Научная статья на тему 'Методика выбора маршрута доставки материальных средств в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог'

Методика выбора маршрута доставки материальных средств в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРШРУТ ПОСТАВОК / SUPPLY ROUTE / МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / MATERIAL RESOURCES / ПОСТАВЩИКИ / SUPPLIERS / ПОТРЕБИТЕЛИ / CONSUMERS / ТЕМП ПЕРЕВОЗОК / TRANSPORTATION RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемяков Владимир Анатольевич

В статье рассматривается задача выбора оптимальных маршрутов доставки материальных средств (МС) от источников их производства до пунктов потребления в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог. Предложена методика выбора маршрута поставок материальных средств, которая основана на применении методов решения задач математического программирования. В качестве коэффициентов целевой функции используют показатели темпа перевозок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CHOICE OF SUPPLY ROUTE OF MATERIAL RESOURCES FROM SUPPLIERS TO CONSUMERS UNDER CONDITIONS OF LIMITED ROAD CAPACITY

This article presents the task of choosing optimal supply routes of material resources from source of production to center of consumption. It is also outlines a technique of choice of supply route, which is based on the application of methods for solving mathematical programming problems. Indicators of transportation rate are used as coefficients of the objective functions

Текст научной работы на тему «Методика выбора маршрута доставки материальных средств в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог»

МЕТОДИКА ВЫБОРА МАРШРУТА ДОСТАВКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Шемяков Владимир Анатольевич,

адъюнкт кафедры организации МТО, подполковник Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева, г.Санкт-Петербург

METHOD OF CHOICE OF SUPPLY ROUTE OF MATERIAL RESOURCES FROM SUPPLIERS TO CONSUMERS UNDER CONDITIONS OF LIMITED ROAD

CAPACITY

Shemyakov Vladimir Anatolyevich

PoM graduate student of the department of logi&ics organization, lieutenant colonel

Military academy of logi&ics, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается задача выбора оптимальных маршрутов доставки материальных средств (МС) от источников их производства до пунктов потребления в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог. Предложена методика выбора маршрута поставок материальных средств, которая основана на применении методов решения задач математического программирования. В качестве коэффициентов целевой функции используют показатели темпа перевозок.

ABSTRACT

This article presents the task of choosing optimal supply routes of material resources from source of production to center of consumption. It is also outlines a technique of choice of supply route, which is based on the application of methods for solving mathematical programming problems. Indicators of transportation rate are used as coefficients of the objective functions.

Ключевые слова: маршрут поставок, материальные средства, поставщики, потребители, темп перевозок.

Keywords:supply route, material resources, suppliers, consumers, transportation rate.

В условиях роста уровня автомобилизации населения при сохранении существующей плотности и уровня транс-портно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог задача выбора оптимальных маршрутов доставки МС от поставщиков к потребителям в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорого приобретает особую остроту и социально-экономическую значимость [3,4].

На сегодня средняя скорость движения транспортных средств в крупных городах не превышает 10-15 км/час [1]. Заторы и пробки возникающие на улично-дорожной сети отрицательно сказываются на экологической безопасности населения и вызывает дополнительные затраты, связанные с несвоевременной доставкой МС для обеспечения функционирования предприятий и организаций здравоохранения, торговли, сервиса, производства. Одним из направлений решения задачи снижения отрицательных эффектов от транспорта является оптимизация схем организации движения.

Сущность методики выбора маршрута поставок материальных средств от поставщиков к потребителям в условиях ограниченной пропускной способности автомобильных дорог заключается, в использовании алгоритмов решения задач распределительного типа по критерию максимизации темпа автомобильных перевозок [3,4].

Сущность задачи заключается в определении рациональных вариантов маршрутов поставок МС от каждого 1-го поставщика каждому j-му потребителю с темпом Ь/у. в объёмах х.

Целевая функция задачи выглядит следующим образом,

¡=1 j=1

Iv

Vj

x. ^ max,

(1)

при обычных для задачи ограничениях:

m

Xxi = bj, j = 1,2,...,n

(2)

X Xj *

j=i

Xj

i = 1,2,..., m,

(3)

> 0, i = 1,2,...,m, j = 1,2,...

(4)

Целевая функция и ограничения задачи интерпретируются следующим образом:

целевая функция (1), выраженная в виде произведения коэффициентов характеризующих темп подвоза ( 1. Уш1п, V..)

