Научная статья на тему 'РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ'

РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПРОФИЛЬ МОТИВАЦИИ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / SYSTEMIC MOTIVATION PROFILE / BURNOUT-SINDROM / PARENT'S BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Ирина Николаевна

В статье приведены результаты эмпирического исследования связи особенностей системного профиля мотивации родителей и степени их родительского выгорания. Показано влияние на степень родительского выгорания витальной и нравственной мотивации в системном профиле мотиваций. Связи мотивационного профиля и показателей родительского выгорания (эмоционального истощения деперсонализации и редукции родительских достижений) имеют сложный нелинейный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of systemic motivation profile in development of parent’s burnout

The article represents the results of empiric researches of connection between character of parent’s systemic motivation profile and degree of burnout. Profound of vital and moral motivations on degree of parent’s burnout is shown. Connection between motivation profile and parent’s burnout’s features (emotional exhaustion, depersonalization and reduction of parent’s achievements) has complicated nonlinear nature.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ»

роль системного профиля мотивации в развитии родительского выгорания

Ефимова И. Н.

Государственная классическая академия им. Маймонида, Москва

В статье приведены результаты эмпирического исследования связи особенностей системного профиля мотивации родителей и степени их родительского выгорания. Показано влияние на степень родительского выгорания витальной и нравственной мотивации в системном профиле мотиваций. Связи мотивационного профиля и показателей родительского выгорания (эмоционального истощения деперсонализации и редукции родительских достижений) имеют сложный нелинейный характер.

Ключевые слова: системный профиль мотивации, синдром эмоционального выгорания, родительское выгорание.

the role of systemic motivation profile in development of parent's burnout

Efimova I. N.

Maimonides State classic academy, Moscow

The article represents the results of empiric researches of connection between character of parent's systemic motivation profile and degree of burnout. Profound of vital and moral motivations on degree of parent's burnout is shown. Connection between motivation profile and parent's burnout's features (emotional exhaustion, depersonalization and reduction of parent's achievements) has complicated nonlinear nature.

Key words: systemic motivation profile, burnout-sindrom, parent's burnout.

Введение

В настоящее время в условиях выхода из демографического кризиса особое значение имеет проблема детско-родительских отношений. Современное поколение родителей, выросших чаще всего в нуклеар-ных семьях, не имеет опыта наблюдения за взаимодействием собственных родителей с другими детьми, что должно было бы способствовать формированию у них мотивации к родительству, у них не выработаны эффективный репертуар и стиль общения с детьми. Одним из возможных видов деформаций родительства выступает синдром родительского выгорания, который является разновидностью синдрома эмоционального выгорания, возникает как следствие продолжительных и хронических стрессов в сфере родительства и определяется как «многомерный конструкт, включающий в себя набор негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения матери и отца, связанных с продолжительным и интенсивным детско-родительским взаимодействием,

отличающимся высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, при выполнении родителями деятельности, связанной с заботой о детях, их воспитанием и развитием» [1].

Родительское выгорание приводит к уплощению эмоциональной сферы родителя до радости или раздражения, преобладанию в отношении к ребенку отвержения и инфан-тилизации, стремлению свести к минимуму совместную активность, требующую эмоциональной включенности, недооценке достижений ребенка, приписыванию ему вины за свои родительские неудачи и желанию переложить груз ответственности за воспитание на печи педагогов и психологов [1]. Для ребенка подобная ситуация в семье может стать травмирующей и привести в зависимости от возраста к негативным последствиям в виде патологических форм привязанности, агрессивности, проблемам самооценки и т.п. Сотрудничество представителей образовательных, медицинских и социальных служб с выгоревшими родителями затруднено. Чем интенсивнее специалисты пытаются при-

Таблица 1

Средние значения показателей теста системного профиля мотиваций Б. н. рыжова для групп невыгоревших и выгоревших родителей

Шкалы Среднее значение t-критерий равенства средних; значимость (двусторонняя)

родители с низкой степенью выгорания родители со средней и высокой степенью выгорания

Витальная мотивация 4,16 3,75 ,045

Репродуктивная мотивация 5,94 6,02 ,722

Познавательная мотивация 3,89 3,98 ,744

Самоактуализация 3,61 3,43 ,401

Самосохранение 5,18 5,27 ,709

Альтруизм 5,02 5,03 ,965

Самоуважение 4,44 4,30 ,543

Нравственность 3,76 4,24 ,027

влечь родителей к активному участию, тем сильнее сопротивление со стороны родителей, что приводит к снижению эффективности помощи ребенку и фрустрации профессионалов и может стать причиной развития у них профессионального выгорания.

