Научная статья на тему 'Методика управления материальными потоками в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Методика управления материальными потоками в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
581
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / КРИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ БЕЛЛМАНА / LOGISTICS / MATERIAL FLOW / DYNAMIC PROGRAMMING / OPTIMIZATION / TRANSPORTATION AND LOGISTICS SYSTEM / THE CRITERION BELLMAN OPTIMALITY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Калабухова Ирина Анатольевна

Практика промышленно развитых стран подтверждает, что эффективное планирование, организация и управление движением материальных потоков возможны только в случае применения основ логистического подхода, формирования и развития транспортно-логистических систем регионов, способствующих оптимальному использованию имеющихся экономических и других видов ресурсов. На современном этапе развития логистических технологий большое внимание уделяется решению частных задач оптимизации транспортных, складских и распределительных процессов на предприятиях. Однако создание логистических систем на уровне региона требует комплексного рассмотрения всех аспектов указанных процессов. Для создания региональных логистических систем необходимо формирование методологических принципов и логистической научной базы, которые позволят: разработать математические модели, отражающие закономерности движения материальных потоков в логистических системах; произвести расчет оптимального размера партии поставки и других параметров процесса поставок; представить процессы логистики в виде элементарных функций с последующим исследованием их на экстремум; построить графические зависимости, иллюстрирующие взаимосвязи в логистике; выявить номенклатуру стохастических величин в региональных логистических системах и оценить вид распределения вероятностей; определить тесноту связи между величинами статистических процессов; построить уравнения регрессии, описывающие логистические процессы; в необходимых случаях интерпретировать функционирование объектов в логистике как систем массового обслуживания; рассчитать параметры систем массового обслуживания в логистических процессах; применять компьютерные технологии для решения логистических задач с помощью математических методов. В данной статье представлена методика, которая позволяет оптимизировать материальные потоки в транспортно-логистических системах с использованием уравнения Беллмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Калабухова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MANAGEMENT OF MATERIAL FLOWS IN THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The practice of industrialized countries confirms that effective planning, organization and management of the movement of the material flow is possible only in case of application of the fundamentals of logistics approach, the formation and development of transport and logistics systems of the regions, promoting optimal use of available economic and other kinds of resources. At the present stage of development of logistics technologies, much attention is paid to the solution of specific problems of optimization of transport, warehousing and distribution processes in enterprises. However, the creation of logistics systems at the regional level requires a comprehensive consideration of all aspects of these processes. To create a regional logistics systems the formation of methodological principles and logistics of a scientific base that will allow: to develop mathematical models that reflect the patterns of material flow in logistic systems; to calculate optimal lot size, delivery and other process parameters supply; to provide logistics processes in the form of elementary functions, then study them to the extreme; to build the graphical dependence illustrating the relationship in logistics; to identify the range of the stochastic variables in the regional logistic systems and to assess the type of probability distribution; to determine the relation between the values of the statistical processes; to build the regression equation describing the logistics processes; in necessary cases, to interpret the functioning of objects in logistics as systems of mass service; calculate the parameters of systems of mass service in the logistics processes; the use of computer technology to solve logistical problems using mathematical methods. This article presents a methodology that allows to optimize the material flow, transport and logistics systems using the Bellman equation.

Текст научной работы на тему «Методика управления материальными потоками в жилищно-коммунальном хозяйстве»

Систему оплаты труда невозможно разработать и внедрить раз и навсегда, поскольку постоянно меняются стратегия поведения управляющей организации на рынке жилищно-коммунальных услуг, ситуация на рынке труда, законодательство, приходят новые поколения людей, внедряются новые технологии оказания жилищно-коммунальных услуг, растет производительность труда. Это означает, что необходимо постоянно отслеживать эффективность системы оплаты труда на основе анализа результатов оценки работников, их опроса и своевременно ее совершенствовать посредством обратной связи.

Таким образом, предложенная система оплаты труда будет характеризоваться адресной принадлежностью по отношению к каждому отдельному сотруднику, ясностью для исполнителей, простотой измерения, взаимосвязанностью показателей, а также индивидуальной мотивацией каждого сотрудника, что в целом приведет к определенности в трудовых функциях и улучшению качества работы персонала управляющей организации.

