Ю. А. Волкова
Методика выполнения курсовой работы по проектированию (на примере темы «Редизайн периодических районных изданий Смоленской области»)
Разработка методических рекомендаций по выполнению и представлению курсовых и дипломных работ составляет одну из серьезных проблем в учебном процессе, особенно по творческим направлениям. Комплексная дисциплина «Проектирование в графическом дизайне» по специальности «Дизайн (графический дизайн)», изучаемая на протяжении нескольких учебных лет, предполагает выполнение курсовых заданий. Тематика и содержание зависят от научных, творческих задач кафедры, профиля специалистов, социальных, общественных проектов региона, требований и тенденций времени.
На протяжении 2007 учебного года в Смоленской области на базе кафедры дизайна Смоленского гуманитарного университета совместно с областной администрацией осуществлялся социальный проект «Редизайн периодических районных изданий». В проекте участвовало 8 районных газет, предоставивших макеты.
Преподавательским составом кафедры была разработана методика выполнения и представления курсовой работы по заявленной теме, что отразилось на организации учебного процесса. А именно, между базовыми дисциплинами: «Проектирование в графическом дизайне», «Типогра-фика», «Художественно-техническое редактирование», «РЯ-технологии» была установлена предметная интеграция, четкое распределение содержания на темах: «Газетный дизайн», «Редизайн газет», определена последовательность, систематичность изложения материла и контроля выполненного объема заданий. Подчеркнем, что важной особенностью организации является включение в программы дисциплин заданий, которые составляют основу для написания каждого параграфа курсовой работы.
Первоначально студентам был предложен универсальный план содержания, который предполагал незначительные изменения в зависимости от собранного материала и направленности. Введены методические рекомендации по выполнению, что позволило лишить студентов возможности переписывания готовых текстов из доступных источников информации.
Глава 1. Современное состояние газетного дизайна. Составляет основу курсового задания и требует от студентов серьезной аналитической работы.
Рассмотрим методику работы над каждым параграфом.
1.1. Историческая справка. Функции и содержание газеты. Лекционный материал распределен между дисциплинами. На «Проектировании в графическом дизайне» студенты познакомились с историей газетного дизайна, технологией печати сквозь призму исторического времени, основным содержанием газетных полос. На «Типографике» раскрыты особенности шрифтовых технологий, классические приемы верстки и их изменения в результате «полиграфической революции». Материал дисциплины «Художественно-техническое редактирование» расширил представления о форматах, технических правилах расчета, о художественных требованиях газетных полос.
В рамках учебного времени были организованы следующие формы работы: анализ литературы по истории и методам проектирования газеты (С. И. Галкин, С. М. Гуревич, Э. А. Лазаревич, А. П. Киселев и т.д.), изучение старопечатных изданий редкого фонда и в зале периодики Смоленской государственной областной библиотеки, а именно газет с 1863 года («Епархиальные ведомости», «Звезда», «Стрела»), государственных газет («Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт» и т.д.) и смоленских региональных газет отдела краеведения («Рабочий путь», «Ярцевский текстильщик», «Ленинский путь» «Смена» и т.д.). В итоге определены функции, задачи газет.
1.2. Типы газет, тенденции, требования к оформлению. На дисциплине «Проектирование в графическом дизайне» рассмотрен следующие вопросы: а) условная классификация: по формату, красочности, количеству полос, периодичности выхода, целевой аудитории, статусу, назначению; б) современные направления в газетном дизайне: работа с цветом, задачи образа, выразительности, стиля, информационная графика, модульная верстка, журнальный тип оформления, тематические разнообразия, современные виды газет; в) критерии оценки качества издания (соответствие формы и содержания, уважение к читателю, организованность полос, стиль, аутентичность, новаторство, эффективность заголовочных комплексов, иллюстрированность, разумное использование цвета, удобочитаемость и шрифтовая политика); в) основные комплексы газеты: генеральная рубрика (логотип, генеральная информация, анонс и т.д.), заголовочные композиции, стилевое оформление полосы, фотографии, инфо-графика, культурно-развлекательный блок, телевизионная программа.
В теме «Компьютерное проектирование» изучаются правила и технологии верстки и подготовки макета. На занятиях по «Художественно -техническому редактированию» и «Типографике» рассматриваются стилевые особенности, требования к оформлению каждого композиционного комплекса газетной полосы.
