Научная статья на тему 'Методика спортивного отбора и ранней ориентации детей 8-10 лет в циклические виды спорта'

Методика спортивного отбора и ранней ориентации детей 8-10 лет в циклические виды спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
472
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / SPORTS SELECTION / CONTROL EXERCISES / INDICATORS / INITIAL TRAINING / SPORTS SPECIALIZATION / CYCLIC SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якушев Дмитрий Сергеевич

Представлена и экспериментально обоснована методика отбора детей в спортивные школы по циклическим видам спорта. Доказано, что первичный отбор в группы начальной подготовки направлен на разработку интегральных критериев отбора, которые ограничены по объему и имеют высокую корреляционную взаимосвязь с ведущими способностями. Показан прирост показателей физической, функциональной и психофизиологической подготовленности юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SPORTS SELECTION AND EARLY ORIENTATION OF CHILDREN AGED 8-10 YEARS IN CYCLIC SPORTS

A methodology for selecting children for sports schools in cyclic sports is presented and experimentally substantiated. It is proved that the initial selection in the initial training groups should be aimed at the development of integral selection criteria that are limited in volume and have a high correlation with leading abilities. The growth of indicators of physical, functional and psychophysiological preparedness of young athletes of the control and experimental groups at the initial training stage is shown.

Текст научной работы на тему «Методика спортивного отбора и ранней ориентации детей 8-10 лет в циклические виды спорта»

УДК 796.015 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10718

МЕТОДИКА СПОРТИВНОГО ОТБОРА И РАННЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ В ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА

Д.С. Якушев

Представлена и экспериментально обоснована методика отбора детей в спортивные школы по циклическим видам спорта. Доказано, что первичный отбор в группы начальной подготовки направлен на разработку интегральных критериев отбора, которые ограничены по объему и имеют высокую корреляционную взаимосвязь с ведущими способностями. Показан прирост показателей физической, функциональной и психофизиологической подготовленности юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: спортивный отбор, контрольные упражнения, показатели, начальная подготовка, спортивная специализация, циклические виды спорта.

Проблема спортивной ориентации и отбора давно уже прошла стадию становления и превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, отбирающий ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствования системы спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла поддержку как у нас в стране, так и за рубежом [3, 4].

Преимущественная направленность спортивной тренировки на этапе начальной подготовки в циклических видах спорта заключается в разносторонней физической подготовке. В то же время очевидно, что каждому юному спортсмену присуще большое количество индивидуальных свойств личности и способностей. Исходя из этого, первичный отбор в группы начальной подготовки должен быть направлен на разработку таких интегральных критериев отбора, которые ограничены по объему и имеют высокую корреляционную взаимосвязь с ведущими способностями [1, 2, 7].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику отбора юных спортсменов в спортивные секции по циклическим видам спорта.

Организация исследования. Для решения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент. В нем участвовали две группы -экспериментальная и контрольная (по 30 чел. в каждой). В эти группы входили мальчики 8-10 лет, занимающиеся циклическими видами спорта. В контрольную группу дети отбирались традиционным способом по критериям, которые применяются согласно программе по видам спорта для ДЮСШ и СДЮСШОР. Проводился медицинский осмотр, беседа и оценка

уровня физической подготовленности. В экспериментальную группу отбирались дети на основе разработанной методики. Отбор в группы проводился одновременно. Учебно-тренировочные занятия проводились в одинаковых условиях, исходя из требований программы по видам спорта. В начале и конце педагогического эксперимента были проведены контрольные упражнения (тесты) для определения эффективности предлагаемой методики спортивного отбора [8].

Основное содержание методики первичного спортивного отбора включало:

1) медицинский осмотр детей, желающих заниматься спортом, и проведение собеседования с детьми и их родителями. Применялись информационные средства в виде печатных изданий, сайта спортивной школы, стендов и бесед;

2) тестирование уровня развития специальной выносливости, функциональных и психофизиологических показателей [6];

3) контроль весо-ростового индекса и длины нижних конечностей;

4) расчет оценки спортивной одарённости и прогноз перспективности для занятия данным видом спорта. Данным мероприятием завершался процесс отбора и предполагал дифференциацию детей при планировании учебно-тренировочной нагрузки в годичном цикле обучения и на перспективу [5].

