Научная статья на тему 'Методика внутреннего аудита в учреждениях системы МвД'

Методика внутреннего аудита в учреждениях системы МвД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / INTERNAL AUDIT / INTERNAL CONTROL / INTERNAL AUDIT IN STATE INSTITUTIONS / INTERNAL AUDIT METHODOLOGY IN STATE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пермякова Анна Юрьевна

Данная статья посвящена методике проведения внутреннего аудита в учреждениях системы МВД. Содержание статьи включает основные положения теории внутреннего аудита такие как: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование внутреннего аудита, а также содержит описание проблем использования методики внутреннего аудита в учреждениях системы МВД. В статье отражены недостатки: нормативно-правовой базы, регламентирующие проведение внутреннего аудита в учреждениях системы МВД, недостатки самой организации проведения внутреннего аудита и несовершенство методики проведения внутреннего аудита. На основании выявленных проблем предложены рекомендации по внесению изменений и дополнений в основные нормативно-правовые акты. Основную ценность статьи представляют рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита в казенных учреждениях системы МВД, которые предлагается внедрить в методику проведения внутреннего аудита для бюджетных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AUDIT METHODOLOGY IN THE INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

This article is devoted to the methodology of internal audit in institutions of the Ministry of internal Affairs. The article content includes the basic theory of internal audit such as: goals, objectives, statutory regulation of internal auditing, and describes the problems of the methodology of internal audit in institutions of the interior Ministry. The article reflects the shortcomings: the legal framework governing the internal audit in the institutions of the Ministry of internal Affairs, the shortcomings of the organization of internal audit and the imperfection of the methodology of internal audit. Based on the identified problems, recommendations for amendments and additions to the main normative legal acts are proposed. The main value of the article are recommendations for improving internal audit in state institutions of the Ministry of internal Affairs, which are proposed to be introduced into the methodology of internal audit for budgetary institutions.

Текст научной работы на тему «Методика внутреннего аудита в учреждениях системы МвД»

УДК 657.6

МЕТОДИКА вНУТРЕННЕГО АУДИТА в УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МвД

Пермякова Анна Юрьевна,

старший специалист финансово-экономического отдела, e-mail: anna.permyakova.86@mail.ru, Филиал ФКУ «ГЦСП МВД России» «Центр специальных перевозок МВД России

на Забайкальской ж.д.», г. Чита

Данная статья посвящена методике проведения внутреннего аудита в учреждениях системы МВД. Содержание статьи включает основные положения теории внутреннего аудита такие как: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование внутреннего аудита, а также содержит описание проблем использования методики внутреннего аудита в учреждениях системы МВД. В статье отражены недостатки: нормативно-правовой базы, регламентирующие проведение внутреннего аудита в учреждениях системы МВД, недостатки самой организации проведения внутреннего аудита и несовершенство методики проведения внутреннего аудита. На основании выявленных проблем предложены рекомендации по внесению изменений и дополнений в основные нормативно-правовые акты. Основную ценность статьи представляют рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита в казенных учреждениях системы МВД, которые предлагается внедрить в методику проведения внутреннего аудита для бюджетных учреждений.

Ключевые слова: внутренний аудит, внутренний контроль, внутренний аудит в казенных учреждениях, методика внутреннего аудита в казенных учреждениях

INTERNAL AUDIT METHODOLOGY IN THE INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Permyakova A.Y.,

senior specialist of the financial and economic department, e-mail: anna.permyakova.86@mail.ru, Branch of the Russian Ministry of Internal Affairs GTSP «Special Transport Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the J.D. Transbaikalskaya», Chita

This article is devoted to the methodology of internal audit in institutions of the Ministry of internal Affairs. The article content includes the basic theory of internal audit such as: goals, objectives, statutory regulation of internal auditing, and describes the problems of the methodology of internal audit in institutions of the interior Ministry. The article reflects the shortcomings: the legal framework governing the internal audit in the institutions of the Ministry of internal Affairs, the shortcomings of the organization of internal audit and the imperfection of the methodology of internal audit. Based on the identified problems, recommendations for amendments and additions to the main normative legal acts are proposed. The main value of the article are recommendations for improving internal audit in state institutions of the Ministry of internal Affairs, which are proposed to be introduced into the methodology of internal audit for budgetary institutions.

