Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛОВНО ОСУЖДЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛОВНО ОСУЖДЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЁННЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панькова Л.Н.

В статье рассматриваются методики изучения психологических особенностей условно осуждённых несовершеннолетних, составляющие диагностический модуль программы психолого-педагогического сопровождения подростков, вступивших в конфликт с законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛОВНО ОСУЖДЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Панькова Л.Н. педагог-психолог

Муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Россия, г. Пермь МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛОВНО ОСУЖДЁННЫХ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация.

В статье рассматриваются методики изучения психологических особенностей условно осуждённых несовершеннолетних, составляющие диагностический модуль программы психолого-педагогического сопровождения подростков, вступивших в конфликт с законом.

Ключевые слова.

Осуждённые несовершеннолетние, психодиагностические методики, психолого-педагогическое сопровождение.

Одной из проблем современного общества является подростковая преступность. Так, за первое полугодие 2015 года в Пермском крае подростками было совершено 948 преступлений различной степени тяжести, что на 17% больше, чем за шесть месяцев 2014 года [7] .

Свыше 80 % несовершеннолетних осуждается без реального лишения свободы, в основном — условно [6,12]. В такой ситуации целесообразным является организация психолого - педагогического сопровождения условно осуждённых несовершеннолетних [2].

Работа по психологическому сопровождению направлена на коррекцию поведения и предупреждение рецидивов противоправного поведения со стороны несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

С целью повышения эффективности психолого-педагогической работы с осуждёнными несовершеннолетними непременным условием выступает учет психологических особенностей подростков данной категории.

На базе МБУ «ЦППМСП» города Перми в течение пяти лет реализуется авторская индивидуальная личностно-ориентированной программа «Реабилитация». Целью данной программы является восстановление личностного статуса, психологического здоровья, прав условно осуждённого несовершеннолетнего. Участие осуждённого в программе предполагает формирование конструктивного поведения в обществе и коррекцию личности в период реабилитационной работы [3].

Неотъемлемой частью программы является диагностический модуль.Изучение личности осужденных несовершеннолетних - обязательное условие организации и реализации успешного психолого-педагогического сопровождения, необходимого для профилактики рецидивного

противоправного поведения, оптимального выбора путей позитивного изменения личности осужденного

Диагностический модуль направлен на первичное (до прохождения реабилитационной программы) и итоговое изучение психологических особенностей личности осуждённого, что позволяет оценивать эффективность участия несовершеннолетнего в программе [3].

Наиболее часто на диагностическом этапе мною используются следующие методики:

1.Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина (адаптированный личностный опросник Айзенка) [4].

Данная методика рассчитана на подростков 12-17 лет и позволяет оценить характерологические особенности личности несовершеннолетнего: характер и темперамент. Преимуществом использования данного инструментария является небольшие затраты времени как на выполнение методики подростком, так и на обработку данных специалистом. На основании полученных результатов подросток может быть отнесён к одному из 32 типов. Автор проводит характерологическое описание каждого из 32 типов и основное содержание коррекционной работы в зависимости от того, к какому типу относится несовершеннолетний.

2.Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [5].

Обоснованность выбора данной методики заключается в том, что в ситуациях эмоционально-психической напряжённости (к ним можно отнести досудебные действия, суд, приговор, изменение социальной ситуации) агрессия выступает как способ снятия напряжения.

Данный опросник предназначен для подростков от 14 лет и позволяет выявить показатели по следующим шкалам: физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.

Таким образом, предполагается выделение двух векторов в проявлении агрессии: направленный на окружение подростка и направленный на самого себя (аутоагрессия), что позволяет определить приоритеты психолога в работе с осуждённым.

3.Тест эмоционального интеллекта EQ Н. Холла (Опросник EQ).

Данная методика предназначена для выявления способности

несовершеннолетнего понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений в различных ситуациях межличностного взаимодействия [1]. Определяя эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности, использование психологом результатов опросника Бр помогает в выработке мер воздействия с целью помочь несовершеннолетним успешно

адаптироваться в новых для них условиях.

4. Мониторинг психофизиологических параметров с

использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанной на принципе биологически обратной связи (БОС) [2].

