Научная статья на тему 'Методика управления территориальными подразделениями государственного пожарного надзора'

Методика управления территориальными подразделениями государственного пожарного надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / УГРОЗА ПОЖАРА (ЗАГОРАНИЯ) / ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА (ЗАГОРАНИЯ) / КРИТЕРИИ ОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ / PLAN INSPECTION / SOURCE OF FIRE / THREAT OF FIRE / OUTBREAK OF FIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Розов Андрей Леонидович, Белянин Василий Алексеевич

Анализируются проблемы принятия управленческих решений при планировании проверок состояния пожарной безопасности объектов, а также проблемы определения основных показателей, влияющих на проведение проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method management territorial subdivision of state fire control

In this article analyzed the problems connected with the acceptance decisions in planning inspections of fire safety conditions of objects. In this article are analyzed the problems of determination of the base indexes which influence on the probability of ignition on the objects of the defense.

Текст научной работы на тему «Методика управления территориальными подразделениями государственного пожарного надзора»

-►

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 614.84

А.Л. Розов, В.А. Белянин

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

На территории РФ В 2011 году произошло 168 тысяч пожаров, при которых погибло 12028 человек (0,008 % от общего количества человек на территории России), прямой материальный ущерб составил более 17 млрд рублей.

В 2011 году произошло 26 пожаров с массовой гибелью (5 и более человек), на которых в общей сложности погибло 154 человека и получили травмы 40 человек.

Показатель гибели людей при пожарах в России весьма высок. К примеру, в США за 2010 год при пожарах погибло 3120 человек, что составляет 0,001 % от общего количества людей, находящихся на территории США, в Китае за 2008 год при пожарах погибло 1385 человек, что составляет 0,0001 % от общего количества людей, проживающих на его территории.

Происходящее свидетельствуют о том, что система обеспечения пожарной безопасности в России (далее СОПБ РФ) не осуществляет свои функции в полной мере. Анализ исполнения функций каждой из подсистем СОПБ показывает, что основная нагрузка в обеспечении пожарной безопасности возложена на организации и предприятия. Именно они обязаны осуществлять противопожарные мероприятия, непосредственно влияющие на предотвращение пожаров (загораний) на объектах, создавать условия для своевременного обнаружения и успешного тушения пожаров, а также условия для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожарах.

Исследования показывают, что без надлежащего надзора должностные лица объектов исполняют свои обязанности в области пожарной безопасности не в полной мере. Один из основных способов влияния на СОПБ — проведение органами государственного пожарного надзора

(органы ГПН) плановых проверок выполнения требований пожарной безопасности на объектах экономики и социальной сферы.

К возможным способам повышения результативности плановых проверок и, соответственно, уровня пожарной безопасности объектов следует отнести и своевременность проверок.

Вместе с тем серьезной проблемой является ограниченность ресурсов органов государственного пожарного надзора. В настоящий момент установлена предельная численность сотрудников федерального уровня Государственной противопожарной службы, осуществляющих функции федерального государственного пожарного надзора, — 21110 единиц.

В связи с этим на сотрудников ГПН приходится от 100 до 400 объектов.

В настоящий момент отсутствует конкретная методика организации и планирования проверок. Существующие же периоды плановых проверок не учитывают особенности пожарной опасности объектов и фактические возможности подразделений ГПН.

Таким образом, особую актуальность имеет решение задачи оптимального управления территориальными подразделениями государственного пожарного надзора при организации проверок выполнения требований пожарной безопасности на объектах экономики и социальной сферы.

Федеральное законодательство РФ в области пожарной безопасности регламентирует следующие сроки проведения проверок: 1 раз в год для объектов образования; 1 раз в год для объектов социальной защиты; 1 раз в 2 года для объектов здравоохранения; 1 раз в 3 года для иных объектов защиты, правообладателями которых

являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Такие периоды проверок установлены для всех территорий Российской Федерации без учета территориальных особенностей, численности подразделений ГПН, количества объектов и их уровня пожарной опасности.

