Научная статья на тему 'Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поли-культурной среде детской школы искусств'

Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поли-культурной среде детской школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / МОБИЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ШКОЛА ИСКУССТВ / SKILLS OF INTERPERSONAL INTERACTION / MULTICULTURAL DIALOGUE / MOBILE ART GROUP / GROWING AGE / ARTS SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маргарян Л. И., Сизова Е. Р.

Статья представляет методику развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликуль-турной среде детской школы искусств, которая включает три этапа: мотивационный, развивающий и рефлексивный; основывается на методах поликультурного диалога, включения учащихся в мобильные разнонациональные, разновозрастные творческие коллективы для выполнения художественных заданий, методах самоанализа и взаимооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маргарян Л. И., Сизова Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEENAGERS' INTERPERSONAL INTERACTION SKILLS DEVELOPMENT IN MULTICULTURAL AREA OF CHILDREN'S ARTS SCHOOL

The article represents methods of teenagers' interpersonal interaction skills development in multicultural area of children's arts school, which include three stages: motivational, developmental, reflexive; bases on methods of multicultural dialogue, on including of students in mobile international, mixed-age art groups to performance art jobs, on methods of self analysis and peer assessment.

Текст научной работы на тему «Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поли-культурной среде детской школы искусств»

Bibliography

1. Tarabrina, N.V. Praktikum po psikhologii posttravmatichesgogo stressa. - SPb., 2001.

2. Magomed-Ehminova, D.M. Temporaljnostj i psikhicheskaya travma // Zdorovje nacii - osnova procvetaniya Rossii: materialih nauchno-

praktich. kongressov IV Vserossiyjskogo foruma. - M., 2008.

3. Kotenev, I.O. Terroristicheskiyj akt v Budennovske: poststressovihe sostoyaniya u rabotnikov milicii / I.O. Kotenev, M.B. Bogdanova // Izvestiya

MCPO i KNI pri GUK MVD Rossii. - 1996. - № 3.

4. Obukhov, S.G. Psikhiatriya / pod red. Yu.A. Aleksandrovskogo — M., 2007.

5. Akhmedova, Kh.B. Izmenenie lichnosti pri PTSR (po dannihm obsledovaniya mirnogo naseleniya, perezhivshikh voennihe deyjstviya): avtoref.

dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 37.01

Margaryan L.I., Sizova E.R. METHODS OF TEENAGERS' INTERPERSONAL INTERACTION SKILLS DEVELOPMENT IN MULTICULTURAL AREA OF CHILDREN'S ARTS SCHOOL.

The article represents methods of teenagers' interpersonal interaction skills development in multicultural area of children's arts school, which include three stages: motivational, developmental, reflexive; bases on methods of multicultural dialogue, on including of students in mobile international, mixed-age art groups to performance art jobs, on methods of self analysis and peer assessment.

Key words: skills of interpersonal interaction, multicultural dialogue, mobile art group, growing age, arts school.

Л.И. Маргарян, директор МУ ДОД «ДШИ № 1», г. Копейск, Е-mail: dshi 1 [email protected];

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского,

г. Челябинск; Е-mail: [email protected]

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОИ СРЕДЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Статья представляет методику развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликуль-турной среде детской школы искусств, которая включает три этапа: мотивационный, развивающий и рефлексивный; основывается на методах поликультурного диалога, включения учащихся в мобильные разнонациональные, разновозрастные творческие коллективы для выполнения художественных заданий, методах самоанализа и взаимооценки.

Ключевые слова: умения межличностного взаимодействия, поликультурный диалог, мобильный творческий коллектив, подростковый возраст, школа искусств.

Межличностное взаимодействие является важнейшей на- Деятельность учреждений дополнительного художественно-

учной категорией, которая отражает процессы взаимодействия го образования детей, каковыми являются детские школы ис-

человека с окружающим миром через систему отношений, скла- кусств, направлена на изучение ценностей художественной куль-

дывающихся между людьми в их общественной жизни. В педа- туры и освоение различных видов художественной деятельнос-

гогике межличностное взаимодействие трактуется как «личный ти (музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной,

контакт воспитателя и воспитанника (или воспитанников), име- фольклорной, эстрадной и др.). В связи с расширением нацио-

ющий следствием взаимные изменения их поведения, деятель- нального состава учащихся школ искусств в последнее время

