Научная статья на тему 'Методика реализации комплекса педагогических условий в процессе формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности'

Методика реализации комплекса педагогических условий в процессе формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика реализации педагогических условий / использование информационных технологий в профессиональной деятельности / специалист по социальной работе / educational environment complex procedure / to employ information technology in a professional career / social work professionals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Татьяна Егоровна, Олейник Елена Викторовна

В статье представлена методика формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, а также рассмотрена реализация и содержательная характеристика комплекса педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Татьяна Егоровна, Олейник Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Environment Complex Procedure for Training Social Work Professionals to Employ Information Technology in a Professional Career

The article deals with the problem of educational environment methodology employed in the process of training social work majors to employ information technology in a professional career. It also covers contents and implementation aspects of educational environment complex.

Текст научной работы на тему «Методика реализации комплекса педагогических условий в процессе формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности»

УДК 371.3

ББК С9

Климова Татьяна Егоровна

доктор педагогических наук, профессор г. Магнитогорск

Олейник Елена Викторовна

преподаватель г. Магнитогорск

Klimova Tatyana Egorovna

Doctor of Pedagogics,

Professor Magnitogorsk

Oleynik Elena Victorovna

Lecturer Magnitogorsk

Методика реализации комплекса педагогических условий в процессе формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в

профессиональной деятельности

Educational Environment Complex Procedure for Training Social Work Professionals to Employ Information Technology in a Professional Career

В статье представлена методика формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, а также рассмотрена реализация и содержательная характеристика комплекса педагогических условий.

The article deals with the problem of educational environment methodology employed in the process of training social work majors to employ information technology in a professional career. It also covers contents and implementation aspects of educational environment complex.

Ключевые слова: методика реализации педагогических условий, использование информационных технологий в профессиональной деятельности, специалист по социальной работе.

Key words: educational environment complex procedure, to employ information technology in a professional career, social work professionals.

В ходе теоретического осмысления проблемы нами было выдвинуто предположение о том, что формирование у будущего специалиста по социальной работе готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности будет осуществляться более эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий:

1) использования информационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе;

2) реализация междисциплинарных связей, направленных на интеграцию знаний в области информационных технологий и специально-профессиональных дисциплин;

3) практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки специалистов по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

В современной научно-педагогической литературе понятие «методика» рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле методика -это отрасль педагогической науки, предметом которой является сложный педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования-самообразования личности. Методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем. Понимание методики в узком смысле связано с конкретной педагогической деятельностью, имеющей в своей основе целенаправленный комплекс методов, приемов и средств, обеспечивающих решение педагогических проблем (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, и др.).

Отметим, что под методической системой или целостной методикой понимают единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа или типа обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития. В методической системе методы, приемы и средства выступают способами (методическими механизмами) реализации цели и содержания на конкретных этапах педагогического процесса (В .И. Загвязинский).

Решение проблемы разработки методики реализации педагогических условий, способствующих эффективному формированию готовности будущего специалиста, заключается не в изолированном подборе методических механизмов для каждого условия, а в построении целостной методики, т.е. определенной методической системы.

Любая методика проектируется и реализуется на базе определенных принципов. Основными принципами нашей методики выступают принципы междисциплинарной интеграции, гибкости, деятельности, технологичности, контекстности, а также принципы имитационного моделирования и конструктивного взаимодействия.

В состав методики, реализующейся на выделенных выше принципах, входят: содержание, методы, приемы, формы и средства, которые используются для достижения задач на этапах процесса формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Содержание интегрирует в себе дисциплины таких блоков, как общих математических и естественно-научных, общепрофессиональных и специальных, а также курс по выбору (спецкурс) «Информационные технологии в социальной работе с различными категориями населения». Параметрами методики являются: задачи этапов, методические механизмы комплексной реализации педагогических условий, лидирующий вид деятельности студентов и ее содержание на конкретном этапе, ведущие методы и формы этапов. Содержание методики формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности представлено в табл. 1.

Рассмотрим методические особенности реализации выделенных педагогических условий в рамках предлагаемой нами методики.

Выполнение первого условия - использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе - мы связали с реализацией контекстного принципа. При обосновании данного педагогического условия мы выделили виды

деятельности будущих специалистов по социальной работе в вузе, обеспечивающие целостное погружение будущего специалиста в подготовку к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий: учебно-познавательная, научно-исследовательская,

производственная практика.

Таблица 1.