Для сбора информации для данной главы студенты выполняют следующие виды заданий: а) проводят анализ литературы по особенностям
газетного дизайна и типологии, шрифтовой политике (В. В. Попов, И. Н. Табашников, В. В. Тулупов, Ю. Л. Мандрики, А. Г. Шицгал, Ю. Ярмола); б) разрабатывают универсальный алгоритм по анализу периодических изданий, что позволяет рассмотреть и выявить стилевые особенности, методы разработки макета, направленность издания, а также накопить зрительный опыт размещения информации (содержание алгоритма заключается в анализе всех комплексов, входящих в состав газеты); в) составляют анкету для выявления читательских интересов, мнений о газетном дизайне; г) анализируют различные журналы на предмет выявления приемов и тенденций, которые можно использовать в газете; д) отдельными заданиями разрабатывают элементы газеты: логотип, колонтитул, заголовочный комплекс, фоторепортаж, переводят текстовые содержания в инфографические структуры; е) аппликативным решением выполняют макет проектируемой газеты, в процессе чего анализируется композиция, ритм, стилевые решения, находки, новаторские идеи, с точки зрения технологических особенностей верстки материала и конструкции сетки; ж) собирают личную коллекцию интересных решений основных элементов газеты, которые включают в качестве иллюстративного материала в текст курсовой работы.
1.3. Анализ периодических изданий. Современное состояние редизай-на. Данный параграф является результатом аналитической работы студентов и отражает знания основ газетного проектирования, умения использовать их в практической работе, дает возможность авторам сформулировать собственные позиции и мнения по поводу стиля и предложить рекомендации по редизайну в духе современных тенденций.
На основе разработанного универсального алгоритма анализа периодического издания студенты представляют следующие материалы: 1) анализ газеты «Вчера - сегодня», где рассматривается одно и то же издание сквозь призму исторического времени, выявляются изменения, новые решения, формулируется вывод; 2) выявление стиля газеты на основе анализа 10 выпусков; 3) рекомендации по редизайну газет Смоленской области.
На основе данных видов деятельности студенты накапливают необходимый материал, который дает им право и уверенность приступить к выполнению второй главы Редизайн периодического издания, которая демонстрирует творческую, проектную работу по реконструкции периодического издания.
2.1. Анализ периодического издания. Рекомендации редизайна. В данном параграфе студенты представляют материал по анализу проектируемой газеты, особое внимание обращают на историческое становление, различные изменения, произошедшие в оформлении и стилевом реше-
нии. Дополняют результатами бесед с представителями издательств районных газет.
2.2. Варианты редизайна и их обоснование. Здесь уделяется внимание логике проектной работы основных элементов газеты. Студенты в эскизах и цифровой версиях предлагают варианты изменений с обоснованием решений, которые могут быть основаны на региональных особенностях, пожеланиях читателей, новых возможностях шрифтовых технологий, оригинальных идеях, новых тенденциях. Параграф предполагает иллюстрирование всех вариантов и их подробное описание.
2.3. Редизайн газеты. Итоговый раздел курсового задания, в котором студент должен проявить самостоятельность выбора и представить удачный вариант редизайна районного издания. В подробном описании необходимо отразить весомые доказательства рекомендации именно данного проекта.
Написание введения, заключения, оформление приложений и глоссария выполняется по всем требованиям научной работы.
Весь процесс написания курсовой работы систематично контролируется руководителями на занятиях, в графике индивидуальных консультаций по строго установленному плану. Выступление и представление результатов в виде мультимедиа-презентаций курсового задания студенты отрабатывают на дисциплине «РЯ - технологии». Для защиты курсового проекта определяется состав оценочной комиссии. Мероприятие является открытым, на которое приглашаются представители газет, руководители подразделений издательств, студенты разных курсов и все желающие.
Процесс разработки тематики, содержания курсовых и дипломных заданий является серьезной задачей кафедры, что требует длительной, целенаправленной, систематической работы от каждого руководителя. Различная направленность курсовых работ требует новых методических рекомендаций, которые позволяют вызвать профессиональную заинтересованность у студентов. В 2007 учебном году мы убедились, что участие в серьезных общественных проектах благотворно влияет на определение научных направлений кафедры и образование специалистов в регионе.