Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС 12-13 ЛЕТ С НАПРАВЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ'

МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС 12-13 ЛЕТ С НАПРАВЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
настольный теннис / методика технико-тактической подготовки / когнитивные способности / технико-тактическая подготовленность / теннисисты / table tennis / methods of technical and tactical training / cognitive abilities / technical and tactical preparedness / tennis players

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баширова Диляра Мансуровна, Бурцева Евгения Валентиновна

Цель данного исследования – научно обосновать методику технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис с направленным развитием когнитивных способностей и доказать ее эффективность на практике. Методы и организация исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов; педагогический эксперимент; психодиагностика; экспертная оценка; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Результаты исследования. На основании результатов проведенного анализа научно-методической литературы по теме исследования, педагогических наблюдений и экспериментальных исследований нами разработана и внедрена в практику методика технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис с направленным развитием когнитивных способностей. Заключение. Результаты педагогического эксперимента позволяют нам заключить, что развивать когнитивные способности в процессе спортивной подготовки необходимо начинать с подготовительного периода, постепенно усложняя технико-тактические задания с направленным развитием внимания, мышления, памяти и специализированного восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баширова Диляра Мансуровна, Бурцева Евгения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF TABLE TENNIS PLAYERS AGED 12-13 YEARS WITH THE DIRECTED DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES AND THE EFFECTIVENESS OF ITS APPLICATION

Purpose of the research is to scientifically substantiate the methodology of technical and tactical training of table tennis players with the directed development of cognitive abilities and to prove its effectiveness in practice. Materials and methods of the research: theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature and program and regulatory documents; pedagogical experiment; psychodiagnostics; expert review; pedagogical testing; methods of mathematical statistics. Results. Based on the results of the analysis of scientific and methodological literature on the research topic, pedagogical observations and experimental studies, we have developed and put into practice a method of technical and tactical training of table tennis players with the directed development of cognitive abilities. Conclusion. The results of the pedagogical experiment allow us to conclude that it is necessary to develop cognitive abilities in the process of sports training from the preparatory period, gradually complicating technical and tactical tasks with the directed development of attention, thinking, memory and specialized perception.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС 12-13 ЛЕТ С НАПРАВЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 796.34 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-61-68

МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС 12-13 ЛЕТ С НАПРАВЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Д.М. Баширова, Е.В. Бурцева

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

Аннотация

Цель данного исследования - научно обосновать методику технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис с направленным развитием когнитивных способностей и доказать ее эффективность на практике.

Методы и организация исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов; педагогический эксперимент; психодиагностика; экспертная оценка; педагогическое тестирование; методы математической статистики.

Результаты исследования. На основании результатов проведенного анализа научно-методической литературы по теме исследования, педагогических наблюдений и экспериментальных исследований нами разработана и внедрена в практику методика технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис с направленным развитием когнитивных способностей.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента позволяют нам заключить, что развивать когнитивные способности в процессе спортивной подготовки необходимо начинать с подготовительного периода, постепенно усложняя технико-тактические задания с направленным развитием внимания, мышления, памяти и специализированного восприятия.

Ключевые слова: настольный теннис, методика технико-тактической подготовки, когнитивные способности, технико-тактическая подготовленность, теннисисты.

METHODOLOGY OF TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF TABLE TENNIS PLAYERS AGED 12-13 YEARS WITH THE DIRECTED DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES AND THE EFFECTIVENESS OF ITS APPLICATION

D.M. Bashirova, e-mail: bashirovadi@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7537-7732

E.V. Burtseva, e-mail: volder1968@mail.ru, ORCID:0000-0002-5090-117

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

Abstract

Purpose of the research is to scientifically substantiate the methodology of technical and tactical training of table tennis players with the directed development of cognitive abilities and to prove its effectiveness in practice.

Materials and methods of the research: theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature and program and regulatory documents; pedagogical experiment; psychodiagnostics; expert review; pedagogical testing; methods of mathematical statistics.

Results. Based on the results of the analysis of scientific and methodological literature on the research topic, pedagogical observations and experimental studies, we have developed and put into practice a method of technical and tactical training of table tennis players with the directed development of cognitive abilities. Conclusion. The results of the pedagogical experiment allow us to conclude that it is necessary to develop cognitive abilities in the process of sports training from the preparatory period, gradually complicating technical and tactical tasks with the directed development of attention, thinking, memory and specialized perception.