Список литературы:

1. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 524 с.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 301 с.

3. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное

пособие / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Турен-ко. - М.: КНОРУС, 2008. - 328 с.

4. Гайнанов Д. А. Модернизация организационной структуры управления муниципальным ЖКХ / Д.А. Гайнанов, Т.А. Герасимов // Имущественные отношения в РФ. - 2009. - № 96. - С. 15-19.

5. Спирина Л.И. Организационно-экономический механизм повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг / Д.А. Гайнанов, Л.И. Спирина // Управление экономическими системами: электронный журнал. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http//www.uecs.ru.

List of literature:

1. Kibanov A.J. Motivation and promoting work / Ed. by A.J. Kabanova. - M.: INFRA-M, 2013. - 524 p.

2. Kibanov A.J. The Management staff of the organization: strategy, marketing, internationalization. Tutorial / A.J. Kibanov, I B. Durackova. - M.: INFRA-M, 2011. - 301 p.

3. Burmenko T.D. Etc. services: economy: training manual / Etc., T.D. Burmenko, N.N. Danilenko, T.A. Turen-ko. - M.: KNORUS, 2008. - 328 p.

4. Gainanov D.A. Modernization of the organizational structure of management of municipal housing / D.A. Gainanov, T.A. Gerasimov // Property relations in the Russian Federation. - 2009. - №. 96. - P. 15-19.

5. Spirina L.I. Organizational-economic mechanism of improving the quality of housing and communal services / D.A. Gainanov, L.I. Spirina // Management of economic systems: electronic journal. - 2014. - № 6. - Mode of access: http: //www.uecs.ru.

Калабухова И.А.

преподаватель кафедры «Экономиш» Кумертауского филиала ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,

Россия, г Кумертау УДК 656.022.41

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Практика промышленно развитых стран подтверждает, что эффективное планирование, организация и управление движением материальных потоков возможны только в случае применения основ логистического подхода, формирования и развития транспортно-логистических систем регионов, способствующих оптимальному использованию имеющихся экономических и других видов ресурсов.

На современном этапе развития логистических технологий большое внимание уделяется решению частных задач оптимизации транспортных, складских и распределительных процессов на предприятиях. Однако создание логистических систем на уровне региона требует комплексного рассмотрения всех аспектов указанных процессов. Для создания региональных логистических систем необходимо формирование методологических принципов и логистической научной базы, которые позволят: разработать математические модели, отражающие закономерности движения материальных потоков в логистических системах; произвести расчет оптимального размера партии поставки и других параметров процесса поставок; представить процессы логистики в виде элементарных функций с последующим исследованием их на экстремум; построить графические

зависимости, иллюстрирующие взаимосвязи в логистике; выявить номенклатуру стохастических величин в региональных логистических системах и оценить вид распределения вероятностей; определить тесноту связи между величинами статистических процессов; построить уравнения регрессии, описывающие логистические процессы; в необходимых случаях интерпретировать функционирование объектов в логистике как систем массового обслуживания; рассчитать параметры систем массового обслуживания в логистических процессах; применять компьютерные технологии для решения логистических задач с помощью математических методов.

В данной статье представлена методика, которая позволяет оптимизировать материальные потоки в транспортно-логистических системах с использованием уравнения Беллмана.

Ключевые слова: логистика, материальные потоки, динамическое программирование, оптимизация, транспортно-логистические системы, критерий оптимальности Беллмана.

METHODS OF MANAGEMENT OF MATERIAL FLOWS IN THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The practice of industrialized countries confirms that effective planning, organization and management of the movement of the material flow is possible only in case of application of the fundamentals of logistics approach, the formation and development of transport and logistics systems of the regions, promoting optimal use of available economic and other kinds of resources.

