Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ НА ОСНОВЕ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ НА ОСНОВЕ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЦЫ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рафаенков А.В., Илькин А.Н., Панова Е.Е.

В настоящее время спортивная подготовка борцов греко-римского стиля требует поиска новых эффективных направлений совершенствования тренировочного процесса. Увеличение объёма и интенсивности мышечной нагрузки свидетельствует о необходимости акцентировать внимание на личностно-ориентированный подход, который позволяет выявить дополнительные резервы повышения спортивного мастерства и эффективности соревновательной деятельности единоборцев. Материалы. Разработан способ построения тренировки путём использования способности к экстраполяции моторных актов. Такой подход существенно уменьшает количество выполняемых подготовительных и подводящих упражнений с похожим структурным содержанием; снижает объем тренировочной нагрузки. Методы исследования. Исследование проходило на базе ОГКУ СП «СШОР по спортивной борьбе им. А.И. Винника», в нем приняли участие 24 борца 14-16 лет (кандидаты в мастера спорта, I взрослый спортивный разряд). В работе были использованы следующие методы: анализ научной и научно- методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование физической и технической подготовленности, видеоанализ, педагогический эксперимент, моделирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка полученных данных. Основа педагогического исследования заключалась в разработке модели повышения технической подготовленности квалифицированных борцов 14-16 лет на основе экстраполяции двигательныхдействий. Борцы КГтренировались попрограмме спортивной школы, в ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования навыков экстраполяции двигательных действий. Для достоверности результатов педагогического эксперимента было проведено тестирование исходных показателей спортивной подготовленности борцов и показателей по окончании исследования. Результаты исследования . Благодаря использованию экстраполяции двигательных навыков были получены данные, свидетельствующие о повышении уровня спортивной подготовленности квалифицированных борцов ЭГ в сравнении с КГ по ряду следующих показателей: броски манекена прогибом за 6 мин; сваливание сбиванием партнёра; переворот с захватом шеи и туловища снизу; бросок партнёра равного веса прогибом; подтягивания в висе на перекладине; рывок штанги двумя руками; бег 5000 метров. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования разработанной нами модели повышения показателей технической подготовленности квалифицированных борцов на основе экстраполяции двигательных действий. Тренеры и квалифицированные единоборцы должны знать, что учет экстраполяции моторных актов при структурном сходстве с основными техническими действиями позволяет снижать объём тренировочной нагрузки и интенсивность выполнения физических упражнений, что оптимизирует эффективность тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SPORTS TRAINING IMPROVING AMONG QUALIFIED GRECO-ROMAN STYLE WRESTLERS BASED ON MOTOR ACTIONS EXTRAPOLATION

Nowadays sports training of Greco-Roman style wrestlers requires the search for new, effective ways of training process improvement. Muscle load volume and intensity increase conditions the need for focusing on a personality-oriented approach. It allows identifying additional reserves for sportsmanship and the effectiveness of competitive activity improvement in combatants. Materials . We created the method of training construction using the ability to realize motor acts extrapolation. This approach significantly reduces the number of the performed preparatory and introductory exercises with similar structural content; decreases the volume of the training load. Research methods . The research was carried out on the basis of the regional state public establishment of sports training (RSPEST) "Wrestling Sports School of the Olympic Reserve named after A. I. Vinnik”. 24 wrestlers (14-16 years old): candidate master of sports, the 1st sports category athletes took part in the research. The following methods were used in the work: scientific and methodological literature on the research problem analysis, observation, physical and technical readiness testing, video analysis, pedagogical experiment, modeling method, expert evaluation method, statistical processing of the data. The basis of the pedagogical research was to develop a model of technical readiness improvement in 14-16 year-old wrestlers on the basis of motor actions extrapolation. The wrestlers from CG trained according to the program of the sports school. In the EG we used the created by us methodology of motor actions extrapolation skills formation. For the pedagogical experiment results validity we organized the initial indices of sports training testing in the wrestlers and their indices analysis after the research. Results . Owing to motor skills extrapolation use we received the results. They proved the level of sports readiness increase in the qualified wrestlers from the EG in comparison with the CG according to the following indices: mannequin drop-back within 6 minutes; bowling a partner over; turnover with neck and body hold from below; equal weight partner drop-back; modified pull-up at a bar; a two hand bar snatch; 5000 meters running. Conclusion . The results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of using created by us model of technical readiness indices increase in qualified wrestlers based on motor actions extrapolation. Coaches and qualified wrestlers should know that taking into account motor acts extrapolation in case of structural similarity to the main technical actions, helps to decrease the volume of the training load and the intensity of physical exercises fulfillment. It optimizes the effectiveness of the training process.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ НА ОСНОВЕ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