Keywords: table tennis, methods of technical and tactical training, cognitive abilities, technical and tactical preparedness, tennis players.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательно-игровая деятельность на современном этапе развития настольного тенниса предъявляет высокие требования к уровню развития свойств внимания (объема, распределения и переключения), познавательных (восприятие, память, мышление) и психомоторных способностей (быстрота реагирования) [1; 3; 4; 6] игроков. Однако в педагогической практике развитие когнитивных способностей осуществляется стихийно, не обеспечивая, во-первых, направленность воздействия на развитие определенных сторон когнитивной функции; во-вторых, регулирование интенсивности их воздействия; в-третьих, учет индивидуальных и возрастных особенностей развития познавательных способностей занимающихся. Об этом свидетельствуют исследования (Г. В. Барчукова, Н. Макаренко), результаты которых показали недостаточно высокий уровень их развития у игроков в настольный теннис [2]. В настоящее время в зарубежной литературе накоплен научно-исследовательский опыт по вопросам технико-тактической подготовки спортсменов, занимающихся настольным теннисом (Y. Jing, 2012; Z. Bankosz, 2012; T. Z. Loh, 2015; Гуй Юйлун, 2018; Y. Zhou, 2018; K. B. O'ralovich, 2021; Y. I. Akramjonovich, 2022). Различные аспекты проблемы технической и тактической подготовки в игровых видах спорта выступали предметом многих российских научных исследований (А.В. Дворников, 2018; Д.Ю. Витман, 2019; К.А. Йосипенко, 2021; В.Н. Серебренникова, 2021), в том числе и в настольном теннисе (О. В. Матыцин, 2002; Л.К. Серова, 2016; Г.В. Барчукова, 2022).

Исследованием роли познавательных процессов в спортивной деятельности и психологических механизмов их влияния на эффективность выполнения соревновательных упражнений занимались как отечественные авторы (Р.М. Найдиф-фер, 2001; Р.С. Уэйнберг, 2001; И.А. Арбузин, 2006; Л.И. Костюнина, 2010; М. С. Ткачева, 2012; Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник , 2014; В.В. Князева, 2015; П.Н. Чайников, 2015; Д.С. Макаров, 2016; В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, 2018; А.Ю. Гирин-ская, 2018; Н.В. Козлова, 2018; Г.Н. Грец, 2021; Н. Макаренко, Г. В. Барчукова, 2022), так и зарубежные ученые (I.R. Faber, N. R Faber, 2016; M.T. Elferink-Gemser, I. R. Faber, C. Visscher, 2018). В меньшей степени исследованы вопросы оценивания и развития познавательной сферы у

спортсменов, занимающихся настольным теннисом (Г.В. Барчукова, В.В. Команов, 2014). Установлена значительная роль свойств внимания в эффективности соревновательной деятельности теннисистов (Г.В. Барчукова, Н. Макаренко, 2022), определены педагогические условия формирования психической устойчивости спортсменов в настольном теннисе (В.Х. Фам, 2012). В связи с этим тренерам по настольному теннису в процессе технико-тактической подготовки необходимо акцентировать внимание на развитии познавательной сферы занимающихся, обеспечивающей эффективное управление технико-тактическими действиями в процессе соревновательной деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании нами применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов; педагогический эксперимент; психодиагностика; экспертная оценка; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Испытуемые были поделены на контрольную (далее — КГ) и экспериментальную (далее — ЭГ) группы, по 24 человека в каждой. Экспериментальная база исследования: спортивная школа «САБА — АРЕНА» ПГТ Богатые Сабы. Для определения технико-тактической подготовленности спортсменов 12-13 лет осуществлялся анализ игр во второй партии как наиболее значимой партии в матче. Критериями оценки технико-тактической подготовленности являлись: объем, эффективность, вариативность и активность технико-тактических действий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами была разработана методика технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис 12-13 лет с направленным развитием когнитивных способностей, которая внедрялась в вариативный компонент программы подготовки по настольному теннису в подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла. При разработке экспериментальной методики учитывались требования Федерального государственного стандарта спортивной подготовки по виду спорта «настольный теннис» [5], а также содержание программы спортивной подготовки

по виду спорта «настольный теннис» муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа «САБА - АРЕНА» (2021 г.) для юных теннисистов пятого года обучения. Методика включает три блока: целевой блок (цель и задачи методики); содержательный блок (средства, методы и специфические методические приемы, применяемые в подготовительном и соревновательном периодах); диагностический блок (инструментарий для диагностики и оценки уровня развития когнитивных способностей и технико-тактической подготовленности). Общий объём технико-тактической подготовки в соответствии с ФССП составляет 364 часа (50% от общего объёма всех видов подготовки). Разработанная нами методика в общей доли средств технико-тактической подготовки занимала 50%, внедрена в 24 микроцикла подготовительного и

соревновательного периодов. В экспериментальной группе в подготовительный (8 недель) и соревновательный (16 недель) периоды спортивной подготовки была внедрена разработанная нами методика, в контрольной группе технико-тактическая подготовка осуществлялась без целенаправленного развития когнитивных способностей.

