References
1. Yushkova V. V. Kejs-metod v professionalem obrazovanii. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2012; 9: 40 - 41.
2. Eremenko T. V. Kejs-stadi kak metod izucheniya informacionno-'eticheskih situacij v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti sovremennogo rossijskogo vuzovskogo soobschestva. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2016; 1: 41 - 50.
3. Kalachikova O.N. Metod kejs-stadi. Tomsk, 2007: 158.
4. Nesterova N.V. Kejs-tehnologiya v rabote s molodymi specialistami. Metodist. 2010; 5: 51 - 53.
5. Strekalova N.D., Belyakov, V.G. Razrabotka iprimenenie uchebnyh kejsov: prakticheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg, 2013: 80.
6. Shimutina E.V. Kejs-tehnologii v uchebnom processe. Narodnoe obrazovanie. 2009; 2: 172 - 179.
Статья поступила в редакцию 01.03.18
УДК 793.3
Sabantseva T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Nikolaeva L.Ya., senior lecturer, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Darensky N.V., senior lecturer, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF IMPROVING THE LEVEL OF SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF CHOREOGRAPHY STUDENTS FOR THE EXECUTION OF MEN'S TRICK ELEMENTS OF THE RUSSIAN DANCE. The article studies a problem of formation and perfection of dancing and performing skills of students of choreographic specializations of higher education schools of culture and arts in the field of Russian folk dance. The question of improving the level of special physical preparedness of choreography students for performing technically complex stunts of Russian folk dance is revealed. Initially, the priority importance of physical qualities and abilities for trick elements is revealed. A technique is developed that includes a number of special preparatory exercises aimed at improving coordination abilities, static and dynamic strength, agility and speed, and flexibility.
Key words: dance and performing creativity, physical qualities and abilities, trick movements, Russian folk dance, dance students, choreographers, level of special physical readiness.
Т.В. Сабанцева, канд. пед. наук, доц. Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск,
Е-mail: [email protected]
Л.Я. Николаева, доц. Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск,
Е-mail: [email protected]
Н.В. Даренская, доц. Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск,
Е-mail: [email protected]
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МУЖСКИХ ТРЮКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО ТАНЦА
Статья посвящена проблеме формирования и совершенствования танцевально-исполнительского мастерства студентов хореографических специализаций вузов культуры и искусств в области русского народного танца. Раскрывается вопрос об совершенствовании уровня специальной физической подготовленности студентов-хореографов для исполнения технически сложных трюковых элементов русского народного танца. Первоначально, выявляется приоритетная значимость физических качеств и способностей для трюковых элементов, далее разрабатывается методика, включающая в себя ряд специально-подготовительных упражнений, направленных на совершенствования координационных способностей, статической и динамической силы, ловкости и быстроты, а также гибкости.
Ключевые слова: танцевально-исполнительское творчество, физические качества и способности, трюковые движения, русский народно-сценический танец, студенты-хореографы, уровень специальной физической подготовленности.
Наиболее важным на сегодняшний день в танцевально-исполнительском творчестве студентов хореографических специализаций вузов является формирование опорно-двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем профессиональной деятельности, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного национального танца.
Русский народный танец является одним из составных структурных компонентов хореографического образования в вузе. Известно, что основу русского народного танца составляют два жанра - хоровод и пляска. Как пишет Т.Н. Гвоздева [1, с. 103]: «Пляска - любимый жанр народного танца, состоит из рисунков и движений, исполненных в характерной манере, отражает национальный колорит, а также черты характера и темперамент исполнителя. Символика традиционного движения в пляске определяет различные формы, приемы и способы проявления пластической выразительности человека, способствует выработке различных видов координации, ритмичности, эмоциональности, коммуникабельности. Вся пляска подчинена ритму, темпу и характеру песенного или музыкального сопровождения. Характерная особенность русской пляски - ее импровизационное начало и соревновательный характер».
А.С. Фомин [2, с. 27] отмечает, что «разделение видов труда по половому признаку приводят к выделению характеристик женского и мужского танца». Отсюда и различия в лексическом корпусе, характере и манере исполнения мужского и женского танца. В русском народном танцевальном творчестве роль мужчин была не менее значительна, чем роль женщин. В разных хореографических жанрах и в различных географических регионах участие мужчин в традиционной хореографии имело свою специфику. По мнению известного ученого А.М. Мехнецова [3, с. 91], мужская пляска, восходящая к ритуальному приготовлению к активным действиям (брачной, боевой, трудовой направленности), имела ярко выраженные демонстрационные функции: возбуждение энергетического потенциала, проявление силы, свободы волеизъявления, «выходки». Базовым движением мужской русской пляски была присядка и ее разновидности. В сценическом русском народном танце мужская пляска обогатилась технически сложными трюками, в которых заключены огромные выразительные возможности и которые могут быть творчески использованы постановщиками и исполнителями. Как отмечает И.Г. Есаулов [4, с. 81.] сегодня современный русский танец отличает то, что в трюковых элементах исполнитель демонстрирует полет, силу, ловкость и т. д.
