Научная статья на тему 'Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ'

Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ / Я-РЕАЛЬНОЕ / Я-ИДЕАЛЬНОЕ / Я-СКРЫТОЕ / ЭГО / СУПЕРЭГО / ИД / ПРОФИЛЬ МОТИВАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РАНЖИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEMS PSYCHOLOGY / MOTIVATION / MOTIVATIONAL CORE OF PERSONALITY / REAL-SELF / IDEAL-SELF / HIDDEN-SELF / EGO / SUPEREGO / IT (LAT. "ID" / GERMAN "ES") / PROFILE OF MOTIVATION / VALUE RANKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Б.Н.

Статья посвящена описанию новой схемы системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности. Методологической базой для разработки предложенной схемы явилась системная типология мотивации, позволяющая выделить восемь ее основных видов, включая четыре вида мотивации, направленных на развитие и сохранение вида и общества, и четыре вида мотивации, способствующих развитию и сохранению индивида и личности. В работе предложено описание методики самооценки мотивационного профиля личности, позволяющей в сочетании с тестом системного профиля мотивации - СПМ - получить ряд взаимодополняющих содержательных характеристик мотивационного ядра личности. В их числе: Я-реальное, или определяемый на основе данных теста СПМ системный профиль мотивации; Я-идеальное, или установленный на основе описанной в настоящем исследовании методики системный профиль самооценки мотивационных тенденций, в котором отражено давление на мотивационное ядро личности принятых в обществе социальных норм; и Я-скрытое, или построенный на основе суперпозиции Я-реального и Я-идеального профиль мотивационных диспозиций, отражающий компенсирующее давление на мотивационное ядро личности индивидуалистических побуждений, направленных на развитие и сохранение индивида и личности. Для верификации предложенной психодиагностической схемы было проведено популяционное исследование сравнительных характеристик Я- реального и Я-идеального. Исследование проводилось в период 2019-2020 гг. с участием 187 обследуемых обоего пола в возрасте 18-48 лет. Полученные результаты показали наличие устойчивого эффекта социального давления на самооценку мотивационных тенденций, обусловливающего целесообразность интерпретации данных самооценки как Я-идеального. В работе также отмечена возможность использования выделенных структур мотивационного ядра личности для системной интерпретации принятых в психоаналитической традиции инстанций личности. Предложенная схема диагностики позволяет получить количественную оценку влияния различных системных факторов на структуру мотивационных диспозиций личности и может быть рекомендована для использования в практике консультационной и психотерапевтической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REAL-SELF, IDEAL-SELF AND HIDDEN-SELF

The article is devoted to the description of the new scheme of systems diagnostics of motivational and values personality sphere. The methodological basis for the elaboration of the proposed scheme was the systems typology of motivation which allows to outline eight key types of motivation including four types of motivation of the development and preservation of the species and society, and four types of motivation of the development and preservation of the individual and personality. This work contains the description of the methodology of self-evaluation of the motivational personality profile providing - in combination with the test of the systems profile of motivation (SPM) - a number of mutually reinforcing, substantive characteristics of the motivational core of personality. These features include “real self”, or the systems profile of motivation (SPM) defined on the basis of the SPM test data; “ideal self”, or the systems profile of self-evaluation of motivation al tendencies based on the described methodology and reflecting the pressure of the accepted social norms and regulations on the motivational core of personality; and “hidden self”, or the profile of motivational dispositions built on the basis of the superposition of “real self” and “ideal self” reflecting the compensating pressure on the motivational core of personality of individualistic impulses aimed at the development and preservation of the individual and personality. To verify the suggested psycho-diagnostic scheme, population research of the relative characteristics of “real self” and “ideal self” was conducted. The research took place in 2019-2020, with 187 participants, both male and female, aged 18-48. The results obtained demonstrated the presence of a sustainable, longterm impact of social pressure on self-evaluation of motivational tendencies postulating the appropriateness of self-evaluation data interpretation as “ideal self”. The work also notes the possibility of using the identified structures of the motivational core of personality for systems interpretation of personality instances accepted in the psychoanalytical tradition. The suggested diagnostic scheme allows to obtain the quantitative evaluation of the influence of various system factors on the structure of motivational dispositions of personality; the scheme can be recommended for use in consultative and psychotherapeutic practice.

Текст научной работы на тему «Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ»

Теория и метод системной психологии

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.01

Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

Статья посвящена описанию новой схемы системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности. Методологической базой для разработки предложенной схемы явилась системная типология мотивации, позволяющая выделить восемь ее основных видов, включая четыре вида мотивации, направленных на развитие и сохранение вида и общества, и четыре вида мотивации, способствующих развитию и сохранению индивида и личности.

В работе предложено описание методики самооценки мотивационного профиля личности, позволяющей в сочетании с тестом системного профиля мотивации — СПМ — получить ряд взаимодополняющих содержательных характеристик мотивационного ядра личности. В их числе: Я-реальное, или определяемый на основе данных теста СПМ системный профиль мотивации; Я-идеальное, или установленный на основе описанной в настоящем исследовании методики системный профиль самооценки мотивационных тенденций, в котором отражено давление на мотивационное ядро личности принятых в обществе социальных норм; и Я-скрытое, или построенный на основе суперпозиции Я-реального и Я-идеального профиль мотивационных диспозиций, отражающий компенсирующее давление на мотивационное ядро личности индивидуалистических побуждений, направленных на развитие и сохранение индивида и личности.

Для верификации предложенной психодиагностической схемы было проведено популяционное исследование сравнительных характеристик Я- реального и Я-идеального. Исследование проводилось в период 2019-2020 гг. с участием 187 обследуемых обоего пола в возрасте 18-48 лет. Полученные результаты показали наличие устойчивого эффекта социального давления на самооценку мотивационных тенденций, обусловливающего целесообразность интерпретации данных самооценки как Я-идеального.

