УДК 796.332 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-107-115
МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. Поканинов1, Ф.Р. Зотова1,2
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
2 Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия
Аннотация
Цель: разработать и экспериментально обосновать методику специальной физической подготовки футболистов студенческой команды на основе учета особенностей соревновательной деятельности. Методы и организация исследования. Проведен формирующий эксперимент, в котором участвовали 40 студентов-футболистов, рандомно поделенных на 2 группы: экспериментальную и контрольную. Проводилась сравнительная оценка специальной физической подготовленности футболистов с использованием Вингейт-теста и педагогического тестирования (бег 30 м, челночный бег 50 м х7 повторений, прыжок вверх с места и Yo-Yo тест).
Результаты исследования и их обсуждение. Разработана методика специальной физической подготовки футболистов студенческих команд, в которой использован традиционный подход, ориентированный в значительной степени на специфические соревновательные режимы деятельности футболистов студенческой команды и учитывающий неоднородность игроков по уровню физической подготовленности и амплуа. Методика апробирована в условиях педагогического эксперимента и доказала свою эффективность.
Вывод: Выявлено, что применение методики существенно увеличивает мощность и емкость анаэробной системы, повышает уровень скоростных, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости, обеспечивает превосходство экспериментальной группы над контрольной в объеме и эффективности технико-тактических действий.
Ключевые слова: студенческий футбол, специфические упражнения, специальная физическая подготовленность, амплуа, Вингейт-тест.
THE METHODOLOGY OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF STUDENT TEAM
FOOTBALL PLAYERS BASED ON THE FEATURES OF COMPETITIVE ACTIVITY
A.V. Pokaninov1, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0002-5977-5284
F.R. Zotova12, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8711-8807
1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
2Kazan State Medical University, Kazan, Russia
Abstract
The research purpose: to develop and experimentally substantiate a methodology for special physical training of student team football players based on the peculiarities of competitive activity.
Methods and organization of the research. A formative experiment was conducted, in which 40 student football players participated, randomly divided into 2 groups: experimental and control. A comparative assessment of the special physical fitness of football players was carried out using a Wingate test and pedagogical testing (running 30 m, shuttle running 50 m x7 repetitions, standing jump and a Yo-Yo test).
Research results and their discussion. The methodology for special physical training of football players of student teams has been developed, using a traditional approach, focused largely on the specific competitive modes of activity of student team football players and taking into account the heterogeneity of the players in terms of physical fitness and role. The methodology was tested in a pedagogical experiment and proved its effectiveness. Conclusion: It was revealed that the use of the methodology significantly increases the power and capacity of the anaerobic system, the level of speed, speed-strength qualities and special endurance, and ensures the
superiority of the experimental group over the control group in the volume and effectiveness of technical and tactical actions.
Keywords: student football, specific exercises, special physical fitness, role, Wingate-test.
ВВЕДЕНИЕ
Методологической основой эффективной спортивной подготовки является оптимизация процессов адаптации организма спортсмена к специфическим требованиям вида спорта [1,4]. Футбол характеризуется как высокоинтенсивный, прерывистый, контактный командный вид спорта, который требует ряда значимых физических и физиологических возможностей для успешного выполнения игровых функций [2,11]. Известно, что эффективность соревновательной деятельности в футболе во многом определяется именно уровнем специальной физической подготовленности игроков, которая является функциональной основой для совершенствования других сторон подготовленности футболистов — технической, тактической и психологической [3]. Специальная физическая подготовленность футболиста имеет сложную структуру, где значение имеет не только уровень проявления отдельных физических качеств, но также их соотношение и взаимосвязь при комплексной реализации, как того требует соревновательная деятельность [8,9,13]. Поэтому многие исследователи выделяют приоритетным комплексный подход в развитии специальных физических качеств высококвалифицированного игрока. При этом наиболее эффективными считают средства физической подготовки, в которых развитие двигательных качеств осуществляется в специально организованных игровых ситуациях [6,12]. Это позволяет моделировать специфические условия и характер энергетических требований современной игры, что является оптимальным путем достижения высокой специальной физической подготовленности профессионального футболиста [10]. В студенческом футболе также рассматривают эффективность различных тренировочных протоколов, где приоритетным являются интервальные беговые тренировки, комплексные силовые и плиометрические программы. Однако для них характерно применение в большом объеме неспецифических упражнений с простой координационной структурой [7,14]. Вместе с тем анализ научно-методической ли-
тературы показал, что вопросы оптимизации специальной физической подготовки в значительной степени касались профессионального футбола и фрагментарно изучались в студенческом футболе. Слабо разработанным элементом в системе подготовки футболистов студенческих команд остается методика специальной физической подготовки, отвечающая требованиям соревновательной деятельности. В связи с этим решение данной проблемы является весьма актуальным.