Таким образом, рассматриваемая тема является весьма актуальной для развития современного русского народного танца.
Теоретическую основу исследования составили труды выдающихся балетмейстеров, известных мастеров русской народной хореографии: К.Я. Голейзовского, Т.А. Устиновой, М.П. Мурашко, Н.И. Заикина и другие. Методика исполнения основных элементов русского танца разработана в трудах А.А. Климова, В.К. Нестерова и др.
Проведя анализ ранее опубликованных научных и учебно-методических работ, нами было выявлено, что исследователи в своих трудах описывают методические правила исполнения хореографических трюковых элементов, не затрагивая при этом, какой уровень специальной физической подготовленности необходим студентам. Делая вывод из проведенного теоретического анализа, можно утверждать, что этот вопрос практически не исследован и требует детального и тщательного научно-методического обоснования.
Исходя из всего вышеизложенного, возникает проблема отсутствие методического обоснования методики совершенствования уровняфизической подготовленности студентов-хореографов для исполнения трюковых элементов мужского русского народнегоеаноа.
Трюковые движения - это технически сложные элементы и движения русского народного танца. Эти движения характеризуются виртуяиностою,сложноотьютехники иддоочения. Исполнение трюковых движений связано с определенным уровнем специалдной фиоиуеекооиоореографической подготовленности исполнителя. В.Ю. Никитин [5, с. 23] отмечал, что «в хореографическом искусстве важную роль играют такие критерии, как физические данные...».
Известный теоретик и педагог русского танца Г.Ф. Богданов [6, с. 13] выделяет двегрропдфизичесиихкайесов ирполниве-ля. К одной группе относит статические формы телосложения исполнителя (объем тела, лииии и пропср-иинальность его частей, рост, черты лица, характер мышечного рельефа и т. п.). Вторую группу, по мнению автора, составляют динамические возможности (шаг, прыжок.апдомб, эваскияность свявок.силаи выносливость мышц, уровень развития вестибулярного аппарата и др.). Кроме того,няобхадимо поеимаоь.отозадаткекнспилне-нию трюков исполнителями связаны не только с анатомическими данными, но и с психологической подготовленностью, связанными с деоОдмтипомеаяьктделояомпсвамента.
Следует подчеркнуть, что подбор и изучение трюков в русскемнвяодяом тенцспроиодивьсд педагогесс учетомин-дивидуальных особенностей исполнителей. В хореографии индивидуальная неповторимость начинается и развивается с анатомическихссобоннисее°апо (эне-доигаделлоогоеппорето студентов.
Пероонлчалько уыктacоифициоyемоояовныятдюковвю элементы мужского русского народного танца:
и технива п р иcядок(вйOФмyнoл», «занл адкдддноч»,« гуси -ный шаг» и пр.);
• техника прыжковых движений («щучка», «кольцо», «раз-ножкд»,вятдлыиу»игlp»;
• техника движений с вращением («бочонок», «коза», «черт»и пря.
Далее мы определяем приоритетное соотношение физических качеств и способностей студентов-хореографов, для исполнения трюковых элементов. Нами был проведен опрос среди студентов (n= 56) и получены такие результаты (рис. 1).
Таким образом, опрос студентов показал, что для изучения и исполнения мужских хлопушек необходимо совершенствовать координационные способности, быстроту реакции и ловкость; для присядок - силовые способности и выносливость, ну а совершенствование всех ранее перечисленных качеств и способностей необходимо для изучения и исполнения технически сложных трюковых элементов мужского танца.
Таким образом, в учебно-тренировочном процессе необходимо уделять внимание совершенствованию всего комплекса физических качеств и способностей.
А теперь нами предлагается на основе полученных результатов разработать методику совершенствования уровня специальной физической подготовленности студентов-хореографов, включающая в себя ряд подготовительных комплексов упражнений, направленных на совершенствование именно значимых физическихкачеств и способностей.
