Научная статья на тему 'Методика выполнения курсовой работы по проектированию (на примере темы «Редизайн периодических районных изданий Смоленской области»)'

Методика выполнения курсовой работы по проектированию (на примере темы «Редизайн периодических районных изданий Смоленской области») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
334
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика выполнения курсовой работы по проектированию (на примере темы «Редизайн периодических районных изданий Смоленской области»)»

Ю. А. Волкова

Методика выполнения курсовой работы по проектированию (на примере темы «Редизайн периодических районных изданий Смоленской области»)

Разработка методических рекомендаций по выполнению и представлению курсовых и дипломных работ составляет одну из серьезных проблем в учебном процессе, особенно по творческим направлениям. Комплексная дисциплина «Проектирование в графическом дизайне» по специальности «Дизайн (графический дизайн)», изучаемая на протяжении нескольких учебных лет, предполагает выполнение курсовых заданий. Тематика и содержание зависят от научных, творческих задач кафедры, профиля специалистов, социальных, общественных проектов региона, требований и тенденций времени.

На протяжении 2007 учебного года в Смоленской области на базе кафедры дизайна Смоленского гуманитарного университета совместно с областной администрацией осуществлялся социальный проект «Редизайн периодических районных изданий». В проекте участвовало 8 районных газет, предоставивших макеты.

Преподавательским составом кафедры была разработана методика выполнения и представления курсовой работы по заявленной теме, что отразилось на организации учебного процесса. А именно, между базовыми дисциплинами: «Проектирование в графическом дизайне», «Типогра-фика», «Художественно-техническое редактирование», «РЯ-технологии» была установлена предметная интеграция, четкое распределение содержания на темах: «Газетный дизайн», «Редизайн газет», определена последовательность, систематичность изложения материла и контроля выполненного объема заданий. Подчеркнем, что важной особенностью организации является включение в программы дисциплин заданий, которые составляют основу для написания каждого параграфа курсовой работы.

Первоначально студентам был предложен универсальный план содержания, который предполагал незначительные изменения в зависимости от собранного материала и направленности. Введены методические рекомендации по выполнению, что позволило лишить студентов возможности переписывания готовых текстов из доступных источников информации.

Глава 1. Современное состояние газетного дизайна. Составляет основу курсового задания и требует от студентов серьезной аналитической работы.

Рассмотрим методику работы над каждым параграфом.

1.1. Историческая справка. Функции и содержание газеты. Лекционный материал распределен между дисциплинами. На «Проектировании в графическом дизайне» студенты познакомились с историей газетного дизайна, технологией печати сквозь призму исторического времени, основным содержанием газетных полос. На «Типографике» раскрыты особенности шрифтовых технологий, классические приемы верстки и их изменения в результате «полиграфической революции». Материал дисциплины «Художественно-техническое редактирование» расширил представления о форматах, технических правилах расчета, о художественных требованиях газетных полос.

В рамках учебного времени были организованы следующие формы работы: анализ литературы по истории и методам проектирования газеты (С. И. Галкин, С. М. Гуревич, Э. А. Лазаревич, А. П. Киселев и т.д.), изучение старопечатных изданий редкого фонда и в зале периодики Смоленской государственной областной библиотеки, а именно газет с 1863 года («Епархиальные ведомости», «Звезда», «Стрела»), государственных газет («Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт» и т.д.) и смоленских региональных газет отдела краеведения («Рабочий путь», «Ярцевский текстильщик», «Ленинский путь» «Смена» и т.д.). В итоге определены функции, задачи газет.

1.2. Типы газет, тенденции, требования к оформлению. На дисциплине «Проектирование в графическом дизайне» рассмотрен следующие вопросы: а) условная классификация: по формату, красочности, количеству полос, периодичности выхода, целевой аудитории, статусу, назначению; б) современные направления в газетном дизайне: работа с цветом, задачи образа, выразительности, стиля, информационная графика, модульная верстка, журнальный тип оформления, тематические разнообразия, современные виды газет; в) критерии оценки качества издания (соответствие формы и содержания, уважение к читателю, организованность полос, стиль, аутентичность, новаторство, эффективность заголовочных комплексов, иллюстрированность, разумное использование цвета, удобочитаемость и шрифтовая политика); в) основные комплексы газеты: генеральная рубрика (логотип, генеральная информация, анонс и т.д.), заголовочные композиции, стилевое оформление полосы, фотографии, инфо-графика, культурно-развлекательный блок, телевизионная программа.