Содержание методики формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий

в профессиональной деятельности

Обобщающе-

Параметры Базовый этап Аккумулирующий этап стабилизирующий

методики (I - II курс) (III - IV курс-спецкурс) этап

курс)

Принципы междисциплинарной интеграции, системности, деятельности, проблемности, технологичности, гибкости, контекстности, имитационного моделирования,

конструктивного взаимодействия

Задачи этапа обеспечить овладение систематизировать, углубить знания;

будущим специалистом расширить и углуб ить совершенствовать

базовыми знаниями и базовые теоретические формируемые

умениями, необходимыми знания об умения; в реальных

для использования использовании условиях получить

информационных информационных информацию об

технологий; сформировать технологий в уровне готовности

у студентов установку на профессиональной будущих

значимость данного вида деятельности, специалистов к

деятельности; полученные на первом использованию

познакомить студентов с этапе, информационных

методикой диагностики совершенствовать технологий в

уровня готовности к формируемые профессиональной

использованию профессиональные деятельности;

информационных умения, обеспечить обеспечить

технологий в дальнейшую работу дальнейшую работу

профессиональной студентов по студентов по

деятельности и включить самодиагностике самодиагностике

их в процесс уровня готовности к уровня формируемой

самодиагностики; использованию готовности; включить

формировать информационных в исследовательскую

профессиональные технологий в деятельность

умения; выработать профессиональной теоретико-

ориентировочную основу деятельности; экспериментального

действий по решению включить в характера (выпускная

профессиональных задач исследование проблемы использования информационных квалификационная работа)

технологий в социальной сфере (курсовая работа)

Методические механизмы а) скоординированное преподавание блоков обще математических и естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; б) обобщение, углубление и систематизация знаний в рамках курса по выбору (спецкурса); в) предъявление информации в виде комплекса задач и заданий с поддерживающими их алгоритмами выполнения конкретных действий; г) подбор форм и методов обучения в зависимости от лидирующего вида деятельности, а также с учетом уровня формируемой готовности; д) конструктивное достижение целей, четкое проектирование задач на каждом этапе; е) интеграция теории и практики.

Лидирующий вид деятельности студентов учебная деятельность научно-исследовательская деятельность производственная практика

Содержание деятельности студентов работа в системе «теория -практика - теория» в процессе решения профессиональных задач по алгоритмам в ходе изучения дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в социальной сфере» работа в системе «теория - практика -теория» в процессе решения интегративных задач в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин, дисциплин специализации и курса по выбору «Информационные технологии в социальной работе с различными категориями населения» работа в системе «практика - теория -практика - теория» в процессе решения интегративных задач, решение рефлексивных задач по самостоятельно разработанным алгоритмам; корректировка программы профессионального саморазвития

Ведущие методы объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, рефлексивный; дискуссии, разыгрывание ролей, творческие доклады, анализ ситуаций, учебная игра частично-поисковый, исследовательский, творческие доклады, деловые и ролевые игры, метод проектов, дискуссии, микроисследование, методы творческого решения задач, контекстно-рефлексивные анализ ситуаций, метод проектов, диагностические, методы интерпретации творческих достижений, экспертных оценок, консультации, методы принятия решения, методы научного оформления результатов практической деятельности, контекстно- рефлексивные

Ведущие формы лекции (объяснительно -иллюстративные, проблемные), лекция с заранее запланированными ошибками, практические проблемные лекции, проблемные семинары и практикумы, семинары, учебные проекты, работа над индивидуальной научно- научно-практические семинары, самостоятельная работа над научным исследованием (выпускная

семинары, лабораторные занятия, самостоятельная работа над индивидуальной темой, тренинги исследовательской темой, игровые имитации, соконсультации, научно-практические конференции, тренинги квалификационная работа), «круглый стол», итоговая конференция

Наш эксперимент показал, что применение информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе совершенствует доступность и качество образования, так:

1) появляются новые формы представления информации: непосредственная, живая или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графическое изображение, анимацию, звук и видеофрагменты, передается с помощью сети Интернет или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски, флэш-карты;

2) используются новые библиотеки: возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов, Интернет в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени;

3) применяются новые формы учебных занятий: появилась совершенно новая возможность асинхронной, но в то же время совместной работы студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинарских и лабораторных занятий, что позволяет лучше раскрыть возможности каждого студента;

