Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / педагогический потенциал / мировоззрение старшеклассников / театральный фестиваль / социальное партнерство школы и театра / инновационный образовательный проект / digital educational environment / potential pedagogical effect / senior pupils’ worldview / theatre festival / social partnership between school and theatre / innovative project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Ерома

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема укрепления социального партнерства школы и театра. Всесторонне исследуется вопрос о путях достижения взаимной готовности школы и театра к плодотворной совместной деятельности. Анализируются социальные и личностные факторы, препятствующие этому. Рассматривается специфика усвоения информации современными старшеклассниками, которые принадлежат к поколению Z. Затрагивается актуальная для современности проблема проведения школьниками досуга. Подчеркивается необходимость использования в сфере культурного обмена цифровых технологий как основополагающего тренда в современном процессе трансформации системы образования. Анализируются вопросы, связанные с преобразованием такого социокультурного явления, как театральный фестиваль. Предлагается разработка инновационного проекта школьного фестиваля в онлайн-формате. Даются конкретные рекомендации по реализации предложенного проекта на практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL PEDAGOGICAL EFFECT OF THEATRE FESTIVALS AND THEIR ROLE IN DEVELOPING SENIOR PUPILS’ WORLDVIEW

The article deals with one of modern topical issues of strengthening social partnership between school and theatre. The problem of ways to achieve mutual readiness of school and theatre for fruitful joint activity is considered in a comprehensive way; social and personal factors inhibiting this are analyzed. The paper discusses acquisition of information specific to senior pupils of Z generation. The important question of schoolchildren’s leisure activities is also touched upon. Particular stress is laid on the necessity of using digital technologies in cultural exchange as a fundamental trend in the modern process of transforming education system. The paper analyses problems related to the transformation of theatre festivals as a sociocultural phenomenon. It also presents an innovative project of school festival in online format. Specific recommendations on putting the proposed project into practice are given.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

2. Рефлексивно-кор- По ее окончании воспитатель (незаметно для детей) приклеивает на лицо клоуна Помогают расставить свои работы.

ригирующий карточку с улыбкой. Самостоятельно убирают свое рабочее ме-

- Ой, наш клоун развеселился. Посмотрите! Он смеется, улыбается, радуется. Он сто. Отвечают на вопросы

говорит вам спасибо за красивые, разноцветные шарики.

Что мы делали ребята? Шарики какого у нас цвета? Вам понравилось помогать

клоуну? А где у нас бывают клоуны?

- Ребята, какие красивые работы у вас получились.

Молодцы, спасибо!

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Средства реализации: лист белой бумаги с изображением грустного клоуна, карточка с нарисованной на ней улыбкой клоуна, вырезанные кружки разного цвета, кисти.

Как видим, занятие как педагогический процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка: художественно-эстетическое и развитие мелкой моторики рук, социально-коммуникативное и речевое, в познавательной деятельности совершенствует, прежде всего, восприятие цвета, формы и величины, строения предметов.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам [3]. В настоящей работе воспитатель дает ребенку поручение, вопросами, беседой, направляет его действия, напоминает их последовательность. У ребенка формируется воображение: замысел в форме наглядной модели. Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа. Воображение начинает претворять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого. Через воспитателя ребенок учится создавать собственную продукцию. Здесь игра имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Качество непроизвольного запоминания предмета и сюжета картинки зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.

Библиографический список

Согласно многим исследованиям развития познавательного процесса [7], память дошкольника в основном носит непроизвольный характер, то есть ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. В процессе аппликации ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности. Перед воспитателем возникают особые задачи: сосредоточить и удержать внимание детей, создать возможность запомнить материал и потом его воспроизвести, помочь построить замысел предмета или сюжета картинки [1; 2]. Каждое успешное действие детей рождает в них эмоционально-радостное состояние удовлетворения. При умелом руководстве воспитателя создаются благоприятные условия для лучшего и быстрого запоминания. То есть произвольное запоминание и воспроизведение создаются в процессе последовательного действия детей, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Аппликации отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью, что связано с развитием речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти, проявлением высокой познавательной активностью.

