Научная статья на тему 'Эмпирическое изучение социально-демографических особенностей посттравмати-ческого стресса у населения Чеченской Республики, длительное время находившегося в условиях чрезвычайной ситуации'

Эмпирическое изучение социально-демографических особенностей посттравмати-ческого стресса у населения Чеченской Республики, длительное время находившегося в условиях чрезвычайной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ СОБЫТИЯ / ТРЕВОГА / ДЕПРЕССИЯ / POST-TRAUMATIC STRESSFUL FRUSTRATION / GENDER / AGE / PSYCHOINJURING EVENTS / ALARM / DEPRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хажуев И. С.

В статье представлены результаты эмпирического исследования признаков посттравматического стресса контингента лиц, длительное время прибывавших в условиях чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хажуев И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF SOCIODEMOGRAPHIC PECULIARITIES OF PTS OF CHECHEN REPUBLIC POPULATION, THAT DURING CONTINIOUS TIME WAS IN EMERGENCY CONDITIONS

The article is presented the results of empirical research of the signs of PTS of peple that during continious time were in emergency conditions/

Текст научной работы на тему «Эмпирическое изучение социально-демографических особенностей посттравмати-ческого стресса у населения Чеченской Республики, длительное время находившегося в условиях чрезвычайной ситуации»

УДК 159.9:61

KhazhuevI.S. EMPIRICAL STUDY OF SOCIODEMOGRAPHIC PECULIARITIES OF PTS OF CHECHEN REPUBLIC POPULATION, THAT DURING CONTINIOUS TIME WAS IN EMERGENCY CONDITIONS. The article is presented the results of empirical research of the signs of PTS of peple that during continious time were in emergency conditions/ Key words: post-traumatic stressful frustration, gender, age, psychoinjuring events, alarm, depression.

И.С. Хажуев, преп. каф. психологии ФБГОУ ВПО «Чеченский гос. педагогический институт», г. Грозный, E-mail: hazhuev@mail.ru

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОСТТРАВМАТИЦЕСКОГО СТРЕССА У НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАХОДИВШЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования признаков посттравматического стресса контингента лиц, длительное время прибывавших в условиях чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: посттравматические стрессовые

события, тревога, депрессия.

В современном мире резко возросло количество чрезвычайных событий. Эти ситуации характеризуются, прежде всего, психотравмирующим воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттрав-матическом стрессовом расстройстве, возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью. Стресс, вызываемый подобными экстремальными ситуациями, становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями.

В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения [1]. Травматический стресс - это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Под воздействием травматической ситуации нарушается процесс восприятия непрерывности жизни, и разрушаются индивидуальные объяснительные схемы, которые до травматического воздействия делали субъективный мир понятным и предсказуемым, разрушаются базовые представления о мире и о себе. Травматическое переживание приводит к тому, что в системе психологической защиты личности возникают нарушения, снижающие ее функционирование. В результате на когнитивном уровне происходит разделение жизни на две части - до и после травмы [2]. Согласно международной классификации болезней - 10 и DSM (Diagnostikal and Statistical Mannual of Mental Disorders) - IV, вслед за травмирующими событиями, выходящими за рамки нормального человеческого опыта, может развиваться посттравматичес-кое стрессовое расстройство. Пациентами могут стать как непосредственные жертвы травм, так и свидетели.

Начало плановых исследований по изучению посттравма-тических стрессовых нарушений было начато в США в конце 60х годов в связи с необходимостью оказывать помощь американским ветеранам войны во Вьетнаме. Однако первостепенное значение этой проблемы стало особенно очевидным уже к середине 70-х годов, когда американское общество столкнулось с девиантным поведением ветеранов вьетнамской войны. Статистические данные это хорошо иллюстрируют: число самоубийств среди участников вьетнамской войны к 1975 году превысило число погибших (58226) в самой войне в три раза. Уровень разводов среди них составляет около 90%, высокий процент алкоголизма и наркомании и т.п.[6 ]. Подобная картина наблюдалась как у участников боевых действий Афганистане, так и у военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. Обследование личного состава Буденновского РОВД, проведенное спустя 10 месяцев после того, как город подвергся террористической атаке, показало наличие симптомов постстрессовых нарушений у 21,5% сотрудников [3]. Профессора И.Б. Ушаков и Ю.А. Бубеев (2005) приводят данные о том, что до 50-55% комбатантов, участвовавших в локальных войнах последних десятилетий, впоследствии стра-

