©Е.А. Смирнова, 2009
ДИЗАЙНЕР LEGENS (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ)
Е.А. Смирнова
Профессия графического дизайнера по-прежнему остается популярной и востребованной на рынке труда. Однако зачастую образование дизайнера, занимающегося оформлением периодических изданий, основывается на знании прикладных компьютерных программ, собственном вкусе и на изучении специальной литературы, коей книжные магазины, и он-лайн, и офф-лайн, предлагают великое множество. Задача нашего обзора -сориентировать дизайнера, как начинающего, так и профессионала, в мире исследований, руководств, справочников и пр. по оформлению печатных изданий.
В ВолГУ в рамках проекта «Профессиональная журналистика в регионе» (МАТРА 6861) был разработан курс специализации «Дизайн и редактирование периодических изданий», цель которого - научить студентов разбираться в различных функциональных стадиях процесса создания дизайна, разрабатывать оформление издания концептуально и творчески, с учетом целей коммуникации, целевой аудитории, интересов реципиента, концепции издания, продумывать концепцию издания, адекватную физическим и визуальным характеристикам данного средства передачи информации.
В качестве учебников (дающих основы знаний в сфере дизайна) по курсам «Техника и технология СМИ» и «Дизайн периодических изданий» обычно рекомендуются «Художественное конструирование газеты и журнала» С.И. Галкина [3] («учебник газетной алгебры и геометрии», как охарактеризовал это пособие Я.Н. Засурский [там же, с. 3]), «Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет» [17] (коллектив авторов, главы по газетному дизайну - В.В. Тулупов), «Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты» В.В. Тулупова [18], «Дизайн
газеты и журнала» [2] (авторы - В.В. Волкова, С.И. Галкин, В.П. Ситников), «Как делается газета» Л.М. Нырковой [12]. Перечисленные издания стали практически классикой в процессе преподавания дисциплин, охватывающих сферу графического дизайна. В данном обзоре мы хотели бы расширить этот спектр литературы.
Сегодня на книжном рынке мы видим массу книг, посвященных методике работы с конкретными пакетами издательских программ. Но в них, как правило, описываются сами программы, которые быстро устаревают или становятся непопулярными в полиграфии, и информация утрачивает свою актуальность. Однако, стремясь, с одной стороны, продлить жизнь своих трудов, а с другой -обучить использованию программ с точки зрения эстетики и функциональности производимого продукта, авторы некоторых изданий раскрывают некоторые аспекты типографического знания, основ композиции и верстки. Таковы, например, самоучители Н. Комоло-вой [7], А. Кириленко [5], Н. Рожковой, П. Данилова и В. Шитова [14]. Эти книги по праву можно назвать практическими руководствами по допечатной подготовке изданий. Полезной в плане постижения прикладных программ является монография доцента ВолГУ Н.В. Бу-ханцевой [1] «Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия», в которой представлены основы web-дизайна и работы с графической информацией.
«Настольная книга издателя» [11] коллектива авторов (Е.В. Малышкин, А.Э. Мильчин,
А.А. Павлов, А.Е. Шадрин) в прикладном плане посвящена верстке в программе «Coral Ventura», на современном этапе не являющейся лидером в своей сфере применения. Однако значимость данного издания несомненна, поскольку в нем содержится тот необходимый для
работы дизайнера-профессионала минимум сведений, а также подробно охарактеризован издательско-полиграфический процесс, приведены ГОСТы по корректуре, даны таблицы форматов периодических изданий, описаны правила набора и верстки, правила построения шрифтов и многое другое. Книга полностью оправдывает свое название и является необходимым и незаменимым справочником для редактора и издателя.
Хорошим в методическом плане можно считать самоучитель В.Д. Курушина «Графический дизайн и реклама» [8]. Автор показывает, как можно использовать в дизайнерских целях популярные программы (даже средства Microsoft Office). Основное же внимание в книге уделяется методике создания визуальных сообщений, причем не только для рекламы, но и в газетно-журнальной практике, в электронных сетях. Курушин анализирует различные виды прикладной, деловой, чертежной и оформительской графики, описывает приемы верстки текста и обработки фотографий. Отдельный раздел автор посвящает дизайну и психологии печатной рекламы.