Цель: разработать и экспериментально обосновать методику специальной физической подготовки футболистов студенческой команды на основе учета особенностей соревновательной деятельности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения исследуемой проблемы был проведен формирующий эксперимент, в котором участвовали 40 футболистов, обучающихся в ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ». Выборка рандомно была распределена на 2 группы: экспериментальную и контрольную, в которые вошли по 20 человек, однородные по возрастным, морфометрическим и квалификационным характеристикам (таблица 1). Использовалась форма прямого параллельного эксперимента, который проводился в течение 13 недель в общем объеме 155 тренировочных часов. Проводилась сравнительная оценка специальной физической подготовленности футболистов с использованием лабораторного и полевого тестирования. В лабораторном исследовании использовался разработанный нами модифицированный протокол тестирования анаэробной мощности с помощью Вингейт-теста на ножном эргометре Monark 891E (Швейцария). Величина отягощенного сопротивления составляла 7,5% от массы тестируемого. Он включал 10 интервалов переменной нагрузки, где в каждом испытуемый в течение 5 секунд выполнял педалирование с задачей максимальной мощности, а затем бежал со скоростью 8 км/ч на беговой дорожке в течение 50 сек.
Таблица 1 - Возрастные, морфометрические и квалификационные характеристики экспериментальной и контрольной групп Table 1 - Age, morphometric and qualification characteristics of the experimental and control groups
Группа/ Group Возраст/ Age №±SX) Рост/ Height (X±SX) Вес/ Weight (X±SX) Стаж/ Experience (X±Sx) Квалификация %)/Qualification
KMC/ KMS 1-2 разряд/ category
ЭГ/EG (n=20) 19,15±0,26 179,15±1,48 70,82±1,56 12,65±0,56 20 80
КГ/CG (n=20) 19,2±0,35 179,1±1,37 72,6±1,09 11,75±0,36 20 80
t расч 0,91 0,98 0,38 0,24
t крит 2,09
Полевые тесты, применяемые для оценки специальной физической подготовленности футболистов, были следующими: бег 30 м, челночный бег 50 м х7 повторений, прыжок вверх с места и Yo-Yo тест (1-й уровень). Весь массив данных подвергался обработке с помощью статистического пакета StatPlus Pro 7.6.5.0. и «Excel» (Microsoft Office 2010). Все показатели прошли проверку на нормальность распределения с использованием критерия Шапиро-Уил-ка. Использовался параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Различия считали достоверными при p < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Концептуальными основаниями для разработки содержания методики специальной физической подготовки в студенческом футболе были следующие положения: первичность соревновательной деятельности по отношению к спортивной тренировке, единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности, а также необходимость консолидации спортивной подготовки и учебного процесса вуза.
Проведенное научное исследование показало несоответствие физических возможностей футболистов студенческой команды возросшим требованиям студенческого футбола. Это характеризуется низкой двигательной активностью игроков с малым вкладом высокоскоростной работы и, как следствие, недостаточной мобильностью команды, невысокой эффективностью выполнения технико-тактических действий как на уровне групповых взаимодействий, так и на уровне индивидуальных показателей. Определено, что лимитирующими эффективность игровых действий студентов-футболистов являются недостаточный уровень специальной выносливости, характеризующийся низкими
адаптационными возможностями спортсменов к многократно повторяющейся взрывной работе, а также существующий резерв в развитии скоростных и скоростно-силовых качеств у отдельных групп игроков.
