Научная статья на тему 'Обеспечение пожарной безопасности объектов экономики и социальной сферы в условиях рыночной экономики'

Обеспечение пожарной безопасности объектов экономики и социальной сферы в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
662
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ИСТОЧНИКИ ЗАЖИГАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / УГРОЗА ПОЖАРА / УГРОЗА ЗАГОРАНИЯ / ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА / ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАГОРАНИЯ / ЗАГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Розов Андрей Леонидович, Белянин Василий Алексеевич

Анализируются проблемы, связанные с принятием управленческих решений при планировании проверок состояния пожарной безопасности объектов, а также определением основных показателей, влияющих на вероятности возникновения загораний на объектах защиты. Для роста основных показателей используется теория вероятностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article analyzed the problems connected with the acceptance decisions in planning inspections of fire safety conditions of objects. In this article are analyzed the problems of determination of the base indexes which influence on the probability of ignition on the objects of the defense. The theory of probability is used for determination of the base indexes

Текст научной работы на тему «Обеспечение пожарной безопасности объектов экономики и социальной сферы в условиях рыночной экономики»

Для обеих моделей разрушения троса проведена минимизация средних значений суммарных затрат Uна процесс перегрузки ЯТ при различных значениях Рсг. Как выяснилось, данная функция имеет выраженный минимум, достижение которого на практике возможно, если величины U(j и щ (стоимости ТРШ и TBC) имеют значения, близкие к реальным. При определении средних значений U, U(j и £7, вычисления проводились многократно (50 ООО испытаний), что позволило судить о доверительном интервале U и об относительных погрешностях. Графики зависимости ущербов от критической вероятности в логарифмическом масштабе приведены на рис. 3 и 4, где наглядно видно, что благодаря минимизации затраты U могут быть существенно снижены.

При проведении 50 ООО испытаний относительные погрешности ±аи / и по модулю не превышают 0,50 для 1-й модели и 0,41 для 2-й модели на всем промежутке значений Рсг. При достижении средних величин и своих минимальных значений в точках Рсг = 0,0015539 для 1-й модели и Рсг = 0,00202024 для 2-й погрешности находятся соответственно науровне 0,32 и 0,12.

Аналогичный подход и построенная математическая модель применимы к произвольным параметрам любых критически важных объектов (КВО), для которых имеют смысл финансовые потери и индекс защищенности, а оптимизация дает существенное улучшение параметров. Для получения адекватных результатов достаточными должны быть вычислительная мощность ЭВМ и точность операций с плавающей запятой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Махутов, H.A. Обеспечение защищенности и минимизация общих эксплуатационных затрат и ущербов в течение жизненного цикла критически важных объектов путем выбора оптимальных стратегий проведения технических инспекций и ремонта ¡'1скст| / H.A. Махутов, Д.О. Резников, В.П. Петров, В.И. Куксова // Проблемы анализа риска; Том X. - 2010. Т. 5. - № 3,- С. 34-67.

2. Яковлев, В.В. Прикладные аспекты теории надежности технических систем [Тексту учебное пособие / Яковлев В.В. // СПб., 2007.

3. Зубков, A.M. Сборник задач по теории вероятностей |TeKCTj / A.M. Зубков, Б.А. Севастьянов, В.П. Чистяков // М.: Наука, 1989.

4. Гуменюк, В.И. Основы комплексной защиты системы военной связи от средств поражения [Текст J / В.И. Гуменюк / ВАС,- СПб., 2002,- 306 с.

УДК 614.84

В.А. Белянин, А.Л. Розов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ экономики

Наша страна сейчас находится на этапе реформирования (иногда слепого), на переходе крыночной экономике. Прежняя система пожарной безопасности, действовавшая в СССР, частично (а иногда и в основном) разрушена. Новая система далека от создания.

В чем между этими системами принципиальное различие?

В СССР за систему пожарной безопасности отвечало прежде всего государство. В настоящее время эффективно организованная система по-

жарной безопасности должна учитывать условия рыночной экономики (естественно, переходного периода). Последнее до сих пор плохо удается. На это указывает статистика: в России ежегодно погибает от ОФП более 100 человек в расчете на 1 млн населения, а в развитых странах мира этот показатель составляет от 7 до 15 человек, т. е. мы отстаем на порядок.

Рассмотрим, насколько сложно формируется в нашей стране новая система пожарной безопасности.

Анализируя всевозможные источники зажигания, мы видим, что появление источника зажигания (инициирование взрыва) на объектах экономики и социальной сферы — вероятностная величина, зависящая главным образом от человеческого фактора. Учитывая, что человеческий фактор недостаточно контролируем, предотвратить загорание на объекте экономики и социальной сферы достаточно сложно.