расстройства, гендер, возраст, психотравмирующие

дают симптомами посттравматического стрессового расстройства. По другим данным, стрессовыми расстройствами, по сей день, страдают 29-45% ветеранов второй мировой войны, 2530% американских ветеранов вьетнамской войны. Порядка 80% раненых и 30% больных ветеранов чеченского конфликта [3]. По данным Г.И. Каплана и Б. Сэдока, посттравматическое стрессовое расстройство встречается у 1-3 % всего населения, а у ветеранов войн - в 30%. По Ю.В. Попову и В.Д. Виду, данное расстройство возникает у 50-80% лиц, перенесших тяжелый стресс, а в общей популяции населения в мирное время для мужчин показатели составляют 0,5%, для женщин - 1,2% [4]. По данным исследования Ахмедовой Х.Б. (2004) среди лиц подвергавшихся стрессовому воздействию более длительное время распространенность симптомов посттравматического стрессового расстройства имеет наибольшую выраженность [5].

Таким образом, посттравматическое стрессовое расстройство можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего психоэмоциональный стресс достаточной выраженности, способный быть травматическим практически для любого человека.

В эмпирическом исследовании принимали участие учащиеся студенты Чеченского Государственного Педагогического Института (ЧГПИ), сотрудники различных подразделений Министерства внутренних дел Чеченской Республики, проходящие стационарное лечение в Медико-Санитарной части (МСЧ) военного госпиталя при Министерстве внутренних дел Чеченской Республики, преподаватели 2 средних школ: сШ №2 г.Аргун и СШ №1 село Алхан-Кала.

В общую выборку обследованных вошли 286 человек в возрасте от 20 до 60 лет. Из них 103 человека это сотрудники правоохранительных органов, 106 человек - студенческая молодежь, а также лица не занятые трудовой деятельностью или занятые различной профессиональной деятельностью и имеющие гражданскую специализацию (77 человек).

С учетом социально-демографических характеристик были сформированы выборки: по половому признаку - женская выборка (122 человек) и мужчины (164 человек); по возрасту -представители юношеского возраста (94), лица достигшие зрелости первого (137) и второго (55) периодов; по месту жительства - представители сельской (126) и городской местности (160 человек).

В качестве диагностических стандартов использовались:

1. Шкала клинической диагностики посттравматического стрессового расстройства (CAPS-DX).

2. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory — BDI)

3. Шкала суицидальных мыслей Бека.

4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера»

В результате анализа полученных данных по посттравма-тическому стрессовому расстройству, выявлена картина выраженности симптоматики расстройства среди лиц переживших психотравмирующие события, как к моменту обследования, так и после травмы в прошлом (в период активной фазы контртеррористической операции). Так, клинический уровень выраженности симптомов посттравматического стрессового расстройства

Рис. 1. Показатели выраженности критериев посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в текущем времени

Симптомы ПТСР в прошлом

О (синдром гипер активное ти)

37% Л

В (синдром интрузии) 36%

С (синдром

избегания)

27%

Рис. 2. Показатели выраженности критериев посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) после травмы в прошлом

в текущем времени отмечен у 21 % обследованных, субклини-ческий уровень диагностирован у 27,6% и отсутствие симптоматики посттравматического стресса к моменту обследования, не смотря на переживание в прошлом психотравмирующих событий, выявлено у 43,4% обследованных (X2 =24,646, р<0,001). Клиническая картина выраженности симптомов посттравматичес-кого стрессового расстройства после травмы в прошлом отмечена у 38,1%, субклиническая картина симптоматики стрессового расстройства выявлена у 39,5% обследованных, и отсутствие признаков ПТСР в прошлом, не смотря на психотравмирующее событие в клинической картине обследованных, отмечено у 11,2% респондентов (X2 =49,236, р<0,001). В то же время 8% обследованных (32 человек) от общей выборки вообще не пережили психотравмирующих событий, а 4,2% не пережили травматический стресс в прошлом, но успели его пережить к моменту обследования.

