Научная статья на тему 'МЕТОДИКА В. МАЗЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ НА СКРИПКЕ'

МЕТОДИКА В. МАЗЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ НА СКРИПКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юный музыкант / скрипичная педагогика / начальное обучение на скрипке / методика В. Мазеля / постановка рук / напряжение в игровом аппарате / воспитание / развитие / young musician / violin pedagogy / initial training to play the violin / V. Mosel’s method / hand position / tension in muscles / education / development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Исаева

Статья посвящена методике В. Мазеля, ее основным принципам и применению в начальный период обучения на скрипке. Методика направлена на избежание основных причин, провоцирующих возникновение дефектов постановки рук и корпуса юного скрипача. В практической деятельности педагоги-скрипачи большую часть времени посвящают развитию музыкального слуха и недооценивают столь важную область, как мышечное чувство, которое также подается развитию, если преподаватель руководствуется осмысленной системой работы. В каком бы участке не был замечен недостаток, связанный с зажатием мышц или даже просто недостаточной игровой свободой, причину следует искать в состоянии мышц, расположенных порой далеко от участка зажима. Уникальность и ценность методики В. Мазеля заключается в том, что она дает описание двигательной системы музыканта, а также ресурсов ее сбережения и укрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. MAZEL’S METHOD AS FUNDAMENTAL IN THE INITIAL PERIOD OF LEARNING TO PLAY THE VIOLIN

The article is focuses on the method of V. Mazel, its basic principles and application in the initial period of learning the violin. The technique is aimed at avoiding the main causes that provoke defects in the setting of hands and body of a young violinist. In practice, violin teachers devote most of their time to the development of musical hearing, and underestimate such important area as the muscular sense. No matter what area you notice the lack of muscle compression or even just the lack of playing freedom, the reason should be found in the state of the muscles, sometimes located far from the clamping area. The uniqueness and value of the method of V. Mazel lies in the fact that it describes the motor system of the musician, as well as the resources to save and strengthen it.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА В. МАЗЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ НА СКРИПКЕ»

3. Bahtin M. Tvorchestvo Fransua Rable inarodnaya kul'tura srednevekov'ya irenessansa. Moskva: 'Eksmo, 2015.

4. Lyashok A. Karnaval kak forma prazdnichnoj kultury: filosofsko-kul'turologicheskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2004.

5. Mezhdunarodnye festivali i konkursy v Evrope ot Fiestalonia. Available at: https://ru.fiestalonia.net/

6. Bogatko M. Konceptual'nye osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya. Available at: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/214450-konceptualnye-osnovy-pedagogicheskogo-proekti

7. Otzyv: Spektakl'po komedii A.S. Griboedova "Gore ot uma" (2000) - "Odna iz luchshih v svoem rode". Available at: https://otzovik.com/review_897491.html

8. Gore ot uma. Teatral'noe soobschestvo. Available at: https://vk.com/wall-62444663_14727

9. Ba! Znakomye vse lica. Spektakl'«Gore ot uma» v teatre na Maloj Bronnoj. Available at: Rezhim dostupa: https://pamsik.livejournal.com/210829.html

10. Stepanova E. Komediya «Gore ot uma» na sovremennoj scene (v teatrah Moskvy i Peterburga). Razlichnye traktovki komedii. Available at: https://infourok.ru/komediya-gore-ot-uma-na-sovremennoy-scene-v-teatrah-moskvi-i-peterburga-razlichnie-traktovki-komedii-3574289.html

Статья поступила в редакцию 11.11.20

УДК 378

Isaeva A.A., postgraduate, Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: stasia449@mail.ru

V. MAZEL'S METHOD AS FUNDAMENTAL IN THE INITIAL PERIOD OF LEARNING TO PLAY THE VIOLIN. The article is focuses on the method of V. Mazel, its basic principles and application in the initial period of learning the violin. The technique is aimed at avoiding the main causes that provoke defects in the setting of hands and body of a young violinist. In practice, violin teachers devote most of their time to the development of musical hearing, and underestimate such important area as the muscular sense. No matter what area you notice the lack of muscle compression or even just the lack of playing freedom, the reason should be found in the state of the muscles, sometimes located far from the clamping area. The uniqueness and value of the method of V. Mazel lies in the fact that it describes the motor system of the musician, as well as the resources to save and strengthen it.

