Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕНОВАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ'

МЕТОДИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕНОВАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная реновация / методика социокультурных реноваций / общественное пространство / sociocultural renovation / the method of sociocultural renovation / public space

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Е.Е.

В статье рассматривается значение и место социокультурной реновации общественных пространств в общественной жизни человека и вопросы применения методики социокультурной реновации общественных пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SOCIO-CULTURAL RENOVATION OF PUBLIC SPACES

The article considers the significance and place of socio-cultural renovation of public spaces in the public life of a person and the application of the method of socio-cultural renovation of public spaces.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕНОВАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ»

CULTUROLOGY

МЕТОДИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕНОВАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Захарова Е.Е.

Аспирант кафедры ЮНЕСКО РАНХиГС; магистр Государственного и муниципального управления в сфере культуры, образования и науки; Художественный руководитель ГБУК г. Москвы

«Центр культуры и спорта «Ватутинки»

METHODOLOGY OF SOCIO-CULTURAL RENOVATION OF PUBLIC SPACES

Zakharova E.E.

Postgraduate student of chair of UNESCO of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Master of Public and municipal administration of culture, education and science;

Art director in Culture and sport centre "Vatutinki"

Аннотация

В статье рассматривается значение и место социокультурной реновации общественных пространств в общественной жизни человека и вопросы применения методики социокультурной реновации общественных пространств.

Abstract

The article considers the significance and place of socio-cultural renovation of public spaces in the public life of a person and the application of the method of socio-cultural renovation of public spaces.

Ключевые слова: социокультурная реновация, методика социокультурных реноваций, общественное пространство.

Keywords: sociocultural renovation, the method of sociocultural renovation, public space.

Неформальная общественная жизнь переживает сегодня массовую переоценку. Наблюдается массовая миграция россиян в пригороды — как из центров городов, так и из сельской местности. Это обусловлено попыткой граждан жить частной жизнью, в комфорте, в домах, обеспеченным всем необходимым. Исходя из потребительского спроса, по всей стране возводятся районы новостроек. Однако, они не отвечают требованиям современности, в них отсутствуют места для проведения досуга. Устройство таких домов не восприимчиво к попыткам создания сообщества.

Рэй Ольденбург в своей работе «The great good places» утверждает, что общественное, свободное пространство, называемое «третьим местом» имеет важное значение и в корне отличается от двух прочих социальных сред: дома и рабочего места. Оно являются важными для становления и развития человека и здорового гражданского общества в целом. Автор «первым местом» называет дом, «вторым местом» - рабочее пространство, где человек тратит большую часть времени. «Третьи места» или общественные пространства являются неформальными местами встречи и содействуют широкому и творческому взаимодействию людей.

На локальных территориях, развитые общественные пространства создают высокое качество жизни. Общественные пространства меняют структуру места проживания. Важным является то, что такие места должны быть расположены в зонах шаговой доступности. В современной России по всей территории внедряются проектировочные решения, в которых отсутствуют места для проведения

досуга в пешей доступности. Выверенная проектировочными решениями развитая инфраструктура территории жизнедеятельности населения гарантирует реализацию коллективных способностей, жизненно важных для гражданского общества и развитие общих интересов.

Задача исследования общественных пространств является формирование представления об этом пространстве через различные точки восприятия. В ходе процесса планирования используются соответствующие аналитические инструменты, техники и индикаторы. Одним из основных инструментов является применение методики разностороннего менеджмента. В него входит разработка дизайна и планирования публичных пространств, способствующей организации и развитию городской среды.

Современный плейсмейкинг разрушает представление о бесспорности преобразования пространства на этапе проектирования архитекторами и планировщиками. В процесс включается население, которое фактически будет использовать это пространство. Такой подход «снизу вверх» дает возможность предотвратить большое количество ошибок, которые допускаются при устоявшемся административном планировании и дизайне.

В ходе плейсмейкинга проводится изучение того, как человек использует конкретное место пребывания. На основании этого выявляются их потребности и желания. Полученная информация используется для разработки общей концепции или видения данного пространства. Общая концепция может быть реализована достаточно быстро. При-

чем действия являются малозатратными. И позволят моментально внести изменения в общественное пространство, изменить его к лучшему и повысить его привлекательность для пользователей.