Анализ синдромальных критериев посттравматического стрессового расстройства в текущем и в прошлом, позволил выявить статистически значимые различия (р<0,001) по всем кластерам посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) (рис. 1).

Как видно из диаграммы 1, к моменту обследования, наиболее выраженным из всех кластеров посттравматического стрессового расстройства, оказался синдром гипервозбудимости ф), на втором месте по выраженности - синдром избегания (С), и наименее выраженным оказался синдром интрузии (В). А после травмы в прошлом (см. дигр. 2) у лиц переживших психотравмирующие события так же на первом месте по выраженности были симптомы синдрома гипервозбуждения, вторую позицию в соответствии с высокими показателями заняли симптомы повторного переживания травмы, и наименее выраженным в прошлом оказался синдром избегания.

В то же время, к моменту обследования отсроченных признаков посттравматического стрессового расстройства не было обнаружено ни у одного обследованного. Зато после травмы в прошлом, отсроченное начало симптоматики ПТСР выявлено у

7% лиц имевших симптомы расстройства (X2 =180,299, р<0,001).

По продолжительности течения в текущем - к моменту обследования, не выявлено значимых различий между выборками у которых диагностировано острое (менее 3 месяцев) - 49,3%

и хроническое (более 3 месяцев) течение симптоматики расстройства - 42,7% (X2 =1,373, р<0,05). Зато после травмы в прошлом у 33,9% отмечено острое течение симптомов ПТСР, у 54,9% - хроническое (X2 = 14,173, р<0,001).

Анализ признаков посттравматического стрессового расстройства по клинико-демографическим особенностям обследованных, выявил что к моменту обследования и после травмы в прошлом среди выборок сформированных с учетом половой принадлежности, наиболее подвержены переживаниям симптоматики посттравматического стрессового расстройства женщины по сравнению с представителями сильного пола (рис. 3).

В то же время, анализ выраженности симптоматики пост-травматического стрессового расстройства с учетом возрастных особенностей обследованных, позволил выявить статистически значимые различия (р<0,05) только по синдрому интрузии в текущем времени и после травмы в прошлом (критерий В).

Так, к моменту обследования наиболее выраженными симптомы повторного переживания травмы оказались у представителей юношеского возраста (18-20 лет), а после травмы в прошлом репереживаниям психотравмирующего опыта более подверженными оказались лица возрастной категории зрелость 2 периода (36-60 лет).

Достоверные различия в выраженности симптомов пост-травматического стрессового расстройства также были получены с учетом специализации выборок (гражданские и комбатанты), только по 2 критериям расстройства: интрузии (р<0,01) и гипервозбуждения (р<0,05), симптомы которых диагностировались в текущем времени. И симптомы интрузии, и симптомы ги-иперактивности при посттравматическом стрессовом расстройстве оказались более выраженными у гражданских лиц по сравнению с комбатантами.

Анализ выраженности признаков посттравматического стрессового расстройства у выборок, сформированных с учетом места жительства испытуемых - города и сельской местности, выявил значимые статистические различия только по двум критериям - синдрому интрузии и избегания в структуре посттравматического стрессового расстройства (р<0,05). Оба синдромальных критерия посттравматического стрессового расстройства проявляются у травмированных лиц в текущем времени и наиболее выражены у представителей сельской местности.