Техника присядок. Состав движений русского народного танаешироки мпогооОрозеп, на основным элементом является присядка. Именно присядка исторически определяла специфику русского мужского танца. Как известно, присядки делятся за рва овносныа вида х полспришядканаолная орисядза. Основу всех видов присядок составляет глубокое приседание на одной или обеих ногах. Сочетание приседания или полуприседания с другими танцевальными элементами формирует различные виды присядок и полуприсядок. Например, полная присядкш о паочер едным или одноереоеннымтыб ° сом но г. Подготовка к присядкам включает в себя изучение элементар-сыхойов пдисяоки.оаыых мильзайших ыетале« иополоитело-ской техники.
Для исполнения присядок нами выделен ряд требований: выворотное и эластичное demi-plie и grand plie (полуприседание и полное приседание); устойчивая работа колена и бедра, кото-яыедолжоы нАсажив^^хс^-Ртною позицию; умтнЭчивое положение корпуса; сохранение равновесия; перенос центра тяжести реле с двххеогзы оеву.с опорноСногена елботающую и в д.; правильный выбор точки опор.
Таким образом, для развития силовых качеств опорно-дви-гетосьншгрсвпаоатаиспалнинеля , атаюкесазефшенотяоваюию статического равновесия нами предлагается выполнять подгото-взтшоьнывнпражаенся , кстоошютоеортивной эеонэи и практике имеют высокую результативность. Например, подъем рук и ног лежа на спине; приседание на одной ноге - «пистолетик», дер-жасш заопор^хореофафическае пелко);
использовать для развития равновесия - стойки на одной ногecхмзсечными мйсyк,з00лхшаaгaте, вопоамза
стойке на колене и т. д.
Фнlпслноохтихюpaыйeноя перефосвоекшем тзюковрго эое-мента - присядки, можно добиться более высокого уровня танцевально-исполнительского мастерства.
Леаниоа юpыжеoвыxXвuыонuы,V\рыжкввые двзжееия явся-ются одним из основных и наиболее сложных элементов муж-слоймуссаой пляски, сянсвр пзфжковых двзжхниЙPOмтоэляют
Рис. 1. Приоритетная значимость физических качеств и способностей, необходимых для исполнения трюковых элементов русского мужского танца
три компонента: «толчок», «взлет» и завершение прыжка. Движения этой группы имеют свои разновидности и могут исполняться с различных подходов (с места или с разгона).
Требования к прыжковым движениям русского танца: выворотное и эластичное demi-plie (полуприседание); устойчивая спина и поясница (центр тяжести тела); активные руки, поддерживающие силу толчка, выполняемого ногами; активное и точное движение головы.
Кроме того, для выполнения отдельных трюков необходима отработка не только техники прыжка, но и других составных элементов, требующих развития определенных физических качеств и способностей исполнителя. При выполнении таких трюков, как «кольцо», «щучка» необходимо развитие у студентов-исполнителей гибкости, так как ограниченно гнущаяся спина не может дать глубокого упруго-эластичного перегиба корпуса вперед или назад. С этой целью в учебные занятия вводятся различные наклоны и перегибы корпуса (формы port de bras).
Исполнение «разножки» требует от исполнителя развития шага типа «шпагат». Следует помнить, что шаг растягивают до величины, которую исполнитель сможет легко, активно и музыкально фиксировать в танце. Существуют специальные упражнения для развития шага - растяжки у станка и на полу. Отрабатывая шаг, как заметил выдающийся педагог мужского классического танца Н.И. Тарасов [7, с. 36], необходимо всегда учитывать, что величина его не должна идти за счет уменьшения выворотности бедра. Большой, не выворотный шаг не совершенствует технику движения ног и не обогащает её пластику». Данное правило сохраняется и при работе над растяжкой в русском народно-сценическом танце.
В целом, техника прыжковых элементов требует от исполнителя хорошо развитой силы ног, стойкости корпуса, точности движений рук и головы. Все эти качества отрабатываются сначала в упражнениях у палки, а затем выносятся на середину зала.
Следовательно, для совершенствования гибкости, силовых способностей и быстроты в учебном процессе можно применять следующие подготовительные упражнения: например, поставить ноги на двойную ширину плеч и исполнять наклоны вперед и выпад в сторону (необходимо переместить вес тела на правую ногу, левую вытянуть, затем поменять положение ног. Выполнить выпад в левую сторону - переместить вес тела на левую ногу, правую вытянуть, разворачивая туловище вправо на 90 градусов, переместить вес тела на правую ногу, левую выпрямить, перейти в положение выпад вперед).
Техника движений с вращением. Трюковые движения с вращением в русском народном танце могут исполняться как на полу, так и в воздухе, а также на одном месте и с продвижением по различным траекториям (круг, линия, диагональ). Отличаются они, как правило, непрерывностью, повторяемостью и быстрым темпом вращения.