УДК 796.81 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-33-43

Методика совершенствования спортивной подготовки

квалифицированных борцов греко-римского стиля на основе экстраполяции двигательных действий

Рафаенков А.В. *, Илькин А.Н., Панова Е.Е.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

г. Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0002-1031-6944 wrest.rafe@yandex.ru *

ORCID: 0000-0002-1832-7234 sportfak71@mail.ru ORCID: 0000-0003-0187-8950 elena funina@mail.ru

Аннотация: В настоящее время спортивная подготовка борцов греко-римского стиля требует поиска новых эффективных направлений совершенствования тренировочного процесса. Увеличение объёма и интенсивности мышечной нагрузки свидетельствует о необходимости акцентировать внимание на личностно-ориентированный подход, который позволяет выявить дополнительные резервы повышения спортивного мастерства и эффективности соревновательной деятельности единоборцев. Материалы. Разработан способ построения тренировки путём использования способности к экстраполяции моторных актов. Такой подход существенно уменьшает количество выполняемых подготовительных и подводящих упражнений с похожим структурным содержанием; снижает объем тренировочной нагрузки. Методы исследования. Исследование проходило на базе ОГКУ СП «СШОР по спортивной борьбе им. А.И. Винника», в нем приняли участие 24 борца 14-16 лет (кандидаты в мастера спорта, I взрослый спортивный разряд). В работе были использованы следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование физической и технической подготовленности, видеоанализ, педагогический эксперимент, моделирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка полученных данных. Основа педагогического исследования заключалась в разработке модели повышения технической подготовленности квалифицированных борцов 14-16 лет на основе экстраполяции двигательных действий. Борцы КГ тренировались по программе спортивной школы, в ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования навыков экстраполяции двигательных действий. Для достоверности результатов педагогического эксперимента было проведено тестирование исходных показателей спортивной подготовленности борцов и показателей по окончании исследования. Результаты исследования. Благодаря использованию экстраполяции двигательных навыков были получены данные, свидетельствующие о повышении уровня спортивной подготовленности квалифицированных борцов ЭГ в сравнении с КГ по ряду следующих показателей: броски манекена прогибом за 6 мин; сваливание сбиванием партнёра; переворот с захватом шеи и туловища снизу; бросок партнёра равного веса прогибом; подтягивания в висе на перекладине; рывок штанги двумя руками; бег 5000 метров. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования разработанной нами модели повышения показателей технической подготовленности квалифицированных борцов на основе экстраполяции двигательных действий. Тренеры и квалифицированные единоборцы должны знать, что учет экстраполяции моторных актов при структурном сходстве с основными техническими действиями позволяет снижать объём тренировочной нагрузки и интенсивность выполнения физических упражнений, что оптимизирует эффективность тренировочного процесса.

Ключевые слова: борцы греко-римского стиля, техническая подготовленность, экстраполяция двигательных навыков, педагогический эксперимент.