Так как одним из важных компонентов родительства являются ценностные установки [4], для изучения явления родительского выгорания и разработки профилактически-коррекционных мероприятий важной задачей представляется многостороннее изучение роли мотивационно-ценностной сферы личности в развитии родительского выгорания, в том числе выявление связи родительского выгорания с системным профилем мотивации испытуемых.

1 Методика

Для решения поставленной задачи были использованы две методики. Уровень родительского выгорания определялся с помощью опросника «Родительское выгорание» («РВ»), который представляет собой модификацию опросника эмоционального выгорания Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой (русскоязычная адаптация Maslach Burnout Inventory). Опросник «Родительское выгорание» включает в себя 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением деятельности по заботе, развитию и воспитанию собственных детей (деятельности «родительства»). Опросник состоит из трех субшкал (параметров): эмоциональное

истощение, деперсонализация, редукция родительских достижений. Результаты проверки модифицированной методики «РВ» показывают, что она обладает высокой кон-структной и критериальной валидностью, внутренне однородна и характеризуется высокой ретестовой надежностью [2].

Для выявления системных особенностей ценностной сферы испытуемых использовался тест системного профиля мотивации (СПМ) Б. Н. Рыжова, разработанный на основе теории системной психологии [7].

Объем выборки исследования, проведенного в 2013 г., - 60 человек: родители несовершеннолетних детей (психологи, педагоги образовательных учреждений Москвы) (54 матери и 6 отцов в возрасте от 24 до 54 лет, число детей в семье - от 1 до 4). Состоят в браке 50 человек, не состоят в браке (разведенные, вдовые) 10; один ребенок у 29 родителей, двое детей у 27, трое и более - у 4 родителей; работают с полной занятостью 56 родителей, с частичной - 4 человека. Все испытуемые -славянской национальности; постоянно поживают в Москве, их дети обучаются в этнически неспециализированных учреждениях либо находятся на этапе раннего детства и младенчества, все семьи социально благополучны.

2 результаты и их обсуждение

В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено, что в выборке 30 родителей имеют низкую степень родительского выгорания и столько же - среднюю

Рисунок 1. Соотношение номеров усредненных выборов мотиваций для групп родителей с различной степенью выгорания

или сильную степень. В таблице 1 приведены средние значения показателей теста системного профиля мотиваций Б. Н. Рыжова для этих групп.

Как видно из таблицы, при поверке значимости различий с помощью 1-критерия только различия по показателям витальной мотивации и нравственности имеют значимость выше 0,05. При этом витальная мотивация у «выгоревших» родителей ниже, чем у «невыгоревших», а нравственная мотивация выше. Показатели первых трех по значимости мотиваций (репродуктивная мотивация, самосохранение и альтруизм) практически одинаковы.

Корреляционный анализ выявил связь только между двумя показателями системного профиля мотивации (витальная и нравственность) с уровнем эмоционального выгорания: средние обратная корреляция между деперсонализацией в области родительствования и витальной мотивацией (-,448) и прямая корреляция деперсонализации с нравственностью (0,418), значимые при р < 0,01, на уровне тенденции можно говорить об обратной связи между витальной мотивацией и эмоциональным истощением родителей (-,313 при р < 0,05) .

Далее в целях более подробного исследования различий системного профиля мотивации у выгоревших и невыгоревших родителей были выделены три группы испытуемых (с высоким, средним и низким уровнем выгорания). В группу с высоким уровнем выгорания вошли 7 родителей, в группу со средней степенью выгорания - 14, в группу с низкой степенью выгорания - 30 родителей. Осталь-

ные отнесены к неопределенному типу и не будут учтены в анализе. К сожалению, размеры групп слишком малы, для того чтобы результаты были статистически значимы, однако на данном этапе исследования родительского выгорания важно увидеть возможные тенденции. Чтобы сделать картину более четкой, построим кривые не средних значений, а порядковых номеров (8 - предпочтение, 1 -минимальное) выборов мотиваций в среднем по группам. Они отображены на рис. 1.

