УДК 378
Ярославская Ирина Игоревна
Доцент кафедры иностранных языков Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, [email protected], Москва
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (С ПОМОЩЬЮ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА)
Аннотация. Статья посвящена методике использования ресурсов Интернета в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются лингвометодические особенности ресурсов Интернета. Особое внимание уделяется использованию возможностей Интернета для создания упражнений и заданий.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, Интернет, обучение языку, упражнения, компьютерные упражнения и задания.
Jaroslavskaya Irina Igorevna
Senior Professor, Department of foreign languages of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, [email protected], Moscow
THE METHODOLOGY OF CREATING EDUCATIONAL MATHERIALS FOR TEACHING RUSSIAN AS A FOREJGN LANGUAGE WITH THE HELP OF INTERNET RESOURCES
Abstract. The article deals with different techniques using Internet in the teaching of Russian as a foreign language. In article various particularities of using Internet are considered for class activities, the article formulates principles of different types of exercises and tasks. Special attention is given to the creation of exercises and tasks using Internet-based resources and tools.
Keywords: Russian as a foreign language, Internet, language teaching, electronically created exercises and tasks
Развитие информационно-коммуника-
ционных технологий вносит существенные изменение в современный учебный процесс по русскому языку как иностранному. Это касается как использования готовых ресурсов Интернета, так и создания новых учебных материалов на основе существующих в Интернете программных средств. Важным вопросом в связи с вышесказанным являются критерии отбора Интернет ресурсов для использования на уроке. Здесь следует учитывать такие параметры, как языковая сложность материала, надежность, актуальность и объективность информации, соответствие программе обучения и уровню владения иностранным языком учащихся и др. Для эффективной оценки того или иного ресурса (соответственно, и текстов, этот ресурс образующих) необходимо сформулировать критерии, которые необходимы для характеристики того или иного сайта
(веб-страницы) как особого вида учебного текста. Представляется, что можно опираться на следующие критерии, обусловленные особенностями компьютерных технологий:
1. Авторство сайта, которое определяет достоверность и качество информации (надежными являются сайты, созданные правительственными организациями, известными учебными заведениями и библиотеками, научными центрами и др.).
2. Периодичность обновления информации (некоторые сайты не обновляются более года), регулярное обновление означает, что сайт развивается, изменяется в соответствии с теми или иными задачами или информационными потребностями.
3. Скорость загрузки информации и возможность ее сохранения, скорость и возможности интерактивного взаимодействия с сайтом.
4. Удобство поиска информации и навигации по сайту, количество и типы гипертек-
стовых связей с другими ресурсами.
5. Оформление сайта (он должен быть привлекательным с художественной точки зрения, удобным для чтения, поиска информации).
Преподаватель русского языка как иностранного может использовать готовые компьютерные учебные материалы или создавать новые на основе уже имеющихся технологий. Все это позволяет говорить о создании особой электронной образовательной среды по русскому языку как иностранному. Принципы построения такой среды изложены в работах Азимова Э. Г., Богомолова А. Н. [1; 2]
В научно-методической литературе описаны различные методические приемы создания собственных учебных материалов на основе ресурсов Интернета с использованием уже готовых программных средств. Такие подходы получили распространение в работах П. В.Сысоева, М. Н. Евстигнеева, С. В.Титовой [3; 4]. Так, например, в научно-методической литературе предлагаются пять основных видов методических приемов использования существующих Интернет-ресурсов. Эти виды заданий могут быть сохранены в специальном файле и затем преобразованы в специальную учебную вебстраницу для студентов.
1. Список по теме. Это вид учебных материалов представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Этот список позволяет быстро находить необходимые материалы по той или иной учебной теме, которую студенты изучают в данный момент, он является своего рода ориентиром в огромном море ресурсов Интернета. Например, список сайтов для получения информации о русском языке может выглядеть следующим образом: www. gramota.ru; www.gramma.ru;www.slovari.ru
2. Собрание ресурсов по теме. В этом собрании учебных материалов представлены не только текстовые сайты, но и фотографии, аудиофайлы, видеоклипы, анимационные ресурсы, виртуальные туры. Все эти материалы могут быть легко записаны в компьютер, их можно использовать в качестве иллюстративного или информационного материала при изучении определенной темы. Например, по страноведческой теме можно составить коллекции Интернет-сай-
тов, электронных текстов, видеоклипов, собраний фотографий и др.
3. Ссылки с заданиями. Этот вид учебных материалов содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Главное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит задания и вопросы по содержанию текста, находящегося в Интернете. С помощью этих вопросов и заданий преподаватель организует учебно-познавательную деятельность учащихся. После знакомства с содержанием сайта учащиеся должны выполнить задания, с помощью которых проверяется понимание текстов, например:
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по содержанию текста.
Прочитайте информацию на данной вебстранице. Выделите ту информацию, которая кажется Вам наиболее важной.