В работе также отмечена возможность использования выделенных структур мотивационного ядра личности для системной интерпретации принятых в психоаналитической традиции инстанций личности. Предложенная схема диагностики позволяет получить количественную оценку влияния различных системных факторов на структуру мотивационных диспозиций личности и может быть рекомендована для использования в практике консультационной и психотерапевтической работы.

Ключевые слова: системная психология; мотивация; мотивационное ядро личности; Я-реальное; Я-идеальное; Я-скрытое; эго; суперэго; ид; профиль мотивации; ценностные ориентации; ранжирование ценностей.

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5-20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8848-3622

© Рыжов Б. Н., 2020

Введение

В любой научной дисциплине существует немало примеров рационального истолкования ранее введенных понятий с позиций возникшей в более позднее время теории. Большой ряд таких рационализаций прежних понятий можно найти и в психологии. Одним из наиболее известных примеров может служить естественно-научная интерпретация И. П. Павловым четырехкомпонентной типологии темпераментов, предложенной, как принято считать, Гиппократом в V в. до н. э. [13; 14]. Разумеется, в ХХ столетии объяснение существования темпераментов преобладанием того или иного «жизненного сока» никого не устраивала, но предложенная античными врачами типология, как и сами названия темпераментов, используются до сих пор [9; 15].

Нечто схожее происходит и со знаменитой триадой инстанций личности З. Фрейда. Предложенная Фрейдом концепция еще при жизни автора столкнулась с попытками рационализации и расширенного истолкования в русле самого психоанализа. С позиций других методологических направлений, таких как, например, гештальтпсихология или когнитивная психология, ортодоксальная психоаналитическая трактовка инстанций личности вообще не представлялась научной [1]. Несмотря на это, многие введенные Фрейдом термины и понятия и, главное, его представление о глубинной структуре личности, в которой сосуществуют бессознательные биологические импульсы, усвоенные человеком нормы общественной морали и его рациональное Я, в той или иной мере используются представителями самых разных направлений психологии [3; 6; 7]. Но сегодня причину побудительных сил поведения человека чаще усматривают не в описанной Фрейдом загадочной энергии либидо, а в особенностях строения и динамике развития мотивацион-но-ценностной сферы человека — глубинного ядра личности [4; 8]. Однако, несмотря на большое число исследований, посвященных этой проблеме, современная психология не имеет общепризнанной теории мотивации [2; 10-12].

В этой связи целью настоящей работы стало уточнение системной структуры моти-вационного ядра личности и попытка рациональной интерпретации психоаналитической триады инстанций личности с позиций современной системной психологии.

Самооценка системного профиля мотивации

В современной системной психологии описано несколько версий методики системной диагностики мотивации, называемой также тестом системного профиля мотивации (СПМ) [5]. Методически тест построен на ранжировании обследуемым специальной подборки психологических ценностей, соотнесенных с выделяемыми в системной психологии видами мотивации. Результаты тестирования позволяют констатировать сложившуюся иерархию мотивационных тенденций. Однако они не могут раскрыть всех ее особенностей. Дополнительные возможности дает самооценка обследуемым своего профиля мотивации.

Самооценку мотивационного профиля целесообразно проводить после прохождения стандартного обследования по методике СПМ. При этом обследуемому предлагается определить, насколько выражен у него каждый из восьми системных видов мотивации. Для этого предлагается бланк теста (рис. 1), содержащий восемь шкал, соответствующих выделяемым в системной психологии восьми основным видам мотивации. Значения каждой шкалы изменяются от 0 до 100 %. Под каждой шкалой находилась краткая информация о соответствующем виде мотивации:

- мотивация самореализации — это стремление к передаче собственных чувств, знаний и представлений о мире другим людям; включает в себя стремление к творчеству и реализации своих способностей, желание иметь влияние и авторитет в своем окружении, а также осознавать могущество и престиж своей страны на международной арене;

- нравственная мотивация — это стремление к защите общества, его ценностей

МЕТОДИКА СПМ (САМООЦЕНКА)

Перед Вами 8 шкал мотивации. Каждая шкала имеет свое название и пояснение. Значение шкал изменятся от 0 %, что соответствует минимальной выраженности данного вида мотивации, до 100 %, что мотивации точку, которая соответствует выраженности этого вида мотивации у Вас лично.

Мотивация самореализации

, 0 | 10 | 20 | .10 | 40 | 50 | 60 | 70 , 80 ¡90 ,, 100

I I I I I I I I М I 1 Т I М I I Т 1 I I I I Г 1 II Г 1 1 Г I I I ( Т 1 I Г ) I I I I I 1 I I I '

Мотивация самореализации — это стремление к передаче наших чувств, знаний и представлений о мире другим людям; включает стремление к творчеству и реализации своих способностей, желание чтобы мы имели влияние и авторитет в нашем окружении, а наша страна — в мире;

Нравственная мотивация

, 0 , 10 | 20 | .10 | 40 | 50 | 60 | 70 , Я0 ,90 ,, 100

I I I I I 1 ! I !! 1 1Т I М ! I Т 1 I I I ! Г 1 I I Г 1 I Г I ! М 1 1 I Г 1 Г I I ! 1 1 I I I 1

Нравственная мотивация — это стремление к защите общества, его ценностей и интересов; включает требование справедливости в отношениях между людьми, порядка и благополучия в обществе, сохранения культурных традиций, а также стремление к красоте и гармонии окружающего мира;

Альтруистическая мотивация

, 0 . 10 | 20 |-1 | 40 | 50 | 60 | 70 , КО , 90 ., 100 I I I I Г I I I М I 17 I Г М I 7 I I I I I 7 1 Т II М I Г I I Г 1 I I I I I I I I I I I I I11

