УДК 614.842
A.B. Никитин, A.B. Кузовлев
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
МЕТОДИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ УЛЬТРАЗВУКОМ
В статье рассмотрен и описан инновационный метод тушения пожаров ультразвуком, в качестве примера приведено тушение воздушных судов.
Ключевые слова: ультразвук, воздушное судно, комплекс аварийных спасательных
мер.
А. V. Nikitin, А. V. Kuzovlev
THE METHOD OF EXTINGUISHING FIRES BY ULTRASOUND
The article considers and describes an innovative method of extinguishing fires with ultrasound, as an example, the extinguishing of aircraft.
Key words: ultrasound, aircraft, complex of emergency rescue measures.
Развитие современного общества невозможно без развития промышленности, транспорта, связи. В единой транспортной системе страны значительное место занимает авиация, которая как вид транспорта появилась в начале XX века и уже к его середине заняла одно из важнейших мест в жизни человечества. В настоящее время это высокоразвитое, многоцелевое звено народного хозяйства с разнообразным самолетно-вертолетным парком и широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий и строительных организаций, научных институтов и учебных заведений.
Необычные методы предложили инженеры из американского военного агентства DARPA. В первом случае пламя тушили с помощью электрического поля. Его воздействие на плазму огня приводило к образованию мощных потоков частиц, которые буквально сдували пламя и, таким образом, тушили огонь. Второй инновационный способ тушения заключался в облучении пламени звуковыми волнами. В экспериментальной установке сосуд с горящим гептаном помещали между двумя динамиками. Звук тушил огонь за несколько секунд. По словам специалистов, это связано с тем, что акустические волны воздействуют на поверхность горючего, увеличивая скорость его испарения. Это понижает температуру огня до полного его угасания.
Пассажирские кабины и кабины экипажа оснащены необходимым комплексом аварийно-спасательного оборудования для быстрого покидания самолета после его приземления, с учетом возможности возникновения пожара. К ним можно отнести: аварийные выходы, вспомогательные средства для спуска на землю, аварийное освещение, индивидуальные и групповые спасательные плавсредства, средства пожаротушения и другие.
Комплекс аварийных спасательных мер на аэродроме включает в себя: организацию аварийно-спасательных формирований; их оснащение спасательной техникой и оборудованием; организацию дежурства аварийно-спасательных средств и их постоянную готовность; прием-передачу сигналов аварийного состояния; взаимодействие с другими министерствами и ведомствами при проведении спасательных работ и другие меры.
Меры по аварийно-спасательному обеспечению полетов, предусматриваемые на аэродроме, должны обеспечить немедленные и эффективные действия по спасанию
пассажиров и экипажей воздушных судов в случае авиационного происшествия на территории аэродрома, а также эвакуацию со взлётного поля поврежденных или выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы воздушных судов.
Воздушное судно, как возможный объект пожара, имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на процесс горения. Основными из них являются:
- наличие на борту значительного количества авиационного топлива и других горючих жидкостей;
- применение в качестве декоративно-отделочных конструкционных материалов пассажирских салонов различного рода пластмасс, обладающих значительной массовой скоростью сгорания, высокой дымообразующей способностью и выделяющих высокотоксичные продукты неполного сгорания при горении в замкнутом объеме;
- малый предел огнестойкости обшивки фюзеляжа, приводящий при пожарах разлитого вокруг воздушного судна авиатоплива к быстрому проплавлению и прогару корпуса и проникновению огня внутрь аварийного судна.
При эксплуатации больших по размерам воздушных судов увеличивается вероятность послеаварийных пожаров и возрастает их опасность. Это связано с увеличением количества горючих жидкостей и числа пассажиров, находящихся на борту самолета во время авиационного происшествия. В последние годы увеличение пассажировместимости воздушных судов создаётся за счёт внедрения в эксплуатацию широкофюзеляжных самолетов. Использование таких летательных аппаратов ставит ряд серьезных проблем обеспечения пожарной безопасности полётов.
Теоретически возможно осуществлять тушение самолетов методом воздействия электрического поля или звуковыми волнами. Тем не менее, внедрить новые способы тушения в жизнь пока не представляется возможным из-за нерешенной проблемы с масштабами: звук и электричество эффективны пока только для небольших очагов возгорания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ".
2. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Грачев В.А. Транспорт: наземный, морской, речной, воздушный, метро. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 6. - М.: Пожнаука, 2007. - 383 с.
УДК 614.842
A.B. Никитин, A.B. Кузовлев
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМИ МЧС, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье рассмотрены проблемы и пути решения оказания первой помощи сотрудниками МЧС на пожаре, несовершенство нормативной базы в данной области, предложения для решения проблемы.
Ключевые слова: первая помощь, чрезвычайная ситуация, проведение аварийно-спасательных работ.