Территориальные подразделения ГПН планируют проверки, как правило, всех объектов, расположенных на обслуживаемой территории, не учитывая при этом фактические возможности подразделений. Данная ситуация часто приводит либо к неисполнению плана проверок, либо к снижению их качества.

В ходе исследования источников, причин и условий возникновения загораний установлено, что появление источника зажигания (инициирование взрыва) на объектах экономики и социальной сферы является случайной величиной, зависящей от многих факторов, в том числе и от человеческого. Вместе с тем возникновение загорания на объекте экономики и социальной сферы — не основная причина нанесения социального и материального ущерба. При условии, что на объекте экономики и социальной сферы система пожарной безопасности функционирует в требуемом режиме, загорание будет ликвидировано до момента перерастания в пожар и нанесения материального и социального ущерба. Следовательно, важно создать условия, препятствующие перерастанию (переходу) загорания в пожар, ограничить распространение пожара (загорания), его опасных факторов и создать условия для его успешного тушения. При проведении проверок органы ГПН интересуются соблюдением тех противопожарных мероприятий, которые препятствуют распространению пожара (загорания) и его опасных факторов, обеспечивают безопасную эвакуацию людей, а также создают благоприятные условия для его тушения.

Объекты обладают различным уровнем пожарной опасности, и, учитывая, что подразделения ГПН не в состоянии проинспектировать все объекты в минимальные периоды, возникает необходимость в определении приоритетных объектов, подлежащих первоочередным проверкам выполнения требований пожарной безопасности.

Проанализированы нормативные правовые акты в области пожарной безопасности, данные

о пожарах, в том числе крупных и с массовой гибелью людей, а также факторы, способствовавшие гибели людей при пожарах.

В ходе анализа крупных пожаров установлено, что массовая гибель и травмирование людей (5 и более человек), как правило, происходит на объектах, для которых характерно следующее: нахождение маломобильных групп населения (на них — 69 % пожаров с массовой гибелью людей от общего количества пожаров с массовой гибелью людей);

там, где осуществляется ночное пребывание людей (89 );

имеющих пониженную степень огнестойкости (IV, V) (77 %);

находящихся на отдаленном расстоянии от пожарных подразделений (см. рис. 1).

Также необходимо уделять внимание следующим факторам:

наличию на объекте зданий, помещений и наружных установок взрывопожароопасных категорий (категории А и Б по взрывопожарной опасности);

повышенной этажности зданий и сооружений; наличию эксплуатируемых подземных этажей; массовому пребыванию людей на объекте; наличию на объектах детей и подростков; возможности воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте на людей, находящихся в жилой, общественно-деловой или рекреационной зонах вблизи производственного объекта.

В связи с этим данные особенности объектов можно считать факторами, повышающими уровень пожарной опасности объектов.

В результате проведенного анализа и экспертной оценки разработана следующая оценочная система, позволяющая выявлять объекты, подлежащие первоочередным проверкам выполнения требований пожарной безопасности:

Характерстика Баллы

Время прибытия пожарных подразделений в случае пожара:

< нормы.....................0

> нормы....................4

Наличие на объекте зданий, помещений и наружных установок взрывопожароопасных категорий (А и Б):

нет.............................0

< 300 м2......................3

> 300 м2.....................4

Техносферная безопасность -►

Гибель людей

подразделении, мин.

Рис. 1. Зависимость числа погибших людей при пожарах от времени прибытия

пожарных подразделений

Этажность объекта (количество этажей):

1.................................0

1-3............................1

3-5............................2

5-9............................3

> 9..............................4

Количество эксплуатируемых подземных этажей:

0.................................0

1-2............................1

> 2..............................2

Максимально возможное количество людей на

объекте:

до 50..........................1

50-200.......................2

2000-1000 .................3

> 1000........................4

Возможность воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте на людей в жилой, общественно-деловой и рекреационной зонах вблизи объекта:

нет.............................0

есть ............................ 4

Ночное пребыванием людей:

нет.............................0

есть............................4

Наличие маломобильных групп населения:

нет.............................0

есть............................4

Наличие на объекте детей и подростков:

нет.............................0

есть............................4

Фактическая степень огнестойкости зданий:

I, II, III......................0

IV, V...........................4

Общее количество баллов* . (...) * Уровень опасности объектов увеличивается с количеством баллов.