ности, отношений и установок» [1, с. 18]. наблюдается тенденция включения в содержание образования

Педагогическое взаимодействие, в отличие от социально- поликультурных знаний, предполагающих освоение культурных

го, имеет целенаправленный, организованный характер и созда- ценностей этносов и народов, представители которых обучают-

ется для решения определенных педагогических задач. Оно на- ся в школе. Так, учащиеся исполняют этническую музыку, осва-

правлено на развитие личности ребенка через включение его в ивают национальные танцы, изучают народные промыслы, ре-

различные виды совместной деятельности, обусловливающие гиональный фольклор и т.д. Благодаря этому, образовательная

возникновение межличностных контактов и отношений между среда школы искусств становится поликультурной.

учащимися и их взаимовлияние друг на друга (Б.М. Бим-Бад, В поликультурной среде школы искусств имеются большие

А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, Х.И. Лийметс и др.). возможности для установления межнациональных контактов,

Взаимодействие как фактор личностного развития учащих- реализации межкультурного общения и межличностного взаи-

ся тщательно и глубоко исследовано в трудах педагогов-психо- модействия учащихся. Этому способствует не только многона-

логов А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мя- циональный состав учащихся, но и направленность на освое-

сищева, Н.Н. Обозова, Д.Б. Эльконина и многих других. Учены- ние культуры разных народов посредством совместной художе-

ми доказано, что межличностное взаимодействие является обя- ственно-творческой деятельности.

зательным условием формирования интеллекта, памяти, пси- Большая часть творческой деятельности учащихся школ

хических функций ребенка, его эмоционально-волевой сферы и искусств осуществляется в малых группах, где основополагаю-

социальных качеств. щее значение имеют межличностные отношения детей. Соот-

Следует отметить, что при тщательной и глубокой разрабо- ветственно, для обеспечения успешности этой деятельности и

танности проблем межличностного взаимодействия в общей и установления толерантных межличностных отношений в многовозрастной психологии и педагогике, в педагогике дополнитель- национальном ученическом коллективе учащимся необходимо

ного образования данная проблематика исследована недоста- владеть умениями межличностного взаимодействия.

точно. На сегодняшний день весьма незначительное количество Наиболее актуальной эта проблема становится в подрост-

научных работ посвящено вопросам межличностного взаимодей- ковом возрасте, когда учащиеся, с одной стороны, ощущают

ствия детей в процессе творческой деятельности, в условиях повышенное стремление к общению со сверстниками и учас-

поликультурной среды учреждений дополнительного образова- тию в жизни коллектива, а с другой - чувствуют неумение вести

ния, не раскрыты и возможности школ искусств в организации диалог, регулировать эмоциональные реакции и выстраивать

различных видов и форм межличностного взаимодействия уча- позитивные отношения с партнерами. По мнению психологов,

щихся разных возрастов. Указанные проблемы нуждаются в проблемы в межличностном взаимодействии у подростков свя-

дальнейшем исследовании и научной разработке, и это обус- заны, прежде всего, с неразвитостью коммуникативных умений,

ловливает актуальность настоящей статьи. эмоциональной неустойчивостью, склонностью к крайним, за-

частую негативным, оценкам событий, явлений и окружающих людей, невозможностью адекватно оценить себя самого (Г.С. Абрамова, В.С. Мухина, Р.С. Немов и др.).

Для реализации имеющихся в поликультурной среде детской школы искусств возможностей к межкультурному и межличностному взаимодействию необходима специальная методика, которая учитывала бы особенности психологии подростков и специфику освоения поликультурных знаний посредством совместной творческой деятельности учащихся.

Анализ психолого-педагогических исследований, а также наш собственный опыт руководящей и преподавательской работы в детской школе искусств позволил нам выделить комплекс умений межличностного взаимодействия учащихся-подро-стков. К ним мы относим умения: адекватно воспринимать партнера и распознавать его творческие намерения (перцептивные); осмысливать восприятие и понимание себя партнером (рефлексивные); осуществлять обмен художественной информацией с партнерами с помощью вербальных и невербальных средств (коммуникативные); строить позитивные взаимоотношения с партнерами с учетом национальных психологических особенностей и реализовывать совместные скоординированные действия (интерактивные).