Вместе с тем возникновение загорания на объекте экономики и социальной сферы не основная причина нанесения социального и материального ущерба. При условии, что на объекте система пожарной безопасности функционирует в требуемом режиме, загорание будет ликвидировано, прежде чем перерастет в пожар и нанесет материальный и социальный ущерб.

Следовательно, важно создать условия, препятствующие перерастанию (переходу) загорания в пожар, ограничить распространение пожара (загорания) и его опасных факторов и создать условия для успешного тушения. При проведении инспекций органы государственного пожарного надзора проверяют соблюдение тех противопожарных мероприятий, которые препятствуют распространению пожара (загорания) и его опасных факторов, обеспечивают безопасную эвакуацию людей, а также создают благоприятные условия для его тушения.

В ходе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих порядок технического обслуживания средств противопожарной защиты и периоды организационно-обучающих мероприятий, установлено, что их необходимо проводить, как правило, ежегодно. Это позволяет обеспечивать необходимый уровень работоспособности систем противопожарной защиты.

Соответственно и плановые проверки органам государственного пожарного надзора необходимо проводить ежегодно.

Вместе с тем с 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года, одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года), который внес жесткие ограничения при организации проведения проверок объектов экономики и социальной сферы.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.

Основание для включения плановой проверки в ежегодный план их проведения — истечение трех лет со дня:

государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

окончания последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением, представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти, о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принято Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». Оно устанавливает следующее:

1) на объектах амбулаторно-поликлиниче-ской медицинской помощи — проверки не чаще 1 раза в 2 года;

2) на объектах стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи — проверки не чаще 1 раза в 2 года;

3) на объектах дошкольного и начального общее образования — проверки не чаще 1 раза в год;

4) на объектах основного общего и среднего (полного) общего образования — проверки не чаще 1 раза в год;

5) в детских лагерях на время каникул — проверки 1 раз перед началом каникул.

6) на объектах предоставления социальных услуг с обеспечением проживания — проверки не чаще 1 раза в год.

22 марта 2010 года приказом МЧС РФ от 22.03.2010 № 122 внесены изменения в Приказ МЧС РФ от 1 октября 2007 года № 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности», в том числе в отношении планирования плановых проверок.

Данным приказом установлено, что органы ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации определяют периодичность проведения проверок на объектах надзора, если это не установлено законодательством Российской Федерации. Планирование проверок осуществляется в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, объектов надзора с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Вместе с тем в настоящий момент не установлены конкретные периоды проведения плановых проверок объектов экономики и социальной сферы. Периодичность проведения плановых проверок на объектах экономики и социальной сферы определяется самостоятельно управлени-

ями ГПН субъектов Российской Федерации без научно обоснованных методик. Критерии для определения периодов этих проверок отсутствуют. Не учитываются фактические возможности органов ГПН.

Соответственно возникает ряд проблем, связанных с обеспечением пожарной безопасности на объектах экономики и социальной сферы; в их числе:

законные ограничения частоты проведения плановых проверок объектов экономики и социальной сферы;

отсутствие критериев для определения конкретных периодов плановых проверок различных объектов экономики и социальной сферы;

отсутствует методика определения объектов, которые являются приоритетными при организации и проведений плановых проверок;

ограниченные ресурсы органов государственного пожарного надзора. В настоящий момент на одного сотрудника государственного пожарного надзора, непосредственно осуществляющего проверки объектов защиты, приходится в среднем 300—400 объектов.

В целях решения этих проблем и определения приоритетных объектов для проведения проверок выполнена обработка статистических данных о частоте возникновения пожаров (рис. 1,2).

По результатам обработки статистических и справочных данных о частоте возникновения пожаров (загораний) установлено, что эта величина зависит от ряда факторов: в производственных зданиях — от вида функционального назначения и площади здания; в общественных зданиях — от вида функционального назначения и количества людей.

Расчетные данные, полученные с применением стандартной методики расчета пожарного риска, показывают, что при частоте возникновения пожаров (загораний) для зданий более

_о _V

7,7-10 " год величина индивидуального пожарного риска превышает нормативное значение (10-6 год-1), что недопустимо.

Определение предельно допустимой частоты возникновения пожара в здании в течение года — 0П:

Оп = Ои/((1-К.ш)Рпр(1-Рэ)(1-Рп,)),

где — нормативное значение индивидуального пожарного риска (Ю-6 год-1); /?ап — вероятность эффективного (0,9) срабатывания устано-

Частота возникновения пожаров (загораний) в течение года (в расчете на одного человека)

Зрелищные учреждения (театры, цирки)

Учреждения высшего профессионального образования

Прочие внешкольные и детские учреждения

Учреждения среднего профессионального образования

Детские оздоровительные лагеря, летние детские дачи

Общеобразовательные учреждения

Амбулатории, поликлиники, диспансеры, медпункты, консультации

Учреждения начального профессионального образования

Детские дошкольные учреждения

Санатории, дома отдыха, профилактории, дома [ престарелых и инвалидов

Больницы, госпитали, клиники, родильные дома, стационары

Гостиницы, мотели

Предприятия розничной торговли:

Предприятия рыночной торговли:

Предприятия общественного питания

Т5 Я о

гз' йз Й йз £ Я х

Я ТЗ О

Я

и И

о

Й

0 н я а Я

1 т х и Й ЙЗ I 3

Я:

Я

0

и

я

м л а

1 3 а

а

л м с н о н т

я

о

*

м гз о

И

к -

с

43 к I 3

Я:

Частота возникновения пожаров (загораний) в течение года (на квадратный метр площади здания)

ооооооооооо

о о о о о

сл о> -ч аз со о

Инструментально-механические цеха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Склады химической продукции

Цеха по переработке мясных и рыбных продуктов

Текстильные производства

Литейные и плавильные цеха

Цеха горячей прокатки металлов

Электростанции

Цеха по обработке синтетического каучука и искусственных волокон

Склады многономенкпатурной продукции

X

(и ^

I

О

}

н п> х т

■С

п> п х

03

п> ь о к о п

Г)

п

СП

3

<

X

(и •<

к (и

О СП

тз (и

ш

0 03

1

X

п>

м

м о

вок автоматического пожаротушения при отсутствии в здании систем автоматического пожаротушения принимается равной нулю; Р — вероятность присутствия людей в здании (1,0); Рэ — вероятность эвакуации людей (0,999); Рпз — вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

Ли 2 1~(1~^бн^соуэ)(1~^бн^пдз)>

где /?обн — вероятность эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации (0,8); /?соуэ условная вероятность эффективного срабатывания системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в случае эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации (0,8); ^пдз условная вероятность эффективного срабатывания системы противо-дымной защиты в случае эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации (0,8).

/>„3=1 - (1 - 0,8 • 0,8)(1 - 0,8 • 0,8) = 0,8704; 0П = 1-10"6/[(1 - 0)1(1 - 0,999)(1 - 0,8704)] = = 7,7-Ю-3, год-1.

В связи с этим и исходя из значений факторов, влияющих на частоту возникновения пожаров (загораний), здания возможно разделить на классы по опасности возникновения пожаров (загораний).

I класс опасности возникновения пожаров (загораний) (высокий) — частота возникновения пожаров (загораний) от 7,7- 10_3 (год-1) и выше. К нему относятся:

склады многономенклатурной продукции (площадь здания более 100 м2);

электростанции, склады химической продукции, литейные и плавильные цеха, цеха по переработке мясных и рыбных продуктов, цеха горячей прокатки металлов, текстильные производства, цеха по обработке синтетического каучука и искусственных волокон (площадь здания более 500 м2);

инструментально-механические цеха (площадь здания более 1000 м );

предприятия розничной торговли (универмаги, промтоварные магазины, универсамы, продовольственные магазины, магазины смешанных товаров, аптеки, аптечные ларьки, прочие здания торговли), предприятия рыночной торговли (крытые, оптовые рынки со зданиями стацио-

парной постройки, торговые павильоны, киоски, ларьки, палатки, контейнеры), предприятия общественного питания, детские дошкольные учреждения (детские сады, ясли, дома ребенка), больницы, госпитали, клиники, родильные дома, психоневрологические интернаты и другие стационары, санатории, дома отдыха, профилактории, дома престарелых и инвалидов (количество человек — более 50);

гостиницы, мотели, общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты, детские дома, лицеи, гимназии, колледжи, учреждения начального профессионального образования (профессиональные технические училища), амбулатории, поликлиники, диспансеры, медпункты, консультации, детские оздоровительные лагеря, летние детские дачи (количество человек более 100);

учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения), прочие внешкольные и детские учреждения (количество человек более 250);

зрелищные учреждения — театры, цирки (количество человек более 2500).

II класс опасности возникновения пожаров (загораний) (низкий) — частота возникновения пожаров (загораний) до 7,7-1(П3 (год-1) — включает:

склады многономенклатурной продукции (площадь здания менее 100 м );

электростанции, склады химической продукции, литейные и плавильные цеха, цеха по переработке мясных и рыбных продуктов, цеха горячей прокатки металлов, текстильные производства, цеха по обработке синтетического каучука и искусственных волокон (площадь здания менее 500 м2);

инструментально-механические цеха (площадь здания менее 1000 м ).