В теме «Компьютерное проектирование» изучаются правила и технологии верстки и подготовки макета. На занятиях по «Художественно -техническому редактированию» и «Типографике» рассматриваются стилевые особенности, требования к оформлению каждого композиционного комплекса газетной полосы.

Для сбора информации для данной главы студенты выполняют следующие виды заданий: а) проводят анализ литературы по особенностям

газетного дизайна и типологии, шрифтовой политике (В. В. Попов, И. Н. Табашников, В. В. Тулупов, Ю. Л. Мандрики, А. Г. Шицгал, Ю. Ярмола); б) разрабатывают универсальный алгоритм по анализу периодических изданий, что позволяет рассмотреть и выявить стилевые особенности, методы разработки макета, направленность издания, а также накопить зрительный опыт размещения информации (содержание алгоритма заключается в анализе всех комплексов, входящих в состав газеты); в) составляют анкету для выявления читательских интересов, мнений о газетном дизайне; г) анализируют различные журналы на предмет выявления приемов и тенденций, которые можно использовать в газете; д) отдельными заданиями разрабатывают элементы газеты: логотип, колонтитул, заголовочный комплекс, фоторепортаж, переводят текстовые содержания в инфографические структуры; е) аппликативным решением выполняют макет проектируемой газеты, в процессе чего анализируется композиция, ритм, стилевые решения, находки, новаторские идеи, с точки зрения технологических особенностей верстки материала и конструкции сетки; ж) собирают личную коллекцию интересных решений основных элементов газеты, которые включают в качестве иллюстративного материала в текст курсовой работы.

1.3. Анализ периодических изданий. Современное состояние редизай-на. Данный параграф является результатом аналитической работы студентов и отражает знания основ газетного проектирования, умения использовать их в практической работе, дает возможность авторам сформулировать собственные позиции и мнения по поводу стиля и предложить рекомендации по редизайну в духе современных тенденций.

На основе разработанного универсального алгоритма анализа периодического издания студенты представляют следующие материалы: 1) анализ газеты «Вчера - сегодня», где рассматривается одно и то же издание сквозь призму исторического времени, выявляются изменения, новые решения, формулируется вывод; 2) выявление стиля газеты на основе анализа 10 выпусков; 3) рекомендации по редизайну газет Смоленской области.

На основе данных видов деятельности студенты накапливают необходимый материал, который дает им право и уверенность приступить к выполнению второй главы Редизайн периодического издания, которая демонстрирует творческую, проектную работу по реконструкции периодического издания.

2.1. Анализ периодического издания. Рекомендации редизайна. В данном параграфе студенты представляют материал по анализу проектируемой газеты, особое внимание обращают на историческое становление, различные изменения, произошедшие в оформлении и стилевом реше-

нии. Дополняют результатами бесед с представителями издательств районных газет.

2.2. Варианты редизайна и их обоснование. Здесь уделяется внимание логике проектной работы основных элементов газеты. Студенты в эскизах и цифровой версиях предлагают варианты изменений с обоснованием решений, которые могут быть основаны на региональных особенностях, пожеланиях читателей, новых возможностях шрифтовых технологий, оригинальных идеях, новых тенденциях. Параграф предполагает иллюстрирование всех вариантов и их подробное описание.

2.3. Редизайн газеты. Итоговый раздел курсового задания, в котором студент должен проявить самостоятельность выбора и представить удачный вариант редизайна районного издания. В подробном описании необходимо отразить весомые доказательства рекомендации именно данного проекта.

Написание введения, заключения, оформление приложений и глоссария выполняется по всем требованиям научной работы.

Весь процесс написания курсовой работы систематично контролируется руководителями на занятиях, в графике индивидуальных консультаций по строго установленному плану. Выступление и представление результатов в виде мультимедиа-презентаций курсового задания студенты отрабатывают на дисциплине «РЯ - технологии». Для защиты курсового проекта определяется состав оценочной комиссии. Мероприятие является открытым, на которое приглашаются представители газет, руководители подразделений издательств, студенты разных курсов и все желающие.

Процесс разработки тематики, содержания курсовых и дипломных заданий является серьезной задачей кафедры, что требует длительной, целенаправленной, систематической работы от каждого руководителя. Различная направленность курсовых работ требует новых методических рекомендаций, которые позволяют вызвать профессиональную заинтересованность у студентов. В 2007 учебном году мы убедились, что участие в серьезных общественных проектах благотворно влияет на определение научных направлений кафедры и образование специалистов в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.