Особо хочется отметить в связи с кругом и глубиной освещаемых тем «Энциклопедию дизайнера печатной продукции» Г. Кна-бе [6]. Цель своей работы сам автор определил так: «У меня возникла идея написания книги, посвященной дизайну. Книги, в которой систематизированно излагались бы как основы дизайна, так и специфика подготовки макетов для полиграфии и публикации документов в электронном виде. Книги, которая долгие годы могла бы служить ориентиром и путеводителем в нелегкой, но очень интересной работе дизайнера» [там же, с. 15]. Надо отметить, что реализация такой сложной, но актуальной задачи Г. Кнабе удалась. Получилась действительно энциклопедия, в силу жанра не претендующая на доскональность, но, тем не менее, дающая панорамный обзор сферы дизайна. Причем знания, которые предоставляет книга, рассчитаны на российского специалиста и в терминологическом отношении, и с точки зрения применимости на практике. Пожалуй, единственное, чего не хватает этому изданию, это цвета в оформлении.
«Энциклопедия дизайнера печатной продукции» последовательно освещает такие
темы, как история дизайна, особенности восприятия графики и цвета, разбирает основы композиции и тонкости типографики. В книге осмысливаются особенности дизайна различной продукции: газет и журналов, книг, рекламы. В качестве несомненного плюса издания стоит отметить, что не остался в стороне и web-дизайн: дается практически пошаговая инструкция разработки сайтов и создания электронных документов.
Основная масса изданий, в которых представлена «школа дизайна», переводная. Отсюда и специфика этой литературы: с одной стороны, превосходное оформление и доступный стиль изложения, с другой - несоответствие российским технологическим стандартам (в части типометрии, например) и производственной сфере (в силу различий в ментальной, экономической, политической и других сферах). Поэтому зачастую такие «учебники» наивны и поверхностны, хотя аннотации убеждают в глубине и всеохватности.
Так, например, книга Дженни Маккей (причем уже на обложке читаем «Маккеу»: что это - ошибка наборщика или оплошность переводчика?) с масштабным названием «Все о журналах» [10], вышедшая в серии «Школа издательского бизнеса». Аннотация представляет нам это издание как «исчерпывающий путеводитель по миру журналов, сочетающий четкое описание законов журнального бизнеса с практической информацией о структуре, процессах и навыках, необходимых для работающих в медиа-индустрии». Не будем умалять заслуг автора: действительно, для западных изданий подобного рода это скрупулезное исследование журнального бизнеса, но... Возможность применения этих знаний в журнальном деле России вызывает сомнения.
Есть и грубые ошибки, возможно, связанные с переводом: например, в главке «Шрифт в периодическом издании» говорится, что обозначение «9/10 Times Roman» понимается как «кегль 9, набранный 10 pt» [там же, с. 181]. Однако в действительности «10» означает интерлиньяж. Далее понятие «кернинг» автор путает с понятием «трекинга» [там же, с. 200]. Не совсем понятен термин «шапка», используемый Маккей [там же, с. 196]. На наш взгляд, имеется в виду понятие лида.
Досадно также, что на 338 страницах текста нет никаких иллюстраций, кроме тех, которые выполнены с помощью типографики (то есть с помощью шрифта: образцы гарнитур - с засечками и без, различные варианты расположения заголовков - очень примитивно, выключки и пр.). И это книга о дизайне!
Отметим также, что «Все о журналах» -коллективный труд, и авторы разделов постоянно отсылают читателя друг к другу. Причем отсылки подразумевают подробное освещение каких-то аспектов, а на практике это освещение укладывается в несколько строк.
Однако несомненным достоинством книги является библиографический список иностранной литературы о дизайне (монографий и статей) и отсылки на издания по теории и практике оформления внутри текста.
Изданная в той же серии книга «Дизайн газет и журналов» Криса Фроста [20] несколько другого качества. Она так же, как и труд Маккей, не соответствует позиционированию в аннотации («книга... представляет собой базовый курс по проектированию и верстке печатных медиа. В книге описываются пути создания эффективного дизайна, адаптированного к целевой аудитории издания» и т. п.). Однако в ней есть глава «Мастер-класс по дизайну» [там же, с. 199-221] с черно-белыми, правда, иллюстрациями, в которой автор анализирует оформление американских газет различного типа, что имеет, несомненно, практическую ценность.
В числе недостатков издания - расхождения на терминологическом уровне (в частности, типометрическая система, о которой говорится в книге, не применяется в России, кроме того, в переводе терминов этой системы есть неточности, что, естественно, искажает информацию).
