Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ: М-ТЕСТ'

МЕТОДИКА СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ: М-ТЕСТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФИЛЬ МОТИВАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РАНЖИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / MOTIVATION / MOTIVATION AND VALUES OF A PERSON / SYSTEM PSYCHOLOGY / MOTIVATION PROFILE / VALUES / THE RANKING OF VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Б.Н., Смоловская Л.Б.

Статья посвящена описанию новой психодиагностической методики системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности (М-тест). Методологической основой для разработки теста явилась системная типология мотивации, позволяющая выделить восемь особых видов мотивации, включая четыре вида мотивации развития биологических и социальных систем (витальная мотивация, репродуктивная и познавательная мотивации, мотивация самореализации), и четыре вида мотивации сохранения порядка в этих системах (мотивация самосохранения, защиты «Я», альтруистическая и нравств енная мотивации). Для практической диагностики мотивационной сферы личности в 2010 году был предложен тест системного профиля мотивации (СПМ), основанный на поэтапном ранжировании обследуемым 32 ценностей, соотнесенных с основными системными видами мотивации и разделенных на четыре таблицы, по восемь ценностей в каждой. Для расширения возможностей теста предложена его модификация - М-тест, - позволяющий дополнить определение профиля мотивации определением профиля ценностных ориентаций и коэффициента ретестового доверия к результатам исследования. Так же как и базовый вариант методики, он может применяться в бланковой и компьютерной форме. Отличительной особенностью новой модификации методики является наличие пятой таблицы, в которую после завершения базового этапа тестирования вносится по две ценности из каждой из четырех таблиц, получившие в них высшие ранги значимости. Таким образом, в пятую таблицу сводятся восемь наиболее значимых ценностей для обследуемого, который выполняет ранжирование содержащихся там ценностей, следуя той же логике, что и при выполнении базового этапа тестирования. По результатам этой части работы определяется структура ценностных ориентаций обследуемого. Процедура двукратного ранжирования наиболее значимых ценностей обследуемым в новом варианте методики позволяет также определить ретестовую достоверность получаемого результата. Валидизация теста осуществлялась в 2015-2018 годах на основании сравнительной оценки результатов индивидуального тестирования студентов трех московских вузов (Московского городского университета, Российского государственного социального университета и Московского института психоанализа) и результатов экспертных оценок профиля мотивации каждого из участвовавших в обсле довании студентов. Экспертами выступали кураторы групп, сопровождавшие обследуемых в период их обучения. Выборка обследуемых включала 610 человек. Коэффициент корреляции между данными тестирования и экспертной оценкой выраженности восьми видов мотивации был равен 0,81, что указывает на валидность предложенной методики.The article is devoted to the description of a new psychodiagnostic technique for system diagnostics of a person’s motivation and values (M-test). The methodological background for the test is based on a system typology of motivation that allows to identify 8 special types of motivation, including 4 types of motivation for the development of biological and social systems (vital motivation, reproductive and cognitive motivation, motivation of self-realization), and 4 types of motivation to maintain the order in these systems (motivation of self-preservation, protection of «Self», altruistic and moral motivation). In 2010 year a system motivation profile Test (SMT) was offered, composed of step-by-step ranking of 32 values, correlated with the main system types of motivation, divided into 4 tables with 8 values in each. To expand the capabilities of the test, its modification - M-test - is proposed that allows to add the profile of a person’s values to his motivation profile and the coefficient of the retest reliability to the results of the study. Both types of the technique can be used in paper and electronic versions. The striking feature of the new test modification is the presence of the fifth table, that contains two values from each of the 4 tables, where the values received the highest ranks after the finishing of the basic testing stage. Thus, the fifth table summarizes the 8 most significant values for the person. The person ranks the values following the same logic as in previous testing version. Based on the results of this part of the work the structure of the person’s values is determined. The double ranking procedure of the most significant human values in the new version of the technique also allows to determine the retest reliability of the results. The validation test was carried out in 2015-2018 years on the basis of a comparative assessment of the students’ results at three Moscow universities (Moscow city university, Russian state social university and Moscow institute for psychoanalysis) and the results of expert assessments of the students’ motivation profile participated in the study. The curators of the groups, that accompanied students during their training, served as the experts. In total 610 people participated in the study. The correlation between the test data and the expert assessments was equal to 0.81, that indicates the validity of the proposed technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ: М-ТЕСТ»

УДК 159.9

МЕТОДИКА СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ: М-ТЕСТ

Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, МГПУ, Москва

Статья посвящена описанию новой психодиагностической методики системной диагностики мо-тивационно-ценностной сферы личности (М-тест). Методологической основой для разработки теста явилась системная типология мотивации, позволяющая выделить восемь особых видов мотивации, включая четыре вида мотивации развития биологических и социальных систем (витальная мотивация, репродуктивная и познавательная мотивации, мотивация самореализации), и четыре вида мотивации сохранения порядка в этих системах (мотивация самосохранения, защиты «Я», альтруистическая и нравственная мотивации).

