Научная статья на тему 'Методики и технологии формирования социальной адаптации подростков на материале экранной медиакультуры в условиях интернатных учреждений'

Методики и технологии формирования социальной адаптации подростков на материале экранной медиакультуры в условиях интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA / MEDIA CULTURE / MEDIA EDUCATION / ADOLESCENTS / BOARDING SCHOOLS / МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье рассматриваются проблемы методики и технологии организации медиаобразовательных занятий с подростками воспитанниками Центров помощи детям, детских домов, домов-интернатов и т. д. Просмотр, анализ и творческие задания на материале экранных произведений медиакультуры в данной статье представлены с точки зрения формирования социальной адаптации подростковой аудитории. В заключение автором предложены методические рекомендации по организации медиаобразовательных занятий с подростковой аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and technologies to form social adaptation of adolescents based on screen media culture in the boarding institutions

The article deals with the issues of methodology and technology of organizing media education classes for teenagers pupils of Children's Aid Centers, orphanages, boarding homes, etc. It considers watching, analysis and creative tasks of screen products of media culture in order to form social adaptation of the teenage audience. In conclusion, it gives methodological recommendations for organizing media education classes for the teenage audience.

Текст научной работы на тему «Методики и технологии формирования социальной адаптации подростков на материале экранной медиакультуры в условиях интернатных учреждений»

УДК 316.77:001.8

ББК С55.325.1:С55.57с

Ч-411

Челышева Ирина Викториновна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Таганрог, Россия.

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ПОДРОСТКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЭКРАННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются проблемы методики и технологии организации медиаобразо-вательных занятий с подростками - воспитанниками Центров помощи детям, детских домов, домов-интернатов и т. д. Просмотр, анализ и творческие задания на материале экранных произведений медиакультуры в данной статье представлены с точки зрения формирования социальной адаптации подростковой аудитории. В заключение автором предложены методические рекомендации по организации медиаобразовательных занятий с подростковой аудиторией.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, подростки, интернатные учреждения.

I. V. Chelysheva,

Taganrog, Russia

METHODS AND TECHNOLOGIES TO FORM SOCIAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS BASED ON SCREEN MEDIA CULTURE IN THE BOARDING

INSTITUTIONS

The article deals with the issues of methodology and technology of organizing media education classes for teenagers - pupils of Children's Aid Centers, orphanages, boarding homes, etc. It considers watching, analysis and creative tasks of screen products of media culture in order to form social adaptation of the teenage audience. In conclusion, it gives methodological recommendations for organizing media education classes for the teenage audience.

Keywords: media, media culture, media education, adolescents, boarding schools.

Последнее время проблема социального сиротства, обездоленности детей, живущих в семьях «группы риска», продолжает оставаться довольно острой. Е. В. Волкова справедливо указывает, что «в современных условиях, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни становится одной из главных задач социальной защиты детей-сирот» [Волкова, 2016].

В то же время, в современной педагогической науке в значительной степени актуализируется внимание к проблемам формирования социальной адаптации подростков с использованием различных педагогических методик и технологий. Особая роль здесь принадлежит, как нам представляется, использованию медиаобразовательного потенциала в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений различных типов, так как «в процессе медиаобразования учащиеся получают новые знания, выходят на более высокий осознанный уровень понимания медиаинформации, знакомятся с различными областями ее применения, анализа, синтеза и т. д. Среди основных приемов работы - мозговой штурм (мозговая атака),

решение эвристических и проблемных задач, дискуссия, игровая деятельность и т. п.» [Че-лышева, 2014].

Медиаобразование может быть успешно включено в содержание воспитательных мероприятий детских домов, Центров помощи детям, домов-интернатов и т. п. Занятия могут включать просмотры и обсуждение фильмов социальной тематики, выполнение творческих заданий. Так, например, основные содержательные компоненты медиаобразовательных занятий могут проводиться с опорой на программу Е. Т. Коблик [Коблик, 2006], целью которой выступает повышение социальной компетентности воспитанников детских домов и школ-интернатов. В программу включены методические рекомендации, содержащие различные формы и методы работы с фильмами социальной направленности.

В соответствии с целью программы, основными задачами просмотра и обсуждения экранных медиатекстов являются:

- осознание и переосмысление своих жизненных целей и потребностей, действий, важных для жизни в обществе;

- развитие способности анализировать различные жизненные ситуации и быть честным перед собой в своих чувствах и поступках, чтобы самому управлять своей жизнью;

- развитие способности к сопереживанию, формирование позитивного мышления [Коблик, 2006, с. 6].

