Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Проблемы и перспективы развития качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УСЛУГ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ МИНИМУМ / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА ЖИЛЬЯ / РЕФОРМА ЖКХ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / САНИТАРНАЯ НОРМА ЖИЛЬЯ / ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН / THE CITIZENS'' INITIATIVE / QUALITY OF SERVICES / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / HOUSING MINIMUM / SOCIAL NORM / THE REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / QUALITY MANAGEMENT SERVICES / HOMEOWNERS / SANITARY NORM / THE PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камалова Ляйсан Ринатовна

В статье ставится задача рассмотреть уровень качества обслуживания в сфере жилищно-коммунального обслуживания в России. Выявлена и обоснована необходимость увеличения жилищного минимумa, усовершенствования законодательной базы. Затрагивается вопрос о том, что затруднения возникают в финансовой сфере, а именно платежеспособности населения за жилищно-коммунальные услуги. В этом случае должен включаться принцип социально гарантированного жилья. То есть тот минимум жилплощади, предоставляемый гражданам на бесплатной основе. А потребность в увеличении удовлетворяется платно. Эти условия выполняются, если у человека есть жилье меньше 10 кв. м. Если же эта площадь превышает указанную цифру, то гражданин никак не сможет встать в очередь «на улучшение жилищных условий». Жилищный минимум, предоставляемый при этом, должен стать определенным воплощением конституционного права российских граждан на жилище. Но срок ожидания очереди может растянуться на десяток лет, что не является эффективной политикой жилищно-коммунального хозяйства. И при стремлении сократить данные сроки, сжать их максимально возникает проблема снижения качества предоставляемого жилья. Итак, на основе анализа автором предлагается внедрять экономичные механизмы для улучшения качества услуг, совершенствовать тарифную политику, тем самым повышая платежеспособность населения, поддерживать инициативу граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF QUALITY OF SERVICE IN THE HOUSING AND UTILITIES MANAGEMENT

In the article the task is to consider the level of quality of service in the sphere of housing and communal services in Russia. The need to increase housing minimum, to improve the legislative framework are identified and justified. Address the question of what difficulties arise in Finance, namely, the solvency of the population for housing and communal services. This happens should include the principle of social security of tenure. That is, the minimum amount of housing provided to citizens free of charge. And the need to increase satisfied at cost. These conditions are fulfilled, if the person has housing, less than 10 square feet If the area exceeds the specified number, then the citizen will not be able to stand in a queue «on improvement of living conditions». Housing at least provided, should become the particular embodiment of the constitutional rights of Russian citizens to housing. But the waiting time of the queue may take a dozen years, which is not an effective policy, housing and utilities. And in an effort to reduce these terms, compress them as much as possible, there arises a problem of lowering the quality of housing. Based on the analysis, the author proposes to introduce efficient mechanisms to improve the quality of services and to support the initiative of citizens.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

тостан / И.А. Калабухова, А.Н. Калабухов, А.А. Никитина // Сборник научных трудов SWorld. - 2013.

2. Методологические основы разработки математических моделей для региональных транспортно-логистических систем / И.А. Калабухова, А.Н. Калабухов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.

3. Методологические основы системного подхода для разработки региональных транспортно-логистических систем / И.А. Калабухова, А.Н. Калабухов // Сборник статей международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки». - 2014.

4. Прикладные задачи динамического программирования / Р. Беллман, С. Дрейфус. - М.: Наука, 1965. - 458 с.

List of literature:

1. Methodology of formation of regional transport and logistic systems in Republic of Bashkortostan / I.A. Ka-labukhov, A.N. Kalabukhov, A.A. Nikitina // The collection of scientific works SWorld. - 2013.

2. Methodological bases of development of mathematical models for regional transport and logistic systems / I.A. Kalabukhova, A.N. Kalabukhov // The international research magazine. - 2014.

3. Methodological bases of system approach for development of regional transport and logistic systems / I.A. Kalabukhova, A.N. Kalabukhov // The collection of articles of the international scientific and practical conference «Innovative Development of Modern Science». - 2014.

4. Applied problems of dynamic programming / R. Bellman, S. Dreyfuss. - M.: Science, 1965. - 458 p.

Камалова Л.Р.