В подготовительном периоде в содержание технико-тактической подготовки включаются: технико-тактические задания с большим количеством мячей (далее БКМ) в тренировочных очках (рисунок 1); задачи интеллектуальной направленности; игровые технико-тактические задания на развитие специализированного восприятия (таблица 2); подвижные игры; развивающая гимнастика для глаз; комплекс восстановительных упражнений для глаз.

Срезка Короткая игра справа;

Короткая игра слева;

Короткая игра справа и слева (поочередно);

Короткая игра справа и слева (раскидывающий посылает мячи хаотично,т.е. на реакцию);

Рисунок 1 - Примеры заданий с большим количеством мячей (БКМ) в тренировочных очках Figure 1 - Examples of tasks with a large number of balls in training glasses

Разработанные нами игровые технико-тактические задания на развитие специализированного восприятия («чувство мяча») были основаны на способности попадания мячом точно в намеченную цель, способности к предвидению, в тонкой кинестетической чувствительности, способности точно дозировать мышечное напряжение и быстро реагировать на зрительные сигналы (таблица 1). Одним из компонентов хорошего чувства мяча является точность попадания по мячу или способность игрока точно определять траекторию полета мяча. С целью повышения эффективности техники удара мы использовали игровые технико-тактические задания с несколькими мишенями на развитие специализированного восприятия, где необходимо было попадать длинными подачами в разные зоны стола, короткими подачами по зонам с разным вращением. Основная направленность соревновательного

периода характеризуется применением в учебно-тренировочном процессе специфических упражнений с учетом индивидуального стиля игры. Основными средствами методики являются соревновательные упражнения (для совершенствования технико-тактических действий), задания в тренировочных очках (рисунок 1), технико-тактические задачи (рисунок 2), учебно-тренировочные игры, задачи интеллектуальной направленности,игровые задания (Таблица 2), игровые технико-тактические задания на развитие специализированного восприятия; (Таблица 1), развивающая гимнастика для глаз, комплекс восстановительных упражнений для глаз. Развитие тактического мышления (тактических знаний) осуществлялось на основе решения теоретических технико-тактических задач (Рисунок 2), учитывающих стиль игры спортсмена (атакующий, защитный, универсальный).

Теоретические4

технико-

тактические

задачи для

развития

тактического

мышления

Соперник подал короткую боковую подачу вправо, какие технико-тактические действия будут наиболее верными, если Ваш соперник - игрок атакующего стиля?

Игрок защитного стиля игры принял вашу подачу шипами высоко в пятую зону стола, какие технико-тактические действия Вы предпримете?

Как лучше принять длинную плоскую подачу влево от соперника атакующего стиля игры?

Как лучше вести игру, если Вы заметили, что Ваш соперник не умеет вращать мяч, подставлять навесной топ-спин, но хорошо играет в подрезку?

Рисунок 2 - Примеры теоретических технико-тактических задач для развития тактического мышления Figure 2 - Examples of theoretical technical and tactical tasks for the development of tactical thinking

Необходимо начинать с решения теоретиче- нимать технико-тактическое решение в реаль-ских технико-тактических задач, затем пере- ной игровой ситуации, направлены на акти-ходить к реальным игровым заданиям. Разра- визацию своей игры, так как именно активная ботанные нами игровые задания (Таблица 1), игра в большинстве случаев приводит к побе-при выполнении которых необходимо при- де над соперником.

Таблица 1 - Примеры игровых заданий для развития тактического мышления Table 1 - Examples of game tasks for the development of tactical thinking

Название Name Описание Description

1.«Игра в три хода» Подающему спортсмену нужно выиграть очко, ударив не более трех раз, если тремя ударами не удалось забить мяч, очко проиграно. Играть 1 партию. Примечание: подача считается ударом.

2. «Концовка партии» Игра начинается со счетом 8:8, играют до конца партии. Суть игры состоит в том, что в конце партии, для того чтобы выиграть, нужно тактически правильно сыграть (вспомнить, на чем зарабатывал очки, проанализировать слабые и сильные стороны соперника).

