Научная статья на тему 'Методика реинжиниринга процессов материального обеспечения'

Методика реинжиниринга процессов материального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / LOGISTICS / THE SYSTEM OF LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зажаев Андрей Геннадьевич

В данной статье представлено описание методики реинжиниринга бизнес-процессов материального обеспечения, позволяющей повысить эффективность снабженческих процессов за счет сокращения затрат на их осуществление и повышения качества обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of reengineering processes logistics

This article describes the methodology of business process reengineering of equipment, allowing more effective procurement process by reducing their costs and improve security.

Текст научной работы на тему «Методика реинжиниринга процессов материального обеспечения»

А.Г. ЗАЖАЕВ

Андрей Геннадьевич ЗАЖАЕВ — преподаватель Вольского военного института тыла (г. Вольск Саратовской области).

В 1996 г. окончил Вольское высшее военное училище тыла по специальности инженер-экономист.

Автор 10 публикаций.

Область научной специализации — логистика, экономика материально-технического снабжения.

^ ^ ^

МЕТОДИКА РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ*

Реинжиниринг бизнес-процессов (англ. business process reengineering) представляет собой фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами. Смысл реинжиниринга бизнес-процессов заключается в последовательном выполнении двух основных операций. Первая предполагает определение оптимального (идеального) вида бизнес-процесса, а вторая - определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т. п.) способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный [4].

Реинжиниринг бизнес-процессов используется в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности хозяйствующего субъекта: при радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые, более эффективные, и при решении других важных вопросов. Предприятиям (организациям) в целях удержания достигнутых рыночных позиций необходимо постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. В большинстве случаев для этого прибегают к консалтингу, который базируется на прошлом опыте, суждениях специалистов, готовых апробированных решениях, эвристических оценках, сопоставлении мнений и другой информации.

Однако можно использовать и альтернативный путь — инженерную деятельность. Такой подход гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга, который позволяет контролировать полноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Этот подход основан на концепции и методах реинжиниринга бизнес-процессов. Проведенные исследования в данной области [3] показывают, что реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо некардинальное увеличение показателей деятельности компании (предприятия). В этом случае используются более традиционные методы (от методов нематериального стимулирования труда до проведения организационно-экономических целевых программ повышения качества выпускаемой продукции, выполнения работ и др.), применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании путем радикального перехода от старых методов управления к новым.

Анализ базового определения реинжиниринга, введенного М. Хаммером [4], содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс». Отталкиваясь от ключевого слова «процесс», имеющего, по нашему мнению, наиболее важное значение в определении понятия «реинжиниринг», рассмотрим сущность «бизнес-процесса». Под бизнес-процессом понимается действие (совокупность отдельных действий) предприятия, заканчивающееся созданием продукции (услуги), необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить потребителю такую продукцию (услугу), которая максимально удовлетворила бы его запросы по стоимости, сервису, качеству и другим важным критериям.

ГРНТИ 81.88.51 © А.Г. Зажаев, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.

Чтобы обосновать необходимость применения метода реинжиниринга в системе материального обеспечения, следует сравнить существующую структуру обслуживающих подразделений с предлагаемой моделью, выявить недостатки функционирования существующих функциональных подразделений и определить пути повышения экономической эффективности нового проекта. Для придания конкретности дальнейшим рассуждениям мы провели анализ конкретной системы материального обеспечения — системы обеспечения вещевым имуществом высшего военного учебного заведения — с позиций реинжиниринга бизнес-процессов (см. рис. 1).

Условные обозначения:

-существующий вариант

---альтернативный вариант

Рис. 1. Варианты взаимодействия в исследованной системе материального обеспечения

Возникает вопрос, насколько эффективна данная схема в современных условиях? Дело в том, что существует множество переменных, от которых непосредственно зависят показатели выполнения поставленных задач. Наиболее значимыми взаимосвязанными показателями экономической эффективности в функционировании системы материального обеспечения являются: эффект — затраты — время. Анализируя эту схему, можно с уверенностью сказать, что любой из показателей эффективности напрямую зависит от функциональности всех задействованных в процессе элементов. Так, например, заказчику в кратчайшие сроки необходимо получить продукцию (услугу), которая должна быть изготовлена (предоставлена) исполнителем 2-го уровня, под которым в данном случае мы понимаем любое подразделение вещевой службы, например вещевую ремонтную мастерскую.

В качестве показателя эффективности выберем время от момента поступления заказа до момента получения результата. Данный показатель будет состоять из суммы времени, затраченного на каждом объекте для производства операций (учетных, технических и др.):

Т = (Тх X лга + Т2 X лг&... + т„ X ); при 0, (1)

где Т — общее время, затрачиваемое на выполнение заказа; Т12^п — время, затрачиваемое на выполнение одной операции на соответствующем объекте о ; ~Ып — количество операций, выполняемых на одном объекте

о •

Следует отметить, что особенность применения рассматриваемой схемы заключается в том, что если хотя бы один из объектов или даже один из элементов одного объекта окажется нефункциональным (ввиду временного отсутствия должностного лица, низкой квалификации отдельных исполнителей и проч.), система работает неэффективно. В некоторых случаях поставленные задачи могут и вовсе не решаться. Таким образом, существующая модель имеет ряд серьезных недостатков, которые в значительной степени снижают показатели ее экономической эффективности, что в современных экономических условиях является недопустимым. К таким основным недостаткам можно отнести:

1) сравнительно продолжительный период времени, затрачиваемый на выполнение заказа или предоставление услуги;

2) значительное количество операций, выполняемых на каждом объекте вещевой службы;

3) отсутствие возможности принимать самостоятельные решения на каждом из объектов, что в экстремаль-

т. д.