Из рисунка видно, что пики у кривых всех групп приходятся на репродуктивную мотивацию, мотивацию самосохранения и альтруизм. Вероятно, это связано с факторами, одинаковыми для всех участников исследования, независимо от степени их родительского выгорания. Также из рисунка видно, что имеются различия в минимумах кривых. Исходя из этого, можно предположить, что на развитие родительского выгорания может влиять пренебрежение некоторыми мотивационными аспектами. Можно отметить, что наибольшие различия у групп с разной степенью выгорания обнаруживаются по тем шкалам СПМ, с которыми были выявлены связи в ходе корреляционного анализа (витальная мотивация, самореализация, нравственность). Основные отличия группы с низкой степенью выгорания от групп со средней и высокой степенями выгорания - в некотором предпочтении витальной мотивации. Отличие группы с высокой степенью выгорания от групп с низкой и средней степенями выгорания сильнее всего проявляется в более высоком

предпочтении нравственности как мотиваци-онного фактора, что согласуется с результатами корреляционного анализа, и в несколько меньшем внимании к самоуважению, что согласуется со свойственной для выгоревших родителей склонностью к обиде. Также на одну позицию отличается предпочтение самоактуализации группой сильно выгоревших родителей, по сравнению с группами со слабым и средним выгоранием.

Таким образом, хотя различия в показателях групп не являются статистически значимыми, они хорошо согласуются с результатами других методов анализа и могут быть использованы для построения предположений о мишенях профилактической и коррек-ционной работы с родителями.

Иерархия ценностей как более стабильный конструкт может быть фактором, определяющим риск развития более лабильного феномена - эмоционального выгорания. С помощью математического анализа были исследованы механизмы влияния особенностей СПМ на развитие родительского выгорания: каждый их факторов выгорания имеет свои предпосылки, и результирующее изменение степени выгорания можно представить как сумму изменений, вносимых каждым из параметров в ответ на изменение иерархии мотиваций.

Данную мысль можно описать с помощью следующей формулы:

РВ 2 = РВ 1 + ДЭИ + ДД + ДРРД, где РВ1 - исходный уровень родительского выгорания;

РВ 2 - конечный уровень родительского выгорания;

ДЭИ - изменение эмоционального истощения родителя при изменении порядка выборов ценностей и потребностей;

ДД - изменение степени деперсонализации родителя при изменении порядка выборов ценностей и потребностей;

ДРРД - изменение редукции родительских достижений при изменении порядка выборов ценностей и потребностей.

Для определения иерархии ценностей исходного уровня выгорания были выделены группы испытуемых, имеющих низкие, средние или высокие значения по всем показателям родительского выгорания одновременно. Кроме того, были выделены группы родителей, у которых один из показателей отличается от двух других в худшую сторону, и затем

было проведено сравнение системных профилей мотивации этих групп с принимаемым за отправную точку усредненным профилем мотивации для группы с одинаковым (более низким) уровнем всех показателей выгорания.

В выборке были выделены следующие группы:

1) со средним уровнем эмоционального истощения, низким уровнем деперсонализации и редукции родительских достижений («эмоциональное истощение среднее»);

2) со средним уровнем редукции родительских достижений, низким уровнем эмоционального истощения и деперсонализации («редукция средняя»);

3) с высоким уровнем редукции родительских достижений, средним уровнем эмоционального истощения и деперсонализации («редукция высокая»). Существует также группа с низким уровнем

деперсонализации и средними уровнями эмоционального истощения и редукции родительских достижений. Наличие этой группы позволяет проверить предположение о суммарном вкладе факторов в степень развития родительского выгорания. Нет данных о профиле системной мотивации, который определяет средний уровень деперсонализации, но на основании имеющихся можно провести его вычисление двумя способами и сравнить результаты.