Некоторые дети открытку для папы сделали дома самостоятельно более красочно, дополняя декоративными узорами (ритмичное чередование элементов в узоре с подбором красивых цветовых сочетаний). Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении елочных игрушек.

Аппликации способствуют интенсивному развитию способности к запоминанию и воспроизведению. Аппликации являются эффективными средствами развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

1. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду: учебное пособие помощь воспитателям и родителям. Москва, Академия Холдинг, 2007.

2. Рузанова Е.С. Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2018; № 3: 37 - 39.

3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Москва: Академический Проект, Гаудеамус , 2005.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов. Москва: Академический проект, 2011.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

6. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Москва: ИД Карапуз: ТЦ Сфера, 2009.

7. Леонтьев Н.А. Познавательный психические процессы. Общая психология. Издательство: Питер, 2001. References

1. Malysheva A.N., Ermolaeva N.V. Applikaciya v detskom sadu: uchebnoe posobie pomosch' vospitatelyam i roditelyam. Moskva, Akademiya Holding, 2007.

2. Ruzanova E.S. Applikaciya kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostej detej doshkol'nogo vozrasta. Doshkol'noe vospitanie. 2018; № 3: 37 - 39.

3. Belkina V.N. Psihologiyarannego idoshkol'nogo detstva. Moskva: Akademicheskij Proekt, Gaudeamus , 2005.

4. Volkov B.S., Volkova N.V. Doshkol'naya psihologiya. Psihicheskoe razvitie ot rozhdeniya do shkoly: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij proekt, 2011.

5. 'E'konin D.B. Detskaya psihologiya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

6. Lykova I.A. Didakticheskie igry izanyatiya. Integraciya hudozhestvennoj ipoznavatel'noj deyatel'nosti doshkol'nikov. Moskva: ID Karapuz: TC Sfera, 2009.

7. Leont'ev N.A. Poznavatel'nyj psihicheskie processy. Obschaya psihologiya. Izdatel'stvo: Piter, 2001.

Статья поступила в редакцию 12.11.20

УДК 37.033

Eroma M.V., postgraduate, Department of Theory and History of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: bashka-90@mail.ru

POTENTIAL PEDAGOGICAL EFFECT OF THEATRE FESTIVALS AND THEIR ROLE IN DEVELOPING SENIOR PUPILS' WORLDVIEW. The article deals with one of modern topical issues of strengthening social partnership between school and theatre. The problem of ways to achieve mutual readiness of school and theatre for fruitful joint activity is considered in a comprehensive way; social and personal factors inhibiting this are analyzed. The paper discusses acquisition of information specific to senior pupils of Z generation. The important question of schoolchildren's leisure activities is also touched upon. Particular stress is laid on the necessity of using digital technologies in cultural exchange as a fundamental trend in the modern process of transforming education system. The paper analyses problems related to the transformation of theatre festivals as a sociocultural phenomenon. It also presents an innovative project of school festival in online format. Specific recommendations on putting the proposed project into practice are given.

Key words: digital educational environment, potential pedagogical effect, senior pupils' worldview, theatre festival, social partnership between school and theatre, innovative project.

М.В. Ерома, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: bashka-90@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема укрепления социального партнерства школы и театра. Всесторонне исследуется вопрос о путях достижения взаимной готовности школы и театра к плодотворной совместной деятельности. Анализируются социальные и личностные факторы, препятствующие этому Рассматривается специфика усвоения информации современными старшеклассниками, которые принадлежат к поколению Z. Затрагивается актуальная для современности проблема проведения школьниками досуга. Подчеркивается необходимость использования в сфере культурного обмена цифровых технологий как основополагающего тренда в современном процессе трансформации системы образования. Анализируются вопросы, связанные с преобразованием такого социокультурного явления, как театральный фестиваль. Предлагается разработка инновационного проекта школьного фестиваля в онлайн-формате. Даются конкретные рекомендации по реализации предложенного проекта на практике.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, педагогический потенциал, мировоззрение старшеклассников, театральный фестиваль, социальное партнерство школы и театра, инновационный образовательный проект.

