УДК 316.47
ББК 60.524.228-422.8
В 12
З.Ю. Вагидов,
соискатель кафедры социологии и социальной работы Ессентукского института
управления бизнеса и права, г. Ессентуки, тел. 8 928 812 35 01.
Методика сбора и анализа эмпирического материала по конфликтогенной коммуникации
(Рецензирована)
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, связанные с анализом конфликтного слоя межличностных отношений. Полученные результаты позволяют судить об общем эмоциональном фоне деятельности в группе отдельного индивида и группы в целом. Значимость этого анализа определяется высокой степенью влияния на работоспособность индивида и группы по направлению эмоциональных переживаний, связанных с пребыванием индивида в коллективе.
Ключевые слова: межличностные отношения, социометрический метод,
социометрический тест, многомерный статистический анализ, коммуникативное состояние малых групп, конфликтогенное состояние.
Z.Yu. Vagidov,
Competitor for Candidate degree of Sociology and Social Work Department of the Essentuki
Institute of Management of Business and the Law, Essentuki, ph. 8 928 812 35 01.
Technique of collection and analysis of empirical material on conflictogenic communication
Abstract: The paper addresses the problems related to the analysis of interpersonal conflicts. The obtained results allow the author to judge about the general emotional background of activity of the separate individual in group and group as a whole. The importance of this analysis is defined by high degree of influence on working capacity of the individual and group in connection with the emotional experiences related to the stay of the individual in group.
Keywords: interpersonal relations, a sociometric method, the sociometric test, the multidimensional statistical analysis, a communicative condition of small groups, conflictogenic condition.
Направления бесконфликтного воздействия на конкретного члена группы определяются характеристикой структуры межличностных отношений и формулируются по окончании тестирования в виде индивидуальных рекомендаций. С помощью оценки уровня развития личностных взаимоотношений с группой можно составить косвенную характеристику ее реального климата, с точки зрения личного самочувствия отдельных индивидов. Решая тем самым одну из важнейших задач поверхностного анализа межличностных отношений, индивид, являясь членом группы, взаимодействует с другими ее членами в различных сферах жизнедеятельности.
Анализ конфликтных межличностных отношений может быть осуществлен тестовыми методами, социометрическими методами, методами многомерного статистического анализа. Основы применения тестовых методик достаточно хорошо описаны в специальной литературе, ниже более подробно остановимся на количественных методах анализа межличностных отношений.
По мнению современных авторов, в основу определения состава, взаимосвязи и последовательности анализа социологических характеристик малых групп должен быть положен деятельностный подход, предполагающий последовательный анализ их структурных параметров, отвечающих принятой стратификации их состояния. Важность социологического анализа их структурных характеристик определяется потребностями практики управления коммуникативными состояниями малых групп и их коррекции.
Учитывая объективные недостатки применяемых в настоящее время методов диагностики конфликтности, в данной статье излагаются теоретические основы формализации процедур оценки микрогруппового социального конфликта с позиций теории социологического представительства. Такой подход позволяет при проведении опросов респондентов ставить перед ними более сложные и информационно-насыщенные вопросы, затрагивающие всю гамму возможных взаимоотношений между потенциально конфликтными сторонами. Ответы на эти вопросы содержат гораздо более развернутую и достоверную информацию о ценностных ориентациях и межличностных отношениях в коллективе, чем в случае использования традиционной диагностики.
На основе обобщения и развития теории статистических характеристик референтных малых групп на случай искажения ответов респондентов мы рассматриваем следующие методы социологического анализа статистического материала конфликтности в референтной группе:
1. Метод поверхностного анализа сложившихся в группе межличностных отношений, учитывающий нечеткость ответов респондентов, позволяющий на первом этапе определить причины негативного отношения группы к индивиду или наоборот, если противоположная тенденция отношений имеет место. Этот первичный анализ эмоциональных отношений проводится на основе применения модифицированных социометрических методик, учитывающих, в отличие от традиционно используемых методов, нечеткость ответов респондентов. Он базируется на изложенных в работах ряда авторов методе комплексного статистического анализа нечетких отношений конфликтных предпочтений респондентов друг к другу, а также методе анализа многомерных рядов массивов нечетких социометрических данных [1].