At the present stage of development of logistics technologies, much attention is paid to the solution of specific problems of optimization of transport, warehousing and distribution processes in enterprises. However, the creation of logistics systems at the regional level requires a comprehensive consideration of all aspects of these processes. To create a regional logistics systems the formation of methodological principles and logistics of a scientific base that will allow: to develop mathematical models that reflect the patterns of material flow in logistic systems; to calculate optimal lot size, delivery and other process parameters supply; to provide logistics processes in the form of elementary functions, then study them to the extreme; to build the graphical dependence illustrating the relationship in logistics; to identify the range of the stochastic variables in the regional logistic systems and to assess the type of probability distribution; to determine the relation between the values of the statistical processes; to build the regression equation describing the logistics processes; in necessary cases, to interpret the functioning of objects in logistics as systems of mass service; calculate the parameters of systems of mass service in the logistics processes; the use of computer technology to solve logistical problems using mathematical methods.

This article presents a methodology that allows to optimize the material flow, transport and logistics systems using the Bellman equation.

Key words: logistics, material flow, dynamic programming, optimization, transportation and logistics system, the criterion Bellman optimality.

Логистика как наука стала неотъемлемой частью современной экономики. Под логистизацией понимается представление экономических процессов в виде постоянно циркулирующих потоков - материальных, финансовых, информационных, которые в той или иной форме образуют логистические системы. Логистика составляет инструментарий управления производственно-коммерческой деятельностью, в котором используются специальные концепции и экономико-математические методы. Как в теории, так и в практике логистика достигла такого уровня, когда применение математических методов стало необходимым [2]. Значительную часть частных задач по оптимизации логистических поцессов можно решить с применением метода динамического программирования.

Логистическая оптимизация материального потока - комплекс математических задач, в результате решения которых может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая

экономический выигрыш только за счет качественного изменения управления материальным потоком [1].

При использовании метода динамического программирования применяется пошаговая оптимизация. Если при управлении материальным потоком принимать оптимизирующую целевую функцию только для данного шага, то в целом такая система управления может привести к неоптимальному эффекту всего процесса. Управление на каждом шаге должно быть оптимальным с точки зрения процесса в целом.

Многие задачи оптимизации характеризуются наличием связи между управляющими воздействиями и координатами состояния объекта в форме рекуррентных соотношений:

х« = /,(х,и)7 = (1) где 7 - номер стадии; и. - управление на 7-й стадии;

х - состояние после проведения 7-й стадии.

Критерий оптимальности в таких задачах во многих случаях может быть представлен как адди-

тивная функция переменных, характеризующих стадии процесса:

(2)

¡=1

На переменные могут быть наложены ограничения

Xi е Vx; щ е Vu ,

(3)

и, в частности, некоторые переменные состояния или управления могут принимать фиксированные значения.

Алгоритмы динамического программирования применительно к решению задачи с критерием (2) и условиями (1) базируются на принципе оптимальности Беллмана, который формулируется следующим образом [4].

Оптимальная последовательность управлений ; и* ; и*+; ; . . . ; и* ; обладает тем свойством, что каково бы ни было состояние x, достигнутое в результате выбора управлений на предыдущих стадиях (до 7-й), дальнейшая траектория и соответствующие ей управления должны быть оптимальны по отношению к этому состоянию. Иначе говоря, - «что было, то было, а дальше нужно действовать оптимальным образом».

Покажем, как из этого принципа вытекает вычислительная процедура решения задачи (1)-(3). Решение начнем с последней, n-й стадии. Так как значение x неизвестно, придется для каждого из допустимых значений рассчитать оптимальное управление un на последней стадии. Задача облегчается тем, что от un зависит лишь последнее слагаемое в критерии (2) и состояние x определяемое из соотношения (1). Однако значение x не влияет на критерий оптимальности и поэтому нас не интересует. Таким образом, u* находят из условия:

n u*(Xn) = arg max fo(xn,unn). (4)

. v

ипеи

В результате определения максимума из условия (4) при всех хп получим не только зависимость и* (хя), но и функцию/о (х и* п), которую обозначим через ф(хп, п).

Перейдем к следующему циклу алгоритма, а именно, к определению и **1. Это управление влияет на критерий I как непосредственно, изменяя /о (х и п— 1), так и косвенно, меняя х согласно соотношению (1).