Альтруистическая мотивация — это стремление к защите и сохранению здоровья других людей; включает заботу о семье и близких, безопасности родственников, а также желание оказать помощь другу и готовность поддержать другого человека;

Рис. 1. Фрагмент бланка методики СПМ (самооценка)

и интересов; включает в себя требование справедливости в отношениях между людьми, порядка и благополучия в обществе, сохранения культурных традиций, а также стремление к красоте и гармонии окружающего мира;

- альтруистическая мотивация — это стремление к защите и сохранению здоровья других людей; включает в себя заботу о семье и близких, безопасности родственников, а также желание оказать помощь другу и готовность поддержать другого человека;

- мотивация сохранения Я — это стремление к сохранению и защите своей личности; включает в себя стремление к самоуважению и верности своим моральным принципам, а также желание иметь уверенность в завтрашнем дне и сохранять привязанность и уважение к себе других людей;

- мотивация самосохранения — это стремление к противодействию любым угрозам жизни и здоровью человека; включает в себя стремление к сохранению здоровья и личной безопасности, желание иметь комфортные условия жизни, возможность отдыха и развлечений;

- витальная мотивация — это стремление к обеспечению развития и нормальной жизнедеятельности человеческого организма; включает в себя желание иметь хорошую одежду, вкусное и здоровое питание; заниматься спортом и обладать свободой передвижения и действий;

- познавательная мотивация — это стремление к получению новой информации, от простейших ощущений до новых знаний и умений и навыков; включает в себя стремление к образованию и культуре, общению с друзьями и интересными людьми, желание иметь интересную работу и получать новую информацию о мире, науке и искусстве;

- репродуктивная мотивация — это стремление ко всему, что связанно с сексуальной активностью и продолжением рода; включает в себя стремление к внешней привлекательности, желание иметь любовь и счастливую семейную жизнь, желание иметь потомство.

Перед началом тестирования обследуемый должен ознакомиться с инструкцией (см. рис. 1).

Обработка результатов

Принципиальной особенностью методики СПМ, основанной на ранжировании испытуемым ценностей, соотнесенных с различными видами мотивации, является единая неизменяемая сумма всех получаемых в результате тестирования частных показателей или индексов мотивации (I ). Учитывая, что в методике СПМ восемь шкал, значения каждой из которых может изменяться от 0 до 100 %, при среднем 50 %, эта сумма (Еспм) всегда равна 400 %.

Однако в случае самооценки индексов мотивации (I. спм (сам)), их сумма, вероятнее всего, будет иметь иное значение: либо больше 400 % (если обследуемый склонен завышать показатели самооценки), либо меньше этой суммы (если он склонен занижать эти показатели). В этой связи для получения количественно сопоставимых данных, полученных в ходе самооценки с соответствующими им данными методики СПМ, предусмотрена процедура нормирования результатов самооценки. При этом определяется сумма индексов самооценки (Е . .) по всем

4 спм (сам)7

восьми шкалам профиля и определяется при-

веденное значение каждого индекса I по формуле:

i спм (прив)'

I ( ) = (I ( ) 400) / Е ( ).

г спм (прив) 4 г спм (сам) ' сам (сам)

С учетом этих преобразований строится график профиля самооценки мотивации, который может быть совмещен с базовым профилем, полученным по методике СПМ.

Интерпретация результатов

На рисунке 2 представлен характерный пример соотношения двух профилей, один из которых построен по результатам методики СПМ (красная линия), выполненной обследуемым — мужчиной 27 лет, а второй — по результатам самооценки мотивации тем же обследуемым (голубая линия).

Сопоставление профилей показывает, что индексы таких видов мотивации, как «самореализация», «нравственность», а также «познание», при самооценке превышают

соответствующие индексы, полученные по базовой методике СПМ. В то же время индексы мотивации «витальность», «самосохранение» и «сохранение Я», а также индекс репродуктивной мотивации при самооценке оказываются ниже данных СПМ.

Интерпретация этих различий основана на том, что профиль СПМ, отражая иерархию видов мотивации человека, полученную на основе методики ранжирования ценностей, по сути, отражает реальную структуру моти-вационного ядра личности обследуемого — его Я-реальное. В отличие от этого профиль самооценки мотивационной структуры личности фактически представляет собой идеализированную мотивационную диспозицию.

Идеализация профиля происходит вследствие того, что в нем наряду с рефлексией собственных мотивационных дискурсов с большой вероятностью будет ощущаться давление социума, который всегда противопоставляет высшие и низшие виды мотивации. К высшим относятся коллективистские виды мотивации. Наиболее престижными из них для общества являются мотивация самореализации и нравственная мотивация, поскольку они непосредственно направлены на развитие и сохранение общества. За ними с некоторым отрывом следуют репродуктивная и альтруистическая виды мотивации, обеспечивающие развитие и сохранение человеческой популяции — биологической основы общества. Нормы морали здорового, успешно развивающегося общества всегда фиксируют высокую значимость этих видов мотивации, при том, однако, условии, что в случае их конфликта с мотивацией развития и сохранения общества приоритет остается за последней.

Низшие виды мотивации — индивидуалистические по своей сущности. Они направлены на развитие и сохранение личности (познавательная мотивация и мотивация сохранения Я) и индивида (витальная мотивация и мотивация самосохранения). Но между ними общественная мораль также предусматривает определенную иерархию отношений. Ключевую роль в общественном прогрессе играет развитая, творческая личность, поэтому направленная на личностное развитие познавательная мотивация занимает

Рис. 2. Профили мотивации: Я-реальное и Я-идеальное

иерархически более высокое положение по сравнению с менее значимой для социума мотивацией развития и сохранения индивида.