Для цитирования: Рафаенков А.В.*, Илькин А.Н., Панова Е.Е. Методика совершенствования спортивной подготовки квалифицированных борцов греко-римского стиля на основе экстраполяции двигательных действий. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 33-43; DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-33-43

Methodology of sports training improving among qualified Greco-Roman style wrestlers based on motor actions extrapolation

Andrey V. Rafaenkov*, Aleksey N. Ilkin, Elena E. Panova

I. N. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0002-1031-6944 wrest.rafe@yandex.ru*

ORCID: 0000-0002-1832-7234 sportfak71@mail.ru ORCID: 0000-0003-0187-8950 elenafunina@maiLru

Abstract: Nowadays sports training of Greco-Roman style wrestlers requires the search for new, effective ways of training process improvement. Muscle load volume and intensity increase conditions the need for focusing on a personality-oriented approach. It allows identifying additional reserves for sportsmanship and the effectiveness of competitive activity improvement in combatants. Materials. We created the method of training construction using the ability to realize motor acts extrapolation. This approach significantly reduces the number of the performed preparatory and introductory exercises with similar structural content; decreases the volume of the training load. Research methods. The research was carried out on the basis of the regional state public establishment of sports training (RSPEST) "Wrestling Sports School of the Olympic Reserve named after A. I. Vinnik". 24 wrestlers (14-16 years old): candidate master of sports, the 1st sports category athletes took part in the research. The following methods were used in the work: scientific and methodological literature on the research problem analysis, observation, physical and technical readiness testing, video analysis, pedagogical experiment, modeling method, expert evaluation method, statistical processing of the data. The basis of the pedagogical research was to develop a model of technical readiness improvement in 14-16 year-old wrestlers on the basis of motor actions extrapolation. The wrestlers from CG trained according to the program of the sports school. In the EG we used the created by us methodology of motor actions extrapolation skills formation. For the pedagogical experiment results validity we organized the initial indices of sports training testing in the wrestlers and their indices analysis after the research. Results. Owing to motor skills extrapolation use we received the results. They proved the level of sports readiness increase in the qualified wrestlers from the EG in comparison with the CG according to the following indices: mannequin drop-back within 6 minutes; bowling a partner over; turnover with neck and body hold from below; equal weight partner drop-back; modified pull-up at a bar; a two hand bar snatch; 5000 meters running. Conclusion. The results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of using created by us model of technical readiness indices increase in qualified wrestlers based on motor actions extrapolation. Coaches and qualified wrestlers should know that taking into account motor acts extrapolation in case of structural similarity to the main technical actions, helps to decrease the volume of the training load and the intensity of physical exercises fulfillment. It optimizes the effectiveness of the training process.

Keywords: Greco-Roman style wrestlers, technical readiness, motor skills extrapolation, pedagogical experiment.

For citation: Andrey V. Rafaenkov*, Aleksey N. Ilkin, Elena E. Panova. Methodology of sports training improving among qualified Greco-Roman style wrestlers based on motor actions extrapolation. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3)33-43. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-33-43

ВВЕДЕНИЕ

Повышение уровня тренированности, рост спортивного мастерства борцов греко-римского стиля является длительным процессом, требующим постоянного поиска новых оригинальных подходов к организации и проведению тренировочных занятий, выявления более эффективных средств, методов обучения и тренировки, обеспечивающих прирост основных

двигательно-координационных качеств: общей и специальной выносливости, мышечной силы, быстроты, устойчивости тела, скорости двигательной реакции и др. [4, 8, 9].

Как полагают В.А. Аикин, 2014; А.С. Кузнецов, 2017 и др., усвоение рациональной техники атакующих и защитных действий определяется различными факторами: многократным повторением физических

упражнений; эффективным выбором подготовительных и подводящих двигательных действий, скоростью их выполнения; оптимальным соотношением объёма и интенсивности тренировочных нагрузок и т.д.

Специалисты по борьбе Г.С. Туманян, 2000; А.С. Кузнецов, 2002; Ю.Ю. Крикуха, 2009; А.И. Иванов, 2010; А.М. Абакаров и др. отмечают, что правильно подобранные подготовительные и подводящие упражнения имеют большое значение для повышения технической подготовленности единоборцев в случае их сходства по структурному содержанию с основами техники атакующих бросков. Включение большого количества моторных актов, сходных по структурному содержанию, в тренировочные занятия единоборцев способствует значительному увеличению объёма мышечной работы и, соответственно, излишнему повышению энерготрат. Разработан способ построения тренировки путём использования способности к экстраполяции моторных актов. Такой подход существенно уменьшает количество выполняемых подготовительных и подводящих упражнений со сходным структурным содержанием, снижает объём и интенсивность тренировочной нагрузки; отводится дополнительное время на формирование индивидуального стиля борьбы, творческого подхода к выявлению вариативности приёмов и способов их реализации, что значительно увеличивает арсенал техники борцов [10,11,12,13].