Key word: young musician, violin pedagogy, initial training to play the violin, V. Mosel's method, hand position, tension in muscles, education, development.

А.А. Исаева, аспирант, Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, г. Москва, E-mail: stasia449@mail.ru

МЕТОДИКА В. МАЗЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ НА СКРИПКЕ

Статья посвящена методике В. Мазеля, ее основным принципам и применению в начальный период обучения на скрипке. Методика направлена на избежание основных причин, провоцирующих возникновение дефектов постановки рук и корпуса юного скрипача. В практической деятельности педагоги-скрипачи большую часть времени посвящают развитию музыкального слуха и недооценивают столь важную область, как мышечное чувство, которое также подается развитию, если преподаватель руководствуется осмысленной системой работы. В каком бы участке не был замечен недостаток, связанный с зажатием мышц или даже просто недостаточной игровой свободой, причину следует искать в состоянии мышц, расположенных порой далеко от участка зажима. Уникальность и ценность методики В. Мазеля заключается в том, что она дает описание двигательной системы музыканта, а также ресурсов ее сбережения и укрепления.

Ключевые слова: юный музыкант, скрипичная педагогика, начальное обучение на скрипке, методика В. Мазеля, постановка рук, напряжение в игровом аппарате, воспитание, развитие.

Начальному периоду обучения на музыкальных инструментах, и в частности скрипке, в детских музыкальных школах и школах искусств посвящено огромное количество различной методической литературы. В области скрипичной педагогики превосходно работали Л. Ауэр, В.Ю. Григорьев, С.О. Мильтонян, К.Г Мострас, П.С. Столярский, К. Флеш, А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич и многие др. Их идеи изложены и взяты за основу авторами современных методических и учебных пособий по игре на скрипке.

Трудность овладения игровыми навыками скрипача общеизвестна. Необходимость острой чувствительности мышц, диктуемая уникальными возможностями этого удивительного музыкального инструмента, при неестественном положении рук приводит к большим сложностям. Многие педагоги указывают ученику на то, что ему необходимо, но не всегда помогают найти путь к достижению цели в формировании исполнительских навыков и освоении игре на скрипке.

Одним из основных принципов работы с учеником является воспитание технического и художественного равновесия во всех изучаемых исполнительских приемах. Это осуществляется на основе сознательной работы ученика и целенаправленного внимания к этой проблеме учителя. В свою очередь, сознательное отношение к игре ученика воспитывается на предслышании и предощущениях.

Одним из главных недостатков в работе молодых педагогов является не совсем ясное представление пути развития исполнительской техники (имеется в виду различия между понятиями техника как возможность двигательного аппарата скрипача и техники художественной, в которой каждый элемент должен быть наполнен музыкой). Первым недостатком здесь является отсутствие внимания к пластичности мышц тела в целом.

Само понятие «техника» следует рассматривать всеобъемлюще: от формирования конкретного звучания и управления им - до овладения всем арсеналом технических средств и приемов; от «умения подчинять моторные навыки творческим целям» до «способности музыканта свободно интерпретировать художественный образ». Формирование управляемого технического аппарата возможно только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим закономерностям функционирования организма [2].

Второй ошибкой педагога, мешающей достижению естественных движений, является увлечение деталями как в работе над первоначальной постановкой, так и в процессе дальнейшего совершенствования игрового аппарата. Особенно отрицательны последствия такой работы, если она ведется в отрыве от художественной сути движения.

Немногие детально исследовали двойственность ощущений учащихся, возникающие в двигательной сфере в повседневной жизни и при первых контактах с музыкальным инструментом. Современные школьники ведут малоподвижный образ жизни и часто их движения входят в противоречие с основными физиологическими закономерностями функционирования организма.

В процессе обучения на скрипке очень часто говорится о естественности постановки рук и игровых приемов. В этом случае возникает вопрос: в чем состоит и как понимать естественность?

Если мы обратим внимание на положение левой руки скрипача с вывернутым под корпусом скрипки локтем, то должны будем признать, что это положение само по себе является неестественным; в обыденной жизни такое положение руки может встретиться лишь в исключительных случаях. Доказательством служит то обстоятельство, что при длительной нагрузке у учеников устает левая рука и именно потому, что ее положение с точки зрения естественности наиболее уязвимо. Помимо чисто механических движений и соответствующих физических усилий требуется включать в работу тонкие мышечные движения. Нерационально сформированные двигательно-игровые приемы идут в противоречие с физиологическими принципами работы организма и основываются в большой степени на зрительном восприятии, чем на знаниях закономерностей двигательного процесса и физиологии человека.