Для практической диагностики мотивационной сферы личности в 2010 году был предложен тест системного профиля мотивации (СПМ), основанный на поэтапном ранжировании обследуемым 32 ценностей, соотнесенных с основными системными видами мотивации и разделенных на четыре таблицы, по восемь ценностей в каждой. Для расширения возможностей теста предложена его модификация — М-тест, — позволяющий дополнить определение профиля мотивации определением профиля ценностных ориентаций и коэффициента ретестового доверия к результатам исследования. Так же как и базовый вариант методики, он может применяться в бланковой и компьютерной форме.

Отличительной особенностью новой модификации методики является наличие пятой таблицы, в которую после завершения базового этапа тестирования вносится по две ценности из каждой из четырех таблиц, получившие в них высшие ранги значимости. Таким образом, в пятую таблицу сводятся восемь наиболее значимых ценностей для обследуемого, который выполняет ранжирование содержащихся там ценностей, следуя той же логике, что и при выполнении базового этапа тестирования. По результатам этой части работы определяется структура ценностных ориентаций обследуемого. Процедура двукратного ранжирования наиболее значимых ценностей обследуемым в новом варианте методики позволяет также определить ретестовую достоверность получаемого результата.

Валидизация теста осуществлялась в 2015-2018 годах на основании сравнительной оценки результатов индивидуального тестирования студентов трех московских вузов (Московского городского университета, Российского государственного социального университета и Московского института психоанализа) и результатов экспертных оценок профиля мотивации каждого из участвовавших в обследовании студентов. Экспертами выступали кураторы групп, сопровождавшие обследуемых в период их обучения. Выборка обследуемых включала 610 человек. Коэффициент корреляции между данными тестирования и экспертной оценкой выраженности восьми видов мотивации был равен 0,81, что указывает на валидность предложенной методики.ЁЕрКлючевые слова: мотивация; мотивационно-ценностная сфера личности; системная психология; профиль мотивации; ценностные ориентации; ранжирование ценностей.

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Методика системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности: М-тест // Системная психология и социология. 2018. № 4 (28). С. 26-39.

Введение

Главная проблема, с которой сталкивается современный исследователь мотивационной сферы, — это чрезвычайное разнообразие взглядов и подходов к изучаемому предмету, включая и сами термины «мотив» и «мотивация»

© Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б., 2018

[2; 9; 10; 12; 14]. Терминологический и методический плюрализм в вопросах мотивации является следствием отсутствия в наше время признанной универсальной психологической концепции и, разумеется, создает множество практических неудобств, оставляя актуальным поиск более универсальных и практически

удобных способов исследования мотивации [8; 11; 13; 15].

Один из путей решения этой проблемы опирается на использование системной психологии, главной задачей которой является разработка для психологии универсальной системной метрики и логики описаний. Особое место в системной психологии принадлежит системному пониманию мотивационной сферы человека. Применение формальных системных описаний позволяет раскрыть структуру мотивационного ядра личности и разработать ряд практических средств для ее диагностики. В этой связи целью настоящей работы явилось описание построенной на принципах системной психологии новой методики системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности — М-теста.

Системные основания диагностики мотивационной сферы личности

Существование на Земле биологической и социальной форм жизни с необходимостью рождает две тенденции, проявляющие себя в двух дополняющих друг друга типах мотивации — биологическом и социальном. При этом с позиций системной психологии для каждого из них выделяются два особых подвида, связанных с уровнем их системной организации. Для биологической мотивации это будет уровень развития и сохранения вида (смыслообразующий макроуровень) и уровень развития и сохранения индивида (микроуровень, обеспечивающий процесс существования биологической системы). Аналогично, для социальной мотивации это будет уровень развития и сохранения социума (смыслообразующий макроуровень) и уровень развития и сохранения личности (микроуровень, обеспечивающий процесс существования социальной системы).

В то же время с позиций системной психологии любая деятельность человека представляет собой работу системообразо-вания, или системорегуляции, направленную на развитие значимой для человека системы (т. е. воспроизведение новых элементов этой системы) или увеличение ее упорядоченности

благодаря установлению новых внутренних и внешних связей этой системы. В результате для каждого из установленных подвидов мотивации будут характерны две тенденции: стремление к репродукции элементов системы и стремление к сохранению и увеличению порядка в данной системе [4].