Развитие названных умений, по нашему мнению, должно происходить поэтапно, с учетом особенностей поликультурной среды школы искусств. Общеизвестно, что успешность любой деятельности детей определяется, прежде всего, интересом к ней. В свое время С.Т. Шацкий говорил, что необходимо создать такие условия жизни детей в искусстве, при которых это искусство доставляло бы им самим радость. Применительно к предмету нашего исследования можно сказать, что сначала нужно вызвать у детей интерес к культуре других народов и к общению с представителями этих культур, то есть сформировать устойчивую положительную мотивацию к взаимодействию. Поэтому первый этап развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде школы искусств - мотивационный.

Известно, что в детских и молодежных коллективах бывает множество предрассудков в отношении народов, представители которых учатся в одном классе. К детям других национальностей часто относятся с высокомерием, предубеждением, недоброжелательностью, что создает в коллективе некомфортную, напряженную атмосферу. Учитывая это, на первом этапе реализации методики необходимо снять психологические барьеры в общении у детей разных национальностей, преодолеть сложившиеся стереотипы в их поведении, раскрепостить их и создать взаиморасположение друг к другу, а также выработать взаимное уважение к их культурам. Для этого нужно включить учащихся в процесс совместной деятельности по освоению культуры своего и других народов, путем организации коллективных дискуссий, бесед, семинаров, конференций. Соответственно, основным методом развития умений межличностного взаимодействия на данном этапе выступает метод поликультурного диалога.

Поликультурный диалог предполагает взаимодействие учащихся в двух ракурсах - с различными культурами и с носителями этих культур. Первый ракурс отражает содержательную сторону поликультурного диалога и предполагает организацию «встречи» учеников с культурой. Эта «встреча» может иметь самые разнообразные формы: знакомство с художественными образцами на учебных занятиях; посещение театров, концертов, фестивалей, национальных праздников, музеев, выставок; встречи с интересными людьми, представляющими национальные культуры; самостоятельное изучение образцов культуры и подготовка презентаций, выступления с докладами на конференциях и семинарах, написание статей по интересующей поликультурной тематике и т.д. Принципиальным здесь является момент соприкосновения с культурой того или иного народа, восприятие и усвоение новой информации, результатом чего является «присвоение» учеником духовных ценностей.

Второй ракурс отражает операциональную сторону поли-культурного диалога и предполагает организацию взаимодействия учащихся «по поводу встречи с культурой». Это взаимодействие также может иметь самые разнообразные учебные и внеучебные формы: беседы, дискуссии, диспуты, круглые столы, семинары, участие в работе внеклассных клубов по интересам, семейных клубов, всевозможных любительских обществ (любителей народных промыслов, национальной кухни и т.д.). Принципиальным здесь является момент коллективного обсуждения полученной информации, выражение личного отношения ребенка к «присвоенным» духовным ценностям, общение детей в атмосфере национальных традиций.

Формы реализации поликультурного диалога позволяют широко использовать возможности поликультурной образовательной среды детской школы искусств, которая предполагает изучение образцов мировой и национальных культур практически на всех предметах учебного плана, а также предусматривает регулярное посещение детьми театров, концертов, музеев, художественных выставок, организацию творческих встреч и пр. Менее жесткая регламентация учебного процесса в сравнении с общеобразовательными школами позволяет широко использовать интерактивные формы обучения (дискуссии, беседы, круглые столы и пр.). Описанные формы учебной работы направлены, главным образом, на развитие коммуникативных умений учащихся - умений выражать свои мысли и осуществлять обмен художественной информацией с партнерами с помощью вербальных и невербальных средств. В организации коллективного обсуждения также имеют значение интерактивные умения детей - умение выбрать верный тон и стиль общения, выслушивать оппонентов, корректно отстаивать свою позицию, подбирать аргументы и т.д.

Характеризуя в целом первый этап реализации предлагаемой нами методики, нужно отметить, что во взаимодействии учеников преобладает обмен мыслями, идеями, а не действиями, поэтому главное назначение поликультурного диалога - формирование интереса к национальным культурам и к мотивации к общению с их представителями.

Второй этап методики - развивающий - предполагает обмен не только мыслями, но и взаимными действиями. Задача данного этапа - развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе практического освоения художественных образцов различных культур. Решается эта задача с помощью метода включения учащихся в мобильные разнонациональные, разновозрастные творческие коллективы для выполнения конкретных художественных заданий в условиях парных, групповых, коллективных учебных занятий, а также сценических репетиций и концертных вступлений.