В связи с этим отсутствие должного воспитания физической культуры юного музыканта может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Одним из наиболее распространенных заболеваний, полученных в школьные годы, является сколиоз. Болезнь может в значительной степени осложниться при неправильном контакте ученика с музыкальным инструментом. Говоря о естественности рук во время игры на скрипке, следует исходить из естественности положения рук в профессиональных условиях, а не в повседневной жизни.

Тормозящие свободу игровых движений сокращения мышц можно разделить на две группы, внутри которых имеются бесконечные микроизмерения. Первая - противодействие мышц в ответ на всякую испытываемую нагрузку. Вторая - тоже представляет собой «ответ на испытываемую нагрузку», но имеет более определенное понятие и больше неприятных последствий - хватательный рефлекс. Сложность борьбы с этим рефлексом заключается в том, что по своей природе он является естественным. Следовательно, надо искать определенное состояние мышц, при котором с началом игровых движений хватательные рефлексы будут сведены к минимуму.

Каждому движению предшествует психологический настрой, вызывающий подсознательную реакцию мышц, вслед за которой происходит реальное напряжение одной группы за счет расслабления другой, т.е. движение, где кульминационной точкой будет максимальное напряжение первой группы при предельном освобождении второй. Залогом успеха должна быть методика, воспитывающая приемы, казалось бы, не имеющие отношения к процессу обучения игре на скрипке.

Заметим, что предварительная двигательная подготовка оказывает эффективную помощь в процессе приспособления ученика к инструменту На первых уроках с юными музыкантами занимаются, как правило, целесообразной постановкой игрового аппарата. Сформировать необходимые исполнительские навыки без этого невозможно. Поэтому постановка проходит несколько этапов, которые определяют перспективу обучения и плавно переходят от одного к другому. Учитывая сложность начального периода обучения игре на скрипке, современная методика выделяет три периода предварительной подготовки в постановочном процессе и формировании базовых двигательных навыков:

1. Предпостановочный - подготовка корпуса ученика к новым двигательным ощущениям, а также сохранение основ этих ощущений при любых двигательных действиях ученика. Предлагаемые комплексы подготовительных упражнений более всего способствуют воспитанию координации рук в процессе игровых действий. Они являются базовыми для учеников, осваивающих любой музыкальный инструмент

2. Раздельная постановка рук - главная задача этого периода исключить все негативные факторы, нарушающие взаимодействие рук. Необходимо подготовить каждую из рук к специфике действий с инструментом. Строгая последовательность воспитания игровых навыков позволит координировать различные по функциям действия рук в процессе игры. По возможности желательно ограничивать срок работы над этим периодом.

3. Соединение действий рук на базе раздельной постановки. Приступая к организации совместных действий рук, необходимо неукоснительно руководствоваться принципом: контакт пальца со струной должен всегда опережать процесс озвучивания смычком. Формированию этого процесса должна способствовать концентрация внимания ученика не на контакте смычка непосредственно со струной, а на его контакте с конкретным пальцем, фиксирующим струну [5].

Говоря о скрипичной постановке, надо обратить внимание педагога на постоянное внимание к координации и синхронности движений рук в разных несимметричных приемах игры. Надо держать под постоянным контролем компенсационные движения ученика, не допуская полной статичности корпуса играющего и в равной степени разболтанности и преувеличенных эмоций. Рекомендуемые поэтапные ступени восхождения к конкретным формам скрипичной постановки позволяют каждому ученику овладеть первоначальной постановкой. Особо одаренные могут перешагивать отдельные элементы постановки. Но средние ученики, пропуская промежуточные ступени и выходя прямо на конкретные результаты, теряют четкие мышечные и исполнительские представления о встречающихся элементах скрипичной игры и постепенно попадают в бесперспективные. Большинство методических пособий, освещающих традиционные методы обучения, страдают спецификой характерной для эмпирического метода обучения описываемых конечные формы постановки игрового аппарата.