2. Метод анализа причинно-следственных связей множества сфер взаимодействия индивидов в малых группах.
3. Метод дифференциации межличностных отношений в группе и анализа особенностей индивидов, объясняющий сложившиеся на уровне эмоционального взаимодействия отношения в группе с точки зрения индивидуально-личностных различий респондентов.
Анализ конфликтного слоя межличностных отношений позволяет судить об общем эмоциональном фоне деятельности в группе отдельного индивида и группы в целом. Значимость этого анализа определяется высокой степенью влияния на работоспособность индивида и группы эмоциональных переживаний, связанных с пребыванием индивида в коллективе. Структура этих эмоциональных отношений неоднородна. Ее анализ дает возможность выявить глубинные причины эмоционального дискомфорта отдельной личности и скорректировать систему межличностных отношений с целью устранения этого недостатка. Наиболее широко для этих целей используются методы социометрии.
Социометрический метод получил широкое распространение в настоящее время при изучении малых групп. Он позволяет дать общее описание взаимоотношений, возникающих в любой учебной группе, выявить лидеров (социометрические эталоны), сделать предположения о стиле лидерства и о мере организованности группы. Технология проведения социометрического анализа включает в себя процедуры получения социометрической матрицы, вычисления социометрических индексов и интерпретации полученных результатов.
Социометрический тест - один из социологических методов изучения конфликтных межличностных отношений в референтной группе на основе матрицы выбора
(предпочтения).
Социометрический тест проводится в малой группе для изучения индивидуальных мнений и формального сведения этих мнений в некую структуру группы. При исследовании статистики конфликтности правильнее было бы говорить о методе исследования малых референтных групп.
Данный этап исследования межличностных отношений в группе состоит в том, чтобы на основе многомерного статистического анализа массива выборочных данных социометрического опроса респондентов выявить индивидов с деструктивными эмоциональными отношениями, определить их направленность (от индивида к группе или от группы к индивиду) и внутренние причины их появления. В качестве последних рассматриваются следующие: срок пребывания индивида в группе, его восприятие или невосприятие группы как некоего субъекта деятельности; восприятие или невосприятие большинством членов группы данного индивида и т.п. Ясно, что такая информация может быть полезна для анализа конфликтных состояний групп на ранней стадии их формирования и развития.
По мере развития группы и превращения ее в сплоченный, целенаправленный коллектив конфликтность взаимных оценок респондентов снижается. Наличие подобной общей тенденции изменения параметров взаимных оценок объясняется также тем, что по мере развития групповой структуры расширяются и углубляются коммуникационные связи членов группы. В результате усиливается процесс взаимного узнавания, а мнения людей о возможности или невозможности установления деловых и прочих контактов приобретают все более полярные значения. При определенном уровне их значений взаимные оценки отдельных членов группы становятся четкими.
Неформальные отношения между членами группы в процессе профессиональной деятельности формируют особую атмосферу внутригруппового взаимодействия, которая в большей или меньшей степени способствует раскрытию потенциальных возможностей индивидов. Основываясь на понимании деятельности как основы развития межличностных отношений и взаимодействия членов группы в процессе решения профессиональных задач, можно предполагать наличие жесткой взаимосвязи деятельности и характера межличностных отношений в группах. Это позволяет рассматривать профессиональную деятельность в качестве важнейшего механизма регуляции конфликтности малых групп.
Статусно-ролевые противоречия фиксируют признание каждым членом группы внутреннего ролевого распределения, определяемого как структурой формальных субординационных связей, так и характером сложившихся межличностных отношений. Наличие этого факта свидетельствует также о стабильности межличностных отношений в группе и возможности дальнейшего анализа неформальных взаимодействий индивидов в деятельности. Основу этого более глубокого анализа составляют методы оценки степени интеграции делового и эмоционального компонентов взаимодействия, позволяющие судить о глубинных механизмах поведения членов группы.