х

на количество * (т) МС, поставляемых со складов поставщиков потребителям . , характеризует темп автомобильных перевозок или скорость транспортной работы;

условия (2) требует удовлетворения потребностей каждого . - го потребителя в материальных средствах;

условие (3) указывает, что объем поставок МС от каждого - го поставщика не может превысить его возможностей; условие (4) неотрицательность переменных х... Значения х.. (1 = 1,2,..., ш, . = 1,2,..., п) определяют рациональный вариант (план) поставок. Их совокупность будем обозначать символом X и называть планом: Х={х,,, х„,...,х , х ,...,х ,..., х , х }.

2Р ' 2п ' шп'

-1

n

Рассмотренную модель легко построить на основе разработки графической модели варианта плана поставок МС.

Для этого строится ориентированный граф (рис 1.), вершинами которого являются т поставщики с фиксированными запасами и номенклатурой МС, а также п потребителей с фиксированными потребностями в объёмах и номенклатуре

МС. Они изображены на рисунке 1 в виде узлов графа. Дугами, соединяющими узлы графа, является транспортные коммуникации, связывающие поставщиков и потребителей с фиксированными значениями, протяжённости (Щ) и допустимой скорости движения автомобильного транспорта (V..).

Рисунок 1 - Графическая модель поставки материальных средств.

Такая постановка задачи хорошо описывает процесс раз- сматривать каждого поставщика как отдельную вершину на

работки оптимального плана и выбора маршрутов поставок графе поставок (рис. 1), разобьем ее на несколько вершин

МС одной номенклатуры. (рис. 2) в соответствии с номенклатурой МС, поставляемой

Для учета многономенклатурного характера поставок этим поставщиком. МС вносим следующие изменения. Вместо того, чтобы рас-

Аналогичные преобразования выполним и в отношении потребителей МС, т.е. разобьем соответствующие вершины графа на несколько вершин по номенклатуре потребляемых МС.

Ввиду того, что каждый из поставщиков может поставлять МС только по своим номенклатурным позициям, а каждому потребителю не обязательно нужны МС по каждой номенклатурной позиции, некоторые маршруты на графе оказываются недопустимыми. Указанные действия заведомо обращают в «0» переменные х.. .

Следует заметить, что если поставки продукции одной номенклатуры не зависят от поставок МС другой номенклатуры, то задачу разработки рационального плана поставок МС можно представить в виде отдельного плана по каждой

План поставок МС от каждого поставщика каждому пот] возок.

номенклатурной позиции. Рассмотрение отдельных задач позволяет получить решение, совпадающее с оптимальным решением общей задачи формирования плана и выбора маршрута поставки МС. В том случае если одну номенклатурную позицию МС можно заменять другой, то методика не подлежит разбиению на отдельные задачи.

В дальнейшем выполняется решение поставленной задачи с использованием известных алгоритмов линейного программирования [5,6] и программ их машин реализации в «Microsoft Office Excel», обеспечивающих реализацию методики на ЭВМ. В результате решения строится матрица (таблица 1), элементами которой являются численные объёмы МС, перевозимых от каждого поставщика каждому потребителю.

Таблица 1

бителю с учетом максимизации темпа автомобильных пере-

Поставщики (склады, базы) Потребители материальных средств

1 2 m

1 xii X12 X1m

2 X21 X22 X2m

n Xn1 Xn2 X

Таким образом, предположенный способ планирования поставок и выбора маршрутов поставки МС от поставщиков потребителям позволяет разработать такие схемы организации движения в крупных городах которые обеспечивают снижение времени доставки жизненоважных продукций и товаров, повышение оперативности оказания транспортных услуг, а также снижение логистических издержек на перевозки и негативные влияния транспортных средств на окружающую среду.

Список используемых источников

1. Ермошин Н.А. Проектирование производственной структуры дорожно-строительных организаций с учётом неопределённости структурообразующих факторов//Дороги и мосты (сб.).- Вып. 27. - М.: ФГУП РОСДОРНИИ, 2012. -С. 32-41.

2. Ермошин Н.А. Обеспечение гибкости производственной структуры дорожно-строительных организаций//Совре-менные проблемы науки и образования. 2013. №5.

3. Ермошин Н.А., Болгаров Н.И. Моделирование условий неопределённости функционирования и развития транспор-тно-логистических систем в целях обеспечения их экономической безопасности//Строительные и дорожные машины. 2014. № 6. С. 30-35.

4. Ермошин Н.А. Планирование автомобильных перевозок с учётом неопределённости транспортно-эксплуатацион-ных показателей дорожной сети//Ермошин Н.А. Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-6. С, 151-154.

5. Данциг Дж. Линейное программирование, его применения и обобщения / Дж. Данциг. - М.: Прогресс , 1966. -600 с.

6. Таха Х. Введение в исследование операций: в 2-х книгах. Кн.1. Пер. с англ. - М.: Мир , 1985 . - 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.