Радикальные изменения, происходящие в современном мире, расширили круг субъектов взаимодействия в образовательной среде. Интернет, социальные сети, образовательные платформы, компьютерные игры становятся конкурентами традиционным учителям и воспитателям, семьи, художественной литературы, кино, телевидения, театра. Все это заставляет их искать новые формы диалога поколений. Трансформация принципов образования предполагает обогащение содержания школьных программ. В связи с этим идет поиск путей преобразования социального партнерства как эффективного образовательного ресурса, что и определяет актуальность темы настоящей статьи.

Ученые называют тип школы будущего «культуротворческим», который, в отличие от просветительского, то есть транслирующего знания, «имеет своей целью передачу культурного опыта... И эта тенденция отчетливо нарастает сегодня, - особая роль будет принадлежать искусству» [1 с. 5]. В условиях инновационных преобразований существует опасность утраты гармонии рационального и эмоционального в формировании мировоззрения учащихся. Окружающий мир и самого себя невозможно понять только на рациональном уровне, необходимо эмоциональное переживание опыта. Театр как эмоциональная школа жизни пробуждает чувства зрителей, формирует их способность к рефлексии, без чего невозможно усвоение интеллектуального и нравственного опыта. Постиндустриальное общество предполагает использование высокотехнологичной информационно-образовательной среды в сфере культурного обмена. Перспективным направлением должна стать его цифровизация как основополагающий тренд современного образовательного пространства. Внедрение инновационных форм партнерства школы и театра способствует решению данной проблемы, что и определяет проблематизацию данной статьи.

Готов ли современный театр, чья основная задача развлекать, к партнерству со школой, чья главная задача образовывать? Готова ли школа, чьи образовательные программы построены в парадигме рационального освоения мира, принять эмоциональный опыт театра в процесс формирования личности школьника? Продуктивное сотрудничество социальных партнеров возможно лишь при достижении ими взаимопонимания в определении целей и задач совместной деятельности. При этом важно учитывать особенности восприятия современных старшеклассников.

Поколение Z, к которому принадлежат современные старшеклассники, проводит свой досуг преимущественно в соцсетях. Как отмечают педагоги и психологи, коммерциализация игрового поля, засилие компьютерных азартных игр формирует агрессивный или инфантильный тип личности. Нельзя не согласиться с Л. Таруашвили, который отметил: «Непомерное увлечение пестротой, сменой нарядов, сюрпризами и аттракционами... - это свойство детской или инфантильной психики, а нормальный взрослый ... не захочет проводить на нем всю свою жизнь» [2, с. 29].

Внедрение в культурные проекты привычных для молодого поколения цифровых технологий может способствовать успешности их осуществления. Это весьма актуально для школы и театра, во взаимоотношениях которых назрел целый ряд проблем. Учителя школ мало доверяют современным сценическим установкам в области интерпретации произведений школьной программы. В педагогической среде преобладает негативное отношение к явлениям «осовременивания» классики. Чрезмерная занятость старшеклассников учебным процессом лишает их свободного времени для посещения спектаклей. Ценовая политика театров не способствует широкому посещению его учащимися. В результате театр теряет значительную часть своих потенциальных зрителей. Немало теряют и старшеклассники, оставаясь мало осведомленными об исканиях в области театрального искусства.

Укреплению партнерских отношений школы и театра может послужить совместное проведение театральных фестивалей. Слово фестиваль содержит латинскую корневую основу «fest», то есть «праздник». «Празднество всегда имело сущностное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание» [1, с. 5], -подчеркивает М. Бахтин. По наблюдениям исследователей, в наши дни складывается ситуация кризиса праздничности, что дает о себе знать в сокращении игровых форм и снижении их уровня. «В большинстве случаев праздники связаны с "фальшивой игрой", не объединяют людей и не связывают их.» [6, с. 22].

На этом фоне активное развитие фестивального движения представляется отрадным и обнадеживающим фактором. В наши дни фестиваль занимает ведущее место среди театрально-образовательных программ. В мире проводится более ста молодежных фестивалей различной жанровой направленности (Венский фестиваль Wiener Festwochen; Международный фестиваль театра для молодежи Agor Drysau в Уэльсе «Agor Drysau - Opening Doors» - Wales International Performing Arts Festival for Young Audiences; Международный фестиваль «Балтийский круг» BALTIC CIRCLE). В России утвердились более двадцати детских и юношеских театральных фестивалей образовательного плана (среди них выделяются такие как Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов (г. Санкт-Петербург), Национальная премия в области театрального искусства для детей «Арлекин» (г Санкт-Петербург), «Детский Weekend» российской национальной театральной премии фестиваля «Золотая маска» (г. Москва)) и др.

