Научная статья на тему 'Методика социологического исследования современного состояния свободной занятости в России'

Методика социологического исследования современного состояния свободной занятости в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
761
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШТАТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / СВОБОДНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / УДАЛЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ФРИЛАНС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чаплашкин Николай Владимирович

Рассматривается довольно новое для России социальное явление фриланс. Дается понимание теоретических и методических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития фриланса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика социологического исследования современного состояния свободной занятости в России»

Terra Humana

73 УДК 316.334.22 (045)

ББК 60.561

Н.В. Чаплашкин

МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СВОБОДНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Рассматривается довольно новое для России социальное явление - фриланс. Дается понимание теоретических и методических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития фриланса в России.

Ключевые слова:

внештатная занятость, занятость, контент-анализ, опрос общественного мнения, свободная занятость, удаленная занятость, фриланс.

Измерить нынешнее состояние фриланса в России без проведения крупного исследования практически невозможно. В мировой практике какая-либо статистика по фрилансу или фрилансерам тоже не ведется. С конца 1990-х годов в странах Западной Европы и США проведено несколько масштабных эмпирических исследований, специально посвященных различным аспектам трансформации занятости и трудовых отношений, но не фрилансу конкретно.

Исследование фриланса через объяснения других социальных явлений до сих пор не проводилось. Фриланс обосновывался экономическими фактами, либо через данные рекрутинговых (кадровых) агентств изучавших поведенческие установки работников в целом, и фрилансеров, в частности, т.е. фриланс объяснялся при помощи психологии.

Реальный же уровень фриланса в России до сих пор не известен. Кроме того, пока затруднительно определить мнение россиян в отношении некоторых нестандартных форм занятости и свободной занятости в частности. Получение ответа на эти вопросы, невозможно без разработки качественной методики социологического исследования фриланса.

Для понимания теоретических и методических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития фриланса в России необходимо решить ряд задач, которые возникают при социологическом исследовании массовых социальных явлений или процессов:

— дать понимание отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения при социологическом исследовании фриланса в России как социального явления;

— раскрыть особенности организационных процедур социологического иссле-

дования фриланса, их содержание и последовательность проведения;

— раскрыть систему количественных и качественных методов, возможности и ограничения, технику и процедуры их применения, а также обосновать валидность результатов в социологическом исследовании такого социального явления как фриланс.

У работников в процессе трудовой деятельности, и в частности в процессе обучения до начала трудовой деятельности, формируются профессионально-личностные качества, которые отвечают за формирование необходимых норм трудового поведения и личностного развития.

Поэтому в соответствии с целью и задачами исследования выделяются основные факторы, оказывающие влияние на мотивы работников перехода во фриланс и установить основные тенденции на их изменение.

Среди основных факторов, определяющих мотивы работников, формирующих поведенческие установки на труд, можно выделить:

1) объективные факторы: политическая и социально-экономическая ситуация в стране; общественная потребность в свободной занятости - фрилансе; уровень ее социальной значимости и социальный престиж; конкретная жизненная ситуация работника; требования рынка труда и занятости; адаптивные возможности фриланса в отношении индивидуальных свойств и интересов работников; уровень общения, взаимодействия и состояния внутриколлективных, межличностных отношений; система трудоустройства выпускников ВУЗов, творческого и личностного роста фрилансеров.

2) субъективные факторы: социально-демографические характеристики работников, и в частности фрилансеров; социаль-

ная и профессионально-познавательная активность работников; уровень образования, профессиональной подготовленности и опыт работы работников; осознание работником его общественной потребности в его профессиональной деятельности, ее социальной значимости; степень удовлетворенности работников своим трудом.

Рассматривая понятие «отношение к свободной занятости», следует выделить три качества, его формирующие:

1) личностная направленность;

2) профессиональная направленность;

3) общесоциальная направленность.

Под личностной направленностью понимается совокупность мотивов деятельности и поведения, в которых выражается характер отношения свободного работника к себе, другим людям, обществу, проявляется уровень самосознания и социальной ответственности.