Книге «Дизайн газет и журналов», так же как и книге Маккей, свойственна «важная наивность» (скорее всего это опять-таки связано с переводом). Например, характеризуя производственные процессы, Фрост пишет: «Так как большая часть затрат в рамках офсетной технологии приходится на бумагу, значительная часть которой неизбежно портится при работе офсетной машины, эффективность работы системы подачи бумаги и автоматической замены рулонов является важным момен-
том. Особенно это важно для крупных изданий: для станка, печатающего 32-страничную газету, требуется как минимум четыре отдельных рулона, неизбежно заканчивающихся в разное время» [там же, с. 50].
Однако есть переводные книги отличного качества, которые будут полезны как в преподавании, так и в практическом дизайне.
Такова, например, «Типографика: шрифт, верстка, дизайн» Джеймса Феличи [19], рассказывающая об этапах развития шрифтового дела, классификациях шрифтов, дающая наглядное представление о принципах и приемах работы с кеглем, интерлиньяжем, кернингом, трекингом и проч., а также рассказывающая о правилах набора и дающая практические рекомендации относительно технологических процессов печати.
«Дизайн страниц Вебэг&Айег» Д. МакВей-да [9] представляет собой своеобразный дайджест американского журнала о графическом дизайне «Вебэг&Айег» - «ведущего в области дизайна печатных изданий», как позиционируется на обложке книги. «Дизайн страниц» - хорошее методическое пособие для тех, кто работает в сфере дизайна или постигает основы оформления. Книга не перегружена теорией, но полна практических рекомендаций, причем максимально визуализированных. Даже несмотря на то что единицы измерения, которые приводятся в издании, практически не используются в России, технологии оформления, которым обучает МакВейд, универсальны. Особенно актуально это издание будет в рамках корпоративного дизайна, поскольку подробно разбираются образцы оформления брошюр, буклетов, фирменных бланков и пр. Но это отнюдь не сужает сферу применения «Дизайна страниц», поскольку приемы, о которых рассказывает (и показывает) автор, также универсальны.
«Школа графического дизайна» Д. Дэб-нера [4] - образец качественного, хорошо структурированного и прекрасно иллюстрированного учебно-методического пособия, которое с успехом можно применять и в практике преподавания дизайна в вузе. Автор раскрывает теоретические и практические основы искусства оформления, причем метод изложения материала нацелен даже на неподготовленного специально слушателя. Особенно ценно то, что в каждом разделе книги пред-
лагается ряд упражнений, закрепляющих полученные знания. Таким образом, формируется фактически кейс-технология, которая может быть успешно использована в обучении оформительскому искусству.
В книге Тимоти Самары «Типографика цвета. Практикум» [16] профессионально и наглядно раскрываются основы шрифтового оформления, начиная с экскурса в историю его создания, классификации шрифтов и заканчивая психологическими аспектами их восприятия. Отличительным достоинством издания является составленный автором каталог шрифтов и цветов, организованный в соответствии с возрастными и психологическими «категориями» читателей, а также с соотнесением цвето-шрифтовой гаммы с определенной эпохой или «концепцией», что имеет несомненную практическую значимость. Так, автор классифицирует шрифты и цвета по настроению («спокойное», «дружелюбное», «комическое», «психотическое» и др.), по концепции («городская», «элегантная», «индустриальная», «фантазийная» и др.), относительно «исторического промежутка и контекста» («викторианский», «Дикий Запад», «век машин», «контркультура», «годы демографического взрыва» и проч.), возрастным группам («младенец», «дети, уже начавшие ходить», «старшее поколение» и т. д.). Для каждой группы приводятся образцы шрифтовых гарнитур, цветовые таблицы (с указанием соотношений цветов в палитре СМУК) и таблицы сочетаемости цветов. Безусловно, книга Т. Самары будет полезна при определении коммуникативных стратегий в работе с целевой аудиторией, причем не только дизайнерам, поскольку правильные визуальные ассоциации - залог успеха любого продукта.
Еще один успешный «продукт» Т. Самары - издание «ДПП: Дизайн публикаций. Практикум» [15]. В нем три раздела: «Как создается печатное издание» (своеобразный «курс молодого бойца» для начинающего дизайнера), «От обложки к обложке» (анализ конкретных образцов оформления) и «Публикации в действии» (примеры оформления изданий различного назначения - от периодических изданий до представительской печатной продукции). Эта книга, безусловно, поможет найти концептуальные решения оформления
графических продуктов. Автор учит не только технологии построения графических форм, но и технике восприятия: почему этот дизайн привлекателен; что делает его конструктивным и функциональным. Мастерство Самары как дизайнера, а значит, и уровень его компетентности в сфере оформления, проявляется как в приведенных примерах проектов, выполненных при участии автора, так и в визуальном облике самой книги, на уровне графической репрезентации теоретических и практических «уроков».