Качественно организованное общественное пространство имеет большое количество характеристик. Наиболее востребованные территории отличаются многофункциональностью, предоставляя потребителям самые разные возможности проведения досуга и тем самым привлекая представителей различных социальных групп. Многообразие видов досуга мотивирует людей проводить больше времени в том или ином месте. Примером может служить парк отдыха с фонтанами, детской площадкой, тенистыми участками для родителей, семейным кафе. Территория парка должна быть оснащена скамейками, уличными фонарями. В таком месте отдыха можно комфортно провести весь выходной день и пробудить желание вернуться туда еще раз, повысить эмоциональную привязанность людей к территории и развить чувство единения с соседями и сопричастности к происходящему в районе. Удобное расположение парка вблизи жилых районов, остановок общественного транспорта и возможностью удобной парковки личного транспорта является залогом его популярности.

Важной составляющей хорошего публичного пространства является проведение различных культурных событий: бесплатных концертов, праздников, фестивалей и выставок. Подобные общественные мероприятия придают уникальность месту проведения. В рамках проекта Knight Soul of the Community было проведено исследование, в ходе которого были опрошены посетители различных мест встреч, территорий развлечения. Анализировались ответы на вопросы: открытость (насколько место «дружелюбно» к посетителю), эстетика территории (физическая красота и озелененные пространства).

Интересным является то, что такие экономические и образовательные вопросы, аспекты качества управления территорией и прочие оценивались как менее важные для участников опроса независимо от их пола, возраста и уровня образования. Опрос показал, что перечисленные качества неизменно влияют на эмоциональную привязанность к месту. Это, в свою очередь, снижает миграционные настроения, формирует позитивное отношение к окружающему миру. Удовлетворенность населения напрямую оказывает влияние на численность. Социологи утверждают, что люди, которых устраивает место их проживания, часто более успешны.

За рубежом, власти, используя государственную и частную инициативу активно развивают общественные пространства как места общественного социально культурного времяпровождения. За рубежом, тенденции повышения компактности города, отказ от загородной застройки, развитие пешеходных зон и общественного транспорта, модернизация заброшенных промышленных зон в креативные кластеры стали ретранслироваться в малые города Европы. Социокультурное проектирование общественных пространств в современное

время является одной из стратегических целей политики нового экономического развития европейских городов.

К примеру, в Берлине малые предприятия и отдельные лица, занимающиеся творческими инду-стриями, переместились в индустриальные постройки, пришедшие в запустение после объединения ФРГ и ГДР. Начался процесс возрождения заброшенных городских районов. Позже, интерес к этим городским кварталам стали проявлять строительные компании, которых привлекла доброжелательная и артистическая атмосфера, создаваемая креативными общественными пространствами. В настоящее время, проводя анализ городской среды, власти Берлина делают основной акцент на его культуре.

Давая оценку социальных и образовательных эффектов культуры, можно сделать выводы, что она способствует накоплению социального капитала и усиливает готовность общества реагировать на перемены. Культура также может усиливать сплоченность социума, повышать самооценку человека, улучшать его жизненные навыки. Особого внимания заслуживают те свойства культуры, которые делают ее мощным источником креативности, в первую очередь, ее способность служить отличительным знаком места.

Сегодня городской менеджмент подвергается серьезным переменам во множестве американских, европейских и австралийских городов, а также в некоторых городах Азии, Африки и Южной Америки. Ключевыми принципами этой реформы являются рост участия городских граждан, уменьшение числа процедур контроля и отчетности, разработка новых процедур, основанных на гражданском контроле, переход к планированию, ориентированному более на результаты, развитие мотивации у чиновников и повышение конкурентоспособности муниципального сектора.

В преддверии планировании городских проектов следует заранее продумывать их привлекательность потребителей и широкого круга инвесторов.

1. Устраивать регулярные акции и мероприятия., фестивали выходного дня на улицах города. Формат фестивалей с временной остановкой движения общественного транспорта способствует развитию пешей ходьбы, велосипедному движению и здоровому образу жизни населения. Задачей такого проекта является способствование переменам в сознании и поведении людей, выросших в культуре, ориентированной на автомобильный транспорт. Подобные инициативы, предлагающие людям переосмыслить свое повседневное поведение, могут повлиять на развитие культурной среды и городскую планировку. Главным принципом является организация мероприятий на регулярной основе.

2. Процесс плейсмейкинга бесконечен. Порядка 85% успешных общественных пространств своим процветанием обязаны грамотному управлению. Эффективность использование успешных мест меняется с течением времени, поэтому менеджмент имеет существенное значение. Главная задача за-

ключена в том, чтобы обеспечить гибкость управления, возможность быстро и эффективно реагировать на изменения.