студентка 3-го курса факультета «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 332.87-021.465

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В статье ставится задача рассмотреть уровень качества обслуживания в сфере жилищно-коммунального обслуживания в России. Выявлена и обоснована необходимость увеличения жилищного минимума, усовершенствования законодательной базы. Затрагивается вопрос о том, что затруднения возникают в финансовой сфере, а именно платежеспособности населения за жилищно-коммунальные услуги. В этом случае должен включаться принцип социально гарантированного жилья. То есть тот минимум жилплощади, предоставляемый гражданам на бесплатной основе. А потребность в увеличении удовлетворяется платно. Эти условия выполняются, если у человека есть жилье меньше 10 кв. м. Если же эта площадь превышает указанную цифру, то гражданин никак не сможет встать в очередь «на улучшение жилищных условий». Жилищный минимум, предоставляемый при этом, должен стать определенным воплощением конституционного права российских граждан на жилище. Но срок ожидания очереди может растянуться на десяток лет, что не является эффективной политикой жилищно-коммунального хозяйства. И при стремлении сократить данные сроки, сжать их максимально возникает проблема снижения качества предоставляемого жилья. Итак, на основе анализа автором предлагается внедрять экономичные механизмы для улучшения качества услуг, совершенствовать тарифную политику, тем самым повышая платежеспособность населения, поддерживать инициативу граждан.

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный минимум, социальная норма жилья, реформа ЖКХ, управление качеством услуг, товарищество собственников жилья, санитарная норма жилья, проблемы жилищно-коммунального хозяйства, инициативы граждан.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF QUALITY OF SERVICE IN THE HOUSING AND UTILITIES MANAGEMENT

In the article the task is to consider the level of quality of service in the sphere of housing and communal services in Russia. The need to increase housing minimum, to improve the legislative framework are identified and justified. Address the question of what difficulties arise in Finance, namely, the solvency of the population for housing and communal services. This happens should include the principle of social security of tenure. That is, the minimum amount of housing provided to citizens free of charge. And the need to increase satisfied at cost. These conditions are

ВЫ^т USUES. Science, education, economy. Series economy. № 1 (11), 2015

101

fulfilled, if the person has housing, less than 10 square feet If the area exceeds the specified number, then the citizen will not be able to stand in a queue «on improvement of living conditions». Housing at least provided, should become the particular embodiment of the constitutional rights of Russian citizens to housing. But the waiting time of the queue may take a dozen years, which is not an effective policy, housing and utilities. And in an effort to reduce these terms, compress them as much as possible, there arises a problem of lowering the quality of housing. Based on the analysis, the author proposes to introduce efficient mechanisms to improve the quality of services and to support the initiative of citizens.

Key words: quality of services, housing and communal services, housing minimum, social norm, the reform of housing and communal services, quality management services, homeowners, sanitary norm, the problems of housing and communal services, the citizens' initiative.

Вопрос о качестве жилищно-коммунальных услуг в нынешних российских условиях подразумевает выяснение приоритетов в жилищной политике. Проблема повышения качества данных услуг для получающих их неизменно и гарантированно является сегодня важной и серьезной, но не жизненно важной и существенной проблемой. На наш взгляд, необходимо сосредоточить внимание на следующих вопросах: как сформировать правовые основы, где найти ресурсы, как преобразовать социальные институты для обеспечения гарантированного жилищного минимума, который включает само жилье и минимально необходимый набор жилищно-коммунальных услуг для лишенной данного минимума части населения.

И качество, и набор услуг жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время сильно различаются по типам поселений. Положение в крупных городах - лучше всего, несколько хуже - в средних и малых, совсем плохо обстоит дело в сельской местности. Особенно страдают не те, у кого их нет и не было (жители индивидуальных домов, например), а те, у кого они должны быть в силу технических особенностей их жилья. Это жители высотных домов, у которых должны нормально работать центральное отопление, канализация и водопровод.

У той доли населения, которая способна сегодня по своим доходам заплатить за более высокое качество данных услуг, не будет проблем с качеством. Затруднения есть у той части населения, для которой по их доходам требовать более высокого качества данных услуг проблематично. Но гарантия услуг на некотором минимальном уровне - главная на сегодня задача, так как это не просто вопрос комфорта жилищ людей, но и вопрос их жизнеобеспечения.

Жилищно-коммунальные услуги и их качество не являются государственно-гарантированными. В середине 1970-х годов в работах Н.М. Римашев-ского, О.С. Пчелинцева, С.С. Шаталина и других исследователей была выдвинута концепция социально гарантированного минимума жилья. Суть состоит в том, что государство гарантирует бесплатно каждому определенный минимум жилья, удовлетворение же потребности в жилье сверх этого минимума долж-

но происходить исключительно на платной основе [1, с. 228]. Но в условиях социалистической системы распределения и оплаты жилья эта концепция так и не получила практического применения.