Фестиваль как жанр включает в себя не только просмотр и обсуждение спектаклей, но также мастер-классы для школьников и учителей, круглые столы, лаборатории, читки новых пьес, творческие игры и пр. Будучи явлением комплексным, фестиваль выполняет просветительскую миссию и способствует социализации молодого поколения.

Вызовы времени предопределили обновление методов проведения фестивалей. Так, в связи с пандемией ряд фестивалей в текущем году проходил в он-лайн-формате. «Несмотря на обстановку, мы стремимся поддерживать таланты со всего мира и создавать праздник, поэтому адаптируемся под новые реалии и запускаем заочный дистанционный конкурс World Art games», - заявил европейский лидер в организации международных фестивалей-конкурсов Fiestalonia Milenio. - Примите участие в одном из самых престижных международных он-лайн-конкурсов и оставайтесь дома» [7].

Разработка проекта театрального фестиваля для старшеклассников с использованием современных цифровых технологий может способствовать переходу партнерства школы и театра на принципиально более высокий уровень. В недрах российской театральной культуры накоплен бесценный свод сокровищ, который благодаря Интернету стал сегодня доступен для каждого, кто хочет обогатить свой внутренний мир. Задача партнерской деятельности школы и театра - обратить внимание старшеклассников на этот неисчерпаемый культурный фонд, который остается большей частью вне поля их зрения. В связи с этим целесообразной представляется разработка проекта учебного фестиваля в онлайн-формате с целью ознакомления старшеклассников с лучшими театральными постановками прошлого и современности (на материале школьной программы). При этом снимаются многие организационные и финансовые проблемы. Фестивали подобного рода могут проводиться во всех школах России, независимо от их местоположения. Возможно также проведение межшкольных дискуссий (очных и в онлайн-формате) с целью укрепления единого образовательного пространства.

«Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики» [3]. В нем взаимодействуют социально-культурные, психолого-педагогические и организационно-управленческие аспекты. Отвечая вызовам времени, педагогическое проектирование предполагает использование цифровых технологий при внедрении в практику инновационных идей. Принципы педагогического проектирования предусматривают гуманистические приоритеты и предрасположенность предлагаемой системы к трансформациям различного вида. Предлагаемый нами проект театрального учебного фестиваля с использованием онлайн-ресурсов отвечает названным требованиям. Разумеется, непосредственное, «живое» зрительское восприятие театрального спектакля не идентично впечатлению от онлайн-просмотра. Однако оно предполагает пробуждение у старшеклассника интереса к реальному посещению театра.

Что касается учителя, то для проведения подобного рода мероприятий он должен обладать расширенным кругом общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС. Учитель выступает в качестве наставника и активного участника процесса. Он берет на себя ответственность за окончательный выбор репертуара к просмотру, успешность проведения бесед и дискуссий. Кор-

ректировка учителем выступлений участников и подведение им промежуточных итогов должны служить мотивацией к продолжению работы.

Проект школьного театрального фестиваля предполагает практическую реализацию в режиме факультативных занятий и предусматривает:

1. Онлайн-анкетирование с целью определения позиции учителей и школьников по вопросам организации фестиваля и его тематике.

2. Предварительную беседу учителя со старшеклассниками по избранной теме (согласно предложенному плану).

3. Просмотр отобранных спектаклей в онлайн-формате (возможны как самостоятельное ознакомление, так и совместный просмотр).

4. Дискуссию после просмотра, в основу которой положены заранее подготовленные учителем и учащимися вопросы.

Обратимся к конкретным примерам.