А. Сопоставим показатели СПМ групп с низким уровнем выгорания, средним уровнем эмоционального истощения и средним уровнем редукции родительских достижений. При этом исходим из следующей формулы:

РВ(ср) = РВ(низк) + ДЭИ(ср) + ДД(ср) + ДРРД(ср),

где РВ(ср) - средние значения показателей СПМ группы со средними показателями родительского выгорания;

РВ(низк) - средние значения показателей СПМ группы с низкими показателями родительского выгорания;

ДЭИ(ср) - разница средних показателей СПМ группы с низким уровнем выгорания и группы со средним уровнем эмоционального истощения родителя и низкими показателями деперсонализации и редукции родительских достижений);

ДД(ср) - разница средних показателей СПМ группы с низким уровнем выгорания и группы со средним уровнем деперсона-

Рисунок 2. Системные профили мотивации для группы со средней деперсонализацией и низкими эмоциональным истощением и редукцией родительских достижений, полученные при вычислениях по способу А (Дср 1) и по способу Б (Дср 2)

лизации родителя и низкими показателями эмоционального истощения и редукции родительских достижений;

ЛРРД(ср) - разница средних показателей СПМ группы с низким уровнем выгорания и группы со средним уровнем редукции родительских достижений и низкими показателями эмоционального истощения и деперсонализации родителя.

Преобразовав эту формулу, получим: лД(ср) = РВ(ср) + РВ(низк) - ЭИ(ср) -РРД(ср),

где ЭИ(ср) - средние значения показателей СПМ группы со средним уровнем эмоционального истощения и низкими показателями деперсонализации и редукции родительских достижений;

РРД(ср) - средние значения показателей СПМ группы со средним уровнем редукции родительских достижений и низкими показателями эмоционального истощения и деперсонализации родителя.

Б. Вычисление значений показателей СПМ для группы со средней степенью деперсонализации с помощью сравнения группы со средним уровнем выгорания и группы со средними уровнями эмоционального истощения и редукции родительских достижений и низким уровнем деперсонализации. При этом мы исходим из формулы:

РВ(ср) = РВ(низк) + ЛЭИ(ср) РРД(ср) +

ЛД(ср),

где РВ(ср) - средние значения показателей СПМ группы со средними показателями родительского выгорания;

РВ(низк) - средние значения показателей СПМ группы с низкими показателями родительского выгорания;

ЛЭИ(ср)РРД (ср) - разница средних показателей СПМ группы с низким уровнем выгорания и группы со средними уровнями эмоционального истощения родителя и редукции родительских достижений и низким уровнем деперсонализации;

ЛД(ср) - разница средних показателей СПМ группы с низким уровнем выгорания и группы со средним уровнем деперсонализации родителя и низкими показателями эмоционального истощения и редукции родительских достижений.

Преобразовав эту формулу, получим: ЛД(ср) = РВ(ср) - ЭИ(ср)РРД(ср), где ЭИ(ср)РРД(ср) - средние значения показателей СПМ группы со средними уровнями эмоционального истощения родителя и редукции родительских достижений и низкими показателями деперсонализации.

По обоим вариантам были вычислены показатели профиля мотивации. Результаты в пункте Б несколько отличаются от результатов, полученных в пункте а, что естественно при малых выборках. Сравним характер полученных способом А и способом Б профилей мотивации (рис. 2).

Рисунок 3. Системные профили мотивации групп родителей, имеющих один показатель выгорания среднего уровня на фоне двух других слабой степени

Как видно из рисунка, кривые практически совпадают в четырех точках и имеют различия в значениях других четырех мотиваций, однако все эти расхождения по абсолютному значению не достигают единицы и, следовательно, не оказывают принципиального влияния на порядок предпочтения мотиваций. При этом характер кривых имеет полное совпадение по минимумам и максимумам. Таким образом, можно считать, что данные графики правомерно рассматривать как отражающие специфику феномена. Данный результат в целом подтверждает правомерность рассмотрения картины выгорания как суммы вкладов параметров. Для дальнейшего использования построим усредненную кривую СПМ группы со средним уровнем деперсонализации и низкими уровнями эмоционального истощения и редукции родительских достижений (усредненная кривая на рис. 2)

Рассмотрим характер влияния порядка выборов СПМ на показатели родительского выгорания в диапазоне низкой и средней степеней выгорания с помощью рис. 3.

Из рисунка видно, что профиль группы со средней степенью эмоционального истощения имеет два существенных отличия от профиля группы со слабым выгоранием: снижение мотивации к самоактуализации (с седьмого на последнее место в профиле) и повышение мотивации альтруизма (с третьего на второе место).