Таким образом, в целом системная типология мотивации подразумевает существование восьми особых видов мотивации, представленных на пространственной схеме (рис. 1)1. В том числе выделяются четыре вида биологической мотивации, являющихся, по существу, социализированными инстинктами индивида, т. е. механизмами ориентации его биологического поведения в условиях социума, накладывающего на отношения индивида с внешней средой дополнительную к биологической систему социальных связей. На рисунке 1 они обозначены как:

- витальность — мотивация, обеспечивающая развитие и нормальную жизнедеятельность человеческого организма, связанную с извлечением из среды элементов, необходимых его для нормального существования (дыхание, питание и т. п.);

- самосохранение — мотивация, направленная на повышение индивидуальной устойчивости организма человека во взаимоотношениях со средой, противодействие любым угрозам жизни и здоровью человека;

- репродукция — мотивация, лежащая в основе всего многообразия принятых в тот или иной исторический период форм и норм сексуальной и репродуктивной активности человека;

- альтруизм — мотивация, охранительная по своей природе, направленная на сохранение и защиту других членов человеческого сообщества. Представляя собой стремление к сохранению вида, альтруистическая тенденция свойственна не только человеку. Она находит свое выражение в ряде инстинктов у животных, таких как родительские инстинкты, инстинкты группового взаимодействия, или инстинкты так называемых социальных насекомых.

1 Здесь и далее используется принятая в системной психологии цветовая маркировка системных видов мотивации.

Рис. 1. Пространственная схема видов мотивации

В этологии можно найти немало интересных примеров инстинктивного поведения животных, казалось бы, ненужных и даже вредных для отдельной особи, но вполне оправданных с позиции вида. Так, при схватке двух волков во время борьбы за самку, побежденное животное демонстративно подставляет победителю самое уязвимое место — сонную артерию. В этой ситуации, повинуясь описанному инстинкту, волк-победитель не может нанести смертельный удар своему врагу. На некоторое время животные замирают в неподвижности, и затем побежденный стремительно убегает. Вид оказывается в двойном выигрыше: самка принесет более сильное потомство, но и побежденному оставлен шанс продолжить репродуктивную деятельность в других условиях.

Подобный пример можно найти в работах П. В. Симонова [6], описавшего один из своих лабораторных экспериментов, в котором крыса отказывалась нажимать на рычаг, доставлявший ей корм, если нажатие рычага сопровождалось

электрическим ударом по находившейся рядом другой крысе. Симонов видит в этом проявление свойственных всем высшим животным альтруистических тенденций.

Как и все остальные виды мотивации, альтруизм присущ каждому человеку, хотя имеет весьма разную индивидуальную выраженность. Его формы также могут варьировать в очень широких пределах: от почти бессознательных (например, поддержать оступившегося человека) до вполне осознанных, например бескорыстное участие в работе благотворительных организаций.

Аналогичным образом системная типология мотивации включает четыре вида социальной мотивации (см. рис. 1).

1. Познание — мотивация к увеличению элементарных структур личности, к которым относится вся совокупность получаемой человеком информации, начиная от простейших ощущений и заканчивая новыми знаниями и умениями. Ограничение получения человеком новой информации способно оказывать

столь же сильное разрушающее действие на его психику, какое оказывают продолжительная жажда или голод на его организм. Существует много свидетельств, что в условиях сенсорной депривации (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatю — лишение) у человека наступает сенсорный и эмоциональный голод [1: с. 219-222; 3: с. 521], возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия), которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния. Одновременно нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы.

При увеличении времени или степени сенсорной депривации возникают галлюцинации. Так, в 1954 г. в американском Центре здоровья отставных офицеров Дж. Лилли провел эксперимент, в котором испытуемых, снаряженных дыхательным аппаратом с непрозрачной маской, полностью погружали в резервуар с теплой водой, где они находились в «невесомом» состоянии, В этих условиях после трех часов у испытуемых появлялись зрительные галлюцинации, частично сохранявшиеся и после прекращения эксперимента.

Известен целый ряд случаев развития психических заболеваний у лиц, находившихся в одиночном заключении. Запоминающийся пример такого расстройства описывает С. Цвейг в рассказе «Шахматная новелла» [7].

2. Защита «Я» — мотивация сохранения личности, повышения ее устойчивости при внешних взаимодействиях, представленную комплексом различных защитных механизмов личности. Ее смысл, в частности, проявляется в том, что, как бы сильно мы ни нуждались в постоянном притоке новой информации, если эта информация начинает нас раздражать или ставит под угрозу базовые ценности нашей личности, у нас немедленно возбуждается потенциал избегания этой информации или ее переосмысления таким

образом, чтобы эта информация не противоречила нашим базовым ценностям. Одним из проявлений этого вида мотивации является потребность в самоуважении.