Ранее социально гарантированный минимум жилья был необходим для устранения несправедливости в оплате и распределении жилья между получающими безвозмездное государственное жилье с символической квартирной платой и покупающими жилье за свой счет. Сегодня надобность в подобном минимальном социальном стандарте связана с потребностью социально защитить определенную часть населения. Беря во внимание, что жилье - это прежде всего социальное благо, было бы верно положить в основу жилищной политики сочетание рыночного принципа и принципа социального гарантирования. Нужно стимулировать граждан зарабатывать на жилье, однако не само жилье в пределах некоторого минимума, а на улучшение жилищных условий. Подобно тому, как общество гарантирует сегодня любому, кто не имеет возможность заработать достаточно денег на еду, одежду и прочее, прожиточный минимум, точно так же каждого, кто не может заработать на жилье (хоть какое-то), общество должно обеспечить жилищным минимумом, то есть некоторым жильем с минимально необходимым для жизни набором коммунальных удобств.

В отсутствие этого в конституционном праве россиян на жилище возникает некая несправедливость. То есть, если жилище уже есть, то и право на жилище есть, а если жилища нет, то право на жилище неоправданно. По этому праву само жилище никто давать не обязан. Если у гражданина России уже есть какое-то жилье, но при этом он проживает в крайней тесноте (10 или менее квадратных метров общей площади на человека, если это отдельная квартира) или если его жилье официально признано аварийным, то его поставят в очередь «для улучшения жилищных условий». Если же у россиянина хотя бы по 10,1 кв. м на члена семьи, его уже никто ставить в очередь не обязан. Однако в представленном случае у человека есть хоть какой-то жилищный минимум, а если вообще нет жилья и нет нигде регистрации, то он не имеет права даже на жилищный ми-

нимум. В одной лишь столице сегодня 40 тыс. бездомных, у которых нет жилья и регистрации [2, с. 286].

Аналог социально гарантированного минимума в России все же имеется. Он косвенно прописан в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики», статья 15 которого предусматривает использование такой меры наказания к жильцам, не оплачивавшим более шести месяцев жилье и коммунальные услуги, как выселение их из квартир в иное жилое помещение «по норме общежития» [3, с. 15]. Применение этой статьи в широких масштабах может привести к тому, что переселенная семья из своей квартиры в «другое жилое помещение по норме общежития» из-за крайне низкого дохода по-прежнему не сможет оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Практически семья имеет возможность уже больше не платить. В законе полностью отсутствуют какие-либо последующие санкции к ней в подобных случаях.

Для таковых ситуаций надлежит предусмотреть обязанность трудоспособных членов такой семьи отрабатывать квартплату на общественных работах. Например, в этом же доме, куда их переселили. Также выселение должно осуществляться, по нашему мнению, лишь в случае невозможности обращения взыскания на имущество должника. Переселение подобных семей к тому же должно применяться как мера наказания в исключительных случаях, а семья обязана переселяться в другое жилое помещение не «по норме общежития» (6 кв. м жилой площади на человека), а по санитарной норме (9 кв. м жилой площади на человека).

В современных условиях жилищный минимум рано приравнивать к социальной норме. Как известно, в начале 1990-х годов социальная норма жилья составляла 18 кв. м общей площади на человека для семей из трех и более человек, 33 кв. м - для одиноких и 42 кв. м - для семей из двух человек. 18 кв. м на человека - такова была фактически достигнутая в начале 90-х годов средняя по России жилищная обеспеченность [4, с. 199]. Социальная норма должна использоваться для адекватных целей: при предоставлении жилья в порядке улучшения жилищных условий, при исчислении квартплаты, субсидий по оплате жилья, при определении излишков. Поэтому можно вспомнить, что в советском жилищном законодательстве за излишки жилплощади осуществляли оплату в троекратном размере. На данный момент площадь в пределах социальной нормы оплачивается с дотациями государства, а площадь сверх социальной нормы - на уровне 100 % стоимости. Это означает безубыточное покрытие издержек. Отчего бы не взимать плату в троекратном размере, как раньше. Тогда оплата излишков давала бы прибыль, за счет которой можно было бы покрывать убытки ЖКХ или хотя бы их часть [5, с. 150].