Как свидетельствует наш практический опыт, в работе с подростками могут быть успешно использованы следующие произведения экранной медиакультуры: «Тарзан» (мультфильм, США, 1997, реж. К. Бак); «Чучело» (художественный фильм, СССР, 1983, реж. Р. Быков); «Мадагаскар» (мультфильм, США, 2005, реж. Э. Дарнел, Т. М. Грат); «Поездка в Америку» (художественный фильм, США, 1988, реж. Д. Лэндис); «Мост в Терабитию» (художественный фильм, США, 2005, реж. Г. Ксупо); «Спартак и Калашников» (Художественный фильм, Россия, 2002, реж. А. Прошкин) и др.

В процессе медиаобразовательной работы с подростками возможны разные варианты работы с произведениями экранной медиакультуры, среди которых можно выделить:

- просмотр произведения целиком с последующей дискуссией;

- просмотр эпизодов и обсуждение;

-анализ ключевых эпизодов фильма;

- связь событий фильма с жизнью воспитанников и т. д.;

-просмотр части медиапроизведения, творческая работа с предсказанием дальнейшего развития сюжета и др.

Непосредственно перед просмотром фильма целесообразно обратить внимание подростков на следующие аспекты экранного медиапроизведения:

- образы и поведение героев, которые для них наиболее приемлемы или неприемлемы;

- эмоциональные переживания героев фильма;

- ситуации, которые могут случиться в жизни и др.

Просмотр и обсуждение художественных фильмов с целью формирования социальной адаптации подростков строится на изучении следующих тем: «Взросление», «Ответственность за приятие жизненно важных решений», «Жизненный выбор», «Жизненные обстоятельства», «Любовь и преданность», «Взрослые и подростки», «Доверительные отношения» и др. При этом тематика фильмов для просмотра и обсуждения подбирается таким образом, чтобы она была близка детям, касалась их жизненных проблем.

Обсуждение экранного произведения медиакультуры может проводиться в ходе обсуждения, подготовки творческой работы, выполнения творческих заданий или дискуссии. В любом случае педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы все участники смогли высказать свое мнение о фильме, герое, ситуации и т. д.

Например, при обсуждении темы «Я и другие», целесообразно еще перед просмотром обратить внимание подростковой аудитории на поведение главных героев медиатекста, их характер общения, поступки. После просмотра, при помощи следующих вопросов, воспитанникам предлагается высказаться о своих первых впечатлениях:

- Как относятся к герою окружающие?

- Какие отношения складываются у героя с семьей?

- Как ведет себя герой с незнакомыми людьми? И т. д.

Обсуждение этих вопросов проводится в форме дискуссии. После обсуждения темы возможно попросить подростков придумать свою историю, похожую на историю из фильма.

Приведем пример просмотра и обсуждения художественного фильма о воспитаннике детского дома «Спартак и Калашников» (режиссер А. Прошкин). В основу этого фильма положена реальная история о жизни мальчика-сироты, который подобрал на улице собаку. Собака Спартак становится для него единственным близким существом. Вместе с собакой мальчик скитается целый год в поисках пристанища.

На этом занятии с подростками могут быть рассмотрены такие темы, как: «Жизненные обстоятельства», «Любовь и преданность». Обсуждение этих тем также может проводиться при помощи опорных вопросов и анализа ключевых фрагментов фильма.

Такая форма, на наш взгляд, выступает наиболее интересной для подростковой аудитории, чем просто обсуждение по вопросам, которые задает педагог после просмотра фильма. Когда подростки имеют возможность ещё раз освежить в памяти события фильма, они, как правило, более полно и обстоятельно отвечают на вопросы, соотносят их с событиями фильма, могут ещё раз прочувствовать те эмоции, которые в тот момент испытывали герои фильма. В конце занятия необходимо сделать выводы, к которым пришла аудитория в результате просмотра и обсуждения фильма.

В процессе анализа фильмов социальной тематики, подростки имеют возможность ознакомиться с различными социальными типажами, учатся в процессе обсуждения осознавать собственные мысли и чувства, знакомятся с множеством разных способов решения жизненных проблем, выбрав при этом самый верный.

Кроме дискуссий, написания творческих работ на тему обсуждаемых фильмов, на ме-диаобразовательных занятиях с подростковой аудиторией могут использоваться элементы театрализации, сочинение коллективных историй и т. д. Как показывает практика применения творческих заданий на медиаматериале, такие приемы позволяет учащимся лучше понять мысли персонажей фильма, сопоставить их со своими переживаниями. Так, например, после просмотра фильма-сказки «Мост в Терабитию» (режиссер Г. Ксупо) аудитории может быть предложена тема «Взрослые и подростки». Для этого подросткам необходимо проанализировать характер взаимоотношений главных героев с окружающими их взрослыми - родителями, учителями.

Как правило, подростки проявляют большой интерес к просмотру и совместному анализу художественных и мультипликационных фильмов, где им предлагается обсудить жизненные проблемы, достаточно трудные ситуации, понять характер и поступки героев. Изучение экранных медиатекстов, тематика которых близка воспитанникам, позволяет подростковой аудитории по-новому осмыслить свое отношение к окружающей действительности, осознать особенности своего внутреннего мира, дает возможность обогатить жизненный опыт воспитанников. Очень важным условием проведения совместных дискуссий выступает предоставление подросткам возможности открыто высказать свое мнение, даже если оно и неправильное. В этом случае совместный просмотр и обсуждение фильмов не только предоставляет педагогу возможность открыто пообщаться с детьми, но и становится хорошим способом построения доброжелательных и доверительных отношений с воспитанниками.