3. «Игра + 2» Игра на счет (1 партия). За выигрыш очка активными действиями (флиг, атакующая подрезка, срезка, контратака, топ-спин) и за выигрыш очка с подачи добавляется 2 очка вместо привычного 1 очка.

После завершения формирующего педаго- по методике «Оценка внимания» и методике гического эксперимента у испытуемых кон- «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» трольной и экспериментальной групп опреде- (модифицированный вариант). Результаты те-лялись показатели развития свойств внимания стирования отражены на рисунках 3 и 4.

Уста ич и ва-гть

>ЭГ

П Е р Е KjT ШЧ ЭЕМа-СТЬ

внимания

КГ

ВНИМЭНИЯ

5

Ко н це нгр э цил внимания

Распределение

внимания

"С6'jË.v внимания

Рисунок 3 - Уровень развития свойств внимания в ЭГ и КГ до педагогического эксперимента

Figure 3 - Level of development of attention properties in the EG and CG before the pedagogical experiment

Уста iÎ4 и воет ь бн или э ни л

-■-КГ

Переклщчэвуасть внимания

РаспрЕделениЕ внимания

л н це нгр а цня бн

С frbfiM Б н има H н л

Рисунок 4 - Уровень развития свойств внимания в ЭГ и КГ после педагогического эксперимента Figure 4 - Level of development of attention properties in the EG and CG after the pedagogical experiment

Примечание: * уровни развития 1 - низкий; 2 - ниже среднего; 3 -Note: * development levels 1 - low; 2 - below average; 3 - average;

Исследование устойчивости внимания после эксперимента показало, что у теннисистов ЭГ устойчивость внимания соответствует высокому уровню (1,08 балла), у теннисистов КГ показатели находятся в пределах 0,97 балла, соответствующих среднему уровню развития.

Анализ результатов исследования концентрации внимания показал, что у испытуемых ЭГ развитие данного свойства внимания находится на высоком уровне (0,79 балла). У спортсменов КГ данные показатели колеблются в пределах 0,99 балла, что соответствует среднему уровню концентрации внимания. Сравнивая показатели переключения внимания теннисистов обеих групп, можно обратить внимание на то, что у юных теннисистов ЭГ время переключения внимания меньше (10,64 балла) по сравнению с таковым испытуемых КГ (26,04 балла). Исследование показателей распределения внимания выявило, что у теннисистов ЭГ распределение внимания соответствует уровню выше среднего

- средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий 4 - above average; 5 - high

(48,5 балла), у теннисистов КГ эти показатели находятся в пределах 84,7 балла, что соответствует среднему уровню развития.

Анализ показателей объёма внимания выявил, что у испытуемых ЭГ развитие данного свойства внимания находится на низком уровне (61,55 балла), что наиболее приемлемо для игроков в настольный теннис. У спортсменов КГ данные показатели колеблются в пределах 51,06 балла, что соответствует уровню ниже среднего, что также приемлемо для теннисистов. Анализ результатов тестирования по методике «Определение кратковременной памяти» позволяет сделать заключение о существенных различиях в уровне ее развития у теннисистов ЭГ и КГ (Рисунки 5, 6).

В экспериментальной группе 4 спортсмена имеют высокий уровень развития кратковременной памяти, в то время как в контрольной группе отсутствуют спортсмены с высоким уровнем развития кратковременной памяти.

Рисунок 5 - Распределение теннисистов ЭГ по уровням развития кратковременной памяти после завершения формирующего педагогического эксперимента, % Figure 5 - Distribution of tennis players from the EG by levels of short-term memory development after completion of the formative pedagogical experiment, %

Рисунок 6 - Распределение теннисистов КГ по уровням развития кратковременной памяти после завершения формирующего педагогического эксперимента, % Figure 6 - Distribution of tennis players from the CG by levels of short-term memory development after completion of the formative pedagogical experiment, %

За время педагогического эксперимента у спор- развития качеств мышления в сравнении со спортсменов ЭГ произошло повышение показателей тсменами контрольной группы (Рисунок 7).

