Научная статья на тему 'О разработке методики тушения пожаров на железнодорожных вокзалах'

О разработке методики тушения пожаров на железнодорожных вокзалах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
434
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРОПОТОК / МАССОВОЕ СКОПЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Касторных А. В., Кузовлев А. В.

В статье рассмотрены причины и методы совершенствования тушения и организации эвакуации людей при пожарах на железнодорожных вокзалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О разработке методики тушения пожаров на железнодорожных вокзалах»

пожара фонтанов большой мощности. Тушение пожара осуществляется за счет воздействия на горящий факел распыленного порошка, выброс которого осуществляется за счет энергии сжатого воздуха. В зоне горения фонтана в течение короткого времени (1...2 с) импульсно создается огнетушащая концентрация порошка путем направленного залпового выброса установкой [3].

Нередко используется метод подрыва заряда взрывчатого вещества, который генерирует ударную волну большой скорости (до 1000 м/с). Заряд взрывчатого вещества подается к устью скважины либо по стальному тросу, перекинутому через блоки, подвешенные на специальных опорах, либо на тележке с укосиной по рельсовым путям, проложенным к устью скважины. Главными недостатками этого метода является его высокая опасность, большой объем и сложность подготовительных работ, а также необходимость в большом количестве взрывчатого вещества (100-1000 кг).

Таким образом, для тушения пожаров газовых фонтанов наиболее перспективным является разработка устройств, способных обеспечивать подачу огнетушащих смесей с расстояний, превышающих критические для безопасности личного состава по тепловому излучению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минтруда России от 24 декабря 2014 г. № 1100н «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

2. Руководство по тушению нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках. ВНИИПО, 2000.

3. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара, 1987.

-288 с.

4. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный A.B. Объекты добычи, переработки и хранения горючих жидкостей и газов. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 4. - М.: Пожнаука, 2007. - 325 с.

УДК 614.842

A.B. Касторных, A.B. Кузовлев

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

О РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ

В статье рассмотрены причины и методы совершенствования тушения и организации эвакуации людей при пожарах на железнодорожных вокзалах. Ключевые слова: пассажиропоток, массовое скопление людей.

А. V. Kastornyx, А. V. Kuzovlev

THE DEVELOPMENT OF A TECHNIQUE OF EXTINGUISHING FIRES AT RAILWAY STATIONS

The article considers the reasons for and methods of improving the firefighting and the evacuation of people at fires at railway stations. Keywords: passenger traffic, crowded.

В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту. Транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации. В связи с этим на объектах железнодорожной отрасли увеличивает риск и вероятность возникновения пожаров.

По данным МЧС России, взятых с официального сайта http://www.mchs.gov.пд, только за январь-сентябрь 2018 года на железных дорогах зафиксировано 69 случаев возникновения пожара.

Непосредственное отношение к пожарам на объектах транспорта имеет и так называемая транспортная инфраструктура (вокзалы, станции, полустанки, переезды и т.п.).

Вокзал - здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров.

По площади помещений и расчётной вместимости вокзалы делят на:

• внеклассные - более 11 тыс. кв. метров, более 1500 пассажиров;

• I класса - от 4,6 до 11 тыс. кв. метров, 1200-1500 пассажиров;

• II класса - от 2,3 до 4,6 тыс. кв. метров, 500-1200 пассажиров;

• III класса - менее 2,3 тыс. кв метров, до 500 пассажиров.

По занимаемой площади вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.

По расположению относительно перронных путей вокзалы делят на продольные (или транзитные), торцевые, торцево-боковые и П-образные. Расположение вокзала относительно путей имеет важное значение для организации пассажиропотоков.

Естественное направление пассажиров на вокзале - от входа до перронов для отправляющихся пассажиров или противоположное для прибывающих пассажиров. Как правило, на вокзалах складываются три пассажиропотока. Соотношения этих пассажиропотоков определяют желательный тип расположения вокзала относительно путей и внутреннее устройство вокзала.

Прибывающие пассажиры стремятся как можно быстрее оказаться в городе и услугами вокзала, как правило, не пользуются.

Так же как и прибывающие пассажиры, в услугах вокзала не нуждаются пассажиры, пользующиеся железной дорогой для регулярных поездок на небольшие расстояния (на работу или учёбу) и пассажиры, оформившие билеты заранее.

Третий пассажиропоток составляют пассажиры поездов дальнего следования и эпизодические пассажиры. Эти пассажиры покупают на вокзале билеты, изучают расписания и т. п.

Если на вокзале преобладают пассажиропотоки первых двух типов, то наиболее выгодно торцевое или торцево-боковое расположение вокзала, так как они позволяют пассажирам быстро покинуть вокзал. При плохой организации возможны заторы, так как потоки прибывающих пассажиров и отправляющихся «регулярных» пассажиров будут сталкиваться.

Если на вокзале больше отправляющихся пассажиров дальнего следования, то оправдано устройство П-образного вокзала.

Продольные вокзалы не имеют ярко выраженных преимуществ для пассажиров какой-либо категории.

На железнодорожных вокзалах опасность, связанная с возникновением пожара, заключается в следующих обстоятельствах:

• железнодорожный вокзал является местом массового скопления людей, а это значит, что при возникновении пожара риск человеческих жертв, очень велик;

• возникновение пожара на вокзале, означает временную остановку его

деятельность и в связи с этим все пути проходящие через него, будут заблокированы и РЖД понесет большие убытки в связи с простоем;

• на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки от самого пожара;

• быстрое распространение огня, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;

• сложность выяснения вида горящих и находящихся в помещении веществ, материалов;

• наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;

• выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);

• удаленность очага пожара от открытого участка трассы;

• ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне действий по тушению пожаров подразделений.

Для тушения пожаров на вокзалах используют хозяйственно-противопожарный водопровод, устраивают внутренние противопожарные водопроводы, спринклерные и дренчерные системы.

Отталкиваясь от всего выше указанного, можно сделать вывод, что методика тушения пожара на железнодорожном вокзале должна быть максимально эффективной и постоянно совершенствоваться.

Совершенствование методики тушения может заключаться в следующих действиях:

• изменение расстановки сил и средств подразделения, прибывшего к месту пожара первым;

• изменение выбора решающего направления;

• изменение порядка прибытия подразделений с соседних районов выезда;

• изменение расстановки резервных сил и средств подразделений, прибывших к месту тушения;

• корректировка обязанностей должностных лиц станции;

• изменение места дислокации пожарного поезда, с целью более быстрой и близкой подачи его, к месту тушения пожара.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кривотулов Р.В., Кузовлев A.B. Управление силами и средствами местного пожарно-спасательного гарнизона // Сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж, 2016. Т. 1. № 1 (7). - С. 321-322.

2. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М. :ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. - 416 с.

3. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Грачев В.А. Транспорт: наземный, морской, речной, воздушный, метро. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 6. - М.: Пожнаука 2007. - 383 с.

УДК 614.842

A.B. Касторных, A.B. Кузовлев

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ТУШЕНИЯ СКЛАДОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.