Обобщив опыт своих предшественников, Владимир Мазель - педагог с огромным опытом, воспитатель большого числа профессиональных музыкантов - разработал уникальную методику, которая помогает «выходу» древнейших двигательных навыков и эстетических переживаний в поверхностные слои сознания. Целью методики является создание иммунной двигательной системы у учащихся на уровне сознания.

Состояние современной скрипичной педагогики В. Мазель исследует не только с позиции педагога-музыканта, но и с позиции психолога и физиолога. При работе со своими учениками он требует выверенных звуковых ощущений, добивается минимально необходимых и при этом четких действий. В. Мазель убеждает, что освоение скрипки без вреда для здоровья начинающих скрипачей может происходить только на основе присущей каждому человеку культуры движений, заложенной в его подсознании с еще первобытных времен, но, к сожалению, забытой.

Методика включает в себя систему специальных упражнений для музыкантов любой специальности, которая основана на строгом учете естественных двигательных возможностей организма. При формировании постановки рук и корпуса учитывается полная взаимозависимость двигательных действий всех частей игрового аппарата. Система специальных упражнений не преследует сугубо двигательно-силовые цели. Ее главная цель - воспитание у учащихся осознанно управляемых целесообразных движений, полностью контролируемых сознанием и подвластных воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем служат базой для развития всех необходимых исполнительских навыков будущего музыканта.

Основные принципы системы В. Мазеля:

• первичность сознания - вторичность движений;

• воспитание в мышечной сфере искусственной двигательной интуиции;

• формирование двигательного процесса на основе физиологически обоснованных управляемых движений;

• воспитание навыков релаксации напряженных мышц;

• формирование оптимальной осанки.

Процесс работы включает:

1. Воспитание четких взаимодействий между силовыми и несиловыми мышечными группами.

2. Воспитание оптимальных взаимодействий мышечных групп сгибателей разгибателей.

3. Воспитание постоянного потенциала подвижности всех мышечных

групп.

4. Организация всех форм движений на основе закономерностей трехфазового двигательного цикла. Изучением специфики двигательного процесса музыканта занимается физиология активности (раздел современной физиологической науки).

На основе физиологии активности устанавливается трехфазовая схема двигательного цикла музыканта. Фаза первая: подготовка действия - концентрация внимания на определенных группах мышц, готовящихся совершить то или иное действие. Фаза вторая: конкретное действие - активное (волевое) включение в работу мышечных групп, совершающих локальное движение-действие. Фаза третья: освобождение после действия - максимальное расслабление работавших мышечных групп после конкретного полезного действия. Двигательные навыки, формирующиеся на основе такой цикличности, легко поддаются контролю и в должной мере управляемы.

5. Формирование движений в зонах всех суставов, особенно базовых, на основе дугообразно-круговых движений.

6. Формирование ощущения двух единых силовых мышечных сфер нижней и верхней частей корпуса. В мышечной сфере организма формируются две локальные силовые сферы нижней и верхней частей корпуса. Обладающие большим энергетическим потенциалом, они служат эпицентрами концентрации основной мышечной энергии. Эта энергия дает возможность целенаправленно и рационально направлять ее на функционирующие мышечные группы, добиваясь оптимальной управляемости двигательным процессом. На этой основе прилегающие к силовым мышечным группам несиловые группы предохраняются от непроизвольного перенапряжения. Особенно это относится к мышечным группам, окружающим подвижные участки позвоночника - шейный и поясничный. Четкие взаимодействия силовых мышечных сфер верхней и нижней частей корпуса предохраняют мышечные группы спины от перенапряжения, а позвоночник - от деформации.

7. Формирование единой системы точек опоры для подвижных частей корпуса. Опора, когда верхняя часть корпуса в целом опирается на нижнюю, а голова - на плечи, часто оказывается малоэффективной, если она не поддерживается правильными мышечными ощущениями. Еще более проблематичны в этом смысле рука, которая не имеет точек опоры в положении стоя и сидя.

Отсюда следует, что воспитание стабильных ощущений опоры в мышечных зонах поясницы, шеи и плечевого пояса является базовым [2].

Комплекс универсальных упражнений по системе В. Мазеля предполагает 15 - 20 минут обязательных ежедневных занятий или 4 - 5 раз в день по 10 - 15 минут и включает в себя следующие виды упражнений.