Согласно школьной программе к числу обязательных для изучения в 9-м классе школы относится комедия А. Грибоедова «Горе от ума», что предусматривает знакомство школьников с литературным источником. В рамках предварительной беседы фестиваля учитель дает ученикам информацию об истории сценических постановок произведения, знакомит их с именами исполнителей главных ролей (М. Щепкин, П. Мочалов, М. Царев, В. Полицеймако, И. Смоктуновский, Т. Доронина, Ю. Соломин, К. Лавров и др.). Важным аспектом является освещение основных параметров дискуссий, разгоревшихся вокруг бессмертного творения Грибоедова - с момента запрета пьесы, которая оценивалась «как пасквиль на Москву», через череду постановок Малого театра, БДТ им. Горького, Театра сатиры и др. вплоть до современных. В задачу учителя входит также составление рекомендательного списка литературы по теме. Степень освещения данной проблематики зависит от уровня подготовки участников фестиваля.

Далее предлагается просмотр спектаклей в онлайн-формате, который располагает большим числом записей прошлого и современности. Выбор постановок для ознакомления также зависит от уровня подготовки аудитории. На наш взгляд, для учащихся 9-го класса обязателен к просмотру спектакль Малого театра - режиссер Иванов, художественный руководитель М. Царев (1977 год). Постановка эта - подлинный шедевр, гордость российского сценического искусства (неслучайно по ней был снят получивший широкую известность фильм-спектакль). Искусствоведы полагают, что в сценических интерпретациях Малым театром комедии А. Грибоедова проявлена история русского театра в целом. Спектакль выдержан в классических традициях (во многом совпадающих с установками, предложенными в школьной программе), в нем задействован блистательный актерский состав: Фамусова играет М. Царев, Чацкого - В. Соломин, Софью - Н. Корниенко, Молчалина - Б. Клюев. Особенно восхищает игра легендарного Царева, который привносит во властный деспотичный характер Фамусова черты жестокости, выступая против фамусовщины во все времена.

Резким контрастом может быть воспринята школьниками парадоксальная постановка грибоедовской комедии в БТД им. Горького (1962 год) - режиссер Г. Товстоногов. На наш взгляд, спектакль этот уместно рекомендовать к просмотру уже выпускникам школы. Постановку Товстоногова оценивали как бунтарскую, ее называли спектаклем-фарсом, спектаклем-памфлетом. По замыслу режиссера здесь резко переосмысливаются образы главных героев. Чацкий в трактовке С. Юрского - отнюдь не восторженно влюбленный молодой красавец, борец за истину, а усталый, глубоко оскорбленный пошлостью жизни скиталец. Молчалин (К. Лавров) - исключительно умный, ироничный и циничный карьерист. Зрителю предоставляется возможность судить, кто одерживает верх в их непримиримом противостоянии.

Событием в культурной жизни страны стал спектакль «Горе от ума», постановщиком которого явился О. Меньшиков (Театральное товарищество 814. 1998 - 2000 г.). Популярнейший актер одновременно выступил в роли Чацкого. В качестве музыкального сопровождения спектакля была использована музыка замечательного петербургского композитора В. Гаврилина. По постановке Меньшикова был создан фильм-спектакль, с которым необходимо познакомить

Библиографический список

учащихся. В те годы восторженная реакция рукоплескавшей публики вошла в противостояние с уничижительно резкой реакцией театральных критиков, которые «разнесли постановку в пух и прах. Было осуждено все - и художественное оформление, и игра актерского состава, и выложенная на поверхность мораль комедии [8]. Основанием для нападок в первую очередь послужила неординарно раскованная игра самого Меньшикова. Сложившийся вокруг имени актера своеобразный культ многие стремились развенчать.

З. Богуславская называет Меньшикова Чацким нашего времени, обреченного на «внутренний крах»: «Не пушкинское «чересчур умен» или гоголевское «нерусский тип. Здесь возникает, тема дома, возвращения. Москва не приняла его, Чацкого - так же, как в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова героя Меньшикова отринули Дом и возлюбленная» [4]. На наш взгляд, старшеклассникам небезынтересно будет разобраться в сложившейся в начале XXI века неоднозначной ситуации и высказать свое отношение к ней сегодня, двадцать лет спустя. Можно предложить им, к примеру, сопоставить монологи Чацкого в преподнесении Меньшикова и Соломина и высказать по этому поводу свое суждение.