Таким образом, подвергнув анализу представленную структурную схему, можно сделать вывод об ее низкой эффективности. Несмотря на устоявшиеся традиционные методы производства операций или решения задач подразделениями вещевой службы, они не отвечают требованиям современной экономики, где первостепенное значение придается таким показателям, как быстрота и мобильность, максимальный целевой и экономический эффект. В рамках концепции радикальных изменений представим, что существующая структура, отраженная на рис. 1, будет заменена на гражданскую организацию (управляющую компанию). При этом новая организационная система будет заниматься решением задач, характерных для вещевой службы, но методы ее работы будут отличаться от принятых в настоящее время.

Шаг № 1. Разработка и утверждение исходного типового графа

Принятые обозначения:

А - расчет времени и принятие решения

В - отдача распоряжений

С - доведение информации до подразделений

Б - оформление документов

Е - дообеспечение и замена обмундирования

I - подготовка подразделений

Н - организация взаимодействия

К - выдача имущества

Ь - производство учетных операций

М - доклад о выполнении

Условие: Т = (Т, * N в1 + Т2 * N в, ... + Тп * N в, ); при Т ^ 0,

где Т - общее время , затрачиваемое на выполнение заказа

Т, 2 - время , затрачиваемое на выполнение одной операции на соответствующем объекте в

N

в:, 2

количество операций, выполняемых на одном объекте в

Шаг № 2. Поэтапное заполнение и корректировка сетевого графа

(Ранний срок наступления события

Поздний срок наступления события

Принятые обозначения :

Хп - условное обозначения события работ 1: - срок выполнения работ (мероприятий ) ^: - полный резерв времени

Условие:

Проводится расчет пропорционального сокращения продолжительности всех работ :

Т - Т

а = Т2рг—-; при Ткр > Тд ,

Т кр

где Т - критическое время организации подготовки к выполнению задачи Тд - директивное время О - доля сокращения продолжительности выполнения операций

Шаг № 3. Анализ рассчитанного рабочего графа и принятие решения

Условие:

На итоговом графе выделяются критические работы, т. е. те, которые не имеют ни полного, ни свободного резерва времени. Именно на сроки выполнения этих работ следует обратить особое внимание исполнителям, ответственным за осуществление комплекса мероприятий в рамках вещевого обеспечения военных потребителей.

При наличии возможности руководитель может увеличить продолжительность выполнения отдельных работ за счет свободных резервов без нарушения установленного срока подготовки и без ущерба для сроков выполнения остальных запланированных мероприятий.

Рис. 2. Структурная схема предлагаемой методики реинжиниринга процессов вещевого обеспечения

Чтобы доказать свою эффективность и функциональность в условиях конкурентной борьбы, данная компания должна будет постоянно предпринимать определенные шаги для повышения уровня своей производительности. Проблемы повышения эффективности производства операций, усиления конкурентоспособности результативно можно решить при помощи подходов, базирующихся на реинжиниринге бизнес -процессов. Проект реинжиниринга процессов материального обеспечения может быть осуществлен с использованием общей методики [1, 2 и др.], включающей четыре этапа.

I. Разработка образа-видения будущей организации процессов. На этом этапе строится общая картина того, как следует развивать систему материального обеспечения, чтобы достичь стратегических целей ее функционирования.

II. Анализ существующей организации деловых процессов (проводится исследование компании и составляются схемы ее работы в настоящий момент).

III. Разработка новой модели организации бизнес-процессов (создаются новые и (или) изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы).

IV. Внедрение проекта нового бизнеса.

Применительно к исследованной нами системе материального обеспечения была адаптирована указанная методика и конкретизированы отдельные ее элементы. Структурная схема предложенной методики реинжиниринга процессов вещевого обеспечения военного учебного заведения на основе замены специализированных воинских подразделений гражданскими структурами приведена на рис. 2. Частичное внедрение ее в практику материального обеспечения в рамках экспериментальной апробации показало, что предложенная методика обладает достаточно высокой эффективностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин В.Е. Логистические стратегии реорганизации цепей поставок строительных материалов // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3.

2. Делюкин Л.А. Моделирование логистических процессов в продовольственных сетях в условиях движения товаров через распределительные центры // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3.

3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и современные информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. 336 с.

4. ХаммерМ., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 332 с.

А.А. ЗАЙЦЕВ

Андрей Александрович ЗАЙЦЕВ — адъюнкт Военной академии тыла и транспорта.

В 2004 г. окончил Вольский филиал Военной академии тыла и транспорта.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — логистика, экономика материально-

технического снабжения.

^ ^ ^

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ*

Система материально-технического обеспечения (МТО) относится к категории сложных систем, состоящих из ряда структурно-функциональных элементов, которые выполняют определенные задачи [1; 2 и др.]. Рассмат-

ГРНТИ 81.88.51 © А.А. Зайцев, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. М.И. Козина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.