В числе основных методических рекомендаций по организации работы, направленной на социальную адаптацию воспитанников детских домов на материале экранной медиакуль-туры, можем выделить следующие:

Работа с произведениями экранной медиакультуры обладает значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Совместный просмотр и обсуждение произведений экранной медиакультуры помогает подросткам найти решение тех проблемных жизненных ситуаций, которые раньше казались им чрезвычайно трудными, неразрешимыми. В связи с этим различные медиаобразовательные методики и технологии работы на материале произведений экранной медиакультуры должны активнее использоваться воспитателями детского дома, педагогами Центров помощи детям.

Для осуществления продуктивной работы, направленной на социальную адаптацию воспитанников детских домов, тематика изучаемых экранных произведений должна отражать проблемы, актуальные для данной категории детей, обогащать их жизненный опыт, способствовать самопознанию и познанию окружающего мира, в котором им предстоит жить.

При выборе того или иного произведения экранной медиакультуры для совместного просмотра и обсуждения, должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности аудитории. Любое произведение медиакультуры, которое используется в воспитательной работе, должно не только вызывать интерес у подростков, но и быть понятным, доступным,

созвучным с их жизненными проблемами и волнующими вопросами, оказывать положительное влияние на воспитание и развитие.

В условиях детского дома просмотр и обсуждение произведений экранной медиакуль-туры приобретает особую значимость: становится не только воспитательным средством, способствующим адаптации детей к жизни в обществе, но и способом построения доброжелательных и доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, формой их творческого сотрудничества.

Организация медиаобразовательной деятельности на материале произведений экранной медиакультуры требует от педагога тщательной подготовки. Ему необходимо четко определить цели и задачи каждого занятия, продумать формы просмотра и обсуждения, выбрать наиболее интересные формы заданий, чтобы создать на занятии творческую, доверительную атмосферу, необходимую для активизации всех участников к творческому осмыслению ме-диапроизведений.

Для организации продуктивной работы с произведениями медиакультуры, проблеме использования потенциальных возможностей в воспитании и развитии воспитанников детских домов должно уделяться достаточно внимания на педагогических советах, методических семинарах работников образовательных учреждений.

В воспитательном процессе с использованием произведений медиакультуры необходимо активно использовать различные индивидуальные и групповые формы работы, имеющие социальную направленность: дискуссии, обсуждения, беседы, творческие задания и упражнения, игры, театрализации и т. д. При этом также внимание должно уделяться профилактике негативного влияния, оказываемого медиапроизведениями, содержащими сцены насилия, жестокости и т .д.

Библиографический список

1. Волкова Е. В. Проблемы правового регулирования социальной адаптации детей-сирот // Символ науки, 2016, № 5-3 (17) С. 122-125. // [Электронный ресурс]. -2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26149100 (дата обращения: 12.04.2018 г.).

2. КобликЕ. Т. Повышение социальной компетентности детей и подростков. М.: Генезис, 2006. 136 с.

3. Челышева И. В. Практика медиаобразования: формы, методы и приемы занятий в школе и вузе // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2014. № 3 (12). С. 165-180 // [Электронный ресурс]. - 2014. URL: (http://ce.if-mstuca.ru). (дата обращения: 3.03.2018 г.).

References

1. Chelysheva I.V. The practice of media education: forms, methods and techniques of classes in school and university // International information and analytical journal "Crede Experto: transport, society, education, language". 2014. № 3 (12). P. 165 - 180. (http://ce.if-mstuca.ru). (Access date: 03/03/2018). (in Russian)

2. KoblikET. Increasing of the social competence of children and adolescents. Moscow: Genesis, 2006. 136 p. (in Russian)

3. VolkovaE.V. Problems of legal regulation of social adaptation of orphans // The Symbol of Science, 2016, № 5-3 (17). P. 122-125. https://elibrary.ru/item.asp?id=26149100 (Access date: 04/12/2018). (in Russian)

УДК 316.77:001.8

ББК С55.325.1:С55.57с

Ч-411

Челышева Ирина Викториновна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Таганрог, Россия.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются современные проблемы формирования социально-культурной среды высшего учебного заведения с использованием медиаобразовательных компонентов. Автором представлен анализ интеграции медиаобразования в основные направления социально-культурной деятельности, внедрения новых социокультурных форм взаимодействия образовательного сообщества с произведениями медиакультуры. Представлены различные формы и методы социально-культурной деятельности на материале медиакультуры, интегрированные в учебно-воспитательный процесс современных высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.