При рассмотрении профессиональной направленности свободного работника основной упор делается на уровень и структуру его профессиональных притязаний и оценка профессиональных качеств фрилансеров работодателями и обществом в целом.

Под общесоциальной направленностью понимается совокупность социальных характеристик, присущих фрилансеру, включающая оценку значимости свободной занятости для фрилансера и оценкау значимости свободной занятости для общества.

Наряду со структурной операционали-зацией, необходимо рассмотреть и факторы, влияющие на мотивы формирующие поведенческие установки на труд свободных работников.

Можно предложить общую классификацию факторов:

а) зависимость от сознания и деятельности социальных индивидов (объективные и субъективные);

б) отношение к субъекту деятельности;

в) отношение к объекту деятельности (внутреннее и внешнее);

г) масштаб действия, воздействия;

д) динамичность и регулируемость конкретных значений факторов;

е) время действия (постоянно, временно, перманентно) и т.д.

Кроме этого, каждая из этих групп факторов находится в сложном переплетении с другими и сама дифференцируется.

Выявление данных факторов осуществлялось несколькими методами. Во-первых, было проведено социологическое наблюдение за фрилансерами (в услови-

ях повседневной деятельности, профессиональной деятельности, участия в общественной жизни и т.п.)1. Во-вторых, контент-анализ текстовых сообщений, содержащихся в различных документах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, форумах и сайтах, посвященных фрилансу.

В соответствии со структурной и факторной операционализацией из совокупности качеств и факторов, оказывающих влияние на отношение свободного работника к себе, другим людям, обществу, на основе наблюдения и контент-анализа имеющихся данных, определены качества и факторы, выделяемые самими фрилансерами. В дальнейшем, эти данные будут сопоставлены с результатами анкетного опроса, полученными в ходе проведенного исследования.

Изучение фриланса подразумевает исследование большого количества респондентов из числа самих фрилансеров, а также из числа штатных работников -потенциальных фрилансеров, и других субъектов рынка труда и занятости, что, соответственно, требует не сплошного, а выборочного обследования достаточного числа людей, отражающих, по социальнодемографическим признакам, структуру изучаемого объекта.

При исследовании фриланса через узко специализированные факты (экономические, психологические, юридические) за генеральную совокупность можно было бы взять только фрилансеров - действующих, потенциальных и бывших. Но социологическое изучение фриланса как социального явления подразумевает под собой влияние на него других социальных явлений и процессов, и, поэтому не следует ограничиваться исследованием только такой малой группы, как фрилансеры.

Фрилансеры - часть экономически активного населения, участвующего в формировании рынка труда и занятости России, но нельзя исключить из данной категории пенсионеров и молодых людей в возрасте, не достигшем порога экономически активного населения, желающих заниматься свободной деятельностью.

Таким образом, выборка является комбинированной, многоступенчатой, квотной, районированной с отбором типичных объектов. При этом по отдельным ступеням выборки применялись следующие методики:

1 ступень - квотная (определение половозрастных групп),

Общество

Terra Humana

ЗО

2 ступень - районированная (федеральные округа РФ),

3 ступень - случайно-систематическая (населенные пункты: центр субъекта, крупный/малый город, сельская местность),

4 ступень - типическая (выбор респондентов).

1 ступень - определение половозрастных квот по Российской Федерации.

Квотная выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчётом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности.

Возрастных квот было дано 7:

1. 15-19 лет.

2. 20-24 года.

3. 25-29 лет.

4. 30-34 года.

5. 35-39 лет.

6. 40-54 года.

7. 55-64 года.

Распределение по возрастным группам сделано на основе методики, используемой Росстатом, за исключением двух групп в возрасте от 40 лет: возрастная группа 4054 года объединяет 3 возрастные группы, выделяемые Росстатом:

40-44 года,

45-49 лет,

50-54 года.

Возрастная группа 55-64 года объединяет 2 возрастные группы, выделяемые Росстатом:

55-59 лет,

60-64 года.

Объединение возрастных групп в интервале от 40 до 54 лет сделано на основании предположения, что респонденты данных возрастных групп схожи в оценке существующей ситуации и своего положения на рынке труда и занятости, в связи с менее активной позицией и менее явным желанием перемен в форме своей занятости.

