Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ КАРЬЕРЫ: МОДИФИКАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ'

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ КАРЬЕРЫ: МОДИФИКАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каузометрия / межсобытийные связи / оценивание пятилетних интервалов / психологическая диагностика / субъективная картина карьеры

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпинский К.В., Гижук Т.В.

В статье представлен результат модификаций существующих методик с целью диагностики субъективной картины карьеры. Описан алгоритм работы с методиками «Оценивание пятилетних интервалов карьеры» и «Каузометрия профессиональной карьеры», освещены психометрические показатели субъективной картины карьеры, которые они позволяют выявить. Представлены результаты перекрестной валидизации (кроссвалидизации) описанных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпинский К.В., Гижук Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ КАРЬЕРЫ: МОДИФИКАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ»

другие области психологии, но большинство сохранило верность нейропсихологическим интересам и составило «луриевскую нейропсихологическую школу».

И здесь следует говорить о культуре научного взаимодействия как феномене научной коммуникации. В его основе лежит та совокупность моральных норм, принципов, правил и представлений об общении в академической среде, олицетворяет которые, конечно, идеолог, создатель, руководитель научного сообщества. Культура научного взаимодействия регулирует как взаимоотношения членов этого сообщества, так и их поведение в целом как ученых и педагогов, как учеников и последователей научной школы, развивающих, расширяющих, уточняющих, совершенствующих ее идеи и результаты.

Литература

1. Гагарин А.В., Григорян Ф.Р., Соловьева Н.В. Воспитание в академической среде: интеграция традиций и инноваций: монография / Под общ. ред. А.В. Гагарина. — М.: РУСАЙНС, 2022.

2. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд- во НПО "Модек", 2004.

4. Соловьева Н.В. Культура научного руководства // Акмеология профессионального образования. материалы 16-й Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2020. С. 246-248.

УДК 159.9

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ КАРЬЕРЫ: МОДИФИКАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ Карпинский К.В., Гижук Т.В.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь

В статье представлен результат модификаций существующих методик с целью диагностики субъективной картины карьеры. Описан алгоритм работы с методиками «Оценивание пятилетних интервалов карьеры» и «Каузометрия профессиональной карьеры», освещены психометрические показатели субъективной картины карьеры, которые они позволяют выявить. Представлены результаты перекрестной валидизации (кросс-валидизации) описанных методик.

Ключевые слова: каузометрия; межсобытийные связи, оценивание пятилетних интервалов; психологическая диагностика; субъективная картина карьеры.

DIAGNOSTICS METHODS FOR A SUBJECTIVE CAREER PICTURE: MODIFICATION

AND APPROVAL Karpinsky K.V., Gizhuk T.V.

Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Belarus

The article presents the result of modifications of methods for the diagnosis subjective picture career. The algorithm of work with the methods of "Evaluation of five-year career intervals" and

"Causometry of professional career" is described. The results of cross validation of the described methods are presented.

Key words evaluation of five-year career intervals; causometry; psychological diagnosis; subjective picture of career.

Субъективная картина карьеры (СКК) понимается нами, как психический образ личностно значимых и профессионально важных событий карьерного развития личности в их детерминационных (причинных и целевых) взаимосвязях [1]. Временной масштаб СКК соотносим с масштабом профессиональной жизни: данный образ включает карьерное прошлое (историю профессионального пути личности), настоящее (переживания текущего периода профессиональной жизни) и будущее (профессиональные цели и планы). СКК является частью субъективной картины жизненного пути человека, что даёт нам возможность экстраполировать категориальный аппарат и методический инструментарий, используемый для её исследования на изучаемый нами феномен.

Наиболее популярными методами диагностики субъективной картины жизненного пути личности являются «Оценивание пятилетних интервалов» и индивидуальный каузометрический опрос (А.А. Кроник, Е. И. Головаха) [6]. В ряде исследований была доказана их высокая степень валидности и надежности [6]. По данной причине они были выбраны нами и подвергнуты модификации с целью диагностики основных характеристик многомерной СКК.