Разработанная методика является одним из компонентов целостного процесса спортивной подготовки студенческой футбольной команды. Задачи СФП реализуются в единстве с задачами общефизической и технико-тактической подготовки. Поэтому в нашей методике повышение специальной физической подготовленности футболистов студенческой команды осуществлялось в условиях моделирования игровой деятельности с помощью средств направленного воздействия на развитие физических качеств через решение технико-тактических задач. В таблице 2 представлены структурные компоненты методики специальной физической подготовки экспериментальной группы. В нее вошли две группы специфических упражнений с мячом: индивидуальные двигательные задания и игровые упражнения. Для специфических упражнений характерно, что проявление физических качеств происходит не изолированно, а фактически в сложном взаимодействии не только физических, но и когнитивных возможностей спортсменов, что обусловлено постоянной изменчивостью действий соперников и партнеров в игре.
Важным аспектом тренирующего воздействия упражнений СФП выступает диапазон интенсивности выполняемых игровых приемов, который был максимально приближен к соревновательной деятельности с характерным чередованием структурных действий на максимальной скорости и менее интенсивных перемещений. В методике использовался дифференцированный подход, который учитывал уровень физической подготовленности и амплуа футболиста.
В зависимости от этапа и периода подготовки изменяется преимущественная направленность средств и их соотношение (рисунок 1). На общеподготовительном этапе решали задачу устранения отстающих компонентов специальной физической подготовленности игроков и повышения специальной аэробной выносливости. В содержании доминируют индивидуальные двигательные задания с мячом (70%) и в меньшем объеме применяются игровые сред-
ства с мячом (30%). Для футболистов, у которых выявили отстающие компоненты взрывной силы, дополнительно были использованы скоростно-силовые упражнения: для группы с низким силовым компонентом — прыжки с отягощением в комбинации с рывково-тормозны-ми ускорениями, для группы с низким скоростным компонентом — плиометрические прыжки с тумбы в комбинации со взрывными ускорениями и завершающими ударами.
Таблица 2 - Структурные компоненты методики специальной физической подготовки футболистов экспериментальной группы Table 2 - Structural components of the methodology of special physical training of football players of the experimental group
МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ/ THE METHODOLOGY OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS OF THE STUDENT TEAM
Цель - повышение специальной физической подготовленности футболистов студенческой команды к соревновательной деятельности в условиях краткосрочных туров / The goal is to increase the special physical fitness of the student team football players for competitive activities in conditions of short-term tours
ЭТАПЫ/ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ/STAGES/PERIODS OF TRAINING
Обще-подготовительный/ General training Специально-подготовительный/ Special training Соревновательный/ Competitive
Преимущественная направленность тренировочных воздействий/ Predominant focus of training effects
Повышение специальной аэробной выносливости и устранение отстающих компонентов специальной физической подготовленности игроков/ Improving special aerobic endurance and eliminating lagging components of special physical fitness of players Повышение специальной анаэробной выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств с учетом амплуа игроков / Improving special anaerobic endurance, speed and speed-strength qualities, taking into account the role of a player Поддержание достигнутого уровня специальной физической подготовленности команды / Maintain the achieved level of special physical fitness of the team
СРЕДСТВА СФП/ SPECIAL PHYSICAL TRAINING EXERCISES
Игровые упражнения / Game exercises-30% Индивидуальные двигательные задания с мячом / Individual motor tasks with a ball - 70% Игровые упражнения / Game exercises - 60% Индивидуальные двигательные задания с мячом / Individual motor tasks with a ball - 40% Игровые упражнения / Game exercises - 80% Индивидуальные двигательные задания с мячом / Individual motor tasks with a ball - 20%
Дифференцирование по уровню физической подготовленности / Differentiation according to the level of physical fitness Дифференцирование по амплуа / Differentiation by playing role Варьирование величины нагрузки / Varying the amount of load - поддерживающая/ supportive, -развивающая/ developing
МЕТОДЫ/ METHODS
Игровой / Gaming Интервальный / Interval Повторный / Repeated Игровой / Gaming Интервальный / Interval Повторный / Repeated Соревновательный / Competitive Игровой / Gaming Соревновательный / Competitive Повторный / Repeated
На специально-подготовительном этапе для комплексного повышения специальной физической подготовленности футболистов, в том числе с учетом амплуа, в объеме используемых средств игровые упражнения занимали до 60%, а индивидуальные двигательные задания — до 40%. Дифференцирование по амплуа на этом этапе обусловлено наличием существенных различий в содержании сорев-
новательной деятельности между защитниками, полузащитниками и форвардами, которые ранее были выявлены в нашем исследовании. Учитывая это, в индивидуальные двигательные задания, помимо соревновательных режимов перемещений, были включены фрагменты игровых ситуаций с учетом функциональных обязанностей футболистов. Данные упражнения применялись в условиях соперничества
с партнером, пассивного или активного сопротивления. Поэтому, помимо повторного и интервального методов тренировки, значительное место отводилось соревновательному методу, стимулирующему рост интенсивности упражнений.