шал 10 21

Включе 0,92 0,45 Ситуативность нность в пракл действие Интен ическое мысл ЭГДО ИЭГП 4 И сивность проте гителъных опер эсле акт жания Бы аций ДО □ КГ ПОСЛЕ 32 16 строта мышле! шя

Рисунок 7 - Показатели развития качеств мышления у теннисистов ЭГ и КГ после завершения формирующего педагогического эксперимента, баллы

Figure 7 - Indicators of development of thinking qualities among tennis players from the EG and CG after completion of the formative pedagogical experiment, points

Сравнивая показатели мышления после эксперимента, можно обратить внимание на то, что у теннисистов ЭГ коэффициент креативной гибкости мышления равен 0,92 балла, что говорит о пластичности мышления. У теннисистов КГ данный коэффициент равен 0,53 балла, что свидетельствует о низком уровне креативной гибкости. Исследование лабильности мышления позволило сделать выводы, что у теннисистов ЭГ наблюдается высокая лабильность, хорошая способность к обучению (4 балла), у теннисистов КГ эти показатели находятся в пределах 10 баллов, что соответствует среднему уровню развития.

Анализ показателей быстроты мышления выявил, что у испытуемых ЭГ наблюдаются высокий уровень развития быстроты мышления и подвижность нервных процессов. У спортсменов КГ данные показатели составляют в среднем 21 балл, что соответствует среднему уровню быстроты мышления и подвижности нервных процессов.

Показатели развития двигательной памяти теннисистов 12-13 лет свидетельствуют о том, что в динамике в обеих группах отмечалась тенденция улучшения показателей, но при этом в ЭГ прирост показателей выше, чем в КГ (Рисунок 8).

Комбинация 1 Комбинация 2

■ Прирост ЭГ Точность г- Прирост КГ Точность

■ Прирост ЭГ Стабильность Прирост КГ Стабильность

Рисунок 8 - Прирост показателей двигательной памяти по критериям точности и стабильности у теннисистов ЭГ и КГ после завершения формирующего педагогического эксперимента

Figure 8 - Increase in motor memory indicators according to the criteria of accuracy and stability among tennis players from the EG and CG after completion of the formative pedagogical experiment

Результаты оценки специализированного вос- упражнений после эксперимента представлены приятия на основе выполнения специфических на рисунке 9.

120% 100%

Поочередное набивание на Поочередное набивание на правой стороне ракетки и на правой стороне ракетки и на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ребре ракетки рукоятке ракетки

(максимальное количество (максимальное количество раз) раз)

■ ПРИРОСТ ЭГ ч ПРИРОСТ кг

Рисунок 9 - Прирост показателей специализированного восприятия по результатам выполнения специфических упражнений в ЭГ и КГ после завершения формирующего педагогического эксперимента

Figure 9 - Increase in indicators of specialized perception based on the results of performing specific exercises in the EG and CG after completion of the formative pedagogical experiment

После эксперимента в обеих группах наблюдается прирост показателей, при этом прирост результата по каждому из упражнений в ЭГ превышает прирост показателей представителей КГ. В начале эксперимента у всех спортсменов был проанализирован индивидуальный рейтинг, являющийся численным выражением силы игрока (большее значение рейтинга означает более высокую спортивную квалификацию и спортивное мастерство, и этот показатель изменяется на основании результатов соревнований). За время педагогического эксперимента показатели рейтинга у теннисистов обеих групп повысились, у спортсменов ЭГ — с 228,2 до 315,3 очка, у спортсменов КГ — с 226,7 до 280,1 очка. Более того, среди теннисистов КГ были 2 спортсмена, у которых к концу сезона рейтинг остался неизменным.

Наблюдаемое нами после завершения педагогического эксперимента существенное преимущество теннисистов ЭГ перед теннисистами КГ в показателях уровня развития когнитивных способностей и рейтинга свидетельствует о положительном влиянии методики технико-тактической подготовки с направленным развитием когнитивных способностей на спортивное мастерство игроков в настольный теннис.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ научно-методической литературы по теме исследования, педагоги-

ческие наблюдения и экспериментальные исследования позволили разработать методику технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис 12-13 лет с направленным развитием когнитивных способностей. Методика применялась нами в подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла подготовки.

Основная направленность в подготовительном периоде характеризуется развитием и совершенствованием психомоторных реакций, мы-шечно-двигательных ощущений, когнитивных способностей (внимания, мышления, памяти и специализированного восприятия), необходимых для совершенствования технико-тактического мастерства в настольном теннисе. Основная направленность соревновательного периода характеризуется применением в тренировочном процессе специфических упражнений с учетом индивидуальной стратегии тактической борьбы.