1. Упражнения на распределение веса и ощущение основной точки опоры корпуса, укрепление мышц ног

2. Упражнения на формирование глубокого дыхания, способствующего снятию мышечного и нервного напряжения.

3. Упражнения на формирование правильной осанки, взаимодействие нижней и верхней частей корпуса.

4. Постановочные упражнения для рук как единой двигательной системы, формирование осознанных игровых движений.

5. Упражнения на координацию движений и дыхания.

6. Упражнения, направленные на воспитание мышечного самоконтроля.

В процессе выполнения упражнений рекомендуется охватывать все разделы комплекса, чтобы не нарушать его целостности. В связи с индивидуальными потребностями учащегося упражнения предполагают углубление определенных пунктов универсального комплекса или варьирование последовательности упражнений в зависимости от задач каждого конкретного периода работы над поддержанием физической и инструментально-исполнительской формы.

При этом необходимо, чтобы профилактика возможных заболеваний начиналась с раннего возраста детей, с самого начала обучения, когда у ребенка только открывается путь в мир искусства.

Воспитание искусственной двигательной интуиции, которой В. Мазель придает большое значение, учит различать целесообразные движения от нецелесообразных. Целесообразные движения легко поддаются релаксации, требуя минимально необходимого напряжения. Основанный на принципе целесообразности, весь двигательный процесс приобретает единый, целостный характер. Вместо разрозненных изолированных движений, направленных зачастую друг против друга, формируется единая система рациональных движений. Ее изучение и применение способствует быстрому восстановлению мышечных групп, утративших свои естественные функции, избавляет их от зажатости и болей.

Не будучи врачом, В. Мазель прекрасно разбирался в анатомии и биомеханике опорно-двигательного аппарата в целом, специализируясь на отдельных мышечных группах. Его методикой заинтересовались врачи-реабилитологи из российского нИи травматологии и ортопедии имени РР. Вредена, а затем и

Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени ГА. Альбрехта, в которых В. Мазель проводил мастер-классы. Его систему упражнений стали использовать не только музыканты, но и люди, страдающие различными заболеваниями позвоночника, суставов и мышц.

Скрипичная методика считается искусством. Вводя и развивая научные понятия основных приемов скрипичной игры, мы приближаем ее к науке, освобождая педагога от многих забот ремесленного порядка и приближая его к собственному творчеству. В сознании ученика устанавливается гармония между двигательными и слуховыми представлениями, что приводит к воспитанию не конкретного, а обобщённого исполнительского движения. Последнее является двигательным фоном, готовым принять окраску конкретного движения, обусловленного художественными намерениями.

Библиографический список

Методика В. Мазеля, как показывает практика, весьма продуктивна и поэтому должна стать основополагающей в практической работе с начинающими скрипачами. Именно в начальный период обучения должны быть тщательно организованы и сбалансированы все ощущения и действия игрового аппарата исполнителя. Благодаря этой методике постановочные этапы по формированию игрового аппарата начинающих скрипачей проходят намного быстрее и легче, улучшаются слухо-моторные навыки, развитие музыкально-исполнительских и технических средств формируется без лишней физической нагрузки. Любые недоработки начального периода обучения приводят к негативным последствиям в профессиональной реализации и здоровье будущего музыканта. Применение данной методики на практике не только повышает результативность учебного процесса, сохраняя интерес к музыкальной деятельности, но также воспитывает у учащихся физическую культуру, формируя здоровый образ жизни.

1. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. Москва: Классика - XXI, 2006.

2. Мазель В. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. Санкт-Петербург: Композитор (СПб), 2002.

3. Мазель В. Музыкант и его руки: Формирование оптимальной осанки. Санкт-Петербург: Композитор (СПб), 2006; Кн. 2.

4. Мазель В. Скрипач и его руки. Правая рука. Пальцевая техника. Санкт-Петербург: Композитор (СПб), 2006.

5. Мазель В. Скрипач и его руки. Левая рука. Пальцевая техника. Санкт-Петербург: Композитор (СПб), 2010.

6. Мищенко Г.М. Полный курс методики обучения игре на скрипке (альте). Санкт-Петербург: Реноме, 2009.