Кроме этого, для защитников дополнительно были предложены скоростно-силовые упражнения с акцентом на силовой компонент как отстающий показатель взрывной силы, выявленный в ходе лабораторного тестирования. Для соревновательного периода основной задачей является поддержание высокого уровня специальной физической подготовленности игроков команды с целью их максимальной реализации в соревновании. Однако необходимо учесть, что в студенческом футболе длительный соревновательный период характеризуется чередующимися через 3-4 недели краткосрочными турами. Поэтому, помимо поддерживающей нагрузки с целью сохране-
ния высокой «спортивной формы» игроков и в целом команды, необходимо включать развивающие нагрузки. Основная доля средств соревновательного периода — это игровые упражнения (80%). Их особенностью является повышение требований к эффективности командных и групповых взаимодействий, стимулирующих комплексное проявление специальных физических качеств в условиях, приближенных к соревновательным. Важным для оценки эффективности упражнения была успешная реализация технико-тактической задачи (забитый мяч, выигранное единоборство, контроль мяча, выход один на один, противодействие атаке и т.п.). Индивидуальные двигательные задания занимают 20% в объеме используемых средств специальной физической подготовки и также ориентированы на сохранение высокого уровня адаптационных возможностей игроков к соревновательной деятельности.
100
80
\Р OS
60
40
20
123456789 10 11 12
микроциклы/microcycles
13
I скоростная/high- speed
I спец. аэробн выносливость/spec aerobic endurance »интенсивность/intensity (%)
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
си
Е
о >
S
си
vo о
I скоростно-силовая/high-speed power I анаэробн выносливость/апаегоЫс endurance ■объем (%)
Рисунок - Соотношение используемых средств СФП различной направленности в подготовке футболистов экспериментальной группы
Figure - The ratio of the special physical training tools used for various purposes in the training of football players of the experimental group
Для проверки эффективности разработанной методики специальной физической подготовки провели сравнительный анализ результатов футболистов студенческих команд в модифицированном Вингейт-тесте и педагогическом тестировании.
В Вингейт-тесте до формирующего экспери-
мента испытуемые контрольной и экспериментальной групп не имели статистически значимых различий (р>0,05) по всем исследуемым переменным (таблица 3). А значит, участники эксперимента имели одинаковый уровень проявления взрывной силы и скоростной алактат-ной выносливости.