п

Влияние же хп на критерий оптимальности характеризует величина ф(х^ п), так как если хп определено, то именно эту величину можно получить при наилучшем выборе ип. Таким образом, и—1 нужно выбирать из условия:

*-1 (Xn-1) = arg maX[fo (xn-

n—1

u„-v n-1) + ф(х„, n)], v

Чтобы подчеркнуть зависимость второго слагаемого в квадратной скобке от и 1 заменим х на/ (х

u ,,n-1).

n-1

Получим:

U*-1(Xn-1) =arg maX fo(X-V Un-1, n-1) + ФШ

n-1 un-1

n-1), n], (5)

Un-leu

Максимальное значение выражения, стоящего в фигурной скобке, обозначим через ф(х—1, n-1).

Функцию ф(х, i) называют функцией Беллмана. Очевидно, для этой функции справедливо рекуррентное уравнение (уравнение Беллмана):

Ф (x, i) = max [f (x., u, i) + ф (xm, i+1). (6)

Физический смысл его состоит в том, что максимум критерия, который мы можем получить, отправляясь из состояния xj_1, равен максимуму суммы приращения критерия на (М)-й стадии и предельного значения критерия на всех последующих стадиях.

Как и для всякого рекуррентного соотношения, для уравнения (6) необходимо ввести граничное условие. Так как,

Ф (xn, n) = max f (xn, un, n), (7)

то граничное условие может быть записано в виде:

Ф (xn+1, n + 1) = 0.

В этом случае уравнение (6) справедливо со стадии n и до i = 1.

При постановке задачи об оптимизации материального потока следует учитывать, что основным в теории потоков является понятие сети. Это конечный граф, ориентированный в одном общем направлении от вершины, которая называется входом (истоком) графа к вершине, являющейся выходом (стоком) графа. По ребрам графа из истока в сток направляется вещество (груз, ресурс и т. д.). Максимальное количество вещества, которое может пропустить ребро за единицу времени, называют его пропускной способностью, фактическое количество вещества, проходящего через ребро за единицу времени, называют потоком. Совокупность потоков по всем ребрам называют потоком по сети. Если поток по ребру меньше его пропускной способности, то ребро называется ненасыщенным. Общее количество вещества, вытекающего из источника, совпадает с общим количеством вещества, поступающего в сток. Это правило называется условием сохранения потока. Учитывая вышеизложенное, задачу оптимизации материальных потоков в транспортно-логистических системах можно сформулировать следующим образом: найти совокупность потоков по всем ребрам сети, которая удовлетворяет условиям, принятым при постановке, и максимизирует целевую функцию.

Для исследования предлагаемой методики был проведен анализ схемы транспортной системы республики Башкортостан [3]. На рис. 1 представлен типовой участок сети.

Рассмотрим организацию материальных потоков на графе сети, представленном на рисунке с использованием принципа оптимальности Беллмана, рассмотренного выше.

Рис. 1. К постановке задачи управления материальными потоками

На каждой стадии система принимает конечное

множество дискретных состояний х... Выбор управу

ления определяет переход из состояния х.. в одно из допустимых состояний на (/+1)-й стадии (рис. 2). Поэтому каждое из управлений можно отождествить со стрелкой, ведущей из одного состояния в другое. Так, для х всего два допустимых управления и ведущих в х.+11 и в х Каждый переход, то есть задание состояния х.. и управления и определяет зна-

V 1

чение соответствующего слагаемого в критерии I, то есть^(х.,и.,.). Это значение нужно записать в виде числа над стрелкой. Задача заключается в том, чтобы выбрать последовательность переходов с максимальной суммой чисел, стоящих над стрелкой в сетевом графике. Заметим, что число допустимых состояний k на каждой стадии может быть различно; начальное или конечное состояния (или то и другое) могут быть заданы.

Рис. 2. Пример решения задачи методом динамического программирования

В соответствии с изложенной выше методикой будем рассчитывать функцию Беллмана, начиная с последней стадии. Для каждого из состояний, а их всего два, найдем максимальное значение критерия. Так, для х максимальное значение критерия оптимальности ^ (х51, и51), равно 3. Это значение функции Беллмана ф (х ) запишем внутри кружка.