Давление социума неизбежно будет искажать профиль мотивации, преувеличивая роль высших видов мотивации за счет низших. Таким образом, самооценка мотивационного профиля представляет собой идеализированную структуру мотивационного ядра личности — его Я-идеальное.

В этой связи следует отметить еще одно обстоятельство: социум продолжает оказывать давление на респондента и в ходе выполнения базовой методики СПМ. Однако при ранжировании частных ценностей возникает иная ситуация. Когда дело касается не общих мо-тивационных установок, а вполне конкретных потребностей и ценностей, играющих важную роль для каждого человека, их моральная оценка утрачивает свое приоритетное положение и оказывается в одном ряду с индивидуалистическим стремлением к развитию и сохранению человека как личности и индивида. Следовательно, полученный по методике СПМ профиль в большей мере отражает реальное соотношение основных мотивационных тенденций и представляет собой реальную структуру личности, в которой противоборствуют и взаимно уравновешивают друг друга две тенденции — коллективистская и индивидуалистическая.

Таким образом, каждый конкретный индекс мотивации, полученный по методике

СПМ, представляет собой равнодействующую двух антагонистических тенденций. Отклонение индекса от соответствующего ему показателя самооценки данного вида мотивации представляет собой количественную меру социального давления, испытываемого человеком при рефлексии мотивационной значимости. Другими словами, силу социального давления, отклоняющую Я-идеальное от Я-реального.

Для сохранения Я-реального на фиксированном с помощью СПМ уровне для каждого вида мотивации должна существовать равновеликая, но обратная по направленности сила давления индивидуалистической тенденции. Проекция этой силы на график профилей мотивации дает для каждой шкалы (или для каждого вида мотивации) дополнительную точку, отклоняющуюся от Я-реаль-ного на то же расстояние, что и Я-идеальное, но в противоположном направлении. Совокупность этих точек представляет собой еще один профиль, который отражает влияние индивидуалистической тенденции в мотивационном ядре личности. Это — в большинстве случаев неосознаваемая, скрытая от человека структура важнейших жизненных диспозиций, вытекающая из приоритетного значения ценностей развития и сохранения индивида и личности. Это — скрытое Я человека, зеркальное отражение Я-идеального относительно Я-реального.

На рисунке 3 приведено соотношение ранее представленного на рисунке 2 Я-реально-го (красная линия) и соответствующего ему скрытого Я (черная линия). В приведенном примере скрытое Я предстает десоциализи-рованным образованием. В нем получают развитие лишь низшие социальные виды мотивации (сохранение Я, репродукция, альтруизм и витальность), а высшие (самореализация и нравственность) — находятся на предельно низком уровне.

В этой связи можно обнаружить определенную аналогию между описанными структурами мотивационного ядра и предложенными в психоаналитической традиции тремя инстанциями личности:

- рациональное Я-реальное — эго;

- социальное Я-идеальное — суперэго;

- индивидуалистическое Я-скрытое — ид.

В такой интерпретации приведенные

на рисунках 2-3 данные хорошо иллюстрируют психоаналитическую схему взаимодействия инстанций личности: эго, или Я-реаль-ное, представляет собой компромисс между взаимоисключающими требованиями социального Я-идеального, или суперэго, и бессознательными импульсами индивидуалистического Я- скрытого, или ида. Вместе с тем предложенная диагностическая схема позволяет получить количественную оценку различных векторов взаимодействия инстанций личности, что может иметь значение в практике консультационной и психотерапевтической работы.

Как уже было отмечено, индексы мотивации Я-реального и Я-идеального всегда располагаются в диапазоне значений 0-100 %. В отличие от этого индексы Я-скрытого в отдельных случаях могут как превосходить 100 %, так и приобретать отрицательные значения. С диагностической точки зрения подобные экстремальные значения индексов мотивации могут свидетельствовать о девиациях личностного развития и наличии либо гипермотивации, либо об инверсии соответствующих видов мотивации, с заменой тенденций развития и сохранения на деструктивную тенденцию, направленную на разрушение соответствующей социальной или биологической системы общества. В последнем случае спектр деструктивных побуждений может быть

весьма широк: от стремления к разрушению моральных ограничений до суицидальных тенденций.

Популяционные тенденции

Для верификации выдвинутых положений было проведено популяционное исследование сравнительных характеристик Я-реального и Я-идеального. Исследование проводилось в период 2019-2020 гг. с участием 187 обследуемых обоего пола в возрасте 18-48 лет.

Обобщенные результаты исследования представлены на рисунке 4. Их анализ показывает, что, как и в приведенном выше примере, при самооценке респонденты были склонны существенно завышать индексы социальных видов мотивации — самореализации и нравственности (выявленные различия между Я-реальным и Я-идеальным по этим показателям оказались статистически достоверными при р < 0,01), а также, хотя и не столь существенно, познавательной мотивации. В то же время респонденты занижали индексы индивидуалистических видов мотивации самосохранения и сохранения Я, а также индексы биологической мотивации развития и сохранения вида. Таким образом, проведенное популяционное исследование продемонстрировало устойчивый эффект социального давления при самооценке мотивационных тенденций, позволяющий рассматривать мотивационную самооценку как идеальное Я личности.