При этом процесс моделирования системы первичного отбора для занятий спортом учитывал не только современные требования, предъявляемые видом спорта к организму ребенка, но и необходимые условия сбережения его здоровья и особенности формирования актуальной мотивации. Главным условием первичного отбора стала опора на врожденные психомоторные и морфологические способности каждого испытуемого, которые характеризуются стабильностью и практически не поддаются влиянию тренировки.

Результаты исследования и их обсуждение. До сравнительного педагогического эксперимента у юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп показатели физической подготовленности находились на одинаковом уровне и достоверно не отличались (р>0,05).

В ходе проведения педагогического эксперимента выяснилось, что у детей контрольной группы результаты в тесте «прыжок в длину с места толчком двух ног» достоверно возросли на 9,3±0,7 см (р<0,05, t=2,247), также на достоверно значимую величину увеличились показатели комплексного упражнения на силу - на 6,3±0,5 раза (р<0,05, t=2,200). Во всех остальных упражнениях в ходе педагогического эксперимента результаты увеличились незначительно (р>0,05). У спортсменов экспериментальной группы к концу сравнительного педагогического эксперимента произошло достоверное увеличение показателей по всем тестовым упражнениям, отражающим уровень их физической подготовленности (р<0,05).

Самый значительный прирост результатов в процентном соотношении наблюдается в упражнениях: 5 -минутный бег с учетом пройденного расстояния, прирост результата в этом упражнении у спортсменов экспериментальной группы на 9,9 % больше, чем у спортсменов контрольной группы, восьмикратный прыжок с места, где прирост показателя также на 9,9 % больше у юных спортсменов экспериментальной группы (20,3 % против 10,4 % у спортсменов КГ), прирост показателей в упражнении «бег в подъем 200 метров» у спортсменов экспериментальной группы составил 10,8 %, а у контрольной - 3,1 %, что на 7,7 % меньше результата спортсменов ЭГ (рис. 1).

5-минутный бег, м Бег со склона 200 метров, с Бег в подъем 200 метров, с Комплексное упражнение на силу, кол-во раз Восьмикратный прыжок в длину с места, м Прыжок в длину с места тонком двух ног, см

0 5 10 15 20 25 30

■ ЭГ ■ КГ

Рис. 1. Прирост показателей физической подготовленности юных спортсменов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на этапе начальной подготовки

Следует отметить, что у юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп перед началом педагогического эксперимента по всем исследуемым показателям функциональной и психофизиологической подготовленности достоверных отличий не наблюдалось (р>0,05). Установлено, что к концу педагогического эксперимента у спортсменов контрольной группы все изучаемые показатели увеличились, но недостоверно (р>0,05).

Анализ данных свидетельствует, что в результате разработки и научного обоснования методики спортивного отбора детей 8-10 лет для занятий циклическими видами спорта и ее внедрения в экспериментальной группе происходит достоверное увеличение всех функциональных и психофизиологических показателей к концу сравнительного педагогического эксперимента (р<0,05).

Следует отметить, что по некоторым тестам, отражающим функ-циональную и психофизиологическую подготовленность, у спортсменов экспериментальной группы произошел существенный прирост показателей к концу эксперимента относительно прироста этих же показателей у спортсменов контрольной группы. Так, в цветовом тесте отклонение от аутогенной нормы прирост показателя, выражающегося в усл. ед., у спортсменов экспериментальной группы составил 32,6 % (9,2±1,1 усл. ед.), что на 20,4 % больше, чем прирост результата спортсменов контрольной группы. Прирост показателя среднего значения времени реакции у спортсменов экспериментальной группы на 18,4 % выше, чем у спортсменов контрольной группы, а результат в конце педагогического эксперимента составил 242±5,6 мс. Прирост мощности колебания дыхательных волн ОТ составил 21,8 % у спортсменов экспериментальной группы, что на 13,4 % больше, чем у спортсменов контрольной группы (рис. 2).

Суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), усл. ед.

Среднее значение времени реакции, мс

1№тш, мс [^тах, мс ЧСС, уд/мин

0 5 10 15 20 25 30 35

■ ЭГ икг

Рис. 2. Прирост показателей функциональной и психофизиологической подготовленности юных спортсменов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на этапе начальной подготовки

Таким образом, результаты сравнительного педагогического эксперимента показали, что внедрение методики спортивного отбора и ранней ориентации детей в группы начальной подготовки для занятий циклическими видами спорта позволило достоверно (р<0,05) повысить объективность определения потенциальных способностей юных спортсменов экспериментальной группы и, как следствие, качество организации учебно-тренировочного процесса.