Таблица 3 - Результаты сравнительного анализа показателей Вингейт-теста экспериментальной и контрольной групп до педагогического эксперимента
Table 3 - Results of a comparative analysis of the Wingate-test indicators of the experimental and control groups before the pedagogical experiment
Группа/ Group PP [W/kg] tPP [ms] Vmax [rpm] AP [W/kg] MP [W/kg] PD [W/kg] FIpp [%]
ЭГ/ EG Х 12,80 1831,33 144,50 11,56 10,13 2,48 23,17
S* 0,50 244,41 2,49 0,29 0,35 0,43 2,66
КГ/ CG Х 12,79 1694,45 148,05 11,61 10,63 2,37 23,42
S* 0,35 143,32 2,62 0,30 0,24 0,25 1,56
t крит (5%) 2,04
t рассч 0,76 0,80 1,29 0,85 1,16 0,13 0,36
P-значение >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
После внедрения методики футболисты экспериментальной группы продемонтрирова-ли более высокий показатель пиковой мощности (PP) - на уровне 13,88±0,33 (W/kg), по сравнению с таковым контрольной группы (12,56±0,36), что указывает на превосходство первых в проявлении взрывной силы (р<0,05). Также мы можем констатировать существенное улучшение показателей средней и минимальной мощности педалирования (АР = 12,32±0,34, МР=10,71±0,25) у футболистов экспериментальной группы (р<0,05) по сравнению с контрольной (АР = 11,64±0,30, МР=10,03±0,21). Эти характеристики указы-
вают на увеличение емкости алактатной системы, которое обеспечивает более высокий уровень специальной анаэробной выносливости у футболистов экспериментальной группы к концу эксперимента, по сравнению с контрольной группой. Подтверждают данный вывод и результаты сравнения относительного падения мощности (PD) и индекса утомления ^1рр, %) в 2-х группах ^ = 1,97±0,13 и
FIpp= 14,89±0,56 в ЭГ; PD=2,49±0,17 и FIpp = 18,87±0,86 в КГ). Эти показатели существенно ниже у футболистов экспериментальной группы (р<0,05), что указывает на их возросшие анаэробные возможности (таблица 4).
Таблица 4 - Результаты сравнительного анализа показателей Вингейт-теста экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента
Table 4 - Results of a comparative analysis of the Wingate-test indicators of the experimental and control groups after the pedagogical experiment
Группа/ Group PP [W/kg] tPP [ms] Vmax [rpm] AP [W/kg] MP [W/kg] PD [W/kg] FIpp [%]
ЭГ/ EG Х 13,88 1530,23 149,52 12,32 10,71 1,97 14,89
Sx 0,33 47,81 2,26 0,34 0,25 0,13 0,56
КГ/ CG Х 12,76 1629,52 147,84 11,64 10,03 2,49 18,87
Sx 0,36 77,71 2,59 0,30 0,21 0,17 0,86
t крит (5%) 2,04
t рассч 2,52* 1,10 0,49 2,17* 2,08* 2,48* 3,93*
P-значение <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Педагогическое тестирование скоростных, ско-ростно-силовых качеств и специальной выносливости футболистов двух групп до педагогического эксперимента также показало их однородность по результатам оценки специ-
альной физической подготовленности. Во всех четырех тестах: бег 30 м, бег 7х50 м, Yo-Yo тест и прыжок вверх — между экспериментальной и контрольной группами нет статистически значимых различий (р>0,05; таблица 5).
Таблица 5 - Результаты сравнительного анализа физической подготовленности футболистов-студентов экспериментальной и контрольной групп до педагогического эксперимента
Table 5 - Results of a comparative analysis of the physical fitness of student football players in the experimental and control groups before the pedagogical experiment
Группа/ Group Двигательные тесты/ Motor tests
30 м (сек/sec) 7х50 м (сек/sec) Yo-Yo тест (м)/ Yo-Yo test (m) прыжок вверх (см)/ Jump up (cm)
ЭГ/ EG n=20 Х 4,37 65,16 1893,20 42,52
Sx 0,05 0,48 20,26 0,6
КГ/ CG n=20 Х 4,33 64,30 1875,60 43,08
Sx 0,03 0,40 19,71 0,57
t крит (5%) 2,04
t рассч 0,80 1,36 0,74 0,68
P-значение >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
После внедрения методики футболисты экспериментальной группы существенно опередили представителей контрольной группы во всех беговых тестах и прыжке вверх (таблица 6). В беге на 30 метров средний результат у экспериментальной группы составил 4,12±0,02, у контрольной — 4,25±0,03. В челночном беге 7 по 50 метров —
61,84±0,34 и 63,8±0,31 соответственно. В Yo-Yo-тесте футболисты экспериментальной группы пробежали в среднем 1922,4±15,89 метра, футболисты контрольной группы — 1885,00±13,56 метра. В экспериментальной группе студенты прыгнули в высоту 44,96±0,46 см, в контрольной группе результат составил 43,36±0,49 см.
