ресурсы обеспечения финансово-экономической безопасности.

Ключевые слова:

экономическая безопасность, финансово-экономическая безопасность, ресурсное обеспечение финансово-экономической безопасности, финансово-экономическая безопасность страны, отраслевая

финансово-экономическая безопасность, финансово-экономическая безопасность компании.

В современных социально-экономических системах особая роль отводится финансово-экономической безопасности, как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Обеспечение финансово-экономической безопасности является первоочередной задачей любого субъекта экономики, в противном случае утрачивается смысл любой экономической деятельности.

Финансово-экономическая безопасность страны определяется уровнем финансово-экономической безопасности составляющих национальной экономической системы: отдельных субъектов хозяйствования, кластеров, отраслей народного хозяйства. При этом обеспечение финансово-экономической безопасности является комплексной задачей, которая одновременно должна решаться на государственном уровне, на уровне отраслевых и региональных объединений, а также на уровне отдельных экономических субъектов. От функционирования этой многоконтурной системы зависит как обеспечение устойчивого развития государства, так и эффективность отраслевых промышленных комплексов, а также эффективность деятельности отдельных субъектов хозяйствования. Поэтому вопросы совершенствования ресурсного обеспечения финансово-экономической безопасности страны являются актуальными и своевременными.

Вопросы финансово-экономической безопасности РФ изучали такие российские ученые, как Бятова А.А., Елизарова В.В., Ермакова Э.Р., Косов М.Е. [3 - 6] и др. Тем не менее, работ, посвященных совершенствованию ресурсного обеспечения финансово-экономической безопасности страны в отраслевом разрезе все еще не достаточно.

В российской практике государственного управления закрепилась дефиниция «экономическая безопасность государства». В Указе Президента РФ №400 от 02.07.2021 г. «О Стратегии национальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.