Заключение

Таким образом, в работе было предложено описание методики самооценки мотивационного профиля личности, позволяющей в сочетании с тестом системного профиля мотивации СПМ получить ряд взаимодополняющих содержательных характеристик мотивационного ядра личности. К ним относятся: Я-реальное, или определяемый на основе данных теста СПМ системный профиль мотивации; Я-идеальное, или установленный

Методика СПМ -Скрытое Я

Рис. 3. Профили мотивации: Я-реальное и Я-скрытое

Рис. 4. Популяционные профили мотивации: Я-реальное и Я-идеальное

на основе описаннои в настоящем исследовании методики системный профиль самооценки мотивационных тенденций, в котором отражено давление на мотивационное ядро личности принятых в обществе социальных норм (при этом на основе проведенного популяцион-ного исследования показано существование устойчивого эффекта социального давления на самооценку мотивационных тенденций); Я-скрытое, или построенный на основе суперпозиции Я-реального и Я-идеального профиль мотивационных диспозиций, отражающий компенсирующее давление на мотивационное ядро личности индивидуалистических

побуждений, направленных на развитие и сохранение индивида и личности.

Предложенная схема диагностики позволяет получить количественную оценку влияния различных системных факторов на структуру мотивационных диспозиций личности и может использоваться в практике консультационной и психотерапевтической работы. В представленном исследовании также отмечена возможность применения выделенных структур мотивационного ядра личности для системной интерпретации принятых в психоаналитической традиции инстанций личности.

Литература

1. Вебстер Р. Почему Фрейд был неправ? М.: АСТ, 2013. 732 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 512 с.

3. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. М.: Когито-Центр, 2011. 384 с.

4. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 23. С. 5-11.

5. Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Методика системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности: М-тест // Системная психология и социология. 2018. № 28. С. 26-39.

6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 704 с.

7. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. 448 с.

8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

9. Chess S. Temperament: theory and clinical practice // Harvard Mental Health Letter. 1997. № 14 (5). P. 5-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Deci E., Ryan R. Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. 2008. № 49 (3). P. 182-185.

11. Hergenhahn B. An introduction to the history of Psychology. 6th ed. Wadsworth Publishing, Cengage Learning, 2009. 752 p.

12. Kahn А., Jensen J et all. Improving temporal cognition by enhancing motivation // Behavioral Neuroscience. 2015. № 129 (5). P. 576-588.

13. Todes D. Ivan Pavlov: A Russian life in science. New York: Oxford University Press, 2014. 855 p.

14. Trofimova I. N., Robbins T. Temperament and arousal systems: a new synthesis of differential психологии and functional neurochemistry // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2016. Т. 64. P. 382-402.

15. Zeanah C., Fox N. Temperament and attachment disorders // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2004. № 33 (1). P. 32-41.

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.01

REAL-SELF, IDEAL-SELF AND HIDDEN-SELF1

B. N. Ryzhov,

MCU, Moscow, RyzhovBN@mgpu.ru

The article is devoted to the description of the new scheme of systems diagnostics of motivational and values personality sphere. The methodological basis for the elaboration of the proposed scheme was the systems typology of motivation which allows to outline eight key types of motivation including four types of motivation of the development and preservation of the species and society, and four types of motivation of the development and preservation of the individual and personality.

This work contains the description of the methodology of self-evaluation of the motivational personality profile providing — in combination with the test of the systems profile of motivation (SPM) — a number of mutually reinforcing, substantive characteristics of the motivational core of personality. These features include "real self', or the systems profile of motivation (SPM) defined on the basis of the SPM test data; "ideal self', or the systems profile of self-evaluation of motivational tendencies based on the described methodology and reflecting the pressure of the accepted social norms and regulations on the motivational core of personality; and "hidden self', or the profile of motivational dispositions built on the basis of the superposition of "real self' and "ideal self' reflecting the compensating pressure on the motivational core of personality of individualistic impulses aimed at the development and preservation of the individual and personality.

To verify the suggested psycho-diagnostic scheme, population research of the relative characteristics of "real self' and "ideal self' was conducted. The research took place in 2019-2020, with 187 participants, both male and female, aged 18-48. The results obtained demonstrated the presence of a sustainable, long-term impact of social pressure on self-evaluation of motivational tendencies postulating the appropriateness of self-evaluation data interpretation as "ideal self'.

The work also notes the possibility of using the identified structures of the motivational core of personality for systems interpretation of personality instances accepted in the psychoanalytical tradition. The suggested diagnostic scheme allows to obtain the quantitative evaluation of the influence of various system factors on the structure of motivational dispositions of personality; the scheme can be recommended for use in consultative and psychotherapeutic practice.

Keywords: systems psychology; motivation; motivational core of personality; real-self; ideal-self; hidden-self; ego; super-ego; it (Lat. "id", German "Es"); profile of motivation; value ranking.

For citation: Ryzhov B. N. Real-self, ideal-self and hidden-self // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 2 (34). P. 5-20. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.01

Ryzhov Boris Nikolayevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogical, Developmental and Social Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8848-3622

1 Перевод статьи на английский язык выполнен Л. А. Машковой, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

© Ryzhov В. N 2020

Introduction

In every scholarly discipline there exist quite a number of instances of rational interpretation of the previously introduced notions reinterpreted at some stage from the point of view of a later theory. Psychology, too, maintains a vast number of such rationalization of former concepts. A case in point is Ivan Pavlov's interpretation of the four-component typology of temperaments viewed from the perspective of natural sciences; the typology itself is thought to have been suggested by Hippocrates of Kos in the 5th century B.C. [13; 14]. It goes without saying that in the 20th century the explanation of the existence of temperaments through the prevalence of this or that humor no longer appealed to anyone; however, the typology put forward by ancient physicians, same as the names of temperaments, is still in use [9; 15].