Оценивание пятилетних интервалов карьеры (ОПИК). В работе с ОПИК можно выделить следующие этапы:

1) на первом этапе респондент указывает возраст начала и предположительного завершения собственной карьеры;

2) на втором этапе ему предлагается оценить каждое пятилетие карьеры по степени насыщенности значимыми событиями, используя шкалу от 0 до 10.

Каузометрия профессиональной карьеры (КПК). Возможность применения метода каузометрии для диагностики профессионального пути личности доказывается в работах Л.Г. Перетятько [8], В.А. Климчука [4; 5], Э.Ф. Зеера [2].

Модифицированный вариант каузометрического психобиографического анализа обладает следующими особенностями:

a) с целью снижения влияния на результаты диагностики психологических защит респондента был разработан алгоритм диагностики СКК без непосредственного участия диагноста. На необходимость и допустимость адаптации каузометрического опроса к формату самообследования указывал А.А. Кроник [7, с. 31];

b) на первом этапе самообследования респондентам предлагается написать 9 ключевых событий собственной профессиональной жизни и распределить их в хронологической последовательности с помощью специального бланка. Уменьшение количества анализируемых событий по сравнению с каузометрическим опросом А.А. Кроника и Е.И. Головахи видится нам целесообразным по следующим причинам: во-первых КПК направлена на анализ частного домена жизни человека, что является существенным фильтром при выделении личностно значимых событий, так как каждое из них подвергается дополнительной оценке с позиции профессиональной важности; во-вторых, число 9 соответствует верхней границе числа Дж. Миллера, согласно которому человек при запоминании склонен упорядочивать элементы, превышающие число 9, в группы таким образом, чтобы их количество попадало в диапазон 7 ± 2 [10]. Тот факт, что СКК является продуктом автобиографической памяти человека, позволяет заключить о правомерности сокращения списка до 9 событий; в-третьих, 9 событий позволяют оценить 72 межсобытийные связи (n2-n). Такое количество достаточно для последующего

103

выявления психометрических показателей СКК; в-четвертых, увеличение числа событий закономерно приведет к снижению надежности получаемой информации, так как работа над каузометрическим анализом станет излишне утомительной и продолжительной во времени.

c) для оптимизации процедуры самообследования был сконструирован бланк, который включил в себя конкретные вопросы про наличие/отсутствие связей между анализируемыми событиями (см. [3]). Данный ход помог отказаться от каузоматриц, используемых при стандартном каузометрическом анализе;

d) нами была оптимизирована процедура оценки межсобытийных связей, а именно выполнена замена символьной оценки («+», «-») на шкальную. В ходе диагностики респонденты оценивают собственную уверенность в наличии межсобытийных связей по шкале от -3 до +3, при этом 3 является показателем максимальной уверенности в наличии связи, а знак «+» или «-» указывают на эмоциональный фон данной связи.

Выполненная нами модификация помогает сконструировать реальный психический образ профессионального пути личности и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к методам глубинной диагностики субъективной картины [7, с 30].

КПК подразумевает прохождение респондентом следующих диагностических этапов: выполнение биографической разминки; конструирование списка значимых событий и их дальнейшая датировка; оценка значимости каждого события; последовательный причинный и целевой анализ межсобытийных отношений. Остановимся на каждом из этапов более подробно.

Биографическая разминка направлена на подготовку респондента к процессу глубокого анализа собственной профессиональной жизни. Опрашиваемый занимает экспертную позицию по отношению к собственному карьерному прошлому, настоящему и будущему. В качестве подготовительного этапа к каузометрическому анализу хорошо зарекомендовала себя работа с «Оцениванием пятилетних интервалов карьеры».

Следующим этапом выступает «формирование списка событий», на котором респондент указывает 9 наиболее важных событий собственной профессиональной жизни. Работа со сформированным списком продолжается в рамках «датировки событий». Цель данной части каузометрического анализа заключается в упорядочивании выявленных событий в хронологической последовательности.