К росту деперсонализации родителей с низким уровнем выгорания приводит перемещение познавательной мотивации c шестой позиции на вторую, снижение значимости альтруизма с третьего места до шестого и повышение значимости самоактуализации с седьмого места до пятого.

Редукция родительских достижений связана с профилем мотивации, в котором количественные отличия минимальны и можно выделить лишь чуть более высокие показатели репродуктивной мотивации и самосохранения и несколько сниженный показатель познавательной мотивации по сравнению с профилем «слабовыгоревших родителей». Однако эти небольшие изменения приводят к смене порядка значимости мотиваций: нравственность с последнего места переходит на шестое, а познавательная мотивация с шестого опускается на последнее.

В завершении анализа связи СПМ и особенностей родительского выгорания на основании имеющихся данных проведено сравнение усредненных профилей мотивации родителей с низкой, средней и высокой редукцией родительских достижений (рис. 4).

Из рисунка видно, что показатели репродуктивной мотивации и самосохранения у родителей со средней и высокой степенями редукции родительских достижений практически совпадают и в среднем выше, чем у родителей с низкой степенью выгорания. Два

Рисунок 4. Усредненные профили мотивации родителей с разной степенью редукции достижений

показателя имеют противоречивую динамику. При средней степени редукции витальная и познавательная мотивация ниже, чем при низком уровне, а при сильной редукции родительских достижений эти два показателя превышают уровень, характерный для невыгоревших родителей. Редукция родительских достижений повышается при незначительном росте мотивации нравственности и при снижении показателей альтруизма и самоуважения. Мотивация самоактуализации не играет никакой роли при низкой и средней степенях редукции, но при сильном ее снижении редукция родительских достижений растет до высокой степени.

Таким образом, видно, что мотивационные профили нелинейно влияют на степень редукции родительских достижений и на степень родительского выгорания в целом, что снижает возможности изучения с помощью сравнения средних значений и корреляционного анализа. В дальнейшем для подтверждения характера соотношения профиля мотиваций и степени родительского выгорания необходимо провести исследование на большей выборке.

Анализ системной компоненты ценностной сферы позволяет увидеть интересную картину, хотя на обследованной выборке не были обнаружены сильные корреляции, а лишь отдельные достоверные различия средних значений показателей у групп с раз-

ной степенью выраженности родительского выгорания. Было показано, что для всех групп родителей характерны три главных мотиваци-онных фактора: репродуктивная мотивация, мотивация самосохранения и альтруизм.

Отличие выгоревших родителей от благополучных связано с показателями витальной мотивации, которые у выгоревших родителей ниже, и с нравственностью, показатель которой у выгоревших родителей выше, чем у благополучных.

С системной точки зрения усредненный профиль обследованной выборки совпадает с профилем, характерным для представителей возраста расцвета (25-48 лет) [6], в первых двух выборах, а третий и четвертый меняются местами (альтруизм на третьем месте, а самоуважение - на четвертом). В выборках второго эшелона отличия от средневозрастных более значимы: выше позиция нравственности, а мотивации познания и самоактуализации - ниже. Место витальной мотивации у благополучных родителей выше средневозрастного, а у «сильно выгоревших» - ниже.

Сравнивая группы родителей с разной степенью выгорания, в первую очередь следует отметить, что у выгоревших происходит смещение баланса мотивации сохранения в социальной сфере от личности к социуму,

которое у сильно выгоревших приводит к тому, что мотивация нравственности переходит в верхнюю половину профиля, вытесняя самоуважение на пятое место. Мотивации развития остаются в нижней части иерархии, но для выгоревших в первую очередь характерно резкое снижение позиции биологической мотивации развития индивида, вплоть до восьмого места при повышении значимости развития социума, а также большее значение мотивации развития личности у средневыгоревших родителей.

При рассмотрении картины по каждому из факторов выгорания в отдельности можно выделить следующие тенденции.