Ролевые критерии лидерства могут использоваться для анализа групповой структуры неформальных взаимоотношений членов группы (направленность критерия от отдельного индивида к группе).
Если рассмотреть такие же ролевые критерии в прямо противоположном направлении, т.е. от группы к индивиду, то получаемая в результате такого ролевого анализа структура будет отражать воображаемые (интуитивно ощущаемые) каждым членом группы неформальные отношения в коллективе. В этом случае совпадение таких структур будет свидетельствовать о наличии осознаваемой индивидумами дифференциации ролевой иерархии влияний в группе.
Реализация данной схемы анализа достигается путем проведения соответствующего опроса респондентов по всем анализируемым сферам их взаимодействия. Форма опроса респондентов может быть представлена в следующем виде: «Если Вы решаете такую-то задачу, то кого из членов Вашей группы Вы попросили бы участвовать в ее решении и с
какой степенью Вы учитывали бы его мнение»? Содержание вопроса должно быть таким, чтобы респондент сам выступал в роли лидера.
Практическая значимость подобного анализа связана с тем, что уровень осознания ролевых критериев лидерства связан с успешностью профессиональной деятельности и, кроме того, дает возможность оценить степень осознанности межличностных выборов в системе неформальных отношений в группе. В целом подобный анализ в первом приближении позволяет оценить уровень развития группы.
Более подробный анализ неформальных и конфликтных отношений в группе связан с оценками типологии деловых и эмоциональных взаимоотношений индивидов.
Разнообразные количественные характеристики поверхностного анализа межличностных отношений в группе дают возможность на основе внешнего восприятия оценить конфликтогенное состояние группы и отдельных индивидов в ней.
При этом внутренние, индивидуальные причины сложившихся между индивидами взаимоотношений в группе остаются за пределами анализа. А именно они, с точки зрения органа управления группой, составляют ту информационную основу, которая позволяет раскрыть глубинное конфликтологическое содержание отношений между индивидами. Оценить степень их конфликтности, выяснить роль индивида в формировании социального климата в группе, его положение в коллективе, степень соответствия его сознания социально желательным проявлениям учебно-служебных отношений и т.п.
Анализ характера всего спектра конфликтных взаимодействий является важнейшей задачей оценки внутреннего состояния как отдельного члена референтной группы, так и группы в целом. Важнейшими вопросами, решаемыми на этом этапе анализа, являются внутренние оценки самочувствия в группе каждого индивида (оценки «актуального Я») и оценки отдельного индивида, характера его личного взаимодействия с группой (оценки «актуального Я в группе»).
Социометрия конфликтности предназначена для оценки структуры межличностных отношений на индивидуальном уровне в целях определения направлений педагогического и воспитательного воздействия на конкретного члена коллектива. Рассматриваемые методики позволяют изучать:
индивидуальную ценностную структуру взаимоотношений индивида в первичном коллективе;
сравнительные особенности взаимоотношений в разных первичных коллективах в зависимости от сфер жизнедеятельности, т.е. детерминацию взаимоотношений характером деятельности группы;
структуру взаимоотношений вертикального и горизонтального уровней конфликтности в группе.
В одной сфере жизнедеятельности социальное самочувствие как реакция на социально-конфликтные преобразования климат может быть лучше, чем в другой. Поэтому возникает проблема сравнительного анализа особенностей взаимоотношений в различных сферах деятельности индивида - учебы и службы, иной деятельности.
В микросоциологии сферы жизнедеятельности и число типов взаимоотношений устанавливаются в зависимости от задач конкретного исследования.
Конфликтность каждого члена группы исследуется в двух плоскостях: а) по типам взаимоотношений; б) по сферам жизнедеятельности. Объектом исследования является конкретный индивид в данной группе, предметом исследования - степень удовлетворенности взаимоотношениями каждого члена группы с остальными членами.
