Научная статья на тему 'Методики обучения огневой подготовке сотрудников ОВД на современном этапе'

Методики обучения огневой подготовке сотрудников ОВД на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1780
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Н. Сериков

В статье изложены основные методики обучения дисциплине «Огневая подготовка», используемые в силовых структурах на современном этапе, а также дается анализ и обоснованность применения методик пулевой и практической стрельбы (I.P.S.C.) в системе огневой подготовленности сотрудника ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Н. Сериков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern methods of teaching shooting to the law enforcement officers

The article deals with the basic modern teaching methods of shooting used in law enforcement organs. It analyzes the usage of bullet and practical shooting methods (I.P.S.C.) in the system of training of law enforcement officer.

Текст научной работы на тему «Методики обучения огневой подготовке сотрудников ОВД на современном этапе»

ВЕСТНИК

ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД

России

________________№ 4 (51) 2009______________

Учредитель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел

Российской Федерации»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций ПИ № ФС77-34220 от 21.11.2008 г. Издается с июня 1997 г.

Выходит четыре раза в год

Главный редактор

А.В. Чернов, д.ю.н., профессор

Зам. главного редактора

Н.Ю. Жигалов, к.ю.н., доцент

Редакционная коллегия:

Л.В. Аршинский, д.т.н.;

Н.Ю. Гольчевская, д.т.н., проф.;

А.В. Данеев, д.т.н., проф.;

С.Г. Загорьян, к.ю.н., доц.;

Н.С. Никитенко, к.ю.н., доц.;

А.А. Петрова, к.п.н., доц.;

A. Л. Репецкая, д.ю.н., проф.;

B. Е. Скляров, д.ю.н., проф.;

А.И. Скушникова, д.х.н., проф.;

И.В. Смолькова, д.ю.н., проф.;

Д.А. Степаненко, д.ю.н., проф.;

A. С. Степаненко, д. филос.н., проф.;

C. В. Сухов, к.ю.н., доц.;

Г.М. Тамбовцева, к.ю.н., доц.;

B. В. Черных, д.и.н., проф.;

В.П. Удилов, д.т.н., проф.;

Д.С. Сухов, отв. секр.

Адрес редакции:

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 110 тел. (3952) 41-02-15, факс: (3952) 41-02-15,

Телетайп: 231-333 «Дельта»

E-mail МСПД МВД России irkvshm@irg. mvd. ru E-mail Интернет: [email protected]

© ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2009

Подписано в печать 27.12.09. Формат 60x84/8 Усл. печ. л. 6,0 Тираж 1000 экз. Заказ № 41

♦ ♦

| СОДЕРЖАНИЕ :

: Актуальные вопросы деятельно- !

! сти органов внутренних дел ■

■ Грибунов О.П., Волошина Л.А. ■

■ Первоначальный этап расследования \

■ налоговых преступлений в сфере неисполнения ■

■ обязанностей налогового агента..... 3 ■

■ Сухачев И.Ю. О соотношении понятий ■

I “общественный порядок” и “общественная без- ■

■ опасность”......................... 8 ■

; Жмуров Д.В. Проблема сценарной агрессии ■

: у несовершеннолетних...............12 j

: Загайнова Ю.В. Влияние микросреды ■

: на преступное поведение лиц, привлекаемых : : к уголовной ответственности за преступления, : I связанные с незаконным оборотом оружия ... 18 : • Шашин Д.Г. О некоторых рекомендациях :

и ошибках при производстве осмотра места происшествия по уголовным делам о наруше-

нии авторских прав ................... 23

Гайдай М.К. Религия и ее влияние на осужденных......................... 28

Жигалов Н.Ю., Монин А.Г. Особенности разборки современных силовых пломбировочных устройств при исследовании узлов и деталей запирающего механизма.34

Организационно-научный и редакционно-издательский отдел

Воспоминания о войне

Лыхин В.В.....................................

Недельский И.И. ..............................

Седов И.П.....................................

Социально-гуманитарные проблемы деятельности

ОВД и ГПС

Васкина Е.А. К вопросу о разработке воспитательных целей в процессе

преподавания иностранного языка............................................ 87

Сериков С.Н. Методики обучения огневой подготовке сотрудников ОВД

на современном этапе....................................................... 91

Информация для авторов..................................................... 95

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО

ИНСТИТУТА МВД

РОССИИ

2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4(51)

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2009

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

4 (51) 2009

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ

ОВД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

С.Н. Сериков,

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки ФГОУ ВПО ВСИ МВД России

В статье изложены основные методики обучения дисциплине «Огневая подготовка», используемые в силовых структурах на современном этапе, а также дается анализ и обоснованность применения методик пулевой и практической стрельбы. (I.P.S.C.) в системе огневой подготовленности сотрудника ОВД.