предприятия розничной торговли (универмаги, промтоварные магазины, универсамы, продовольственные магазины, магазины смешанных товаров, аптеки, аптечные ларьки, прочие здания торговли), предприятия рыночной торговли (крытые, оптовые рынки со зданиями стационарной постройки), торговые павильоны, киоски, ларьки, палатки, контейнеры), предприятия общественного питания, детские дошкольные учреждения (детские сады, ясли, дома ребенка), больницы, госпитали, клиники, ро-

(начало)

«А»

Общее кол-во

инспекторов ГПН,

осуществляющих

плановые

проверки

Необходимая периодичность проведения плановых проверок зданий I класса опасности возникновения пожаров (загораний)

Количество рабочих дней в

году, отведенных на проведение проверок зданий

Здания разделяются на классы опасности т возникновения пожаров (загораний)

^__ **000000\

Сведения о Сведения о

Сведения о зданиях зданиях

зданиях производст общественно

производстве венного го

нного назначения назначения 1

назначения 1 II класса класса

класса опасности опасности

опасности возникнове возникновени

возникновени ния я пожаров

я пожаров пожаров (загораний)

(загораний) (загораний) !

Сведения о

зданиях обществен н

ого назначения II класса опасности возникновен ия пожаров (загораний)

Указываются наименования и площади объектов

Сведения о трудозатратах на

проверку противопожарного

состояния производственных зданий

Сведения о трудозатратах на

проверку противопожарного состояния общественных зданий

Необходимо увеличить общее

количество инспекторов ГПН или

периодичность проверок зданий I класса опасности возникновения пожаров (загораний)

Определяется количество инспекторов для проведения плановых проверок зданий I класса опасности возникновения пожаров (загораний) (1)_

:; "Округляется до целого значения в большую сторону

Кол-во инспекторов ГПН для проведения плановых проверок зданий I класса опасности возникновения пожаров (загораний)

Определяется количество инспекторов для проведения плановых проверок зданий II класса опасности возникновения пожаров (2)

/

Кол-во инспекторов ГПН для проведения плановых проверок зданий II класса опасности возникновения пожаров (загораний)

Определяется периодичность проведения плановых проверок зданий Т1 класса опасности возникновения пожаров (загораний) (3 )

Периодичность проведения плановых проверок зданий II класса опасности возникновения пожаров (загораний)

С Ко||еи )

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Алгоритм определения периодичности проведения плановых проверок за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах экономики и социальной сферы

дильные дома, психоневрологические интернаты и другие стационары, санатории, дома отдыха, профилактории, дома престарелых и инвалидов (количество человек менее 50);

гостиницы, мотели, общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты, детские дома, лицеи, гимназии, колледжи, учреждения начального профессионального образования (профессиональные технические училища), амбулатории, поликлиники, диспансеры, медпункты, консультации, детские оздоровительные лагеря, летние детские дачи (количество человек менее 100);

учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения),

прочие внешкольные и детские учреждения (количество человек менее 250);

зрелищные учреждения (театры, цирки) (количество человек менее 2500).

С учетом результатов исследований разработан алгоритм определения периодичности проведения плановых проверок за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах экономики и социальной сферы (рис 3).

Разработанная методика определения периодичности плановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах экономики и социальной сферы, которая использует сведения о частоте возникновения пожаров (загораний) и о трудозатратах на проведение проверок, позволяет оптимизировать эту важную область деятельности.

УДК 622.692

Т.Ю. Иванова

ОЦЕНКА ОБЪЕМОВ ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Все известные методики определения вероятного объема вытекшей нефти из аварийного нефтепровода имеют одно общее — они разделяют процесс истечения нефти натри этапа:

истечение при полномдействующем давлении от моментаразгерметизациитрубопроводадо момента отключения перекачивающих станций;

истечение от момента отключения насосов перекачивающих станций до момента закрытия задвижек;

свободное истечение от момента закрытия задвижекдо полного истечения нефти из аварийного участка трубопровода либо до момента остановки истечения аварийной бригадой.

Наиболее общим подходом среди рассмотренных отличается методика оценки степени риска эксплуатации магистральных нефтепро-дуктопроводов ОАО «АК Транснефтепродукт» рекомендует рассматривать максимально возможные объемы разлившегося нефтепродукта при авариях на этих объектах и рассчитывать вероятные объемы выхода нефтепродукта исхо-

дя из двух вариантов прогнозирования аварийных разливов нефти (АРН):

потенциально возможного максимального объема аварийно разлившегося нефтепродукта;

ожидаемой (наиболее вероятной) массы утечек нефтепродукта, учитывающий достигнутый уровень эксплуатационной надежности и опыт ликвидации аварийных разливов.

Расчет потенциально возможного максимума аварийного разлива нефти на трубопроводах

Порядок оценки потенциально возможного максимума аварийного разлива нефти или нефтепродуктов на нефтепродуктопроводах определен постановлениями Правительства РФ № 613 от 21.08.2000 [1] и №240 [2]:

1. При прорыве (гильотинный разрыв) неф-тепродуктопроводов объем Ктахистечения определяется как сумма 25 % максимального объема Ух прокачки в течение 6 ч и объема У2 нефтепродукта между задвижками, ограничивающими аварийный участок трубопровода:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.