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование значимости формирования навыков экстраполяции двигательных действий для прироста показателей технической подготовленности борцов греко-римского стиля.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В работе были использованы следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование физической и технической подготовленности, педагогический эксперимент, моделирование, метод экспертных

оценок, статистическая обработка полученных данных. Педагогический эксперимент реализовывался на базе ОГКУ СП «СШОР по спортивной борьбе им. А.И. Винника». Для сравнения результатов исследования были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), в каждой по 12 борцов (КМС и I разряд). В КГ учебно-тренировочные занятия проводились в соответствии с программой спортивной подготовки СШОР, в ЭГ тренировочный процесс предусматривал использование разработанной нами методики формирования навыков экстраполяции двигательных действий у квалифицированных борцов.

В процессе педагогического

эксперимента выявлено, что специфика соревновательной деятельности единоборцев обусловлена:

- выбором технических приёмов в зависимости от двигательных действий противника;

- характером изменяющихся борцовских ситуаций на ковре;

- быстротой двигательных реакций и др.

Это свидетельствует о целесообразности

образования динамического стереотипа как устойчивой целостной системы. В процессе образованиядвигательногонавыкаформируются вегетативные компоненты, необходимые для эффективной соревновательной деятельности борцов. У борцов греко-римского стиля мышечная нагрузка приходится на верхние и нижние конечности, поэтому кровоснабжение осуществляется относительно равномерно, усиливаясь при проведении бросков прогибом в стойке и партере и других приёмов, требующих значительного мышечного напряжения.

Разучивание сложных атакующих действий сопровождается иррадиацией возбуждения в центральной нервной системе, что обусловливает необходимость контроля сознания при выполнении структурных элементов данного технического приёма. При упрочнении двигательного навыка внимание концентрируется на ведущем компоненте техники моторного акта, в то время как

второстепенные детали выполняются без контроля сознания. Прочность усвоения двигательного навыка представляет собой особую концентрацию возбуждения в определённой группе нервных клеток головного мозга, вокруг которой возникает процесс торможения, изолирующих данную группу нервных центров и приобретающих как бы самостоятельное значение [6, 8, 9].

В педагогическом эксперименте значительная часть времени отводилась повышению показателей физической и

специальной физической подготовленности единоборцев ЭГ, так как скорость и качество усвоения техники приёмов борьбы находится в прямой зависимости от уровня развития общей и специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, устойчивости тела, а также других двигательно-координационных качеств. При проведении тренировочных занятий в ЭГ решались задачи усвоения различных форм экстраполяции, а также учёта факторов, определяющих способность к экстраполяции (рисунок 1).

Ожидаемый результат

- с увеличением темпа двигательных действий по звуковому сигналу тренера;

- в схватке с борцом более тяжёлой весовой категории;

- проведение схватки после предварительной мышечной нагрузки (серия приседаний с грифом от штанги; подтягиваний с утяжелённым поясом; прыжков со скакалкой в утяжелителях и т.д.).

Способность к экстраполяции моторных актов при структурном сходстве с основными техническими приёмами позволяет снижать объёмы тренировочной нагрузки и интенсивность выполнения упражнений, за счёт чего формируются следующие важные условия:

- для изучения индивидуальных фенотипических, возрастных и других особенностей единоборцев;

- реализации личностно-ориентированного подхода к построению их спортивной подготовки;

- формирования индивидуального стиля ведения поединка;

- активного участия в творческом процессе по поиску более эффективных средств и методов обучения и тренировки;

- поиска новых форм занятий;

- более перспективных путей совершенствования тренировочного процесса [6].