Таблица 6 - Результаты сравнительного анализа специальной физической подготовленности футболистов-студентов экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента
Table 6 - Results of a comparative analysis of the special physical fitness of student football players of the experimental and control groups after a pedagogical experiment
Группа/ Group Двигательные тесты/ Motor tests
30 м (сек/sec) 30 м (сек/sec)
ЭГ/ EG n=20 Х 4,12 61,84 1922,40 44,96
Sx 0,02 0,34 15,89 0,46
КГ/ CG n=20 Х 4,25 63,80 1885,00 43,36
Sx 0,03 0,31 13,56 0,49
t крит (5%) 2,04
t рассч 3,11* 4,32* 2,41* 2,39*
P-значение <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Помимо оценки специальной физической подготовленности, мы провели сравнительный статистический анализ показателей соревновательной деятельности ЭГ и КГ в финальной стадии соревнований. Всего футболисты ЭГ участвовали в 6 играх за два тура, а футболисты КГ провели 5 игр за один тур. Анализировали количественные и качественные характеристики технико-тактических действий команд. Рассматривали только те показатели, которые отличают успешную игровую деятельность студенческих команд. А именно, ранее в нашем исследовании было выявлено, для достижения победы в игре студенческая команда должна превосходить соперника в двух компонентах: общем количестве передач,
обеспечивающих тактическую мобильность команды, и более высокой эффективности технико-тактических действий игроков в обороне и атаке [5]. В результате отмечаем, что ЭГ в отличие от КГ демонстрирует в среднем за игру достоверно больше передач (380,4±13,49 и 300,6±12,04 соответственно, р<0,01), меньше допускает ошибок, поэтому демонстрирует существенно выше показатели качества выполнения ТТД (таблица 7), таких как процент точных передач (75,89±1,71 у ЭГ и 64,67±2,55 у КГ, р<0,01); процент выигранных единоборств, как в атаке, так и в обороне (более 55% у ЭГ и менее 50% у КГ), процент успешных индивидуальных действий — отборов и обводок (у ЭГ свыше 65%, у КГ — от 50% и менее).
Таблица 7 - Результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности футболистов-студентов экспериментальной и контрольной групп в финальной стадии студенческих соревнований по футболу
Table 7 - Results of a comparative analysis of the indicators of competitive activity of student football players of the experimental and control groups in the final stage of student football competitions
Технико-тактические действия / Technical and tactical actions ЭГ/ EG КГ/ CG t крит t эмп P
Передачи/ Passes 380,4±13,49 300,6±12,04 2,93 <0,01
Точные передачи / Accurate passes, % 75,89±1,71 64,67±2,55 3,00 <0,01
Выигранные единоборства / Single combat won, % 58,72±2,43 49,43±2,62 2,60 <0,05
Единоборства в атаке удачные / Successful single combat in attack, % 63,74±3,53 46,26±4,26 1,98 3,16 <0,01
Единоборства в обороне удачные / Successful single combat in defense, % 56,95±3,97 45,85±3,39 2,3 <0,05
Выигранные единоборства вверху / Won aerial duel, % 56,21±3,96 40,98±5,02 2,38 <0,05
Обводки удачные / Successful dribble moves, % 67,84±4,80 42,49±5,78 3,01 <0,01
Отборы удачные / Successful tackles, % 65,79±4,63 50,61±5,11 2,34 <0,05
Подводя итог педагогическому эксперименту, можно констатировать, что разработанная методика является эффективной в отношении повышения специальной физической подготовленности футболистов экспериментальной группы. Это позволило повысить эффективность соревновательной деятельности студенческой команды и показать высокий результат в Чемпионате НСФЛ.
ВЫВОДЫ:
1. Разработана методика специальной физической подготовки футболистов студенческих команд, которую отличает использование специфических двигательных заданий и игровых
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иссурин, В. Б. Подготовка спортсменов XXI века : Научные основы и построение тренировки / В. Б. Иссурин. -Москва : Спорт, 2016. - 464 с. - ISBN 978-5-906839-57-2.