3. Самореализация — мотивация развития социальной макросистемы — социума. В ее основе лежит тенденция увеличения числа элементов этой системы, проявляющаяся в стремлении личности к репродукции своего «Я» за счет прямого или косвенного воздействия на других членов социума, создание предметов, несущих отпечаток своего «Я» и т. д. В зависимости от степени зрелости личности эта мотивация может принимать виды от примитивного стремления к самоутверждению до высокой творческой мотивации. Иначе это — творческий потенциал личности.

Частным случаем проявления этого вида мотивации является феномен платонической любви, когда человека привлекает духовная связь с другим человеком, лишенная примеси сексуального влечения. При этом человеку всегда важно, чтобы его возлюбленный знал и уважал его чувство. Тогда образ влюбленного как бы поселяется в любимом, запечатлевается в нем.

Но и любое бытовое общение между людьми, сообщение друг другу тех или иных новостей всегда несет на себе отпечаток самореализации. Ведь это, пусть и предельно малая, но также возможность передать другому частицу своего «Я», воспроизвести часть себя в своем слушателе. Здесь легко улавливается генетическая связь мотивации самореализации и репродуктивной мотивации на биологическом уровне. Ограничение общения столь же болезненно переносится большинством людей, как и ограничение репродуктивной деятельности. И неслучайно две самые трудные и вызывающие наибольшее уважение аскезы, принятые в самых различных конфессиях, — это обет безбрачия и обет молчания.

Человек, общающийся с аудиторией, достигает большей самореализации, и тем большей, чем больше аудитория. Поэтому карьера артиста или телеведущего кажется многим столь привлекательной. Но вершины самореализации удается достичь людям, сумевшим расширить отпечаток своего «Я» до уровня

всей цивилизации — великим политическим деятелям, героям и завоевателям, ученым и писателям, музыкантам и художникам. Всем тем, чьи мысли и дела остались в памяти человечества. Все, что мы знаем о них и оставленном ими наследстве, теперь составляет часть нас самих. Мы их духовные потомки и наследники, независимо от нашего к ним отношения, от того, гордимся мы полученным наследством или возмущаемся им.

4. Нравственность — мотивация сохранения макросистемы, обеспечения ее устойчивости при взаимодействии с внешней средой. Нравственный потенциал личности, соответствует усвоенным нормам морали данного общества. В его основе лежит чувство справедливости, т. е. субъективное понимание внутреннего равновесия макросоциаль-ной системы в целом и ее отдельных частей. Результатом такого равновесия должно стать достижение оптимального для макросистемы баланса ее взаимодействий с внешней средой и снятие напряженности внутри самой системы. Этот вид мотивации проявляет себя в целой гамме устремлений, направленных на приведение в порядок окружающего мира. Они простираются от элементарной чистоплотности до борьбы с общественными пороками, патриотизма и др. При этом опять следует подчеркнуть, что нравственный потенциал присутствует у каждого человека, однако его выраженность и, главное, направленность могут быть весьма различны.

Нравственность относительна и исторична, она уместна по отношению к той социальной группе, с которой человек отождествляет себя. В римскую эпоху считалось нравственным распять мятежного раба и безнравственным — скрыть его, сохранив, таким образом, затраченные на него деньги. В современном мире жестокое убийство человека, требующего личной свободы, противоречит общественной морали, оно безнравственно. Катон Старший, жестоко наказывавший своих рабов, и Авраам Линкольн, требовавший отмены рабства, были образцами нравственности — каждый для своего времени.

На войне солдаты противоборствующих сторон могут быть нравственны одинаково. И те и другие защищают свою страну, свой

народ, готовы пожертвовать за них жизнь. Но объекты их нравственных побуждений разные, поэтому они сражаются друг с другом.

Термин «безнравственный» чаще используется не по отношению к человеку с объективно сниженным нравственным потенциалом, у которого нравственная мотивация выражена менее всех других видов мотивации, а к человеку, имеющему иной объект нравственности. Это не только создает путаницу, но может вести к серьезным просчетам. Выраженное снижение нравственного потенциала личности — признак ее ущербности, свидетельство несомненной слабости характера. Но абсолютное и относительное снижение нравственности — вещи сугубо разные.

Например, высоконравственным по отношению к своему сообществу может быть криминальный авторитет, живущий строго по воровским понятиям. При этом он может быть совершенно безнравственным по отношению ко всему остальному миру. Но считать его на этом основании слабохарактерным — большая ошибка.