Немалый интерес может представить для старшеклассников просмотр современных постановок пьесы. Так, имеет смысл познакомить их со смелым и для многих весьма спорным «осовремениваем» комедии Грибоедова в театре на Малой Бронной (2017 г.). «Школьная программа так мощно раскатала героев в плоскость. Отбросьте все, что вы прошли по школьной программе» [1], - откликаются на спектакль зрители.

Режиссер П. Сафонов «переодел героев и поселил их в XXI веке, развернув лицом к нам», но при этом, как полагает критика, избежал опасности скатывания в китч. «Сегодняшний день накладывается на комедию как калька, остаётся лишь обвести контуры фигур. О, если бы от комедии 19 века осталась только карикатурность, но нет, нас наотмашь бьют - позорная актуальность, абсолютная точность, невыносимая реалистичность» [1]. Впечатление дополняет музыка современного литовского композитора Ф. Латенаса, рваные ритмы которой усиливают ощущение дисгармоничности бытия (Фаустуса Латенаса постановщики справедливо называли соавтором своих спектаклей).

Для тех старшеклассников, которые проявят повышенный интерес к теме, можно предложить расширенный спектр онлайн-просмотров. Театр на Покровке (режиссер С. Арцыбашев) придал грибоедовской комедии оттенки оригинального занимательного водевиля с переодеваниями (2006 г.) [9]. Интересна в художественном плане постановка театра-фестиваля «Балтийский дом», в которой использована музыка. Изысканную, вдумчивую постановку предложил режиссер театра на Таганке Ю. Любимов. Спектакль, лишенный обличительного пафоса, маскарадных эффектов и явных намеков, позволяет авторскому тексту блистать остроумием, покорять мудростью, что побуждает задуматься.

Школьный театральный фестиваль с использованием цифровых технологий предполагается проводить в два этапа. В первый включаются сценические постановки произведений писателей XIX века - А. Грибоедова, Н. Гоголя, Н. Гончарова, А. Островского, А. Чехова и др., во второй - писателей XX - XXI веков -Б. Пастернака, Ф. Абрамова, В. Гроссмана и др. Это раскроет перед старшеклассниками панораму театральных прозрений прошлого и исканий современности. К процессу проведения фестиваля на всех этапах желательно подключить режиссеров, актеров, художников театра, которые дадут ответы на волнующие школьников и учителей вопросы, поделятся творческими планами.

Участникам будет предоставлена возможность принять участие в определении тематики фестиваля, отборе репертуара для просмотра. Вместе с учителем школьники разделят ответственность за успешность реализации поставленных задач, что воспитывает умение работать в коллективе. Участие в обсуждениях формирует у учащихся способность оценочного суждения. Проведение школьного фестиваля в обозначенном формате направлено на расширение культурного кругозора старшеклассников и укрепление партнерских контактов школы и театра.

1. Лапина О. Школьный театр в системе культуры и образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург: РГПУ имени Герцена, 2000.

2. Таруашвили Л. Академия художеств в контексте свободного общения. Языки свободного общества. Москва: Языки славянской культуры, 2003.

3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. Москва: Эксмо, 2015.

4. Ляшок А. Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ. Автореферат диссертации . кандидата философских наук. Москва, 2004.

5. Международные фестивали и конкурсы в Европе от Fiestalonia. Available at: https://ru.fiestalonia.net/

6. Богатко М. Концептуальные основы педагогического проектирования. Available at: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/214450-konceptualnye-osnovy-pedagogicheskogo-proekti

7. Отзыв: Спектакль по комедии A.C. Грибоедова «Горе от ума» (2000) - «Одна из лучших в своем роде». Available at: https://otzovik.com/review_897491.html

8. Горе от ума. Театральное сообщество. Available at: https://vk.com/wall-62444663_14727

9. Ба! Знакомые все лица. Спектакль «Горе от ума» в театре на Малой Бронной. Available at: Режим доступа: https://pamsik.livejournal.com/210829.html

10. Степанова Е. Комедия «Горе от ума» на современной сцене (в театрах Москвы и Петербурга). Различные трактовки комедии. Available at: https://infourok.ru/ komediya-gore-ot-uma-na-sovremennoy-scene-v-teatrah-moskvi-i-peterburga-razlichnie-traktovki-komedii-3574289.html

References

1. Lapina O. Shkol'nyj teatr v sisteme kul'tury i obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg: RGPU imeni Gercena, 2000.