The same is held true for the famous Sigmund Freud's triad of personality instances. The conception suggested by Freud during his lifestyle experienced attempts at being rationalized and interpreted too broadly within the context of psychoanalysis. All the more, from the point of view of other methodological directions, such as, for example, gestalt psychology or cognitive psychology, the view of personality instances in the orthodox psychoanalytical tradition did not appear to be scientific at all [1]. Despite this, many terms and notions introduced by Freud are still being used, to a greater or lesser degree, by representatives of the most diverse psychology areas , the above being true of his perception of the deep structure of personality, combining the unconscious biological impulses, the standards of public morality acquired by man, and his rational 'self'[3; 6; 7]. Today, however, the reason for the impetus of a person's behavior is predominantly seen not in the mysterious energy of libido described by Freud, but in the specificity of the structure and dynamics of the development of motivation and value domain of a human, i.e. the deep core of personality [4, 8]. And yet, not withstanding a great number of studies devoted to the issue in question, what modern psychology lacks is the generally recognized theory of motivation [2; 10-12].

In this regard, the aim of the present work is an attempt at specifying the systems structure of the motivational core of personality and interpreting the psychoanalytical triad of personality instances from the point of view of modern systems psychology.

Self-evaluation of the systems profile of motivation

In modern systems psychology there exist several versions of methodology of systems diagnostics of motivation, also known as the test of the systems profile of motivation (SPM) [5]. Methodologically the test is based on ranging by the surveyed of the specific set of psychological values correlated with the types of motivation singled out in systems psychology. The test results permit to set up the established hierarchy of motivational tendencies. However, they are unable to reveal all of its peculiarities. Once a surveyed person presents the self-evaluation of his or her profile of motivation, additional opportunities crop up.

It is worthwhile to carry out the evaluation of the profile of motivation after passing standard observation using the SPM methodology. Meanwhile, a surveyed person is asked to determine the extent of the expression of any of the 8 systems types of motivation. For this purpose it was suggested to use the blank of the test (fig. 1) containing 8 scales corresponding to 8 major types of motivation singled out in systems psychology. The estimates of each scale range from 0 % to 100 %. Under each scale there was brief information on the corresponding type of motivation:

• motivation of self-realization presupposes the aspiration for transfer of our feelings, knowledge and the perceptions of the world to other people; it includes the ambition for creative activity and realization of one's gifts and aptitudes, the desire to exert influence and authority in our environment, the same being true of our country with regard to strengthening its positions in the world;

• moral motivation presupposes the aspiration for the protection of society, its values and interests including the demand for fairness in relations among people, order and well-being

THE METHODOLOGY OF SPM (SELF-EVALUATION)

Here before you are the 8 scales of motivation. Each scale has its own title and clarification. The value of the scales varies from 0 % (which corresponds to the minimal estimate of the given type of motivation) to 100 % (which corresponds to the maximal estimate of the given type of motivation). Please, indicate a point on each scale which corresponds to your personal estimate with regard to this type of motivation.

Motivation of self-realisation

Motivation of self-realization presupposes the aspiration for transfer of our feelings, knowledge and the perceptions of the world to other people; it includes the ambition for creative activity and realization of one's gifts and aptitudes, the desire to exert influence and authority in our environment, the same being true of our country with regard to strengthening its positions in the world.

Moral motivation

I M .10 I L\3 I JU I 411 I 3U I nu I fU I SU I VU i I I M 1 I I-1 I I I I I I M I 7 I I I I I 7 1 T I I I I I T M t T 1 Г I I I I I I I I I I I 1

20

30

I 40

50

i 60

70

80

I 90

100

Moral motivation presupposes the aspiration for the protection of society, its values and interests including the demand for fairness in relations among people, order and well-being in society, preservation of cultural traditions — as well as search for beauty and harmony of the surrounding world.

Fig. 1. The fragment of the blank of SPM methodology (self-evaluation)

in society, preservation of cultural traditions — as well as search for beauty and harmony of the surrounding world;

• altruistic motivation presupposes the need for protection and the preservation of health of other people; it also includes concern about family and relatives, their safety, as well as the desire to render assistance to a friend and the readiness to support another person;

• preservation of 'ego' motivation involves the aspiration for protection and defense of our personality; it includes the pursuit of self-respect and loyalty to one's moral principles — as well as the desire to have confidence in the future and to preserve the attachment and respect of other people;

• self-preservation motivation presupposes aspiration for counteracting any life threats and people's health including the desire to protect health and personal safety, to have comfortable life conditions and the possibility of rest and entertainment;

• vital motivation includes the aspiration for development and normal functioning of the human organism — as well as the desire to have good clothes, tasty and healthy nourishment, the ability to go in for sport and to be able to move and act freely;

• cognitive motivation presupposes aspiration for obtaining new information — from most common perceptions to the new knowledge, competences and skills; it includes the need for education and culture, communication with friends and interesting people, the desire to have and interesting job and to get the new information about the world, science and art;

• reproductive motivation presupposes everything connected with sexual activity and procreation; it includes the need for attractive appearance, the desire to love and to be loved, the wish to have a happy family life and to have posterity.

Before the test begins, the participant is given the following instructions:

'Here before you are the 8 scales of motivation. Each scale has its own title and clarification. The value of the scales varies from 0 % (which corresponds to the minimal estimate of the given type of motivation) to 100 % (which corresponds to the maximal estimate of the given type of motivation). Please, indicate a point on each scale which corresponds to your personal estimate with regard to this type of motivation.'

Processing results

The principal feature of SPM methodology based on ranking of values by the surveyed correlated with different types of motivation is the single invariable sum of all particular indicators or indices of motivation obtained as a result of testing (I. SPM). Taking into consideration that there are SPM methodology uses eight scales, the estimates of each of them can vary from 0 % to 100 %, the average being 50 %, this sum (2SPM) always equals 400 %.

However, in the case of self-evaluation of motivation indices (I. SPM (s-eval)), their sum will most likely have a different estimate, either more than 400 % (if the surveyed is liable to overestimating self-evaluation indicators), or less than this sum (if he or she is liable to underestimating these indicators). In this regard, in order to obtain data, in the process of self-evaluation, which

are quantitatively related to the corresponding indicators of SPM methodology, a special procedure of normalizing the results of self-evaluation was envisaged. In concurrence with this, the sum of self-evaluation indices .. .,)

v SPM (s-evaly

using all eight scales of the profile is defined — same as the normalized estimate for each index

I

i SPM (norm).