Не менее значимым этапом выступает оценка значимости каждого события. Он помогает определить осознанное эмоциональное отношение респондента к событиям собственной профессиональной жизни. Полученные оценки помогают оценить индекс профессиональной позитивности.

Центральным в рамках каузометрического анализа является причинно-целевой анализ межсобытийных связей. Он помогает осознать респонденту связность и целостность своего профессионального пути путем выявления причинно-следственных и целе-средственных связей между событиями. На данном этапе опрашиваемый анализирует возможные причины и цели каждого события, а также определяет модальность выявленных взаимосвязей и их интенсивность.

ОПИК и КПК позволяют диагностировать интегральные параметры СКК: ожидаемая продолжительность карьеры, профессионально-психологический возраст, степень карьерной реализованности и коэффициент своевременности. К уникальным параметрам СКК, диагностируемым по средствам ОПИК относятся: насыщенность СКК значимыми событиями и профессиональный оптимизм. Каузометрия профессиональной карьеры направлена на диагностику таких психометрических показателей СКК как: мотивационная насыщенность прошлого, настоящего, будущего и в целом СКК, целеустремленность, рациональность, стратегичность, уверенность, индекс негативности/позитивности, конфликтность, коэффициент многослойности. Формулы расчета вышеназванных параметров и их подробное описание приведены в [3].

Нами была выполнена перекрестная валидизация (кросс-валидизация) выполненных модификаций при помощи корреляционного анализа интегральных параметров субъективной картины карьеры, выявленных при помощи КПК и ОПИК. Полученные результаты позволяют сделать вывод о их высокой валидности (профессионально-психологический возраст (N=478; г=0,55; р=0,00), коэффициент своевременности (N=478; г=0,20; р=0,00)). Умеренный коэффициент корреляции является ожидаемым, так как методики диагностируют интегральные параметры СКК личности на разных уровнях осознавания [3].

Выполненные модификации являются адекватным способом операционализации основных характеристик СКК в рамках причинно-целевой концепции. Разработанный алгоритм диагностики помогает респондентам рассмотреть профессиональную жизнь через призму собственного восприятия системы межсобытийных связей. Важным дополнением является разработанный алгоритм для самообследования, что делает возможным использование предлагаемых методик в качестве психотехнического средства для самоанализа с целью формирования психологически грамотного отношения человека к собственной профессиональной жизни.

Проведенный анализ позволяет нам заключить о правомерности использования КПК и ОПИК как в научных исследованиях, так и в практической работе психологов.

Литература

1. Гижук, Т.В. Субъективная картина карьеры как психический образ: содержание, структура, функции / Т.В. Гижук // Весшк Брэсцкага ушверстта. Сер. 3. Фшалопя. Педагопка. Пахалопя - 2015 - №1 - С. 133-137

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический Проект,

2003.

3. Карпинский, К.В. Психология профессиональной успешности: моногр. / К.В. Карпинский, Т.В. Гижук. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2017 г. - 169 с.

4. Климчук, В. А. Моделирование жизненного пути с помощью каузометрии, многомерного шкалирования и кластерного анализа / В. А. Климчук // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 113-120.

5. Климчук, В. А. Тренинг внутренней мотивации / В. А. Климчук. - СПб. : Речь, 2005. - 76 с.

6. Кроник, А. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. - М. : Смысл, 2003. - 284 с.

7. Кроник, А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции: дис. в виде науч. докл. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / А. А. Кроник. - М., 1994. - 71 с.

8. Перетятько, Л. Г. Профессиональное призвание личности (психолого-биографический аспект) : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. Г. Перетятько; ИП АН СССР. - М., 1991. - 23 с.

9. Прыгин, Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности / Г. С. Прыгин, Р. А. Ахмеров // Психологический журнал. - 2005. - № 6. - С. 25-35.

10. Miller, G. A. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two. / G. A. Miller // The Psychological Review. - 1956. - Vol. 63. - P. 81-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.