Библиографический список
Требования к движениям с вращением: свободно и точно ориентироваться в пространстве; правильно размещать центр тяжести тела; удерживать вертикальную (в некоторых трюках -горизонтальную) ось тела; правильно исполнять форму трюкового движения; удерживать ритм и динамику движения.
Важным моментом в методике изучения трюков является подготовка к трюку, постепенное усложнение элементов и подведение обучающихся к исполнению того или иного трюка. На начальном этапе следует изучить подготовительные упражнения, которые, как правило, проучиваются и исполняются у палки. По мере усвоения движения выносятся на середину зала.
Следовательно, опираясь на методики, применяемые в спортивной практике для совершенствования наиболее значимых физических качеств и способностей в учебном процессе студентов-хореографов можно применять следующие вспомогательные упражнения: например аналитические (все виды акробатических упражнений, циклические движения, разновидности ходьбы, бега); изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения, стоя - ловля, сидя и наоборот); изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину и глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.); «зеркальное» выполнение упражнений; выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков).
Таким образом, в учебно-тренировочной работе надо подвести студентов-хореографов к тому, чтобы они стремились выполнять каждый трюковый элемент не только технически грамотно, но и физически уверено. Используя в учебном процессе серию подготовительных упражнений перед выполнением технически сложных трюковых элементов, по мнению экспертной оценки, было на более высоком уровне, что говорит о результативности предлагаемой методики.
Ив заключении, хотелось бы завершить словами выдающегося педагога мужского танца Н.И. Тарасов [7, с. 55], который утверждал, что «физическую свободу движения надо отрабатывать не только при помощи развития силы, выносливости и подвижности мышц, но и воспитания веры в себя, в свои творческие силы». Свобода творчества, по мнению автора, «начинается в тот момент, когда ученик, правильно регулируя работу мышц, уже может внимательно и увлеченно слушать музыку, будя тем самым свое воображение, эмоции и стремление к высокому исполнительскому стилю танца» [7, с. 57]. Поэтому весьма важно научить студента-хореографа правильно выполнять хореографические движения и совершенствовать постоянно свой уровень физической подготовленности.
1. Гвоздева Т.Н. Народный танец и его взаимосвязь с песенными жанрами русского фольклора. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Архангельск: Правда Севера, 2010: 101 - 105.
2. Фомин А.С. Культурологические исследования народного танца Сибири: проблемы сохранения и развития. Культурологические исследования в Сибири. 2011; 1 (32): 23 - 32.
3. Мехнецов А.М. Народная традиционная культура. Тезисы докладов международной конференции. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014: 23 - 27.
4. Есаулов И.Г., Есаулова К.А. Народно-сценический танец. Ижевск: МСА, 2011.
5. Никитин В.Ю. Актуальные проблемы хореографического образования. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2016: 2 (21): 17 - 24.
6. Богданов Г.Ф. Работа над танцевальной речью. Москва: ВЦХТ, 2006.
7. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. Москва: Искусство, 1981.
References
1. Gvozdeva T.N. Narodnyj tanec i ego vzaimosvyaz' s pesennymi zhanrami russkogo fol'klora. Tezisy dokladov Vserossijskoj konferencii. Arhangel'sk: Pravda Severa, 2010: 101 - 105.
2. Fomin A.S. Kul'turologicheskie issledovaniya narodnogo tanca Sibiri: problemy sohraneniya i razvitiya. Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri. 2011; 1 (32): 23 - 32.
3. Mehnecov A.M. Narodnaya tradicionnaya kul'tura. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014: 23 - 27.
4. Esaulov I.G., Esaulova K.A. Narodno-scenicheskij tanec. Izhevsk: MSA, 2011.
5. Nikitin V.Yu. Aktual'nye problemy horeograficheskogo obrazovaniya. Kul'tura iobrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2016: 2 (21): 17 - 24.
6. Bogdanov G.F. Rabota nad tanceval'nojrech'yu. Moskva: VCHT, 2006.
7. Tarasov N.I. Klassicheskij tanec. Shkola muzhskogo ispolnitel'stva. Moskva: Iskusstvo, 1981.
Статья поступила в редакцию 28.02.18
УДК 378
Solnyshkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Surveying Engineering, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Boyko E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Institute of Management, Branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
E-LEARNING AS ONE OF THE FORMS FOR SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION. In the paper the authors consider e-learning as one of the forms for supplementary vocational education. The researcher analyze the students' results of interviews in one of Novosibirsk universities concerning the application of this educational form to the electronic information educational environment. The article describes the specifics of using multimedia contents to obtain educational information in supplementary vocational education at the higher education institution. The authors come to the conclusion that it is necessary to introduce multimedia contents into the learning process of the higher education institution, when receiving supplementary vocational education through the electronic form of education to improve the efficiency of knowledge assimilation.