Практическая диагностика мотивационно-ценностной сферы личности

Для практической диагностики мотива-ционной сферы личности в 2010 г. был предложен тест системного профиля мотивации (СПМ). Базовый вариант теста (подробное описание методики СПМ см. в [5]) выполняется путем поэтапного ранжирования обследуемым 32 ценностей, соотнесенных с основными системными видами мотивации. При проведении исследования используется бланк теста (рис. 2), включающий четыре таблицы, в которых даны списки из восьми ценностей. Каждая из этих ценностей соотнесена с одним из восьми выделенных системных видов мотивации. Задание состоит в том, чтобы проставить в специальной графе против каждой ценности ее ранг исходя из значимости этой ценности лично для обследуемого. На основании проставленных рангов, в соответствии с ключом методики (рис. 3), рассчитывается усредненный индекс каждого из восьми системных видов мотивации и строится индивидуальный профиль мотивации (рис. 4).

Тест ПРОФИЛЯ И01НЩИИ (ПМ1

3 ФИО Дата Пол Возраст

] Профессия Обвазованне

Таблица 1 Таблица 2

Название ценности Ранг Название ценности Ранг

Комфортные умобия жизни Общение с друзысш н интересными людьми

Свобода передвижения и поступков Здоровье

Интересная работа Творчество

Дети Занятия спортом

Забота о семье и близких Самоуважение

Баше влияние и авторитет Любовь

Порядок и благополучие б обществе Красота и гармония окружающего мира

Верность своим моральны'] принципам Готовность поддержать другого человека

Таблица 3 Таблица 4

Название ценности Ранг Название ценности Ранг

Безопасность родственников Счастливая семейная жизнь

Баша страна нее роль в пире Получение новой информации о мире. науке и искусстве

Отдых и развлечения Возможность реализации своих способностей

Образование и культура Уверенность в завтрашнем дне

Справедливость в отношениях мезеду людьми Помошь другу

Вкусное и здоровое питание Традиции и культура Вашего народа

Внешняя привлекательность Хорошая одежда

Привязанность и уважение к Вам других людей Личная безопасность

Рис. 2. Бланк теста СПМ

Системный тип мотивации Порядковый номер ценности в мат] рице

Матрица 1 Матрица 2 Матрица 3 Матрица 4

Витальность 2 4 6 7

Познание 3 1 4 2

Репродукция 4 6 7 1

Самореализация 6 3 2 3

Нравственность 7 7 5 6

Альтруизм 5 8 1 5

Сохранение «Я» 8 5 8 4

Самосохранение 1 2 3 8

Рис. 3. Ключ к тесту СПМ

Рис. 4. Образец построения системного профиля мотивации:

_— оси — шкалы (виды) мотивации;

___— пунктирный круг — среднее значение рангов каждой шкалы;

_— замкнутая ломаная линия — индивидуальный профиль мотивации

Системный профиль мотивации

Самореализация

Самосохранение

Виды мотивации, получившие ранги выше среднего (на рисунке 4 среднее значение рангов каждой шкалы обозначено пунктирной линией), получают интерпретацию доминирующей мотивации, получившие ранги ниже среднего — рецессивной.

Для расширения возможностей теста предложена его модификация, позволяющая дополнить определение профиля мотивации определением профиля ценностных ориен-таций и коэффициента ретестового доверия к результатам исследования. Этот вариант методики получил название теста системного профиля мотивационно-ценностной сферы личности (М-тест). Так же как и базовый вариант методики, он может применяться в бланковой и компьютерной форме.

Отличительной особенностью бланкового варианта новой модификации методики является наличие в бланке пятой таблицы (рис. 5),

в которую после завершения базового этапа тестирования, обследуемый вносит по две ценности из каждой из четырех таблиц, получившие в них высшие ранги значимости, т. е. занявшие 1-2-е места в этих таблицах. Текст инструкции к М-тесту приведен на рисунке 6.

Таким образом, в пятую таблицу сводятся восемь наиболее значимых ценностей для обследуемого. После заполнения пятой таблицы обследуемый выполняет ранжирование содержащихся там ценностей, следуя той же логике, что и при выполнении базового этапа тестирования. По результатам этой части работы определяется структура ценностных ориентаций обследуемого.

Процедура двукратного ранжирования наиболее значимых ценностей обследуемым в новом варианте методики позволяет определить ретестовую достоверность получаемого результата, что весьма важно для любого

Тест ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ (ПМ1

ФИО Дата Пол. Возраст

П рофе сс и я Образование

Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3 Таблица 4 Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название ценности И* Название ценности № Название ценности И* Название ценности И« Название И* ценности

Комфортные условия жизни Общение с друзьями и интересными людьми Безопасность родственников Счастливая семейная жизнь

Свобода передвижения и поступков Здоровье Ваша страна и ее роль в мире Получение новой информации

Интересная работа Творчество Отдых и развлечения Возможность реализации своих способностей

Дети Занятия спортом Образование и культура Уверенность в завтрашнем дне

Забота о семье и близких Самоуваже н и е Справедливость в отношениях между людьми Помощь другу

