Научная статья на тему 'Методика спортивной подготовки юных легкоатлетов спринтеров'

Методика спортивной подготовки юных легкоатлетов спринтеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
918
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ СПРИНТЕРЫ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шиндина Ирина Васильевна, Шамонин Виталий Анатольевич

В статье раскрывается методика тренировочного процесса подготовки юных бегунов на короткие дистанции с применением комплексов СПУ в годичном цикле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шиндина Ирина Васильевна, Шамонин Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика спортивной подготовки юных легкоатлетов спринтеров»

SCIENCE TIME

МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПРИНТЕРОВ

Шиндина Ирина Васильевна, Шамонин Виталий Анатольевич, Мордовский государственный педагогический Институт имени М.Е. Евсевьева

E-mail: IrinaShind@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается методика тренировочного процесса подготовки юных бегунов на короткие дистанции с применением комплексов ^ СПУ в годичном цикле. •

Ключевые слова: методика, спортивная подготовка, юные спринтеры специально-подготовительные упражнения.

Двигательные способности у всех бегунов на короткие дистанции определялись контрольно-педагогическими упражнениями (тестами), характеризующие скоростные и скоростно-силовые качества спортсменов.

Спортсмены использовали в своей подготовке разработанную нами схему применения СПУ по этапам годичного цикла. Кроме того, согласно договоренности с тренерами, в подготовке юных спринтеров было предусмотрено уменьшение объема выполнения беговой нагрузки в годичном цикле с интенсивностью 96-100 % на 10 %, а с интенсивностью 90 % и ниже, на 20 %.

Результаты контрольных испытаний (тестирование) до проведения основного педагогического эксперимента приняты нами за исходные значения (100 %).

258

о

SCIENCE TIME

Таблица 1

Динамика спортивных результатов бегунов на короткие дистанции (100 м) за период педагогического эксперимента с применением комплексов СПУ

Изучаемые показатели Исходные данные* Исходные данные После эксперимента % прироста результатов за 1 год

Бег на 100 м с н/с с 11,64±0,06 11,47±0,09 1,46

Бег на 60 м с н/с с 7,21±0,05 7,05±0,04 2,21

Бег на 20 м с н/с с 2,17±0,07 2,09±0,06 3,68

Прыжок в длину с/м см 275±13 285±12 3,63

* показатели без целенаправленного применения СПУ

Результаты педагогического эксперимента показали, что у спортсменов происходили положительные изменения в специальной работоспособности в беге на 100 метров.

Положительные изменения в функциональном состоянии нервномышечного аппарата и двигательных способностях испытуемых можно объяснить только с позиции того, что юные спринтеры в годичном цикле, при меньшем объеме выполнения скоростного бега с интенсивностью 96-100 % и 90 %, выполняли комплексы специально-подготовительных упражнений беговой и скоростно-силовой направленности.

Многолетнее отставание отечественных спринтеров от мировой элиты обязывает тренеров и научных сотрудников вести постоянный поиск эффективных и надежных путей системы подготовки спортсменов в данном виде спорта.

По мнению ведущих специалистов, главной и отличительной чертой спортивной подготовки должно быть выполнение таких тренировочных заданий, которые явились бы мощным рычагом преобразования и совершенствования двигательных возможностей занимающихся. Важно тренировать те системы, которые в первую очередь обеспечивают поступательный рост специальной работоспособности бегунов [2].

В свою очередь все средства подготовки подразделяются на группы в соответствии с поставленными задачами, т.е. воспитания, развития, и совершенствования физической, технической, тактической, психологической, морально-волевой подготовленности спортсменов.

Естественно, что в многолетнем тренировочном процессе не всегда удается провести разграничение по принадлежности того или иного средства к одноименной группе [3].

Важно учитывать взаимосвязи между предложенными упражнениями и их эффектами для развития специальной работоспособности. Уже не у кого не вызывает сомнения, что простое наращивание объемов и интенсивности

259

о

Щ SCIENCE TIME Щ

тренировочных нагрузок в процессе подготовки бегунов на короткие дистанции зачастую не приводят к планируемому результату. Для спортивной практики актуальными остаются вопросы определения эффективных соотношений между основными тренировочными средствами и специально-подготовительными упражнениями, а также их организации проведения учебно-тренировочных занятий не только на отдельных этапах подготовки, но и в годичном цикле.

На современном этапе развития методических положений в спортивной тренировке в беге на короткие дистанции специалисты рекомендуют обращать внимание на проведение специализированных воздействий на организм спортсмена специфическими специально-подготовительными упражнениями (СПУ), имеющих прямую взаимосвязь с соревновательным упражнением.