Поликультурная среда школы искусств создает условия для комплектования разновозрастных и разнонациональных учебных групп и творческих коллективов учащихся с целью решения разнообразных художественных задач. Так, для освоения музыкальных произведений этнокультур могут создаваться вокальные или инструментальные ансамбли разных составов (дуэты, трио, квартеты и т.д.). Для исполнения национальных танцев могут быть созданы танцевальные ансамбли юношей, девушек, а также ансамбли смешанных составов, в которых могут участвовать дети разных возрастов. Для подготовки театральных номеров, как правило, создаются учебно-творческие мастерские, где также занимаются дети разных возрастов и национальностей, причем составы этих мастерских подвижны и мобильны (одни и те же роли могут исполнять разные учащиеся). Для сценического оформления концертов, фестивалей, национальных праздников формируются мобильные группы учащихся отделения изобразительного искусства, которым даются конкретные задания, а дети сами распределяют обязанности и виды работ между собой с учетом индивидуальных особенностей и художественных приоритетов (у кого-то лучше получаются декорации, у кого-то эскизы костюмов и т.д.).

В процессе работы в этих творческих коллективах у подростков возникают особые межличностные отношения, распределяются функции и роли участников, формируется их социометрический статус, складывается внутренняя социометрическая структура группы. Вариативность состава таких групп, мобильность их организации, обусловленная решением разнообразных художественных задач, порождает мобильность и разнообразие коммуникативных связей, устанавливающихся между участниками группы, дает возможность изменения социометрического статуса членов группы, регулирует характер и стиль межличностных отношений. В совокупности все это обеспечивает развитие коммуникативных и интерактивных умений межличностного взаимодействия у подростков.

Участие в творческих коллективах представителей разных национальностей побуждает строить межличностное взаимодействие с учетом их психологических особенностей, темперамента, национального характера и социальной перцепции. Подросткам приходится учитывать повышенную возбудимость, вспыльчивость и обидчивость южных народов, избирая в общении с ними более корректный стиль поведения; медлительность и некоторую пассивность, но при этом доброжелательность и исполнительность северных народов, в общении с которыми приходится брать инициативу на себя и пр. Малые народы, населяющие Южный Урал - татары, башкиры, мордва др. также обладают своими особенностями, которые нужно учитывать при

организации учебного взаимодействия подростков [2]. Это создает дополнительные условия для варьирования стиля взаимоотношений партнеров, изменения способов коммуникации, коррекции поведенческих реакций, побуждает искать пути взаимопонимания и взаимного приспособления друг к другу, критически осмысливать собственные действия и действия партнеров, что в совокупности способствует развитию коммуникативных, интерактивных, перцептивных и рефлексивных умений у подростков.

Третий этап методики - рефлексивный - решает задачу дальнейшего совершенствования умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе осмысления результатов совместной творческой деятельности по освоению культуры своего и других народов. Для этого используются методы самоанализа и взаимооценки, реализованные в формах тематических уроков-дискуссий «мнение участников», «мнение коллег», «мнение критиков», «мнение зрителей и слушателей».

Необходимо отметить, что характерной чертой межличностного взаимодействия является рефлективная неоднозначность. Это значит, что учащиеся по-разному оценивают, как свои собственные действия в процессе общения и взаимодействия, так и действия партнеров и результаты совместной деятельности. Однако задача совершенствования умений межличностного взаимодействия требует наличия адекватной оценки, которая может сформироваться только в результате суммирования, обобщения и анализа различных точек зрения на одно и то же явление.

В поликультурной среде школы искусств при реализации различных видов учебно-творческой деятельности учащихся можно выделить четыре ролевые позиции субъектов взаимодействия, отражающие взгляды на него с разных сторон. «Мнение участников» выражает внутреннюю субъективную оценку совместных действий самими подростками; «мнение коллег» отражает внешнюю объективную, но при этом положительно мотивированную (доброжелательную) оценку субъектов взаимодействия, представляющих профессиональное сообщество; «мнение критиков» выражает объективную, независимую, положительно не мотивированную оценку субъектов взаимодействия, также представляющих профессиональное сообщество; «мнение зрителей и слушателей» - внешнюю объективную, но при этом нейтральную (без положительной или отрицательной мотивации) оценку субъектов взаимодействия, представляющих разные национальные группы (не профессиональное сообщество). В каждой роли могут выступать как сами подростки, так и преподаватели. Предметом тематических дискуссий может выступать любая форма взаимодействия учеников - как творческая (репетиция, концертное выступление и пр.), так и учебная (урок-конференция, урок-семинар и т.д.).