Ваше влияние и авторитет Любовь Вкусное и здоровое питание Традиции и культура Вашего народа

Порядок и благополучие в обществ« Красота и гармония окружающего мира Внешняя п ривлекате л ьность Хорошая одежда

Верность своим моральным принципам Готовность поддержать другого человека Привязанность и уважение к Вам других людей Личная безопасность

Рис. 5. Бланк М-теста

Тест ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ 1ПМ12018

ИНСТРУКЦИЯ

по выполнению теста

На обороте представлен бланк ответов теста. Он содержит 4 заполненные таблицы, в каждой из которых дан список из 8 потребностей и ценностей, имеющих различную значимость для каждого человека. Против каждой из потребностей имеется ячейка, в которую следует проставить ранг значимости этой потребности от «1», что соответствует наибольшей значимости, до «8», что соответствует ее наименьшей значимости.

Прочтите первую таблицу и проранжируйте содержащиеся в ней потребности и ценности по их значимости лично для Вас. Поставьте соответствующие ранги в таблице, начиная с наиболее значимой для Вас потребности или ценности. Затем сделайте то же в последующих таблицах.

Закончив ранжирование, запишите в первые две строки пятой (пустой) таблицы ценности, получившие ранги «1» и «2» первой таблицы. Затем, аналогичным образом, запишите ценности, получившие ранги «1» и «2» в остальных таблицах в последующие строки пятой таблицы. Прочтите заполненную Вами пятую таблицу и проранжируйте содержащиеся в ней ценности.

Рис. 6. Инструкция к М-тесту

тестового исследования. Достоверным признается результат, при котором ценность, получившая первый ранг в таблице при первичном ранжировании, при повторном ранжировании также получит более высокий ранг по сравнению с соответствующей ей ценностью, получившей в той же таблице второй ранг при первичном ранжировании. При выполнении этого условия для всех четырех пар итоговый результат исследования признается достоверным (коэффициент достоверности составляет 1,0).

При выполнении этого условия для трех пар коэффициент достоверности будет составлять 0,75. При дальнейшем уменьшении числа совпадений результатов при первичном и вторичном ранжировании коэффициент достоверности будет снижаться до 0,5 и 0,25. При полном несовпадении результатов первичного и вторичного ранжирования итоговые результаты исследования признаются недостоверными.

Построение системного профиля мотивации в этом варианте методики осуществляется аналогично тесту СПМ.

Компьтерный вариант М-теста

Компьютерный вариант М-теста представлен файлом расширения .xlsm - Excel и включает три листа. Первый лист имеет название «Данные». Он включает:

- четыре таблицы, предназначенные для базового ранжирования ценностей, идентичных бланку теста СПМ (см. рис. 2);

- таблицу, предназначенную для повторного ранжирования наиболее значимых ценностей (рис. 7 а);

- командное поле (рис. 7 b);

- таблицу итоговых рангов видов мотивации, выраженных в % (рис. 7 с);

- таблицу итоговых рангов наиболее значимых для обследуемого ценностей (рис. 7 d).

Кроме того, первый лист файла М-теста «Данные» включает презентацию результатов исследования, включая:

- график системного профиля мотивации (рис. 8 e);

- график системного профиля наиболее значимых ценностей (рис. 8 f);

- индекс ретестовой достоверности результатов (рис. 8 g).

Процедура тестирования включает следующую последовательность операций:

- ввод личной информации (фамилия, дата и др.);

- базовое ранжирование ценностей, представленных в четырех стартовых таблицах (см. рис. 2), после чего автоматически заполняются график системного профиля мотивации (рис. 8 e) и таблица итоговых рангов видов мотивации (рис. 7 с);

- команда «Далее» (рис. 7 b), после чего происходит автоматическое заполнение пятой таблицы (рис. 7 а);

- ранжирование представленных в этой таблице ценностей;

- команда «Результат», после чего автоматически заполняется график системного профиля наиболее значимых ценностей (рис. 8 f), а также выводится индекс ретестовой достоверности результатов (рис. 8 g);

- команда «Сохранить результаты» позволяет сохранить полученные данные на втором листе файла «Архив» в табличном формате .xlsm - Excel;

- команда «Очистить» позволяет удалить все данные тестирования на первом листе для прохождения нового тестирования.

Третий лист файла «Сравнение» позволяет представить два профиля мотивации на одном графике, введя соответствующие индексы видов мотивации в прилагающуюся таблицу (рис. 9). Такое представление результатов тестирования может быть востребовано при необходимости сравнительной оценки мо-тивационной сферы двух обследуемых, например, при семейном консультировании.