2. Кинематическая характеристика соревновательной деятельности футболистов / Е. М. Калинин, А.Е. Власов, В. В. Паников [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С.82-84.
3. Перевозник, В. И. Модельные показатели соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации / В. И. Перевозчик, А.А. Перцухов // Спортивные игры - 2017. - № 1. - С. 41-45.
4. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В. Н. Платонов. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Спорт", 2019. - 656 с. - ISBN 978-5-9500183-3-6.
5. Поканинов, А. В. Показатели технико-тактических действий студенческой команды, определяющие успех соревновательной деятельности в футболе / А. В. По-канинов, Ф. Р. Зотова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S. - С. 71-79.
6. Тюленьков, С. Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации : монография / С. Ю. Тюленьков. - М. : Физическая культура и спорт. - 2007. -340 с.
7. Федоров, И. В. Вариативность применения силовой тренировки в построении физической подготовки фут-
средств комплексного воздействия на физическую подготовленность футболиста в условиях решения технико-тактических задач, моделирующих соревновательную деятельность, а также дифференциация тренировочного воздействия с учетом уровня подготовленности и игрового амплуа футболиста.
2. Выявлено, что применение методики существенно увеличивает мощность и емкость анаэробной системы, повышает уровень скоростных, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости, обеспечивает превосходство экспериментальной группы над контрольной в объеме и эффективности технико-тактических действий.
болистов студенческих команд / И. В. Федоров // Сборник научных трудов молодых учёных : Сборник статей / Под редакцией Е. Н. Бобковой. - Выпуск 29. - Смоленск : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", 2022. - С. 91-97.
8. Холодов, О. М. Особенности физической подготовленности футболистов в связи со спецификой соревновательной деятельности в футболе / О. М. Холодов, М. Н. Князева, Е. В. Подшибякин // Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики : сборник научных статей 2-й Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти ректора ВГИФК Владимира Ивановича Сысоева, Воронеж, 23-24 октября 2019 года. - Воронеж : ООО "Ритм", 2019. - С. 283-289.
9. Gamble P. Strength and conditioning for team sports: sport-specific physical preparation for high performance. - Routledge, 2013. - P. 304,
10. Loturco I. Mixed training methods: effects of combining resisted sprints or plyometrics with optimum power loads on sprint and agility performance in professional soccer players / I. Loturco, R. Kobal, L. A. Pereira // Frontiers in physiology. - 2017. - Т. 8. - С. 293-333.
11. Oliva-Lozano J. M. When and how do elite soccer players sprint in match play? A longitudinal study in a professional soccer league / J. M. Oliva-Lozano, V. Fortes, J. M. Muyor //
Research in Sports Medicine. - 2023. - T. 31. - №. 1. - C. 1-12.
12. Physiological Responses of General vs. Specific Aerobic Endurance Exercises in Soccer / H. Zouhal, E. Lemoal, del P. Wong, et al. // Asian J Sports Med. 2013, - 4(3), C. 213-20. doi: 10.5812/asjsm.34285.
13. Pre-season integrative neuromuscular training improves selected fitness indicators in highly trained young male
REFERENCES
1. Issurin, V. B. Training of athletes of the XXI century: scientific foundations and construction of training / V B. Issurin. - Moscow : Sport, 2016. - 464 p. - ISBN 978-5-906839-57-2.
2. Kinematic characteristics of competitive activity of football players/ E. M. Kalinin, A.E. Vlasov, VV. Panikov [et al.]// Theory and practice of physical culture. - 2021. - No.5. - pp.82-84.
3. Perevoznik, V I. Model indicators of the competitive activity of highly qualified football players / VI . Perevoznik, A. A. Pertsukhov // Sports Games. - 2017. - No. 1. - pp. 41-45.
4. Platonov, V N. Motor qualities and physical training of athletes / V. N. Platonov. - Moscow : Limited Liability Company "Sport" Publishing House, 2019. - 656 p. - ISBN 978-59500183-3-6.
