Научная статья на тему 'Методика синтеза системы управления синхронным двигателем на основе синергетического подхода'

Методика синтеза системы управления синхронным двигателем на основе синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — В Ф. Глазунов, В В. Пикунов, А А. Репин

Представлена методика синтеза системы управления, обеспечивающей высокую точность отработки синхронным электроприводом заданных технологических уставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика синтеза системы управления синхронным двигателем на основе синергетического подхода»

УДК 621.313.323

МЕТОДИКА СИНТЕЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

СИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В.Ф. Глазунов, д. т. н., проф.; В.В. Пикунов, к. т. н., доц.; А.А. Репин, магистр

Представлена методика синтеза системы управления, обеспечивающей высокую точность отработки синхронным электроприводом заданных технологических уставок.

При решении задач комплексной автоматизации промышленного производства все более широкое применение получают электроприводы (ЭП) переменного тока, в том числе и на основе синхронных двигателей (СД).

В последнее время в ЭП малой мощности часто применяют СД, в которых для создания поля возбуждения используются постоянные магниты [1]. Постоянное совершенствование современных микропроцессорных средств сделало возможной программную реализацию весьма сложных законов управления ЭП с синхронными двигателями на постоянных магнитах (СДПМ), в частности законов многоканального (векторного) управления. Теория синтеза многоканального управления, снимающая практически все ограничения по размерности управляемого объекта и характеру нелинейных взаимодействий в нем, получила свое продолжение в рамках синергетического подхода [2].

Развитие этого концептуально нового подхода создало реальные предпосылки к разработке и реализации более эффективных законов управления в управляемом ЭП переменного тока для дальнейшего наращивания его качественных характеристик. В этой связи широкое использование СДПМ в ЭП малой мощности обусловило актуальность применения си-нергетического подхода при синтезе векторных регуляторов для ЭП на базе таких двигателей.

На основе общепринятых допущений и упрощений [3] получим в начале нелинейную математическую модель СДПМ в виде системы дифференциальных уравнений в форме Коши.

В системе координат Ср [4], вращающейся вместе с ротором, с учетом уравнений баланса напряжений обмоток статора, уравнений для компонентов вектора потокосцепления обмоток статора и уравнения движения ротора [3] нелинейная модель СДПМ будет иметь следующий вид:

dY э

dt

С(Юэ

■ = юэ

dt = 2J idiq

did = dt = 1 Ld Ud R - Ld ■ Lq Ld

diq = dt = 1 Lq Ui -R - Lq iq - LLdq i Lq

Рп

2J

Мс

(1)

эл>

ф " п

Lq

где Я - активное сопротивление обмотки статора; , ¡д - индуктивности обмотки статора по осям

С и р; ¡с, ¡д - компоненты вектора тока статора по

осям С и р; ис, Цд - компоненты вектора напряжения статора по осям С и р; юэл - электрическая скорость вращения ротора; у эл - электрический угол поворота ротора; Фпм - потокосцепление постоянных магнитов; рп - число пар полюсов; J - суммарный момент инерции, приведенный к валу двигателя; Мс - статический момент сопротивления на валу двигателя.

Представим (1) в форме пространства состояний

[1]:

x = A(x)x + Bu - GS ,

(2)

где х е Ш - вектор фазовых координат: х1 = Уэл , х2 = юэл , х3 = ¡а , х4 = ¡д ; и ей - вектор управляющих воздействий «1 = Цс, «2 = Цд ; Э = Мс - измеряемое возмущение;

0 0

3рп2 ( _ Ц)

_ я

¡с ¡с

A(x ) =

1 0

0 ф

Т п|

-x4

3р2Фп,

2J

к Ld

Х2

Li

Li

Х2

R_

Lq

B

0 0

0 0

-1 0 Ld

0 1

Lq

G

0

Рп J 0

0

Определим далее типы инвариантов, которые должна отрабатывать синтезируемая система управления СДПМ.

Из синергетической теории управления известно, что совокупность критериев управления или набор желаний проектировщика системы принято выражать в виде соответствующей системы инвариантов [2].

СДПМ как объект управления имеет только два управляющих канала, поэтому для него можно задать не более двух инвариантов. Первым определим технологический инвариант, в качестве которого примем стабилизацию частоты вращения вала двигателя

ф1 = x2 - х20 = 0

(3)

q

J

со

эл

эл

где х20 - заданная частота вращения вала.

Для обеспечения максимального электромагнитного момента при фиксированном токе статора необходимо, чтобы продольная составляющая тока статора ¡^ была равна нулю. Исходя из этого, второй (электромагнитный) инвариант будет выглядеть следующим образом:

ф2 = хэ = 0 .