Валидизация теста осуществлялась в 2015-2018 гг. на основании сравнительной оценки результатов индивидуального тестирования студентов трех московских вузов (Московского городского педагогического университета, Российского государственного социального университета и Московского института психоанализа) и результатов экспертных оценок профиля мотивации каждого из участвовавших в обследовании студентов. Экспертами выступали кураторы групп, сопровождавшие обследуемых в период

а ь

Таблица 5 Далее

Название ценности Ранг

Интересная работа 3

Свобода передвижения 7

и поступков Результат

Творчество 2

Общение с друзьями 8

и интересными людьми

Справедливость в отношениях 6 Сохранить результаты

между людьми

Безопасность родственников 5

Возможность реализации своих способностей 1 Очистить

Уверенность в завтрашнем

4

дне

С й

Тпп мотивации % Ценность Ранг

Самореализация 64% Возможность реализации своих способностей 1

Нравственность 43% Творчество 2

Альтруизм 36% Интересная работа 3

Сохранение « Я » 43% Уверенность в завтрашнем дне 4

Самос охранение 46% Безопасность родственников 5

Витальность 32% Справедливость в отношениях между людьми 6

Познание 71% Свобода передвижения и поступков 7

Репродукция 64% Общение с друзьями и интересными людьми 8

Рис. 7. Образец заполнения листа «Данные» М-теста:

а — таблица ранжирования; Ь — командное поле;

с — таблица итоговых рангов видов мотивации;

d — таблица итоговых рангов наиболее значимых для обследуемого ценностей

о\

е

Системный профиль мотивации

Самореализация

Нравственность

РепродукЧия

Познание

Альтруизм

Сохранение

«Я»

Витальность

Самосохранение

f

Системные ранги ценностей

Самореализация

Ч -Вшмпжнпгть

Нравственность

Репродукция

Познание

2 - Интерь^н^ работа

Витальность

Сохранение

«Я»

Самосохранение

1 - Здоровье

О В О н

я

£

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

§

о -1

Я О О

а

я §

о -1

к» о

00

к»

ОС

Ретестовая достоверность:

75 %

9

Рис. 8. Образец вывода результатов тестирования в листе «Данные» М-теста

Рис. 9. Образец сравнения профилей мотивации для двух обследуемых: _ — оси — шкалы (виды) мотивации;

___ — пунктирный круг — среднее значение рангов каждой шкалы;

_,_ — замкнутые линии — индивидуальные профили мотивации первого и второго

обследуемых

Системный профиль мотивации

Индекс мотивации

Самореализация,-

Репродукция,

Познание

Витал ьностьх

Нравственность

Альтруизм

охранение «Я »

Самосохранение

их обучения. Выборка обследуемых включала 610 человек. Коэффициент корреляции между данными тестирования и экспертной оценкой выраженности восьми видов мотивации был равен 0,81, что указывает на валидность предложенной методики.

Заключение

Таким образом, в настоящей работе предложена построенная на принципах системной психологии новая методика системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности (М-тест). Проведенные в 20152018 гг. исследования с участием 610 студентов трех московских вузов выявили высокую валидность предложенного теста, особенность которого состоит в возможности получить

в ходе одного непродолжительного исследования комплекс дополняющих друг друга данных, включающих мотивационный профиль обследуемого, структуру его ценностных ориентаций, а также индекс ретестовой достоверности получаемого результата.

Простота и удобность М-теста как для обследуемого, так и для интерпретатора позволяют рекомендовать его для широкого круга психодиагностических исследований, включая семейное консультирование, попу-ляционные и маркетинговые исследования, а также использовать тест в работе психологических служб в сфере образования и социальной защиты.

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 496 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

3. Кондаков И. М. Психология: иллюстрированный словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 783 с.

4. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. C. 5-45.

5. Рыгжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 365 с.

6. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 215 с.

7. Цвейг С. Шахматная новелла // Цвейг С. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Правда, 1963. 655 с.

8. Miele David B., Scholer Abigail A. The Role of Metamotivational Monitoring in Motivation Regulation // Journal Educational Psychologist. 12 October 2017. P. 1-21.

9. Motivation: Theory and Research / edited by Harold F. O'Neil, Michael Drillings. New York and London: Routledge, 2016. 342 p.

10. Salzborn Samuel, Davidov Eldad, Reinecke Jost. Methods, Theories, and Empirical Applications in the Social Sciences: Festschrift for Peter Schmidt, Springer Science & Business Media. 2012. 351 p.

11. Schunk Dale H., Meece Judith L., Pintrich Paul R. Motivation in Education: Theory, Research, and Applications. Pearson, 2014. 436 p.

12. Schwartz Shalom H. Basic Human Values: Theory, Measurement, and Applications. The Hebrew University of Jerusalem // Revue française de sociologie. 2006. № 42. P. 249-288.