Keywords: internal audit, internal control, internal audit in state institutions, internal audit methodology in state institutions

DOI 10.21777/2587-554X-2019-4-40-44

введение

Актуальность исследования проблемы применения методики внутреннего аудита в учреждениях системы МВД обусловлена статусом государственного значения данного типа учреждений. Учреждения системы МВД в большинстве своем не распространяют сведения о своей хозяйственной деятельности, многие документы имеют засекреченный характер, что вызывает определенные сложности при проведении аудита в таких организациях. Независимые аудиторы, если они не состоят в штате конкретного учреждения, не способны полноценно провести аудит финансово-хозяйственной деятельности [1]. Во-первых, основная причина - это отсутствие полноценной методики для проверки именно казенных учреждений. На данный момент аудиторы используют методические указания по проведению внутреннего аудита для бюджетных учреждений. Во-вторых, существующий регламент, это единственный документ на который может положиться аудитор, содержит только организационные основы проведения аудита в учреждениях МВД. Данным документам определены объекты и субъекты аудита и другие организационные моменты.

В настоящее время данному вопросу посвящена только одна статья А.Л. Колесника «Методика внутреннего аудита казенного учреждения». В данной статье автор рассматривает проблемы внутреннего аудита в казенных учреждениях [4].

Можно отметить, что научные разработки в данной области крайне необходимы в целях совершенствования методологии аудита в учреждениях МВД.

1. Анализ проблем проведения внутреннего аудита в учреждениях системы МвД

Рассмотрим подробно сущность внутреннего аудита в учреждениях системы МВД.

До сих пор единого определения внутреннему аудиту не дано. Несомненно, внутренний аудит является контрольной деятельностью, цель которой направлена на выявление рисков в коммерческих организациях. Бюджетное учреждение, тем более казенное, не занимается коммерческой деятельностью, финансируется государством и риски его минимальны [3].

Главная цель аудита в данном случае это оценить надежность системы внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый контроль призван контролировать все вышеописанные направления проверки. Внутренний финансовый контроль в учреждениях МВД является обязательным. Постановка системы внутреннего контроля обеспечивает надежность управления бюджетными средствами [2].

Задачами внутреннего аудита в данном случае на хозяйственном уровне являются [2]:

- проверка сохранности целостности казенного имущества;

- проверка использования бюджетных средств, экономической целесообразности операций;

- предотвращение коррупционных схем в системе МВД.

А в целом все вышеописанные задачи входят в комплекс отслеживания эффективности внутреннего финансового контроля.

Основная нормативно-правовая база по вопросам, связанным с внутренним аудитом в учреждениях системы МВД основана на следующих источниках:

- Бюджетном кодексе Российской Федерации1;

- Гражданском кодексе Российской Федерации2;

- Федеральном законе «Об аудиторской деятельности»3;

- «Международном стандарте аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»4;

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. // Консультант Плюс: справочная правовая система. -URL: http://www.consultant.ru

2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Ч. 1. //Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru

3 Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» //Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru

4 Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 r.) «Использование работы внутренних аудиторов» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н) //Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru

- МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита»5;

- Федеральном законе «О бухгалтерском учете»6;

- Федеральном законе «О некоммерческих организациях»7;

- Приказе МВД России «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России»8.

Анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности нормативно-правовых актов, определяющих требования к порядку и процедурам осуществления внутреннего аудита в органах МВД [7].

Исследование регламента и методических рекомендаций позволили выявить ряд недостатков в этих документах [6]:

- данные документы не содержит рекомендаций по технологии документирования, что приводит к тому, что документирование осуществляется по окончании контрольного мероприятия, что существенно снижает его эффективность;

- отсутствуют рекомендации по описанию исследуемых процессов;

- нет рекомендаций по оценке того, как система внутреннего контроля обеспечивает минимизацию реализации рисков;

- внесение по результатам внутреннего аудита рекомендаций направлено только на устранение свершившегося факта. Нет направления по уменьшению вероятности повторений.