Критерием оценки уровня пожарной опасности будет количество баллов, набранных объектом исходя из его специфики.

Наибольшее количество баллов позволяет относить объект к приоритетным объектам, подлежащим первоочередным проверкам выполнения требований пожарной безопасности.

В ходе исследования проанализировано влияние уровня пожарной опасности объектов на гибель людей при пожарах, что позволило определить значения баллов для групп объектов различного уровня пожарной опасности:

объекты первого (наиболее опасного) уровня пожарной опасности — 10 баллов и более (при пожарах на которых происходит, как правило, массовая гибель людей — 5 и более человек);

объекты второго уровня пожарной опасности — менее 10 баллов (на них при пожарах массовая гибель людей, как правило, не происходит).

При исследовании факторов, влияющих на организацию проверок, также учитывалось, что сущность планирования заключается, в числе прочего, в распределении задач между исполнителями и ресурсов в соответствии с предполагаемыми задачами. Поэтому трудозатраты на проверку противопожарного состояния объектов и ресурсы органов государственного пожарного надзора отнесены к факторам, влияющим на периодичность проведения плановых проверок.

Значение трудозатрат на проверку противопожарного состояния объектов определяется экспертной оценкой исходя из местных условий. В данном исследовании использовались среднестатистические справочные данные.

о т

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ю 11 12 13 14 15 16 17 18 1S 20 21 22 23

Уровень пожарной опасности объекта, Оаппы

Рис. 2. Зависимость гибели людей при пожарах от уровня пожарной опасности объектов

Основная задача органов ГПН заключается в профилактической работе, связанной со снижением пожарной опасности объектов.

Но при этом органы управления подразделениями ГПН должны организовать работу подразделений эффективно, т. е. добиваться максимального эффекта от работы с учетом ограниченных ресурсов.

Задача при организации и планировании деятельности органов государственного пожарного надзора заключается в выборе оптимального варианта проверок из значительного количества альтернативных вариантов.

Исследования показывают, что по результатам проверок количество нарушений требований пожарной безопасности на поднадзорных объектах сокращается в среднем на 60 %, что соответственно приводит к снижению уровня пожарной опасности проверенных объектов. При этом существует проблема, связанная с таким ограниченным ресурсом, как количество

инспекторского состава, которое не позволяет охватывать проверками все объекты в минимальные периоды (период планирования).

Также установлено, что инспекторами государственного пожарного надзора при проведении плановых проверок выявляются только около 70 % фактически имеющихся нарушений требований пожарной безопасности, и это снижает эффективность проверок.

Соответственно, при решении задачи, связанной с эффективным использованием ограниченных ресурсов, для выбора оптимального решения задачи оптимизации можно применить метод линейного программирования.

В качестве критерия оптимизации (целевая функция) при решении данной оптимизационной задачи можно принять снижение общего уровня пожарной опасности (снижение уровня пожарного риска) поднадзорной территории, на которой расположены проверяемые объекты. Ограничение в данном случае будет касаться трудовых ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [Текст].

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Текст].

3. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» [Текст].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Официальный сайт МЧС Российской Федерации [Электрон. ресурс] http: //www.mchs.gov.ru

5. Брушлинский, Н.Н. О понятии пожарного риска и связанных с ним понятиях [Текст] / Н.Н. Брушлинский // Пожарная безопасность.— 1999. № 3.

6. Брушлинский, Н.Н. Системный анализ оперативной обстановки с пожарами [Текст] / Н.Н. Брушлинский.— М.: Изд-во ВНИИПО, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.