В ЭГ борцы выполняли технические приёмы в более сложных условиях: с изменением темпо-ритмовых параметров; на фоне утомления, с сохранением заданного темпа до конца поединка и т.д. Подготовительные и подводящие упражнения подбирались по степени сходства их структурного содержания с соревновательными; учитывалось воздействие дополнительных, вспомогательных,

подготовительных и подводящих элементов на основе совершенствования вегетативных функций организма: дыхания, кровообращения, обменных процессов и т.д., обеспечивающих двигательную деятельность.

Для определения эффективности разработанной нами модели повышения технической подготовленности борцов греко-

римского стиля на основе экстраполяции двигательных действий и её влияния на динамику общей и специальной физической подготовленности в начале педагогического эксперимента и после его окончания проводились следующие комплексы

специальных контрольных упражнений:

- количество бросков манекена прогибом за 6 мин (с минутным перерывом 2хз мин);

- сваливание сбиванием партнёра (в баллах);

- переворот с захватом шеи и туловища снизу (в баллах);

- броски партнёра равного веса прогибом за 20 с (кол-во раз);

- подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз);

- рывок штанги двумя руками (кг);

- бег 5000 м (мин).

Тесты технической подготовленности оценивались методом экспертных оценок, в состав бригады экспертов входили высококвалифицированные тренеры по греко-римской борьбе ОГКУ СП «СШОР по спортивной борьбе им. А.И. Винника» в количестве 5 человек. Технические действия борцов оценивались по 5-балльной шкале оценок, учитывались следующие критерии:

5 баллов - рациональное взаимоположение, нарастающий темп выполнения моторных актов, энергичное «раскачивание» туловища противника, своевременный выбор начала технического действия;

4 балла - объективная оценка взаимоположения, удачный захват для выполнения технического действия,

недостаточная амплитуда «раскачивания» туловища противника, обусловившая изменение мышечного напряжения;

3 балла - недостаточно точное взаимоположение, неплотный захват при техническом действии, излишнее длительное «раскачивание» туловища, что обусловливает снижение темпа выполнения моторного акта;

2 балла - слабый захват при техническом действии, отсутствие согласованности

двигательных действий, недостаточная амплитуда «раскачивания» туловища, обусловившая некачественное выполнение приёма;

1 балл - попытки выполнения технического действия без предварительного «раскачивания» тела противника.

Применение данных тестов позволило выявить исходные показатели скоростно-силовых качеств и специальной выносливости для определения однородности подбора испытуемых КГ и ЭГ по уровню квалификации, спортивной подготовленности, а также по возрастным показателям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень технической подготовленности борцов, а также результативность их соревновательной деятельности определяется показателями скоростно-силовых

качеств, устойчивости тела, быстротой двигательной реакции и другими данными, характеризующими степень физической подготовки. Изучение динамики показателей физической подготовленности в ходе проведения педагогического эксперимента осуществлялось с использованием специальных тестов, что позволяет получить их объективную оценку.

Анализ динамики общефизической подготовленности борцов КГ и ЭГ показал, что её изменение отличалось неравномерностью. Так, исходные показатели КГ в подтягивании на перекладине составило 25,1±1,9 раза, к окончанию педагогического эксперимента результаты составили 2б,9±1,5 раза (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 24,9±2,0 раза, их увеличение составило 29,1±1,3 раза (р>0,05) (рисунок 2). Это свидетельствует о положительном воздействии нового подхода к процессу технической подготовки борцов греко-римского стиля 14-16 лет на основе экстраполяции двигательных действий. За счёт навыков экстраполяции моторных актов единоборцы ЭГ получили возможность больше времени уделять общефизической подготовке как базису для технико-тактической.

Рывок штанги двумя руками характеризует силу мышц плечевого пояса, верхних конечностей, спины и других мышечных групп, имеющих большое значение для проведения бросков прогибом, переворотов перехватом с захватом шеи и туловища снизу и других атакующих приёмов. В КГ при исходных показателях 78,9±7,3 кг к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 80,1±6,7 кг (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 79,1±7,1 кг улучшение составило 8з,0±5,1 кг (р>0,05) (рисунок з). Более высокие результаты борцов ЭГ обусловлены применением разработанной нами методики формирования навыков экстраполяции двигательных действий, что позволило единоборцам лучше осознать механизм воздействия данного общеразвивающего упражнения на увеличение показателей мышечной силы, имеющей большое значение для борцов.