2. Taruashvili L. Akademiya hudozhestv v kontekste svobodnogo obscheniya. Yazyki svobodnogo obschestva. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2003.

3. Bahtin M. Tvorchestvo Fransua Rable inarodnaya kul'tura srednevekov'ya irenessansa. Moskva: 'Eksmo, 2015.

4. Lyashok A. Karnaval kak forma prazdnichnoj kultury: filosofsko-kul'turologicheskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2004.

5. Mezhdunarodnye festivali i konkursy v Evrope ot Fiestalonia. Available at: https://ru.fiestalonia.net/

6. Bogatko M. Konceptual'nye osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya. Available at: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/214450-konceptualnye-osnovy-pedagogicheskogo-proekti

7. Otzyv: Spektakl'po komedii A.S. Griboedova "Gore ot uma" (2000) - "Odna iz luchshih v svoem rode". Available at: https://otzovik.com/review_897491.html

8. Gore ot uma. Teatral'noe soobschestvo. Available at: https://vk.com/wall-62444663_14727

9. Ba! Znakomye vse lica. Spektakl'«Gore ot uma» v teatre na Maloj Bronnoj. Available at: Rezhim dostupa: https://pamsik.livejournal.com/210829.html

10. Stepanova E. Komediya «Gore ot uma» na sovremennoj scene (v teatrah Moskvy i Peterburga). Razlichnye traktovki komedii. Available at: https://infourok.ru/komediya-gore-ot-uma-na-sovremennoy-scene-v-teatrah-moskvi-i-peterburga-razlichnie-traktovki-komedii-3574289.html

Статья поступила в редакцию 11.11.20

УДК 378

Isaeva A.A., postgraduate, Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: stasia449@mail.ru

V. MAZEL'S METHOD AS FUNDAMENTAL IN THE INITIAL PERIOD OF LEARNING TO PLAY THE VIOLIN. The article is focuses on the method of V. Mazel, its basic principles and application in the initial period of learning the violin. The technique is aimed at avoiding the main causes that provoke defects in the setting of hands and body of a young violinist. In practice, violin teachers devote most of their time to the development of musical hearing, and underestimate such important area as the muscular sense. No matter what area you notice the lack of muscle compression or even just the lack of playing freedom, the reason should be found in the state of the muscles, sometimes located far from the clamping area. The uniqueness and value of the method of V. Mazel lies in the fact that it describes the motor system of the musician, as well as the resources to save and strengthen it.

Key word: young musician, violin pedagogy, initial training to play the violin, V. Mosel's method, hand position, tension in muscles, education, development.

А.А. Исаева, аспирант, Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, г. Москва, E-mail: stasia449@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДИКА В. МАЗЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ НА СКРИПКЕ

Статья посвящена методике В. Мазеля, ее основным принципам и применению в начальный период обучения на скрипке. Методика направлена на избежание основных причин, провоцирующих возникновение дефектов постановки рук и корпуса юного скрипача. В практической деятельности педагоги-скрипачи большую часть времени посвящают развитию музыкального слуха и недооценивают столь важную область, как мышечное чувство, которое также подается развитию, если преподаватель руководствуется осмысленной системой работы. В каком бы участке не был замечен недостаток, связанный с зажатием мышц или даже просто недостаточной игровой свободой, причину следует искать в состоянии мышц, расположенных порой далеко от участка зажима. Уникальность и ценность методики В. Мазеля заключается в том, что она дает описание двигательной системы музыканта, а также ресурсов ее сбережения и укрепления.

Ключевые слова: юный музыкант, скрипичная педагогика, начальное обучение на скрипке, методика В. Мазеля, постановка рук, напряжение в игровом аппарате, воспитание, развитие.