References

1. Grigor'ev V.Yu. Metodika obucheniya igre na skripke. Moskva: Klassika - XXI, 2006.

2. Mazel' V. Muzykant i ego ruki: Fiziologicheskaya priroda i formirovanie dvigatel'noj sistemy. Sankt-Peterburg: Kompozitor (SPb), 2002.

3. Mazel' V. Muzykant i ego ruki: Formirovanie optimal'noj osanki. Sankt-Peterburg: Kompozitor (SPb), 2006; Kn. 2.

4. Mazel' V. Skripach i ego ruki. Pravaya ruka. Pal'cevaya tehnika. Sankt-Peterburg: Kompozitor (SPb), 2006.

5. Mazel' V. Skripach i ego ruki. Levaya ruka. Pal'cevaya tehnika. Sankt-Peterburg: Kompozitor (SPb), 2010.

6. Mischenko G.M. Polnyj kurs metodiki obucheniya igre na skripke (al'te). Sankt-Peterburg: Renome, 2009.

Статья поступила в редакцию 11.11.20

УДК 378

Iskhakova A.T., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan, Russia),

E-mail: eigulis@inbox.ru

Iskhakova G.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Birsk Branch of Bashkir State University (Birsk, Russia),

E-mail: guldaric5@gmail.com

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF ADAPTING STUDENTS TO THE LEARNING PROCESS. The article deals with the problem of preserving and strengthening the health of students through the use of elements of health-preserving education. The relevance of this problem is laid down in the Federal Law "On Education in the Russian Federation", which indicates the main guidelines and measures for protecting the health of students. The development of the problem requires the integration of educational fields of science and an integrated approach to its study, knowledge of the features of rational planning of the study load and its impact on the functional state of the body of students. The authors see the solution to this problem in the need to highlight the conditions for ensuring the adaptation of students to learning. From the point of view of the organizational and activity component, the directions of educational and extracurricular work based on the principles of health-preserving pedagogy are determined.

Key words: health saving technologies, organizational and pedagogical conditions, adaptation in learning conditions, formation of skills and experience in health-saving activities of students.

А.Т. Исхакоеа, канд. биол. наук, доц., Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань,

E-mail: eigulis@inbox.ru

Г.Т. Исхакоеа, канд. пед. наук, доц., Башкирский государственный университет, Бирский филиал, г. Бирск, E-mail: guldaric5@gmail.com

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается проблема сохранения и укрепления здоровья студентов посредством использования элементов здоровьесберегающего обучения. Актуальность данной проблемы заложена в ФЗ «Об образовании в РФ», где обозначены основные ориентиры и меры охраны здоровья обучающихся. Разработка проблемы требует интеграции образовательных областей наук и комплексного подхода к ее изучению, знание особенностей рационального планирования учебной нагрузки и ее влияния на функциональное состояние организма студентов. Решение этой проблемы авторы видят в необходимости определения условий обеспечения адаптации студентов к обучению. С точки зрения организационно-деятельностного компонента определены направления учебной и внеучебной работы, основанные на принципах здоровьесберегающей педагогики.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, организационно-педагогические условия, адаптация в условиях обучения, формирование навыков и опыта здоровьесберегающей деятельности студентов.

Одной из задач профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в контексте аксиологического подхода является формирование ценностного отношения к себе, обществу и миру. Известно, что понятие «ценность» тесно взаимосвязано с понятиями «общечеловеческая культура» и «культура здоровья». Формирование бережного отношения к своему здоровью, понимание важности его сохранения и укрепления требует наличия готовности личности к решению задач безопасного поведения.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] охрана здоровья обучающихся предусматривает комплекс мер различного характера, направленных на профилактику заболеваний, оздоровление обучающихся и укрепление их здоровья.

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе получила свое углубленное изучение в конце 20 века, что обусловлено нарастающей потребностью общества в овладении способами деятельности, обеспечивающими сохранение стабильного психосоматического здоровья, вместе с отсутствием заболеваний. Одним из направлений обеспечения охраны здоровья студентов может выступать, наряду с определением условий оптимального режима учебной нагрузки и занятий, обучение навыкам здорового образа жизни.

Обучение в вузе требует от студентов значительного напряжения компенсаторно-приспособительных систем организма. Методологическую основу подобного рода исследований составляет изучение функциональных возможностей организма в условиях обучения, в частности в ходе приспособления к учебной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.