13. Shah James Y., Gardner Wendi L. Handbook of Motivation Science. Guilford Press, 2013. 638 p.

14. Stoyanov Stoyan. A Theory of Human Motivation. CRC Press, 2017. 98 p.

15. Wentzel Kathryn R., Miele David B. Handbook of Motivation at School // Educational Psychology Handbook. Routledge. 19 February 2016. 532 p.

THE TECHNIQUE FOR SYSTEM DIAGNOSTICS OF A PERSON'S MOTIVATION AND VALUES: M-TEST

A. N. Ryzhov, L. B. Smolovskaya, MCU, Moscow

The article is devoted to the description of a new psychodiagnostic technique for system diagnostics of a person's motivation and values (M-test). The methodological background for the test is based on a system typology of motivation that allows to identify 8 special types of motivation, including 4 types of motivation for the development of biological and social systems (vital motivation, reproductive and cognitive motivation, motivation of self-realization), and 4 types of motivation to maintain the order in these systems (motivation of self-preservation, protection of «Self», altruistic and moral motivation).

In 2010 year a system motivation profile Test (SMT) was offered, composed of step-by-step ranking of 32 values, correlated with the main system types of motivation, divided into 4 tables with 8 values in each. To expand the capabilities of the test, its modification — M-test — is proposed that allows to add the profile of a person's values to his motivation profile and the coefficient of the retest reliability to the results of the study. Both types of the technique can be used in paper and electronic versions.

The striking feature of the new test modification is the presence of the fifth table, that contains two values from each of the 4 tables, where the values received the highest ranks after the finishing of the basic testing stage. Thus, the fifth table summarizes the 8 most significant values for the person. The person ranks the values following the same logic as in previous testing version. Based on the results of this part of the work the structure of the person's values is determined. The double ranking procedure of the most significant human values in the new version of the technique also allows to determine the retest reliability of the results.

The validation test was carried out in 2015-2018 years on the basis of a comparative assessment of the students' results at three Moscow universities (Moscow city university, Russian state social university and Moscow institute for psychoanalysis) and the results of expert assessments of the students' motivation

profile participated in the study. The curators of the groups, that accompanied students during their training, served as the experts. In total 610 people participated in the study. The correlation between the test data and the expert assessments was equal to 0.81, that indicates the validity of the proposed technique.

Keywords: motivation; motivation and values of a person; system psychology; motivation profile; values; the ranking of values.

For citation: Ryzhov B. N., Smolovskaya L. B. The technique for system diagnostics of a person's motivation and values: M-test // Systems psychology and sociology. 2018. № 4 (28). P. 26-39.

References

1. Godfrey J. What is psychology: in 2 v. V. 1. M.: Mir, 1992. 496 p.

2. Ilyin E. P. Motivation and motives. SPb.: Piter, 2011. 512 p.

3. Kondakov I. M. Psychology. The illustrated dictionary. SPb.: Prime-EUROSIGN, 2007. 783 p.

4. Ryzhov B. N. System bases of psychology // Systems psychology and sociology. 2010. №. 1. P. 5-45.

5. Ryzhov B. N. System psychology. M.: T8, 2017. 356 p.

6. Simonov P. V. Emotional brain. M.: Science, 1981. 215 p.

7. Zweig S. Chess Novella // Zweig S. Collected works: in 7 v. V. 1. M.: Pravda, 1963. 655 p.

8. Miele David B., Scholer Abigail A. The Role of Metamotivational Monitoring in Motivation Regulation // Journal Educational Psychologist. 12 October 2017. P. 1-21.

9. Motivation: Theory and Research / edited by Harold F. O'Neil, Michael Drillings. New York and London: Routledge, 2016. 342 p.

10. Salzborn Samuel, Davidov Eldad, Reinecke Jost. Methods, Theories, and Empirical Applications in the Social Sciences: Festschrift for Peter Schmidt, Springer Science & Business Media. 2012. 351 p.

11. Schunk Dale H., Meece Judith L., Pintrich Paul R. Motivation in Education: Theory, Research, and Applications. Pearson, 2014. 436 p.

12. Schwartz Shalom H. Basic Human Values: Theory, Measurement, and Applications. The Hebrew University of Jerusalem // Revue française de sociologie. 2006. № 42. P. 249-288.

13. Shah James Y., Gardner Wendi L. Handbook of Motivation Science. Guilford Press, 2013. 638 p.

14. Stoyanov Stoyan. A Theory of Human Motivation. CRC Press, 2017. 98 p.

15. Wentzel Kathryn R., Miele David B. Handbook of Motivation at School // Educational Psychology Handbook. Routledge. 19 February 2016. 532 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.