Однако разработки последних лет по применению СПУ в процессе подготовки спринтеров не в полном объеме могут быть взяты на вооружении тренеров из-за отсутствия научно-обоснованных рекомендаций в этом направлении. Это связано с тем, что среди тренеров нет единого мнения по объемам использования СПУ на отдельных этапах годичного цикла [1].

Общеизвестно, что прямой перенос методических рекомендаций без научного обоснования их применения зачастую приводит к несогласованности между предлагаемыми нагрузками и функциональными возможностями организма занимающихся. Установлено, что переход границ функциональной приспособляемости к физическим нагрузкам в большинстве случаев приводит к переутомлению вегетативных функций организма, опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата, перенапряжениям, травмам и, в конечном итоге, большим потерям одаренной молодежи [2].

Поэтому специалисты рекомендуют соблюдать принципы и методические требования общей теории и методики детского и юношеского спорта, на которых основывается управление подготовкой юных спортсменов, а именно, целевой направленности по отношению к спортивному высшему мастерству. Важно соблюдать соразмерность развития основных двигательных качеств в зависимости от возрастных особенностей, учета ведущих факторов на разных этапах подготовки многолетней тренировки, систематизации учебнотренировочного процесса, коррекции нагрузки функциональной различной направленности и т. д. [1].

Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы показывает, что мнения специалистов расходятся по вопросам организации эффективного применения специально-подготовительных упражнений (СПУ) в учебно-тренировочном процессе подготовки юных бегунов-спринтеров,

тренирующихся на этапах углубленной спортивной специализации.

Специальная работоспособность в беге на короткие дистанции во многом зависит от выполнения основных тренировочных средств подготовки и СПУ в

260

о

Щ SCIENCE TIME Щ

режиме многолетнего процесса, направленных на развитие и совершенствование двигательных способностей спортсменов.

Достижение высоких результатов в спринтерском беге тесно связано с техникой выполнения соревновательного упражнения и устойчивостью кинематических характеристик бега по участкам дистанции (20-30, 30-60, 6080, 80-100 м) 100 метров.

Обоснованные учеными достоверные корреляционные взаимосвязи кинематических и динамических характеристик СПУ с результатом бега на 100 метров позволили определить состав 5-ти комплексов. Каждый комплекс состоит из 5-ти упражнений (1-2-3-4-ый комплексы) и 6-ти упражнений (5-ый комплекс).

Первый комплекс содержит 5 упражнений (100 %) беговой направленности.

Второй комплекс содержит 5 упражнений (100 %) скоростно-силовой направленности. Третий комплекс содержит 5 упражнений, из которых 3 упражнения (60 %) беговой направленности и 2 упражнения (40 %) скоростносиловой направленности. Четвертый комплекс содержит 5 упражнений, из которых 2 упражнения (40 %) беговой направленности и 3 упражнения (60 %) скоростно-силовой направленности. Пятый комплекс содержит 6 упражнений, из которых 3 упражнения (50 %) беговой направленности и 3 упражнения (50 %) скоростно-силовой направленности.

По данным ученых использование повышенных объемов тренировочных нагрузок беговой направленности на начальных этапах углубленной спортивной подготовки юных бегунов на короткие дистанции в годичном цикле не способствует повышению функциональных возможностей организма. После выполнения в одном занятии больших тренировочных нагрузок беговой направленности (с интенсивностью 96-100 % и 90 % и ниже) полное восстановление функционального состоянию нервно-мышечного аппарата (НМА) наступает к 36 и 48 часу отдыха, соответственно. Переход границ функциональной приспособляемости юного организма от выполнения повышенных физических нагрузок приводит к перенапряжению НМА и возникновению специфических травм.

Достижение высоких показателей работоспособности у юных бегунов на короткие дистанции зависит не только от объема выполнения тренировочных нагрузок бегового характера, но и от использования комплексов специальноподготовительных упражнений (СПУ) скоростной и скоростно-силовой направленности. После выполнения комплексов СПУ в одном тренировочном занятии большого объема восстановление НМА наступает к 10 и 16 часу отдыха на фоне положительной функциональной приспособляемости организма к предлагаемым нагрузкам.

а

261

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Литература:

1. Бугаев, А.В. Инновационные пути подготовки юных легкоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Бугаев. - М. : ФГОУВПО, 2009. - 62 с.

2. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов : учеб. пособие / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук. - Смоленск : ТО-Информ, 2013. - 219 с.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания : учеб. пособие / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2011. - 199 с.

о

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.