4) внедряются новые структуры образования: прилагаются как административные усилия, так и подбор дополнительных штатов, обеспечивающих функционирование научных лабораторий, особое внимание уделяется наличию таких специалистов, которые обладают необходимой компетентностью для внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Использование информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе является очень актуальным. В рамках профессионального обучения одновременно реализуется и подготовка будущих специалистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Эта двойственность повышает уровень подготовленности студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Выполнение второго условия - реализация междисциплинарных связей, направленных на интеграцию знаний в области информационных технологий и специально-профессиональных дисциплин - мы связали с реализацией принципа междисциплинарной интеграции, предполагающего, что в контексте нашего исследования стержневой проблемой формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности является соответствующее содержание образования. Его проектирование осуществлялось нами на основе междисциплинарных связей комплекса учебных дисциплин, так или иначе обеспечивающих подготовку студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

В соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» Российской Федерации содержание профессиональной образовательной программы подготовки будущих специалистов по социальной работе обеспечивается блоками общих гуманитарнымх и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Анализ данного документа показал, что категория «Информационные технологии в социальной работе с различными категориями населения» не рассматривается. Однако в рамках блока общих математических и естественно-научных дисциплин мы обнаружили потенциальные возможности для раскрытия основ подготовки к использованию

информационных технологий в профессиональной деятельности. В поле нашего внимания попали дисциплины «Информатика», «Информационные технологии в социальной сфере», которые формируют базовые знания и умения у будущих специалистов по социальной работе к использованию информационных технологий. В блоках общепрофессиональных и специальных дисциплин студенты получают знания и умения по работе с основными категориями социальной работы, изучая такие дисциплины, как «Теория социальной работ», «Технология социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Семьеведение», «Социальная геронтология», «Проблемы социальной работы с молодежью», «Занятость населения и ее регулирование» и др.

Генерализующую роль в организации подготовки будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности мы представили дисциплине по выбору «Информационные технологии в социальной работе с различными категориями населения», в рамках которой можно решить проблему объединения представления о самих информационных технологиях и о технологиях социальной работы с различными категориями населения.

Рассмотрим особенности реализации третьего условия - практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки специалистов по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Учитывая то, что выделенные учебная, научно-исследовательская деятельность и производственная практика будущего специалиста перекликаются теоретически и практически, в качестве одного из направлений профессиональной подготовки будущего специалиста является интеграция теории и практики. Методически данная проблема отражает выбор схемы взаимосвязи теории с практикой.

В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе большое внимание уделяется практико-ориентированной

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ направленности. Для того, чтобы студенты были способны перенести теоретические знания на практику, в содержание образовательного процесса вуза включены научно-исследовательская работа и практика разных видов.

Проанализировав государственный образовательный стандарт, учебные планы и положения по практике социального факультета Магнитогорского государственного университета, мы установили, что в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе организовано несколько видов практики. Так, на I и II курсах студенты проходят ознакомительную практику, на IV курсе - учебную практику, на V курсе - производственную и преддипломную практики. Именно в период прохождения все видов практик у студентов закладываются основы профессионализма, формируется положительная мотивация на основе непосредственного знакомства с будущей профессиональной деятельностью.

За время прохождения различных видов практики растет профессиональная компетентность будущего специалиста по социальной работе в использовании информационных технологий: студенты начинают действовать самостоятельно, выполнять трудовые функции на высоком уровне используя информационные технологии, проявляют готовность к профессиональному росту. Содержание практики активно способствует становлению специалиста, в том числе его профессионально значимых качеств к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Таким образом, реализация данных педагогических условий, на наш взгляд, позволяет развивать и совершенствовать навыки социальной работы на основе информационных технологий, вырабатывать адекватную социально значимую личностную позицию будущего специалиста по социальной работе в современном информационном обществе.

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. / В. И. Андреев. - Казань : КГУ, 1996. - 567 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования : Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «350500» - «социальная работа». - М., 2000. - 33 с.

3. Загвязинский, В. И. Теория обучения : Современная интерпритация : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. И. Загвязинский. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

Bibliography

1. Andreyev V.I. Pedagogics of Self-Development: Innovation Course. - Kazan: Kazan University Publishers, 1996.

2. State Standard of Professional Higher Education: Minimum Content and Training Level Requirements of Graduates (Specialization 350500 - Social Work) - Moscow, 2000.

3. Zagvyazinsky V.I. Education Theory: Contemporary Interpretation. Instruction Book for Higher School Students. - Moscow: Academia Publishers, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.