Книга Квентина Ньюарка «Что такое графический дизайн?» [13] позиционируется автором как «Руководство по дизайну». На наш взгляд, руководством в прямом смысле этого слова издание Ньюарка не является: оно практически не содержит ни теории (скорее, «теоретические» подводки автора - его эссе «по поводу»), ни «рецептов» правильного оформления. Однако эта книга - великолепный каталог графического дизайна разнообразной продукции (периодических изданий, книг, рекламы, упаковки и пр.). Кроме того, в ней представлены портфолио западных дизайнеров, на примере которых Ньюарк анализирует тенденции в современном графическом дизайне.
В заключение отметим, что лучшим, на наш взгляд, пособием в сфере практики графического дизайна является книга Тима Харроуэ-ра «Настольная книга газетного дизайнера» [21], изданный перевод которой, к сожалению, является библиографической редкостью. В ней рассказывается, как делать газету «от и до», о традициях и современном состоянии дизайна периодических изданий, как работать с текстом, изображениями, цветом, как проводить редизайн и многое другое. Причем рекомендации, которые дает автор, практически не имеют «национальности», то есть применимы, в частности, в газетной практике нашей страны. Кроме того, в книге содержатся полезные упражнения. Можно сказать, Харроуэр не просто учит дизайну, он делает из пользователя дизайнера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буханцева, Н. В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия / Н. В. Буханцева. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 404 с.
2. Волкова, В. В. Дизайн газеты и журнала / В. В. Волкова, С. Г. Газанджиев, С. И. Галкин,
В. П. Ситников. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 224 с.
3. Галкин, С. И. Художественное конструирование газеты и журнала / С. И. Галкин. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 215 с.
4. Дэбнер, Д. Школа графического дизайна / Д. Дэбнер. - М. : РИПОЛ классик, 2007. - 192 с.
5. Кириленко, А. П. Самоучитель по компьютерной верстке / А. П. Кириленко. - К. : ВНУ 2000. -608 с.
6. Кнабе, Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа / Г. А. Кнабе. - М. : Вильямс, 2006. - 736 с.
7. Комолова, Н. В. Компьютерная верстка и дизайн / Н. В. Комолова. - СПб. : БХВ-Петербург,
2003. - 512 с.
8. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. - М. : ДМК Пресс, 2001. -272 с.
9. МакВейд, Дж. Дизайн страниц ВеЮг&Айег / Дж. МакВейд. - М. : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. - 272 с.
10. Маккей, Дж. Все о журналах / Дж. Маккей. -М. : Университет. кн., 2008. - 338 с.
11. Малышкин, Е. В. Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин. - М. : АСТ; Олимп, 2005. - 811 с.
12. Ныркова, Л. М. Как делается газета I Л. М. Ныркова. - М. : Гендальф, 1998. - 68 с.
13. Ньюарк, К. Что такое графический дизайн? I К. Ньюарк. - М. : АСТ Астрель, 2005. - 255 с.
14. Рожкова, Н. Г. Графический дизайн и реклама на компьютере : краткое руководство I Н. Г. Рожкова, П. П. Данилов, В. Н. Шитов. - М. : Вильямс, 2006. - 320 с.
15. Самара, Т. ДПП: Дизайн публикаций. Практикум. Каталог актуального дизайна I Т. Самара. -М. : РИП-холдинг, 2006. - 240 с.
16. Самара, Т. Типографика цвета : практикум I Т. Самара. - М. : РИП-холдинг, 2006. - 258 с.
17. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет I В. В. Тулупов, А. А. Колосов, М. И. Цуканова [и др.]. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 320 с.
18. Тулупов, В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты I В. В. Тулупов. -Воронеж : Воронеж. ун-т, 2007. - 336 с.
19. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн I Дж. Феличи. СПб. : БХВ-Петербург,
2004.- 496 с.
20. Фрост, К. Дизайн газет и журналов I К. Фрост. - М. : Университет. кн., 2008. - 231 с.
21. Harrower, T. The newspaper designer’s handbook I Tim Harrower. - N. Y : McGraw-Hill, 2002. - 264 s.