Бег на 5000 м характеризует уровень развития общей выносливости. В КГ показатели на начало педагогического эксперимента составили 24,1±1,9 мин, к завершению показатели улучшились до 22,3±1,7 мин (р>0,05) (рисунок 4); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 23,9±2,3 мин. выявлено улучшение до 20,9±2,1 мин, что свидетельствует о перспективности предложенного нами направления системы спортивной подготовки единоборцев.

Применение разнообразных

подготовительных и подводящих упражнений позволило определить наиболее эффективные для каждого борца с учетом его росто-весовых, фенотипических и других индивидуальных особенностей, что обусловило существенный прирост показателей технической

подготовленности единоборцев.

Так, при выполнении бросков манекена прогибом за 6 минут с минутным перерывом (2x3 мин) (рисунок 5) в КГ при исходных данных 81,9±1,8 раза к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 8з,1±2,7 раза - 1,94% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных результатах

81,6±2,1 раза увеличение произошло до 84,7±1,з раза - 4,17% (р>0,05).

Более значительное возрастание результатов в ЭГ объясняется выбором наиболее эффективных подготовительных и подводящих упражнений из их большого разнообразия, что способствовало улучшению понимания особенностей техники данного двигательного действия и повышению экономичности моторных актов.

При оценке техники борцовского приёма сваливания сбиванием в КГ при исходных данных 2,4±0,5 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до з,1±0,2 балла, в ЭГ при исходном тестировании показатели составили 2,з±0,7 балла, улучшение произошло до 4,1±0,з балла - 18,8% (р>0,05) (рисунок 6). Более высокие показатели борцов ЭГ мы объясняем применением методики формирования навыков экстраполяции двигательных действий со сходным структурным содержанием изучаемого технического приёма.

Изменение показателей техники

атакующего приёма переворот перехватом с захватом шеи и туловища снизу в КГ и ЭГ также имело неравномерный характер. В КГ при исходных данных з,1±0,з балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до з,6±0,2 балла - з,44% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,9±0,6 балла данные увеличились и составили 4,з±0,2 балла - 24,12% (р>0,05) (рисунок 7). Это связано, по нашему мнению, с более четким пониманием борцами ЭГ структурных особенностей техники данного атакующего приёма благодаря способности к экстраполяции моторных актов.

В КГ при исходных данных за выполнение бросков партнера равного веса за 20 с 8,з±0,4 раза к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли до 9,8±0,7 раза - 5,41% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 8,4±0,4 раза результаты улучшились и составили 1з,9±0,з раза (р>0,05) (рисунок 8), что также объясняется применением методики формирования навыков экстраполяции двигательных действий.

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

контрольная группа »экспериментальнаягруппа

лтапы

педагогического эксперимента

Исходны; данны?

После пед.эксп.

Рисунок 2 - Динамика показателей физической подготовленности борцов 14-16 лет (Подтягивание на перекладине, кол-во раз)

Основной

Основной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной

Основной

Основной

Основной -

О контрольная группа ■ экспериментальная групп;

•тапы педагогического эксперимента

Исходные данные

После пед.эксп.

Рисунок 3 - Динамика показателей физической подготовленности борцов 14-16 лет

(Рывок штанги двумя руками, кг)

Основной -

Основной -

Основной

Основной

Основной

Основной

II контрольная группа ■ экспериментальная группа

Исходны е д анны е

После пед.эксп.

Рисунок 4 - Динамика показателей физической подготовленности борцов 14-16 лет

(Бег 5000 м, мин)

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

□контрольная группа ■экспериментальная группа

:ы педагогического эксперимента

Исходны е д анны е

После пед.эксп.

Рисунок 5 - Динамика показателей технической подготовленности борцов 14-16 лет (Броски манекена прогибом за 6 мин с минутным перерывом 2х3 мин, кол-во раз).

□ контрольная группа ■ экспериментальная группа

Исходные данные

После пед.эксп.