Эффективность методики технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис 12-13 лет с направленным развитием когнитивных способностей определялась по следующим критериям: приросту результатов в показателях развития когнитивных способностей (внимание, память, мышление, специализированное восприятие); приросту в показателях индивидуального рейтинга спортсменов. Нами выявлена положительная динамика каж-

дого изучаемого показателя у спортсменов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что доказывает эффективность методики технико-тактической

ЛИТЕРАТУРА:

1. Команов, В. В. Резервы тренерского мастерства / В. В. Команов. - М. : Спорт-Человек, 2017. - 144 с. - ISBN 9785-9500178-5-8. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.Lanbook. com/book/104021 (дата обращения: 26.01.2024). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Макаренко, Н. Влияние когнитивных способностей на уровень технико-тактического мастерства спортсменов, занимающихся настольным теннисом / Н. Макаренко, Г. В. Барчукова. - Текст: непосредственный // Спортивно-педагогическое образование. - 2022. - № 3. - С. 38-43.

3. Марищук, Л. В. Роль моторной памяти в спорте / Л. В. Марищук, С. Г. Ивашко. - Текст: непосредственный // Борьба с преступностью: теория и практика : Материа-

REFERENCES

1. Komanov, V.V. Reserves of coaching skiLLs / V.V. Komanov. - M.: Sport-Man, 2017. - 144 p. - ISBN 978-5-9500178-5-8. - Text: electronic // Lan: electronic Library system. - URL: https://e.Lanbook.com/ book/104021 (access date: 01/26/2024). - Access mode: for authorized users.

2. Makarenko, N. The infLuence of cognitive abiLities on the LeveL of technicaL and tacticaL mastery of athLetes invoLved in tabLe tennis / N. Makarenko, G. V. Barchu-kova. - Text: direct // Sports and pedagogicaL education. - 2022. - No. 3. - pp. 38-43.

3. Marishchuk, L. V. The roLe of motor memory in sports / L. V. Marishchuk, S. G. Ivashko. - Text: direct // Fighting crime: theory and practice: MateriaLs of the II Inter-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

подготовки с направленным развитием когнитивных способностей спортсменов, занимающихся настольным теннисом на тренировочном этапе.

лы II Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 312-314.

4. Пешко, Г. А. Развитие психомоторных способностей у теннисистов / Г. А. Пешко. - Текст : непосредственный // Современный фитнес и гимнастика. - 2019. - С. 93-99

5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта настольный теннис: утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 884. - Режим доступа: http://pubLication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202212050067 (дата обращения: 18.08.2022) - Текст : электронный.

6. Чайников, П. Н. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности / П. Н. Чайников, Н. В. Соломатина, В. Г. Черкасова, А. М. Кулеш. - Текст: непосредственный // Таврический журнал психиатрии - 2015. - С. 55-60.

nationaL Scientific and PracticaL Conference. - 2014. - pp. 312-314.

4. Peshko, G. A. DeveLopment of psychomotor abiLities in tennis pLayers / G. A. Peshko. - Text: direct //Modern fitness and gymnastics. - 2019. - pp. 93-99. 94

5. FederaL standard of sports training for the sport of tabLe tennis: approved by order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated October 31, 2022 No. 884. - Access mode: http://pubLication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202212050067 (date of access: 08/18/2022) - Text: eLectronic.

6. Chainikov, P. N. Cognitive functions and mentaL performance in conditions of sports activity / P. N. Chainikov, N. V. SoLomatina, V. G. Cherkasova, A. M. KuLesh. - Text: direct // Tauride JournaL of Psychiatry - 2015. - pp. 55-60.

Баширова Диляра Мансуровна (Bashirova DiLiara Mansurovna)- старший преподаватель; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Республика Татарстан, 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; е-таН: bashirovadi@maiL.ru; ORCID: 0000-0001-7537-7732

Бурцева Евгения Валентиновна (Burtseva Evgeniia VaLentinovna) - кандидат педагогических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Республика Татарстан, 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; е-таН: voLder1968@maiL.ru; ORCID:0000-0002-5090-117

Поступила в редакцию 05 мая2024 г. Принята к публикации 25 мая 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Баширова, Д.М. Методика технико-тактической подготовки игроков в настольный теннис 12-13 лет с направленным развитием когнитивных способностей и эффективность ее применения / Д.М. Баширова, Е.В. Бурцева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 2 - С. 61-68. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-61-68

FOR CITATION

Bashirova D.M., Burtseva E.V. The technique of technical and tactical training of table tennis players aged 12-13 years with the directed development of cognitive abilities and the effectiveness of its application. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 2. - pp. 61-68. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-61-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.