Объединение возрастных групп в интервале от 55 до 64 лет, в свою очередь, сделано на основании аналогичного предположения, что лица предпенсионного и пенсионного возраста схожи в оценке существующей ситуации и своего положения на рынке труда и занятости.

На основании статистических данных было составлено 14 половозрастных квот. Данные параметры являлись связанными.

2 ступень - районирование.

Признак районирования Федеральные округа Российской Федерации:

1. Центральный федеральный округ,

2. Южный федеральный округ,

3. Северо-западный федеральный округ,

4. Дальневосточный федеральный округ,

5. Сибирский федеральный округ,

6. Уральский федеральный округ,

7. Приволжский федеральный округ,

8. Северо-Кавказский федеральный округ.

Для определения доли каждого округа в выборочной совокупности был взят вес в процентах населения каждого федерального округа в населении России в возрасте от 15 до 65 лет.

В связи с тем, что по статистике большая часть сельского населения занята в сельском хозяйстве2, которое вследствие причин объективного характера (сезонность, непрерывность процесса во время сезона и т.п.) не позволяет работникам данной отрасли перейти на фриланс, большое количество самозанятых (фермерские хозяйства)3, плохое состояние профессионально-квалификационной структуры занятых, низкий уровень образования, рост миграционного оттока молодежи, высокий уровень безработицы и, в то же время, недостаточный охват сельского населения интернетом4, что могло бы решить проблему безработицы и удаленной занятости на селе, и другие причины позволили допустить, что заинтересованность проживающих в сельской местности и их готовность перехода к фрилансу не соответствует настоящим реалиям и тенденциям в сельской жизни.

Для подтверждения данной гипотезы во всех 8 федеральных округах РФ был проведен пилотажный опрос сельского населения. Выборка случайная. Количество респондентов - не менее 100 человек.

Пилотажный опрос подтвердил гипотезу, вследствие чего было принято решение исключить сельское население из генеральной совокупности.

Результаты данного пилотажного опроса также были использованы в дальнейшем исследовании проблем социальной сущности фриланса в России.

Население России в возрасте от 15 до 65 лет на 1 января 2010 г. по данным Росстата - 102 223 231 человек. Из них городское население - 75 990 861 человек [4].

Исходя из опыта ранее проводимых социологами исследований рынка труда, объем выборки в 600 человек гарантирует статистически значимые результаты.

Ошибка выборки при таком количестве респондентов составит максимум 4% (с 95% доверительной вероятностью). Объем выборки в 600 человек был определен на основании компромисса нескольких требований:

a) точность полученных результатов;

b) глубина требуемого анализа;

c) экономичность проведения исследования;

d) сроки проведения исследования.

В соответствии с весами распределение анкет по федеральным округам получилось следующее:

Таблица 1

Распределение анкет по федеральным округам

Центральный федеральный округ 173 28,8%

Северо-Западный федеральный округ 65 10,8%

Южный федеральный округ 48 8,1%

Северо-Кавказский федеральный округ 26 4,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приволжский федеральный округ 123 20,5%

Уральский федеральный округ 57 9,5%

Сибирский федеральный округ 80 13,4%

Дальневосточный федеральный округ 28 4,7%

ИТОГО 600 100,0%

3 ступень - выбор населенных пунктов, задействованных в исследовании.

Выбор населенных пунктов производился случайно-систематически (населенные пункты: центр субъекта, крупный/малый город).

В каждом федеральном округе опрашивались жители центра субъекта, относившегося к данному федеральному округу и жители других городов данного субъекта.

4 ступень - выбор респондентов, участвующих в исследовании.

Выбор респондентов, участвовавших в исследовании внутри выбранных населенных пунктов, производился типически - каждый респондент выбирался интервьюерами как типичный представитель данного населенного пункта. Также интервьюеры были обязаны выдерживать в рамках своего задания половозрастные квоты респондентов с учетом места жительства респондента.

Количественные данные по численности населения в каждой из 14 половозрастной групп были взяты из данных Росстата на 1 января 2010 года [4].