Вопрос о необходимости диагностики психофизиологического состояния осуждённого несовершеннолетнего возник в связи с высоковероятным влиянием пенитенциарного стресса на формирование не только различных психологических, но и физиологических нарушений. Привлечение подростка к уголовной ответственности, ожидание судебного процесса и вынесения приговора, изменение социальной ситуации являются для подростка мощными психотравмирующими обстоятельствами, негативно влияющими на эмоциональную и психофизиологическую сферу. Влияние стресса усугубляется особенностями пубертатного возраста. Достаточно часто подросток не может, не умеет справляться с подобными состояниями, поэтому в этот период особенно важна помощь специалиста.

Диагностика психофизиологических параметров позволяет определить уровень стрессовой нагрузки, выявить адаптационные возможности организма, а в дальнейшем, опираясь на полученные показатели, выстраивать работу с несовершеннолетним по обучению его эффективным поведенческим стратегиям, развитию осознанного подхода к своим действиям и ответственности за них.

При необходимости модуль может дополняться другим диагностическим инструментарием.

Использованные источники:

1. Панькова Л.Н. Диагностика эмоционального интеллекта подростков группы риска//[Электронный ресурс].-URL: http://pedsite.ru/publications/76/10591/ (дата обращения: 14.08.2015)

2. Панькова Л.Н. Использование принципа биологически обратной связи в работе психолога//[Электронный ресурс]. -URL: http: //l-pankova.ru/ispolzovanie-texnologii-funkcionalnogo-bioupravleniya-v- rabote-psixologa-2/ (дата обращения:14.08.2015).

3. Панькова Л.Н. Организация психологического сопровождения условно осуждённых //Вестник науки и образования . 2015. №5 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-uslovno-osuzhdyonnyh-nesovershennoletnih (дата обращения: 16.08.2015).

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Д. Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998

- 672 с.

5. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень.

- Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.

6. Уткин В.А. Альтернативные санкции в России: состояние, проблемы и перспективы// - М, : Penal Reform International, 2013.-66 с.

7. Чашкина Е. В Прикамье вырос уровень подростковой преступности

//[Электронный ресурс].-

URL:http://59.ru/text/newsline/59040738824192.html?utm source=59&utm med ium=dalee&utm campaign=news/ (дата обращения: 14.08.2015).

Парафесь Е.А. студент 4-го курса учетно-финансовый факультет ФГБОУВПО «Кубанский государственный

аграрный университет» Россия, г. Краснодар

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности учета МПЗ в сельскохозяйственной организации. Представлены результаты проведенного исследования по учету МПЗ и сформулированы рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Ключевые слова: материально-производственные запасы, бухгалтерский учет, субсчета, отклонения в стоимости товарно-материальных ценностей

Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием оборотных средств. Это объясняется тем, что они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель организации.

Материально-производственные запасы являются основой материально-технической базы любой организации. Их стоимость, как правило, весьма существенна в балансе. Поэтому своевременное и достоверное отражение сведений о материальных ценностях в бухгалтерской (финансовой) отчетности является одним из определяющих факторов в оценке кредитоспособности, деловой активности, ликвидности сельскохозяйственной организации.

Нами исследована финансово-хозяйственная деятельность ОАО Агрофирма «Кавказ». Основное направление агрофирмы - зерновое с развитым производством технических культур и отраслью животноводства, присутствует и промышленное производство.

Материальные затраты в целом по организации в 2013 г. составили 212583 тыс. руб. Это на 39,2% больше, чем в 2011 г., но на 32,3 % меньше, чем в 2012 г.

Наиболее существенную долю в материальных затратах составляют корма (31,9 % в 2013 г.). Затраты на нефтепродукты снизились в 2013 г. по сравнению с предшествующими годами и составили 14916 тыс. руб., их доля в общей сумме затрат - 7,0 %. По 6,5 % в 2013 г. составляли затраты на семена и запасные части. Обе эти статьи снизились по сравнению с предыдущими годами. Значительно - в 5,2 раза - выросли прочие материальные затраты (их доля в общей величине материальных затрат в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.