1. Родителей со средней степенью эмоционального истощения от родителей с низким уровнем выгорания отличает существенно более высокий уровень альтруизма (второе, а не третье место в профиле) и существенно более низкая ценность самоактуализации, которая оказывается на последнем месте по важности. В данном случае можно предположить, что служение другому компенсирует недостаток внимания и, следовательно, торможение личностного развития. Достижения и таланты ребенка могут стать сверхценностью, однако собственная внутренняя неудовлетворенность подспудно будет способствовать усугублению эмоционального неблагополучия и приведет к истощению.

2. Родителей со средней степенью деперсонализации от невыгоревших отличает существенное преобладание познавательной мотивации, которая в иерархии оказывается на третьем месте, и мотивации самоактуализации при резком снижении альтруизма. Совокупность трех этих факторов дает большое поле для размышлений. Ведущая роль познавательной мотивации может приводить к преобладанию когнитивных способов ориентации, в том числе и в отношениях, над эмоциональными и интуитивными, и ориентации при поиске оптимальных способов воспитания не на индивидуальность ребенка, а на рекомендации, почерпнутые из «авторитетных» источников. И то и другое не помогают установлению близких эмоциональных отношений. В то же время при высокой ценности познания, вероятно, родители будут более ориентированы на обучение ребенка, чем на воспитание или развитие его талантов (что согласуется с результатами других

исследований [1]). Стремление к самоактуализации при сниженной значимости ценности другого человека, скорее всего, приведет к тому, что отношения с ребенком и на благо ребенка не будут восприниматься как пространство, в котором возможно собственное развитие. Присутствие одновременно небольшого снижения репродуктивной мотивации и нравственности позволяет решить проблему воспитания на чисто формальном уровне и всей душой отдаться любимому делу или карьерному росту. В то же время можно предположить, что родители будут уделять большее внимание развитию ребенка, исходя из эгоистического желания, чтобы он достиг успехов в тех областях, которые для самого родителя остались нереализованной мечтой. К сожалению, обследованная выборка не позволила проанализировать, что отличает профили родителей с сильной степенью эмоционального истощения и деперсонализации, но мы можем охарактеризовать родителей с тремя уровнями редукции родительских достижений.

3. В первую очередь следует отметить, что редукция родительских достижений связана с наименее сильными изменениями показателей СПМ. Это может служить объяснением наибольшей выраженности этого показателя выгорания у родителей. Иначе говоря, небольшие колебания в ценностных предпочтениях, которые возможны даже за обозримые промежутки времени, способны приводить к усилению симптоматики редукции. Для лиц с редукцией родительских достижений средней степени по сравнению с невыгоревшими родителями в первую очередь характерно снижение познавательной мотивации и самоуважения при небольшом повышении пиковых мотиваций (репродуктивной и самосохранения) и нравственности. Снижение познавательного интереса может в сфере взаимодействия с ребенком привести к тому, что он, его достижения и изменения станут менее интересны и перестанут мотивировать родителя к активности, что увеличит объективную долю редукции достижений Снижение самоуважения может сказаться на занижении своих успехов как родителя, то есть приведет к увеличению субъективной составляющей редукции родительских достижений. При этом повышение значения нравственности может привести к представлению, что для ребенка тоже будет ценно следовать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальным нормам, и от него будет ожидаться большее послушание, что приведет к разочарованию родителя и обвинениям в адрес ребенка. Для родителей с сильной редукцией достижений характерно повышение познавательной мотивации при резком снижении значения самоактуализации. Это самые существенные изменения в профилях в связи с редукцией родительских достижений, однако их масштаб гораздо меньше, чем у изменений, приводящих к усилению эмоционального истощения или деперсонализации. Также следует отметить еще более слабые колебания самоуважения, витальной мотивации, альтруизма и нравственности. Еще немного меньше самоуважения, но чуть больше внимания к собственному витальному состоянию и чуть меньше заботы о других, но чуть больше ориентации на социальные нормы - вот противоречивый фон, на котором при полном отсутствии потребности в самоактулизации большое место начинает занимать интерес к познанию, которое, вероятно, становится основным удовольствием. Такого человека больше привлекают путешествия, книги, новости. При этом ему будет свойственно чувство вины, так как он считает свой вклад в воспитание еще меньшим, чем тот есть на самом деле, и обвиняет «непослушного» ребенка, который не хочет учиться.