The article deals with the basic modern teaching methods of shooting used in law enforcement organs. It analyzes the usage of bullet and practical shooting methods (I.P.S.C.) in the system of training of law enforcement officer*.

w

Serikov C.N. Modern methods of teaching shooting to the law enforcement officers.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

4 (51) 2009

Значительная часть повседневной оперативно-служебной деятельности в подразделениях органов внутренних дел осуществляется в условиях повышенного риска. Эта деятельность все чаще сопряжена с экстремальными ситуациями вооруженной борьбы с правонарушителями. По данным ДКО МВД России, в 2003-2005 гг. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 802 случая применения и использования табельного оружия сотрудниками ОВД1. В 2006 г. из-за непрофессиональных действий 81 сотрудник был смертельно ранен, 317 сотрудников (6,3 % от общего числа пострадавших) получили увечья различной тяжести2. В 2007 г. в результате непрофессиональных действий при охране общественного порядка 97 человек погибли, а 362 были ранены. Наибольшее число пострадавших отмечается среди сотрудников, участвовавших в задержании преступников, - 84 человека, при проверке документов- 28, при досмотре транспортных средств - 7 3.

Основными причинами таких тяжких последствий становятся тактически неграмотные действия во время задержания правонарушителей, грубейшие ошибки при обращении с табельным оружием.

Обучение приемам стрельбы в рамках огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов базируется на методиках подготовки стрелка-спортсмена, представляющих различные виды стрелкового спорта.

Относительно недавнее появление в России таких новых видов спортивной стрельбы, как практическая стрельба (I.P.S.C.), оборонная стрельба (I.D.P.A), стрельба на длинные ди-

станции (вармитинг, бенчрест) вновь вызывает споры о выборе методики для обучения сотрудников владению оружием. При этом явно прослеживаются две крайности: одна из них заключается в механическом выполнении упражнений курса стрельб, без серьезного методического обеспечения. В другом случае при организации огневой подготовки культивируется какое-нибудь узкое направление спортивных стрелковых дисциплин и забывается ряд кардинальных отличий приемов спортивной стрельбы от стрельбы боевой.

Сравним для примера два направления стрелкового спорта применительно к формированию навыков уверенного владения оружием: пулевая стрельба (как правило, спортивные пулевые упражнения, адаптированные к боевому оружию) и практическая стрельба.

Пулевая стрельба дает более осознанное понимание явления выстрела, сведений внутренней и внешней баллистики. Это - скрупулезная отработка элементов изготовки, наведения оружия на цель, прицеливания, тщательная обработка спуска курка с боевого взвода, контроль своего психологического состояния. Очень жесткие нормативы по габаритам попаданий.

Однако время на изготовку и производства выстрела, как правило, играет второстепенную роль даже в тех упражнениях, где это время ограничено. Дистанции стрельбы постоянны и не вполне соответствуют реальным случаям применения сотрудником оружия. Если в длинноствольном боевом оружии в определенной степени установленные дистанции (АК - 100 м, СВД 200 и 300 м) применимы, то для пистолета, как показывает практи-

ка, рабочие дистанции ограничены в основном несколькими метрами, а это означает, что время на стрельбу при гарантированном поражении жизненно важных зон мишеней будет определяющим. Принцип разделения мишени на габаритные зоны не соответствует представлениям раневой баллистики. Например, при выполнении упражнений по мишени № 4 (грудная фигура с кругами) попадание в «десятку» или «девятку» мишени существенно влияют на результат стрелка, а для проекции человеческой фигуры они по сути равнозначны.

В последние несколько лет широкое распространение в России получила практическая стрельба, она рекомендована к использованию в организации огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов и частных охранных структур, упражнения практической стрельбы включены в ведомственные курсы стрельб (ФСБ), а также в спартакиады различных ведомств. Плюсы очевидны - баланс точности, скорости и мощности. Жесткие требования безопасности, умение производить множественные точные выстрелы с переносом огня, стрелять в движении, быстро перезаряжать оружие, устранять задержки при стрельбе.

Вместе с тем надо помнить, что сегодня - это прежде всего красивый и зрелищный вид спорта с присущими ему условностями и допущениями. Удобное в спорте, но не всегда применимое в боевой ситуации снаряжение, максимально безопасная стартовая позиция, отход от тактических принципов поражения мишеней, использовании укрытий и т.п.

На практике мы видим, что некоторые специалисты огневой подготовки этот вид спорта представляют мгновенной панацеей в качестве мето-

дики огневой подготовки сотрудников. Предлагается построение сложных стрелковых упражнений игрового типа с длинными перемещениями, множественными выстрелами, заменами магазинов. Между тем во многих подразделениях не до конца знают методическую базу, понимают основные принципы этой стрельбы, в том числе относительно требований безопасности. Да и учебно-материальная база зачастую не соответствует предъявляемым требованиям - стрельбища, тиры, современные модели стрелкового оружия, необходимое количество боеприпасов. В итоге у некоторых ответственных за организацию и проведение огневой подготовки в подразделениях возникает непонимание, а затем и отторжение этого интересного вида спорта, из которого можно позаимствовать очень много полезного. Но заимствовать разумно и взвешенно. Отталкиваться нужно от базовых требований огневой подготовки, которые, на наш взгляд, должны включать:

- знание правил и мер безопасности, основ стрельбы, сведений из внутренней и внешней баллистики, материальной части оружия, боеприпасов и других основных положений «Наставления по стрелковому делу»;

- умение произвести технически правильный выстрел (правильное прицеливание, выбор района прицеливания, спуск курка с боевого взвода);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правильное размещение оружия и боеприпасов в снаряжении, умение мгновенно привести его в боевую готовность, выбор огневой позиции и использование укрытий;

- навыки быстрого перезаряжания (замены магазинов) и самостоятельное быстрое устранение возникающих задержек, которые никто не поможет устранить в реальной боевой обстановке;

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

6

- умение идентифицировать цель и мгновенно проводить юридическую оценку ситуации;

- выполнение упражнений курса стрельб (начальных, учебных и контрольных) в различных условиях (при слабом и достаточном освещении, на различных дистанциях), делая упор на умение в кратчайшее время изготовиться и произвести выстрел. Особое внимание следует уделять стрельбе на дистанциях ближнего боя, как наиболее опасного для сотрудника в огневом контакте. Для пистолета это дистанция от 0 до 5-7 м, для автомата и винтовки от 0 до 30-40 м. Также в обязательном порядке необходимо отрабатывать стрельбу без визуального контроля прицельных приспособлений (интуитивная стрельба).

Только после освоения этой стрелковой базы следует отрабатывать более сложные задачи.

Все вышеизложенное дает основания полагать, что в подразделениях

и учебных заведениях силовых структур необходимо всецело развивать различные виды стрельбы, как недавно появившиеся, так и проверенные временем. Но следует четко определить, какие спортивные приемы культивировать в рамках огневой подготовки основной массы сотрудников, курсантов и слушателей, а какие являются уделом исключительно спортивных состязаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Практика применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ОВД: информационно-аналитический обзор. М., 2006.

2 См.: Амельчаков И.Ф. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации // Вестник кадровой политики. 2008. № 1. С. 42.

См.: Амельчаков И.Ф. Развитие системы специальной профессиональной подготовки - основной фактор в обеспечении деятельности ОВД // Тамже. № 2. С. 15.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

7

Информация для авторов

1. Статья представляется в редакцию журнала в виде принтерной распечатки с приложением электронной версии (на дискете, CD), соответствующей бумажному варианту.

2. Объем статьи должен быть от 5 и не более 10 страниц текста, набранного в соответствии с указанными ниже требованиями.

3. К статьям должны быть приложены две рецензии - внутренняя и внешняя, подписи рецензентов должны быть заверены кадровым аппаратом соответствующего учреждения.

4. На каждой статье должна быть разрешающая подпись председателя редакционной коллегии либо его заместителя.

5. Статья должна иметь личную подпись автора (авторов), заверенную должным образом; указаны должность и место работы, ученая степень и звание, почетные звания, специальное звание, контактная информация (телефон или адрес электронной почты). На статьях адъюнктов и аспирантов должна стоять также подпись научного руководителя.

6. Обязательно наличие пристатейных библиографических списков у всех статей в формате, установленном системой Российского индекса научного цитирования, а также ключевых слов.

7. Аннотации, фамилии авторов, название статьи должны быть представлены на русском и английском языках для опубликования в Интернете.

8. Плата за опубликование статей не взимается.

9. Технические требованиям к статьям.

- должны быть набраны в программе «Word» шрифтом Times New Roman (Cyr) размером 14 пунктов с междустрочным интервалом 1,5;

- не допускается форматирование абзацев табулятором или клавишей «пробел»;

- абзацный отступ устанавливать в меню «Формат-Абзац-Первая строка (отступ 1,25

мм)»;

- выключку устанавливать «По ширине»;

- сноски (если есть) - концевые, нумерация сквозная;

- фотографии, рисунки представлять отдельными файлами в формате *jpg (без сжатия) в черно-белом изображении, с разрешением не менее 300 dpi (точек на дюйм);

- графики, схемы, таблицы, диаграммы и другие графические иллюстрации не представлять как сканированное изображение (т.к. это изображение уже невозможно отредактировать);

- название файла статьи - по фамилии автора (авторов): "Иванов doc". Название графических файлов - по фамилии автора и указанием номера рисунка и т.п. " Иванов. Рисунок

1 jpg ";

- в заглавии пристатейного библиографического списка (он должен быть пронумерован) используют слово «Список» (например, «Список литературы», «Библиографический список» и помещают его непосредственно после текста статьи.

ВЕСТНИК

Восточно-Сибирского института МВД России

Научно-практический журнал № 4 (51) 2009

Редактор Л.В. Югова Технический редактор Л.Е. Ким

ОНиРИО ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД Российской Федерации», ул. Лермонтова, 110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.