Примечание: p<0,01

Рис. 3. Показатели выраженнности признаков ПТСР в текущем времени и после травмы в прошлом

с учетом половой принадлежности

Так как признаки посттравматического стрессового расстройства обычно сочетаются с тревожно депрессивными и суицидальными состояниями, был проведен анализ взаимосвязи между данными аффективными состояниями, в результате, которого было выявлено наличие положительной корреляции между повышением уровня выраженности признаков посттравма-тического стрессового расстройства в текущем времени и ситуативной тревогой (г=0,241, р<0,001). Показатели расстройства также положительно коррелировали с ростом личностной тревожности (г=0,356, р<0,001) и симптомами депрессии (г=0,383, р<0,001). Аналогичная картина наблюдалась и после травмы в прошлом, повышение признаков посттравматического стрессового расстройства сопровождалось ростом ситуативной (г=0,212, р<0,001) и личностной (г=0,265, р<0,001) тревоги, симптомов депрессии (г=0,288, р<0,001) и показателей суицидальных мыслей (г=0,200, р<0,001).

Как известно главным фактором формирования симптоматики посттравматического стрессового расстройства является психотравмирующее событие, так же большое значение имеют длительность психотравмирующего воздействия и частота травматических эпизодов. В результате анализа (ранговый анализ по критерию Краскело-Уолеса) выраженности признаков пост-травматического стрессового расстройства у лиц переживших различные психотравмирующие ситуации установлены статистически значимые различия по отдельным показателям посттрав-матического стрессового расстройства (синдрому интрузии и по кластеру дополнительных симптомов при ПТСР). Так, синдром интрузии в текущем времени (р<0,01, А =19,488) наиболее выраженным оказался у лиц переживших гибель близкого родственника, на втором месте по выраженности симптоматики повторного переживания травмы лица пережившие расстройство брака. После травмы в прошлом (р<0,001, х =61,512) наибольшая выраженность данного синдрома отмечена у лиц переживших расстройство брака, и только потом гибель близкого родственника. В текущем, 3 и 4 ранговые позиции по выраженности симптомов повторного переживания травмы соответственно заняли лица, ставшие свидетелями насильственной смерти и лично пережившие непосредственную угрозу для жизни. В прошлом после переживания травмы, аналогичные позиции заняли лица, пережившие непосредственную угрозу для жизни и лица, ставшие свидетелями насильственной смерти. На пятом месте по выраженности симптомов репереживания, как в текущем, так и после травмы в прошлом - обследованные пережившие ранения. И наименее выражены симптомы репереживания в текущем и прошлом времени у лиц, переживших пропажу без вести близких родственников. Показатели выраженности дополнительных симптомов в зависимости от психотравмирующих событий

Библиографический список

к моменту обследования и после травмы в прошлом имеют идентичные значения (р<0,05, X2 =14,676 и р<0,001, X =23,146). Наибольшая выраженность дополнительных симптомов посттрав-матического стрессового расстройства отмечена у лиц переживших расстройство брака, на втором месте лица пережившие гибель близкого родственника, третье место по выраженности блока дополнительных симптомов люди испытавшие угрозу для жизни. На 4 месте по выраженности - свидетели насильственной смерти и наименее выраженным данный симптомакомплекс, оказался у лиц получивших ранения и переживших пропажу без вести близкого родственника. Установлено также, что на повышение симптомов посттравматического стрессового расстройства влияет увеличение длительности и частоты психотравмирующего воздействия. Показатели расстройства положительно коррелируют с увеличением продолжительности психотравмирующего воздействия - от 1 года до более 2 лет (г=0,281, р<0,001) и с повышением частоты травмирующих событий - более 2 эпизодов (г=0,133, р<0,05).

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. К моменту обследования признаками посттравматичес-кого стресса страдали 48,6%, а после травмы в прошлом - 77,6% от общей выборки обследованных.

2. После травмы в прошлом, так и в настоящем, наиболее выраженной оказалась симптоматика синдрома гиперактивности. На втором месте, в текущем времени, преобладали симптомы избегания, а в прошлом - интрузии.