5. Pokaninov, A. V. Indicators of technical and tactical actions of a student team that determine the success of competitive activity in football / A. V. Pokaninov, F. R. Zotova // Science and sport: current trends. - 2023. - Vol. 11, No. S. - pp. 71-79.
6. Tyulenkov, S. Yu. Theoretical and methodological approaches to the management system for the training of highly qualified football players: monograph / S. Yu. Tyulenkov. - M. : Physical culture and sport. - 2007. - 340 p.
7. Fedorov, I. V. Variability of the use of strength training in the construction of physical training of football players of student teams / I. V. Fedorov // Collection of scientific papers of young scientists : Collection of articles / Edited by E. N. Bobkova. Issue 29. - Smolensk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism", 2022. - pp. 91-97.
8. Kholodov, O. M. Features of physical fitness of football players in connection with the specifics of competitive activity in football / O. M. Kholodov, M. N. Knyazeva, E.
footballers./ R. Hammami, Y. Negra, A. Nebuchadnegos, et al. // Journal of Strength and Fitness Research. - 2023 June.
- 37(6). - p e384-e390,
14. Sutharsingh J. Different proportion of moderate high and high intensity interval training on dribbling performance among college level soccer players / J. Sutharsingh, P. Kaviraj // International Journal of Physiology, Nutrition and Physical Education. - 2019. - T. 4. - № 2. - C. 336-338.
V. Podshibyakin // Game sports: topical issues of theory and practice : collection of scientific articles of the 2nd International Scientific and practical conference dedicated to the memory of the rector of the VGIFK Vladimir Ivanovich Sysoev, Voronezh, October 23-24, 2019. - Voronezh: Ritm LLC, 2019. - pp. 283-289.
9. Gamble P. Strength and conditioning for team sports: sport-specific physical preparation for high performance.
- Routledge, 2013. - P. 304.
10. Loturco I. Mixed training methods: effects of combining resisted sprints or plyometrics with optimum power loads on sprint and agility performance in professional soccer play-ers/ I. Loturco, R. Kobal, L. A. Pereira //Frontiers in physiology.
- 2017. - T. 8. - C. 293-333.
11. Oliva-Lozano J. M. When and how do elite soccer players sprint in match play? A longitudinal study in a professional soccer league/ J. M. Oliva-Lozano, V. Fortes, J. M. Muyor // Research in Sports Medicine. - 2023. - T. 31. -№. 1. - C. 1-12.
12. Physiological Responses of General vs. Specific Aerobic Endurance Exercises in Soccer/ H. Zouhal, E. Lemoal, del P. Wong, et al. // Asian J Sports Med. 2013. - 4(3). - C. 21320. doi: 10.5812/asjsm.34285.
13. Pre-season integrative neuromuscular training improves selected fitness indicators in highly trained young male footballers./ R. Hammami, Y. Negra, A. Nebuchadnegos, et al. // Journal of Strength and Fitness Research. - 2023 June. - 37(6). - p e384-e390.
14. Sutharsingh J. Different proportion of moderate high and high intensity interval training on dribbling performance among college level soccer players/ J. Sutharsingh, P. Kaviraj //International Journal of Physiology, Nutrition and Physical Education. - 2019. - T. 4. - №. 2. - C. 336-338.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Поканинов Антон Валерьевич (Pokaninov Anton Valerievich) - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0002-5977-5284 Зотова Фируза Рахматулловна (Zotova Firuza Rahmatullovna) - доктор педагогических наук, профессор; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; профессор Казанского государственного медицинского университета, г. Казань, ул. Бутлерова, 49; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-8711-8807 Поступила в редакцию 25 апреля 2024 г. Принята к публикации 18 мая 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Поканинов,А.В. Методика специальной физической подготовки футболистов студенческой команды на основе учета особенностей соревновательной деятельности / А.В.Поканинов, Ф.Р.Зотова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 2 - С. 107-115. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-122-107-115
FOR CITATION
Pokaninov A.V., Zotova F.R. The methodology of special physical training of student team football players based on the features of competitive activity. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 2. - pp. 107-115. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-107-115