Рисунок 6 - Динамика показателей технической подготовленности борцов 14-16 лет

(Сваливание сбиванием, в баллах)

® контрольная группа ■ экспериментальная группа

Исходные данные

После пед.эксп.

Рисунок 7 - Динамика показателей технической подготовленности борцов 14-16 лет (переворот с захватом шеи и туловища снизу, в баллах)

Основной

Основной

Основной

Основной

Основной

□ контрольная группа ■экспериментальная группа

пы педагогического эксперимента

Исходные данные

После пед.эксп.

Рисунок 8 - Динамика показателей технической подготовленности борцов 14-16 лет (броски партнёра равного веса прогибом за 20 с, кол-во раз)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты педагогического

эксперимента свидетельствуют об

эффективности данной методики, применение которой позволило борцам экспериментальной группы показать более высокие результаты по технической подготовленности.

В работе предлагается другой подход к улучшению результативности соревновательной деятельности борцов, основанный на рациональном использовании способности к экстраполяции двигательных действий, имеющих сходное структурное содержание с техникой атакующих приёмов. Применение данного направления совершенствования системы спортивной подготовки единоборцев обусловило проектирование модели повышения показателей технической подготовленности спортсменов на основе явления экстраполяции; выявление физиологического механизма экстраполяции моторных актов; разработку методики формирования навыков

экстраполяции двигательных действий у борцов 14-16 лет. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность и результативность данного способа увеличения результативности тренировочной и

соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 14-16 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакаров А.М., Магомедов М.Г., Абдулкадиров Д.А., Исмаилов А.И. Подготовка борцов греко-римского стиля посредством решения ситуационных соревновательных задач. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4(71): 244.

2. Аикин В.А. Научные основы процесса подготовки борцов греко-римского стиля. Актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных борцов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск. 2014: 3-10.

3. Иванов А.И. Определение информативных характеристик спортивной деятельности в греко-римской борьбе. Физическая культура, спорт наука и практика.

2010; 2: 21-23.

4. Керимов Ф.А., Курбанов О.А. Инновационные технологии в системе подготовки высококвалифицированных борцов. Современные проблемы подготовки борцов высокого класса: материалы науч.-практ. конф. ФИЛА. М. 2010: 91-97.

5. Крикуха Ю.Ю. Содержание разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009; 11(2): 131-136. URL: http://joumalsport.ru/images/vipuski/4-1/2.pdf.

6. Кузнецов A.C. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля : дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, КГАФК. 2002: 471.

7. Кузнецов А.С., Мубаракзянов Р.Б. Взаимосвязь показателей функциональной и технико-тактической подготовленности борцов греко-римского стиля. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(2): 24. DOI: 10/1452б/04_2017_2б5

8. Назаренко Л.Д. Физиология физических упражнений. Ульяновск. ФГБОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова. 2017: 274.

9. Назаренко Л.Д. Адаптационно-компенсаторные изменения при мышечной деятельности. М.: «Теория и практика физической культуры и спорта». 2021: 112.

10. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учеб. Пособие. Кн IV. Планирование и контроль. М.: Советский спорт. 2000: 364.

11. Clark R.R., Oppliger R.A., Sullivan J.C. Cross-validation of the NCAA method to predict body fat for minimum weight in collegiate wrestlers. Clinical Journal of Sport Medicine. 2002; 12: 285290.

12. Diboll D.C., Moffit J.K. A comparison of bioelectrical impedance and near-infrared interactance to skinfold measures in determining minimum wrestling weight in collegiate wrestlers. Journal of Exercise Physiologyonline. 2003; 6: 26-

36. arms and legs in male and female freestyle wrestlers.

13. Hubner-Wozniak E., Kosmol A., Journal of Science and Medicine in Sport. 2004; 7: Lutoslawska G., Bem E.Z. Anaerobic performance of 473-480.

Статья поступила в редакцию: 30.07.2021

Рафаенков Андрей Вадимович - магистрант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, д. 4/5, e-mail: wrest.rafe@yandex.ru

Илькин Алексей Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, д.4/5, e-mail: sportfak71@mail.ru

Панова Елена Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, д.4/5, e-mail: elenafunina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.