4. Чтение и обсуждение тем и проблем, представленных на страницах того или иного сайта. Учащиеся должны не только ознакомиться с материалами, рекомендованными преподавателем, но и выразить свое собственное мнение, найти новые интересные материалы, принять участие в дискуссии. Представленные в данном типе заданий Интернет-ресурсы могут быть разделены на различные аспекты или разделы, каждый из которых может обсуждаться группой или отдельным учащимся.
5. Webquest (Интернет-проект) - самый сложный тип организации учебных занятий на основе Интернет ресурсов. В его основе лежит сценарий организации проектной деятельности по той или иной теме. Веб-квесты в последнее время приобретают все более широкое распространение в практике преподавания языков. Если первые четыре вида методических приемов, описанных выше, направлены на поиск, отбор, классификацию Интернет-ресурсов, то данный тип учебной деятельности решает задачу организации творческой деятельности учащихся, формирует коммуникативную компетенцию для аутентичного использования языка. Темами веб-квеста могут служить интересные и важные для студентов темы. Образцы веб-квестов представлены в ряде работ [2; 3; 4].
Все эти ресурсы и методические приемы позволяют осуществлять весьма важные действия при обучению языку: находить по определенным критериям или признакам
тексты по теме урока, выделять необходимые факты (сведения), отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную связь событий, прогнозировать развитие и результат событий, действий, фактов, обобщать излагаемые явления, факты, оценивать важность, новизну, актуальность, достоверность информации, создавать свои версии и интерпретации событий и явлений.
В Интернете можно найти также специальные компьютерные программы, которые позволяют создавать задания и упражнения и размещать их в Интернете на специальных сайтах [3; 4]. В дальнейшем студенты могут пользоваться всеми ресурсами этого специального учебного сайта, читать тексты, выполнять упражнения и задания и отправлять свои ответы на электронный адрес преподавателя. Создание таких заданий и упражнений на основе так называемых авторских программ представляется нам перспективным. Подготовка учебных материалов в программах этого типа включает несколько этапов:
- выбор типа упражнения или задания,
- ввод в систему тех или иных данных -формулировок заданий, языкового материала, образцов правильных ответов, способов оценки ответа учащегося и др. ;
- -автоматическое преобразование
данных в упражнении в формат - вебстраницы - для последующей работы обучающихся и сохранение упражнения в Интернете.
Вносить изменения в алгоритмы обработки данных в этих программах практически невозможно (или это требует специального программного обеспечения). Упражнения рассчитаны только на выполнение заданий по определенному алгоритму, поэтому тип упражнения остается неизменяемым. Изменения (языкового материала и конфигурации) делаются в исходном файле данных обычно преподавателем - автором учебного курса. Учащиеся могут получать доступ к учебным материалам с помощью специальной веб-страницы в Интернете, где есть формулировки заданий и упражнений, предоставлены различные способы решения учебной задачи. Нами были апробированы в учебном процессе несколько типов таких упражнений и заданий, размещенных
на адресе www.quizlet.com. Эта программа включает упражнения и задания, рассчитанные на обучение лексическому аспекту высказывания, например, поиск соответствий в двух языках, перевод с одного языка на другой, определение соответствия между словом и изображением, создание тестовых заданий и др. Важным свойством этой программы является то, что она может работать с разными языками.
Современные компьютерные технологии открывают и другие возможности организации учебного процесса. К таким технологиям относятся так называемые социальные сервисы, в число которых входят подкасты и средства хранения видеофайлов (youtube). Подкаст - это вид социального сервиса, позволяющий прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеопередачи в Интернете. Учащиеся могут прослушивать или просматривать или создавать свои собственные подкасты на любые темы. Youtube является компьютерным сервисом, который позволяет размещать, хранить и просматривать видеофайлы, созданные пользователями сервиса. Аудио- или видеотекст создает различные стимулы для высказывания, соответствующие уровню владения языком - от самого простого высказывания до развернутой оценки и анализа. В ходе работы с материалами данных социальных сервисов у учащихся должны формироваться коммуникативные умения в говорении и аудировании.
При подборе и составлении упражнений и заданий (включая текстовые наполнения и формулировки) в соответствии с положениями современной коммуникативной методики необходимо руководствоваться несколькими принципами: интерес, значимость для учащегося, доступность, понимание всех компонентов учебного материала, неизбежность появления речевой реакции в письменной или устной форме, обеспечение языковой реакции соответствующими лингвистическими средствами, возможность анализа и прогнозирования ответов учащихся.
Библиографический список
1. Азимов Э. Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. - М.: Русский язык, 2005. - 148 с.
2. Богомолов А. Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному. Лингвокультурологический аспект. - М.: Макс Пресс, 2008. - 320 с.
3. Сысоев В. П., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. - М.: Глосса Пресс, 2010. -220 с.
4. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М.: Квинто-Консал-тинг, 2009. - 240 с.