Пилотаж анкеты проводился собственными силами. Было проведено 20 пробных интервью, в результате которых были изменены формулировки 3 вопросов, снято 2 вопроса, как избыточные. Также были определены эмпирические нормы времени заполнения анкеты, наиболее часто встречающиеся вопросы респондентов и трудности при заполнении.

Основной опрос проводился в форме формализованного интервью по анкете с

74 вопросами, сгруппированными в 4 блока, включая демографический блок. Вопросы освещали соответственно 4 следующие проблемы:

- отношение к работе;

- нестандартная занятость и социальный пакет;

- отношение к фрилансу;

- трудовое законодательство.

Подготовительный этап включал в себя

отбор5 и он-лайн инструктаж интервьюеров в каждом из федеральных округов, в ходе которого они ознакомились с общими правилами проведения исследования, изучили инструментарий исследования и порядок его заполнения. Каждый интервьюер получил в электронном виде анкету, инструкцию по заполнению анкеты, а также листы контроля интервью.

В ходе проведения исследования проверка анкет на правильность и полноту заполнения, а также на выдержанность распределения по половозрастным квотам велась непрерывно по мере их поступления как в электронном (отсканированном), так и в бумажном виде (почтовые отправления).

Городские и сельские жители в ходе пилотажного опроса были опрошены в сентябре 2011 г. в 78 населенных пунктах 38 субъектов Российской Федерации.

В соответствии с весами распределения (по данным Росстата на 1 января 2010 года) в ходе проведенного исследования было опрошено 600 человек: 45,8% мужчин и 54,2% женщин.

Полученные результаты по демографическому блоку (пол, возраст, семейное положение, детность, сфера труда, группа населения, место жительства, уровень образования), оказались сопоставимы с данными Росстата, что позволило сказать о валидности результатов.

Обработка и анализ полученных результатов опроса были проведены с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS с использованием таблиц сопряженности и

Общество

Terra Humana

З2

методов регрессионного, корреляционного и факторного анализа данных.

Сформулированная автором методика социологического исследования современного состояния свободной занятости в России дала возможность раскрыть систему количественных и качественных методов, установить возможности и ограничения применения отдельных видов социологического исследования при изучении фриланса в России, раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования фриланса, их содержание и последовательность

Список литературы:

проведения, а также обосновать валидность результатов в социологическом исследовании такого социального явления как фриланс.

В конкретном исследовании в соответствии с целями и задачами использовался ряд основных методов сбора данных: метод изучения документов, анкетный опрос, метод наблюдения. Использование каждого из них имело под собой получение определенных результатов, что позволило определить реальный уровень свободной занятости в России и ожидания работников на рынке труда и занятости.

[1] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 372 с.

[2] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования / Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.

[3] Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований / Учеб. пособие. - 2-е изд., стер. / Под ред. А.А. Лудченко. - Киев: Об-во «Знания», КОО, 2001. - 113 с.

[4] Официальный сайт Государственной службы государственной статистики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.gks.ru

[5] Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 180 с.

[6] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. -511 с.

[7] Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - М.: Добросвет, 1998. - 253 с.

[8] Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Учеб. пособие - 3-е издание. - М.: Омега-Л, 2007. - 568 с.

1 Социологическое наблюдение за фрилансерами проводилось путем наблюдения за зарегистрированными пользователями сайтов, посвященных фрилансу, в процессе поиска работы, межличностного общения в группах, общения с работодателями и т.п.

2 По различным данным 55-60% общей численности занятого сельского населения занимается сельскохозяйственной деятельностью.

3 По данным доклада премьер-министра России В.В. Путина на XXII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, на начало 2011 г. в РФ уже более 200 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и более 100 тыс. - индивидуальных сельских предпринимателей.

4 По неофициальным данным, уровень безработицы на селе составляет до 30% и более. По данным Фонда общественного мнения сельское население составляет не более 18% от числа всех пользователей интернета (пользуется интернетом хотя бы раз в месяц) (ФОМ. Интернет в России. Выпуск 34. 2011).

5 В Центральном и Приволжском округах опрос проводился собственными силами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.