Список литературы

1. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983. 258 с.

2. Воронов Ю.С. Спортивный отбор в системе управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 4. С. 28-31.

3. Воронов Ю.С., Якушев Д.С. Интегральные критерии начального отбора детей для занятий спортивным ориентированием // Теория и практика физической культуры. 2014. №1. С. 72.

4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта. М.: Советский спорт, 2008. 304 с.

5. Губа В.П., Пресняков В.В. Методы математической обработки спортивно-педагогических исследований: учеб.-метод. пособие. М.: Человек, 2015. 288 с.

6. Иорданская Ф.А. Компьютерные тесты в мониторинге функцио -нальной подготовленности высококвалифицированных спортсменов в процессе тренировочных мероприятий: науч.-метод. пособие. М.: Спорт, 2019. 74 с.

7. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно -методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 226 с.

8. Якушев Д.С. Методика отбора детей 8-9 лет для занятий спортивным ориентированием на основе оценки уровня и значимости компонентов их интегральной подготовленности: дис. ...канд. пед. наук. Смоленск, 2014. 155 с.

Якушев Дмитрий Сергеевич, канд. пед. наук, доц., сЫтапЗЗЗ а таИ.ги, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

METHODS OF SPORTS SELECTION AND EARLY ORIENTA TION OF CHILDREN AGED 8-10 YEARS IN CYCLIC SPORTS

D.S. Yakushev

A methodology for selecting children for sports schools in cyclic sports is presented and experimentally substantiated. It is proved that the initial selection in the initial training groups should be aimed at the development of integral selection criteria that are limited in volume and have a high correlation with leading abilities. The growth of indicators of physical, functional and psychophysiological preparedness of young athletes of the control and experimental groups at the initial training stage is shown.

Key words: sports selection, control exercises, indicators, initial training, sports specialization, cyclic sports.

Yakushev Dmitry Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, daiman555@,mail. ru, Smolensk, Russia, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

References

1. Volkov V.M., Filin V.P. Sportivnyj otbor [Sports selection]. M.: Physical education and sport, 1983. 258 p.

2. Voronov Yu.S. Sportivnyj otbor v sisteme upravleniya mnogoletnej podgotovkoj yunyh sportsmenov-orientirovshchikov [Sports selection in the management system of the long-term training of young orienteering athletes] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training, training]. 2005. No 4. P. 28-31.

3. Voronov Yu.S., Yakushev D.S. Integral'nye kriterii nachal'nogo otbora detej dlya zanyatij sportivnym orientirovaniem [Integral criteria for the initial selection of children for orienteering] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical education]. 2014. No 1. P. 72.

4. Guba V.P. Teoriya i praktika sportivnogo otbora i rannej orientacii v vidy sporta [Theory and practice of sports selection and early orientation in sports]. M.: Soviet Sport, 2008. 304 p.

5. Guba V.P., Presnyakov V.V. Metody matematicheskoj obrabotki sportivno-pedagogicheskih issledovanij [Methods of mathematical processing of sports and pedagogical research]: textbook.-method. allowance. M.: Man, 2015. 288 p.

6. Iordanskaya F.A. Komp'yuternye testy v monitoringe funkcional'noj podgotovlennosti vysokokvalificirovannyh sportsmenov processe trenirovochnyh meropriyatij [Computer tests in monitoring the functional readiness of highly qualified athletes during training activities]: scientific method. allowance. M.: Sport, 2019. 74 p.

7. Nikitushkin V.G., Kvashuk P.V., Bauer V.G. Organizacionno-metodicheskie osnovy podgotovki sportivnogo rezerva [Organizational and methodological foundations of the preparation of a sports reserve]. M.: Soviet Sport, 2005. 226 p.

8. Yakushev D.S. Metodika otbora detej 8-9 let dlya zanyatij sportivnym orientirovaniem na osnove ocenki urovnya i znachimosti komponentov ih integral'noj podgotovlennosti [Methods of selecting children 8-9 years old for orienteering based on assessing the level and significance of the components of their integrated preparedness]: dis. ... cand. ped sciences. Smolensk, 2014. 155 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.