Плейсмейкинг как подход к созданию пространств позволяет избежать множества ошибок и негативных последствий административного подхода к дизайну территорий. Тем не менее, даже такой подход может оказаться провальным. Эксперты в данной области советуют не экспериментировать и использовать только проверенные в других городах практики.

Список литературы

1. Аурели, П. В., Таттара М. Препятствие. Грамматика города / П.В. Аурели, М. Таттара // Проект International. - М., 2012. - № 15.

2. Головин А. Интеграция промышленных территорий в городскую среду [Integration of industrial areas into the urban environment]. // http://estp-blog.ru/rubrics/rid- 5663/ (дата обращения 24.12.2017)

3. Коган, Л.Б. Социально-культурные функции города и пространственная среда /Л.Б. Коган. -М., Стройиздат, 2014, 306 c.

4. Хаджер, М., Рейендорп, А. В поисках нового общественного достояния / Роттердам: Издатели Най, 2015, 267 c.

5. Иконников А.В. Пространства и формы в архитектуре и градостроительстве. //М., 2014, 196 с.

М1СЦЕ ТА РОЛЬ Б1БЛ1ОТЕК У ЗАБЕЗПЕЧЕНН1 ШФОРМАЩЙНОÏ БЕЗПЕКИ

Каращук О.

астрант, мол. наук. cniepo6. Bidda обслуговування iнформацiйними ресурсами Нацюнальна бiблiотека Украши iменi B.I. Вернадського

THE PLACE AND ROLE OF LIBRARIES IN PROVIDING INFORMATION SECURITY

Karashchuk O.

Information resources service department V. I. Vernadsky National Library of Ukraine, Kyiv, Ukraine

Анотащя

Стаття присвячена дослщженню проблеми забезпечення шформацшно1' безпеки як важливо1' складо-boï нацюнально1 безпеки та ролi бiблiотечних установ як шформацшно1' основи та своервдного символу державно1 незалежносп i самобутностг Проаналiзовано rayraBi пращ з iнформацiйноï безпеки та учасп бiблiотечних установ як елеменпв iнформацiйноï системи краши в реалiзацiï завдань захисту шформацш-но1 безпеки та нацюнального iнформацiйного сyверенiтетy в рiзних аспектах. Доведено, що yспiшне про-тистояння негативним iнформацiйним впливам у нацюнальному iнформацiйномy просторi залежить вiд шформацшно-аналггично1 роботи, зокрема бiблiотечних установ, 1'хньо1' обробки iнформацiï, прогнозу-вання та надання ними рекомендацiй щодо уникнення небажаних ситyацiй тим структурам, яш цього пот-ребують в процеа забезпечення iнформацiйноï безпеки.

Abstract

The article is devoted to the study of the problem of ensuring information security as an important component of national security and the role of library institutions as an information basis and a peculiar symbol of state independence and identity. The research works on information security and the participation of library institutions as elements of the country's information system in the realization of the tasks of protecting information security and national information sovereignty in various aspects have been analyzed. It is proved that the successful confrontation with negative informational influences in the national information space depends on the information and analytical work, in particular, on library institutions, their processing of information, forecasting and providing them with recommendations for avoiding unwanted situations to those structures that need it in the process of providing information security.

Ключов1 слова: 1нформацшна безпека, нацюнальна безпека, шформацшний прослр, шформацшш загрози, безпека суспшьства, бiблiотечнi установи, бiблiотечна дiяльнiсть.

Keywords: information security, national security, information space, information threats, public safety, library institutions, library activity.

Сучасний шформацшний розвиток, шформа-тизащя сустльства е важливою складовою розши-рення можливостей для доступу до шформацп, для задоволення вщповщних шформацшних потреб не лише на рiвнi полггичних перетворень, вщстою-ванш того чи шшого полiтичного вибору в процеа демократизаций а й на вах iнших рiвнях суспiльноï

дiяльностi, що, з рештою, i забезпечуе у комплекс суспiльний прогрес.

Даний процес мае як сво1 позитивнi, так i нега-тивнi сторони. Вщомо, що у сучасному нацюналь-ному iнформацiйному просторi не досить ефектив-ними е найважливiшi iнструменти забезпечення ш-формацiйного суверенiтету; сучасний науково-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.