ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПРИНТЕРОВ
Шамонин Виталий Анатольевич, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск
E-mail: shamonin-vitaliy@yandex. ru
Аннотация. В статье говорится о методологическом подходе к использованию комплексов специально-подготовительных упражнений, которые позволяют повысить эффективность тренировочного процесса, достичь эффективных показателей специальной работоспособности юных бегунов на короткие дистанции.
о Ключевые слова: средства, методика, спортивная подготовка, спринтеры, ?
специально-подготовительные упражнения.
Теория и методика спортивной тренировки накопила богатый опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта. Она опирается на многочисленные исследования, разработанные в России педагогами, тренерами, учеными разных профессий. Сегодня специалисты уверенно могут прогнозировать результаты в отдельных видах спорта и с учетом разных этапов многолетней подготовки атлетов. В то же время все еще остаются нерешенными проблемы в прогнозе спортивных результатов и методиках подготовки бегунов на короткие дистанции.
Значительное отставание отечественных спринтеров от мировой спортивной элиты обязывает тренеров и научных сотрудников вести постоянный поиск наиболее эффективных путей в системе многолетней подготовки бегунов на короткие дистанции, начиная с начальных этапов их спортивной специализации.
Еще в прошлом столетии в исследованиях по проблемам юношеского спорта, отмечалась тенденция и направленность методики, когда подготовка взрослых спринтеров, механически переносилась на спортивную подготовку детей и подростков. Указано, что данный подход не в полной мере обеспечивает поступательный рост спортивного мастерства занимающихся [1].
Специалисты акцентируют внимание на том, что повышение качества спортивной подготовки квалифицированных спринтеров может быть достигнуто
230
а
только за счет научно-обоснованного решения проблемы управления структурой бега, предусматривающей выявление и соблюдение технологии выполнения специально-подготовительных упражнений в занятиях, имеющих должные значения кинематических и динамических характеристик структуры соревновательного упражнения, повышающих эффективность двигательного потенциала спортсменов.
Отсутствие четких рекомендаций в организации тренировочного процесса, обеспечивающих взаимодействие основных и специально-подготовительных упражнений с учетом функциональных возможностей организма юных бегунов на короткие дистанции, снижает эффективность учебно-тренировочного процесса в целом.
В связи с этим разработка новой технологии применения комплексов специальных упражнений на отдельных этапах годичного цикла подготовки юных спринтеров является актуальной и важной проблемой, не получившей до настоящего времени своего достаточного научного обоснования.
По мнению ведущих специалистов, главной и отличительной чертой спортивной подготовки должно быть выполнение таких тренировочных заданий, которые явились бы мощным рычагом преобразования и совершенствования двигательных возможностей занимающихся. Важно тренировать те системы, которые в первую очередь обеспечивают поступательный рост специальной работоспособности бегунов [2].
В научно-методической литературе довольно широко отражены рекомендации по использованию разнообразных средств и методов подготовки спринтеров [3].
В свою очередь все средства подготовки подразделяются на группы в соответствии с поставленными задачами, т. е. воспитания, развития, и совершенствования физической, технической, тактической, психологической, морально-волевой подготовленности спортсменов.
Естественно, что в многолетнем тренировочном процессе не всегда удается провести разграничение по принадлежности того или иного средства к одноименной группе.
Важно учитывать взаимосвязи между предложенными упражнениями и их эффектами для развития специальной работоспособности. Уже не у кого не вызывает сомнения, что простое наращивание объемов и интенсивности тренировочных нагрузок в процессе подготовки бегунов на короткие дистанции зачастую не приводят к планируемому результату. Для спортивной практики актуальными остаются вопросы определения эффективных соотношений между основными тренировочными средствами и специально-подготовительными упражнениями, а также их организации проведения учебно-тренировочных занятий не только на отдельных этапах подготовки, но и в годичном цикле.
23 1
На современном этапе развития методических положений в спортивной тренировке в беге на короткие дистанции специалисты рекомендуют обращать внимание на проведение специализированных воздействий на организм спортсмена специфическими специально-подготовительными упражнениями (СПУ), имеющих прямую взаимосвязь с соревновательным упражнением [3].
Однако разработки последних лет по применению СПУ в процессе подготовки спринтеров не в полном объеме могут быть взяты на вооружении тренеров из-за отсутствия научно-обоснованных рекомендаций в этом направлении. Это связано с тем, что среди тренеров нет единого мнения по объемам использования СПУ на отдельных этапах годичного цикла.
Общеизвестно, что прямой перенос методических рекомендаций без научного обоснования их применения зачастую приводит к несогласованности между предлагаемыми нагрузками и функциональными возможностями организма занимающихся. Установлено, что переход границ функциональной приспособляемости к физическим нагрузкам в большинстве случаев приводит к переутомлению вегетативных функций организма, опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата, перенапряжениям, травмам и, в конечном итоге, _ ° большим потерям одаренной молодежи. |
Поэтому специалисты рекомендуют соблюдать принципы и методические требования общей теории и методики детского и юношеского спорта, на которых основывается управление подготовкой юных спортсменов, а именно, целевой направленности по отношению к спортивному высшему мастерству. Важно соблюдать соразмерность развития основных двигательных качеств в зависимости от возрастных особенностей, учета ведущих факторов на разных этапах подготовки многолетней тренировки, систематизации учебнотренировочного процесса, коррекции функциональной нагрузки различной направленности.
Литература:
1. Алабин, В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов : учеб пособие / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. - Харьков : Основа, 2012. - 175 с.
2. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К. : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
3. Щеглов, В.Н. Вариативный метод в подготовке спринтеров высокой квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук / В.Н. Щеглов. - ГЦОЛИФК. - М., 1993. - 27 с.
23 2
а