Key words: multimedia contents, supplementary vocational education, e-learning, electronic information education environment, electronic learning resources.
О.В. Солнышкова, канд. пед. наук, зав. каф. «Инженерная геодезия», Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ), г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
Е.Н. Бойко, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
В данной статье рассматривается электронное обучение в качестве одной из форм для получения дополнительного послевузовского образования. Авторами сделан сравнительный анализ вузов Новосибирска на применение данной формы дополнительного образования в рамках электронной информационно-образовательный среды. Далее, в статье сделан акцент на мультимедиа контенте, который рассматривается как один из способов получения учебной информации при дополнительном образовании в вузе. Авторы приходят к выводу о необходимости введения мультимедиа контента в образовательный процесс вуза при получении дополнительного образования через электронную форму обучения.
Ключевые слова: мультимедиа контент, дополнительное образование, электронное обучение, электронная информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы.
At present time in Russian education policy the transition to the Federal State Educational Standard of higher education (further, FSES HE) which imposes new requirements to the structure, the results of the development and the conditions of the implementation of higher learning educational programs continues to be carried out in Russian. Short term training, large volume of out-of-class activities for students, project work, the implementation of academic mobility programs including international ones, also the creation of the electronic information educational environment in higher education institutions, the application of e-learning and online training are the main components of modern education.
Besides, special attention is paid to the formation of common cultural, all-professional and professional competences among which foreign language skills for joint project work, solving problems of interpersonal and cross-cultural interaction and also "the ability to carry out business communication and public statements, to conduct negotiations, meetings, to carry out business correspondence and to support electronic communications" are requirements to students [1; 2]. And one cannot say about further professional education that is necessary for the professional duties increasing, professional activity changing and career developments, all are getting in great request among students.
As far as the higher education development occurs due to the introduction of information technologies in the learning process, the future differently-skilled specialists have to be able to apply information and communications technologies in their professional activity.
The objective of the research.
Now information and communications technologies are developing rather rapidly and e-learning is now the most demanded and relevant in education system which is implemented in all higher education institutions. So article 16 paragraph 1 of the federal law "About Education in the Russian Federation" of 29.11.2012 No. 273-FZ states that e-learning is understood "as the organization of educational process with application of information which is contained in databases and used at the implementation of educational programs and information technologies providing its processing, technical means and also information and telecommunication networks providing transfer of the specified information on communication lines, interaction of students and pedagogical workers" [3].
Such authors' researchers as T.A. Yatsevich and D.S. Gnedykh consider the relevance of e-learning in higher education institutions
as the introduction of new standards assumes out-of-class activity for students. T.A. Yatsevich defines e-learning as "learning with electronic support used in various forms of education and providing high-quality functioning of all components of learning process and its results to which purposes, tasks, content, participants, methods, technologies, forms of learning organization and results can be referred" [4, page 10]. Also the author marks out the model of e-learning as a model of the e-learning organization. D.S. Gnedykh supposes that e-learn-ing is the "learning by means of computer and information technologies" [5, page 11] increasing motivation in training of students due to their out-of-class activities. Further the author states that the visualization has the dominant position because of the realization of the principle of presentation in class in higher education institution and allows understanding learning materials better. In T.A. Yatsevich and D.S. Gnedykh's opinion e-learning is quite a good motivator of students' training by means of their individual work or out-of-class activities.
Speaking about e-learning in higher education institution, one should be noted the creation of the electronic information-educational environment (further, EIEE) that is the main requirement of FSES HE. This requirement is stated in the federal law "About Education in the Russian Federation" of 29.11.2012 No. 273-FZ. So article 13 point 2 is devoted to the fact, that the educational programs implementation assumes the use of remote educational technologies and e-learning.
Therefore, at this stage of work it is necessary to consider the electronic information-educational environment of such higher education institutions as the Siberian Institute of Management - branch of RANEPA (further, SIM RANEPA) and the Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (further, NSUACE) as both educational institutions are skilled and experimental base of the authors' research work.
EIEE, from I.B. Gosudarev's position, is "the system of the electronic educational resources which provide an access to educational contents and also language and electronic information resources and the management of these resources" [6, page 125]. Moreover, EIEE assumes the development of an educational and methodical complex of discipline, a form of control (for example, an assignment for submission in a written form, an electronic seminar on discipline "Foreign language in the professional sphere"), communication (interaction), the electronic library environment, etc. as, for example, in SIM RANEPA where it is possible to accurately see and monitor the interaction