3. Показано, что симптомы посттравматического стрессового расстройства к моменту обследования и после травмы в прошлом наиболее сильно выражены у женщин по сравнению с мужчинами.

4. Выявлены значимые различия в выраженности синдро-мальных критериев повторного переживания травмы и избегания в структуре посттравматического стрессового расстройства, которые наиболее преобладали у жителей сельской местности, чем у представителей города.

4. Наиболее подверженной переживаниям признаков повторного репереживания травмы в структуре посттравматического стрессового расстройства к моменту обследования оказались лица юношеского возраста, а после травмы в прошлом лица, достигшие зрелого возраста 2 периода.

5. Установлено, что повышение симптомов посттравмати-ческого стрессового расстройства сопряжено с ростом показателей реактивной и личностной тревоги, показателей суицидных мыслей и симптоматики депрессии.

6. Установлено, что усиление симптомов посттравматичес-кого стрессового расстройства обусловлено повышением факторов длительности и частоты психотравмирующих событий.

1. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматичесгого стресса. - СПб., 2001.

2. Магомед-Эминова, Д.М. Темпоральность и психическая травма // Здоровье нации - основа процветания России: материалы научно-практич. конгрессов IV Всероссийского форума. - М., 2008.

3. Котенев, И.О. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции / И.О. Котенев, М.Б. Богданова // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. - 1996. - № 3.

4. Обухов, С.Г. Психиатрия / под ред. Ю.А. Александровского — М., 2007.

5. Ахмедова, Х.Б. Изменение личности при ПТСР (по данным обследования мирного населения, переживших военные действия): авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004.

Bibliography

1. Tarabrina, N.V. Praktikum po psikhologii posttravmatichesgogo stressa. - SPb., 2001.

2. Magomed-Ehminova, D.M. Temporaljnostj i psikhicheskaya travma // Zdorovje nacii - osnova procvetaniya Rossii: materialih nauchno-

praktich. kongressov IV Vserossiyjskogo foruma. - M., 2008.

3. Kotenev, I.O. Terroristicheskiyj akt v Budennovske: poststressovihe sostoyaniya u rabotnikov milicii / I.O. Kotenev, M.B. Bogdanova // Izvestiya

MCPO i KNI pri GUK MVD Rossii. - 1996. - № 3.

4. Obukhov, S.G. Psikhiatriya / pod red. Yu.A. Aleksandrovskogo — M., 2007.

5. Akhmedova, Kh.B. Izmenenie lichnosti pri PTSR (po dannihm obsledovaniya mirnogo naseleniya, perezhivshikh voennihe deyjstviya): avtoref.

dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 37.01

Margaryan L.I., Sizova E.R. METHODS OF TEENAGERS' INTERPERSONAL INTERACTION SKILLS DEVELOPMENT IN MULTICULTURAL AREA OF CHILDREN'S ARTS SCHOOL.

The article represents methods of teenagers’ interpersonal interaction skills development in multicultural area of children's arts school, which include three stages: motivational, developmental, reflexive; bases on methods of multicultural dialogue, on including of students in mobile international, mixed-age art groups to performance art jobs, on methods of self analysis and peer assessment.

Key words: skills of interpersonal interaction, multicultural dialogue, mobile art group, growing age, arts school.

Л.И. Маргарян, директор МУ ДОД «ДШИ № 1», г. Копейск, Е-mail: dshi 1 kgo@mail.ru;

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского,

г. Челябинск; E-mail: elsizova@mail.ru

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОИ СРЕДЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Статья представляет методику развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликуль-турной среде детской школы искусств, которая включает три этапа: мотивационный, развивающий и рефлексивный; основывается на методах поликультурного диалога, включения учащихся в мобильные разнонациональные, разновозрастные творческие коллективы для выполнения художественных заданий, методах самоанализа и взаимооценки.

