Научная статья на тему 'Методика создания мультимедийных пособий и программ. Создание различных типов диаграмм'

Методика создания мультимедийных пособий и программ. Создание различных типов диаграмм Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
99
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика создания мультимедийных пособий и программ. Создание различных типов диаграмм»

Схема 1

Классификация статистических гипотез (по Сидоренко Е.В.)

НЕНАПРАВЛЕННЫЕ

НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА Н0: Аі не отличается отХ2

АЛЬ ТЕРНА ТИВНАЯ ГИПОТЕЗА IIі. .V/ отличается от Х2

ления, не меньше (не больше) некоторого заданного значения или заключается в данных пределах.

3. Гипотезы о стохастической (вероятностной) зависимости двух или более признаков (факторов), характеризующих различные стороны рассматриваемого явления или процесса. В общем виде содержание таких гипотез формулируется так: два или более свойств рассматриваемого педагогического явления вероятностно зависимы, и зависимость эта подчиняется определенному закону (например, линейному); некоторый фактор или факторы оказывают влияние на изучаемое свойство педагогического явления, и эта стохастическая зависимость подчиняется определенному закону.

4. Гипотезы о равенстве или различии законов распределения случайных величин, характеризующих изучаемое свойство в двух и более совокупностях рассматриваемых явлений. В общем виде содержание таких гипотез формулируется так: состояние одного и того же свойства имеет одинаковое или различное распределение в каждой из двух или более совокупностей учащихся, отличающихся содержанием, методом или организацией обучения или социальной средой.

Как видно из приведенной выше классификации гипотез, особое место в их проверке занимает закон

распределения случайной величины. В самом общем смысле закон распределения случайных величин - это всякое соотношение, устанавливающее связь между возможными значениями случайной величины и вероятностями, с которыми принимаются эти значения. Распределением признака называется закономерность встречаемости разных его значений (Плохин-ский Н.А., 1970). В психологических и педагогических исследованиях чаще всего ссылаются на нормальное распределение.

Нормальное распределение характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине - достаточно часто. Нормальным такое распределение называют потому, что оно очень часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» всякого массового случайного проявления признаков. Это распределение следует закону, открытому тремя учеными в разное время: Муавром в 1733 г. в Англии, Гауссом в 1809 г. в Германии, Лапласом в 1812 г. во Франции (Плохинский Н.А., 1970). График нормального распределения представляет собой привычную глазу психолога-исследователя так называемую колокообразную кривую.

Параметры распределения - это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное проявление определенных значений признака. Наиболее практически важными параметрами являются математическое ожидание, дисперсия, показатели асимметрии и эксцесса.

В реальных педагогических и психологических исследованиях мы оперируем не параметрами, а их приближенными значениями, так называемыми оценками параметров. Это объясняется ограниченностью обследованных выборок. Чем больше выборка, тем ближе может быть оценка параметра к его истинному значению.

Среднеарифметическое (оценка математического ожидания) вычисляется по формуле:

х~= М = I х/п,

где х, - каждое наблюдаемое значение признака;

/ - индекс, указывающий на порядковый номер данного значения признака;

п - количество наблюдений;

I - знак суммирования.

Оценка дисперсии определяется по формуле:

Э2= I (х-М)2 / п - 1,

где х( - каждое наблюдаемое значение признака;

М - среднее арифметическое значение признака; п - количество наблюдений.

В связи с этим, мы рекомендуем педагогам-исследователям тщательно проработать такие важнейшие законы распределения, как: а) биномиальный

закон распределения; б) нормальный закон распределения (закон Гаусса); в) распределение %2 (хи-квадрата).

Следующим этапом для экспериментаторов является определение статистических методов, с помощью которых будет осуществляться проверка принятой гипотезы соответствующего типа.

Проверка гипотез 1-ого типа проводится с помощью методов математической статистики, получивших название «критерия согласия». Использование этих критериев возможно только на основе количественных измерений изучаемого свойства педагогического явления в выборке.

Проверка гипотез 2-ого типа в основном осуществляется с помощью методов, получивших название параметрических (критерий Стьюдента, критерий Снедекора-Фишера и др.) и опирающихся только на количественные измерения.

Проверка гипотез 3-ого типа возможна даже при качественных измерениях изучаемых признаков с помощью определения значения коэффициентов Юла, Кендалла, Спирмена и др. Однако при установлении тесноты и типа стохастической (вероятностной) связи более глубокий анализ осуществляется с помощью методов корреляционного, регрессионного, дисперсионного анализов, которые применяются только на основе количественных измерений.

Проверка гипотез 4-ого типа в основном проводится с помощью методов, получивших название критериев значимости (непараметрических). Часть из них применима только при количественных измерениях изучаемого свойства, остальные можно использовать также и при качественных измерениях.

Сологуб Валентина Александровна,

зав. УМК мультимедиатехнологий АПК и ППРО

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ И ПРОГРАММ

Занятие 8. Создание различных типов диаграмм

Вставка Формат Сервис Г

Создать слайд Ctrl+M

Рисунок ►

Диаграмма,,,

□ Таблица,,, V

Создайте рабочее поле для построения диаграммы. В меню Вставка» выберите «Диаграммы» или найдите на верхней панели программы POWER POINT значок “Диаграммы” — в меню появится информация о диаграммах. Откройте меню “Диаграммы”. На первом плане появится таблица с данными.