(4)

Согласно процедуре аналитического конструирования агрегированных регуляторов [2] для модели (2) вводится вектор агрегированных макропеременных 1 2

Ф еМ . Очевидно, что на данном этапе синтеза возможно решение задачи выполнения инварианта (4), тогда вектор макропеременных выбираем в следующем виде [1]

Ф1 = P(x1 +Ф1),

где

Ф1 = [

ф2 Г

ф

x1 =

1

Ф2

Г

Хэ Х4

= рх +

- вектор макропеременных; вектор внутренних управлений;

- числовая матрица.

(5)

; Р = рц р12

_Р21 р22 _

При этом вектор макропеременных (5) должен удовлетворять решению векторного дифференциального уравнения [1]:

Ф1 + Л1Ф1 = 0,

(6)

где Л1 = ^ад^, Х2).

Для обеспечения асимптотической устойчивости решения уравнения (6) необходимо выполнение следующего условия [1]:

>1 > 0 ,

По окончании переходных процессов Ф1 = 0, скорость протекания которых обусловливается величинами Х11 и А,2 , происходит динамическая декомпозиция замкнутой системы [1]. Тогда движение изображающей точки замкнутой системы управления СДПМ будет описываться нелинейным векторным дифференциальным уравнением второго порядка

X1 = A1*1 + B1(x)ф2 - G1» ,

(7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГДе X1 = [ Х2 Г-состояния;

"0 1 0 0

декомпозированный вектор

И

B1(x ) =

эрп2(( - Lq) 2J

" 0 ]

; G1 = рп

L j \

На следующем этапе синтеза для системы (7) вводится макропеременная [1]

Ф2 = Х2 - Х20 ,

(8)

которая должна удовлетворять решению дифференциального уравнения

ф2 +Х2ф2 = 0,

(9)

где Х1 > 0 обеспечивает асимптотически устойчивое решение уравнения (9).

Очевидно, что решением дифференциального

уравнения является Ф2 = 0, из чего следует, что в замкнутой системе при попадании изображающей точки в окрестность многообразия Ф2 = 0 будет выполняться технологический инвариант (3).

Из совместного решения (7) - (9) определим внутреннее управление:

Ф2 =

_2J

Эрп Фпм

( - Х20)-

ЭРп^п,

(10)

Далее, совместно решая (2), (5) и (6) с учетом (10), определим элементы вектора управляющего воздействия:

-(в1 Г

A1(x )x + ^ + Р-1Л1Ф1 v ' dt

(11)

где

A1(x ) =

B1

J_

Ld

0

0 -

0 1

- R_

- Ld

Ldx

- ГХ2

Lq

Lq x

- R_

Lq

0

Lq

Представим (11) после некоторых преобразований в виде системы дифференциальных уравнений:

Ud = Rid - Lqiq ЮЭл - Ld (sn/'d +S12'q )-

-q'qw эл

2X2J

. 2X2J ( ) 2

- Lds12 1Юэл - зР"ф"

_ ЭрпФпм °^тпм

Uq = Фпмюэл + Ldid ю эл + R/q -

- Lq (s21 id + s22iq )-

(12)

- lqs22

- Lq

dt

_2J

3рп Фпм

2A-2 J

3Рп2Фпм

Юэп -®z

!®эп -®z

о-

л )-

ЭРпФп,

_2_

ЭРпФп,

где ю7эл - заданная величина электрической скорости ротора СДПМ;

РиР22?ч - Р12Р21^12 . . Р12Р22 - ) .

-; е12 =-5-и ;

р11р22 - р12 р21 р11р22 - р12 р21

р11р21 ^ -Я.1 к.. = р12 р21^1 - р11р22 ^2

s11 = ■

S21 =■

р11р22 - р12 р21

s22 =

р11р22 - р12 р21

u

пм

L

q

d

Уравнения (12), по сути, и являются искомыми уравнениями нелинейного векторного регулятора, который должен обеспечивать требуемое качество переходных процессов и выполнение СДПМ (1) введенных инвариантов (3) и (4).

При выводе векторных законов управления (12) информация о возмущении 3 (2), фактически представляющем собой момент нагрузки Мс на валу двигателя, полагалась заранее известной. Однако очевидно, что в реальных условиях сколько-нибудь точное прямое измерение момента нагрузки практически невозможно. Это обусловливает необходимость постановки задачи о косвенной оценке Мс .

Метод аналитического конструирования агрегированных регуляторов, являющийся основой теории синергетического управления, позволяет осуществлять идентификацию координат объекта управления при помощи асимптотических наблюдателей состояния и воздействий [2].

В первую очередь для построения наблюдателя Мс необходимо расширить исходное математическое описание объекта управления, дополнив его уравнениями, описывающими реальные возмущения как частные решения некоторых дифференциальных уравнений [2].

Для нашего случая правомерно принять на интервале наблюдения момент нагрузки постоянным. Тогда расширенная система уравнений СДПМ будет выглядеть следующим образом:

Су э

Сюэ,

3 Рп2 ( - Ц )

си с

СИд

СИ

СМс

2^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■1 ис - *

■ /I »\ . —д •

— ис - — С /дЮэл;

Сд +

и

3Рп2Ф,

2J

пм /д - Рц Мс

(13)

си

1 = 0.