Жилищный минимум, по нашему мнению, должен стать определенным воплощением конституционного права российских граждан на жилище. Он должен быть не ниже санитарной нормы - для ряда категорий семей и одиноких людей на официально установленном уровне не меньше 6 кв. м жилой площади на человека в общем случае. Это должно быть отапливаемое помещение, пригодное для проживания в любое время года, отвечающее техническим и санитарным требованиям. Для семей с детьми, пенсионерами, инвалидами жилищным минимумом должна быть отдельная квартира. Для одиноких в трудоспособном возрасте это может быть жилплощадь в общежитии из расчета не менее 6 кв. м. Для супругов минимумом должна быть отдельная комната из расчета тех же 6 кв. м на каждого. Для одиноких пенсионеров, инвалидов, страдающих некоторыми заболеваниями, - отдельная комната не менее 9 кв. м на человека. Также жилищный минимум должен включать в себя некоторый минимальный набор коммунальных удобств. Данный набор должен приниматься на местном уровне с учетов реальных возможностей данного населенного пункта. Как минимум в него должны входить электричество и центральное либо автономное отопление, а в большинстве городов - также водопровод, канализация и подключенная к магистральному газопроводу плита в комплексе с во-донагревательной колонкой либо централизованно подаваемая горячая вода.

Срок ожидания в очереди на улучшение жилищных условий является еще одним существенным моментом. Сейчас он не определен и не гарантирован. Такая неопределенность приводит к тому, что многие семьи стоят в очереди на жилье и 10, и 15 лет, что нельзя признать социально нормальным. Жилищный минимум, на наш взгляд, должен предоставляться в течение года. Жилищный минимум - временная форма социальной поддержки. Поэтому после его получения каждый должен получить право встать на очередь уже для улучшения жилищных условий. Тут срок ожидания государство не гарантирует. Все зависит от объемов вводимого в данном населенном пункте на эти цели жилья. Жилье, которое предоставляется в форме жилищного минимума, не подлежит приватизации, обмену, продаже, передаче по наследству. Когда гражданин и его семья получат уже нормальную квартиру из расчета по социальной норме, тогда все члены семьи автоматически получат право бесплатно приватизировать ее.

Возвращаясь к проблеме качества жилищно-коммунальных услуг, нужно отметить, что основная проблема здесь видится в том, что ныне действующее жилищное законодательство не предусматривает заключение соответствующих договоров между

В^^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015

103

нанимателями жилья и обслуживающими их организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Отсутствуют законодательная база и институты, отстаивающие права тех, у кого отсутствует какая-либо коммунальная услуга, указанная в договоре, или предоставляется низкого качества. При этом к соответствующей организации были бы применены определенные санкции. Или при нарушении такого рода договора в части своевременной оплаты оказанных жилищно-коммунальных услуг какие-либо санкции могли бы быть законно применены по отношению к жильцу.

Итак, для повышения качества жилищно-коммунальных услуг необходимо выполнить следующие ключевые задачи:

1. Внедрять экономичные способы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, повышая при этом качество их предоставления.

2. Совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги для достижения баланса между платежеспособностью потребителей и финансовыми потребностями поставщиков услуг.

3. Повысить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства.

4. Активно поддерживать инициативы населения по созданию товариществ собственников жилья.

5. Повышать долю внебюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.

6. Направить бюджетные ресурсы, высвобождающиеся в результате проводимой реформы, на социальные цели.

Список литературы:

1. Савин К.Н. Формирование и развитие регионального кластера качества жизнеобеспечения: монография. - М.: Изд-во «Экономика», 2009. - 228 с.

2. Жилищное хозяйство в России. 2013: Стат. сб./ Рос-стат. - Ж72. - M., 2013. - 286 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b13_62/Main.html (дата обращения: 04.08.2014).

3. Савин К.Н. Ожидаемый результат - полное удовлетворение запросов потребителей // Стандарты и качество. - 2011. - № 6. - 15 с.

4. Савин К.Н. Экономический анализ управления качеством процессов жизнеобеспечения. - Saarbrucken (Germany): Издательский дом «Lambert Academic Publishing», 2011. - 199 с.

5. Иванов А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ. - М.: Альпина паблишер, 2013. - 150 с.

List of literature:

1. Savin K.N. Formation and development of a regional cluster of quality of life support: a monograph. - M.: Company Publishing house «Economy», 2009. - 228 p.

2. Housing Russia. 2013: Stat. Sat / Rosstat. - ZH72. -M., 2013. - 286 p. [Electronic resource]. - URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b13_62/Main.html (date accessed: 04/08/2014).

3. Savin K.N. Expected result - complete customer satisfaction // Standards and Quality. - 2011. - № 6. - 15 р.

4. Savin K.N. Economic analysis of the quality management processes of life support. Saarbrucken (Germany): Publishing House «Lambert Academic Publishing», 2011. - 199 p.

5. Ivanov A.R. The restructuring of the scope of utility bills - M.: Alpina Publisher, 2013. - 150 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.