Ключевые слова: умения межличностного взаимодействия, поликультурный диалог, мобильный творческий коллектив, подростковый возраст, школа искусств.

Межличностное взаимодействие является важнейшей на- Деятельность учреждений дополнительного художественно-

учной категорией, которая отражает процессы взаимодействия го образования детей, каковыми являются детские школы ис-

человека с окружающим миром через систему отношений, скла- кусств, направлена на изучение ценностей художественной куль-

дывающихся между людьми в их общественной жизни. В педа- туры и освоение различных видов художественной деятельнос-

гогике межличностное взаимодействие трактуется как «личный ти (музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной,

контакт воспитателя и воспитанника (или воспитанников), име- фольклорной, эстрадной и др.). В связи с расширением нацио-

ющий следствием взаимные изменения их поведения, деятель- нального состава учащихся школ искусств в последнее время

ности, отношений и установок» [1, с. 18]. наблюдается тенденция включения в содержание образования

Педагогическое взаимодействие, в отличие от социально- поликультурных знаний, предполагающих освоение культурных

го, имеет целенаправленный, организованный характер и созда- ценностей этносов и народов, представители которых обучают-

ется для решения определенных педагогических задач. Оно на- ся в школе. Так, учащиеся исполняют этническую музыку, осва-

правлено на развитие личности ребенка через включение его в ивают национальные танцы, изучают народные промыслы, ре-

различные виды совместной деятельности, обусловливающие гиональный фольклор и т.д. Благодаря этому, образовательная

возникновение межличностных контактов и отношений между среда школы искусств становится поликультурной.

учащимися и их взаимовлияние друг на друга (Б.М. Бим-Бад, В поликультурной среде школы искусств имеются большие

А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, Х.И. Лийметс и др.). возможности для установления межнациональных контактов,

Взаимодействие как фактор личностного развития учащих- реализации межкультурного общения и межличностного взаи-

ся тщательно и глубоко исследовано в трудах педагогов-психо- модействия учащихся. Этому способствует не только многона-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логов А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мя- циональный состав учащихся, но и направленность на освое-

сищева, Н.Н. Обозова, Д.Б. Эльконина и многих других. Учены- ние культуры разных народов посредством совместной художе-

ми доказано, что межличностное взаимодействие является обя- ственно-творческой деятельности.

зательным условием формирования интеллекта, памяти, пси- Большая часть творческой деятельности учащихся школ

хических функций ребенка, его эмоционально-волевой сферы и искусств осуществляется в малых группах, где основополагаю-

социальных качеств. щее значение имеют межличностные отношения детей. Соот-

Следует отметить, что при тщательной и глубокой разрабо- ветственно, для обеспечения успешности этой деятельности и

танности проблем межличностного взаимодействия в общей и установления толерантных межличностных отношений в многовозрастной психологии и педагогике, в педагогике дополнитель- национальном ученическом коллективе учащимся необходимо

ного образования данная проблематика исследована недоста- владеть умениями межличностного взаимодействия.

точно. На сегодняшний день весьма незначительное количество Наиболее актуальной эта проблема становится в подрост-

научных работ посвящено вопросам межличностного взаимодей- ковом возрасте, когда учащиеся, с одной стороны, ощущают

ствия детей в процессе творческой деятельности, в условиях повышенное стремление к общению со сверстниками и учас-

поликультурной среды учреждений дополнительного образова- тию в жизни коллектива, а с другой - чувствуют неумение вести

ния, не раскрыты и возможности школ искусств в организации диалог, регулировать эмоциональные реакции и выстраивать

различных видов и форм межличностного взаимодействия уча- позитивные отношения с партнерами. По мнению психологов,

щихся разных возрастов. Указанные проблемы нуждаются в проблемы в межличностном взаимодействии у подростков свя-

дальнейшем исследовании и научной разработке, и это обус- заны, прежде всего, с неразвитостью коммуникативных умений,

ловливает актуальность настоящей статьи. эмоциональной неустойчивостью, склонностью к крайним, за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.