Есть и проблемы в работе самих аудиторов. По-прежнему, аудиторы ограничиваются проверкой бюджетных обязательств, а именно в состоянии при проверке использовать только арифметические методы аудита. Юридические методы аудита в учреждениях МВД сильно ограничены, что не позволяет проследить законность определенных сделок, совершаемых финансовыми структурами МВД [5].

Внутренний аудит предприятий, как правило, проводится с применением классического подхода с учетом Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России. Данный нормативный документ, так же, как и стандарты аудита, в большей степени регулирует общие вопросы организации и документирования и не конкретизирует приемы и методы проведения проверки. Необходим алгоритм действий с примерами документирования и образцами оформления рабочих и отчетных документов [5].

2. Рекомендации по внесению изменение в основные нормативно-правовые акты по осуществлению внутреннего аудита в учреждениях МвД

Внутренний аудит в учреждениях системы МВД должен обладать независимыми и объективными характеристиками и давать гарантию объективного анализа. Данные характеристики должны гарантировать вынесение справедливого аудиторского заключения. Так же он должен быть направлен не только на устранение недостатков и выявление рисков [4].

В отношении совершенствования методики проведения аудита можно предложить ряд рекомендаций:

1. Методика внутреннего аудита должна содержать конкретный алгоритм действий и пошаговые инструкции к основным бюджетным процессам, которые осуществляются в учреждениях МВД, который пока не существует ни в одном нормативно-правовом акте [4].

5 Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н) //Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru

6 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О бухгалтерском учете» //Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru

7 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) //Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru

8 Приказ МВД России от 12 октября 2015 г. № 980 "Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России"// Консультант Плюс: справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru

2. Необходимо внедрить использование процессного подхода при аудите хозяйственных операций, который будет предполагать более детальное изучение финансовых механизмов на каждом этапе хозяйственной операции. Этот подход является более трудоемким, так как нужно более детально изучать проводимые хозяйственные операции, не ограничиваясь только правильной оценкой заключенных договоров и проведения финансовых расчетов. В данном случае от аудитора требуются более расширенные знания в отношении хозяйственных процессов учреждения, возможно проведение каких-то дополнительных исследований и запросов. В данном случае изменится и подход к выборке исследуемых операций - она не может быть количественной, здесь необходим логический подход к выборке [4].

3. Также можно рекомендовать аудиторам изучение внутреннего контроля в направлении его эффективности по минимизации бюджетных рисков. В данном случае предполагается изучение узких мест опять же с использованием процессного подхода.

4. Необходимо обратить внимание и на совершенствование рекомендаций аудиторами. В массе своей они представляют рекомендации по устранению фактов нарушения. Необходимо давать рекомендации по уменьшению вероятности повторения, что значительно сложнее. Рекомендация по уменьшению вероятности повторения фактов нарушения не должна быть общей или размытой. Она должна давать четкие указания и пояснения в отношении предотвращения подобных случаев. Одно дело, когда аудитор рекомендует фиксировать финансовые операции определенным способом, а другое дело, когда он выясняет причину возникновения данных фактов и просит устранить именно причину, а не последствия.

5. Так же особое внимание необходимо указать на отражение аудиторами последствий нарушения. Далеко не каждый аудитор указывает их в акте аудиторской проверки и аудиторском заключении, так как это не регламентировано. Для чего так необходимо указывать последствия нарушения? Во-первых, прогнозируемые последствия нарушения определяют компетентность аудитора. Если нарушения не устранены, а последствия наступили, аудитор может указать на них при последующих проверках и подтвердить свой статус профессионального аудитора, способного правильно прогнозировать последствия и давать рекомендации. Во-вторых, прогнозирование последствий позволит руководителю избежать проблем при управлении финансами учреждения.