I

using the formula:

) = (Ii S

) 400) / S

i SPM (norm) v i SPM(s-eval) ' s-eval (s-eval)

With reference to these transformations, the plot of self-evaluation of the profile of motivation is created; this plot can be combined with base profile received in accordance with SPM methodology.

Interpreting results

In Fig. 2 a typical example of the correlation between these two profiles is presented; one of them is based on the results of SPM methodology (the red line) carried out by the surveyed — a man aged 27. The second profile is based on the results of motivation self-evaluation by the same person (the blue line).

Juxtaposing profiles shows that the indices of such types of motivation as 'self-realization', 'moral' and 'cognition' during the self-evaluation process exceed the corresponding indices obtained using the base SPM methodology. At the same time the indices of motivation types

Fig. 2. Motivation profiles: 'real self' and 'ideal self'

such as 'vitality', 'self-preservation' and 'preservation of 'ego'' — as well as the index of reproductive motivation are below the SPM data during the process of self-evaluation.

The interpretation of these differences is based on the fact that the SPM profile, while reflecting the hierarchy of an individual's motivations obtained on the basis of the methodology of value ranking, in essence reflects the real structure of the motivational core of the personality of a surveyed person, i. e. his or her 'real self'. On the contrary, the profile of self-evaluation of a personality's motivational structure in actual fact presents an idealized motivational disposition. The idealization of the profile occurs as a result of the fact that the profile — alongside with the reflection of one's own motivational discourses — with a great degree of probability will reflect the pressure of the social environment in which the contrast between 'superior' and 'inferior' types of motivation has always been present.

The collectivist types of motivation are referred to the 'superior' ones. The most prestigious for society are the motivation of self-realization and moral motivation since these types of motivation are directly aimed at the development and preservation of society. These are followed by reproductive and altruistic providing the development and preservation of human population — the biological basis of society. The moral rules of the healthy and successfully developing society always fix the high significance of these types of motivation, on condition that in the case of their conflict with the motivation of development and preservation of society, the latter one will be in priority.

The 'inferior' types of motivation are individualistic in their essence. They are aimed at the development and preservation of personality (cognitive motivation and the motivation of preservation of 'ego') and an individual (the vital motivation and the motivation of self-preservation). However, public moral also presupposes a certain hierarchy of relations between them. The developed, creative personality plays the pivotal role in the social progress. This is why the cognitive motivation aimed at personalized development occupies a higher position in the hierarchy compared

with the motivation of development and motivation of an individual's development and preservation which is less significant for social environment.

The pressure of society will eventually distort the profile of motivation exaggerating the role of the 'superior' types of motivation at the expense of the 'inferior' ones. Thus, the self-evaluation of the motivational profile is viewed as an idealized structure of the motivational core of personality, namely its 'ideal self'.

In this regard it is worthwhile to note one more circumstance, namely: the social environment continues to exert pressure on the respondent even while the base SPM methodology is being carried out. However, while ranking particular values a different situation occurs. When it concerns not the general motivational premises, but quite concrete requirements and values playing a significant role for each individual, their moral estimation loses its priority status and finds itself in one role with individualistic aspiration for the development and preservation of man as a personality and an individual. This is why the profile obtained as a result SPM methodology application reflects to a greater degree the real correlation of basic motivational tendencies and acts as a real structure of personality in which two tendencies — collectivist and individualistic — are fighting each other and mutually counterbalance each other.

Thus, every concrete index of motivation obtained through the use of SPM methodology is viewed as the resultant of these two antagonistic tendencies. The deviation of this index from the corresponding indicator of self-evaluation the given type of motivation is perceived as a qualitative measure of social pressure which a person experiences while reflecting on the motivational significance. In other words, here we witness the force of the social pressure making the gap between 'ideal self' and 'real self' more visible.

In this regard, to preserve 'real self' on the fixed level with the help of SPM, for each type of motivation there should exist an equidi-mensional force of the individualistic tendency's pressure; however, this force should be reverse as far as its directivity. The projection of this force on the motivation profile plot for each scale (or for each type of motivation) gives

an additional point deviating from 'real self' over the same distance as 'ideal self', but in the opposite direction. The combination of these points presents one more profile reflecting the influence of the individualistic tendency in the motivational core of personality. In the majority of cases this is an unconscious structure, concealed from a human eye, which consists of important life dispositions and which results from the prioritized significance of developmental values and the preservation of an individual and personality. This is the 'hidden self' of a person, namely the mirror reflection of 'ideal self' in relation to 'real self'.

In Fig. 3 we can see the correlation of 'real self' (the red line) represented earlier in Fig. 2 and the corresponding 'hidden self' (the black line). Here 'hidden self' is presented as a deso-cialized formation, in which only socially 'inferior' types of motivation (preservation of 'ego', reproductive properties, altruism and vitality) are developed, whereas the 'superior' (self-realization and moral) types of motivation are at the maximally low level.

In this respect, it is possible to detect a certain analogy between the described structures of the motivational core and the three personality instances accepted in the psychoanalytical tradition:

• Rational 'real self' — 'ego' in the psychoanalytical tradition.

• Social 'ideal self — 'super-ego' in the psychoanalytical tradition.

• Individualistic 'hidden self' — 'it' in the psychoanalytical tradition.