Для 4-й стадии функция ф равна максимуму суммы числа, стоящего над стрелкой, и числа, стоящего внутри кружка на 5-й стадии, то есть ^ (х4, и4). Получим ф (х ) = 7 и запишем внутри кружка это число. Подобным образом продолжаем процесс в соответствии с уравнением Беллмана. Продолжая эту

процедуру до начальной стадии, получим ф (х1) = 26. Это максимальное значение целевой функции. Двигаясь из начального состояния вдоль условно оптимальных управлений, определим оптимальную траекторию. Соответствующие ей кружки обведены двойной линией.

Представленная методика позволит с использованием уравнения Беллмана обеспечить эффективное управление сквозными материальными потоками в транспортно-логистических системах.

Список литературы: 1. Методология формирования региональных транс-портно-логистических систем в Республике Башкор-

тостан / И.А. Калабухова, А.Н. Калабухов, А.А. Никитина // Сборник научных трудов SWorld. - 2013.

2. Методологические основы разработки математических моделей для региональных транспортно-логистических систем / И.А. Калабухова, А.Н. Калабухов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.

3. Методологические основы системного подхода для разработки региональных транспортно-логистических систем / И.А. Калабухова, А.Н. Калабухов // Сборник статей международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки». - 2014.

4. Прикладные задачи динамического программирования / Р. Беллман, С. Дрейфус. - М.: Наука, 1965. - 458 с.

List of literature:

1. Methodology of formation of regional transport and logistic systems in Republic of Bashkortostan / I.A. Ka-labukhov, A.N. Kalabukhov, A.A. Nikitina // The collection of scientific works SWorld. - 2013.

2. Methodological bases of development of mathematical models for regional transport and logistic systems / I.A. Kalabukhova, A.N. Kalabukhov // The international research magazine. - 2014.

3. Methodological bases of system approach for development of regional transport and logistic systems / I.A. Kalabukhova, A.N. Kalabukhov // The collection of articles of the international scientific and practical conference «Innovative Development of Modern Science». - 2014.

4. Applied problems of dynamic programming / R. Bellman, S. Dreyfuss. - M.: Science, 1965. - 458 p.

Камалова Л.Р.

студентка 3-го курса факультета «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 332.87-021.465

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В статье ставится задача рассмотреть уровень качества обслуживания в сфере жилищно-коммунального обслуживания в России. Выявлена и обоснована необходимость увеличения жилищного минимума, усовершенствования законодательной базы. Затрагивается вопрос о том, что затруднения возникают в финансовой сфере, а именно платежеспособности населения за жилищно-коммунальные услуги. В этом случае должен включаться принцип социально гарантированного жилья. То есть тот минимум жилплощади, предоставляемый гражданам на бесплатной основе. А потребность в увеличении удовлетворяется платно. Эти условия выполняются, если у человека есть жилье меньше 10 кв. м. Если же эта площадь превышает указанную цифру, то гражданин никак не сможет встать в очередь «на улучшение жилищных условий». Жилищный минимум, предоставляемый при этом, должен стать определенным воплощением конституционного права российских граждан на жилище. Но срок ожидания очереди может растянуться на десяток лет, что не является эффективной политикой жилищно-коммунального хозяйства. И при стремлении сократить данные сроки, сжать их максимально возникает проблема снижения качества предоставляемого жилья. Итак, на основе анализа автором предлагается внедрять экономичные механизмы для улучшения качества услуг, совершенствовать тарифную политику, тем самым повышая платежеспособность населения, поддерживать инициативу граждан.

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный минимум, социальная норма жилья, реформа ЖКХ, управление качеством услуг, товарищество собственников жилья, санитарная норма жилья, проблемы жилищно-коммунального хозяйства, инициативы граждан.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF QUALITY OF SERVICE IN THE HOUSING AND UTILITIES MANAGEMENT

In the article the task is to consider the level of quality of service in the sphere of housing and communal services in Russia. The need to increase housing minimum, to improve the legislative framework are identified and justified. Address the question of what difficulties arise in Finance, namely, the solvency of the population for housing and communal services. This happens should include the principle of social security of tenure. That is, the minimum amount of housing provided to citizens free of charge. And the need to increase satisfied at cost. These conditions are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.