Все вышеописанные предложения должны войти в методику внутреннего аудита, разработанную для учреждений системы МВД.

Разработка и внедрение методики внутреннего аудита казенных учреждений позволит внутренним аудиторам конкретными приемами, готовым алгоритмом действий и пошаговой инструкцией по порядку действий при исследовании различных процессов, проходящих в казенных учреждениях.

Заключение

По итогам исследований, приведенных в данной статье, можно отметить, что развитие внутреннего аудита имеет государственное значение. Роль внутреннего аудита, как неоднократно уже было сказано, заключена в сохранении государственного казенного имущества и совершенствовании финансового управления казенным имуществом. Рекомендации, приведенные в данной статье, носят достаточно условный характер - они не должны быть универсальными и подходить для любого учреждения системы МВД, поскольку в каждом учреждении, несмотря на общую систему, имеются свои особенности хозяйственных и финансовых процессов. Возможно, даже потребуется разработка пошаговых инструкций и алгоритмов для каждого отдельно взятого учреждения. Опять же встает вопрос насколько глубоко может проникнуть аудитор при осуществлении внутреннего аудита и целесообразно ли проведение поверхностного аудита и предложение поверхностных общих рекомендаций.

Предложенные в данной статье мероприятия позволят проводить внутренний аудит более качественно именно в интересах государства, также данные направления совершенствования можно использовать и в практике внутреннего аудита коммерческих предприятия, что позволит значительно сократить коммерческие риски.

Список литературы

1. Амирбекова Г.Р., Алиев О.М. Проблема развития внутреннего аудита в Российских реалиях // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 1-2 (7). - С. 87.

2. Васильева Е.А., Гуськова Т.Н. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе управления организацией // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2018. - № 4. - С. 125.

3. Голубева А.Ю., Колесников В.В., Черевко Ю.Ю. Организация внутреннего аудита в Российской практике: проблемы и тенденции развития // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2017. -№. 8. - С. 189.

4. Колесник А.Л. Методика внутреннего аудита казенного учреждения // Учет. Анализ. Аудит. - 2017. -№ 1. - С. 47-54.

5. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и права. - 2018. - № 57. - С. 120.

6. Слободяник Ю.Б. Особенности организации и проведения финансового аудита в государственном секторе // Бухгалтерский учет вбюджетных и некоммерческих организациях. - 2015. - № 1. - С. 34- 38; -№ 2. - С. 32.

7. Сухих В.С., Юрьева Л.В. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих внутренний аудит в Российской Федерации и в странах бывшего СССР // Международный бухгалтерский учет. - 2015. -№ 28(370). - С. 21.

References

1. Amirbekova G.R., Aliyev O.M. Problem of internal audit development in Russian realities/New word in science: prospects of development. - 2016. - № 1-2 (7). - S. 87.

2. Vasilieva E.A., Guskova T.N. Internal audit as a fundamental element of the development of internal economic control in the management system of the organization // Economics and management: new challenges and prospects. - 2018. - № 4. - P. 125.

3. GolubevaA.Yu., Kolesnikov V.V., Cherevko Yu.Yu. The organization of internal audit in the Russian practice: problems and trends of development // Scientific notes of the Tambov office of ROSMU. - 2017. - №. 8. -S. 189.

4. KolesnikA.L. Internal Audit Methodology of the State Institution // Accounting. Analysis. Audit. - 2017. -№ 1. - P. 47-54.

5. Mironova O.A. Internal control in organizations: problems and prospects of development // Issues of economy and law. - 2018. - № 57. - P. 120.

6. Odobodyanik Yu.B. Peculiarities of organization and carrying out of financial audit in the public sector // Accounting of budget and non-profit organizations. - 2015. - № 1. - S. 34-38; - № 2. - S. 32.

7. Dry VS., YurievaL.V Analysis of normative and legal acts regulating internal audit in the Russian Federation and in the countries of the former USSR // International accounting. - 2015. - № 28 (370). - P. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.