Полученные результаты объясняют некоторые факты, например:

• то, что выгорание не затрагивает всех сфер жизнедеятельности человека (что было бы связано с характером главенствующих мотиваций), а проявляется только в той сфере, где существуют локальные дисбалансы, не влияющие на другие стороны жизни;

• то, что прямое мотивирование к лучшему выполнению родительских функций, которые связаны с находящимися на вершинах структуры репродуктивной мотивацией и мотивацией к самосохранению, не может изменить ситуацию в случае родительского выгорания, так как эти мотивации уже максимальны, а их повышение может привести к усилению редукции родительских достижений. Изменение баланса возможно за счет перемещения мотиваций из «нижнего этажа» в «средний» (витальная мотивация и самоуважение), за счет «спуска» на менее

значимый уровень нравственности и, как ни парадоксально, в случае эмоционального истощения и деперсонализации - за счет самоактуализации в качестве движущей силы в зоне родительствования; • то, что ряд мотивационных факторов нелинейно связан со степенью родительского выгорания, позволяет выдвинуть гипотезу о различии механизмов формирования средней и высокой степени родительского выгорания и поставить задачу ее проверки в последующих исследованиях. Важным моментом профилактики родительского выгорания в связи с полученными данными о роли познавательной мотивации можно считать интенсификацию эмоционально насыщенного взаимодействия родителя с ребенком и обучение пониманию потребностей ребенка через эмпати-ческое вчувствование с первых месяцев его жизни. Это предотвратит выхолощенный когнитивный подход, приводящий к риску деперсонализациии и редукции родительских достижений, и сделает взаимодействие с ребенком источником удовольствия для родителя, что будет препятствовать тенденции к снижению родительской активности.

Заключение

На основании полученных эмпирических данных можно сделать следующие выводы.

1. Степень родительского выгорания связана с системными особенностями мотивации. При этом наибольшее влияние на развитие родительского выгорания оказывают витальная и нравственная мотивации. Степень выгорания тем выше, чем ниже место витальной мотивации в профиле, и чем выше место нравственной.

2. Системный подход позволяет выделить в структуре мотивации параметры, модулирующие основные тенденции, характерные для современного родителя, и таким образом строить работу на более тонком, согласованном с индивидуальностью уровне: положение познавательной мотивации, самоактуализации и самоуважения в рейтинге мотиваций отражается на уровне родительского выгорания сложным нелинейным образом.

3. Общий вклад мотивационных факторов в риск выгорания можно рассматривать как сумму воздействий различных компонентов.

Литература

1. Ефимова И. Н. Личностные характеристики и особенности эмоциональных и поведенческих проявлений родителей в связи со степенью их эмоционального выгорания // Российский научный журнал (АНО «РИ-ЭПСИ»). 2013. № 4 (35). С. 206-215.

2. Ефимова И. Н. Возможности исследования родительского выгорания // Вестник МГОУ (Серия Психологические науки). 2013. № 4. С. 31-40.

3. Коган Б. М., Дроздов А. 3. Патогенетические механизмы развития депрессивных расстройств // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 46-50.

4. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

5. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 71-76.

6. Рыжов Б. Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 5-24.

7. Рыжов Б. Н. Основы системной психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 6-43.

References

1. Efimova I. N. Personal characteristics and features of emotional and behavioral manifestations of parents in relation to their degree of burnout // Russian scientific journal. M.: ANO «RIEPSI», 2013 № 4 (35). P. 206-215.

2. Efimova I. N. Research opportunities parental burnout // Herald MGOU (Psychological Science Series). 2013. № 4. P. 31-40.

3. Kogan B. M., Drozdov A. Z. Pathogenetic mechanisms in the development of depressive disorders // Systems psychology and sociology. 2013. № 7. P. 46-50.

4. Ovtcharova R. Y Parenthood as a psychological phenomenon: a tutorial. M.: Moscow psycho-social institution, 2006. 496 p.

5. Romanova E. S., Ryzhov B. N. «The Brutus complex» of social orphans // Systems psychology and sociology. 2010. № 1. P. 71-76.

6. Ryzhov B. N. Systems periodization ofthe development // Systems psychology and sociology. 2012. № 5. P. 5-24.

7. Ryzhov B. N. The basis of systems psychology//Systems psychology and sociology. 2010. № 1. P. 6-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.