ид -

^ - и

с

/бЮэл

Ф

п

-Юя

Представим (13) в виде [2]

у = д(у, V = и(у, у,ы),

(14)

где у - вектор измеряемых координат объекта; V -вектор неизмеряемых координат объекта; и - вектор управления; д(у,х,и), И(у,х,и) - непрерывные нелинейные функции.

Задача синтеза наблюдателя заключается в построении асимптотической оценки вектора V по измеряемым значениям вектора у и известному, как функции времени, вектору и [2].

Для рассматриваемого здесь случая с учетом векторно-матричной модели СДПМ (2) очевидно, что

У = х;

V = 3;

д(у, V, и) = А(х )х + Ви - 03; И(у, х,и) = Сх + йи - Н3,

где С = [0 0 0 0]; й = [0 0]; Н = 0.

Предположим, что для заданных функций д(у, V, и) и И(у, х,и) найдутся такие векторы ф(у, V),

у(у, и) и матрицы Г(у), Цу), что окажется выполненным равенство [2]

ду ^

= Г^^и^ )+у(у,и).

-дУg(y;v;u)+-дVh(y;v;u)-L(y)ф(y,v) =

ду ©V (16)

Тогда задача синтеза наблюдателя сводится к нахождению функций ф(у^), Ц(у), Г(у) и у(у,и), удовлетворяющих соотношению (16), подстановка которых в приведенные ниже уравнения наблюдателя обеспечит требуемую идентификацию вектора V .

Уравнения наблюдателя приведем без вывода [2]:

2 = 1_(у) - Цу)} Г(у)сСу -у(у,и); 0

у

ф(у^)=}Г(у)сСу - 2,

(17)

где V - асимптотическая оценка вектора неизмеряемых координат V объекта.

С учетом (15) уравнение (16) в нашем случае примет вид

дт[А(х)х+Ви -03]-Цу)фМ= ду

= Г(у)А(х)х + Ви - 03] + у(у,и).

Нетрудно проверить, что функции ф(у,v) = 3, 1_(у) = -^ ,г(у) = [0 -1 0 0],

у(у,и)= 3Рп2-<-д).....3Рп2Фпм

(18)

-у 3 У 4 +-

У 4

2^ 2J

удовлетворяют (18). Поэтому уравнения наблюдателя, согласно (17), в обозначениях, введенных для систем уравнений СДПМ (2) и (13), после некоторых преобразований будут выглядеть следующим образом:

г = -

Рп

г + Юэл +

3Рп(-0-

/с/д +

+ 3РпФпм ;

"г _ 'п

Мс = -Юэл - г,

(19)

где Мс - искомая асимптотическая оценка момента нагрузки на валу СДПМ.

= со

эл

и

д

J

2

2

Очевидно, что совокупность систем уравнений (1), (12) и (19) представляет собой полную нелинейную динамическую модель замкнутой синергетической системы управления СДПМ.

Результаты расчета динамических характеристик разработанной модели, полученные в среде БтиПпк МАТ1_АВ 6.5, представлены на рисунке.

Расчет проводился при следующих параметрах СДПМ, системы управления и нагрузки:

R = 39,81 (Ом) Ld = 7,757 (мГн) Lq = 6,5 (мГн) ФПм = 0,061 (Вб) Рп = 4;

J = 1,247 • 10-4 (кг • м2 ) Mc = 0,01 (Н • м)

Л,1-, = 30; Л2 = 40; Л2 = 20; Р11 = 1; Р12 = 3; Р21 = 3; Р22 = 1.

Выводы

1) Синтезированная синергетическая система управления синхронным двигателем удовлетворяет введенным инвариантам и с высокой точностью отрабатывает заданные технологические уставки.

2) Принцип управления, совмещенный с идентификацией, позволяет обеспечить астатизм по скорости электродвигателя, то есть практически полную инвариантность к возмущениям нагрузки на его валу.

3) Синергетический подход, в отличие от классических методов теории управления, позволяет осуществлять высокоэффективное, «не силовое» управление, согласующееся с существенно нелинейной и многосвязной структурой синхронного электропривода.

Список литературы

1. Синергетическое управление нелинейными электромеханическими системами / А.А. Колесников, Г.Е. Весе-лов, А.Н. Попов и др. - М.: Фирма «Испо-Сервис», 2000. -248 с.

2. Колесников А.А. Основы теории синергетического управления. - М.: Фирма «Испо-Сервис», 2000. - 264 с.

3. Глазунов В.Ф., Пикунов В.В., Митрофанов А.С.

Математическая модель синхронного двигателя с постоянными магнитами на роторе: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6 / Под ред. А.С. Карандаева, К.Э. Одинцова. - Магнитогорск: МГТУ, 2002. - С. 40-48.

4. Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин: учеб. для вузов по спец. «Электромеханика». - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1994. -318 с.

Результаты расчета динамических характеристик математической модели электропривода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.