Начальному периоду обучения на музыкальных инструментах, и в частности скрипке, в детских музыкальных школах и школах искусств посвящено огромное количество различной методической литературы. В области скрипичной педагогики превосходно работали Л. Ауэр, В.Ю. Григорьев, С.О. Мильтонян, К.Г Мострас, П.С. Столярский, К. Флеш, А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич и многие др. Их идеи изложены и взяты за основу авторами современных методических и учебных пособий по игре на скрипке.

Трудность овладения игровыми навыками скрипача общеизвестна. Необходимость острой чувствительности мышц, диктуемая уникальными возможностями этого удивительного музыкального инструмента, при неестественном положении рук приводит к большим сложностям. Многие педагоги указывают ученику на то, что ему необходимо, но не всегда помогают найти путь к достижению цели в формировании исполнительских навыков и освоении игре на скрипке.

Одним из основных принципов работы с учеником является воспитание технического и художественного равновесия во всех изучаемых исполнительских приемах. Это осуществляется на основе сознательной работы ученика и целенаправленного внимания к этой проблеме учителя. В свою очередь, сознательное отношение к игре ученика воспитывается на предслышании и предощущениях.

Одним из главных недостатков в работе молодых педагогов является не совсем ясное представление пути развития исполнительской техники (имеется в виду различия между понятиями техника как возможность двигательного аппарата скрипача и техники художественной, в которой каждый элемент должен быть наполнен музыкой). Первым недостатком здесь является отсутствие внимания к пластичности мышц тела в целом.

Само понятие «техника» следует рассматривать всеобъемлюще: от формирования конкретного звучания и управления им - до овладения всем арсеналом технических средств и приемов; от «умения подчинять моторные навыки творческим целям» до «способности музыканта свободно интерпретировать художественный образ». Формирование управляемого технического аппарата возможно только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим закономерностям функционирования организма [2].

Второй ошибкой педагога, мешающей достижению естественных движений, является увлечение деталями как в работе над первоначальной постановкой, так и в процессе дальнейшего совершенствования игрового аппарата. Особенно отрицательны последствия такой работы, если она ведется в отрыве от художественной сути движения.

Немногие детально исследовали двойственность ощущений учащихся, возникающие в двигательной сфере в повседневной жизни и при первых контактах с музыкальным инструментом. Современные школьники ведут малоподвижный образ жизни и часто их движения входят в противоречие с основными физиологическими закономерностями функционирования организма.

В процессе обучения на скрипке очень часто говорится о естественности постановки рук и игровых приемов. В этом случае возникает вопрос: в чем состоит и как понимать естественность?

Если мы обратим внимание на положение левой руки скрипача с вывернутым под корпусом скрипки локтем, то должны будем признать, что это положение само по себе является неестественным; в обыденной жизни такое положение руки может встретиться лишь в исключительных случаях. Доказательством служит то обстоятельство, что при длительной нагрузке у учеников устает левая рука и именно потому, что ее положение с точки зрения естественности наиболее уязвимо. Помимо чисто механических движений и соответствующих физических усилий требуется включать в работу тонкие мышечные движения. Нерационально сформированные двигательно-игровые приемы идут в противоречие с физиологическими принципами работы организма и основываются в большой степени на зрительном восприятии, чем на знаниях закономерностей двигательного процесса и физиологии человека.

В связи с этим отсутствие должного воспитания физической культуры юного музыканта может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Одним из наиболее распространенных заболеваний, полученных в школьные годы, является сколиоз. Болезнь может в значительной степени осложниться при неправильном контакте ученика с музыкальным инструментом. Говоря о естественности рук во время игры на скрипке, следует исходить из естественности положения рук в профессиональных условиях, а не в повседневной жизни.

Тормозящие свободу игровых движений сокращения мышц можно разделить на две группы, внутри которых имеются бесконечные микроизмерения. Первая - противодействие мышц в ответ на всякую испытываемую нагрузку. Вторая - тоже представляет собой «ответ на испытываемую нагрузку», но имеет более определенное понятие и больше неприятных последствий - хватательный рефлекс. Сложность борьбы с этим рефлексом заключается в том, что по своей природе он является естественным. Следовательно, надо искать определенное состояние мышц, при котором с началом игровых движений хватательные рефлексы будут сведены к минимуму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.