Способность вставать на разные позиции, анализировать и оценивать действия учащихся с разных сторон предполагает проявление перцептивных и рефлексивных умений, а необходимость высказывать и аргументировать свою точку зрения обусловливает актуализацию коммуникативных и интерактивных умений. Все в совокупности способствует развитию умений межличностного взаимодействия.

Предлагаемая методика учитывает возрастные особенности психологии подростков и специфику их взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности. Во-первых, она предполагает постановку серьезных творческих задач, позволяющих смоделировать стиль отношения взрослых. Данный фактор является очень важным для подростков - на это неоднок-

Библиографический список

ратно указывали психологи, подчеркивая, что в обучении подростков «учителям нужно ставить настоящие деловые задачи, подобные тем, которые стоят перед коллективами взрослых людей» [3, с. 563]. Наиболее показательно такие «взрослые» задачи ставятся и решаются при подготовке концертных номеров, предполагающих публичные выступления, когда подростки ощущают себя настоящими артистами, отстаивающими честь учебного заведения и своего творческого коллектива.

Во-вторых, методика делает акцент на большую самостоятельность в решении творческих задач, что также весьма важно для подростков. Психологи отмечают, что в подростковом возрасте умения взаимодействовать и решать поставленные задачи формируются и развиваются тогда, когда «подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него» [3, с. 228]. Именно на это рассчитаны такие формы работы, как самостоятельная подготовка докладов и выступлений на семинарах и конференциях, самостоятельное изготовление декораций и костюмов к спектаклям, самоорганизация групповых репетиций, где дети сами распределяют свои обязанности, функции и роли и т.д.

Описанная методика может быть эффективно реализована в условиях особой образовательной среды, рассчитанной на самоорганизацию и самообучение учащихся. Именно такими свойствами обладает поликультурная среда школы искусств -она использует разнообразные формы совместной художественной деятельности учащихся, в которых активно проявляется их самостоятельность и творческая воля. Подростки понимают, что художественный результат совместной деятельности определяет не индивидуальное мастерство, а коллективное дело, но его успех обусловливается усилиями каждого участника. Поэтому каждый заинтересован в совершенствовании индивидуального мастерства и проявлении личной инициативы, которые, в конечном счете, обеспечивают успех общего дела. Благодаря коллективной ответственности, проявляющейся в творческой среде и особенно свойственной подросткам, обеспечивается их саморазвитие: более слабые дети, попавшие в сильный творческий коллектив, неизбежно будут равняться на лучших, подтягиваться и стремиться к ним. Главная задача здесь - верная комплектация творческих групп с доминированием «сильного ядра», которое увлечет за собой слабых.

У подростка, помещенного в такую среду, вне зависимости от национальной принадлежности, развиваются новые адаптивные качества личности, которые позволяют ему лучше ориентироваться в новых условиях и задачах и результативнее решать старые. При этом включаются механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействиях со средой и с субъектами совместной деятельности, что и создает условия для интенсификации межличностных контактов и развития умений межличностного взаимодействия у обучающихся.

Таким образом, предложенная методика обеспечивает развитие умений межличностного взаимодействия у подростков за счет того, что актуализирует развивающие и обучающие свойства поликультурной образовательной среды, направленной на освоение поликультурных знаний посредством разнообразных форм совместной художественно-творческой деятельности учащихся. В заключение подчеркнем, что данная методика прошла достаточно длительную практическую апробацию - в течение пяти лет в условиях муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1» г. Копейска Челябинской области и доказала свою эффективность.

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2003.

2. Крысько, В.Г. Этническая психология. - М., 2009.

3. Немов, РС. Психология. - М., 1999. - Кн. 2. Психология образования.

Bibliography

1. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2003.

2. Krihsjko, V.G. Ehtnicheskaya psikhologiya. - M., 2009.

3. Nemov, R.S. Psikhologiya. - M., 1999. - Kn. 2. Psikhologiya obrazovaniya.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.