В соответствии с известной методикой, разработанной В.В. Бойко, А.Г. Ковалевым, В.Н. Панферовым, в основу градации ответов может быть положен принцип определения респондентами частоты проявления межличностных отношений различных типов в различных сферах.
Для выяснения частоты проявления тех или иных типов взаимоотношений (в зависимости от формулировки вопроса) предлагается свободная биполярная шкала оценок от
(-2) до (+2) с двумя фиксированными крайними точками: (-2) - взаимоотношения не проявляются;
(+2) - взаимоотношения проявляются всегда. При автоматизированной обработке данных в целях использования графического способа отражения результатов введены еще две дополнительные фиксированные позиции:
(-1) - взаимоотношения проявляются редко; (+1) - взаимоотношения проявляются часто. Подобная градация частоты проявления тех или иных взаимоотношений соответствует альтернативной природе межличностного общения, в развитии которого всегда преобладают либо положительные, либо отрицательные тенденции. Показатель частоты проявления взаимоотношений оценивается и в социометрии, однако механизм выделения этого показателя отличается от механизма, применяемого в данной методике. Социометрический индекс групповой сплоченности (т.е. частоты проявления взаимоотношений), измеряемый в процентах, отражает общее для группы состояние удовлетворенности или неудовлетворенности пребыванием в коллективе, лишь косвенным путем отражая индивидуальные оценки.
В основе оценки состояния индивида в группе лежит анализ типологии горизонтальных взаимодействий с членами группы, относящимися к одному уровню иерархии в системе формальных отношений, и вертикальных (субординационных) взаимодействий в группе, отнесенных к отдельной ситуации конкретного конфликта.
Чтобы выразить количественно альтернативные тенденции в оценке межличностных отношений, респонденту предоставлен диапазон оценок от (-2) до (4-2). Характер свободной шкалы оценок позволяет выразить количественную определенность взаимоотношений и применить известные в вариационной статистике математические показатели.
С точки зрения практического использования результатов методики наибольшую значимость имеет качественная интерпретация количественных границ измерения, которая позволяет при необходимости добавить количество промежуточных фиксированных точек или расширить диапазон шкалы.
Четыре интервала шкалы интерпретированы следующим образом: от (-2) до (-1,1) - взаимоотношения в конкретной сфере деятельности имеют высокий уровень развития отрицательных тенденций;
от (-1,1) до (-0,1) - взаимоотношения в конкретной сфере деятельности имеют невысокий уровень развития отрицательных тенденций;
от (+0,1) до (+1,1) - взаимоотношения в конкретной сфере деятельности имеют невысокий уровень развития положительных тенденций;
от (+1,1) до (+2) - взаимоотношения в конкретной сфере деятельности имеют высокий уровень развития положительных тенденций [2].
Опыт диагностики межличностных отношений при изучении учебных групп показал, что структура групп не стереотипна и что значительный отпечаток на характер межличностных отношений группы накладывают индивидуально-личностные особенности отдельных ее членов. В то же время любая группа несет в себе отпечаток того вида деятельности, который формирует определенную общность установок всех ее членов. При этом очень важно понять, почему именно так сложилась эта структура отношений, и какие личности ее сформировали.
В процессе взаимодействия с внешней средой личностные свойства индивида проявляются в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых для него членов коллектива на уровне осознанного самоконтроля, а также с символикой социальной идентификации.
В рассмотренных моделях выделены элементы, включающие в себя актуальные механизмы статистической и эмпирической оценки результатов собственной и групповой деятельности индивидов, позволяющие отдельным членам группы испытывать внутреннюю
удовлетворенность или неудовлетворенность от результата их деятельности и пребывания в группе.
Примечания:
1. Лененко Т.Н. Социометрия как метод сравнения уровня организации традиционного и контекстного обучения // Методология и практика: материалы симпозиума. М., 2005. С. 149-154.
2. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С.А. Багрецов, В.М. Львов [и др.]. СПб., 2004.