In this interpretation the data presented in Fig. 2-3 well illustrate the psychoanalytical scheme of the interaction of personality instances: 'ego', or 'real self', presents a compromise between the mutually exclusive requirements of the social 'ideal self', or 'super-ego', and the unconscious impulses of the individualistic 'hidden self', or 'it'. At the same time, the suggested diagnostic scheme allows to receive the quantitative estimation of various vectors of interaction of personality instances, which may be significant for practical work in consultative and psychotherapeutic sphere.

It is essential to pay attention to one more detail. As it has already been mentioned, the indices of motivation of 'real self' and 'ideal self' are always located within the estimates ranging from 0 % to 100 %. On the contrary, the indices of 'hidden self' in some cases could either exceed 100 % or even acquire negative variables. From the diagnostic point of view such extreme estimates of indices of motivation might testify to deviations in personality development and the existence of either hypermotivation or inversion of the relative motivation types, the tendency of development and preservation being substituted with the destructive tendency aimed

Fig. 3. Motivation profiles: 'real self' and 'hidden self' 18

at the disruption of the corresponding social or biological society system. In the latter case the spectrum of destructive stimuli may be rather wide: from the pursuit of disruption of moral limitations to suicidal tendencies.

Population tendencies

To verify the advanced propositions population research of the comparative characteristics of 'real self' and 'ideal self' has been carried out. The research took place in the period of 20192020 with the participation of 187 surveyed men and women aged 18-48. The generalized results of research are presented in Fig. 4. The analysis shows that — same as in the example adduced above — while conducting self-evaluation the respondents were disposed to considerably overestimate the indices of social types of motivation, self-realization and moral (the detected differences between the 'ideal self' and the 'real self' with regard to these indicators turned out to be statistically significant atp < 0.01); the estimates of cognitive motivation were also raised (though not crucially). At the same time the respondents lowered the indices of the individualistic types of motivation of self-preservation and preservation of 'ego', as well as the indices of biological

motivation of development and species preservation. Thus, the conducted population research has demonstrated a sustainable effect of social pressure while self-evaluating motivational tendencies which allows to consider the motivational self-assessment as the person's 'ideal self'.

Conclusion

In this paper the methodology of self-evaluation of the motivational profile of personality was described. In combination with the test of the systems profile of motivation of SPM, this methodology allows to obtain a number of complementary substantive components of the motivational core of personality. These components include: 'real self', or the systems profile of motivation defined on the basis of the SPM test data; 'ideal self', or the systems profile of self-evaluation of motivational tendencies established on the basis of methodology described in the present research (the profile in question reflects the pressure of the accepted social norms on the motivational core of personality; moreover, the present population research demonstrates the existence of the sustainable effect of social pressure on the self-evaluation of motivational tendencies); 'hidden self', or the profile of motivational

Fig. 4. Population profiles of motivation: 'real self' and 'ideal self'

dispositions based on the superposition of 'real self' and 'ideal self' and reflecting the compensating pressure of individualistic impulses aimed at the development and the preservation of an individual and personality.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The suggested scheme of diagnostics allows to receive the quantitative evaluation of influence of various system factors on the structure

of the motivational dispositions of personality. This scheme allows to obtain could become applicable while conducting consultative and psy-chotherapeutical work. Moreover, the given research proves the possibility of using identified structures of the motivational core of personality for systems interpretation of personality instances accepted in the psychoanalytical tradition.

References

1. Vebster R. Pochemu Frejd by'l neprav? [Why Freud was wrong?]. Moscow: AST, 2013. 732 p.

2. Ilyin Е. P. Motivaciya i motivy' [Motivation and motives]. St. Petersburg: Piter, 2014. 512 p.

3. Kutter P., Muller X Vvedenie v psixologiyu bessoznatel'ny'x processov [Psychoanalysis. An introduction to psychology of unconscious processes]. Moscow: Kogito-Centr, 2011. 384 p.

4. Ryzhov B. N. Sistemnaya struktura lichnosti [System structure of personality] // Systems Psychology and Sociology. 2017. № 23. P. 5-11.

5. Ryzhov B. N., Smolovskaya L. B. Metodika sistemnoj diagnostiki motivacionno-cennostnoj sfery' lichnosti: M-test [The Technique for System Diagnostics of a Person's Motivation and Values: M-test] // Systems Psychology and Sociology. 2018. № 28. P. 26-39.

6. Frager R., Fadiman D. Bol'shaya kniga psixologii. Lichnost'. Teorii. Uprazhneniya. E'ksperimenty' [Big book of Psychology. Personality. Theories. Exercises. Experiments]. St. Petersburg: Prajm-Evroznak, 2008. 704 p.

7. Fromm E. Velichie i ogranichennost' teorii Frejda [The greatness and limitations of Freud's theory]. Moscow: AST, 2000. 448 p.

8. Heckhausen H. Motivaciya i deyatel'nost' [Motivation and activity]. 2-nd ed. St. Petersburg: Piter; Moscow: Smisl, 2003. 860 p.

9. Chess S. Temperament: theory and clinical practice // Harvard Mental Health Letter. 1997. № 14 (5). P. 5-7.

10. Deci E., Ryan R. Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. 2008. № 49 (3). P. 182-185.

11. Hergenhahn B. An introduction to the history of Psychology. 6th ed. Wadsworth Publishing, Cengage Learning, 2009. 752 p.

12. Kahn А., Jensen J et all. Improving temporal cognition by enhancing motivation // Behavioral Neuroscience. 2015. № 129 (5). P. 576-588.

13. Todes D. Ivan Pavlov: A Russian life in science. New York: Oxford University Press, 2014. 855 p.

14. Trofimova I. N., Robbins T. Temperament and arousal systems: a new synthesis of differential psychology and functional neurochemistry // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2016. T. 64. P. 382-402.

15. Zeanah C., Fox N. Temperament and attachment disorders // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2004. № 33 (1). P. 32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.