пожара фонтанов большой мощности. Тушение пожара осуществляется за счет воздействия на горящий факел распыленного порошка, выброс которого осуществляется за счет энергии сжатого воздуха. В зоне горения фонтана в течение короткого времени (1...2 с) импульсно создается огнетушащая концентрация порошка путем направленного залпового выброса установкой [3].
Нередко используется метод подрыва заряда взрывчатого вещества, который генерирует ударную волну большой скорости (до 1000 м/с). Заряд взрывчатого вещества подается к устью скважины либо по стальному тросу, перекинутому через блоки, подвешенные на специальных опорах, либо на тележке с укосиной по рельсовым путям, проложенным к устью скважины. Главными недостатками этого метода является его высокая опасность, большой объем и сложность подготовительных работ, а также необходимость в большом количестве взрывчатого вещества (100-1000 кг).
Таким образом, для тушения пожаров газовых фонтанов наиболее перспективным является разработка устройств, способных обеспечивать подачу огнетушащих смесей с расстояний, превышающих критические для безопасности личного состава по тепловому излучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минтруда России от 24 декабря 2014 г. № 1100н «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».
2. Руководство по тушению нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках. ВНИИПО, 2000.
3. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара, 1987.
-288 с.
4. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный A.B. Объекты добычи, переработки и хранения горючих жидкостей и газов. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 4. - М.: Пожнаука, 2007. - 325 с.
УДК 614.842
A.B. Касторных, A.B. Кузовлев
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
О РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ
В статье рассмотрены причины и методы совершенствования тушения и организации эвакуации людей при пожарах на железнодорожных вокзалах. Ключевые слова: пассажиропоток, массовое скопление людей.
А. V. Kastornyx, А. V. Kuzovlev
THE DEVELOPMENT OF A TECHNIQUE OF EXTINGUISHING FIRES AT RAILWAY STATIONS
The article considers the reasons for and methods of improving the firefighting and the evacuation of people at fires at railway stations. Keywords: passenger traffic, crowded.
В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту. Транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации. В связи с этим на объектах железнодорожной отрасли увеличивает риск и вероятность возникновения пожаров.
По данным МЧС России, взятых с официального сайта http://www.mchs.gov.пд, только за январь-сентябрь 2018 года на железных дорогах зафиксировано 69 случаев возникновения пожара.
Непосредственное отношение к пожарам на объектах транспорта имеет и так называемая транспортная инфраструктура (вокзалы, станции, полустанки, переезды и т.п.).
Вокзал - здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров.
По площади помещений и расчётной вместимости вокзалы делят на:
• внеклассные - более 11 тыс. кв. метров, более 1500 пассажиров;
• I класса - от 4,6 до 11 тыс. кв. метров, 1200-1500 пассажиров;
• II класса - от 2,3 до 4,6 тыс. кв. метров, 500-1200 пассажиров;
• III класса - менее 2,3 тыс. кв метров, до 500 пассажиров.
По занимаемой площади вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.
По расположению относительно перронных путей вокзалы делят на продольные (или транзитные), торцевые, торцево-боковые и П-образные. Расположение вокзала относительно путей имеет важное значение для организации пассажиропотоков.
Естественное направление пассажиров на вокзале - от входа до перронов для отправляющихся пассажиров или противоположное для прибывающих пассажиров. Как правило, на вокзалах складываются три пассажиропотока. Соотношения этих пассажиропотоков определяют желательный тип расположения вокзала относительно путей и внутреннее устройство вокзала.
Прибывающие пассажиры стремятся как можно быстрее оказаться в городе и услугами вокзала, как правило, не пользуются.
Так же как и прибывающие пассажиры, в услугах вокзала не нуждаются пассажиры, пользующиеся железной дорогой для регулярных поездок на небольшие расстояния (на работу или учёбу) и пассажиры, оформившие билеты заранее.
Третий пассажиропоток составляют пассажиры поездов дальнего следования и эпизодические пассажиры. Эти пассажиры покупают на вокзале билеты, изучают расписания и т. п.
Если на вокзале преобладают пассажиропотоки первых двух типов, то наиболее выгодно торцевое или торцево-боковое расположение вокзала, так как они позволяют пассажирам быстро покинуть вокзал. При плохой организации возможны заторы, так как потоки прибывающих пассажиров и отправляющихся «регулярных» пассажиров будут сталкиваться.
Если на вокзале больше отправляющихся пассажиров дальнего следования, то оправдано устройство П-образного вокзала.
Продольные вокзалы не имеют ярко выраженных преимуществ для пассажиров какой-либо категории.
На железнодорожных вокзалах опасность, связанная с возникновением пожара, заключается в следующих обстоятельствах:
• железнодорожный вокзал является местом массового скопления людей, а это значит, что при возникновении пожара риск человеческих жертв, очень велик;
• возникновение пожара на вокзале, означает временную остановку его
деятельность и в связи с этим все пути проходящие через него, будут заблокированы и РЖД понесет большие убытки в связи с простоем;
• на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки от самого пожара;
• быстрое распространение огня, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;
• сложность выяснения вида горящих и находящихся в помещении веществ, материалов;
• наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;
• выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);
• удаленность очага пожара от открытого участка трассы;
• ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне действий по тушению пожаров подразделений.
Для тушения пожаров на вокзалах используют хозяйственно-противопожарный водопровод, устраивают внутренние противопожарные водопроводы, спринклерные и дренчерные системы.
Отталкиваясь от всего выше указанного, можно сделать вывод, что методика тушения пожара на железнодорожном вокзале должна быть максимально эффективной и постоянно совершенствоваться.
Совершенствование методики тушения может заключаться в следующих действиях:
• изменение расстановки сил и средств подразделения, прибывшего к месту пожара первым;
• изменение выбора решающего направления;
• изменение порядка прибытия подразделений с соседних районов выезда;
• изменение расстановки резервных сил и средств подразделений, прибывших к месту тушения;
• корректировка обязанностей должностных лиц станции;
• изменение места дислокации пожарного поезда, с целью более быстрой и близкой подачи его, к месту тушения пожара.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кривотулов Р.В., Кузовлев A.B. Управление силами и средствами местного пожарно-спасательного гарнизона // Сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж, 2016. Т. 1. № 1 (7). - С. 321-322.
2. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М. :ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. - 416 с.
3. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Грачев В.А. Транспорт: наземный, морской, речной, воздушный, метро. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 6. - М.: Пожнаука 2007. - 383 с.
УДК 614.842
A.B. Касторных, A.B. Кузовлев
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ТУШЕНИЯ СКЛАДОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