11, Мрс-Ы'МГйи.ня! • ІлСчкії.л данных X

Л 1 В 1 С 1 В 1 t ЛІ

1 ні 2 к и 3 кіт

1 03 Г-' 1 галі 2іа » ЯЛ

1 ия 30.G ttjb ШЯ .1.1,

1 Ґ1 л Оос-1* КЗ КЗ 45 43,9

1 1 “1

< 1

П В ГОГ Т ПК

■ ЗЛПЭД

■ Север

3 кв 4га

Удалите клавишей Backspace ненужные данные и впечатайте свои. После ввода данных установите курсор на поверхность рабочего поля и нажмите левую кнопку мышки - диаграмма появится на рабочем поле с Вашими данными.

a Upt-M-aiiitiihil Таблица дан ныпс

Д I И І і: I 1> I Ь

по год>н 2005 г J00C г 2007 г ДНИ г

Оцутгис 11_______19______Ш________36

III llpGHHTdtlHHl Глблчші данммк Я)

ДІВІ С D t *

пл Гі'Д-ЇМ лю% г ть і тг і 2WHJ г

1 GLl Oov'tiiiinE 71 IS :+0 34

z ш

3

я V 1

1 > ,.=|

□ О йу.it НII#

Только в том случае, когда открыта «Таблица данных», изменится верхняя панель программы POWER POINT и можно выбрать «Тип диаграммы».

Если на слайде «исчезла» панель «Таблица данных», то дважды щелкните на самой диаграмме и панель вернется.

При выборе, например, круговой диаграммы ваша диаграмма будет преобразована в круговую.

Для «оживления» диаграммы необходимо выделить активную зону диаграммы, открыть - «Настройка анимации» и «Добавить эффект».

І

Microsoft PowerPoint [Презентация!]

Вставка Формат Сервис Данные Диаграмма Окно Справка

78% - Тип диаграммы...

І ми ди-аі j.irjMMbi

Нестандартные

Lfl;

Врії нстсгранча В■“

дг Лміічатая

Грш|ук Круїиван

Lw TgAigAMlfl

^ С ґМЇПЛГТЯМіІ

ф Кольцевая

^ .Лепестковая

^jpd Пивеугии.іь

*+ Пу.вдьние«ч V

Параметре*

Lkb™

ІІ til ИВ

ш ІЙІ ІІ

т

Объемам E-sp+инт обыч«£ пігтлфлжаи.

1 Досмотр результата

Параметры диаграммы... Добавить линию тренда. Объемный вид...

Сделать ста ідартім>і

□ 2005 г ■ 2006 г

• 2007 г

□ 2008 Г

В отличие от программы Microsoft Power Point 2000 эффекты будут применены к целой диаграмме, а не по сериям, по категориям, по элементам серий и по элементам категорий. Если есть необходимость открывать диаграмму по частям, то сначала разгруппируйте ее, а затем примените анимацию к каждому сектору или участку.

1 .Построение диаграммы.

2.Разгруппировка объекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выделить все поверхности по отдельности каждого столбца и через «Действия» -«Группировать».

4.Поочередно выделяйте элементы осей координат и группируйте их.

5.Каждому сгруппированному объекту задать анимацию.

АО »

ДО J0 20 10 о

гшг 2вобг т/г гм* г

4 ^

Ра:группирован объект

=3 п

Пффчврвд ні? БЬІДеіїНЙїд' Э?]ИМ**К1Ъ1 ІІСНН норрдина г. а 4£ТйМ каждому DbbBKTy ДЙИЛЙ 10 анимацию

Выделить есе поверхности столбца и через Действия -ГруППИрОВ ать. \ и ук uullnni*i гс н с другими слцтОцдми и ЗДД.1ЙТР! аньиэцно

Если установить курсор на диаграмме и щелкнуть правой кнопкой мышки, то можно открыть панель «Формат объекта» и выполнить ряд команд, которые помогут изменить внешний вид диаграммы, ее положение на слайде.

Фор мат объекта

Л -4 л рдаып- Еоп-юоиагь ІКТ0ИГ*

і-вдімпк і*

■ -■-м Лімгімнм к1 ~-ІТГІ^1|РГТ1 ГЧИ5»|| иютсАр! М££-1 +.ЄІИЯ

Пофдак г ►

к * 1 («СТРС№Ь . >ЦфФ4йТ вфнКТ*...

Цвета и линии ; размер Положение Рисунок Веб

Заливка

иввт: Нет заливки V

прозрачность:

Линии

ЦВ£Т: нет линий V 1ип:

шаблон: толщина: |о,75 пт С |

соединительная линия:

Стрелки

начало: конец:

размер: размер:

I 1 использовать по умолчанию при создании объектов

ОК | | Отмена |

Выполните построение различных типов диаграмм с учетом Ваших данных.

По желанию Вы можете сохранить диаграммы или удалить их.

Кроме использования возможностей команды «Диаграммы», для их построения можно также использовать различные автофигуры.

Элементы диаграмм могут быть использованы и для создания рисунков. Например, из круговой, конусообразной, пирамидальной и цилиндрической диаграммы можно создать такие рисунки:

Технология их создания:

• Вставить диаграмму.

• Изменить тип диаграммы.

• Разгруппировать диаграмму и удалить ненужную информацию.

• Выделить все оставшиеся объекты или отдельно каждый объект.

• Выполнить: «Действия»: «Изменить автофигуру» и выбрать фигуру, на которую нужно изменить объект.

• Если есть необходимость сделать объект прозрачным, то в меню «Формат объекта» надо выбрать «Цвета и линии», установить ползунок на «полупрозрачном» и далее «ОК».

Выполните задание

1. Выполните построение любой анимированной диаграммы, используя фактический материал вашего учреждения.

2. Создайте рисунки на основе элементов диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.